Содержание
Введение 2
1. Готовность ребенка к школе 5
2. Определяющая роль мотивации в психологической готовности к школьному обучению 12
3. Произвольность как компонент психологической готовности к школе 15
4. Учебная мотивация как критерий психологической готовности к школе 17
5. Современные подходы к подготовке дошкольников к школе 19
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Введение
Поступление ребенка в школу является важным этапом в его жизни, который сопровождается не только получением большого количества новых знаний, но и новые права и обязанности ребенка, его новая социальная роль и система новых отношений как со сверстниками, так и со взрослыми. Поэтому важно уделять большое внимание проблемам психологической и личностной готовности ребенка к обучению в школе.
Для родителей поступление ребенка в школу также является своеобразным экзаменом, в ходе которого проявляется успех или неуспех их воспитательной работы.
В том случае, когда ребенок достигает успехов в учебе, хорошо усваивает школьную программу и адекватно выстраивает взаимоотношения со взрослыми, родители также испытывают гордость. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению.
В настоящее время школьное обучение начинается с возраста 6,5-7 лет. К возрасту 7 лет у ребенка формируется психологическая и социальная готовность к обучению в школе, однако у шестилетнего ребенка окончательное завершение психологической и личностной адаптации к школе проходит в первый год школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям.
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на «паспортный» возраст и имеющиеся у них «школьные» навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы «психологически», т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.
Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А. В. Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались с Д. Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности ребенка к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу.
Л.С. Выготский, опираясь на исследования по подражанию, отмечал, что «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей», а потому нет оснований считать, что подражание не относится к интеллектуальным достижениям детей.
В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки детей к школьному обучению: В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, и др.
Проблемами диагностирования детей поступающих в школу, занимались Л.А. Венгер, В.В. Холмлвская, Д.Б. Эльконин и др.
Подготовка ребенка к школьному обучению является многогранным сложным процессом, который затрагивает все сферы жизни ребенка и, соответственно, предполагает многокомпонентное образование. В первую очередь у ребенка должна быть сформирована мотивация к обучению, а также социальная позиция школьника – он должен уметь взаимодействовать как со сверстниками, так и со взрослыми, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение и подчиняться учебному распорядку.
Основное новообразования школьного периода – это умение играть в ролевые, сюжетные и что самое важное для школы – в игры с правилами. Кроме того, будущий школьник должен демонстрировать и хорошее умственное развитие, соответствующее его возрасту, поскольку именно интеллектуальное развитие и позволяет в итоге успешно усваивать школьные знаниями, умения и навыки, а также поддерживать оптимальный темп интеллектуальной деятельности.
Объектом работы являются особенности психологического, интеллектуального и социального развития ребенка в школьном возрасте.
Предметом работы является психологическая готовность к школе.
Целью работы является изучение различных аспектов психологической готовности ребенка к школе – интеллектуальную, личностную и социальную зрелость школьника.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы:
|
|
|
|
