Меню Услуги

Развитие координационных способностей детей 12-15 лет в настольном теннисе

Страницы:   1   2


Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
  • 1.1. Координационные способности и их значение в спорте
  • 1.2 Характеристика игры в настольный теннис
  • 1.3. Методика воспитания координационных способностей
  • 1.4. Методика обучения детей технике игры в настольный теннис
  • 1.5. Составные компоненты настольного тенниса, служащие воспитанию координационных способностей
  • Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • 2.1. Цель и задачи исследования
  • 2.2. Методы исследования
  • 2.3. Организация исследования
  • Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ, МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 12-15 ЛЕТ
  • 3.1. Методика применения средств настольного тенниса для развития координационных способностей у детей 12-15 лет
  • 3.2. Экспериментальная проверка предложенной методики совершенствования координационных способностей детей 12-15 лет средствами настольного тенниса
  • Заключение
  • ВЫВОДЫ
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 12-15 ЛЕТ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Настольный теннис — идеальная игра для людей всех возрастов и профессий, для любого времени года и любого помещения, где можно поместить складной прямоугольный стол, разделенный на два поля невысокой сеткой. Атрибуты игры — маленькие ракетки с губчатыми резиновыми накладками и миниатюрный целлулоидный мячик размер которого составляет 4 см в диаметре, издающий при отскоке звук «пинг-понг». Согласно несложным правилам от игроков требуется точно попасть на противоположную половину стола, перебросив мяч через сетку таким образом, чтобы он оказался недосягаемым для соперника. Комбинационная игра после подачи нацелена на завершающий удар и победное очко или на действие, вынуждающее соперника допустить ошибку. Партия продолжается до тех пор, пока один из соперников не наберет 11 очко с перевесом в два очка.

Объектом исследования в данной дипломной работе является настольный теннис. Предметом исследования — влияние настольного тенниса на развитие координационных способностей у юношей 12-15 лет. Мы считаем эту тему актуальной, поскольку в большей части работ, посвященных настольному теннису, не уделяется должного внимания такому моменту, как развитие координации у школьников, а в работах, посвященных развитию координации у детей, говорится, по большей части, об играх с мячом в общем. На наш взгляд, настольному теннису уделяется мало внимания, как виду спорта, развивающему координацию. Мы считаем, что составные компоненты настольного тенниса, такие как удары, прием-подача мяча, передвижения спортсмена у стола являются прекрасными упражнениями на развитие координации школьников 12-15 лет, кроме того, это прекрасный и захватывающий вид спорта, что делает занятия по развитию координации со школьниками подросткового возраста интереснее.

В процессе работы над данной темы, мы изучили труды, посвященные настольному теннису Г.В. Барчуковой, Л.К. Серовой, Н.Г. Скачкова, А.Н. Амелина. Эти работы, особенно труды Галины Васильевны Барчуковой содержат очень полное собрание информации о настольном теннисе, методические указания по обучению школьников разных возрастов настольному теннису, однако тема развития координации в них затрагивается лишь поверхностно, хотя, каждый из этих авторов непременно указывает на то, что настольный теннис в целом содержит в себе элементы, служащие развитию координации. На основе информации, содержащейся в этих произведениях, а также на основе собственных эмпирических наблюдений и метода сравнения, мы постарались в данной работе более подробно показать, каким образом составляющие настольного тенниса служат развитию координации у юношей.

При написании работы мы опирались на материалы указанных выше авторов, собственные наблюдения а также на материалы официального сайта Международной Федерации Настольного Тенниса, ознакомились с авторскими методиками Анатолия Амелина, чемпиона мира по настольному теннису.

Мы считаем, что на сегодняшний день настольный теннис является очень популярным видом спорта в Росси и в мире, эта игра приносит много удовольствия как взрослым, так и детям, и поэтому является одним из лучших способов развития координации, поскольку это не просто набор упражнений, а интересное времяпрепровождение для детей, что очень важно при работе с юношами 12-15 лет, интерес к игре вызывает у них дополнительную и очень сильную мотивацию, так как кроме интереса вызывает также соревновательный дух, который свойственен подросткам указанного возраста.

 

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Координационные способности и их значение в спорте

В физиологии спорта, а также в теории физического воспитания и спортивно тренировки основными физическими (двигательными) качествами показывают: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость. Однако в последние годы существующего основного термина ловкость, оказавшегося очень многозначным, нечетким и «житейским», ввели в теорию и практику термин координационные способности, стали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию (Лях В. И., 1989).

В настоящее время специалисты насчитывают от 2-3 общих до 5-7 (по другим данным до 11-20 и более) специальных и специфически проявляемых координационных способностей, таких как координация деятельности больших мышечных групп всего тела; общее равновесие; равновесие со зрительным контролем и без него; равновесие на предмете; уравновешивание предметов; быстрота перестройки двигательной деятельности и т.д. Среди координационных называют также способность к пространственной ориентации, мелкую моторику, способность к дифференцированию, воспроизведению, отмериванию и оценке пространственных, силовых и временных параметров движений, ритм, вестибулярную устойчивость, способность произвольно расслабить мышцы.

Координационные способности, пишет В. И. Лях, – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия (Лях В. И., 2000).

Под координационной способностью Матвеев Л. П. подразумевал «способность перестраивать координацию движений при необходимости изменить параметры освоенного действия или переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий» (Матвеев Л. П., 1991).

Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить специальные, специфические и общие координационные способности. Специальные относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности. В этой связи различают специальные координационные способности: во всевозможных циклических и ациклических двигательных действиях; в нелокомоторных движениях тела в пространстве; в движениях манипулирования в пространстве отдельными частями тела; в движениях перемещения вещей в пространстве; в баллистических (метательных) двигательных действиях с установкой на дальность и силу метания; в метательных движениях на меткость; в движениях прицеливания; в подражательных и копирующих движениях; в атакующих и защитных двигательных действиях единоборств; в нападающих и защитных технических и технико-тактических действиях подвижных и спортивных игр.

У игроков настольного тенниса для удара по мячу движения начинаются строго по порядку: работают сначала ноги, туловище, плечевой сустав, плечо, предплечье, кисть. Наиболее часто ошибаются те игроки, у которых движения руками быстрые и медленные движения ног. Они не всегда вовремя и в нужном месте оказываются для ответного удара по мячу. Это отрицательно влияет на эффективность и точность удара, поэтому игроки и тренеры уделяют большое внимание на выработку рациональной структуры техники и координации движений. Согласованность движений, ног, туловища и рук часто приводит к определенным результатам.

Тренировка игрока в настольный теннис – это и физическая, и техническая, и тактическая, и психологическая, и теоретическая подготовка. В начальной стадии тренировки большое внимание следует обращать на координационные способности теннисиста. Для этого на тренировках нужно использовать много упражнений на координацию.

1.2. Характеристика игры в настольный теннис

В современном настольном теннисе игроки демонстрируют мощные атакующие удары, неожиданные контратаки и стремительные перемещения. Это энергичная, изобретательная игра, требующая творчества и инициативы, наблюдательности и интуиции в разгадывании траекторий крученых мячей. Игрок должен обладать точным глазомером, устойчивой концентрацией внимания, умением правильно выбирать выгодную позицию у стола, точно рассчитывать последствия своих атакующих действий, захватывать инициативу, быстро ориентироваться в постоянно меняющейся игровой ситуации.

Настольный теннис позволяет каждому игроку выбрать и сформировать индивидуальный стиль, соответствующий темпераменту, особенностям личности, физическим возможностям, арсеналу освоенных технических приемов. Среди спортсменов встречаются игроки атакующего, контратакующего и комбинированного стилей, отличающиеся своими психомоторными качествами, быстротой и точностью реакций, стабильностью действий. Для любого стиля, любой индивидуальной манеры игры важен игровой интеллект, обоснованные тактические действия, ведущие к результативной игре. Настольный теннис становится захватывающей и впечатляющей игрой, если игроки достигли высокого уровня развития физических качеств: высокой скорости на коротких отрезках, гибкости мышц кисти и туловища, подвижности в суставах. Настольный теннис приобрел широкую популярность как вид активного отдыха, как средство приобщения школьников к общеразвивающим упражнениям и подвижным играм, повышающим выносливость, физическую и психическую активность, гармонизирующим развитие и созревание детского организма.

Игра в настольный теннис развивает быстроту, ловкость, координацию движений, выносливость, волю, настойчивость.

Настольный теннис — это распространенная во всем мире игра из группы игр с ответным ударом. В соревнованиях могут играть от 2 до 4 человек (одиночная или парная игра). 2 игрока или пары стоят за столом напротив друг друга. С подачи начинается розыгрыш очка, и мяч должен быть послан на игровую половину противника таким образом, чтобы сделать невозможным необходимый ответный удар.

Стол имеет размер 152,5 х 273,3 см. с высотой над полом 76,2 см. темно-зеленая сетка высотой 15,25 см делит стол на две равные половины. Мяч из целлулоида или пластика имеет вес от 2,67 до 2,77 г.

Подачу осуществляется так, чтобы она была видна судье. Она проводится за задней линией стола или ее предполагаемого удлинения. Мяч подбрасывается почти вертикально от плоской руки и только тогда по нему производится удар, когда он находится в движении вниз. Он должен сначала коснуться игровой поверхности падающей ракетки, прежде, чем он непосредственно через сетку или огибая ее перелетит на игровую поверхность соперника. В партии переход подачи происходит после 2 разыгранных очков. Игрок, который первым наберет 11 очков, становится победителем партии. При равном количестве очков по 10:10 играют до тех пор, пока один игрок не добьется преимущества в два очка. Очко приобретается за счет ошибки соперника.

Ошибки: неоднократное касание мяча на игровой поверхности, забрасывание мяча (в сетку, за игровое поле), 2-разовый удар по мячу одной стороной, касание туловищем игровой поверхности (за исключением руки, ведущей ракетку) или мяча, касание сетки, движение стола, пропуск мяча, правильно посланного соперником, подача не по правилам.

При парной игре мяч из поля подачи по диагонали отсылается в поле подачи соперника. Подающий определяется по предпринятому перед началом первой партии выбору. Первый принимающий — следующий подающий и

партнер первого подающего — следующий принимающий и т.д. после каждой партии порядок подачи меняется.(Байгулов Ю.П., Романин А.Н. 1980г.)

1.3. Методика воспитания координационных способностей

При воспитании координационных способностей используются следующие основные методы.

1) Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся, не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.

Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.

2) Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.

3) Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально- прикладной физической подготовке.

4) Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению (Захаров Е., Карасев А., Сафонов А. 1994).

Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и координационной).

  • Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким.

Для ее снятия целесообразно использовать: а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера; б) разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии; в) плавание; г) массаж, сауну, тепловые процедуры.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  • Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления).

Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:

а)  в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;

б)  применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др. (Курамшин Ю.Ф.2003).

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный (Ялакас С.И. 1974).

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях (Жубер Ж.2000).

Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и не строгой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

— строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменений силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.); (Матвеев А.П.1991).

—  изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений — бросок мяча вверх из исходного положения, стоя — ловля, сидя и наоборот);

— изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину и глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

— «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);

— выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);

— выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски в кольцо).

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды, преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров (Иванов В.В.1991).

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Например, при проведении игры «пятнашки» ставится задача как можно больше играющих запятнать за 3 минуты или запятнать с помощью волейбольного мяча, или запятнать в определенном участке тела. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающихся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации (Матвеев Л.П.1977).

1.4. Методика обучения детей технике игры в настольный теннис

В практике игры в настольный теннис нашли применение разнообразные технологии обучения. Избираются они в зависимости от задач, которые необходимо решить, в конкретных условиях учебного процесса. Технологию и форму обучения применяют при разучивании нового учебного материала. Сюда входит овладение теоретическими знаниями и двигательными навыками. При формировании двигательных навыков возникает задача запомнить разучиваемое движение. Двигательный навык усваивается лучше, если ученикам перед уроком говорят, что они должны запомнить определенное движение. Чтобы сохранить навык, необходимо предъявлять к учащемуся несколько завышенные требования. В качестве основного используют метод практического упражнения. Обычно он сочетается с методами передачи информации. Преподаватель повысит эффективность процесса обучения, если будет гибко подходить к своим ученикам, активно используя наглядные пособия и показ. Уроки должны содержать по возможности что-то новое.

Занятия должны доставлять удовольствие, потому как, метод поощрения помогает формировать привычку к положительному поведению и добросовестному отношению к изучаемому материалу. В качестве поощрения использовать одобрение, публичную похвалу.

Любая технология имеет свои законы. Одним из законов технологии настольного тенниса является необходимость соблюдения выполнения определенной техники. Техника — кратчайший путь к достижению результатов. Безусловно, есть плюс-минус отклонения, обусловленные физиологическими особенностями студентов, но в целом, техника выполнения едина. Однажды заученная до автоматизма неправильная техника мешает освоению новой, правильной техники. Исключение из упражнения одной его фазы нарушает всю технологию процесса в целом. Целостное, ясное и правильное представление у студентов о разучиваемых приемах и действиях при их образцовом показе позволяет быстрее освоить технику выполнения упражнений. Постепенное повышение нагрузки в процессе обучения достигается ее соответствием уровню состояния организма и доступности для студентов. Условием обеспечения прочности достигается многократным повторением упражнений в различных сочетаниях, а также систематической проверкой достигнутых результатов.

Технология и последовательность обучения приемам игры в настольный теннис такова:

  • Ознакомить с историей развития.
  • Ознакомить с оборудованием, инвентарем.
  • Дать понятия терминологии.
  • Ознакомить с основными правилами игры.
  • Ознакомить с организацией и проведением соревнований.
  • Привлечь к инструкторской и судейской практике.
  • Обучить технике игры:

а) хватке ракетки

б) стойке теннисиста и перемещению у стола

в) подаче и приему подач

г) толчку (слева, справа)

д) накату (слева, справа)

е) срезке (слева, справа)

ж) ударам (справа, слева)

з) топ-спину (справа, слева)

и) подставке (справа, слева)

Игра в настольный теннис является самой доступной в системе студенческого образования по дисциплине «физическая культура». Она актуальна для создания устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретение личного опыта творческого использования средств и методов физической культуры в повседневной жизни, достижение установленного уровня психофизической подготовленности будущих специалистов к профессиональной деятельности.

В процессе игры, которая отличается высокой двигательной активностью, формируются у школьников такие важные качества, как быстрота, ловкость, координация, внимание, реакция, глазомер, мышление и др. Напряженность спортивного поединка стремление к преодолению трудностей в борьбе за победу способствуют воспитанию смелости, настойчивости, решительности. Занятия в специальной медицинской группе является позитивным, физическим, нравственным, воспитательным аспектом для студента в формировании профессиональных жизненных умений и навыков средством игры. Поэтому благополучие современного общества зависит от уровня освоения высокоэффективных технологий обучения.

При обучении игре в настольный теннис, как и любому другому виду спорта, огромную роль играет физическая подготовка спортсмена любого возраста. Любой ребенок, начинавший систематически заниматься физическими упражнениями, должен регулярно наблюдать за состоянием своего организма. Учитель физической культуры обязан привить детям навыки самоконтроля при обучении игре в настольный теннис. Такой самоконтроль поможет правильно регулировать величину нагрузки во время выполнения физических упражнений, оценить результаты самостоятельной тренировки и при необходимости изменять режим тренировки.

Используя самоконтроль, оценивают свое физическое развитие, двигательные качества и функциональные возможности.

При оценке физического развития обращают особое внимание на изменения осанки. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикали, плечи развернуты, слегка опущены и расположены на одном уровне, лопатки прижаты, физиологические кривизны позвоночника нормально выражены, грудь слегка выпуклая, живот втянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах. Известно, что отклонения осанки не только нарушают фигуру человека, но и могут вызвать смещения сердца, крупных сосудов и других внутренних органов с ухудшением их функций.

Целенаправленными физическими упражнениями можно в значительной мере изменить внешний вид и объем мышц, поэтому в число задач, решаемых самостоятельными занятиями, могут быть и «косметические» — исправление осанки и других недостатков телосложения. А это является, несомненно, привлекательной целью занятий физическими упражнениями и спортом.

Двигательные или физические качества физкультурников (силу, быстроту, выносливость и гибкость) оценивают с помощью различных упражнений, называемых контрольными. Такие упражнения обычно объединяются в комплексы. Например, наиболее известен Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), который известен в нашей стране с 1931 года. Существует также Военно-спортивный комплекс (ВСК), используемый для физической подготовки и ее контроля солдат и офицеров Советской Армии.

Способность совершать двигательные действия в минимальное для данных условий время называется быстротой, которая проявляется обычно в сочетании с силой мыши. Так результаты в прыжках в длину с места и с разбега, в беге на короткие дистанции характеризуют скоростно-силовые качестве «спортсменов. В «чистом» виде быстроту можно измерить временем реакции, скоростью выполнения одиночного движения (с помощью миллисекундомера) или количеством простых движений в заданное время. Быстрота и скоростно-силовые качества развивается с помощью прыжков, быстрого бега и других упражнений, выполняемых в быстром темпе.

Одним из наиболее важных двигательных качеств человека является выносливость, определяемая как способность к длительному действию (движению) без снижения его эффективности. Иначе говоря, это способность противостоять утомлению, поддерживать высокую работоспособность. Следует отметить, что хорошо развитая физическая выносливость тесно связана с умственной работоспособностью.

Для развития выносливости необходимо длительное выполнение упражнений до утомления и на фоне утомления, используя равномерный и повторные метода тренировки.

К числу физических качеств относят гибкость — способность выполнять движения с большей амплитудой, обусловленной полезностью в суставах, которая зависит от величины суставных поверхностей, эластичности мышц, связок, сухожилий. Возрастное ухудшение гибкости наблюдается уже в 18-20 лет, поэтому поддерживать хорошее функциональное состояние суставов и контролировать гибкость необходимо постоянно. Это можно делать с помощью простых упражнений. Так, гибкость позвоночника в хорошем состоянии, если вы можете, не сгибая ног, положить ладони на пол. Плечевые и локтевые суставы — если сможете соединить кисти за спиной на лопатках (один локоть сверху за головой, другой внизу на пояснице). Коленный и тазобедренный суставы — если сможете глубоко присесть на пятки, не отрывая их от пола.

Функциональные возможности организма человека существенно расширяются в процессе занятий физическими упражнениями. Изменения в основном происходят в таких направлениях:

а) повышается предельная мощность функций;

б) появляется экономичность в деятельности систем;

в) развивается устойчивость к сдвигам во внутренней среде организма.

Эти главные факторы определяют повышенную работоспособность хорошо тренированного организма занимающихся и спортсменов.

Для самоконтроля достаточно оценивать сдвиги в сердечно-сосудистой и дыхательной системах. Например, при систематических и правильно организованных занятиях частота пульса в покое имеет тенденцию к снижение. А повышение частоты часто связано с перегрузками, утомлением, болезнью. Пульс в покое измеряется утром после сна, не вставая с постели, и его величина 50-60 ударов в минуту свидетельствуют о нормальном состоянии сердечно-сосудистой системы.

В условиях физических нагрузок частота пульса увеличиваем до 200 в I мин. Однако, при небольших нагрузках учащение пульса тем меньше, чем выше физическая подготовленность человека. На этом положении основаны почти все функциональные пробы с измерением пульса при физических нагрузках.

1.5. Составные компоненты настольного тенниса, служащие воспитанию координационных способностей

Настольный теннис является одним из видов спорта, влияющих на развитие координации, особенно у детей. Настольный теннис состоит из различных элементов, каждый из которых по-разному влияет на развитие основных физических и психических характеристик. Разные элементы настольного тенниса по-разному воздействуют на работу тех или иных мышц.

Настольный теннис совершенствует не только быстроту движений, но и быстроту реакции, быстроту прогнозирования, развивает оперативное мышление, а также умение концентрировать и переключать внимание. Скорость реакции на движущийся объект у играющих в настольный теннис детей значительно больше, чем у других. Нередко это качество помогает в различных жизненных ситуациях. Так, теннисист может поймать на лету падающую со стола чашку, отскочить от летящего в него предмета. Не случайно игру в теннис используют в качестве специального тренировочного средства при подготовке космонавтов, операторов, вратарей хоккейных команд и других специалистов, которые должны уметь четко реагировать на неожиданные изменения ситуаций в экстремальных условиях.

В этой главе мы перечислим основные компоненты настольного тенниса, влияющие на развитие координации у юношей 12-15 лет и дадим их краткую характеристику.

Итак, основными составными элементами настольного тенниса являются:

— удары; различают несколько видов ударов в теннисе, это: срезка (слева или справа), толчок, накат (слева или справа), подрезка (слева или справа), подставка (слева и справа), свеча (слева и справа) и топ-спин (слева или справа;

— подачи («веер», «маятник»);

— передвижение у стола (переступания, скрестные шаги, приставные шаги);

— комбинации (тактики) игры.

При игре в настольный теннис все составные компоненты используются одновременно, и у игрока нет времени остановиться и подумать, какой из известных ему приемов и навыков применить в данный момент. Вот почему развитие координации так ярко проявляется именно в настольном теннисе. Во время игры применяется множество ударов и их разновидностей. Освоение техники настольного тенниса принято начинать с разучивания ударов без вращения мяча — толчков, а затем отрабатывать удары с вращением мяча. Постепенное усложнение позволяет учащимся легче адаптироваться к быстрой игре. По мере развития координационных навыков у школьников, желательно как можно скорее научить их овладеть всеми движениями. Поскольку если какому-либо из ударов уделить с самого начала слишком большое значение, впоследствии это может нанести урон другим ударам, а, следовательно, и развитию координации. Большое разнообразие ударов отлично развивает общую координацию движений, дает навыки смены темпа, ритма, позиции, обогащает тактическое мышление.

Составным элементом при обучении настольному теннису является также развитие таких качеств, как быстрота и ловкость, без которых трудно представить себе развитие координации. Ловкость — это способность быстро, точно, экономно и находчиво решать различные двигательные задачи.

Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать достаточно полное восстановление организма.

Наиболее распространенными средствами при развитии ловкости являются акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приемы:

— выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (подача в настольном теннисе из положения сидя);

— зеркальное выполнение упражнений;

— усложнение условий выполнения обычных упражнений;

— изменение скорости и темпа движений;

— изменение пространственных границ выполнения упражнений (ограничение игровой зоны стола).

Быстрота — это комплекс свойств, непосредственно определяющих скоростные характеристики движения, а также время двигательной реакции.

Быстрота движений обуславливается в первую очередь соответствующей деятельностью коры головного мозга, подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц, направляющих и координирующих действие спортсмена. Показатель, характеризующий быстроту как качество, определяется временем одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой одинаковых движений в единицу времени (темпом).

Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции с большой эффективностью используются различные методы:

— метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью, (в серии выполняется 3-6 повторений, за одно занятие выполняется 2 серии. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинает развиваться выносливость, а не быстрота);

— игровой метод (дает возможность комплексного развития скоростных качеств, поскольку имеет место воздействия на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным мышлением. Присущий играм высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия способствуют проявлению скоростных возможностей).

Изучать технику игры в настольный теннис рекомендуется в такой последовательности: срезка слева, накат справа, срезка справа, накат слева.

Далее осваиваются более сложные технические приемы: топ-спин, подрезка, подставка, свеча. В какой последовательности осваивать эти приемы и ладонной или тыльной стороной ракетки, следует решать, исходя из индивидуальных особенностей юношей.

В последующих частях нашей работы мы рассмотрим более подробно каждый из составных элементов настольного тенниса, поскольку каждый из них непосредственно влияет на развитие координации у юношей 12-15 лет.

 

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Цель и задачи исследования

Цель исследования: Разработать методику развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста по средствам игры в настольный теннис, раскрыть творческий и игровой потенциал каждого ребенка через обучение игры в настольный теннис.

Задачи исследования.

1. Провести анализ литературных источников

2. Выявить особенности развития координационных способностей у детей 12-15 лет средствами настольного тенниса.

3. Разработать методику развития координационных способностей средствам настольного тенниса и проверить ее эффективность.

4. Разработать методические рекомендации по совершенствованию координационных способностей детей 12-15 лет.

2.2. Методы исследования

  1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников
  2. Педагогическое наблюдение
  3. Тестирование
  4. Методы математической статистики.

Анализ научно-методической литературы

Анализ научно-методической литературы проводился нами с целью создания представления о координационных способностях, выяснения анатомо-физиологических особенностей средних школьников. Анализ существующих методик и программ по дисциплине «Физическая культура» для учащихся показал, что в них предлагаются в основном традиционные подходы к обучению. Наряду с относительным падением качественных параметров учебного процесса, существенно снижается мотивация детей к занятиям физической культурой. Возникает объективная потребность в новом положении содержания учебной программы по дисциплине «Физическая культура».

Педагогическое наблюдение

Метод педагогического наблюдения позволил получить фактический материал об изучаемом процессе. Для определения путей совершенствования учебного процесса с помощью средств и методов настольного тенниса по дисциплине «Физическая культура» в средней школе нами был проведен ряд подготовительных мероприятий. Среди них:

— Открытые тренировки спортивной группы по настольному теннису третьего года обучения перед учащимися младшей школы № 867г. Москвы  и их родителями;

— разъяснительно — ознакомительные беседы.

Открытые тренировки и разъяснительные беседы проводились нами с целью наглядной демонстрации средств и методов настольного тенниса, их влияния на уровень физического и эстетического развития занимающихся, возможности их использования в учебном процессе в младшей школе.

Тестирование

Для определения характера воздействия средств настольного тенниса на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей у детей среднего школьного возраста применялись следующие тесты:

Тест 1Приседания с подбиванием мяча ракеткой.

Процедура тестирования: По команде «На старт!» Испытуемый начинает подбивать мяч. После команды «Марш!» Испытуемый начинает приседать 10 раз, подбивая мяч ракеткой.

Результат: фиксируется время приседаний с подбиванием мяча ракеткой с точностью до десятой доли секунды.

Тест 2. Бег вокруг стола, удерживая мяч на ракетке.

Процедура тестирования: по команде «На старт!». Испытуемый начинает бежать,  держа мяч на ракетке вокруг стола стараясь не уронить его.

Результат: фиксируется время,  за которое испытуемый пробежит полный круг вокруг стола и не уронит мяч.

Тест 3. Челночный бег (3х10).

Процедура тестирования: по команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Когда он приготовился, следует команда «Марш!». Испытуемый бежит  три раза по 10 м. с предельной скоростью разворачиваясь и продолжая бег в обратном направлении.

Результат –фиксируется  время челночного бега (3×10 м) с точностью до десятой доли секунды.

2.3. Организация исследования

В исследовании участвовали 15 учеников средней школы, в возрасте от 12 до 15 лет, занимающихся настольным теннисом на базе школы №876 г.Москвы. Они были протестированы до и после  проведения педагогического эксперимента, в котором использовались специальные средства для совершенствования координационных способностей. Эксперимент проводился с сентября по февраль 2015/2016 г.

Апробация разработанной методики проводилась в сравнительном эксперименте, в течение  учебного года. Исследование проводилось с занимающимися настольным теннисом на базе школы №867. Основная группа (ОГ) состояла из 15 человек. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 15 человек основной группы, которые занимались по авторской методике.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2