Введение
- Значение инновационной деятельности в современном образовательном процессе
- Механизмы развития мотивации к инновационной деятельности в работе учителя
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема мотивации инновационной деятельности учителя является на сегодняшний день достаточно актуальной, так как система образования проходит трансформацию на новый путь развития, ориентированный на деятельностный и личностно-ориентированный подход в обучении, результатом которого станет усвоение таких навыков и умений, которые имели бы практическую ориентированность и применимость.
Целью образовательного процесса является воспитание творческой разносторонне развитой личности готовой к открытиям и построению нового будущего страны. Поэтому большое значение имеют инновационные подходы к обучению, инновационная деятельность самих обучающихся, школы и как одного из главных участников образовательного процесса инновационная деятельность учителя.
От того на сколько учитель готов внедрятся в инновационные процессы зависит их успешность. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации к инновациям в педагогической деятельности.
Для современного образования нужен учитель, который был креативно мыслил, применял новые нестандартные подходы в обучении, занимался бы саморазвитием, и принимал бы с профессиональной чуткостью все новшества. Поэтому, в настоящее время, остро встает проблема создания мотивации педагогов образовательных учреждений к инновационной деятельности. Только через систему стимулирования (мотивации) педагога к инновационной деятельности можно достичь поставленных целей в видении нового в образовании.
Учитывая актуальность проблемы, а также ее практическую значимость тема исследования — «Мотивация инновационной деятельности учителя».
Объектом исследования является инновационная деятельность учителя в образовательном процессе.
Предмет исследования механизмы повышения уровня мотивации инновационной деятельности учителя.
Цель исследования -изучение мотивации инновационной деятельности учителя в условиях повышения качества образовательного процесса.
Гипотеза исследования основана на предположении, что уровень мотивации педагогов к инновационной деятельности влияет на качество современного образовательного процесса
Сформулированная цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
- Проанализировать литературу по проблеме исследования, выявить значение инновационной деятельности учителя в современном образовании
- На основе существующих исследований мотивации инновационной деятельности учителя, выявить механизмы повышения уровня мотивации инновационной деятельности учителя.
В рамках данной работы преимущественно был использован теоретический метод исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; систематизация, моделирование, обобщение, сравнение и др.
Значение инновационной деятельности в современном образовательном процессе
Для выделения роли инноваций в современном образовании необходимо определить контекст данного понятия.
На сегодня, ученые не пришли к единому мнению по поводу трактовки понятия «инновация».Данное понятие зародилось еще в научных исследованиях XIX века и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.«В процессе интеграции элементов двух культур появляется третья, отличная от исходных».
Ю.В. Громыко, так определяет инновацию: «инновация есть не что иное, как способ организации связей между принципиально новыми образами, культивируемыми и выращиваемыми на экспериментальной площадке, и огромным массивом традиционных практик. Инновации выполняют функцию обеспечения присвоения некоторого принципиально нового образца на достаточно больших и широких массивах практики с последующим его приживлением и сохранением»..
Н.И. Лапин определяет инновационнуюдеятельность как «метадеятельность, изменяющую рутинные компоненты репродуктивных видов деятельности».
В.С. Лазарев и Б.П. Мартиросян под инновационной деятельностью школы понимают целенаправленное введение новшеств (нововведений) в педагогическую систему с целью повышения качества образования.
По мнению О.Г. Прикота инновация в образовании – «это позитивный результат развития, приводящий к удовлетворению актуальных потребностей основных потребителей (государство и семья, представляющая интересы человека) образовательных услуг».
А.В. Хуторской считает, что, «с одной стороны, инновационный процесс – это совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие, идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение. С другой стороны инновационный процесс — единство трёх составляющих: создание, освоение и применение новшеств».
Таким образом, инновационная деятельность включает в себя изменение педагогической системы школы с помощью внедрения новшеств.
Инновационная деятельность в образовании характеризуется разработкой и внедрением принципиально новых образов содержания и технологий обучения, наличием носителей, которые данную деятельность осуществляют.
Инновационная деятельность должна ориентироваться на цели модернизации образования, ориентироваться на общую стратегию образования, для чего необходимо прямое стимулирование к этой деятельности всех участников данного процесса.
Значение широкого применения инновационной деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:
- Изменением в социально-экономической сфере общества, что вызвало необходимость полного обновления образовательной системы, изменения методик и технологий организации учебного и воспитательного процесса на разных уровнях. Инновационная деятельность в данном случае является средством обновления образовательной политики.
- Увеличением значения гуманитарной части содержания образования, усилением уклона на социально-воспитательную содержающую образования, в связи с чем, происходит изменение объема и состава учебных дисциплин; введение новых предметов, из чего следует поиск новых форм и технологий обучения. В данной ситуации актуализируются задачи повышения профессионального мастерства участников образования, поиск новых форм и методов учебного взаимодействия.
- Изменение характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. Ранее, в условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса, педагог был ограничен в самостоятельном выборе новых программ, учебников, а также ограниченно мог использовать новые приемы и способы педагогической деятельности. Сегодня инновационная деятельность в образовании приобретает избирательный, исследовательский характер. Поэтому важным направлением в деятельности различных субъектов управления и организации деятельности учебных заведений становится анализ и оценка вводимых преподавателями педагогических инноваций, создание необходимых условий для их успешной разработки и применения.
- Ситуация рыночной экономики, где образовательные учреждения становятся реальными участниками отношений, что ставит их в ситуацию конкурентоспособности и повышения качества предоставляемых услуг. Инновации помогают сделать услуги эксклюзивными, направленными на повышения качества.
Таким образом, инновации в современном образовательном процессе являются неотъемлемым элементом его содержания. Инновации выступают средством реализации новой образовательной политики, формированием новой успешной личности.
Инновациям в образовании должен следовать любой участник, учитель выполняет в данном процессе ведущую роль, в том на сколько он будет реализовывать инновационные процессы в своей деятельности, как личностно-профессиональной, так и направленной на обучение и воспитание будущего поколения, на столько будет зависеть качество современного образования.
Механизмы развития мотивации к инновационной деятельности в работе учителя
Формирование мотивации к инновационной деятельности – ключевое условие обеспечения готовности учителя к работе в условиях изменений. Позитивное или негативное отношение к инновационной деятельности в целом определяется иерархией мотивов.
Мотивация понимается большинством авторов как «совокупность,система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. Мотивы непосредственно связаны с содержанием деятельности, которую они побуждают».
В отечественной психологической науке понятие мотивации рассматривается с точки зрения сложноорганизованного регулятора жизнедеятельности человека, выражающегося в его поведении и деятельности. Данное понятие включает в себя многоуровневую систему побудителей, которую составляют потребности, мотивы, интересы, стремления, установки, нормы и ценности и т.д.
Мотивация заключается в личностной готовности педагога к инновационной деятельности, играет важное значение наряду с многими неотъемлемыми профессиональными качествами.
Опираясь на идеи, высказанные В.А. Сластениным, можно выявить критерии готовности педагога к инновационной деятельности.
Это:
- осознание необходимости инновационной деятельности;
- готовность к творчеству;
- уверенность в том, что принятое к внедрению новшество принесет позитивный результат;
- согласованность личных целей с инновационной деятельностью;
- готовность к преодолению творческих неудач;
- технологическая готовность;
- позитивная оценка своего предыдущего опыта в свете инновационной деятельности;
- способность к профессиональной рефлексии.
Чтобы рассмотреть отношение учителей к инновациям в наше время, воспользуемся полученными результатами анкетирования учителей Центра образования Царицыно (школа № 548 Москвы), представленными в работе Хуторского [8], в котором они высказывают свое отношение к различным типам нововведений.
Анализ приведенных Хуторским А.В, данных показывает, что учителя наиболее часто применяют такие инновации, как изменение форм учебного контроля для отдельных учеников, развитие когнитивных и креативных качеств учеников, обучение без предварительного объяснения материала учителем, рефлексия учениками и учителем своей деятельности.
В то же время он подчеркивает противоречия. Например, называя взаимообучение как достаточно применяемое новшество, 20% учителей не допускают выступления ученика в роли учителя, а это является основой взаимообучения. 60 % учителей указали, что допускают придумывание детьми на уроках «посторонних» вещей. Стольким же педагогам не чужды метод «мозгового штурма», защита учениками творческих работ.
Категорически против нормотворчества учеников в образовании 46 % учителей, против выбора учеником форм и методов его обучения и изменения целей учителя в угоду целям ученика — 20 %. Не предполагают ориентироваться на публикацию ученических работ в периодических изданиях 33 % педагогов, не собираются проводить уроки изобретательства и символотворчества от 27 до 40 % учителей. Эвристическая образовательная ситуация не входит в арсенал 13 % учителей.
Примечательно, что именно о новшествах, которые учителя отметили в числе применяемых, они хотят узнать подробнее. Среди таких новшеств: образовательная рефлексия, самоорганизация обучения, сопровождающее обучение, целеполагание учеников и развитие их оргдеятельностных качеств. Учителя интересуются тем, как проводить метапредметные занятия, проекты, научные конференции и недели, как организовывать реальные открытия учеников на уроках.
Педагоги почти не применяют, но интересуются такими новшествами, как индивидуальная образовательная траектория каждого ученика, разработка и защита учениками своих индивидуальных программ, эвристические погружения.
Таким образом, следует вывод, что учителя не в полной мере применяют инновационную деятельность в работе, что говорит о недостаточной мотивации в использовании инновационных методов.
Из различного рода исследований можно выделить следующие условия, которые способствовали бы формированию мотивации инновационной деятельности учителя.
- Включение учителя в такие мероприятия, которые будут способствовать формированию актуализации инновационной деятельности: тренинги, мастер-классы, конференции и т.п.
- Осуществление процесса профессионального самосовершенствования и образования учителя, исходя из затруднений, выявляемых в процессе постоянной рефлексии деятельности.
- Осуществление морального и материального стимулирования педагога исходя из результатов инновационной деятельности.
Системное применение данных мер будет способствовать формированию мотивации инновационной деятельности учителя и как следствие повышению качества образовательного процесса, ориентированности на современные потребности общества.
Заключение
Мотивация инновационной деятельности учителя сложное многогранное явление, влияющее в полной мере на эффективность современного образовательного процесса.
Инновации выступают средством реализации новой образовательной политики, формированием новой успешной личности. Инновациям в образовании должен следовать любой участник, учитель выполняет в данном процессе ведущую роль, в том, на сколько, он будет реализовывать инновационные процессы в своей деятельности, как личностно-профессиональной, так и направленной на обучение и воспитание будущего поколения, на столько, будет меняться качество современного образования.
Формирование мотивации к инновационной деятельности – ключевое условие обеспечения готовности учителя к работе в условиях изменений.
Мотивация заключается в личностной готовности педагога к инновационной деятельности, играет важное значение наряду с многими неотъемлемыми профессиональными качествами.
Исследования показывают, что учителя не в полной мере применяют инновационную деятельность в работе, что говорит о недостаточной мотивации в использовании инновационных методов.
Для повышения уровня мотивации инновационной деятельности необходимо системно осуществлять такие условия как формирование актуализации инновационной деятельности; постоянное повышение уровня профессиональной квалификации с учетом современных тенденций; осуществление постоянного стимулирования за результаты и попытки внедрения инновационной деятельности учителем. Повышение мотивации инновационной детальности учителя должно стать приоритетным вопросом управления образовательным процессом на всех уровнях.
Список литературы:
- Громыко, Ю.В. Проектирование и программирование развития образования / Ю.В.Громыко. – М., 1996. – 545 с.
- Ильин А.С. Мотивация педагога к инновационной деятельности: эрзац или реальность /А.С. Ильин // Научно-теоретический журнал. – 2012. — № . – С. 69-74
- Лапин, Н.И. Теория и практика инноватики: учеб.пособие / Н.И. Лапин. – М.: Университетская книга; Логос, 2008. – 328 с.
- Лазарев В.С. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы /В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян // Педагогика –2003. – № 3. – С. 17–25.
- Никитин, В. Образование в ловушке развития / В. Никитин // Кентавр. – 2004. – №33. – С. 36-41.
- Прикот О.Г. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / О.Г. Прикот // Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Санкт-Петербург, 2010.- 230 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. – М.: Магистр, 1997. – 223 с.
- Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – М., 2011. – 270 с.
- Хуторской А. В. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация / А.В. Хуторской //Педагогика. – 2010. – № 1. – С 8-11.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы:
|
Скриншоты работы: |
|
|---|---|
|
|
|
