Заявка на расчет
Меню Услуги

Коррекция ценностной сферы подростков с аддиктивным поведением посредством социально-психологического тренинга. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница:   1   2   3


2.1. Теоретические аспекты социально-психологического тренинга как метода коррекции ценностной сферы подростков с аддиктивным поведением

Временем возникновения группового психологического тренинга принято считать 50-е годы XX века, когда М. Форверг разработал новый метод, основой которого были ролевые игры с элементами драматизации и который был назван социально-психологический тренинг (СПТ). В ходе своих экспериментов М. Форверг сделал вывод об эффективном влиянии СПТ на повышение интерперсональной компетентности за счет интериоризации измененных установок личности и их переноса на профессиональную деятельность [11].

В отечественной литературе опыт проведения СПТ отражен в публикациях Ю.Н. Емельянова [23], Л.А. Петровской [62], Г.И. Марасанова [52], В.И. Девятко [18], И.А. Ламанова [39] и др. Как пишут в своих работах Л.Ф. Анни А.А. Осипова, в широком смысле под СПТ тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития и коррекции [2].

И.В. Вачков определяет групповой психологический тренинг как «совокупность активных методов практической психологии, которые используются для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии» [11].

И.В. Вачков отмечает, что для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы используется довольно большой круг терминов, границы области применения которых весьма размыты: групповая психотерапия, психокоррекционные группы, группы опыта, тренинговые группы, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории. По словам автора, наиболее часто разнообразные формы групповой работы обозначаются понятием «тренинговые группы». И.В. Вачков подразумевает под тренинговыми группами не только известные треннинговые группы, но и вообще все специально созданные малые группы, участники которых (психически здоровые люди) при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания).

А.А. Осипова указывает, что СПТ направлен на овладение определенными социально-психологическими знаниями, развитие коммуникативных способностей, рефлексивных навыков, способности анализировать ситуацию, поведение, состояние как членов группы, так и свои собственные, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах [61].

Групповой психологический тренинг, по мнению И.В. Вачкова,  представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются: 1) в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний; 2) для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии. В нашей работе мы в большей степени уделяем внимание рассмотрению СПТ в его втором значении [11].

Ю. Н. Емельянов отмечает: «При этом термин «тренинг», по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением»[23]. Следуя этому подходу, он предлагает четко разграничивать учебный и тренировочный аспекты в работе группы. И.В. Вачков добавляет, что тренинг – это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом.

Ссылаясь на В.В. Кузовкина, можно отметить, что для группового психологического тренинга характерны кратковременность его существования (от нескольких дней до нескольких недель). Особое значение здесь придается непосредственным переживаниям участников, их самопознанию и осознанию того, что происходит вокруг. Обсуждения строятся по принципу «здесь и теперь»,  т.е. анализируются события, происходящие непосредственно в группе по возможности без обращения к прошлому опыту участников. В групповом психологическом тренинге поощряется исследовательское, заинтересованное отношение к действительности, а  также  способность быть и оставаться самим собой во взаимодействиях с различными людьми. Условием успешной работы группового психологического тренинга является климат взаимного  доверия, стимулирующий участников на установление межличностных отношений, на которые они, как правило, не решаются в обыденной жизни, и помогающий пониманию протекающих в группе процессов. Различные направления группового психологического тренинга роднит между собой общее  понимание принципов и элементов групповой динамики [36].

И.В. Вачков отмечает, что, в целом, тренинги наиболее уместны там, где требуется развить у участников определенные социальные навыки. Их специфика, по сравнению с другими методами обучения, состоит в том, что они направлены «не только на решение ныне существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будущем, в частности, за счет предоставляемой им возможности «научиться решать проблемы» [11].

По И.В. Вачкову специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:

— соблюдение ряда принципов групповой работы;

— нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

— наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);

— определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

— акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;

— применение активных методов групповой работы;

— объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

— атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности[11].

И.В. Вачков полагает, что тренинги, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм он выделяет несколько:

— тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;

— тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

— тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

— тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Исходя из целей и задач нашего исследования, а так же из особенностей подросткового возраста, наиболее эффективным, в данном случае, представляется понимание тренинга как формы активного обучения, целью которого является передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков.

Цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов. Разнообразие целей связано с тем, что подходов к пониманию тренинга много и все они сильно отличаются друг от друга. И.В. Вачков подчеркивает, что разнообразие целей, кроме того, связано с обилием резко различающихся подходов к пониманию тренинга. Ссылаясь на А. А. Александрова и К. Рудестама, он выделяет общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:

— исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;

— улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

— изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;

— развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

— содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Для достижения данных целей И.В. Вачков и С.Д. Дерябо отмечают важность решения следующих задач:

  1. Задача формирования системы представлений клиента. Принципиальное отличие тренинга заключается в ориентации не на передачу знаний как таковых, а на формирование системы представлений клиента. Система представлений, по мнению авторов, является основой понимания человеком тех или иных объектов и явлений, а также взаимосвязей между ними. Представления ¬ это только такая усвоенная информация о мире, которая используется человеком для понимания мира и на основе которой он выстраивает свое поведение в мире.
  2. Задача формирования системы субъективных отношений. В самом общем виде под субъективным отношением И.В. Вачков и С.Д. Дерябо понимают субъективно окрашенное личностью отражение взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира (объективные отношения с миром получают свое субъективное отражение). Иными словами, субъективное отношение возникает к тем объектам, которые способствуют или препятствуют удовлетворению тех или иных потребностей человека. Субъективное отношение, по их словам, открывается самому человеку в разных аспектах, существует в разных формах. Например, критерием его наличия является значимость объекта, в эмоциональной сфере оно переживается как чувство, желание, при понимании объекта проявляется как смысл, в аспекте направленности личности как ценность, при регуляции поведения как установка (на неосознаваемом уровне) или как аттитьюд (на осознаваемом), а при самоопределении по отношению к социальному окружению как диспозиция.
  3. Задача формирования умений. По И.В. Вачкову и С.Д. Дерябо главная черта умения это способность человека применять свои знания, навыки и т.д. [12].

Л.Ф. Анн [2] говорит о том, что тренинг — это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи:

—  овладение социально-психологическими знаниями;

—  развитие способности познания себя и других людей;

— повышение представлений о собственной значимости, ценности, формирование положительной Я-концепции.

По ее мнению, задача СПТ с подростками — помочь подростку выразить себя, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.

Самовосприятие личности, по Л.Ф. Анн, осуществляется следующими основными путями.

  1. Восприятие себя через соотнесение себя с другими, т. е. человек рассматривает другого в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа. Мы смотрим на себя как бы со стороны. Групповые занятия предоставляют прекрасную возможность сопоставить себя с другими членами группы.
  2. Восприятие через восприятие себя другими, т. е. человек использует информацию, передаваемую ему окружающими. Это так называемый механизм обратной связи, который позволяет участникам узнавать мнение окружающих об их манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ними в контакт (обратную связь И.В. Вачков определяет как процесс и результат получения информации о состояниях партнера по общению и его восприятии поведения субъекта [11]).
  3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности, т. е. человек сам оценивает то, что он сделал. Это механизм самооценки, который может помогать либо мешать развитию личности. В группе тренинга осуществляется постоянное определение уровня самооценки каждого участника и ее необходимая коррекция.
  4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний, т. е. человек осмысливает, проговаривает, обсуждает с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. Одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы заключается в возможности проникновения в свое Я, получении опыта понимания своего внутреннего мира.
  5. Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика, т. е. человек принимает свое тело, свое физическое Я. В ходе тренинга участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть, и, приняв его, развивать себя и свои возможности.

К. Рудестам [92] в работе «Групповая психотерапия» выделяет основные достоинства групповой формы работы, по сравнению с индивидуальной, которые могут быть весьма важны для нашего исследования в связи с рассмотренными в первой главе особенностями подросткового возраста и особенностями подростков с аддиктивным поведением. Они сводятся к следующему:

  1. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; подросток избегает непродуктивного замыкания в самом себе и не остается один на один со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства.
  2. Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров; по сути дела в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни, это дает подросткам возможность увидеть и проанализировать в психологически безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения других подростков и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.
  3. Возможность получения обратной связи от подростков со сходными проблемами, тем более ценную, что для подростков референтной, а, следовательно, значимой, является группа сверстников; в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое; возможность «смотреться» в целую галерею «живых зеркал» является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом.
  4. В группе подростки могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то другим; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания.
  5. Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача психолога — не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе.
  6. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; эти процессы не могут быть полными без участия других людей; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя и повысить уверенность в себе.

Как утверждает И.В. Вачков [11], результативность СПТ зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов. Он отмечает те из них, которые характерны для большинства тренинговых групп:

  1. «Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем, по мнению И.В. Вачкова, способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.
  2. Искренность и открытость. Автор отмечает, что самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.
  3. Принцип Я. И.В. Вачков говорит о том, что основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «я чувствую…», «мне кажется…». Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.
  4. Активность. В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.
  5. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.

В свою очередь А.С. Прутченков [66] предлагает следующие основные принципы организации группового психологического тренинга:

  1. Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного общения  на  занятиях группы,  основанного на взаимном уважении участников.  В случае доминирования одного из участников или  нескольких членов группы общение теряет характер подлинного диалога и переходит в русло монолога, что противоречит самой  природе тренинга.
  2. Принцип добровольного участия как во всем тренинге, так  и  в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности  в  ходе работы группы. Принудительно личностные изменения в положительном смысле, как правило,  не происходят и не следует требовать этого от участников.
  3. Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает более продуктивно, и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, т.е. в ней постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии.
  4. Принцип погружения. Продолжительность занятий должна быть определена в самом начале работы. Наибольший эффект достигается при работе крупными временными блоками-погружениями на 3-4 часа за одно  занятие или даже более.  Это обусловлено тем, что много времени теряется на «размораживание» участников, их эмоциональное вхождение в групповые процессы после длительного перерыва в занятиях.
  5. Принцип изолированности. Безусловным требованием является полная уверенность участников в том, что их никто не подслушивает.
  6. Принцип свободного пространства. В помещении для занятий должна быть возможность свободного передвижения участников, их расположение по кругу, объединения в микрогруппы по 3-5 человек,  по 7-8 человек, а также для уединения.

Соблюдение принципов СПТ, отмечает Л.Ф. Анн, позволяет решить двойную организационную задачу: обеспечить занятие каждым подростком позиции, которая характеризуется активностью, объективацией поведения, а также исследовательской направленностью, и дать психологу возможность избрать оптимальную тактику проведения занятий. Наиболее продуктивными в тренинге, по ее словам, признаются ориентирование группы на подростка, поддержание совместной ответственности, работа по направлению внимания, мышления детей на определенные идеи или стороны поведения, установлению связи между детьми и психологом. Отдельный избранный вариант или их сочетание в работе с подростками обеспечивает максимально эффективную реализацию возможностей СПТ [2].

2.2. Методические аспекты социально-психологического тренинга как метода коррекции ценностной сферы подростков с аддиктивным поведением

Основу методических аспектов СПТ в качестве эффективного средства коррекции ценностной сферы у подростков с аддиктивным поведением составляют особенности организации и стадии процесса СПТ, а также средства воздействия, которые используются в ходе прохождения участниками группы совместно с тренером этих стадий.

Ссылаясь на В.В. Кузовкина, можно говорить о том, что с точки зрения процесса, осуществляемого во временном континууме, тренинговая группа проходит в своем развитии определенные этапы, которые характеризуются конкретными качественными переменными психологического содержания, влияющие на личностный рост отдельно взятого участника тренинга. Эти фиксируемые, общие для всех групп психологического тренинга моменты развития, получившие специальные названия, являются удобными интервалами, в рамках которых многие авторы осуществляют анализ процесса. Наблюдаемая фазовость в развитии групп, соответствующая изменениям качественных психологических характеристик группы, является своеобразным индикатором, сигнализирующим руководителю о необходимости смены стратегии, тактики, психологических приемов, адекватных наличному этапу группового развития [36].

В.Г. Пузиков отмечает, что строго разделить групповой процесс на определенные этапы невозможно. Так как разные авторы используют различные основания для описания этапов, то, естественно, что получаются разные варианты этапов. Кроме того, по словам В.Г. Пузикова, в группе параллельно протекают несколько процессов, и один автор в качестве названия этапа обозначает один процесс, другой автор выделяет другой процесс. Поэтому, описаний может быть несколько, и они не противоречат друг другу [68].

Б.У. Тукман [94] считает, что стадии неизбежны для того, чтобы группа развилась до того уровня, когда она сможет эффективно работать совместно и выдавать результаты высокого качества. Он выделяет 5 стадий:

  1. Формирование. Стадия формирования происходит, когда члены группы впервые встречаются друг с другом. На этом первом совещании члены группы знакомятся друг с другом.
  2. Штормовая. На данной стадии члены группы соревнуются друг с другом за статус и за одобрение своих идей.
  3. Урегулирование. Когда группа переходит в стадию урегулирования, она начинает работать более эффективно как группа. Члены группы больше не ориентированы на свои личные цели, а сосредоточены на разработке способа совместной работы.
  4. Результативная деятельность. На стадии результативности группы работают на очень высоком уровне. Внимание направлено на достижение общей цели. Члены группы узнали друг друга, доверяют друг другу и полагаются друг на друга
  5. Закрытие. На стадии закрытия проект завершается, и члены группы уходят в разных направлениях.

Р.С. Немов [60] характеризует основные этапы работы таких групп с точки зрения методики их проведения. Он разделяет их следующим образом::

  1. Представление каждым участником самого себя («Какой я?»).
  2. Получение реакции от других людей на собственные высказывания и поведение («Какой ты?», «Каким мы видим тебя?»).
  3. Обретение новых личностных способностей в результате поиска каждым участником новых форм межличностного поведения, с учетом мнений и реакций других людей. Это этап экспериментирования над собой.
  4. Закрепление эффективных форм поведения, получивших одобрение со стороны большинства членов группы.

В.Г. Пузиков [68], обобщая различные классификации стадий развития группы, предлагает следующие стадии:

  1. Стадия рождения группы, или стадия формирования группы, или стадия знакомства.
  2. Вторая стадия может называться стадией обучения, или стадией получения навыков, или рабочей стадией и т. д.
  3. Третья стадия — стадия завершения работы группы, окончания группы, встречается даже название «стадия умирания группы».

Успешному прохождению группы через указанные стадии способствует управление ведущим тренинга групповой динамикой. Как определяет С. Кратохвил,  групповая динамика — это развитие или движение группы, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой. В групповую динамику входят: цели и задачи группы, сплоченность группы, нормы группы, позиция ведущего, структура группы и структура лидерства, групповые роли, фазы развития группы, этапы работы. Наиболее важный и требующий внимания процесс в тренинговой группе — сплоченность группы, под которой, как правило, понимается взаимное тяготение членов группы друг к другу. Это универсальное групповое явление наблюдается во всех тренинговых группах.  Развитию сплоченности тренер должен уделять особое внимание, потому что она является важным фактором успешности участников в достижении групповых задач [68].

И.В. Вачков [11], опираясь на имеющиеся исследования (А.А. Александров, 1997; Ж. Годфруа, 1992; К. Рудестам, 1993 и др.), выделяет следующие факторы, способствующие групповой сплоченности:

— совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;

— достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю – нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати);

— атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

— активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;

— привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника;

— квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности;

— наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении;

— присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников.

Причинами снижения групповой сплоченности, по его мнению, могут выступить:

-возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп;

— знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга – это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы;

— неумелое руководство со стороны ведущего, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу группы;

— отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной ведущим; вялая групповая динамика.

Ссылаясь на работы И.В. Вачкова и А.А. Осиповой [11,61], можно говорить о том, что, несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в СПТ, принято выделять несколько базовых методов тренинга. К таким базовым методам он относит групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры, дополняемые психогимнастикой и другими приемами.

И.В. Вачков характеризует групповую дискуссию как совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В СПТ групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон, так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний. По мнению, И. В. Вачкова, между этими целями имеется ряд других, промежуточных, целей, например, актуализация и разрешение скрытых конфликтов и устранение эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем открытых высказываний или предоставление возможности участникам проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении [11].

Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в СПТ, можно по разным основаниям. Например, И. В. Вачков говорит о структурированных дискуссиях, в которых задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу «мозговой атаки»), и неструктурированных дискуссиях, в которых ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается. Групповая дискуссия используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа [11].

А.А. Осипова [61], говоря о формах игрового метода, отмечает, что чаще всего используются следующие:

— психотехнические игры, цель которых — снятие психической напряженности, развитие внутренних психических сил конкретного человека;

— игровые методы разрешения конфликта. Эти методы основываются на всемерном развитии способности обучаемых рефлексии, т.е. воспроизведению в сознании мыслей и чувств партнеров по, а также эмпатии, представляющей из себя технику проникновения во внутренние переживания другого человека;

— игры-защиты от манипулирования;

— игры для развития интуиции;

— позиционные игры. Эффективно зарекомендовали себя позиционные игры, которые проводятся на основе концепции трансактного анализа Э. Берна. В ходе этих игр каждый клиент учится занимать позицию, оптимальную для общения с партнером;

— игры-коммуникации. Они основаны на отработках навыков эффективной коммуникации.

Так же А.А. Осипова замечает, что в целях проведения качественного и количественного замеров хода и итогов тренинга могут использоваться: самоотчеты участников тренинга (ощущение ими психологического комфорта и решение задач социально-психологического взаимодействия), экспертные оценки руководителей социально-психологического (оценка применимости отдельных методик тренинга) [61].

Рассматривая различные подходы, в рамках которых могут проходить тренинговые группы, И.В. Вачков [11] отмечает и различные техники, которые могут использоваться в работе с группой. Например, для групп, в которых используется психодраматический подход, он выделяет следующие техники:

  1. Представление самого себя (самопрезентация).
  2. Исполнение роли – имитация поведения какого-то человека или акт принятия роли части тела, животного, неодушевленного предмета или даже роли представления или понятия, например, такого, как страх, смерть, неуверенность.
  3. Диалог – изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми, где каждый играет самого себя (например, в семейной психотерапии).
  4. Монолог – проговаривание своих чувств и мыслей вслух, очень часто во время движения по кругу.
  5. Обмен ролями. В этой технике на короткое время два человека меняются местами – физически – так, что А становится Б и Б становится А. При этом каждый перенимает позу, манеры, душевное и психологическое состояние другого.
  6. Техника пустого стула. Протагонист взаимодействует с воображаемым кем-то или чем-то, представленным одним или несколькими пустыми стульями, в форме монолога или чаще – обмена ролями и др.

В телесно-ориентированном подходе, по словам И.В. Вачкова [11], используются три основные техники:

  1. Глубокое дыхание, через которое скапливается энергия.
  2. Мануальное воздействие на хронические мышечные зажимы (массаж, давление, касания, поглаживание, разминание мышц).
  3. Вербальный анализ и откровенная проработка совместно с пациентом причин возникновения мышечных зажимов.

В тоже время, как отмечает И.В. Вачков, поведенческая терапия, исходящая из того принципа, что любое поведение человека является приобретенным, использует техники обусловливания или моделей для того, чтобы  заменить неадекватное поведение человека другим, которое позволило бы ему действовать более адекватно [11].

И.В. Вачков так же относит к тренинговым методам и медитативные техники. По его словам, чаще всего эти техники используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции [11].

Говоря об особенностях организации СПТ, А.А. Осипова пишет о том, что он проводится в группах по 8-12 человек под руководством психолога. Обычный цикл занятий рассчитан на 30-50 ч, однако продолжительность его можно варьировать в зависимости от характера решаемых задач. Минимальная продолжительность тренинга, как считает А.А. Осипова, — однодневный тренинг, то есть десять академических часов. Другой вариант — это когда тренинг идет по 2-4 часа в день, один или два раза в неделю. Занятия могут проводиться с интервалами в 1-3 дня и средней продолжительностью каждого занятия 3 ч. Но более эффективной формой организации работы является марафон — несколько занятий подряд по 8-10 ч непрерывной работы [61].

Завершая рассуждения о методических аспектах СПТ, хотелось бы отметить, что СПТ может оказывать конструктивное влияние на развитие и коррекцию ценностных ориентаций в трех направлениях: познавательном, поскольку получение новой информации происходит посредством постановки исследовательских задач, направленных на повышение информированности участников о ценностях и ценностных ориентациях; эмоциональном, так как вся информация интерпретируется через личностную значимость; поведенческом, предполагающем расширение его репертуара за счет осознания неэффективности привычных способов поведения и выработке новых, основанных на изменившихся ценностных установках. Так же добавим, что тренинг – это сам по себе опыт роста, процесс роста личности. Позитивное изменение возрастает, когда каждый член группы воспринимает СПТ, как направление личностного изменения — это возрастающее осознание своего внутреннего опыта, способность позволить своим внутренним переживаниям течь и меняться, поведение, которое конгруэнтно внутреннему опыту. Здесь участники группы учатся понимать себя, осуществлять значимый для них независимый выбор, успешно строить отношения с другими людьми уже на другом, более зрелом уровне, что способствует принятию себя, других, и ведет к более успешной адаптации и социализации в обществе.

Выводы по 2-й главе

В результате теоретического и методического обоснования социально-психологического тренинга как эффективного средства коррекции ценностной сферы подростков с аддиктивным поведением, мы подходим к следующим выводам.

  1. При коррекции ценностной сферы подростков с аддиктивным поведением одним из успешных методов может оказаться социально-психологический тренинг, что находит свое подтверждение в работах И.В.Вачкова, С.Д. Дерябо, А.А. Осиповой, Л.Ф. Анн. Эти работы дают нам многоплановую картину того, что предлагает нам СПТ как средство коррекции ценностной сферы подростков с аддиктивным поведением.
  2. СПТ представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии, в процессе которого создаются необходимые и достаточные условия, позволяющие подросткам с аддиктивным поведением достичь осознания самих себя настолько, что дает им возможность осознать, переосмыслить и скорректировать свои ценностные ориентации, в результате чего снижается уровень злоупотребления психоактивными веществами.
  3. Основными психологическими механизмами СПТ являются условия, которые создаются в группе во время тренинга, которые позволяют участникам группы осуществлять конструктивные личностные изменения. Такими определенными условиями являются принципы организации СПТ и использующиеся средства воздействия. И если в установках ведущего группы присутствует необходимость создания этих условий, и его деятельность в отношениях с участниками группы строится на их основании, то у участников группы отмечаются изменения их психологического статуса.
  4. К средствам воздействия, которые применяются в ходе СПТ, относятся методы и техники, используемые ведущим группы. К ним, прежде всего, относятся: групповая дискуссия, ситуационно-ролевая игра, психогимнастика и др. Кроме того, сама группа становится терапевтическим средством. Т.е., с одной стороны, ведущий группы пытается понять, что говорит и чувствует участник группы, облегчить и обезопасить групповую деятельность каждого индивида в группе, подтолкнуть его к активному самоисследованию, передать определенную информацию и помочь научиться некоторым навыкам, а с другой стороны, сами члены группы посредством совместной деятельности, коммуникации, механизма обратной связи и др. оказывают влияние друг на друга.
  5. Знания о типичных стадиях группового процесса, средств воздействия, которые используются в ходе прохождения группой совместно с ведущим этих стадий и особенностях организации тренинга позволяют осуществлять в рамках СПТ эффективное воздействие, в процессе которого создаются необходимые и достаточные условия для коррекции ценностной сферы подростков с аддиктивным поведением, что, в свою очередь, ведет к снижению уровня злоупотребления психоактивными веществами.

Страница:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф