Меню Услуги

Коррекция замкнутости у дошкольников посредством психологических игр и упражнений

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАМКНУТОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
  • 1.1. Природа замкнутости
  • 1.2. Пути коррекции замкнутости у детей дошкольного возраста
  • 1.3. Методика предупреждения и преодоления замкнутости у дошкольников посредством психологических игр и упражнений
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЗАМКНУТЫХ ДЕТЕЙ
  • 2.1.Диагностика изучения уровня замкнутости детей дошкольного возраста
  • 2.2.Перспективный план с использованием психологических игр и упражнений для коррекции замкнутости детей дошкольного возраста
  • 2.3. Методические рекомендации для педагогов по организации и методике коррекции замкнутости детей дошкольного возраста посредством психологических игр и упражнений
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 г. одной из задач дошкольных образовательных учреждений определил «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [1, с. 12].

В статье 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие эстетических качеств, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста» [2, с. 65].

Основной задачей дошкольного образовательного учреждения является охрана здоровья детей, в том числе психологического здоровья. Дошкольное детство — чрезвычайно важный период развития человека. В этом возрасте зарождаются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей [3, с. 125].

Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. По статистике в последнее время увеличились дети с нарушением эмоционально коммуникативной сферы: агрессивные дети, застенчивые, замкнутые, тревожные. В данном исследовании рассматривается одно из нарушений как замкнутость. Замкнутость ребенка может быть вызвана разными причинами, она может быть связана с психологическими особенностями малыша, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует [34].

На первый взгляд, может показаться, что замкнутый и застенчивый ребёнок – это одно и то же. На самом деле между ними есть важное различие психологических особенностей общения: застенчивый ребёнок знает, как общаться с другими, но не умеет, не может использовать эти знания. Замкнутый же ребёнок не хочет и не знает, как общаться. Способность ребенка нормально общаться с другими людьми складывается из следующих компонентов о желании общаться, о знании как надо общаться, о умении общаться [16, с. 65].

По мнению таких исследователей как Лисиной М.И, Лабунской В.А., и других, замкнутость возникает у дошкольников из-за эмоционального неблагополучия. В детском саду такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Активные контакты с воспитателем нередко остаются недоступные ему до окончания детского сада, он не может задать вопрос воспитателю, даже самый необходимый. Не поняв задания воспитателя, такой ребенок не решается переспросить и в то же время боится не выполнить то, что требуется, в результате выполняет задание настолько неправильно, что вызывает недоумение, смех детей. Родители в этом случае должны быть крайне осторожны и чутки к своему малышу. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него что-то не так, совершенно напрасно. Стремление, пока не поздно, перевоспитать ребенка, грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно навредить его развитию, и тогда он действительно уйдет в себя [8, с. 71].

Актуальность работы заключается в том, что изучение в ней условий преодоления замкнутости у детей дошкольного возраста имеет, большое значение для развития теоретических представлений о влиянии замкнутого поведения на развитие личности ребенка, а также для определения условия, помогающих ребенку преодолеть неделание общаться.

Цель исследования: определить роль психологических игр и упражнений для коррекции замкнутости детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
  2. Разработать серию психологических игр и упражнений, способствующих развитию общения детей.
  3. Подобрать диагностику определения уровня замкнутости у дошкольников.
  4. Разработать методические рекомендации для педагогов.

Методологической основой исследования являются труды об особенностях протекания замкнутости у дошкольников В. Зеньковский, Н. Ланге, Е. Мейман, и др., а также исследования и опыт работы Л.А.Парамоновой, Т.А.Куликовой, С.А.Куловой, Р.С.Буре, Т.А.Репиной по коррекции замкнутости детей дошкольного возраста.

Новизна и практическая значимость исследования состоит в составлении серии психологических игр и упражнений, способствующих коррекции замкнутости детей дошкольного возраста.

База пилотажного исследования: МБДОУ «Детский сад «Туллукчаан» Момского района села Хонуу Республики Саха (Якутия).

 

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты коррекциизамкнутости у дошкольников

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Природа замкнутости

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше пред настраиваться на совместную деятельность и общение. Является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений [6, с.9].

Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей [4, с. 32].

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее [12, с.6].

В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья. Анализируя многочисленные исследования, касающиеся данной проблемы (это – Ш.А.Амонашвили, Л.И. Божович, Дж. Боули, Д. Винникот, К. Хорни, Э. Эриксон и др.), пришли к выводу, что именно эмоциональное благополучие является важным условием для определения успешности развития ребенка. Эмоционального благополучие ребенка в дошкольном учреждении состоит в том, что данный психологический феномен обуславливается массой разнообразных факторов (физическим самочувствием, психологическим климатом в семье, самооценкой ребенка, его взаимоотношениями с детьми в группе, отношением педагога, особенностями образовательной среды др.).

Многое зависит от атмосферы, созданной в детском саду. Для чего необходимо научно – обоснованное и методически грамотное построение предметно – развивающей среды в ДОУ. Непременным условием построения предметно – развивающей среды в ДОУ является опора на личностно – ориентированную модель воспитания, когда педагог строит работу с учетом индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка[10, с.45].

Актуальность выбранной темы определяется тем, что сегодня объективный процесс интеллектуализации обучения и воспитания детей дошкольного возраста, наряду с положительным эффектом, оказал отрицательное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. Статистика показывает, что в настоящее время значительно увеличилось число детей старшего дошкольного возраста страдающих отклонениями в эмоционально-волевой сфере: тревожностью, агрессивность, замкнутостью, застенчивостью [35].

Замкнутость – особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми. Все эти отклонения в дальнейшем ведут к трудностям взаимоотношений ребенка со сверстниками. Именно поэтому чрезвычайно актуальной на сегодняшний день является проведение с такими детьми психолого-педагогической коррекции [6, с. 576].

Замкнутость ребенка имеет свои истоки. Она выступает в поведении ребенка достаточно рано и обычно имеет в раннем возрасте такие предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребенка. Ребенок не уверен в себе, испытывает чувство незащищенности, поэтому у него возникает страх перед общением с другими людьми, позже возникает негативное отношение к общению. Как правило, эти дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие. Это нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений [8, с. 78].

Она может быть связана с психологическими особенностями малыша, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Если ребенок раним и гиперчувствителен, то замкнутость охраняет его психику от перенапряжения. Замкнутый ребенок выглядит хмурым, недовольным. И тогда родители, как им кажется, обоснованно обижаются: И чем он недоволен, мы ему создали все условия. В таком случае необходимо объяснить родителям, что их притязания на «заслуженную благодарность» лишь ухудшают состояние ребенка, а их вопросы к нему, подобно таким: «Почему ты не разговариваешь со мной, почему не смотришь в глаза?» не только не позволяют установить с ним контакт, но будут расцениваться ребенком как вторжение в его мир, несущее опасность. Замкнутость качественно отличается как от стеснительности, так и от аутизма, но в поведенческом плане они бывают похожи. Ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует [7, с.352].

Блокировка оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка, так как он не участвует в живом общении, в совместной деятельности и живет в своем мире. Недостаток общения со сверстниками. Для того, чтобы ребенок развивался правильно, ему необходимо общение не только со взрослыми, а в первую очередь с одногодками. С ними он сможет проявиться на равных, поделится интересной информацией. И все это вместо ожидаемого ребенком диалога, ведь вещи, о которых он говорит, кажутся ему значительными и важными. Взрослому трудно будет «на равных» поддержать эту беседу. Но это не значит, что нужно «сюсюкаться» с ребенком, постарайтесь уже в таком возрасте воспринимать его как взрослого. Также, недостаток общения со сверстниками может привести, к неумению общаться с ними. И тогда не стоит удивляться, что ваш ребенок не может найти общий язык с детьми, вы сами не дали ему этой возможности. Особые знания и внимание требуется для выявления детей с отклонением в поведение, но главное не ошибиться в оценке поведения ребенка, в правильности определения коррекционной работы [9, с.19].

Таким образом, можно сказать, что замкнутость – разностороннее качество личности человека. Она может считаться либо мелким затруднением, либо большой проблемой. Причины замкнутости также разнообразны, как и ее определение. Главный источник замкнутости – страх перед людьми. Фундамент замкнутости, закладывается в детстве. Ее появление во многом зависит от воспитания родителей и социальной среды. Дети под влиянием каких-либо событий становятся замкнутыми. Замкнутость ребенка может быть вызвана разными причинами.

 

1.2 Пути коррекции замкнутости детей

 

Для замкнутых детей характерен страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Клюева Н.В. и Касаткина Ю.В. к нарушениям в общении у детей дошкольного возраста относят такие явления, как застенчивость и замкнутость. Многие исследователи, в том числе Адлер А. считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Поэтому можно сказать, что поведение замкнутого ребенка основывается на неуверенности в себе и на страх перед общением с другими людьми [13, с. 302].

Кудрина Г.Я. и Ковалева Е.Б. относят замкнутость к группе социально-нейтральных паттернов поведения, характерных для детей «социально не опасных», но имеющие личностные проблемы в плане самосознания, самооценки в отношениях с окружающими. Кудрина Г.Я. и Ковалева Е.Б. рассматривают замкнутость ребенка как паттерн защитного поведения, который отличается низкой активностью в выборе способов психологической защиты, минимальной вариативностью, преобладанием пассивных способов защиты. Базовый способ защиты замкнутого ребенка – блокировка («глухая защита») – ребенок отказывается как от деятельности, так и от контактов с окружающими. Блокировка оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка, так как он не участвует в живом общении, в совместной деятельности и живет в своем мире [16, с.223].

Ускорить процесс внутреннего раскрепощения замкнутого ребенка помогут несложные психологические задания, различные коррекционные методики и игры. Необходимо быть чутким и внимательным к ребенку, проявлять терпение, и через некоторое время ребенок преодолеет замкнутость и испытывать огромное чувство радости от общения с разными людьми. Чтобы преодолеть замкнутость у ребёнка, с детьми нужно чаще разговаривать, говорить ему, как его любят и то, что в нем нуждаются. Если семье растет замкнутый ребенок, расширяйте круг его пассивного общения. Общайтесь в присутствии ребёнка с незнакомыми ему людьми, чаще берите его с собой в магазин, в библиотеку или в гости, туда, где бывает много людей. Не стоит настаивать на том, чтобы ребенок принимал участие в беседе, барьер замкнутости невозможно преодолеть сразу. Постарайтесь создать такие условия, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно, уютно, безопасно. Например, при разговоре держите его за руку, поглаживайте по голове или возьмите к себе на колени. В ходе привлечения ребенка к процессу общения у него формируется спокойное и адекватное отношение к окружающим. Наблюдая за тем, как общается близкий ему человек, ребенок усваивает нормы и правила социального взаимодействия, у него формируется представление о навыках эффективного общения, совершенствуется речь. Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение[10, с. 19].

Замкнутость можно и нужно корректировать. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Замкнутость ребёнка не пройдёт за один день. Поэтому следует набраться терпения и подготовиться к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе общения с ребёнком. Последствия замкнутости детей могут привести к тому, что из ребенка может вырасти нерешительный человек. Неразрешенная проблема может стать причиной многих психологических расстройств. При работе с замкнутыми детьми:

  1. Выявить причину данного состояния в каждом отдельном случае.
  2. При обнаружении явной патологии направить ребенка к соответствующим специалистам.
  3. Для занятий с детьми разделить их на подгруппы по сходству причин возникновения застенчивости, закомплексованности.

Содержание игр, их организация и методика проведения направлены:

  • на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности детей, на их двигательное раскрепощение;
  • на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения;
  • на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции;
  • на развитие у детей навыков совместной деятельности, формирование доброжелательного отношения друг к другу [14, с. 97].

Коррекционная работа с детьми строится поэтапно:

1 этап – создание мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений (игротерапия, коммуникация, релаксация).

2 этап – обучение детей устанавливать контакт (коллективные игры, проигрывание ситуаций, рисование, релаксация).

3 этап – развитие эмоционального мира ребенка (игротерапия, психологические упражнения, релаксация).

4 этап – творческое применение коммуникативных умений (творческие игры, свободное общение со сверстниками).

Для коррекции поведения замкнутых детей мы рекомендуем провести ряд игр, разработанных в соответствии с существующими проблемами замкнутости у детей и направленные на коррекцию поведения и развитие общительности и открытости у детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям и воспитателям y расширяйте круг общения вашего ребёнка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми. Подчёркивайте преимущества и пользу общения, рассказывайте ребёнку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с другим человеком. Стремитесь сами стать для ребёнка образцом эффективно общающегося человека. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и продолжительна. Поэтому в заведении должны тесно сотрудничать психолог и педагог. Психолог должен регулярно проводить психокоррекционные и развивающие занятия по коррекции замкнутости, развитию эмоциональной сферы, а также корректировать другие эмоциональные состояния (агрессивность, тревожность, импульсивность и пр.) [22, с.3].

Игра – основной вид деятельности дошкольника, разумно предполагать, что наиболее эффективными методами коррекции замкнутости будут игры и игровые упражнения. Групповой метод работы с такими детьми – лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет смоделировать различные ситуации, связанные с контактом с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, в относительно безопасной обстановке и тем самым получить позитивный опыт и скорректировать самооценку [17, с. 52].

Игры и упражнения, ориентированные на особенности замкнутых детей, могут оказать им существенную помощь. Существует множество самых разнообразных игр. Ускорить процесс внутреннего раскрепощения замкнутого малыша помогут несложные психологические задания, различные коррекционные методики и игры. Необходимо быть чутким и внимательным к ребенку, проявлять терпение, и через некоторое время ребенок преодолеет замкнутость, и испытывать огромное чувство радости от общения с разными людьми. Предназначение любой игры – не только поддержание детского веселья и заинтересованности, но и развитие того или иного ребенка физически, психологически, интеллектуально. Дети, не задумываются о том, что игры значительно способствуют их развитию и воспитанию. Они просто играют, получая от этого истинное удовольствие и наслаждаясь счастливыми часами детства. Все это просто замечательно и естественно[4, с. 6].

Родители знают, что с детьми часто возникают различные психологические проблемы. Дети не реже взрослых страдают от непонимания, страха или от замкнутости и застенчивости. Все подобные проблемы возникают от невнимания, а виноваты в этом взрослые. Однако в их силах помочь ребенку преодолеть возникшие трудности. Нужно только стремиться к этому, стараться подавить замкнутость, свойственную в той или иной степени всем детям. Однако не следует, и перегибать палку, воспитывая в ребенке «хозяина жизни». Во всем нужна мера, в большей степени это касается психологического воспитания. Психологические игры помогут сформировать у ребенка основные навыки общения, развить его волевые и нравственные качества. Суть коррекционной работы с замкнутым ребенком составляет действия по расширению его возможностей установления и поддержания эмоциональных контактов с окружающими людьми[11, с. 125].

Основные направления работы с замкнутым ребенком:

1.Устранение причин, приведших к этому нарушению;

2. Восстановление потребности ребенка в общении, контактах с взрослыми и сверстниками;

3. Гармонизация отношений ребенка в семье и группе сверстников (т.е. не только ребенка надо «поворачивать» к другим детям, но и показать им, что ребенок не так плох или злобен, как они о нем могли думать);

4.Обучение ребенка навыкам общения и установлению контакта.

Коррекционная работа представляет большую сложность из-за повышенной чувствительности ребенка, поэтому выполняться она должна с большой осторожностью [9, с. 58].

По сути, любая коллективная детская игра выполняет функцию развития навыков общения ребенка со сверстниками. Основная же задача взрослого — организовать процесс игры так, чтобы ребенок научился правильно пользоваться речевыми и неречевыми средствами коммуникации, а также взаимодействовать с партнерами по общению. Помочь ребенку расширить круг своих знакомств [20, с.65].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Дать ребенку определенную меру свободы и возможности открытых действий, постоянно подкреплять у ребенка уверенность в себе, в собственных силах и возможностях. Помочь ребенку найти в себе-то хорошее, за что они могли бы себя уважать, хвалите ребенка и научите его принимать похвалу от других, не нужно доверять чужому мнению о ребенке, потому что чужая оценка сделана в другом месте, в другое время и при неизвестных обстоятельствах. Прежде чем судить о поведении ребенка, нужно разобраться в вызванных его условиях, причинах. Выслушайте мнение самого ребенка, попутайтесь понять и принять его точку зрения, безусловное позитивное отношение — принятие ребенка со всеми достоинствами и недостатками, не давая воли чувству неудовлетворенности и желанию сию же минуту ребенка изменить. Создайте атмосферу доверия в своем доме, стимулируйте ребенка. Чтобы он говорил вам о своих проблемах, выслушайте его, проявите сочувствие [18, с. 3].

Большое значение в развитие навыков общения отводится психологическим играм, в которых ребенок приобретает и развивает коммуникативные навыки. Помимо этого, многие игры способствуют формированию нравственных и волевых качеств ребенка. Так, существует ряд игр, которые помогут развить у ребенка общение со сверстниками, взаимопомощи и взаимовыручке. Например, в таких играх как «Режиссер», «Выставка», «Оратор», замкнутый ребенок является центром внимания для других детей. Конечно, таким детям трудно без «маски» вести себя таким нехарактерным для себя образом. Поэтому на первых этапах работы с ними «маской» может служить образ животного, растения. В этой игре есть еще одна положительная сторона: характер общения может быть заданным. Игры, где есть телесный контакт, особенно полезны для замкнутых детей. Например, игра «Руки», где дети встают в круг, завязывают глаза водящему, и он, прикасаясь к рукам кого-либо, отгадывает, кому они принадлежат. Сюда же относится игра «Жмурки». Детям просто необходимо научиться расслабляться. Поэтому желательно включать в каждое занятие релаксационные упражнения. При их проведении дети лежат или сидят в свободной, расслабленной позе, желательно с закрытыми глазами и, ориентируясь на словесный образ, рисуемый психологом, представляют себе те или иные картины природы или состояния. Эффект таких упражнений значительно возрастет, если текст будет сопровождаться специально подобранной музыкой. Только во взаимодействии возможно достижение искомой цели, каковой является воспитание психологически здорового человека [10, с. 3].

Таким образом, суть коррекционной работы с замкнутыми детьми составляет действие по расширению его возможностей установления и поддержания эмоциональных контактов с окружающими людьми. Для этого используется имеющаяся эмоциональная связь ребенка с одним из родителей, а также интерес к предметам и игровым действиям с ними. Замкнутый ребенок похож на закрытую комнату, в которой открытым осталось лишь одно маленькое окно (контакт с одним из родителей). Коррекция должна использовать эту возможность, но, главное, даже если она не принесет положительных результатов – в силу каких – либо причин, педагог должен, по крайней мере, не позволить окончательно «захлопнутся» последней возможности установления контакта.

 

1.3 Методика предупреждения и преодоления замкнутости у дошкольников посредством психологических игр и упражнений

 

Данные методические рекомендации посвящены проблеме замкнутости и застенчивости детей старшего дошкольного возраста. Предложены практические упражнения и игры, направленные на формирование уверенности и коммуникативных способностей. Методические рекомендации были разработаны на основе опыта проведения индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста, направленных на преодоление замкнутости, нерешительности, способствующих развитию коммуникативных способностей и формированию доверительного отношения к окружающим [19, с. 33].

Цель методических рекомендаций – оказание помощи родителям замкнутых детей, а также предоставление советов и практических рекомендаций педагогам по развитию коммуникативных способностей и уверенного поведения ребенка. При работе с замкнутыми детьми работа должна быть направлена, прежде всего, на формирование желания общаться и развитие коммуникативных навыков у ребенка [16, с. 65].

Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Замкнутость ребенка не пройдет за один день, поэтому необходимо набраться терпения и подготовиться к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе общения с ребенком. При работе с замкнутым ребёнком следует сформировать у него желания общаться и развитии коммуникативных навыков. С учётом этого и подбирают упражнения на коррекцию стеснительности и замкнутости. Замкнутость проявляется в поведении ребёнка достаточно рано обычно в виде беспокойства, эмоциональной неуравновешенности, плаксивости, нарушения аппетита, нарушения сна. Наблюдения свидетельствуют, что этим детям свойственны также страх перед чужими людьми, обеспокоенность и скованность в новой ситуации. Обычно такие дети очень привязаны к матери и с трудом переносят её отсутствие. В общении с замкнутым ребёнком следует постоянно расширять круг его пассивного общения, например, разговаривать в присутствии малыша с незнакомым или малознакомым человеком. При этом следует обеспечить такие условия, при которых ребёнок чувствует себя спокойно и в безопасности, например во время разговора держать его за руку или поглаживать по голове. Вводя ребёнка в общество других людей, постепенно формируем у него спокойное и адекватное отношение к общению, развиваем навыки общения, совершенствуем речь [17, с.10].

Замкнутому ребенку раскрепоститься можно помочь, уделяя внимание ребенку, не опасаясь избаловать его. Совсем неважно, сколько вашему ребенку лет 3 или 7, в любом возрасте дети хотят чувствовать себя нужными и любимыми. Чаще обнимайте и целуйте малыша, показывайте, как много он для вас значит. Но не пытайтесь угодить ребенку во всем. Он должен быть уверен в том, что любим, но не допускайте, чтобы он думал, что ему все позволено. Похвалить ребенка, детям сложно оценить личные успехи и достижения. Только родители могут подмечать его малейшие и значительные успехи. Поэтому только им под силу поднять самооценку растущей личности. Не давите на ребенка, забудьте о своем командном тоне. Не донимайте ребенка расспросами о том, почему он молчит и не старается контактировать с другими детьми. Не требуйте никаких объяснений. Если вы стремитесь к доверительным отношениям с ребенком, действуйте мягче и деликатней. Участвуя в детских праздниках, поощряйте любые выступления своего ребенка. Возможно, это будут песни под караоке, танцы, публичное выступление со стихами. Чтобы вывести ребенка из состояния замкнутости устраивайте веселые шумные игры, позволяя малышу чаще выходить из них победителем [31, с.2].

Не отступая от своей цели помочь ребенку, если вам непросто одержать победу над замкнутостью ребенка, не стоит отчаиваться. Если он нервничает и раздражается на все ваши ухищрения направить его на истинный путь, значит все не так уж плачевно. Пусть он лучше сердится, чем сдерживает свои эмоции. Если вовремя не обращать внимания на перемены в характере и поведении малыша, из него может вырасти неуверенный человек. Для того чтобы ваш ребенок не был замкнутым, чаще приглашайте к себе гостей. Он должен привыкать к обществу совершенно разных людей. Игры, общение с детьми и взрослыми в непринужденной домашней обстановке постепенно выработают у него потребность в общении, а вы, находясь рядом, научите его правильно и в то же время естественно вести себя в коллективе [29, с.97].

Для того, чтобы скорректировать у них развитие самооценки, мы предлагаем провести ряд коррекционных игр, направленных на адекватное развитие самооценки у детей дошкольного возраста. Например, игра «Имя». Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценки малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас. Например, игра «Разыгрывание ситуаций» может использоваться для коррекции практически всех нарушений в сфере общения у детей. Сюжеты для разыгрывания, так же, как и при коррекции других нарушений, могут быть придуманы самими детьми или можно использовать реальные ситуации, которые вызвали затруднения у вашего ребенка. А мы предлагаем вам проиграть следующие сценки: два незнакомых ребенка вышли погулять во двор, там, кроме них, никого нет; два незнакомых ребенка встречаются у качелей, оба хотят покачаться; ребенок гулял во дворе – видит другого, незнакомого, который громко плачет. Разыгрывание ситуаций помогает ребенку отработать определенные навыки поведения. Это своеобразная «репетиция поведения», которая снимает некоторые трудности, возникающие у ребенка в процессе общения с детьми и взрослыми [22, с. 3].

Если ничего не предпринимать, то замкнутый ребенок останется в опасности. Будет подвержен насмешкам окружающих, сверстников, будут сниться ночные кошмары (проблемам, страхам останется выражаться только через них), не научится вступать в беседу, поддерживать контакт (грозят проблемы с общением во взрослой жизни), будет в одиночестве, не сможет проявлять свободно свои чувства и желания, постоянно станет контролировать себя, свое общение и действия, будет бояться свободно, развиваться, познавать,не сможет удовлетворять многие свои социальные, психологические, личностные, потребности сохранит неуверенность в себе на многие годы, возможны душевные расстройства (они же уменьшают продолжительность жизни). Чем дольше сохраняется это состояние, тем более ребенок погружается в него. Это осложняет его освобождение из замкнутого поведения [32, с. 3].

Диагностические приемы для установления замкнутости у ребенка могут быть следующими: нужно избегать закладывание ребенку в глаза, «торможение» его с тем, чтобы вывести из «задумчивости», сильных тактильных воздействий. Первоначально в контактах с ребенком не должно быть давления и нажима [35].

Ребенок, имеющий отрицательный опыт в контактах, не должен понять, что его снова вовлекают в привычно неприятную для него ситуацию. Не стоит настаивать на том, чтобы ребенок принимал участие в беседе, барьер замкнутости невозможно преодолеть сразу. Постараться создать такие условия, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно, уютно, безопасно. Например, при разговоре держать его за руку, поглаживать по голове или взять к себе на колени. Нужно понаблюдать, чем ребенок занимается, и заняться с ним этим же, а не предлагать свои игры. Необходимо выяснить, что ребенку в его игровых действиях приносит удовлетворение (например, то, что мяч не скачет, а катится по полу и пр.), другими словами, пронаблюдать за тем, как ребенок осуществляет аутостимуляцию, какими средствами и затем повторить эти действия для ребенка. Не акцентируя первоначально внимание на том, что эти действия совершил сам. Смотреть при этом следует не в глаза, а на игрушку, это даст возможность вызвать у ребенка приятные впечатления и создать основу для формирования и поддержания собственного положительного значения в глазах ребенка и постепенно предоставит возможность включить элементы контакта в привычную аутостимуляцию ребенка. Так, если ребенку понравится катать мяч, то можно попробовать катать его друг другу и т.п. Далее, если положительный эффект достигнут, можно постепенно разнообразить удовольствия ребенка, усилить их аффективным заражением собственной радости — доказать ребенку, что вместе с другим человеком лучше играть, чем одному. На этом этапе, возможно, появятся достаточно хорошие результаты. Это обрадует родителей, и они будут считать, что завершение коррекционной работы очень близко. Здесь наступает один из опасных моментов работы, так как после первого «прорыва» «скорлупы» ребенка, первых больших успехов обязательно наступает достаточно длительный этап работы, своеобразное «плато» в успехах ребенка, где необходимы упорные усилия, без получения новых, существенных результатов. Здесь начинается работа по восстановлению потребности ребенка в аффективном контакте с окружающими людьми. Форсирование этого этапа может привести к негативным последствиям. Только после закрепления у ребенка потребности в контакте, когда взрослый становится для него положительным аффективным центром ситуации, когда появляется спонтанное аффективное обращение ребенка к другому человеку, можно начать усложнение форм контактов, предложить свои, новые формы взаимодействия и игры. Усложнение форм контактов должно идти постепенно, с опорой на сложившийся стереотип взаимодействия. Ребенок должен быть уверен, что усвоенные им формы не будут разрушены, и он не останется «безоружным» в общении. Усложнение форм контакта должно идти по пути не столько предложения его новых вариантов, сколько осторожного введения новых деталей в структуру существующих форм. Необходимо строго дозировать аффективные контакты с ребенком. Продолжение взаимодействия в условиях психического пресыщения, когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной, может вновь погасить его аффективное внимание к взрослому, разрушить уже достигнутое. Необходимо помнить, что при достижении аффективной связи с ребенком, смягчении его аутистических установок, он становится более раним в контактах, и его надо особенно беречь от ситуаций конфликта с близкими [17, с.55].

При установлении аффективного контакта необходимо учитывать, что это не является самоцелью всей коррекционной работы. Задачей является не просто центрирование ребенка на себе, а установление аффективного взаимодействия для совместного овладения окружающим миром. Поэтому по мере установления контакта с ребенком его аффективное внимание начинает постепенно направляться на процесс и результат совместного контакта со средой». В ходе привлечения ребенка к процессу общения у него формируется спокойное и адекватное отношение к окружающим. Наблюдая за тем, как общается близкий ему человек, ребенок усваивает нормы и правила социального взаимодействия, у него формируется представление о навыках эффективного общения, совершенствуется речь. Ничего не навязывать, а приспосабливаться к ребенку. Отношения со сверстниками строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не повязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к коллективу сверстников. Важно найти для таких детей область, которая им интересна и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение. Групповой метод работы с застенчивыми детьми — лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет смоделировать различные ситуации, связанные с контактом с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, в относительно безопасной обстановке, и тем самым получить позитивный опыт и тем самым скорректировать самооценку [19, с. 129].

К сожалению, замкнутых детей довольно много. И это является серьезным основанием, чтобы об этом говорить и над этим работать. Игры и упражнения, ориентированные на особенности замкнутых детей и проводимые в группе, могут оказать существенную помощь таким детям. В игре удобно использовать «маски» «маской» с образом животного, растения или образом неживой природы. Игры, где есть телесный контакт, особенно полезны для замкнутых детей. Чтобы сломать лед молчания в группе детей, кажущихся замкнутыми и неконтактными, необходимо позволить им расслабиться и прорычать, как львам, попыхтеть, как маленьким паровозикам. Замкнутым детям просто необходимо научиться расслабляться [20, с. 17].

Поэтому специальные релаксационные упражнении желательно включать в каждое занятие. Эффект таких упражнений значительно возрастет, если текст будет сопровождаться специально подобранной музыкой, качество проведения релаксации будет значительно выше. Давая детям задание, необходимо показывать ему свою уверенность в успешности его действий, но не акцентировать чрезмерно на этом свое внимание. Если ребенок почувствует пристальный интерес к его действиям, то застесняется еще сильнее. Если же взрослый отнесется к происходящему как само собой разумеющемуся, малыш будет спокойным. Замкнутые дети внушаемы: они хорошо чувствуют отношение к себе взрослого, его эмоциональный настрой. Поэтому спокойная уверенность взрослого – лучшее лекарство. За результат, достигнутый ребенком, его следует обязательно похвалить. Для предотвращения замкнутости необходимо создать определённые организационно-педагогические условия в воспитании ребёнка[12,с. 99].

Таким образом, условий целенаправленного формирования у ребёнка навыков общения и умения действовать совместно с другими людьми. В воспитании замкнутого ребёнка большая часть ответственности должна лежать на воспитывающем взрослом, так как его личность — мощный фактор развития личности ребёнка (функция воспитывающего взрослого – приобщение к культуре, общественному опыту поколений), его роль — наглядно демонстрировать модели поведения, социальные нормы, ценности. Одна из основных предпосылок здорового душевного развития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теплом и стабильном окружении. Способность ребенка нормально общаться с другими людьми складывается из трех компонентов: желание общаться, знание, как надо общаться и умение общаться. Замкнутый ребенок не хочет и не знает, как можно общаться. Замкнутость имеет свои истоки. Она выступает в поведении ребенка достаточно рано и обычно имеет такие предпосылки как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроение, ухудшение аппетита и нарушение сна в ответ на малейшие изменения в жизни ребенка [26, с. 49].


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2