2.3 Опыт проведения кратковременных образовательных практик в МБДОУ «Детский сад №17» п. Песчанка г.Чита
Исследование осуществлялось на базе МБДОУ №17 город Чита. В нём приняли участие 14 детей, исследование с каждым ребенком проводилось индивидуально.
В ходе обследования необходимо понимать, что цель диагностики — не проведение методик в сжатые сроки, а получение достоверных результатов. На основе, которых мы видим реальные результаты уровня развития творческого воображения детей. Мы использовали такие диагностические методики как:
Методика чернильные пятна Г. Роршаха [20].
Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными изображениями мало похожими на что-то конкретное. В своём тестирование, мы использовали всего 6 таблиц, учитывая возрастные особенности детей.
Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким-либо объектом, образом.
0 баллов — не могут найти сходство чернильного пятна с каким-либо объектом, образом,
0.5 балл — находят 1 сходства;
1 балла — указывают на сходство с 2 объектами;
2 балла — могут установить сходство с 3 и более объектам. (см. приложение 1)
Методика Е Торренса «Неполные фигуры» [12].
Данная методика позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств — видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемый тест — фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.
Обработка и анализ результатов:
0 баллов — задание не выполнено
1 балл — нет оригинальных изображений
2 балла — оригинальные изображения в 1-ом случае
3 балла — оригинальные изображения в 2-х случаях
1 балла — оригинальные изображения во всех 3-х случаях (см.приложение2)
В ходе обследования по методике чернильные пятна Г. Роршаха, мы увидели то, что: творческое воображение у половины ребят определяется низким уровнем.
Представленные результаты диагностики, проведённые по методике Е.Торренса «Неполные фигуры» показали, что оригинальных работ выполнено мало. Многие очень долго думали, что дорисовать. В рисунках слабо просматривается фантазия, не проработаны отдельные детали и элементы. Работы дошкольников не отличаются эмоциональностью и красочностью, что соответствует низкому уровню развития воображения.
Обработав полученные данные (см.приложение3), мы отразили их в диаграмме.

42 % это 6 детей, обладают средним уровнем сформированности творческого воображения.
51% это 7 детей имеют низкий уровень сформированности творческого воображения.
1 % это 1 ребёнок имеют высокий уровень сформированности творческого воображения.
Данный диагностический материал помог сформировать группу детей с низким показателем уровня развития творческого воображения. В исследование приняли участие 7 детей.
Мы разработали программы кратковременных образовательных практик. Тем самым создав условия для развития творческого воображения. Все встречи проходили в изо студии, в которой имеется необходимое оборудование, материалы, а также стенды для выставки детских продуктов творчества.
На первом вводном занятие, мы с ребятами проводили опыты с красками и материалами. (см.приложение4)
В период посещения первой кратковременной образовательной практики, мы познакомили детей с технологией «Рисунок с эффектом потрескавшегося воска». Дети научились выполнять работы по данной технологии и свободно смогли создать рисунок по своему желанию и виденью. (см.приложение5)
При реализации программы кратковременной образовательной практики второго месяца, мы познакомили детей с технологией «Клеевой витраж». За период посещения этого КОП(а) ребята изготовили фоторамки и оформили их по своему желанию. (см.приложение6)
Во время проведения третьей кратковременной образовательной практики ребята познакомились и освоили технологию «Рисование гуашью на стекле». Продуктом данной практики стали детские работы — картина на стекле. Дети с огромным удовольствием презентовали их в картинной галерее. (см.приложение7)
Следующей программой кратковременной образовательной практики стало изучение «Технология витражного рисования» и продуктом получилось оформление баночек-игольниц. (см.приложение8)
При составлении следующей кратковременной образовательной практики мы учли событийный принцип и дали возможность ребятам раскрасить пасхальные яйца, тем самым мотивируя ребят на творческое воображение. Изучив «Технологию росписи по дереву». (см. приложение 9)
Ну и самой захватывающей практикой стала изучаемая технология «Батик» в результате выполнения которой ребята разрисовали себе футболки, придумав предварительно свой рисунок и расцветку. (см. приложение 10)
На каждой встрече был создан благоприятный психологический климат. Нами за весь период исследования осуществлялась поддержка положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу, к ситуации общения между ребятами, а также поощрялась инициатива и самостоятельность ребёнка.
Вся развивающая предметно пространственная среда была ориентирована на детей, которые с огромным удовольствием посещали все кратковременные практики. А также демонстрировали свой успех для родительской общественности, для ребят и педагогов, презентовав свои работы.
По результатам итоговой диагностики мы выявили, что у одного ребёнка показатель с низкого уровня вырос до высокого. Проанализировав ситуацию, пришли к мнению, что мы создали условия, в которых, ребёнок проявил своё творческое воображение, хотя ранее таких творческих способностей он не проявлял. Трое детей показали по результатам диагностики — средний результат, которым также можно гордиться. И трое ребят остались с прежними результатами — низкий уровень развития.
Обработав полученные данные, мы отразили их в диаграмме.

После завершения исследования мы, сравнили результаты (см.приложение11) выстроили диаграмму №3.

В итоге можно сказать, что кратковременная образовательная практика, как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, является эффективной и результативной.
Заключение
В данной выпускной квалификационной работе мы раскрыли психолого-педагогические и методические аспекты развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и представили результаты проведённого нами исследования.
Итак, воображение — это способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё — от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий — первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им. Воображение подразделяется активное и пассивное, а также воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное. Сновидения, галлюцинации, грезы и мечты также представляют собой разновидности человеческого воображения.
Творческое воображение –это самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности.
Чтобы развить творческие способности важно использовать следующие формы развития творческой активности детей:
- Экскурсия на природу с последующим рассказом об их впечатлениях.
- Работа с текстами сказок: чтение, пересказ, творческая переработка сюжета.
- Театрализованные игры и детские спектакли.
- Литературные игры.
Мы определили для себя формы развития творческой активности детей. Также очень важно, чтобы процесс развития творческих способностей детей находил своё продолжение дальше нам необходимо расширять круг участников образовательного процесса, так как любое творчество стимулирует нестандартность мышления, любознательность, познавательную активность и воспитывает творческий подход к жизни.
Во второй главе мы рассмотрели кратковременную образовательную практику в соответствии реализации задач ФГОС ДО. В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует весь процесс организации образовательной деятельности в ДОУ. Не секрет, что для результативной совместной деятельности необходимым условием можно считать применение инновационных подходов к организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. Одним из таких подходов является разработка и реализация кратковременных образовательных практик (КОП). Данная форма деятельности рассматривается как практико-ориентированная образовательная деятельность.
Кратковременные образовательные практики — это не просто получение знаний, но и освоение, и применение полученных знаний в действиях (на практике):
- знания, получаемые детьми в кратковременных образовательных практиках шире программных знаний;
- за короткий период дети могут научиться чему-либо (от 1 до 4-5 занятий);
- после каждого занятия дети получают готовый продукт своей деятельности;
- нет задачи прямого обучения.
Изучив данную форму, обобщив опыт работы педагогов других регионов, мы пришли к выводу, что мы можем использовать кратковременную образовательную практику как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
Представленное исследование позволяет увидеть:
- реальные результаты уровня развития творческого воображения детей
- методическую основу кратковременных образовательных практик
- сравнительный анализ, который позволяет либо доказать, либо опровергнуть нашу гипотезу.
Сопоставление результатов, полученных в начале и в конце опытной работы, показало, что уровень развития творческого воображение улучшился на 28 %. Это свидетельствует о том, что такая форма, как кратковременная образовательная практика способствует развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы
- Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 — 7 лет: Игровые технологии. 2-е изд., испр. — Москва: Сфера, 2012. — 120 с.
- Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. / В.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 2012.
- Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. — М.: Академия, 2013. — 310с.
- Витражные краски своими руками. [Электронный ресурс].URL: http://bouw.ru/article/vitrazhnie-kraski-svoimi-rukami (дата обращения: 16.11.2016)
- Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург: Союз, 2006. — 224 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: Союз, 2015. — 98с.
- Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте.Избр. психологические исследования. М., 1956.
- Давыдов, С. Г. Батик: техника, приемы, изделия. – М.: аст-пресс книга, 2005. – 184 с.
- Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности. -М.: Учпедгиз, 1961. -223с.
- Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. — М., 1956
- Марина Степанова, факультет психологии МГУ им. М.В. ЛомоносоваРазвивающее обучение [Электронный ресурс]. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200701512 (дата обращения: 10.11.2016)
- Методика Е Торренса «Неполные фигуры» [Электронный ресурс].URL:http://spkaltan.ucoz.net/praktikum/figurnyj_test_e.pdf (дата обращения: 29.09.2016)
- Мосин И.Г., Рисование-2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей. — Екатеринбург: У — Фактория, 2013. — 207с.
- Погодина С. Художественные техники — классические и неклассические// Дошкольное воспитание. — №10 — 2012. — С.52-67.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: «Педагогика», 1976. -75с.
- Саккулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1965. – 213 с.
- Сохина В.П. Восприятие формы дошкольниками и конструирование// Психология дошкольника: Хрестоматия/Сост. Г.А. Урунтаева М., 2002 — С.54-60
- Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.:
- Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. — 2013.
- Тест Роршаха. Методика чернильные пятна. Проективное исследование личности. [Электронный ресурс].URL: http://psychok.net/testy/544-test-rorshakha-metodika-chernilnye-pyatna (дата обращения: 25.09.2016)
- Утробина, К.К., Утробин, Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
- Флерина Е. А. Элементы обучения в руководстве рисование 6-7 лет — М.: Известия АПН РСФСР, 1957.-76 с.
- Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2014. — 544 с.
