Заявка на расчет
Меню Услуги

Контроль и надзор в банковской сфере (на материалах отделений Сбербанка РФ по Республике Дагестан). Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


1.3 Формы и виды банковского надзора и контроля

Вид банковского надзора – это обусловленная объектом и предметом банковского надзора конкретная деятельность Банка России по проверке деятельности кредитной организации.

Рис. 2 — Формы и методы контроля над деятельностью банков со стороны ЦБ РФ.

В стандартном варианте банковский надзор подразумевает 2 основных компонента:

1) лицензирование и согласование изменений структуры кредитной организации;

2) текущий контроль

Классифицировать можно с помощью различных критериев банковский надзор:

  • Общая классификация банковского надзора. В зависимости от предмета надзора следует выделить функциональные виды надзора, а в зависимости от субъекта – институциональные.
  • Предметная классификация банковского надзора (функциональная). Банковский надзор классифицируется в соответствии со спецификой нормативного, экономического и финансового содержания банковской деятельности, которая является предметом надзора.
  • Нормативная классификация банковского надзора. Можно выделить несколько видов: общий (юридический) и пруденциальный (финансовый).
  • Банковский надзор в зависимости от развития банковской деятельности подразумевает:

1) лицензирование;

2) текущий надзор за исполнением финансовых нормативов и соблюдение законодательства.

  • Банковский надзор в зависимости финансового положения банковской различают валютный надзор и надзор, связанный с обслуживанием банками бюджетных счетов.
  • Банковский надзор в зависимости от места проведения надзора подразделяется на несколько видов: дистанционный (контроль за кредитными организациями с помощью предоставления необходимых документов через удаленный доступ) и контактный (надзор, который проверяет банковскую деятельность в самой кредитной организации)[1].

1.4 Организация банковского регулирования, надзора и контроля

Банковское регулирование и банковский надзор – функции Банка России. Задачами регулирования и надзора в банковском секторе являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вторгается в оперативную деятельность кредитных организаций, кроме случаев, которые предусмотрены федеральными законами.[2]

Для осуществления контроля над этими задачами в Центральном Банке создан Комитет банковского надзора. Его руководитель назначается председателем Банка России.

Банк России определяет в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации»:

— обязательные для кредитных организаций и бaнковских групп прaвила проведения бaнковских операций;

— нормативы бухгалтерского учета и отчетности;

— правила организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации.

Кроме того, ЦБ устанавливает следующие финансовые нормативы для кредитных организаций:

— предельный размер неденежных вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

— максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных;

— максимальный размер крупных кредитных рисков;

— нормативы ликвидности кредитной организации;

— нормативы достаточности собственных средств (капитала);

— размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

— минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

— нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц (не более 25% от собственных средств);

— максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией или банковской группой своим участникам (акционерам).

Базовые нормативы прописаны в федеральном законе и как было предоставлено выше: максимальный размер риска на одного заемщика не может превышать 25% размера собственных средств банка. Максимальный размер крупных кредитных рисков (сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного заемщика, составляющая более 5% средств) должен быть не больше 800% от капитала. Банк не может вкладывать более 25% своих собственных средств в акции и доли других юридических лиц. Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам, ограничен 50%. Остальные нормативные показатели определяются Банком России самостоятельно.

Центральный Банк имеет полное право применять соответствующие санкции при проверке кредитных организаций и обнаружения в их процессе нарушений:

  • оштрафовать в размере до 1% от уставного капитала;
  • потребовать принять меры для решения финансовой устойчивости, в том числе изменения структуры активов, замены руководителей, осуществления реорганизации;
  • изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
  • запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
  • назначить временную администрацию на срок до шести месяцев;
  • запрет на реорганизацию кредитной организации;
  • выдвинуть мнение, которое опирается на повышении объема собственных средств кредитной организации с помощью учредителей для выполнения соответствующих нормативов.

Самой жестокой и строгой мерой наказания является лишение лицензии у кредитной организации, затем ликвидация банка. Также Банк России имеет право направить в кредитную организацию своего уполномоченного представителя.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций — это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Федеральный закон предоставил Банку России правомочия осуществлять банковский надзор: наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений.

Банковский надзор осуществляется, главным образом на основании, двух федеральных законов: ФЗ «О Центральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности», а также на основании многочисленных нормативных актах, издаваемых самим Банком России в соответствии с действующим законодательством.

Глава 2. Правовые основы контроля и надзора за деятельностью Сбербанка РФ по Республике Дагестан

2.1 Меры воздействия Банка России в порядке надзора и контроля деятельности Сбербанка РФ по Республике Дагестан

 

Система реализации регулирования и надзора представляет собой концепцию инструментов и методов банковской деятельности.

Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные.

Рассмотрим на рисунке 3 методы, которые были применены в Сбербанках РФ по Республике Дагестан в 2017-2019 гг

Рис. 3 – Методы надзора, применяемые к Сбербанку РФ по Республике Дагестан в 2017-2019 гг.

Исходя из рисунка 3, можно сделать вывод, что основную долю надзоров в Сбербанках РФ по Республике Дагестан занимают административные (45%) и экономические (39%) методы. Самую меньшую долю занимают надзорные и составляют всего 3%.

Административные методы, включающие лицензирование, также ограничения и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.

Экономические методы, которые оказывают, в первую очередь, непрямое воздействие на деятельность банков, включают в себя 3 главные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения Центрального Банка поведение коммерческих банков).

Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением деятельности Сбербанках РФ по Республике Дагестан.[3]

Регулирующие методы нацелены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе “О банках и банковской деятельности” и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов.

Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.

Как отмечает Максимов М.В., в зависимости от того, на каком этапе государственного управленческого процесса применяются регистрационные, лицензионные, согласовательные, уведомительные, в том числе антимонопольные, банковские процедуры, они носят  либо характер бaнковского регулирования, либо характер бaнковского надзора. Так, в момент создания кредитной организации упомянутые банковские процедуры являются элементами банковского регулирования. В последующем, например, при внесении изменений в состав учредителей, в уставный капитал, если помимо регистрации Банк России оценивает ранее проведенные сделки или принятые рeшения с точки зрения их законности, имеет место не только бaнковское регулирование, но и банковский надзор.

Рис. 4 –  Меры воздействия, применяемые к Сбербанку РФ по Республике Дагестан

Исходя из рисунка 4, можно сделать вывод, что надзорные органы применяют к Сбербанку РФ по Республике Дагестан меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные. Особенно большую степень занимают предупредительные меры, составляют 78 %.

Конкрeтный состав применяемых мер воздeйствия может, как включать меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов.[4]

Выбор мер воздействия производится надзорными органами самостоятельно, исходя из положений Закона о банках, а также Закона о Банке России, Закона о банкротстве, нормативных актов Банка России с учетом характера допущенных кредитной организацией нарушений; причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений; общего финансового состояния кредитной организации, а также положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг.

Предупредительные меры воздействия к Сбербанку РФ чаще всего применяют тогда, когда нарушения в банковской деятельности банка не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков, которые в частности применяются на начальных стадиях реализации нарушений. [5]

В Сбербанке РФ в Республике Дагестан предупредительные меры применяются в следующих случаях:

  • при ухудшении показателей деятельности кредитной организации, если установленные Банком России обязательные нормативы деятельности или иные требования, определяющие предельные уровни рисков, принимаемых кредитной организацией, выполняются либо имеют мeсто незначительные нарушения этих требований, не свидетельствующие о развитии процессов, угрожающих финансовому состоянию кредитной организации, интересам ее кредиторов и вкладчиков;
  • по данным отчетности или другой не менее важной информации видно, что существует большая вероятность, которая свидетельствует о ухудшении финансового состояния кредитной организации;
  • при несоблюдении требований федеральных законов и нормативных актов Банка России в части регистрации кредитных организаций, их лицензирования и расширения деятельности, в частности: при несоблюдении кредитной организацией требований Банка России.[6]

Содержание предупредительных мер воздействия включает:

  • уведомление органов управления о нарушениях в банковской деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;
  • установление рекомендаций надзорного органа по исправлению в кредитной организации выявленных нарушений;
  • предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение нарушений, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями;
  • установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

К принудительным мерам воздействия относятся:

  • штрафы;
  • требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению;
  • требование о приведении в соответствие величины собственных средств и размера уставного капитала кредитной организации в соответствие с пунктом 3 статьи 12 Закона о банкротстве кредитных организаций;
  • требование о реорганизации кредитной организации, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации;
  • ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;
  • запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года;
  • запрет на открытие филиалов на срок до одного года;
  • требование о замене руководителей кредитной организации;
  • назначение Временной администрации по управлению кредитной организацией;
  • отзыв лицензии на осуществление банковских операций.[7]

Применяемые к кредитной организации принудительные меры воздействия, как правило, оформляются в виде предписания.

Исходя из данных  таблицы 1, можно сделать вывод о том, что по результатам проверок по совокупности выявленных нарушений ЦБ РФ в Сбербанке РФ в Республике Дагестан в 2019 году к кредитным организациям были применены различные меры воздействия: предупредительные— доведение до сведения руководства информации о нарушениях в деятельности кредитной организации (в 125 случаях); принудительные (37 случаях) — предъявление требований об устранении выявленных нарушений (в 20 случаях); штрафы наложены в 16 случаях; введены ограничения либо запреты на осуществление отдельных видов банковских операций в 1 случае.

Таблица 1 — Меры воздействия по совокупности выявленных нарушений  Центральным банком РФ в Сбербанке РФ в Республике Дагестан за 2017-2019 гг.

Если рассматривать 2019 и 2018 года, то можно сделать вывод о том, что динамика предупредительных и принудительных мер положительная, кроме штрафов (ниже на 23,8%) и ограничений (значения одинаковые).

Рис. 5 — Меры воздействия по совокупности выявленных нарушений  Центральным банком РФ в Сбербанке РФ в Республике Дагестан за 2017-2019 гг.

В разрезе структуры мер воздействия видно, что в Сбербанке РФ происходит увеличение количества предупредительных и принудительных мер. Уменьшилось только число штрафов в 2019 году по сравнению с 2017 годом на 23,8%. Отсюда следует вывод, что нарушения в данной кредитной организации с каждым годом увеличивается.

С целью увеличения прозрачности положения кредитных организаций и упрощения контроля с 2017 г. ЦБ РФ введено свежее заявка к ликвидности — коэффициент покрытия ликвидности (КПЛ). Облегчая кредитным организациям соблюдение предоставленного запросы, в 2016 г. ЦБ РФ  подтвердил  кредитные части для главных кредитных организаций на необходимую сумму  в 600 миллиардов. руб. Предоставленной мерой помощи имеют все шансы пользоваться и не довольно большие кредитные организации по запросу. На этот момент заявка установлено в размере 70 % с поэтапным взлетом на 10 % в год и достижением 100 % в 2019 г. Это финансирование имеет возможность утверждаться на раз год с вероятностью последующего продления на тех же критериях ещё на раз год.[8]

ЦБ РФ продолжает работу по поочередному  внедрению интернациональных раскладов к регулировке и надзору за кредитными организациями. Беря во внимание сложность внедряемых  интернациональных стереотипов, ЦБ РФ сформировал теорию  пропорционального регулировки  банковского раздела, в базе которой лежит деление кредитных организаций по составу разрешенных операций на кредитные организации с универсальной лицензией и кредитные организации с базисной  лицензией.  Главным аспектом  определения облика лицензии считается наименьший величина личных средств (капитала) кредитной организации. Так, для  возобновил регистрируемой кредитной организации с универсальной лицензией предлагается ввести его в объеме 1 миллиардов. руб., а для кредитной организации с базисной лицензией — 300 млн. руб.[9]

Картина лицензии определяет специфику работы кредитной организации и регуляторную нагрузку: на кредитные организации с универсальной лицензией станут распространяться запросы в полном размере, а для банков с базисной лицензией намечается установить облегченное регулировка, и по совокупному правилу свежие на техническом уровне трудные стереотипы к ним использоваться не станут.[10]

В 2017 г. ЦБ РФ подготовил конфигурации  механизма денежного оздоровления кредитных организаций, дополняющие  функцию санирования свежим инвентарем — докапитализацией санируемой кредитной организации ЦБ РФ.  Финансирование санации ожидается воплотить в жизнь за счет средств Фонда консолидации банковского раздела,  создаваемого из валютных средств ЦБ РФ, обособленных от оставшегося имущества ЦБ РФ. Рулить полученным в ходе санации имуществом кредитных организаций, а еще исполнять от имени ЦБ РФ меры по их оздоровлению станет учреждаемая им управляющая фирма.  Осуществление свежего  механизма дозволит  минимизировать  трата средств страны, направляемых на меры по денежному  оздоровлению.

В 2017 г. ЦБ РФ продолжил работу по совершенствованию регулировки неотъемлемых нормативов кредитных организаций.

С целью лимитирования рисков на связанные с кредитной организацией лица (норматив предельного объема риска на связанное с кредитной организацией личность или же группу связанных с кредитной организацией лиц Н25) ЦБ РФ принял сверток документов, устанавливающий симптомы вероятной связанности в целях принятия Комитетом банковского наблюдения ЦБ РФ на основании целевого суждения заключения о признании лиц связанными с кредитной организацией, а еще порядок принятия соответственного заключения.

При данном установлена поэтапность расчета норматива Н25 в отношении связанных с кредитной организацией лиц, работа  коих сознается  всецело «прозрачной» и подтверждается наличием кредитного рейтинга, величиной уплаченных налогов и т.д. Хвост этих лиц перед кредитной организацией станет подключаться в расплата норматива Н25 с коэффициентом 20% в направление 2017 г. и с коэффициентом 50% в направление 2018 г.

С целью вспомогательного покрытия состоянием денежных рисков банковского раздела и понижения зависимости характеристик его работы от волатильности денежных единиц в рамках расчета нормативов достаточности денежных средств кредитных организаций с 1.05.2016 г. вступилив  мощь  запросы по использованию завышенных коэффициентов риска по кредитам юридическим лицам и сделкам с ценными бумагами в зарубежной денежной единице (110, 130 и 150% в зависимости от облика сделки / объекта инвестициям /  свойства депозитария, удостоверяющего права на ценные бумаги).

В 2017 г. ЦБ РФ в отношении подготовки нормативных актов провел работу по грядущим направленностям:

  • сближение около формирования резервов на вероятные  издержки и около формирования резервов на вероятные издержки по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, в т.ч. по определению  действительности работы контрагентов — юридических лиц;
  • наращивание со 180 до 270 календарных дней срока реализации залогового имущества, при соблюдении которого обеспечивание имеет возможность предусматриваться в целях формирования резервов с учетом дисконтирования;
  • расширение притязаний к раскрытию инфы, которая имела возможность бы применяться контрагентами кредитных организаций при решении с ними соглашений, в частности об обремененных активах кредитных организаций; об активах, классифицированных кредитной организацией в  больше высшую категорию свойства, чем это выливается из формализованных критериев оценки кредитного риска;
  • о ценных бумагах (права на которые удостоверяются депозитариями), удовлетворяющих аспектам ЦБ РФ для формирования завышенных резервов на вероятные потери; а еще об операциях кредитных организаций с контрагентами-нерезидентами.

В 2017 г. кредитные организации с активами больше 500 миллиардов. руб. в первый раз применили созданные ими в 2015 г. внутренние процедуры оценки достаточности денежных средств (ВПОДК). В 2017 г. ЦБ РФ воспримет качество и итоги ВПОДК этих кредитных организаций. Для сего ЦБ РФ в 2016 г. начал разрабатывать стандартизированную методику оценки территориальными учреждениями ЦБ РФ свойства ВПОДК и достаточности денежных средств кредитных организаций; формы отчетности об организации и итогах ВПОДК кредитных организаций; программного обеспечивания  для проведения оценки свойства  ВПОДК.

С ролью ЦБ РФ подготовлены конфигурации в законодательство в области регулировки аудиторской работы, дозволяющие надзорному органу на основании приобретенной от наружных аудиторов инфы практически сразу брать на себя нужные меры реагирования, а наружным аудиторам применить полученную от надзорного органа информацию для формирования понятия о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц. Не считая такого, предложено передать возможности по регулировке и надзору в области аудиторской работы ЦБ РФ. Осуществление обозначенных инициатив обязана привести к увеличению свойства аудиторских предложений, предоставляемых  денежным организациям, собственно что станет содействовать  размеренному  развитию русской экономики в целом и увеличению ее привлекательности для  трейдеров.[11]

Для отдельных кредитных организаций и головных организаций банковских холдингов установлена долг с 1.01.2018 г. проводить аудит промежуточной  экономической отчетности, составленной в согласовании с Интернациональными  стереотипами экономической отчетности, и открывать перед широким вокруг юзеров  аудиторское заточение о достоверности обозначенной отчетности.[12]

В 2017 г. ЦБ РФ приступил к масштабной реформе банковского наблюдения на базе его централизации, целью которой считается оптимизация бизнес-процессов и ужесточение проактивного нрава надзорной работы, выявление рисков кредитных организаций на ранешних стадиях и принятие превентивных мер по минимизации рисков.

Действовавшая раньше модель наблюдения себя израсходовалаисчерпала: нередко ретроспективный тест инфы, получаемой в ходе инспекционных проверок, не разрешал вовремя продавать меры надзорного реагирования. Создание Службы анализа рисков, в которой наращиваются зонам ответственности по анализу кредитного и рыночного рисков кредитных организаций на постоянной поточной базе, дозволит в возможности идентифицировать образующиеся опасности в режиме реального времени. Централизация процесса и единые стереотипы оценки активов, сделок, операций кредитных организаций разрешат прирастить скорость и увеличить качество анализа, а еще обеспечат единственную оценку денежного положения заемщиков на балансах всевозможных кредитных организаций за счет внедрения прогрессивной единственной ИТ-системы и хранилища данных, аккумулирующих информацию обо всех сделках и операциях банков.[13]

2.2 Регулирование деятельности Сбербанка РФ по Республике Дагестан

 

Одним из ведущих возможностей Банка РФ в области банковского наблюдения или же его исходной стадией считается воплощение функций по регистрации и лицензированию работы кредитных организаций. В большинстве государств нужно получение особой лицензии или же разрешения на  изобретение  банковского учреждения.

ЦБ гарантирует размеренное и неопасное функционирование банков (которое предутверждает дестабилизирующие процессы в банковском секторе), контролируя их работа.

Надобность банковского наблюдения и контроля со стороны ЦБ за работой кредитных организаций обоснована выполнением им необходимой роли посредника в рыночной экономике.

Есть связь отлично функционирующей экономикой и отлаженной банковской системой: в случае если  экономика проверяет проблемы вследствие  повторяющегося регресса, то банки делаются собственного семейства амортизаторами — источниками денежных ресурсов для стабилизации истории.

Регулировка работы банков. Контроль над работой банков ведется для такого, дабы гарантировать стабильность кое-каких из них, и учитывает целый и постоянный наблюдение за претворением в жизнь  любым банком его функций в согласовании  с деятельным  законодательством и инструкциями.[14]

Банковский наблюдение преследует 2 цели:

1) защиту вкладчика от вероятных потерь;

2) поддержание прочности на экономическом рынке при помощи  предотвращения системных рисков.

При реализации ЦБ функции наблюдения и контроля над работой платных банков в его задачку входят:

  • выдача лицензий на банковскую деятельность;
  • испытание отчетности, воображаемой банками;
  • проверки на местах;
  • контроль соблюдения общепризнанных мерок банковских операций.

Ведущей целью банковского регулировки и наблюдения в РФ, как и в иных государствах, считается поддержание прочности банковской системы, оборона интересов вкладчиков и кредиторов.

Регулирующие и надзорные функции Банка РФ,  поставленные истинным Федеральным законодательством, исполняются сквозь деятельный на неизменной базе орган — Комитет банковского наблюдения, объединяющий глав структурных отрядов Банка РФ, обеспечивающих выполнение его надзорных функций.

Определенные задачи, которые ставятся перед надзорными органами в любой этот этап времени, именно ориентируются данной ключевой целью воплощения наблюдения за кредитными организациями и прогрессивным состоянием банковской сферы и социально-экономической историей в стране в целом. На исходном рубеже сотворения банковской системы в РФ к кредитным организациям предъявлялись сравнительно либеральные запросы.

Это разъяснялось неразвитостью самой системы банковского наблюдения и задачей ускоренного формирования платного банковского раздела, обусловленной до этого всего политическими целями.  Позже ведущей  выговор в работы надзорных органов был перенесен на обеспечивание  следующего свойства работы функционирующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности.

В реальное время в связи с обострением во всем мире трудности воззвания преступных средств перед ЦБ РФ  еще поставлена  задачка разработки системы мер по предотвращению отмывания «грязных» средств сквозь платные банки нашей государства.[15]

Индивидуальность функционирования банковской системы в рыночной экономике определяет надобность организации контроля и  наблюдения за работой платных банков.[16]

Банковская система делает актуально весомую роль посредника, аккумулируя сбережения личных лиц и компаний и предоставляя их иным телесным и юридическим лицам, то есть банки перераспределяют мобилизованные валютные способы для более действенного и производительного  применения.  Потому что банки  считаются важными веществами  инфраструктуры передового общества, то обеспечивание  их стойкого функционирования  настоятельно просит неизменного наблюдения и контроля за их работой.

Возможно отметить надлежащие облики контроля над работой платных банков:

  • государственный;
  • ведомственный;
  • самостоятельный.

Муниципальный контроль над работой платных банков выражается деятельной системой банковского законодательства. Все банки работают в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих работа Центрального банка, платных банков и кредитных учреждений.[17]

Ведомственный контроль  подключает наблюдение за работой  платных банков со стороны Центрального банка  государства. Задачки, цели и грани ведомственного контроля отнесены надлежащими законодательными и нормативными актами.

Самостоятельный контроль — это контроль, осуществляемый автономными вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.

Правовые почвы организации контроля и наблюдения отнесены законами РФ «О Центральном банке Российской Федерации» и «О банках и банковской работы в Российской Федерации».

Закон о Центральном банке Российской  Федерации учитывает надобность воплощения наблюдения за соблюдением банками  поставленных финансовых нормативов и контроля за верным использованием ими законодательства о банковской работы, ставить и воплотить в жизнь  испытание производимых банками операций, поручать проведение этих проверок аудиторским организациям.

  • В Законе о банках и банковской работы в Российской Федерации указывается, что, для начала, наблюдение за работой платных банков воплотит в жизнь Банк РФ, во-2-х,  учитывается неотъемлемая  каждогодняя аудиторская испытание. Этим образом, законы, регламентирующие работа  Центрального банка и платных  банков, обозначили  органы наблюдения и  неотъемлемый  самостоятельный контроль за работой банков.[18]

Контроль над работой банков осуществляется для того, чтобы обеспечить устойчивость отдельных банков, и предусматривает целостный и непрерывный надзор за работой каждого банка в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.

Центральный банк выдает банковскую лицензию юридическим лицам на проведение банковских операций. Лицензирование становится средством, с помощью которого ЦБ определяет возможности создаваемых кредитных институтов, позволяющие им осуществлять банковскую деятельность.[19]

Важный этап надзорной деятельности — дистанционный (документарный) надзор, то есть проверка отчетности, которую представляют Сбербанк РФ.

Рассмотрим нарушения в дистанционном наблюдении в Сбербанке РФ.

Дистанционное наблюдение — это наблюдение за деятельностью Сбербанка РФ на основании представленных им документов через удаленный доступ, в частности документы бухгалтерской отчетности.[20]

К Сбербанку РФ в Республике Дагестан назначен куратор, который проводит постоянный мониторинг банковской деятельности организации и формирует представление о банке. Контроль помогает органам надзора своевременно увидеть проблемы, которые существенно нанесут вред платежеспособности и финансовой устойчивости банка, которое может привести к банкротству.

Серьезные претензии в Сбербанке РФ имеет качество представляемых отчетов по работе, в которых анализ показывает о нарушении коммерческими банками и их филиалами правил ведения учета и проведения операций по счетам. Так, в отчетах коммерческих банков имеются нарушения в части неполного начисления износа на основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. В Большинстве отделениях Сбербанка РФ нарушения состоят в неправильном ежемесячном начислении процентов по выданным кредитам. Так можно отметить тот факт, что участились случаи нарушений, при которых фонды используются не по целевому назначению. [21]

Рассмотрим нарушения в контактном наблюдении в Сбербанке РФ.

Второй вид банковского надзора – контактный, при котором проверка с помощью инспекторов осуществляется на месте, в самой кредитной организации с предоставлением всех необходимых документов.

Главной целью инспектирования является то, чтоб Центральный банк РФ получил достоверные и реальные сведения об экономическом положении банка. Данная цель включает в себя 2 конкретные цели. Во-первых, в ходе процессе инспектирования  необходимо узнать положение кредитной организации и ее возможности и, во-вторых, нужно найти и изучить сведения, которые позволят сделать заключение о том, в каком степени она оказывает прямое воздействие на другие кредитные организации. Каждая из целей делится на частные, определенные в законе: это соблюдение законов и других нормативных актов, экономических нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.[22]

Инспекционные проверки проводятся специалистами целого ряда подразделений Центрального банка: Сводного экономического департамента (в части проверок выполнения обязательных резервных требований), Департамента эмиссионно-кассовых операций (проверка кассовых операций), Департамента банковского регулирования и надзора, Главной инспекции кредитных организаций, Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций и др.

Для того, чтобы начать проверку в Сбербанке РФ сначала инспекторы собирают и анализируют необходимую информацию о банке. Это нужно для того, чтобы при проверке уже быть в курсе показателей деятельности банка. Данная система взаимодействия подразделений отлаживалась в Банке России в течение длительного времени.[23]

Исходя из целей, можно выделить 2 главных объекта, на которых проходят проверки:

  • кредитная организация;
  • системные связи кредитных организаций.

Объекты включают в себя 3 предмета инспектирования Сбербанка РФ:

  • правовые отношения;
  • финансовые отношения;
  • бухгалтерских учет и отчетность.

Исходя из таблицы 2, которая показывает общее число проверок в 2019 году 206, проведенных в Сбербанке РФ в Республике Дагестан  в подразделениях были выявлены 20 комплексных и 186 тематических проверок, представлены на рисунке 6. По данным видно,  что число проверок стало в 2019 году больше на 5. В 2018 году было проведено 201 проверка, из которых 185 было комплексных, а 16 тематических.

Рис. 6 — Динамика тематических и комплексных инспекционных проверок

В ходе проведенных в 2019 году проверок выявлены 206 нарушений в деятельности Сбербанка РФ в Республике Дагестан, которые приведены в таблице 2.

Таблица 2 — Нарушения в деятельности в Сбербанке РФ

Исходя из таблицы 2, можно сделать вывод о том, что в 2019 году уменьшилось количество нарушений, связанных с противодействием отмыванию доходов, полученных преступным путём, также финансированию терроризма на 18 или на 33,3% по сравнению с 2018 годом.

Большую часть составили нарушения при проведении кассовых операций 76 нарушений, увечились на 21 или на 38,2%, организации работы по ведению бухгалтерского учета на 2 нарушения меньше и составило в 2019 году 19 нарушений, достоверности учета и отчетности на 6 меньше и составляет 30 нарушений. Также произошло увеличение нарушений в кредитных операциях на 9 или на 34,4%.

В сравнении 2018 и 2019 годов, можно увидеть, что число нарушений растет, увеличилось на 2,5% в 2019 году  по сравнению с 2018 годом. Увеличилось количество нарушений по противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путём на 6,3%, а также нарушений в области проведения кредитных операций на 9,4%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что банковское инспектирование изучением только одного названного объекта проверок – это кредитной организацией. Соответственно, существенным недостатком является то, что второй объект остается крайне малоизученным, которым является банковская система, то есть связи между конкретными кредитными организациями.[24]

Для достоверности и оперативности надзора необходимо изучать два объекта как взаимосвязанное между собой, поэтому при проверке Сбербанка РФ в Республике Дагестан нужно этот недостаток устранить.

Надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляется в следующих формах:

1) отчетность, которая своевременно предоставляется кредитной организацией банку России, который ее анализирует;

2) проверка, которая осуществляется в самой кредитной организации представителями Банка России;

3) проведение внешнего аудита аудиторской фирмой, результаты которого предоставляются в Банк России.

Порядок проведения проверок в Сбербанке РФ и его отделениях, в том числе определение их обязанностей по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

Банк России не может проводить в Сбербанке РФ больше 1 проверки по одним и  тем же нарушениям и за один и тот же период, кроме случаев, которые предусмотрены законодательством. При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности Сбербанка РФ, предшествующие году проведения проверки.


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф