1.3 Правовые основы контроля таможенной стоимости в Республике Беларусь и ЕАЭС
Процедура определения и контроля таможенной стоимости товаров неразрывно связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности. В этой связи особое значение приобретает унификация таможенного законодательства, что позволяет участникам внешнеэкономической деятельности значительно облегчить организацию экспортно-импортных операций. Поэтому очень важным требованием к трансформации национального законодательства по таможенной стоимости товаров является обеспечение формирования национальных правил определения таможенной стоимости товаров на основе международных принципов.
Правовые нормы определения и контроля таможенной стоимости устанавливаются международными актами, законодательными актами ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, законодательством Республики Беларусь[23].
К международным актам относят:
- Таможенный кодекс ЕАЭС.
- Решение Евразийской экономической комиссии от 20 сентября 2010 г. № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01 ноября 2016 г. № 130 «Об утверждении Положения об особенностях определения таможенной стоимости товаров при завершении таможенной процедуры свободной экономической зоны и таможенной процедуры свободного склада».
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15 июля 2014 г. № 113 «О Положении об использовании при применении методов определения таможенной стоимости товаров документов, соответствующих общепринятым принципам бухгалтерского учета».
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. № 289 «О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии».
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02 декабря 2013 г. № 279 «О внесении изменений в Правила применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)».
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 октября 2012 г. № 202 «О применении методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)».
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 ноября 2012 г. № 214 «О применении метода вычитания (метод 4) при определении таможенной стоимости товаров».
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 декабря 2012 г. № 273 «О применении метода сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости товаров».
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15 июля 2014 г. № 112 «Об утверждении положения о добавлении вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары».
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 августа 2013 г. № 180 «Об утверждении положения об особенностях применения методов определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с недекларированием».
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 марта 2018 г. № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза».
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 мая 2018 г. №82 «Об утверждении Положения об особенностях определения таможенной стоимости отходов».
- Решение коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 мая 2018 г. №83 «О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров».
Основные нормы, регламентирующие контроль таможенной стоимости (последовательность действий, формирование запроса документов и сведений, принимаемые решения по результатам контроля, сроки и т.д.), содержатся в Таможенном кодексе. 1 января 2018 года вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года.
К правовым актам Республики Беларусь, регулирующим нормы определения и контроля таможенной стоимости товаров, относят:
- Закон Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 мая 2014 г. № 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
- Указ Президента Республики Беларусь от 21 июля 2014 г. № 360 «О перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь товаров для личного пользования».
- Указ Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 490 «О таможенном регулировании».
Разработка нового таможенного кодекса велась на протяжении нескольких лет. На сегодняшний день можно сказать, что таможенное законодательство ЕАЭС, являет собой некую 4 уровневую систему:
- Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза.
- Международные соглашения между странами-участницами ЕАЭС в сфере таможенных правоотношений.
- Решения Евразийской экономической комиссии.
- Национальное таможенное законодательство стран-участниц[14].
Кодекс не установил существенно новых подходов к определению таможенной стоимости товаров, но при этом включил в себя унифицированный порядок проведения таможенного контроля сведений о таможенной стоимости товаров.
Подходы к определению обстоятельств, при которых таможенный орган может запросить дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, подтверждающие таможенную стоимость товаров, принципиально не изменились.
В качестве соответствующих признаков может рассматриваться несоответствие в представленных документах и сведениях информации, имеющейся у таможенных органов, а также наличие оснований полагать, что декларант нарушил структуру таможенной стоимости товаров.
Не изменились подходы, в соответствии с которыми до выпуска товаров не требуется проведение проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении последующих партий идентичных товаров при соблюдении ряда условий.
Отдельные обстоятельства, выявленные таможенными органами в ходе таможенного контроля, не рассматриваются при этом в качестве признаков недостоверного определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Это происходит, если контроль таможенной стоимости ранее ввезенных идентичных товаров подтвердил достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, при условии, что были выявлены те же обстоятельства, что и при проведении контроля таможенной стоимости ранее ввезенных идентичных товаров.
Вопрос истребования документальных свидетельств, подтверждающих объективность причин непредставления декларантом отдельных запрошенных таможенным органом документов, сведений и (или) пояснений, изначально решал пункт 2 статьи 94 Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 №42 об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза использует несколько иные, отличные от установленных Законом подходы к определению причин непредставления документов. У декларанта должны быть документальные свидетельства, что:
– запрошенный таможенным органом документ не существует или не применяется в аналогичных сделках;
– лицо, располагающее запрошенными документами и (или) сведениями, отказалось предоставить их декларанту или не отреагировало на его просьбу.
При этом необходимо учитывать, что вместе с Решением применяется Закон о таможенном регулировании, касающийся:
– непредставления декларантом запрашиваемых документов, не имеющих непосредственного отношения к партии оцениваемых товаров;
– отсутствия в представленных декларантом документах каких-либо сведений, если порядок заполнения этих документов не регулирует законодательство
Республики Беларусь или страны их выдачи.
Указанные обстоятельства, как и раньше, сами по себе не рассматриваются в качестве основания для внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров, заявленные в декларации.
С принятием нового Кодекса некоторые термины перестали быть актуальными. Так, например, сейчас в отношении таможенной стоимости ввозимых товаров нет такого понятия как «дополнительная проверка».
Принципиально новым отличием стал тот момент, что контроль таможенной стоимости уже не выделяется в отдельный этап таможенного контроля, а осуществляется в рамках формы таможенного контроля – проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, что снижает значение таможенной стоимости и либерализирует процедуру контроля таможенной стоимости.
При проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании (далее – контроль таможенной стоимости товаров), таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Указанные действия относятся к основным таможенным операциям при таможенном контроле таможенной стоимости товаров.
Определены и дополнительные таможенными операции, совершаемыми при контроле таможенной стоимости товаров (контроль правильности определения декларантом величины таможенной стоимости товаров, сравнение величины заявленной декларантом таможенной стоимости товаров с имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информацией).
При этом выбор таможенных операций, совершаемых должностным лицом таможенного органа при контроле таможенной стоимости товаров, производится по результатам использования системы управления рисками
Признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров определяются Евразийской экономической комиссией.
В настоящее время Положением об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42 определены обстоятельства, которые являются признаками недостоверного определения таможенной стоимости товаров.
Как было отмечено выше, контроль таможенной стоимости товаров до выпуска проводится в рамках проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров.
Таким образом, если по результатам использования системы управления рисками, возникнет необходимость в проведении контроля таможенной стоимости, то таможенный орган в обязательном порядке запрашивает у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации (если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации).
По результатам проведенного таможенного контроля путем совершения основных или основных и дополнительных при контроле таможенной стоимости товаров, в том числе проверки документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган осуществляет одно из действий, описанных ниже.
В случае, если не выявлены обстоятельства, являющиеся признаками недостоверного определения таможенной стоимости товаров, а также не установлен факт несоблюдения положений Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов (включая факт недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных таможенному органу), в том числе отношении таможенной стоимости товаров таможенный орган производит выпуск товаров[48].
В случае выявления по результатам таможенного контроля нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, в том числе регламентирующих вопросы определения таможенной стоимости, которые при их устранении не будут являться основанием для отказа в выпуске товаров, таможенный орган направляет (вручает) декларанту требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товаров.
Такие сведения должны быть изменены (дополнены) декларантом по требованию таможенного органа в пределах срока выпуска товаров.
В случае, если по результатам проведения основных и дополнительных операций по контролю таможенной стоимости таможенным органом выявлены признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров, то такое лицо запрашивает документы иные, чем указаны в таможенной декларации.
При проведении таможенного контроля таможенной стоимости конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.
Кроме того, должностное лицо таможенного органа вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС.
При этом данный запрос, кроме перечня дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.
Дополнительно запрошенные документы могут быть предоставлены декларантом до выпуска товара, либо после выпуска товаров в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня регистрации таможенной декларации. Соответственно проверка таможенных, иных документов и (или) сведений может быть завершена до выпуска товара либо после выпуска в срок не позднее 30 календарных дней со дня представления запрошенных документов и (или) сведений, а если такие документы и (или) сведения не представлены в установленный срок – со дня истечения такого срока[46].
При запросе дополнительных документов таможенный орган информирует декларанта о возможности произвести выпуск товаров с обеспечением исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Должностное лицо таможенного органа осуществляет проверку дополнительных документов на предмет их соответствия документам и сведениям, предоставленным ранее, а также заявленным в декларации. Оценивает степень достаточности дополнительной информации, а также возможность ее использования для подтверждения достоверности и (или) полноты проверяемых сведений, а также устранения выявленных ранее оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений с целью ее завершения.
Если дополнительные документы предоставлены до выпуска товара и они подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, а также не выявлено иных признаков несоблюдения положений Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах таможенный орган производит выпуск товаров, соответственно проверка таможенных, иных документов и (или) сведений считается завершенной до выпуска.
Если дополнительные документы предоставлены до выпуска товара, однако они не подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенный орган на основании информации, имеющейся в его распоряжении, направляет декларанту требование о внесении изменении (дополнений) в сведения, заявленных в декларации. Основная нормативная база по вопросам определения таможенной стоимости товаров перешла из утратившего силу Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008 в главу 5 Таможенного кодекса ЕАЭС как в части понятийного аппарата, так и в части правил применения методов определения таможенной стоимости товаров.
Расширился перечень ввозных таможенных процедур, в которых таможенная стоимость не определяется декларантом.
24 июня 2018 года вступило в силу Положение об особенностях определения таможенной стоимости отходов, утвержденное решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.05.2018 № 82. Наряду со случаями определения таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате операций по переработке товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления, новое Положение было дополнено случаем определения таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате уничтожения товаров и подлежащих помещению под таможенные процедуры в соответствии с п. 4 ст. 250 таможенного кодекса ЕАЭС.
Одновременно вступило в силу решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.05.2018 № 83 «О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров». Нормы о распределении дополнительных начислений, предусмотренных ст. 40 ТК ЕАЭС, которые относятся ко всем или нескольким наименованиям товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, между такими товарами, заявленными в одной декларации на товары, а также об использовании информации о тарифах на перевозку товаров и данных бухгалтерского учета по расходам на транспортировку товаров, если она осуществлялась безвозмездно или с помощью собственных транспортных средств покупателя товаров, были позаимствованы из Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376.
Указанный выше Порядок декларирования таможенной стоимости товаров также утратит силу с 1 июля 2019 года в связи с принятием решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.10.2018 № 160 «О случаях заполнения декларации таможенной стоимости, утверждении форм декларации таможенной стоимости и Порядка заполнения декларации таможенной стоимости».
С 30 августа 2018 года применяется новая редакция Положения о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары (рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016 № 20), дополненного разъяснениями по вопросам лицензионных платежей за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории ЕАЭС, лицензионных платежей за право использования секретов производства (ноу-хау), а также примерами с описанием ситуаций, касающихся лицензионных платежей за право использования товарного знака, за право на тиражирование ввозимых товаров и за право использования секретов производства.
По результатам рассмотрения в первой главе сущности и значения таможенной стоимости как инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности можно сделать выводы:
- Таможенная стоимость – важный инструмент таможенно-тарифного регулирования, который является базой для исчисления таможенный платежей, составляющих большую часть доходов бюджета.
- Таможенная стоимость – стоимость внешнеторговой сделки купли-продажи, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, учитывая корректировки дополнительных начислений к данной цене, информацию о которой участник внешнеэкономической деятельности предъявляет в таможню при пересечении грузом таможенной границы ЕАЭС.
- В рамках ЕАЭС разработана единая методология определения таможенной стоимости, согласованная с международной практикой и основанная на общих принципах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
- Таможенная стоимость определяется на основе 6 методов: по стоимости сделки с ввозимыми товарами, по стоимости сделки с идентичными товарами, по стоимости сделки с однородными товарами, сложения, вычитания, резервный. На практике наиболее используемым является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами, если невозможно его применение, то переходят к резервному методу, другие методы используются крайне редко.
- Таможенная стоимость товаров основана на цене сделки с ними, которая заключается в условиях свободной конкуренции, т.е. цена определяется исключительно сторонами сделки в контракте. В то же время цена зависит от множества факторов, что приводит к сложностям при контроле таможенной стоимости.
- Порядок определения таможенной стоимости и сфера её применения устанавливаются законодательными актами ЕАЭС, Республики Беларусь и международными актами. Основными из них являются: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, решение Евразийской экономической комиссии от 20 сентября 2010 г. № 376 «О порядках декларирования (в части порядка декларирования таможенной стоимости товаров), контроля и корректировки таможенной стоимости товаров», закон Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
- С 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, который ввел некоторые изменения в методологию определения и контроля таможенной стоимости. В частности, контроль таможенной стоимости уже не выделяется в отдельную фазу таможенного контроля, а осуществляется в рамках формы таможенного контроля – проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, что снижает значение таможенной стоимости и либерализирует процедуру контроля таможенной стоимости
2 Оценка системы контроля таможенной стоимости товаров в ЕАЭС
2.1 Основные виды недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров
Таможенная стоимость перемещаемых через таможенную границу товаров является основой для исчисления таможенных платежей, которые являются одним из основных источников пополнения бюджета Республики Беларусь, в связи с чем контроль декларирования таможенной стоимости остаётся одной из приоритетных функций таможенных органов и обеспечение достоверности сведений о таможенной стоимости товаров, заявляемых участниками внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании, является одним из наиболее актуальных вопросов таможенного дела в современных условиях, поскольку рассматривается в качестве основного резерва повышения уровня собираемости таможенных платежей.
Главная цель контроля таможенной стоимости – это выявление нарушений осуществленных декларантом, при заявлении таможенной стоимости, случайное или специальное пренебрежение нормативно-правовыми актами, которые регулируют расчёт и заявление таможенной стоимости товаров. Если таможенные органы не согласны с заявленной декларантом таможенной стоимостью, то должна произойти корректировка таможенной стоимости [3].
В настоящее время наблюдается рост импортируемых товаров, что ещё больше подчёркивает важность осуществления грамотного контроля таможенной стоимости. Темпы роста отображены в таблице 2.
Таблица 2 – Показатели внешней торговли Республики Беларусь в динамике, млн долларов США
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [50].
Контроль таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС. Порядок декларирования и контроля таможенной стоимости определен Комиссией Таможенного союза и является единым для всех стран Евразийского экономического союза.
Таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Определение и заявление таможенной стоимости товаров сопряжено с рядом ошибок, допускаемых участниками внешнеэкономической деятельности. В настоящее время недостоверное декларирование приобрело масштабный характер. Со стороны участников ВЭД применяются разнообразные способы представления сведений, не отражающих реальную стоимость сделки, и декларируются недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, чтобы уклониться от уплаты таможенных платежей[34].
Недостоверное декларирование товаров – перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС с заявлением декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании недостоверных сведений о качественных характеристиках товара (наименовании, количестве, свойствах и характеристиках), влияющие на классификационный код по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, о таможенной стоимости, о стране происхождения, а также представление недействительных документов, если такие сведений и документы послужили основанием для основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размера либо основанием для несоблюдения установленных законом запретов и ограничений.
Недостоверное декларирование таможенной стоимости товаров влечет за собой ответственность с наложением административного взыскания в виде штрафа и альтернативной конфискацией товаров. Применять или не применять конфискацию, определяет суд на основании фактических обстоятельств административного правонарушения; обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.
Сущность проблемы контроля таможенной стоимости заключается в ситуации, когда декларируется товар, который указан в товаросопроводительных документах (совпадает по количеству, ассортименту и т.д.), но таможенная стоимость определяется на основании намеренно искаженных импортером стоимости сделки и иных расходов и сведений по ее реализации. Поэтому основная задача таможенных органов состоит в проверке правильности определения и достоверности сведений и документов, являющихся основой для определения таможенной стоимости, прежде всего, ввозимых товаров[22].
Сложность в определении действительной цены товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза обусловлена несколькими причинами:
– нехваткой достоверных источников ценовой информации у таможни;
– трудоемкостью выработки и поддержания в актуальном состоянии максимального числа контрольных значений таможенной стоимости;
– сложностью выявления преднамеренных занижений таможенной стоимости ввозимых товаров, если указанная стоимость выше контрольной;
– недостаточностью инструментов анализа заявляемой таможенной стоимости товаров с целью обнаружения ее завышения[28].
Таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров.
Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости (далее – ДТС) и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары. ДТС заполняется декларантом или таможенным представителем, если таможенное декларирование производится таможенным представителем. В случае корректировки таможенной стоимости товаров таможенным органом ДТС заполняется уполномоченным лицом таможенного органа. Декларация таможенной стоимости имеет две специальные формы: ДТС-1 и ДТС-2. Форма ДТС-1(Приложение А) используется при указании таможенной стоимости, определяемой по методу 1, а форма ДТС-2(Приложение Б) – при декларировании таможенной стоимости, определяемой по методам 2 – 6.
Во всех случаях, когда не установлено обязательное заполнение ДТС, таможенный орган при выявлении признаков, указывающих на то, что заявленные в декларации на товары сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, также вправе письменно мотивированно в произвольной форме потребовать представления ДТС[23].
ДТС и ее электронная копия представляются таможенному органу, в котором осуществляется таможенное декларирование товаров, одновременно с подачей декларации на товары.
ДТС составляется в двух экземплярах. Один экземпляр предназначен для таможенного органа, другой — для лица, заполнившего ДТС.
Декларация таможенной стоимости заполняется в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) в следующих случаях:
– если в отношении декларируемых товаров уплачиваются таможенные пошлины, налоги и имеется взаимосвязь между продавцом и покупателем товаров;
– если в отношении декларируемых товаров уплачиваются таможенные пошлины, налоги и предусмотрены обязательства об уплате лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности;
– по требованию таможенного органа, если при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом запрошены коммерческие, бухгалтерские документы, иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах; при применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров;
– по инициативе декларанта;
– при внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров, заявленные в декларации на товары.
Подача ДТС должна сопровождаться предоставлением таможенному органу документов, на основании которых она была заполнена. При наличии должны быть предоставлены следующие документы:
– учредительные документы лица, перемещающего товары через таможенную границу Евразийского экономического союза;
– внешнеторговый контракт и дополнительные соглашения к нему;
– счет-фактуру(инвойс) и банковские платежные документы (если счет оплачен) или счет-проформу (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные и (или) бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость товара;
– транспортные и страховые документы;
– счет за транспортировку или официально заверенную калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в счет-фактуру;
– таможенную декларацию страны отправления;
– упаковочные листы;
– лицензию на товары, импорт которых осуществляется по лицензиям в соответствии с установленным порядком;
– сертификат о происхождении товара, сертификат качества[23].
По требованию таможенного органа в случае, если для подтверждения заявленной таможенной стоимости недостаточно перечисленных документов, декларант обязан предоставить необходимые дополнительные сведения.
В качестве таких сведений таможенных органом могут быть затребованы следующие документы:
– контракты, заключенные с третьими лицами, имеющие отношение к сделке;
– счета за платежи третьим лицам в пользу продавца;
– счета за комиссионные, брокерские услуги, имеющие отношение к сделке с оцениваемым товаром;
– бухгалтерскую документацию;
– лицензионные или авторские соглашения;
– экспортные (импортные) лицензии;
– складские квитанции;
– заказы на поставку;
– каталоги, спецификации, прейскуранты (прайс-листы) фирм-изготовителей;
– калькуляцию фирмы-изготовителя на оцениваемый товар (если фирма согласна её предоставить покупателю из Евразийского экономического союза);
– документы, которые могут быть использованы для подтверждения сведений, заявленных в декларации таможенной стоимости;
– заключение торгово-промышленной палаты по контрактной стоимости.
В целях таможенной оценки товаров и проверки заявленной декларантом таможенной стоимости товаров может быть использована информация, как предоставленная самим декларантом, так и имеющаяся у таможенного органа. Информация должна быть достоверной, полной (комплексной) и обеспечивать подтверждение заявленной таможенной стоимости. Таможенный орган, совершающий таможенные операции, может располагать информацией, отсутствующей у декларанта, в том числе справочными ценами на товары, обращающиеся во внешней торговле, а также данными по идентичным и однородным товарам, таможенные операции по которым проводились ранее.
Информация может быть получена таможенным органом любым не запрещенным законодательством государств–членов ЕАЭС способом, в том числе с использованием сети Интернет. Для достижения объективности результатов контроля должна использоваться информация, которая имеет максимально возможный сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки.
Проверка, связанная с определением правильности включения в таможенную стоимость всех элементов затрат, установленных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, в соответствии с условиями поставки товара и предусмотренными контрактом условиями внешнеторговой сделки, сводится к недопущению и устранению основных видов недостоверного декларирования товаров, таких как:
Ошибки, связанные с неправильным выбором и применением предприятием – участником экспортно-импортных операций метода оценки таможенной стоимости товаров, что предполагает:
– определение характера внешнеторговой сделки и заявленной таможенной процедуры, в частности выявление признаков международной сделки купли-продажи товаров и стоимости (в случае с бартерной сделкой) обмениваемых товаров;
– уточнение характера поставки (разовая поставка или систематические поставки);
– установление характера сотрудничества между покупателем и продавцом (взаимосвязанные или невзаимосвязанные лица);
– наличие ограничений в отношении права покупателя на владение или пользование товаром после его ввоза на территорию ЕАЭС;
– зависимость внешнеторговой сделки купли-продажи или цены товара от каких-либо условий, влияние которых на цену сделки не может быть учтено;
– наличие других договоров, соглашений в дополнение к основному контракту в рамках сделки, предусматривающих платежи покупателя продавцу или в его пользу третьему лицу, в том числе: лицензионные платежи по авторским правам; расходы по выплате комиссионных(оплата услуг посредника, действовавшего при совершении сделки в интересах продавца) и иных посреднических вознаграждений; поступления (в рамках контракта) от покупателю продавцу части прибыли от последующей реализации оцениваемого товара; прямые или косвенные поставки покупателем продавцу товаров и услуг бесплатно или по сниженной цене; затраты (если такие оговорены в контракте) на рекламу оцениваемого товара, а также порядок расчетов за нее.
Технические ошибки.
Определенную долю ошибок, с которыми сталкиваются таможенные органы при контроле таможенной стоимости, составляют также технические ошибки (арифметические ошибки, неверное применение курсов валют при расчете таможенной стоимости и т.д.).
В данном случае декларантам стоит более внимательно относиться к расчету таможенной стоимости, от величины которой напрямую зависит сумма подлежащих уплате таможенных платежей.
В отношении применения курса валют необходимо отметить, что если возникает необходимость произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства – члена ЕАЭС, следует применять курс валют, устанавливаемый законодательством того государства – члена ЕАЭС, в таможенный орган которого подана таможенная декларация. При этом используется курс валют, который действует на день регистрации таможенной декларации. Таким образом, в Республике Беларусь для целей определения таможенной стоимости товаров применяются курсы валют на день регистрации таможенной декларации, устанавливаемые Национальным банком Республики Беларусь.
Ошибки, связанные с завышением и занижением таможенной стоимости.
Данный тип ошибок является наиболее распространенным и значительным, так как занижение и завышение таможенной стоимости производится субъектами ВЭД умышленно, с целью минимизации расходов.
Наиболее очевидным вариантом уменьшения уплачиваемых таможенных платежей в условиях высоких ставок является занижение таможенной стоимости, так как она является базой для исчисления таможенных платежей[22].
Однако в настоящее время сложились условия для нарушения другого характера – завышения таможенной стоимости, целью которого, в первую очередь, является незаконный вывоз капитала за границу. Кроме того, завышение налоговой базы может приводить к снижению общей суммы уплачиваемых налогов прежде всего за счет налога на прибыль. Ввоз товара по завышенной стоимости, сопровождаемый уплатой пошлины по низкой ставке, может предполагать его реализацию с низкой прибылью, то есть основная часть налоговой нагрузки переносится с налога с высокой ставкой на налог с низкой ставкой.
Таможенные органы, зная о проблемах с искажением таможенной стоимости, реагирует соответствующим образом. На таможнях созданы отделы тарифного регулирования, задача которых – контроль таможенной стоимости импортируемых товаров. Процедура контроля предполагает сравнение цены товара с данными, имеющимися у таможенных органов. Если цена выше-то считается, что таможенная стоимость товара не занижена, а если ниже- то выполняется ряд дополнительных мероприятий по проверке правильности заявления таможенной стоимости. Однако данная система борется лишь с занижением таможенной стоимости, в то время как завышение является не менее опасным и распространенным способом минимизации таможенных платежей.
Для обнаружения ошибок, связанных с завышением таможенной стоимости, необходимо применять иные методы. Важно обозначить категории товаров, для которых экономически целесообразно завышение таможенной стоимости, обобщить признаки, в соответствии с которыми данные товары могут быть обнаружены[7].
Для недопущения выделенных ошибок необходимо наладить интенсивное сотрудничество таможенных органов стран — участниц ЕАЭС с таможенными органами государств, не являющихся членами ЕАЭС, с целью того, чтобы сформировать унифицированное и единое информационное поле о внешнеторговых сделках для эффективного информационного обмена между всеми странами, что позволит сотрудникам таможенных органов всех стран иметь точные, полные и актуальные сведения о перемещаемых товарах. Помимо этого, нужно ввести единообразную методику ведения таможенной статистики по торговле товарами во всем мире и применение единой ТН ВЭД – что позволит сократить разницу данных в зеркальной статистике между странами.
Оценка таможенной стоимости для недопущения таких ошибок проходит в четыре стадии:
– на первой стадии проверяется правильность определения цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, т.е. проверке подлежит раздел А декларации таможенной стоимости;
– на второй стадии проверяется правильность сделанных дополнений к фактической цене, не включенных в счет-фактуру, или проверке подлежит раздел Б декларации таможенной стоимости;
– на третьей стадии проверяется обоснованность произведенных предприятием вычетов из фактической цены, т.е. проверке подлежит раздел В декларации таможенной стоимости;
– на четвертой стадии проверяется правильность расчетов итоговой суммы таможенной стоимости.
Признаками недостоверного определения таможенной стоимости декларируемых товаров являются, в частности, следующие обстоятельства:
– несоответствие сведений, влияющих на таможенную стоимость декларируемых товаров, содержащихся в одном документе, иным сведениям, содержащимся в таком же документе, а также сведениям, содержащимся в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведениям, полученным из информационных
систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов ЕАЭС, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования;
– более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза;
– более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по информации о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, информации из ценовых каталогов;
– более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов, в том числе сырьевых, из которых произведены (состоят) декларируемые товары;
– наличие взаимосвязи продавца и покупателя декларируемых товаров в сочетании с более низкими ценами декларируемых товаров по сравнению с ценами идентичных или однородных товаров при продажах между независимыми продавцом и покупателем;
– наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости декларируемых товаров (например, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, не добавлены либо добавлены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, расходы на перевозку (транспортировку) декларируемых товаров, расходы на страхование и т.п.) [48].
Проверка правильности декларирования и корректировки таможенной стоимости товаров независимо от выбранного декларантом (таможенным представителем) метода ее определения включает следующие действия уполномоченных должностных лиц:
- Проверку наличия документов, предусмотренных законодательством ЕАЭС, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров.
- Проверку правильности заполнения декларации таможенной стоимости (ДТС) (в случаях, когда она заполняется), которая включает в себя следующие действия:
– проверку полноты и правильности заполнения граф ДТС в соответствии с установленным порядком;
– проверку соответствия информации, содержащейся в ДТС, сведениям, указанным в документах и в декларации на товары;
Проверку правильности применения декларантом (таможенным представителем) метода определения таможенной стоимости товаров, установленного таможенным законодательством ЕАЭС, которая включает в себя следующие действия:
– проверку соответствия выбранного метода виду и условиям внешнеэкономической сделки;
– проверку соблюдения условий применения метода.
Проверку правильности определения декларантом (таможенным представителем) структуры заявленной таможенной стоимости, которая включает в себя следующие действия:
– проверку правильности определения основы для определения таможенной стоимости;
– проверку полноты включения компонентов в основу для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров и правильности их количественного определения;
– проверку обоснованности заявленных декларантом (таможенным представителем) вычетов из основы для определения таможенной стоимости и правильности их количественного определения;
- Проверку документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов (дополнительных начислений и вычетов), включая проверку соответствия сведений, указанных в представленных документах.
- Оценку достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками (СУР).
При проведении проверки правильности заполнения ДТС (в случаях, когда она заполняется) уполномоченные должностные лица проверяют соответствие следующих сведений, заявленных в ДТС, информации, содержащейся в представленных документах:
– наименования (фамилии, имени, отчества для физических лиц) продавца и покупателя, а также адреса их местонахождения – аналогичным сведениям в счете-фактуре (инвойсе) продавца;
– номера и даты счета-фактуры (инвойса) в ДТС – аналогичным сведениям, указанным в счете-фактуре (инвойсе) и ДТ;
– номера и даты внешнеторгового договора, а также номера и даты действующих приложений, дополнений и изменений к нему в ДТС – аналогичным сведениям, указанным в этом договоре, приложениях и изменениях к нему, а также в ДТ;
– условия поставки в ДТС – условию поставки в счете-фактуре (инвойсе), внешнеторговом контракте;
– величины цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, в ДТС – величине, указанной в счете-фактуре (инвойсе) и ДТ;
– курса валюты в ДТС – курсу валюты, указанному в ДТ;
– величин дополнительных начислений и (или) вычетов, предусмотренных Соглашением, в ДТС – информации, содержащейся в счетах-фактурах (инвойсах) и других документах;
– информации о лице, составившем ДТС, – аналогичным сведениям, указанным в ДТ.
В целом проверка таможенной стоимости осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров на территорию ЕАЭС, в том числе с использованием системы управления рисками. По результатам осуществления контроля таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости, которое доводится до декларанта в порядке и формах, которые установлены решением Комиссии ЕАЭС.
2.2 Организация контроля таможенной стоимости товаров в Республике Беларусь
Таможенная стоимость товара определяется с целью исчисления таможенных платежей, таможенной статистики, защиты внутреннего рынка, а также применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров. Объем уплачиваемых таможенных платежей прямо пропорционален декларируемой таможенной стоимости товара. Поэтому одной из основных задач таможенных органов является контроль правильности определения таможенной стоимости товара, и, при необходимости, осуществление корректировки таможенной стоимости.
В общем понимании, контроль – это критически важная и сложная функция управления, представляющая собой процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Контроль является необходимым элементом управления организации, так как он позволяет обнаружить и разрешить возникающие проблемы раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Контроль таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и его стран участниц, и заключается в проверке достоверности заявленных лицами сведений о таможенной стоимости товаров, правильности избранного метода определения таможенной стоимости и расчета ее величины.
Вопрос определения и контроля таможенной стоимости является одним из самых сложных в таможенном деле, для его регулирования требуется системный подход с организацией на разных уровнях структуры таможенных органов отделов, занимающихся изучением проблем, разработкой нормативно-правовых актов, контролем и корректировкой таможенной стоимости.
На уровне ГТК функционирует главное управление тарифного регулирования и таможенных платежей, которое обеспечивает подготовку предложений по тарифному регулированию, приведение этих мер в действие, а также контролирует исполнение разработанных мероприятий, участвует в разработке правовых актов [31].
Также в рамках в рамках общественно-консультативного совета при Государственном таможенном комитете Республики Беларусь создана экспертно-консультативная группа по таможенно-тарифному регулированию, которая является совещательным, консультативным и экспертным органом, участвующим в общественных обсуждениях проектов нормативных правовых актов, которые могут оказывать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, проблемных вопросов, возникающих у юридический и физических лиц в ходе предпринимательской деятельности.
В состав группы входят представители следующих структур:
– главного управления тарифного регулирования и таможенных платежей Государственного таможенного комитета Республики Беларусь;
– управления собственной безопасности ГТК;
– главного управления экономической интеграции Министерства экономики Республики Беларусь;
– отдела косвенного налогообложения, имущественных налогов и иных платежей управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Республики Беларусь;
– службы экспертизы и сертификации Белорусской торгово-промышленной палаты;
– ассоциации таможенных представителей;
– кафедры таможенного дела учреждения образования «Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь»;
– управления логистики РУП «Белтаможсервис»;
– управления таможенного терминала по организации и развитию ООО «Белсотра»;
– отдела таможенных услуг ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик»;
– управления таможенного транзита и законодательства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» и др.
На уровне таможен созданы отделы тарифного регулирования, основными направлениями работы отдела являются контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь, контроль правильности их классификации в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, а также контроль правильности определения страны происхождения таких товаров.
Отдел выполняет следующие задачи:
– обеспечение экономических интересов Республики Беларусь;
– обеспечение соблюдения законодательства Республики Беларусь в части правильности: классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД Республики Беларусь, определение страны происхождения товаров, применение ставок таможенных пошлин, предоставление тарифных преференций, определения и контроля таможенной стоимости товаров;
Среди функций, выполняемых отделом, можно назвать следующие:
- Осуществление мероприятий по выполнению решений Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, ГТК Республики Беларусь по вопросам соблюдения таможенного законодательства в части, касающейся компетенции отдела.
- Обеспечение единообразного применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС.
- Принятие решений по классификации товаров.
- Организация таможенного контроля за обоснованностью предоставленных тарифных преференций, в том числе проведение верификаций сертификатов о происхождении товаров.
- Таможенный контроль за правильностью определения таможенной стоимости товаров в пределах полномочий, определенных ГТК Республики Беларусь.
- Подготовка и представление отчетности в сроки и порядке, установленном ГТК Республики Беларусь, информации по запросам ГТК Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
- Отдел осуществляет свою деятельность в контакте и во взаимодействии со структурными подразделениями ГТК Республики Беларусь и таможни согласно перспективным и текущим планам работы.
Для оценки эффективности контроля таможенной стоимости важное значение играет доля таможенных платежей, которую таможенные органы внесли в общую сумму доходов республиканского бюджета Республики Беларусь в результате контроля таможенной стоимости (рисунок 2).
Рисунок 2 – Доля доходов, контролируемых ГТК, в общей сумме доходов республиканского бюджета
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [39].
С вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС произошли существенные изменения в процедуре контроля таможенной стоимости.
Целевые аспекты Таможенного кодекса ЕАЭС условно можно обозначить несколькими составляющими. Это – упрощение, прозрачность, понятность и необременительность таможенного регулирования с безусловным соблюдением установленных правил перемещения товаров через границу, уплатой таможенных пошлин и налогов; внедрение современных информационных технологий: электронное декларирование и предварительное информирование, регистрация деклараций и выпуск товаров без участия должностных лиц таможенных органов; максимальное исключение отсылочных норм и сведение национального сегмента таможенного регулирования к техническим и технологическим процедурам, не влияющим на функционирование и интересы внутреннего рынка Союза.
Определено осуществление контроля таможенной стоимости в рамках таможенного контроля, проводимого в форме проверки таможенных, иных документов и сведений. Сохранен основной принцип выбора объектов контроля – использование системы управления рисками (далее – СУР).
Управление рисками – это систематическая работа по развитию и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценки эффективности применения этих мер, а также контроля таможенных операций, обеспечивающих постоянное обновление, анализ и пересмотр информации, доступной для таможенных органов. На практике, система управления таможенными рисками является эффективным средством контроля больших потоков людей, товаров и транспортных средств, не препятствуя осуществлению законных сделок
Контроль таможенной стоимости с использованием СУР осуществляется посредством использования индикаторов риска (контрольных уровней таможенной стоимости), которые:
– формируются в рамках системы управления рисками на основании анализа и тенденции изменения актуальных цен на мировых товарных рынках, особенностей формирования конкретных категорий товаров, информации о нарушениях таможенного законодательства, иных доступных сведений;
– применяются путем проведения дополнительных операций и не лишают декларанта права доказывать достоверность представленных для подтверждения заявленной таможенной стоимости сведений и в тех случаях, когда она ниже установленного уровня.
Установление контрольных уровней таможенной стоимости на отдельные товары не означает, что таможенный орган принимает их заявленную таможенную стоимость лишь при условии, что ее величина выше контрольного уровня[6].
Процедура таможенного контроля применяется ко всем товарам, пересекающим границу, а также как один из видов государственного контроля устанавливает обязанность осуществления определенных действий как со стороны таможенных органов, так и со стороны лиц, перемещающих товары и транспортные средства, а также лиц, содействующих проведению таможенного контроля.
Уполномоченные должностные лица отдела таможенных операций и контроля осуществляют контроль таможенной стоимости товаров путем проведения основных и дополнительных операций контроля таможенной стоимости товаров.
В целом с 1 января 2018 года таможенный контроль таможенной стоимости товаров осуществляется в следующем порядке.
При проведении до выпуска товаров проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, касающихся заявленной таможенной стоимости, если подача декларации на товары не сопровождалась представлением документов, подтверждающих заявленные в декларации на товары сведения, таможенный орган вправе в отношении проверяемой информации запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в декларации на товары. Декларант должен представить запрошенные документы не позднее чем за 4 часа до окончания рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары. Непредставление запрошенных документов является основанием для отказа в выпуске товаров.
В случае, если представленные на основании должностного запроса лица документы не содержат необходимых сведений (не подтверждают заявленные сведения), или если таможенным органом выявлены признаки несоблюдения законодательства, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в документах, таможенный орган вправе запросить иные документы и (или) сведения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений.
Следует отметить, что документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым они не могут быть представлены декларантом в таможенный орган и (или) отсутствуют, представляются одним комплектом (одновременно) по каждому запросу. При этом одновременно с запрошенными документами и (или) сведениями декларантом могут быть представлены иные документы и (или) сведения по его усмотрению.
Если представленные до выпуска товаров на основании запроса таможенного органа документы и (или) сведения подтверждают достоверность и полноту проверяемых сведений, таможенный орган производит выпуск товаров.
В случае если представленные до выпуска товаров документы и (или) сведения не подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, направляется требование об изменении (дополнении) сведений, заявленных в декларации на товары.
При направлении должностным лицом запроса о представлении иных документов и (или) сведений в связи с проверкой сведений, влияющих на размер таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, выпуск товаров может быть произведен до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений при условии уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в размере, исчисленном в декларации на товары, и предоставления обеспечения исполнения обязанности по их уплате, за исключением случаев, когда предоставление обеспечения не требуется. Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не предоставляется в случае, если декларантом выступает уполномоченный экономический оператор.
При этом таможенный орган направляет декларанту расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Форма расчета утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 04.09.2017 №112 «О расчете размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин».
В рассматриваемом случае запрошенные документы и (или) сведения либо объяснения причин их непредставления, либо обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин должны быть представлены декларантом не позднее, чем за 1 рабочий день до истечения продленного срока выпуска товаров.
Однако если запрос документов связан с проверкой сведений, не влияющих на размер таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, документы должны быть представлены декларантом не позднее чем за 2 часа до окончания рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары.
В случае непредставления запрошенных документов и необходимых объяснений в указанные выше сроки, таможенный орган отказывает в выпуске.
При невозможности завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в сроки выпуска товаров, при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, запрошенные таможенным органом документы и (или) сведения для завершения проверки быть представлены декларантом после выпуска товаров в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня регистрации декларации, за исключением случая верификации документов о происхождении товаров.
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений завершается таможенным органом не позднее 30 календарных дней со дня представления запрошенных документов и (или) сведений, а если такие документы и (или) сведения не представлены в срок 60 календарных дней – со дня истечения срока.
Следует обратить внимание, что в Таможенном кодексе ЕАЭС закреплена новая норма, на основании которой таможенный орган может запросить у декларанта дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров. Такие документы и (или) сведения должны быть представлены не позднее 10 календарных дней со дня регистрации таможенным органом запроса. При этом течение 30-ти дневного срока приостанавливается со дня направления запроса и возобновляется со дня получения дополнительных документов и (или) сведений.
При завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров, если они не подтверждают соблюдение положений законодательства, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных документов, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары. Данное решение также принимается, если запрашиваемые документы и (или) сведения не были представлены в таможенный орган для завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений.
В случае документального подтверждения проверяемых сведений таможенный орган информирует декларанта о завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений и о возможности возврата (зачета) обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
По результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает одно из решений: о принятии такой стоимости либо о ее корректировке.
Решение о принятии таможенной стоимости товаров оформляется должностным лицом путем проставления соответствующей отметки в декларации на товары. После этого таможенная декларация с отметкой таможенного органа возвращается декларанту (таможенному представителю).
Корректировка таможенной стоимости – это специальная процедура, которая позволяет скорректировать таможенную стоимость в случае, если она была определена неправильно декларантом и это было обнаружено в результате ее контроля, а также в случае обнаружения технических ошибок при определении таможенной стоимости. При этом корректировка может выполняться как декларантом, так и таможенным органом.
Решение о корректировке таможенной стоимости товаров принимается, если по результатам проведенного таможенного контроля обнаружено, что заявленная таможенная стоимость товаров является недостоверной, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Решение о корректировке таможенной стоимости товаров оформляется должностным лицом с проставлением соответствующей отметки в декларации на товары и доводится до декларанта (таможенного представителя). Форма решения заполняется в двух экземплярах, один из которых остается в таможенном органе, другой вручается (направляется) декларанту (таможенному представителю).
Решение о корректировке таможенной стоимости товаров рассматривается в качестве решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары.
При принятии решения о корректировке таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) обязан осуществить корректировку заявленной таможенной стоимости товаров и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированной таможенной стоимости, в срок, не превышающий срок выпуска товаров.
Если декларантом (таможенным представителем) до истечения срока выпуска товаров не осуществлена корректировка таможенной стоимости товаров и не уплачены таможенные пошлины, налоги, в объеме, исчисленном с учетом скорректированной таможенной стоимости, таможенный орган отказывает в выпуске товаров.
Внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, может производиться:
– до выпуска товаров по инициативе декларанта;
– до выпуска товаров по требованию таможенного органа;
– после выпуска товаров с разрешения таможенного органа;
– после выпуска товаров по решению таможенного органа.
При внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, используется корректировка декларации на товары (далее – КДТ).
КДТ состоит из основного листа и добавочных листов (далее соответственно – КДТ1, КДТ2) формата А4 и является неотъемлемой частью декларации на товары, в которую вносятся соответствующие изменения (дополнения).
Внесение изменений (дополнений) в сведения об одном товаре осуществляется с использованием КДТ1.
Внесение изменений (дополнений) в сведения о двух и более товарах, заявленных в одной декларации на товары, осуществляется с использованием КДТ1 и необходимого количества КДТ2. В каждую КДТ2 могут вноситься изменения (дополнения) в сведения не более чем о трех товарах.
КДТ не должна содержать подчисток, помарок и исправлений.
При внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в графах ДТ, в соответствующую графу КДТ переносятся все сведения из графы ДТ с учетом вносимых изменений (дополнений).
При подаче КДТ в письменной форме все записи, произведенные в графе «A», заверяются подписью должностного лица таможенного органа, зарегистрировавшего КДТ, с проставлением оттиска личной номерной печати.
При подаче КДТ в виде электронного документа удостоверение записей, произведенных в графе «A», осуществляется в порядке, установленном законодательством государств — членов Евразийского экономического союза.
Таможенные операции, связанные с внесением изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, совершаются в государстве – члене ЕАЭС, в таможенном органе которого зарегистрирована декларация на товары, в которую вносятся изменения (дополнения).
От имени и по поручению декларанта таможенные операции, связанные с внесением изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, могут совершаться таможенным представителем при представлении документов, подтверждающих полномочия таможенного представителя на совершение соответствующих таможенных операций. Документы, подтверждающие полномочия таможенного представителя на совершение таможенных операций, связанных с внесением изменений (дополнений) в
сведения, заявленные в декларации на товары, не представляются, если такие документы представлялись в таможенный орган при подаче декларации на товары, в которую вносятся изменения и(или) дополнения.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф