Скоро защита?
Меню Услуги

Контроль таможенной стоимости: процедура и пути ее совершенствования. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


2.3. Оценка практики унификации подходов к контролю таможенной стоимости в странах ЕАЭС

 

Процедура определения и контроля таможенной стоимости товаров неразрывно связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности. В этой связи особое значение приобретает унификация таможенного законодательства торгующих сторон, что позволяет участникам ВЭД значительно облегчить организацию экспортно-импортных операций, упростить совершение таможенных операций.

В ЕАЭС проводится единая внешнеторговая политика, в рамках которой применяются единые меры таможенно-тарифного регулирования, в том числе унифицируются вопросы определения и контроля таможенной стоимости товаров.

Главный принцип при определении таможенной стоимости – принцип объективности расчётов. Ценовой основой формирования таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию товаров должна служить в максимально возможной степени точная оценка стоимости внешнеторговой сделки с этими товарами, т.е. цена товара, определенная внешнеторговым контрактом с учетом дополнительных расходов, понесенных покупателем, которые возникли в связи с подготовкой и исполнением конкретной сделки купли-продажи с компаниями экспортирующих иностранных государств. Определение таможенной стоимости на основании информации в стране ввоза товара, является общим правилом. В общем, любая расчётная база требует создания определённого порядка исчисления таможенного налогообложения. В соответствии с этим порядок определения таможенной стоимости должен быть общенациональным, т.е. унифицированным с налоговым законодательством, порядком ведения бухгалтерского учёта и иными отраслями национального законодательства. Кроме того, этот порядок определения таможенной стоимости не должен противоречить международным нормам[53].

Подходы к контролю могут быть разными, что влияет на конечный результат. Однако применение единого тарифа требует единообразие в применении механизмов контроля его использования, иначе он перестаёт быть единым. В связи с этим необходима выработка унифицированного подхода к контролю таможенной стоимости в рамках ЕАЭС. Для этого нужно определить единые области риска занижения таможенной стоимости и обеспечение одинаковых действий таможенных служб как можно большего количества стран в случаях выявления соответствующих индикаторов риска.

В условиях экономической интеграции стран в рамках ЕАЭС, с предусмотренной свободой движения товаров, стоит вопрос об унификации законодательства в области контроля таможенной стоимости. Унификация и гармонизация норм вместе с методами таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС с международными нормами и

принципами является одним из ключевых условий, способствующих эффективному включению государств-членов ЕАЭС в мирохозяйственные связи, созданию благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности и развития национальной экономики, повышению качества предоставляемых таможенных услуг.

Контроль таможенной стоимости товаров в рамках ЕАЭС осуществляется в соответствии с положениями:

  1. Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
  2. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 г. №283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)».
  3. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.10.2012 г. №202 «О применении методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)».
  4. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.11.2012 г. №214 «О применении метода вычитания стоимости (метод 4) при определении таможенной стоимости».
  5. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.12.2012 г. №273 «О применении метода сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости».
  6. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.06.2013г. №145 «Об утверждении положения об особенностях применения методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, пришедших в негодность, испорченных или поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы».
  7. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.07.2014 №112 «Об утверждении Положения о добавлении вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары».
  8. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.07.2014 №113 «О Положении об использовании при применении методов определения таможенной стоимости товаров документов, соответствующих общепринятым принципам бухгалтерского учета».
  9. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 №118 «Об утверждении Правил учета процентных платежей при определении таможенной стоимости товаров».
  10. Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016 №20 «О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары».
  11. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.11.2016 №130 «Об утверждении Положения об особенностях определения таможенной стоимости товаров при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны и таможенной процедуры свободного склада»/
  12. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 №42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза».
  13. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.05.2018 №83 « О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров».
  14. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.12.2018 №4 «О структуре и формате декларации таможенной стоимости».

Распоряжением Коллегии Евразийской экономической комиссии принят проект Соглашения об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы Евразийского экономического союза и Китайской Народной Республики.

Целью Соглашения является организация сотрудничества по обмену информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы ЕАЭС и КНР, позволяющему обеспечить использование данных о товарах и транспортных средствах международной перевозки, полученных в ходе обмена информацией, для повышения эффективности в сфере управления рисками и совершенствования форм таможенного контроля, что способствует упрощению контроля таможенной стоимости товаров.

В целях совершенствования СУР при осуществлении таможенного контроля таможенной стоимости в условиях вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС, предусматривающего подачу декларации без документов и ее автоматический выпуск при отсутствии таможенных рисков.

Унификация методологических и практических вопросов реализации СУР по направлению контроля таможенной стоимости направлена на обеспечение уплаты таможенных платежей в полном объеме и создание равных конкурентных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности на всей территории ЕАЭС.

Новая редакция Таможенного кодекса ЕАЭС предусматривает унификацию всей нормативной базы, создание благоприятных условий для уполномоченных экономических операторов, автоматизацию таможенных технологий. Это должно способствовать совершенствованию таможенного регулирования в ЕАЭС.

При разработке нового таможенного кодекса перед разработчиками стояла важная задача – снизить количество отсылочных норм. Большинство таких отсылок связано с тем, что другие отрасли законодательства трех государств (налоговое, валютное, административное, банковское, законодательство об электронном документе) не унифицированы, а их нормы важно соблюдать при таможенном регулировании. В связи с этим после подписания ТК ЕАЭС всем государствам придется приводить свои национальные таможенные законы в соответствие с новым наднациональным таможенным законодательством ЕАЭС.

Унификация и гармонизация норм вместе с методами таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС с международными нормами и принципами является одним из ключевых условий, способствующих эффективному включению государств–членов ЕАЭС в мирохозяйственные связи, созданию благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности и развития национальной экономики, повышению качества предоставляемых таможенных услуг[25].

С вступлением в силу нового кодекса улучшились показатели внешней торговли со странами ЕАЭС(таблица 3), что подчеркивает эффективность унификации и гармонизации норм Кодекса ЕАЭС.

Таблица 3 – Экспорт и импорт со странами ЕАЭС в динамике, млн долларов США

Показатель 2017 2018 Темп роста, %
Оборот 33 358,9 36 638,3 109,8
Экспорт 13 647,9 13 887,4 101,8
Импорт 19 711,0 22 750,9 115,4
Сальдо -6 063,1 -8 863,5  

 

Примечание Источник: собственная разработка на основе [34].

Особенностью таможенного регулирования в условиях членства страны в международном интеграционном объединении в первую очередь определяется необходимостью проведения единой внешнеторговой политики при различии экономических интересов. Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе на территории стран–участников осуществляется единое таможенное регулирование. Разный уровень социально-экономического развития, разные цели экономической политики стран-участников ЕАЭС обуславливают разницу в целях, условиях и методах регулирования внешнеторговой деятельности. С этим связана сложность принятия единых решений в области таможенного регулирования, необходимость поиска компромиссов.

Институциональные условия для унификации таможенного регулирования в ЕАЭС предполагают ряд проблем и ряд предпосылок.

Главным образом, необходимо обратить внимание на интересы стран ЕАЭС, которые в большей степени ориентированы на внутренние потребности, нежели на объединение усилий и достижение поставленных для ЕАЭС целей.

Государства–участники ЕАЭС проводили до объединения существенно различающуюся по степени либерализации внешнеторговую политику, исходя из собственных экономических интересов. Республика Беларусь последовательно отстаивала и продолжает проводить сейчас политику протекционизма, направленную, в первую очередь, на поддержку отечественных производителей, импортозамещение. Российская Федерация в настоящее время тоже активно использует инструменты защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, что в большей степени выражается с продукцией связанной с машиностроением и продовольственными товарами. У Республики Казахстан, крупного экспортера природных ресурсов и импортера значительной части потребительских товаров и продовольствия, регулирование международной торговли было ближе к принципам фритредерства.

С учетом всего комплекса факторов, определяющих состояние и перспективы развития внешнеэкономических комплексов государств-членов ЕАЭС, очевидна необходимость неотложных шагов по формированию целостного механизма таможенного регулирования в ЕАЭС, которые позволят предотвратить потери и риски, связанные с адаптацией государств членов к новым, пока еще несовершенным условиям функционирования ЕАЭС, включая возможное увеличение транзакционных издержек участников ВЭД, ущемление интересов некоторых групп отечественных товаропроизводителей, межбюджетный перелив финансовых средств, «перетекание» внешнеторговых потоков в страны с меньшими таможенными издержками[35].

Новые масштабные задачи, стоящие перед государствами–членами ЕАЭС, требуют эффективного использования адаптационных возможностей механизма таможенного регулирования ВЭД, позволяющего на основе комплексного оперативного анализа вырабатывать планы превентивных мер таможенного регулирования, находить эффективные схемы включения участников внешнеэкономической деятельности в систему мирохозяйственных связей и, в конечном итоге, обеспечить реализацию национальных интересов во внешнеэкономической сфер.

По результатам оценки системы контроля таможенной стоимости товаров в ЕАЭС можно сделать выводы:

  1. Определение и заявление таможенной стоимости товаров сопряжено с рядом ошибок, допускаемых участниками внешнеэкономической деятельности зачастую преднамеренно. В настоящее время недостоверное декларирование приобрело масштабный характер. Со стороны участников ВЭД применяются разнообразные способы представления сведений, не отражающих реальную стоимость сделки, и декларируются недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, чтобы уклониться от уплаты таможенных платежей.
  2. Недостоверное декларирование является одной из основных предпосылок необходимости контроля таможенной стоимости. Среди ошибок, допускаемых при декларировании таможенной стоимости выделяют: неверный выбор и применение метода определения таможенной стоимости товаров; технические ошибки; завышение или занижение таможенной стоимости.
  3. Главной и наиболее значительной предпосылкой неверного определения таможенной стоимости является то, что таможенная стоимость определяется на основе цены сделки, которая формируется в условиях свободной конкуренции и зависит от множества факторов. Это предполагает возможность колебания цены в зависимости от сезонности спроса, устаревания товара в связи с появлением аналогов, истечении сроков годности, заинтересованности продавца в рынке и т.д., что усложняет процесс контроля правильности определения таможенной стоимости.
  4. Вопросы оценки и контроля таможенной стоимости в Республике Беларусь рассматриваются на различных уровнях системы таможенных органов. На уровне ГТК главное управление тарифного регулирования и таможенных платежей, на уровне таможен функционируют отделы тарифного регулирования.
  5. Контроль таможенной стоимости производится в соответствии с таможенным кодексом ЕАЭС. Осуществление контроля таможенной стоимости товаров производится в рамках таможенного контроля, проводимого в форме проверки таможенных, иных документов и сведений. Основной принцип выбора объектов таможенного контроля — использование системы управления рисками.
  6. Важным элементом процесса контроля таможенной стоимости является проведение корректировки таможенной стоимости. Корректировка таможенной стоимости – один из методов сбора дополнительных таможенных платежей, который применяют таможенные органы при контроле таможенной стоимости ввозимых товаров. Общим основанием для корректировки таможенной стоимости является доказательство того, что сведения, использованные декларантом, являются недостоверными, либо заявленные сведения не подтверждены документально.
  7. Важной задачей является унификация подходов к процедуре контроля таможенной стоимости. Для этого нужно определить единые области риска занижения таможенной стоимости и обеспечение одинаковых действий таможенных служб как можно большего количества стран в случаях выявления соответствующих индикаторов риска.
  8. Унификация и гармонизация норм вместе с методами таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС с международными нормами и принципами является одним из ключевых условий, способствующих эффективному включению государств–членов ЕАЭС в мирохозяйственные связи, созданию благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности и развития национальной экономики, повышению качества предоставляемых таможенных услуг.
  9. Таможенный кодекс ЕАЭС предусматривает унификацию всей нормативной базы, создание благоприятных условий для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, автоматизацию таможенных технологий

 

3 Разработка мер по совершенствованию системы контроля таможенной стоимости

3.1 Основные проблемы контроля таможенной стоимости товаров

 

 

Таможенные пошлины составляют значительную часть доходов бюджета Республики Беларусь, основой которых, зачастую является таможенная стоимость. Именно размер таможенной стоимости и влияет на то, какая сумма будет перечислена в бюджет страны, что увеличивает роль контроля таможенной стоимости товаров. Данные о перечисленных в бюджет таможенных пошлинах за 2015-2018 года представлены в таблице 4.

Таблица 4 — Структура перечисления денежных средств в республиканский бюджет от внешнеэкономической деятельности в 2015-2018 гг.

Примечание Источник: собственная разработка на основе [31].

Конфликт интересов, связанный с определением таможенной стоимости, весьма понятен. С одной стороны декларант, который хочет минимизировать издержки, путём уменьшения уплаты таможенных платежей, с другой таможенные органы, заинтересованные в большем поступлении средств в республиканский бюджет. Существуют проблемы, связанные с определением таможенной стоимости товаров, актуальные не только для стран-участниц ЕАЭС, но и для всего мирового сообщества[12].

Неэффективность существующей системы контроля таможенной стоимости заключается в ее природе. Как известно правовое закрепление процесса определения таможенной стоимости прошло несколько этапов и преобразований, при чем важное значение играет тот факт, что на различных этапах применялись системы в основе которых лежали различные подходы к определению таможенной стоимости товаров.

Существовало две принципиально разные системы таможенной оценки, каждая из которых применялась в основных и экономически эквивалентных регионах – Северной Америке и Европе.

США и Канада ориентировались на цену сделки, а в станах Западной Европы применялась практика, в основе которой лежала концепция «действительной стоимости».

Так с 1950 г. страны Западной Европы придерживались Брюссельской системы определения таможенной стоимости, которая имела ряд недостатков. Прежде всего, она была крайне дорогостоящей, так как много средств уходило на поиск информации о нормальной стоимости товаров. Кроме того, изменения цен и конкурентные преимущества фирм не находили своевременного отражения в нормальной цене, известной таможенным органам. Помимо этого, цена о новых и редких товарах часто отсутствовала у таможенных органов, что делало определение нормальной цены таких товаров крайне затруднительным.

Все это потребовало дальнейшей унификации системы определения таможенной стоимости. Как известно решением стало Соглашение о применении ст. VII ГАТТ (Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ).

Основным отличием двух систем таможенной оценки, основанных на ст. VII ГАТТ, является то, что Брюсельская система таможенной оценки базируется на нормальной рыночной цене товара, а Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ предполагает использование в качестве основы таможенной стоимости сделки с оцениваемыми товарами. Из всего выше сказанного следует вывод, что норальная рыночная цена товара и стоимость сделки – это разные величины.

Страны бывшего Таможенного союза (Беларусь, Россия и Казахстан) строили свое национальное законодательство, ориентируясь на стандарты ГАТТ, основой таможенной стоимости в них всегда была стоимость сделки, т.е. Брюсельсткая система определения таможенной стоимости в них не применялась. Законодательство этих стран соответствовало положениям ст. VII ГАТТ и Соглашения по ее применению. Это же относится и к правовой базе Евразийского эконоического союза в рассматриваемой области.

Таможенные органы, осуществляя контроль таможенной стоимости, в случае возникновения сомнений в правильности ее определения должны были приводить ее к нормальной рыночной цене товара (согласно Брюсельской системе) или же к стоимости сделки с оцениваемыми товарами (Кодекс о таможеной стоимости ГАТТ).

В тоже время основным и фактически безальтернативным подходом таможенных органов к контролю таможенной стоимости является сравнение стоимости сделки с контрольными значениями стоимости товара. Контрольные значения формируются на основании данных о средних ценах мирового рынка и о ценах сделок по аналогичным товарам.

Если сравнивать понятия «средние цены мирового рынка» и «нормальная рыночная цена товара», то можно прийти к выводу, что фактически речь идет об одном и том же показателе. Это дает возможность утверждать, что современный контроль таможенной стоимости в качестве своей основы использует основные элементы Брюссельской системы определения таможенной стоимости (хоть она сейчас и не применяется), а определение таможенной стоимости основано на Кодексе о таможенной стоимости ГАТТ. То есть определение и контроль таможенной стоимости в качестве своих основ используют различные, идеологически противоположные принципы.

Как уже было рассмотрено выше, одной из причин отказа от Брюссельской системы определения таможенной стоимости было то, что она оказалась излишне дорогой. Но в настоящее время таможенные органы фактически пытаются собрать ценовую информацию о как можно большем числе товаров, обращающихся во внешней торговле, расходуя на это немалые ресурсы.

Данное направление работы является неперспективным, поскольку цены на товары меняются постоянно, а информация о них устаревает очень быстро. Также цены подвержены сезонным колебаниям, влиянию политических событий, изменениям моды, цветовым предпочтениям и прочим факторам. Постоянно появляются новые марки, модели, виды товаров, при этом ассортимент товаров, обращающихся на рынке, не только обновляется, но и постоянно расширяется. Поэтому без указания структуры цены и условий ее формирования (основных ценообразующих факторов) нельзя составить представление об уровне цены и производить ее сравнение с другими ценами на аналогичные товары[13].

Согласно оценкам экспертов, основанным на исследовании практического опыта различных таможенных служб, стоимостные правонарушения могут привести к сокращению налоговых поступлений в бюджет государства на размер до 50%.

Сущность проблемы контроля таможенной стоимости заключается в ситуации, когда декларируется товар, который указан в товаросопроводительных документах (совпадает по количеству, ассортименту и т.д.), но таможенная стоимость определяется на основании намеренно искаженных импортером стоимости сделки и иных расходов и сведений по ее реализации.

Сюда можно отнести ситуацию, когда создаётся двойной пакет документов, взаимозависимыми контрагентами располагающихся в разных странах. Такие документы могут быть полностью идентичными, за исключением пары небольших деталей, а именно стоимости товаров и условия поставки.

Также бывают случаи, когда участник ВЭД предъявляет подложные документы, которые не отражают реальную таможенную стоимость товаров. Тем не менее, таможенные органы заверяют такие документы, которые при беглом прочтении не вызывают подозрений[49].

Поэтому основная задача таможенных органов состоит в проверке правильности определения и достоверности сведений и документов, являющихся основой для определения таможенной стоимости, прежде всего, ввозимых товаров.

Сложность в определении действительной цены товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС обусловлена несколькими причинами:

– нехваткой достоверных источников ценовой информации у таможни;

– трудоемкостью выработки и поддержания в актуальном состоянии максимального числа контрольных значений таможенной стоимости;

– сложностью выявления преднамеренных занижений таможенной стоимости ввозимых товаров, если указанная стоимость выше контрольной;

– недостаточностью инструментов анализа заявляемой таможенной стоимости товаров с целью обнаружения ее завышения.

Как говорилось ранее, практика занижения таможенной стоимости ввозимых товаров в последнее время очень распространена. Участники ВЭД осуществляют данные манипуляции для того, чтобы уплачивать как можно меньшие суммы таможенных пошлин, НДС. Безусловно таможенные платежи снижаются, так как чаще всего применяется адвалорная ставка – и это большой плюс для участников ВЭД, но при использовании такого способа существуют риски принудительной корректировки таможенной стоимости в сторону увеличения. И по итогам корректировки таможенные органы доначисляют компании таможенные пошлины, которые они будут обязаны уплатить в сроки, установленные таможенным законодательством государств–членов ЕАЭС.

Однако, учитывая, что размер таможенных пошлин (с учетом которых формируется таможенная стоимость) по разным товарам достаточно весомо разнится, не всегда механизм занижения таможенной стоимости может сработать на минимизацию налогообложения.

Исходя из соотношения ставки таможенных платежей и ставки уплачиваемого после продажи товара налога на прибыль, в некоторых случаях на пользу налогоплательщику может сыграть не занижение, а наоборот – завышение таможенной стоимости. В случаях, когда величина таможенных сборов невелика импортер стремится завысить таможенную стоимость с целью увеличения расходной части, учитываемой при расчете налога на прибыль. В этом случае итоговая прибыль после уплаты всех налогов и сборов будет выше, чем если бы стоимость товара на таможне была занижена[31].

Зачастую, участники ВЭД сталкиваются с трудностями документального подтверждения заявленной величины таможенной стоимости, обусловленными различиями в стандартах оформления и контроля коммерческой, транспортной и таможенной документации.

Как показывает судебная практика, со стороны таможенных органов допускаются существенные нарушения. Таможенные инспекторы зачастую проявляют нежелание соблюдать рассмотренную выше процедуру контроля, поскольку это, безусловно, требует больших ресурсов – и временного, и квалификационного.

Основным аргументом таможенных органов при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров является то, что таможенная стоимость – это база для исчисления таможенных платежей, а таможенные платежи составляют значительную часть доходов бюджета страны. И это характерно для всех стран-членов ЕАЭС. Для сравнения: в США доля таможенных пошлин в доходах федерального бюджета составляет 1 %, Великобритании – 1 %, Германии – около 4 %.

Базируясь на таможенной практике, можно привести перечень нарушений со стороны таможенных органов при принятии решений по таможенной стоимости. Так, Центральным таможенным управлением Российской Федерации был проведен анализ причин и условий, способствующих принятию незаконных решений в области таможенного дела. Было подготовлено письмо от 20.04.2011 № 66-11/9104 «О направлении информации», в котором перечислены нарушения, допускаемые таможенными органами при принятии решений, связанных с осуществлением контроля таможенной стоимости товаров[44].

Основными нарушениями, допускаемыми таможенными органами являются:

1) приведение в качестве обоснования невозможности применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки причин, которые могут являться лишь основанием для принятия решения об уточнении таможенной стоимости и/или проведения дополнительных проверочных мероприятий, а не для принятия решения о неправомерности использования избранного декларантом метода определения таможенной стоимости;

2) ссылка в решениях на документальную неподтвержденность и/или недостоверность документов и сведений, представленных декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости, а также на наличие условий и обязательств, влияние которых на цену сделки не может быть учтено, без приведения конкретных обстоятельств и причин, послуживших основанием для таких выводов, без указания, в чем выразилась недостаточность и/или недостоверность представленных декларантом документов;

3) принятие вывода о неполноте представленной декларантом информации по причине отсутствия каких-либо сведений в одних документах, но их наличие в других документах, одновременно представленных при декларировании товара. При этом непредставление истребованных таможенным органом у декларанта документов следует рассматривать в качестве несоблюдения условия о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении таможенной стоимости лишь в том случае, когда такие документы имеют значение для таможенного декларирования и определения таможенной стоимости товара;

4) направление запроса о представлении дополнительных документов без обоснования, каким образом отсутствие этих документов повлияло на невозможность принятия заявленной декларантом таможенной стоимости;

5) некорректное использование ценовой информации, в частности использование недостоверной или документально не подтвержденной информации при самостоятельном определении таможенной стоимости таможенным органом (использование в качестве основы для определения таможенной стоимости информации, содержащейся на интернет-сайтах, информации об уровне таможенной стоимости, а не цене за единицу товара, информации прайс-листа, не отражающего цену конкретной сделки и не содержащего сведений о периоде его действия)[14].

Негативно на процессе контроля таможенной стоимости, а именно на его либерализации и эффективности, сказывается и тот факт, что между государствами-членами ЕАЭС в части контроля таможенной стоимости существуют противоречия, которые определяются следующими причинами:

– завышенной оценкой фискального значения таможенной стоимости;

– долей импортируемых товаров в общем объеме импорта для каждой из стран, облагаемых таможенными пошлинами;

– коэффициентом распределения таможенных пошлин между государствами-членами ЕАЭС.

В данных условиях становится очень трудно выработать разумные подходы к контролю таможенной стоимости и преодолеть возможные противоречия стран ЕАЭС. Также необходимо учитывать и тот факт, что в силу объективности и характера двух последних причин их нельзя устранить в рамках изменения подходов к контролю таможенной стоимости.

 

 

3.2 Пути совершенствования механизма контроля таможенной стоимости товаров

 

 

После создания ЕАЭС значительные усилия были приложены к построению системы таможенного регулирования ВЭД, соответствующей новым экономическим условиям. Одним из направлений работы является механизм контроля таможенной стоимости. На сегодняшний день существуют объективные проблемы в практике проведения контроля таможенной стоимости. Рассмотренные выше проблемы являются негативными как для участников ВЭД, так и для таможенных органов.

Совершенствование таможенного контроля возможно как на уровне законодательных мер, бухгалтерского учета и аудите, а также разработке и применения новых инновационных мер и IT–решений. Именно комплекс мер будет способствовать фундаментальному улучшению контроля таможенной стоимости. Можно выделить следующие составные части глобального процесса повышения уровня контроля таможенной стоимости товаров:

– улучшения в области информационных технологий;

– улучшения на законодательном уровне;

– повышение эффективности использования ценовой информации;

– повышение международного межведомственного взаимодействия;

– улучшение контроля внутри организации, стандартизация[12].

В настоящее время именно контроль таможенной стоимости является основной причиной задержек при выпуске товаров. Для решения этих проблем разрабатываются методики совершенствования контроля таможенной стоимости, призванные не только улучшить качество данного вида таможенного контроля, но и в целом оптимизировать работу таможенных органов в данной сфере.

Существует ряд концепций по увеличению эффективности и производительности при проведении контроля таможенной стоимости товаров. Одна из таких методик совершенствования контроля таможенной стоимости основана на проверке достоверности информации. Данная методика разбивает данный контроль на пять этапов:

– проверка представленных при таможенном декларировании документов, которые должны быть изучены на предмет корреспондирования сведений, указанных в них;

– проверка первичных документов на достоверность исходных данных. Проверяется сведения отражения импортных операций в первичных учетных документах – внутренних документах. Во-первых, проверяется своевременность отражения импортных товаров в бухгалтерском учете организации; во-вторых, включение всех компонентов в фактическую себестоимость товара;

– проверка стоимости сделки (установление момента перехода права собственности, включение всех компонентов в фактическую стоимость, а также проверка факта оплаты), позволяющая определить достоверность заявленной при таможенном декларировании стоимости сделки и достоверность определения таможенной стоимости;

– проверка дополнительных начислений и вычетов к стоимости сделки (включение всех дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате);

– проверка реализации товара на внутреннем рынке страны.

Для эффективного осуществления данной методики таможенного контроля необходимо наличие достоверных и актуальных источников ценовой информации. Стоимостные риски таможенного декларирования – это постоянная работа таможенных органов по анализу внешних источников среднестатистических цен на импортируемые товары (биржевые цены, прайслисты и прочее), с детализацией таможенных кодов по странам и регионам.

На сегодняшний день, особый интерес в качестве источника ценовой информации представляет система «Мониторинг–Анализ». С ее помощью можно получить ценовую информацию по заданному товарному коду применительно к каждому таможенному органу, участнику ВЭД и стране происхождения товара. С этой целью в системе предусмотрен ряд параметров, по которым осуществляется поиск необходимой ценовой информации. «Мониторинг-Анализ» – одна из наиболее эффективных систем для получения ценовой информации об однородных и идентичных импортируемых товарах[51].

В целях проверки достоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товаров после выпуска товаров таможенными органами могут быть получены сведения от производителя товаров, уполномоченного банка участника ВЭД, покупателя ввозимых товаров на внутреннем рынке и иных организаций. Для проведения таможенного контроля таможенной стоимости после выпуска товаров таможенные органы вправе получать от уполномоченных банков участников ВЭД документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам.

Однако, на данный момент в распоряжении таможенных органов имеется недостаточно достоверных источников ценовой информации для целей контроля таможенной стоимости товаров, отсутствует также единая система общего использования имеющихся ценовых источников (база данных).

В целях совершенствования механизма использования ценовой информации по контролю таможенной стоимости необходимо модернизировать обеспечение ценовой информацией таможенных органов путем оснащения таможенных органов новыми источниками ценовой информации (отраслевыми изданиями; аналитическими данными о порядке формирования мировых цен; информацией о товарных особенностях, ценообразующих факторах и конъюнктуре мирового и национального рынков) и также создать единый механизм общего пользования ценовыми источниками[38].

Также для более эффективного функционирования системы возникает необходимость пополнения таможенных органов квалифицированными трудовыми ресурсами, которые будут заниматься непосредственно анализом рынка товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, осуществлять сбор, обобщение, хранение, пополнение ценовой информации и периодически обновлять ее в соответствии с реальной конъюнктурой рынка.

Такую работу могут выполнять только специалисты по конъюнктуре рынка, эксперты по ценообразованию, маркетологи, товароведы, аналитики по рынкам товаров и услуг, которые смогут как учесть, так и просчитать все ценообразующие факторы, влияющие на цену внешнеторговой сделки и соответственно на таможенную стоимость.

Также, в целях совершенствования контроля участников ВЭД в ЕАЭС ведется работа по созданию Системы идентификации участников внешнеэкономической деятельности.

В настоящее время в государствах–членах ЕАЭС используются различные национальные системы регистрации и идентификации физических и юридических лиц. В Армении присваивается УНН (учетный номер налогоплательщика), в Беларуси – УНП (учетный номер плательщика), в Казахстане – ИН/БИН (идентификационный номер/бизнес-идентификационный номер), в Кыргызстане – ИНН (идентификационный налоговый номер) и ОКПО (общереспубликанский код предприятий и организаций), в России – ИНН (идентификационный номер налогоплательщика). При этом в национальных системах используются различные правила присвоения идентификационных номеров.

Кроме того, в различных государствах – членах ЕАЭС один и тот же субъект внешнеэкономической деятельности может быть зарегистрирован под разными идентификационными номерами, что существенно усложняет, а порой и делает невозможной однозначную идентификацию данного субъекта. Как следствие, проблематичным становится отслеживание и анализ всей цепочки перемещения и поставки товаров. Данная система позволит сосредоточиться на самом участнике ВЭД, а не на отдельной поставке или сделке[19].

В работе по созданию данной системы используется опыт Европейского союза по созданию системы регистрации и идентификации хозяйствующих субъектов – системы EORI, которая создавалась для обеспечения безопасности цепочек поставок, а также упрощения процедур торговли, связанных с перемещением товаров через таможенные границы.

Также, в рамках ЕАЭС осуществляется работа по синхронизации таможенного контроля на границе. Это поможет избежать дисбаланса и устранить предпосылки к созданию неравных условий деятельности субъектов хозяйствования в государствах. Данный вопрос разрабатывался в рамках Рабочей группы по развитию и применению таможенного контроля после выпуска товаров при Объединенной коллегии таможенных служб государств членов ЕАЭС. В 2014 г. были утверждены Основные направления работы на 2015-2020 гг. по реализации принципа переноса акцента таможенного контроля с этапа декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров.

В рамках данного процесса рассматривался вопрос о возможности признания некоторых действий субъектов ВЭД «неадминистративными». В 2016 году ГТК предложил внести изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Проектом предусмотрено дополнение примечания к статье 14.5КоАП нормой, предусматривающей освобождение от административной ответственности за недекларирование (часть 1 статьи 14.5 КоАП) и недостоверное декларирование (часть 3 статьи 14.5 КоАП) товаров при условии самостоятельного выявления субъектом хозяйствования таких нарушений, добровольного сообщения об этом в таможенный орган и устранения вредных последствий нарушения.

ГТК подчеркивает, что, наличие возможности исправить допущенные при таможенном декларировании товаров ошибки и доплатить таможенные платежи без угрозы привлечения к административной ответственности отвечает принципам справедливости взыскания и окажет благоприятное влияние на условия осуществления ВЭД.

Данный принцип «добровольного признания ошибки» применяется в странах Евросоюза, в Японии, Канаде. Этот же принцип с 2015 г. установлен в Казахстане, а также в Российской Федерации. К сожалению, в Республике Беларусь предложение о том, чтобы не применять к субъекту хозяйствования, самостоятельно выявившему нарушение таможенного законодательства и добровольно уплатившему суммы причитающихся налоговых платежей, меры обеспечения исполнения налогового обязательства в виде начисления пеней, остается на уровне инициативы.

Основным показателем эффективности применения процедуры корректировки таможенной стоимости товаров является количество доначисленных и фактически взысканных в результате корректировки сумм таможенных платежей.

Для более эффективного применения процедуры корректировки таможенной стоимости товаров необходимо использовать единую методику оценки эффективности процедуры корректировки, которая позволит комплексно и объективно оценивать результаты работы должностных лиц таможенных органов при проведении корректировки таможенной стоимости товаров. Методика основывается на расчете пяти показателей эффективности процедуры корректировки таможенной стоимости товаров, каждому из которых соответствует определенный коэффициент. В зависимости от показателя коэффициенты делятся на «понижающие» и «повышающие» эффективность применения данной процедуры. На базе данных коэффициентов рассчитывается объединенный коэффициент эффективности.

В дальнейшем анализ непосредственно показателей может дать объективную оценку эффективности процедуры корректировки таможенной стоимости товаров и помочь в разработке предложений по увеличению эффективности названной процедуры.

Использование вышеназванной методики определения эффективности проведения корректировки таможенной стоимости товаров позволит должностным лицам таможенных органов:

– эффективно использовать трудовые ресурсы (повысить либо перераспределить штатную численность должностных лиц, занимающихся проведением корректировок таможенной стоимости товаров, в структурных подразделения, где показатель загруженности должностных лиц таможенного органа превышает норму);

– сократить количество нерезультативных проверок декларируемой таможенной стоимости товаров (т. е. результатом каждой проводимой проверки должна стать корректировка таможенной стоимости товаров, это позволит оптимально расходовать трудовые ресурсы таможенного органа и будет способствовать повышению показателя, характеризующего проведение проверок, что в свою очередь приведет к повышению эффективности процедуры корректировки таможенной стоимости товаров).

Необходимо отметить, что нововведения, содержащиеся в Таможенном кодексе ЕАЭС создали предпосылки для либерализации внешней торговли. Это выражается в отмене обязательного заполнения ДТС и перенос основного контроля таможенной стоимости на этап после проведения таможенных операций на основании анализа уровня стоимости товаров и объемов их ввоза. В свою очередь, это способствует упрощению процедуры заявления и контроля таможенной стоимости ввозимых товаров.

Однако принятые новшества еще не в полной мере обеспечивают либерализацию таможенного законодательства ЕАЭС в части контроля таможенной стоимости. В результате чего должна быть достигнута унификация подходов к контролю таможенной стоимости.

При этом либерализация контроля таможенной стоимости не предполагает необходимость отказа от контроля таможенной стоимости или выполнение его в значительной степени формально. Изменения должны коснуться прежде всего следующих направлений:

– строить таможенный контроль на основе реальной оценки фискального значения таможенной стоимости;

– принципиально отказаться от тотального контроля таможенной стоимости. Контроль необходимо сфокусировать на товарах, дающих основные таможенные платежи. Это примерно несколько сотен товаров (контролируемые товары). В отношении остальных товаров нужно вести мониторинг их доли и значения во внешней торговле страны;

– контролируемые товары разделить на две группы: таможенную стоимость одних целесообразно контролировать на этапе проведения таможенных операций, а в отношении остальных в полной мере использовать возможности таможенного аудита[45].

Cнижение фискального значения таможенной стоимости может быть достигнуто путем изменения порядка взимания НДС с импортируемых товаров. В этом случае возможно два варианта:

а) оставить за таможенными органами взимание НДС по импортируемым товарам, но не включать его в план доходов бюджета, доводимый таможенными органами. Это предполагает организацию информационного обмена между налоговыми и таможенными органами об импортируемых товарах и уплаченных при ввозе суммах НДС;

б) отмена взимания НДС таможенными органами. Реализация этого направления позволит таможне отказаться от бессмысленного контроля таможенной стоимости большого числа товаров: ввозимых из стран СНГ, облагаемых таможенными пошлинами по специфическим и низким ставкам таможенных пошлин.

Процессу контроля таможенной стоимости уделяется значительное внимание всеми странами мира и у каждой из них есть свои достижения в этой области и направления совершенствования. Для наиболее эффективной модернизации процесса контроля таможенной стоимости в странах ЕАЭС можно рассмотреть преимущества и недостатки существующих систем в других странах.

В китайской практике контроля таможенной стоимости отдельное место занимают контролирующие подразделения, каждое из которых имеет отдельный узкий функционал. То есть компетенции таможенных служащих четко разграничены. Сотрудники, получающие комплекты документов от участников ВЭД не ведут самостоятельно их анализ, а перенаправляют в уполномоченные структурные лаборатории, где далее анализом занимаются эксперты. Однако, подобный метод контроля ведет к увеличению затрат на содержание штата, что может быть недопустимо в наших реалиях.

В Эстонии контроль правильности определения таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами путем проверки заявленной декларантом величины таможенной стоимости. При этом правильность декларирования таможенной стоимости может быть проверена как при выполнении непосредственных таможенных формальностей при таможенном оформлении, так и после момента его окончания, путем проведения таможенного пост-аудита. На основе проведения контрольных процедур, таможенный орган либо подтверждает заявленную декларантом таможенную стоимость, либо выносит решение о ее корректировке.

В настоящее время, с целью повышения эффективности механизма контроля таможенной стоимости, перед таможенными органами Эстонии стоит две основные задачи. Во-первых, это максимально полное формирование системы рисков, существующих в механизме определения таможенной стоимости, во-вторых – изыскание и легализация, как доказательной базы механизма контроля, дополнительных источников ценовой информации о товарах, подвергающихся таможенной оценке. А именно путем создания налоговых и иных баз данных, а также оптимизация механических процессов в процессы с применением современных информационных технологий.

В Индии профили риска по направлениям контроля таможенной стоимости разрабатываются в отношении более чем трети всех товаров, классифицируемых в товарной номенклатуре. Организация контроля таможенной стоимости товаров с применением СУР осуществляется по принципу распределения всего товаропотока в зависимости от степени его риска по трем коридорам:

– зеленый – означает отсутствие риска, и товар может быть выпущен немедленно после уплаты таможенных платежей без необходимости таможенного контроля. Как правило проводится упрощенный контроль. Если по результатам такого контроля возникла необходимость более детального контроля, то таможенным инспектором может быть принято решение о смене зеленого коридора на желтый.

– желтый – означает, что декларация нуждается в детальной документальной проверке.

– красный – товары подвергаются углубленному документальному контролю и обязательному таможенному досмотру.

Выбор коридора осуществляется автоматически с использование компьютерных таможенных систем обработки данных: VRAM.

Данный факт снова приводит к мысли о необходимости формирования разного рода баз данных, в том числе и всеобщей базы профилей риска для более продуктивного контроля таможенной стоимости товаров.

По итогам разработки мер по совершенствованию системы контроля таможенной стоимости можно сделать выводы:

  1. Таможенные пошлины, основой расчета которых является таможенная стоимость товаров, составляют значительную часть доходов бюджета Республики Беларусь. Именно размер таможенной стоимости и влияет на то, какая сумма будет перечислена в бюджет страны, что увеличивает роль контроля таможенной стоимости товаров.
  2. Актуальной проблемой контроля таможенной стоимости товаров является ситуация, когда таможенная стоимость определяется на основании намеренно искаженной импортером стоимости сделки. Создаются двойные пакеты документов, предъявляется подложные документы, которые не отражают реальную таможенную стоимость товаров, однако при беглом прочтении не вызывают подозрений. Поэтому основная задача таможенных органов состоит в проверке правильности определения и достоверности сведений и документов, являющихся основой для определения таможенной стоимости.
  3. Можно выделить следующие составные части глобального процесса повышения уровня контроля таможенной стоимости товаров: улучшения в области информационных технологий, улучшения на законодательном уровне, повышение эффективности использования ценовой информации, повышение международного межведомственного взаимодействия, улучшение контроля внутри организации, стандартизация.
  4. Одна из методик совершенствования контроля таможенной стоимости основана на проверке достоверности информации. Данная методика разбивает контроль на пять этапов, что необходимого для более детального изучения документов на предмет недостоверности предоставляемых сведений. Особый интерес в качестве источника ценовой информации представляет система «Мониторинг-Анализ». С ее помощью можно получить ценовую информацию по заданному товарному коду применительно к каждому таможенному органу, участнику ВЭД и стране происхождения товара.
  5. В целях совершенствования контроля участников ВЭД в ЕАЭС ведется работа по созданию Системы идентификации участников внешнеэкономической деятельности для анализа всей цепочки перемещения товаров.
  6. ГТК подчеркивает, что, наличие возможности исправить допущенные при таможенном декларировании товаров ошибки и доплатить таможенные платежи без угрозы привлечения к административной ответственности отвечает принципам справедливости взыскания и окажет благоприятное влияние на условия осуществления ВЭД.
  7. Важной задачей является унификация подходов к процедуре контроля таможенной стоимости. Для этого нужно определить единые области риска занижения таможенной стоимости и обеспечение одинаковых действий таможенных служб как можно большего количества стран в случаях выявления соответствующих индикаторов риска.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведения научного исследования по теме «Контроль таможенной стоимости: процедура и пути ее совершенствования» были изучены теоретические основы понятия таможенной стоимости, проведен анализ организации контроля таможенной стоимости, рассмотрены проблемы контроля таможенной стоимости. На основании представленного дипломного исследования можно сделать следующие выводы:

1.Таможенная стоимость – важный инструмент таможенно-тарифного регулирования, который является базой для исчисления таможенный платежей, составляющих большую часть доходов бюджета. В рамках ЕАЭС разработана единая методология определения таможенной стоимости, согласованная с международной практикой и основанная на общих принципах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.

2.Таможенная стоимость определяется на основе 6 методов: по стоимости сделки с ввозимыми товарами, по стоимости сделки с идентичными товарами, по стоимости сделки с однородными товарами, сложения, вычитания, резервный. На практике наиболее используемым является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами, если невозможно его применение, то переходят к резервному методу, другие методы используются крайне редко. Таможенная стоимость товаров основана на цене сделки с ними, которая заключается в условиях свободной конкуренции, т.е. цена определяется исключительно сторонами сделки в контракте. В то же время цена зависит от множества факторов, что приводит к сложностям при контроле таможенной стоимости. Порядок определения таможенной стоимости и сфера её применения устанавливаются законодательными актами ЕАЭС, Республики Беларусь и международными актами. Основными из них являются: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, решение Евразийской экономической комиссии от 20 сентября 2010 г. № 376 «О порядках декларирования (в части порядка декларирования таможенной стоимости товаров), контроля и корректировки таможенной стоимости товаров», закон Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

  1.  С 1 января 2018 года вошел в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, который ввел некоторые изменения в методологию определения и контроля таможенной стоимости. В частности, контроль таможенной стоимости уже не выделяется в отдельную фазу таможенного контроля, а осуществляется в рамках формы таможенного контроля – проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, что снижает значение таможенной стоимости и либерализирует процедуру контроля таможенной стоимости.
  2. Определение и заявление таможенной стоимости товаров сопряжено с рядом ошибок, допускаемых участниками внешнеэкономической деятельности зачастую преднамеренно. В настоящее время недостоверное декларирование приобрело масштабный характер. Со стороны участников ВЭД применяются разнообразные способы представления сведений, не отражающих реальную стоимость сделки, и декларируются недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, чтобы уклониться от уплаты таможенных платежей.
  3. Недостоверное декларирование является одной из основных предпосылок необходимости контроля таможенной стоимости. Среди ошибок, допускаемых при декларировании таможенной стоимости выделяют: неверный выбор и применение метода определения таможенной стоимости товаров; ошибки, связанные отсутствием необходимых документов; технические ошибки; завышение или занижение таможенной стоимости. Главной и наиболее значительной предпосылкой неверного определения таможенной стоимости является то, что таможенная стоимость определяется на основе цены сделки, которая формируется в условиях свободной конкуренции и зависит от множества факторов. Это предполагает возможность колебания цены в зависимости от сезонности спроса, устаревания товара в связи с появлением аналогов, истечении сроков годности, заинтересованности продавца в рынке, что усложняет процесс контроля правильности определения таможенной стоимости.
  4. Вопросы оценки и контроля таможенной стоимости в Республике Беларусь рассматриваются на различных уровнях системы таможенных органов. На уровне ГТК отдел главного управления тарифного регулирования и таможенных платежей, в Минской центральной таможне создан отдел контроля и анализа таможенной стоимости, на уровне таможен функционируют отделы тарифного регулирования. Контроль таможенной стоимости производится в соответствии с таможенным кодексом ЕАЭС. Осуществление контроля таможенной стоимости товаров производится в рамках таможенного контроля, проводимого в форме проверки таможенных, иных документов и сведений. Основной принцип выбора объектов таможенного контроля — использование системы управления рисками.
  5. Важным элементом процесса контроля таможенной стоимости является проведение корректировки таможенной стоимости. Корректировка таможенной стоимости – один из методов сбора дополнительных таможенных платежей, который применяют таможенные органы при контроле таможенной стоимости ввозимых товаров. Общим основанием для корректировки таможенной стоимости является доказательство того, что сведения, использованные декларантом, являются недостоверными, либо заявленные сведения не подтверждены документально.

8.Важной задачей является унификация подходов к процедуре контроля таможенной стоимости. Для этого нужно определить единые области риска занижения таможенной стоимости и обеспечение одинаковых действий таможенных служб как можно большего количества стран в случаях выявления соответствующих индикаторов риска. Унификация и гармонизация норм вместе с методами таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС с международными нормами и принципами является одним из ключевых условий, способствующих эффективному включению государств–членов ЕАЭС в мирохозяйственные связи, созданию благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности и развития национальной экономики, повышению качества предоставляемых таможенных услуг. Таможенный кодекс ЕАЭС предусматривает унификацию всей нормативной базы, создание благоприятных условий для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, автоматизацию таможенных технологий.

  1. Таможенные пошлины, основой расчета которых является таможенная стоимость товаров, составляют значительную часть доходов бюджета Республики Беларусь. Именно размер таможенной стоимости и влияет на то, какая сумма будет перечислена в бюджет страны, что увеличивает роль контроля таможенной стоимости товаров.
  2.  Актуальной проблемой контроля таможенной стоимости товаров является ситуация, когда таможенная стоимость определяется на основании намеренно искаженной импортером стоимости сделки. Создаются двойные пакеты документов, предъявляется подложные документы, которые не отражают реальную таможенную стоимость товаров, однако при беглом прочтении не вызывают подозрений. Поэтому основная задача таможенных органов состоит в проверке правильности определения и достоверности сведений и документов, являющихся основой для определения таможенной стоимости.
  3. Можно выделить следующие составные части глобального процесса повышения уровня контроля таможенной стоимости товаров: улучшения в области информационных технологий, улучшения на законодательном уровне, повышение эффективности использования ценовой информации, повышение международного межведомственного взаимодействия, улучшение контроля внутри организации, стандартизация. Одна из методик совершенствования контроля таможенной стоимости основана на проверке достоверности информации. Данная методика разбивает контроль на пять этапов, что необходимого для более детального изучения документов на предмет недостоверности предоставляемых сведений. Особый интерес в качестве источника ценовой информации представляет система «Мониторинг-Анализ». С ее помощью можно получить ценовую информацию по заданному товарному коду применительно к каждому таможенному органу, участнику ВЭД и стране происхождения товара.
  4. В целях совершенствования контроля участников ВЭД в ЕАЭС ведется работа по созданию Системы идентификации участников внешнеэкономической деятельности для анализа всей цепочки. ГТК подчеркивает, что, наличие возможности исправить допущенные при таможенном декларировании товаров ошибки и доплатить таможенные платежи без угрозы привлечения к административной ответственности отвечает принципам справедливости взыскания и окажет благоприятное влияние на условия осуществления ВЭД.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Болточко, П.И. Исключаем ошибки при подтверждении заявленной таможенной стоимости товаров / П.И. Болточко // Валютное регулирование и ВЭД: специализированный ежемесячный журнал для тех, чья работа связана с внешнеэкономической деятельностью и валютой. – 2016. – №10. – С. 37-41.
  2. Бревнов, В.Г.; Чернова, Л.Г. Особенности применения корректировки таможенной стоимости на современном этапе / В.Г. Бревнов, Л.Г. Чернова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2013. – С. 167-168.
  3. Васильев, Р.И. Административно-правовое регулирование контроля таможенной стоимости: автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата юридических наук: специальность Административное право, административный процесс / [Российская таможенная академия]. – Люберцы, 2013. – 27 с.
  4. Винокуров, Е.В. Европейский союз и Евразийский экономический союз: вектор развития отношений в ближайшее время / Е.В. Винокуров // Валютное регулирование и внешнеэкономическая деятельность – 2016. – № 10. – С. 34-38
  5. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1994 г.).
  6. Дубинский, Н.А. Изменение порядка определения таможенной стоимости товаров / Н.А. Дубинский // Налоги Беларуси: научно-практический журнал Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – 2016. – №10. – С. 81-90.
  7. Дубинский, Н.А. Контроль таможенной стоимости / Н.А. Дубинский // Налоги Беларуси: научно-практический журнал Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – 2017. – №7. – С. 71-83.
  8. Дубинский, Н.А. Контроль ТЦО при определении таможенной стоимости товаров / Н.А. Дубинский // Валютное регулирование и ВЭД: специализированный ежемесячный журнал для тех, чья работа связана с внешнеэкономической деятельностью и валютой. – 2016. – № 7. – С. 57-67.
  9. Дубинский, Н.А. Порядок контроля и корректировки таможенной стоимости / Н.А. Дубинский // Налоговый вестник: республиканский журнал о налогах, сборах и отчислениях. – 2017. – №4. – С. 80-89.
  10. Ершова, Л.Н. Проблемы контроля таможенной стоимости / Л.Н. Ершова // Научный альманах. – 2015. – №10-1. – С.138-142.
  11. Зыков, А.А. Таможенная стоимость и ее проблемы в современном таможенном деле / А.А. Зыков // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. – 2016 г. – №1. – С. 25-30.
  12. Костина, А.О.; Селедков Д.С Совершенствование управления загруженностью должностных лиц таможенных постов посредством автоматизации контроля таможенной стоимости / А.О. Костина, Д.С. Селедков // Управленческое консультирование. – 2013. №11. – С. 173-180.
  13. Лапатская, Е.А.; Чернова Л.Г Проблемы недостоверного декларирования таможенной стоимости / Е.А. Лапатская, Л.Г. Чернова // Решетневское чтение. – 2012. – С. 724-725.
  14. Литвинская, Е.Е. Снижаем риски корректировки таможенной стоимости / Е.Е. Литвинская // Промышленно-торговое право: журнал для юристов, принимающих решения: научно-практический журнал. – 2016. – №10. – С. 23-26.
  15. Логинова, А.С. Практикум по организации контроля таможенной стоимости: учеб. пособие / А. С. Логинова – СПб.: Троицкий. – 2017. – С.144.
  16. Мазаник, Ю. Прикладное измерение законов математики: контроль таможенной стоимости: автоматизация расчета сумм обеспечения / Ю. Мазаник // Таможенный вестник: информационно-практический журнал. – 2016. – №4. – С. 16-19.
  17. Мелешкевич, А.Г. Таможенная стоимость: готовимся к проверке / А.Г. Мелешкевич // Промышленно-торговое право: журнал для юристов, принимающих решения: научно-практический. – 2017. – №9. – С. 74-77.
  18. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть), 29.12.2009 г. № 71-З / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 30.12.2009 г.
  19. Об утверждении положения о добавлении вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15 июля 2014 г. № 112.
  20. Об утверждении положения об особенностях применения методов определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с недекларированием: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 авг. 2013 г. № 180.
  21. О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 дек. 2013 №289 (ред. от 22.01.2019).
  22. О расчете размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 4 сент. 2017 №112.
  23. О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров: Решение Евразийской экономической комиссии, 20 сент. 2010 г. № 376 // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _105055/. – Дата доступа: 10.03.2019.
  24. О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1): Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии, 20 дек. 2012 г. № 283.
  25. О применении методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3): Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 окт. 2012 г. № 202.
  26. О применении метода вычитания (метод 4) при определении таможенной стоимости товаров: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 нояб. 2012 г. № 214.
  27. О применении метода сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости товаров: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 дек. 2012 г. № 273.
  28. Орлова, Ю.Ю. Совершенствование контроля таможенной стоимости при использовании ценовой информации / Ю.Ю. Орлова // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – 2015. №3-4. С. 197-209.
  29. Основные направления развития таможенной службы Республики Беларусь на 2016-2020 годы и на прогнозный период до 2025 // Государственный таможенный комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://www.gtk.gov.by/ru.– Дата доступа: 09.04.2019.
  30. О таможенном регулировании в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10.01.2014 г. № 129-З «» // Нац. правовой Интернет портал Респ. Беларусь от 22.01.2014 г. №2/2127.
  31. Официальный сайт Государственного таможенного комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.gov.by/ru – Дата доступа: 20.03.2019.
  32. Петрик, А.С. Правовое регулирование определения таможенной стоимости в Евразийском экономическом союзе / А.С. Петрик // Финансовое право – 2015. – №9 – С. 44-48.
  33. Петрова, А. Корректировка таможенной стоимости товаров: особенности бухгалтерского и налогового учета / А. Петрова // Моя бухгалтерия. Торговля и общественное питание: производственно-практический. – 2017. – №4. – С. 13-17.
  34. Правовой портал // Сайт Евразийского экономического союза: [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/ru-ru/Pages/AllDocuments.aspx#search=»таможенная%20стоимость%20. – Дата доступа: 01.02.2019.
  35. Практикум по организации контроля таможенной стоимости: Учебное пособие. – СПб.: Троицкий мост, 2017. – 144 с.
  36. Рослик, М. Из практики рассмотрения споров, связанных с корректировкой таможенной стоимости товаров / М. Рослик // Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие. – 2017. – №10. – С. 20-28.
  37. Сидорович, Н.А. Контроль таможенной стоимости товаров на основе системы управления рисками / Н.А. Сидорович // журнал для юристов, принимающих решения: научно-практический журнал. – 2014. – №6. – С. 80-83.
  38. Сидорович, Н.А. Определение таможенной стоимости по стоимости сделки / Н.А. Сидорович // журнал для юристов, принимающих решения: научно-практический журнал. – 2016. – №10. – С. 16-18.
  39. Сидорович, Определение таможенной стоимости товаров: новеллы ТК ЕАЭС / Н.А. Сидорович // Таможенный вестник: информационно-практический журнал. – 2017. – №12. – С. 23-25.
  40. Сидорович, Н.А. Тарифное регулирование через призму новелл Таможенного кодекса ЕАЭС / Н.А. Сидорович // Промышленно-торговое право: журнал для юристов, принимающих решения: научно-практический. – 2017. –№8. – С. 17-20.41 Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
  41. Стратегия развития таможенных органов Республики Беларусь // Сайт Таможенных органов Республики Беларусь: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.gov.by/ru/strategija_razvitija-ru/. – Дата доступа: 03.04.2019.
  42. Таможенная стоимость товаров: Акты Республики Беларусь // Сайт Таможенных органов Республики Беларусь: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.customs.gov.by/ru/akty_respubliki_belarus-ru/ – Дата доступа: 01.02.2019.
  43. Таможенное дело: учебное пособие / И.В. Цыкунов [и др.]; под общ. ред. И.В. Цыкунова. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 287 с.
  44. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учебник для студентов высших учебных заведений / В.Е. Новиков [и др.]; по ред. В.Е. Новикова – Москва: Лаборатория знаний, 2016. – 349 с.
  45. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза 11 апреля 2017 г.
  46. Тарарышкина, Л. И. Таможенные платежи: учеб. пособие / Л. И.Тарарышкина, В. А.Острога. – Минск : БГУ, 2014. − 279 с.
  47. Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности «Таможенная стоимость: а всегда ли выгодно занижать?» [Электронный ресурс] // Бухгалтерский учет, налоги, аудит. – Режим доступа: https://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a46/527168.html – Дата доступа: 19.03.2019.
  48. Цыкунов, И.В.; Головкова Е.А. Завышение таможенной стоимости – актуальная проблема таможенного союза / И.В. Цыкунов, Е.А. Головкова // Белорусский экономический журнал. – 2010. – № 3. – С. 133-144.
  49. Цыкунов, И.В. Концепция контроля таможенной стоимотси через контроль налога на прибыль / И.В. Цыкунов // Бухгалтерский учет и анализ: научно-практический журнал. – 2013. – №8. – С. 34-40.
  50. Цыкунов, И.В. Определение уровня риска при контроле таможенной стоимости / И.В. Цыкунов // Научные труды Белорусского государственного экономического университета. – 2015. – Вып.8 – С. 412-418.
  51. Цыкунов, И.В. Таможенный союз и либерализация контроля таможенной стоимости / И.В. Цыкунов // Белорусский экономический журнал: ежеквартальный научно-практический журнал. – 2011. – №4. – С. 97-107
  52. Хапилин, С.А. Методические аспекты реформирования системы контроля таможенной стоимости / С.А. Хапилин // Финансовые исследования. – 2014. – №3. – С. 119-124.

1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф