Меню Услуги

Кредитная политика коммерческого банка и направления ее совершенствования в современных условиях

Страницы:     2   3


СОДЕРЖАНИЕ

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
  • 1.1. Понятие кредитной политики коммерческого банка
  • 1.2. Модель кредитной политики
  • 1.3.Факторы, оказывающие влияние на кредитную политику банка
  • 1.4. Сущность кредитного риска и методы управления им
  • 1.5. Стандарты управления кредитной политикой коммерческого банка
  • 2. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ВЫДАЧИ КРЕДИТА И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КРЕДИТНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ БАНКА, НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНКА РОССИИ»
  • 2.1 Организация кредитного процесса в банке. Характеристика основных этапов работы с клиентом
  • 2.2. Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки
  • 2.3. Оформление кредитной документации
  • 3. СОСТОЯНИЕ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКИХ БАНКОВ
  • 3.1. Анализ финансовых показателей и качества кредитного портфеля российских банков на современном этапе
  • 3.2 Структура кредитного портфеля ПАО «Сбербанк России» по итогам 2015 года. Мероприятия банка по мониторингу качества кредитного портфеля
  • 3.3. Пути повышения эффективности кредитной политики коммерческого банка
  • 3.4. Особенности современной кредитной политики в ПАО «Сбербанк России»
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы совершенствования банковской деятельности и приоритетные направления развития банковской системы находятся сегодня в центре экономической, политической и социальной жизни страны. Банковская система является важнейшим элементом национальной экономики. Банки как кредитные посредники выполняют определенные функции, заключающие в себя способность аккумулировать потоки денежных средств и осуществлять их перераспределение между секторами экономики в территориальном и отраслевом аспектах. Реализуя эти функции, банки призваны способствовать устойчивому экономическому росту.

Банки являются неотъемлемой частью современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки — это атрибут не отдельно взятого региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ. Они играют важную роль в поддержании стабильности денежно-кредитной системы на основе тесного взаимодействия с государственными органами выполнения возложенных на кредитные учреждения контрольных и регулирующих функций. Поэтому трудно переоценить значение стабильности банковской системы.

Банковская система является одним из главных секторов экономики страны. Во- первых, предоставляя услуги юридическим и физическим лицам, банки вносят свой вклад в создание валового национального продукта; во-вторых, направляя денежные потоки банки, являются ключевым звеном финансовой инфраструктуры народного хозяйства; и, в-третьих, чутко реагируя на изменения экономической конъюнктуры, вызываемые действиями государственных органов управления, банки являются проводниками стабильной экономической политики государства.

Кредитование является той банковской услугой, которая приносит наибольшее количество прибыли. Между тем при совершении кредитных операций у банка возникают высокие риски.

Банкам приходится проявлять все большую изобретательность в области разработки новых методов кредитования, привлечению наибольшего числа клиентов. Следовательно, банк ставит вопрос о четко сформулированной и грамотной кредитной политики. Между тем в погоне за клиентами необходимо также обратить внимание и на состояние просроченной задолженности заемщиков банка. Ведь на состояние кредитного портфеля влияет не только количество выданных кредитов и сумма срочной задолженности, но динамика просроченной задолженности.

Важность изучения проблемы формирования кредитной политики коммерческого банка связана с серьезным ее влиянием на устойчивость функционирования и результаты деятельности банка, тем более в условиях финансовой нестабильности. Несовершенная кредитная политика или ее отсутствие ведут кредитную организацию к серьезным финансовым потерям и банкротству. Напротив, эффективная кредитная политика способствует повышению качества активов, их рентабельности и обеспечению в итоге положительного финансового результата.

Актуальность темы состоит в том, что комплексная разработка теоретических и практических вопросов формирования и реализации кредитной политики коммерческого банка является важной банковской проблемой, решение которой позволит обеспечить внедрение комплексного банковского обслуживания, адекватной современной экономической ситуации в России, установить механизм для гармонизации этой системы с международно-признанной практикой обслуживания, а также существенно повысить его качество. В этой связи тема дипломной работы является весьма актуальной.

Объектом исследования данной дипломной работы является коммерческий банк. Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие между банком и другими субъектами хозяйственной деятельности по поводу предоставления в ссуду денежных средств на принципах срочности, платности и возвратности.

Целью дипломной работы является раскрытие порядка формирования кредитной политики коммерческого банка, технологии выдачи кредита, организации работы кредитного подразделения и пути повышения эффективности кредитной политики.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть сущность кредитной политики коммерческого банка;
  • рассмотреть цели, задачи и функции кредитной политики коммерческого банка
  • выявить факторы, определяющие формирование кредитной политики коммерческого банка
  • раскрыть методологию формирования кредитной политики
  • проанализировать качество кредитного портфеля и финансовых показателей российских банков
  • изучить кредитную политику коммерческого банка ПАО «Сбербанка России»
  • предложить направления совершенствования кредитной политики.

В первом разделе изучаются теоретические основы формирования кредитной политики коммерческого банка.

Второй раздел посвящен рассмотрению практики выдачи кредита и организации работы кредитного подразделения банка, на примере ПАО «Сбербанка России». Рассмотрены характеристики основных этапов работы с клиентом Особое внимание уделено методам оценки кредитоспособности заемщика.

В третьем разделе изучаются особенности современного состояния и пути повышения эффективности кредитной политики российских банков.

Методологической и теоретической основой данной работы послужили нормативно-правовые акты Центрального банка Российской Федерации; учебные пособия по организации кредитования в банках; статистические данные, практические материалы ПАО «Сбербанка России», Ресурсы-Интернет.

 

1. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА.

1.1. Понятие кредитной политики коммерческого банка.

 

Кредитная политика — это комплекс мероприятий банка, определяющие основные направления кредитных вложений и принципиальные условия осуществления банком операций по кредитованию и иным операциям, сопряженным с кредитным риском.

Кредитная политика предполагает четкую и детально проработанную программу развития кредитных операций. Иначе говоря, кредитная политика — стратегия и тактика банка в области кредитных операций. Не существует единой кредитной политики для всех банков. Каждый банк формирует свою кредитную политику, учитывая экономические, географические, организационные и другие факторы.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Практика показывает, что риски банка возрастают, если он:

  • не имеет своей кредитной политики;
  • не довел её до сведения всех исполнителей;
  • имеет противоречивую или неконкретную кредитную политику.

Кредитная политика в части стратегии вбирает в себя приоритеты, принципы и

содержательные цели конкретного банка на кредитном рынке; в части тактики — финансовый или иной инструментарий, используемый данным банком для реализации его целей при осуществлении кредитных сделок, правила их совершения, порядок организации кредитного процесса.

Кредитная политика банка определяет стандарты, параметры и процедуры, которыми руководствуются банковские работники в своей деятельности по предоставлению, оформлению кредитов и управлению ими. Кредитная политика обычно оформляется в виде документа (Положения или Меморандума о кредитной политике) и включает в себя положения, регламентирующие предварительную работу по выдаче кредита, а также процесс кредитования.

Банк разрабатывает и утверждает внутренние документы, определяющие:

  • его политику по предоставлению средств;
  • учетную политику и подходы к ее реализации;
  • документы, определяющие процедуры принятия решений;
  • документы, определяющие распределение функций и полномочий между подразделениями;
  • критерии оценки кредитоспособности заемщика и др. Кредитная политика банка включает в себя основные направления, которыми необходимо следовать при принятии решений о выдачи конкретного кредита, при формировании структуры совокупного кредитного портфеля банка с участием собственных и привлеченных средств. Любые исключения из кредитной политики банка должны быть полностью документированы и содержать объяснения тех причин, по которым подобные исключения будут сделаны.

Главной задачей кредитной политики коммерческого банка является формирование качественного кредитного портфеля, диверсифицированного по отраслевой принадлежности заемщиков, срокам кредитования и видам предоставленного обеспечения. Это достигается благодаря установлению лимитов кредитования по каждому заемщику, тщательному анализу и отбору кредитных заявок, действующей в коммерческом банке системе принятия решений, мониторингу изменения финансового положения заемщиков в течение всего срока кредитования, а также существующей в банке продуманной системе контроля за рисками на каждом этапе кредитования. При этом банки стремятся формировать свои кредитные портфели в основном за счет выдачи кредитов и гарантий клиентам и партнерам, имеющим хорошую репутацию на рынке, устойчивое финансовое состояние, обоснованный для кредитования проект, ликвидное обеспечение. При рассмотрении кредитных заявок приоритет отдается предприятиям и организациям, продукция и услуги которых имеют гарантированный спрос даже в условиях сложной экономической ситуации. Особое внимание уделяется кредитованию клиентов, долгое время обслуживающихся в банке.

Основой кредитной политики банков является обеспечение полного удовлетворения потребностей клиентов банка в услугах кредитования при соблюдении приемлемого уровня риска кредитных вложений и необходимой доходности. Кредитная политика банка создана с целью контроля за рисками в процессе обеспечения наиболее эффективного размещения кредитных ресурсов. Особое значение следует придавать комплексному характеру взаимоотношений с клиентурой. При этом приоритеты контроля за рисками в кредитной политике банка таковы:

  • Качественные активы.
  • Прибыльные отношения.
  • Разумный рост кредитного портфеля.

Качественные активы — такие активы, которые обеспечивают адекватный (процентный) доход даже при негативных изменениях макроэкономических условий или изменении условий ведения бизнеса (качественные активы — стабильные, устойчивые активы). В противоположность данной категории активов, не могут относится к числу стабильных (устойчивых) те активы, которые в данных условиях обеспечены от риска залогами, гарантиями и т.д., но, возможно, перестанут приносит процентный доход в случае изменения внешних условий. Качественным кредитом является тот обеспеченный кредит, который может быть погашен в установленные соглашением сроки без возникновения проблем или затруднений у заемщика. По сути дела, кредиты должны быть не только обеспеченными, но и стабильными (устойчивыми). Тогда как целостность и стремление клиента продолжать бизнес и обслуживать задолженность по кредиту должны быть очевидны, в случае кредитования корпоративных клиентов должна обеспечиваться достаточность капитала, просматриваться серьезный опыт ведения бизнеса (как общего, так и финансового менеджмента), кроме того, заемщик должен быть способен представлять банку адекватную информацию в установленные договорами сроки. В кредитном бизнесе предпочтение отдается принципу «кредитования против целостности заемщика», что означает наличие не только стабильного финансового положения клиента, но и готовности продолжать бизнес в будущем, должного качества как общего, так и финансового менеджмента.

Прибыльные отношения. Стоимость кредита должна соответствовать предполагаемой (расчетной) степени риска. Политика банка направлена на создание с течением времени устойчивых, прибыльных для банка отношений с клиентурой. Прибыльность отношений с клиентом следует максимизировать путем перекрестных продаж для обеспечения оптимального отношения риска и доходности для каждого отношения банк-клиент. Следует избегать «сухого» кредитования (когда других отношений, кроме как кредитных, с клиентом не предвидится). Однако, если отношения с клиентом имеют перспективу, то они должны быть прояснены, и разработан конкретный план действий для использования открывающихся возможностей. (Исключения, конечно, допустимы, но только в случае высокого качества актива — потенциального кредита). Стоимость кредитов должна отражать увеличивающийся со сроком кредитов риск.

Разумный рост кредитного портфеля. Целью банка является долговременный устойчивый рост прибыльности бизнеса. Этот рост не может быть обеспечен, во-первых, без обеспечения должного качества активов, во-вторых, без достижения оптимального соотношения между доходностью и риском. Банк стремится наращивать кредитный портфель в пределах разумных лимитов. Рост должен контролироваться таким образом, чтобы избежать неприемлемой концентрации риска, например, по отраслям, по заемщику, по территории, по виду и цели и т. д.

Прогнозируется, что большая часть всех доходов в корпоративно-инвестиционном бизнесе будет по-прежнему приходиться на традиционные продукты коммерческих более жесткими. Для достижения цели наилучшего размещения ресурсов банк должен следовать следующим критериям:

  • требованиям Центрального банка:
  • миссии и целям банка (включая поддержание высоких этических стандартов).
  • кредитной культуре банка.
  • соображениям безопасности и разумной осторожности, что означает участие только в законных и разумных по риску сделках.

Все кредитные процедуры и кредитная политика (меняющиеся со временем) должны соответствовать концепции банка по управлению рисками.

Современные коммерческие банки предлагают своим клиентам широкий перечень кредитных продуктов и услуг:

  • краткосрочное и среднесрочное кредитование;
  • кредитование в рамках установленной кредитной линии;
  • проектное финансирование;
  • кредитование экспортно-импортных операций;
  • овердрафт по банковскому счету клиента;
  • предоставление гарантий и поручительств;
  • ипотечное кредитование сотрудников корпоративных клиентов банка;
  • потребительское кредитование.

 

1.2. Модель кредитной политики.

 

Кредитная политика охватывает весь процесс организации предоставления кредита, включая набор направлений размещения привлеченных ресурсов организацию процесса кредитования и контроль рисков. Основное назначение кредитной политики — это обеспечение последовательности действий и соблюдение надежности и четкости положительной практики в работе.

Общая цель коммерческого банка должна определять приоритеты его политики с позиции доходности рентабельности, ликвидности, минимизации рисков, оптимизации портфеля, направлений его деятельности.

Исследование и формирование кредитной политики необходимо осуществлять с учетом комплексного влияния остальных элементов банковской политики. Особое внимание следует уделять депозитной политике по причине того, что размер размещенных средств зависит пропорционально от размера привлеченных средств.

Выработка целей предполагает прохождение четырех фаз: выявление и анализ тенденций; установление общих целей; построение иерархии целей; установление индивидуальных целей.

Как и общие цели банка, цели кредитной политики должны удовлетворять ряду требований: достижимость, гибкость, измеримость, конкретность, совместимость, приемлемость. Цели должны быть реалистичными для выполнения и, в то же время, они не должны быть слишком легкими для достижения.

Большинство российских банков нередко подходят формально к выработке собственной стратегии развития, определяют в основном текущие цели в области кредитования, не формулируя стратегических задач банка и не проводя соответствующих маркетинговых и иных исследований рынка, объясняя такой подход быстро изменяющейся ситуацией на рынке банковских кредитов и депозитов. Однако банк, не задумывающийся о перспективах развития, пытающийся уловить лишь текущие тенденции, не имеет будущего, не может развиваться адекватно меняющейся экономической ситуации. Разработка и, главное, применение строго формализованных документов в области кредитования обеспечит более логичный, экономически обоснованный подход при кредитовании.

Для повышения эффективности кредитной деятельности необходимо рациональное делегирование прав и ответственности. Очевиден также тот факт, что дублирование должностных обязанностей приведет к «перекладыванию» ответственности между сотрудниками одного отдела или между отделами. Поэтому при организации кредитного процесса делегирование полномочий должно быть адресным, то есть выполнение отдельных операций должны закрепляться за определенной штатной единицей, а конкретные цели — за персональными исполнителями.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

На первом этапе реализации кредитной политики происходит оценка макроэкономической ситуации в стране в целом, региона работы потенциальных заемщиков в частности, анализа отраслевой динамики выбранных направлений кредитования, проверке готовности персонала банка к работе с различными категориями ссудополучателей, принятие ряда внутрибанковских нормативных документов. Проводимая работа происходит вне поля деятельности непосредственного кредитного подразделения и относится больше к работе аналитических и маркетинговых служб банка, но присутствие этих необходимых, элементов анализа делают процесс кредитования осмысленным и подготовленным (Приложение 1).

Исходя из проведенных исследований руководство банка принимает меморандум кредитной политики на конкретный период (обычно 1 год). В этом документе излагаются:

Основные направления кредитной работы банка на предстоящий период, конкретные показатели кредитной деятельности (нормативы и лимиты), обеспечивающие необходимый уровень рентабельности и защищенности от кредитных рисков, например:

  • система оценки кредитных рисков, позволяющую классифицировать кредиты (ссуды) по категориям качества;
  • порядок оценки ссуд, в том числе критерии их оценки, порядок документального оформления и подтверждения такой оценки;
  • процедуры принятия и исполнения решений о формировании резерва;
  • процедуры принятия и исполнения решений о признании задолженности по ссудам безнадежной для взыскания и ее списании с баланса банка;
  • описание методов, правил и процедур, используемых при оценке финансового положения заемщика, перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика, а также полномочия работников банка, участвующих в проведении указанной оценки;
  • критерии оценки представляемой заемщиком информации (в том числе ее полноты, актуальности, достоверности);
  • порядок контроля за правильностью оценки и определения размера резервов под кредиты;
  • критерии существенности для заемщика его просроченной дебиторской задолженности;
  • порядок составления и дальнейшего ведения досье заемщика;
  • порядок документального оформления и составления профессионального суждения;
  • порядок и периодичность определения так называемой справедливой стоимости залога;
  • порядок и периодичность оценки ликвидности залога, а также порядок определения размера резерва с учетом обеспечения по ссуде;
  • порядок оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд;
  • порядок и периодичность формирования (уточнения размера) резерва;
  • географические лимиты кредитования (требуются для банков, имеющих иногородние филиалы с разным уровнем подготовленности персонала к проведению качественной кредитной работы, а также для монобанков, но желающих проводить активные операции в определенных регионах);
  • планируемый уровень кредитной маржи и механизмы принятия решения об его изменении.

Утверждается Положение о порядке выдачи кредитов, где отражается:

  • организация кредитного процесса;
  • перечень требуемых документов от заемщика и стандарты подготовки проектов кредитных договоров;
  • правила проведения оценки обеспечения.

Только после принятия этих документов, регламентирующих кредитный процесс, можно говорить о внутренней готовности банка к работе по кредитованию.

Кредитная политика коммерческого банка основывается на реальных экономических предпосылках и источниках кредитного потенциала. Для успешной ее реализации банку необходимо вести учет всех факторов, которые оказывают воздействие на реализацию потоков притока средств кредитного потенциала. В этой связи необходимо рассмотреть основные факторы, воздействующие на эффективность политики банка в части формирования средств кредитного потенциала.

К основным формам повышения источников кредитного потенциала относятся:

  • повышение числа банковских клиентов;
  • увеличение средств существующих в банке участников и клиентов;
  • рост организационной сети банка;
  • объединение средств участников и клиентов банка по целевому назначению (например, создание общего фонда жилищного строительства).

Экономичность, эффективность использования и ликвидность средств предприятий и организаций непосредственно отражаются на стабильности кредитного потенциала банка. В этой связи банк должен хорошо знать деятельность своих клиентов, систематически анализируя такие его показатели, как:

  • ликвидность баланса;
  • рентабельность использования средств, в частности оборачиваемость оборотных средств как реальный экономический критерий степени ликвидности средств;
  • планы производства и их соответствие условиям рыночной конъюнктуры товаров;
  • технический уровень предприятия и перспективы его развития;
  • удельный вес продукции, производимой на экспорт, и др.

Кредитная политика коммерческого банка обеспечивает непрерывное использование всех средств, которые создаются для удовлетворения подлежащих погашению обязательств и минимального резерва ликвидности. Остаток средств необходимо реализовать на денежном и кредитном рынке. Все сделки на денежном и кредитном рынке регулируются особыми решениями органов управления банка.

Кредитная политика банка определяет стандарты, параметры и процедуры, которыми руководствуются банковские работники в своей деятельности по предоставлению, оформлению кредитов и управлению ими, и обычно оформляется в виде письменно зафиксированного документа, который включает в себя положения, регламентирующие предварительную работу по выдаче кредита, а также процесс кредитования.

Потребители кредитных услуг (заемщики) являются основным элементом непосредственного делового окружения. Только клиент — ориентированная кредитная стратегия позволит банку не только получить прибыль и занять определенную нишу, но и от ее наличия, в конечном итоге, будет зависеть дальнейшее существование банка.

Банк как организация должна отвечать современным требованиям маркетинга. Банк без клиентов будет простаивать, а клиенты не станут обращаться в банк, если их потребности не удовлетворяются оперативно, качественно и в полной мере.

Как правило, исполнение определенной функции не является замкнутым в рамках отдельного подразделения. Так функция кредитования зависит от выполнения задач следующих подразделений:

  • Непосредственно кредитующее подразделение(формирование кредитного портфеля, оценка кредитоспособности и риска кредитования, структурирование ссуды, подготовка в случае необходимости заключения на кредитный комитет, мониторинг состояния залога и контроль выполнения условий кредитного договора);
  • Юридическое подразделение (оценка с точки зрения действующего законодательства правильности заключаемых договоров и залоговой документации);
  • Подразделение безопасности (оценка благонадежности потенциального заемщика, выяснение негативных сведений, которые могут повлиять на качество ссуды);
  • Кредитный комитет (решение о предоставлении ссуды);
  • Операционное подразделение (прием платежей и погашение ссуды);
  • Бухгалтерия/подразделение по сопровождению кредитных операций (ведение операций по ссудному счету).

При получении заявки на кредит банк должен изучить не только различные аспекты кредитной сделки, но и дать оценку персональных качеств заемщика. Оценивая личность клиента, банк сосредотачивает внимание на следующих моментах: порядочность и честность; профессиональные способности; возраст и состояние здоровья; материальная

обеспеченность. Банку предпочтительнее иметь дело с клиентом, который материально обеспечен, практически не меняет место жительства и работы.

После проведения предварительных договоров кредитный инспектор принимает решение о возможности предоставления кредита. При отрицательном решении клиент получает отказ. В случае положительного решения кредитным инспектором проводится анализ кредитоспособности потенциального заемщика и структурирование ссуды.

Возникновение просроченной задолженности по кредиту и процентам является отрицательным моментом в финансовой деятельности не только заемщика, но и банка-кредитора — несвоевременное погашение предоставленных кредитов вынуждает банк изыскать планируемые средства из других источников. Для недопущения подобных ситуаций банк осуществляет контроль погашения кредита.

Схематически модель кредитной политики представлена на рисунке 1.

Рис 1. Концептуальная модель кредитной политики

 

Установленные цели являются руководством к исполнению и непосредственно реализуются в процессе кредитования. Цели кредитной политики отражают следующие основные моменты:

1) Желательный финансовый результат, получаемый от операций кредитования;

2) Прирост в абсолютном значении остатков ссудной задолженности;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

3) Направления размещения привлеченных ресурсов, в результате чего формируется структура кредитного портфеля.

4) Рост качества кредитного портфеля.

На основе полученных данных устанавливаются новые цели. Таким образом, процесс кредитования осуществляется на новом качественном уровне.

 

1.3.Факторы, оказывающие влияние на кредитную политику банка.

 

При формировании кредитной политики банк, будучи самостоятельной кредитной организацией, должен учитывать ряд определяющих её факторов.

Факторы, влияющие на кредитную политику, условно можно разделить на внешние (макроэкономические) и внутренние (см. Табл. 1).

Таблица 1 Уровень проявления факторов, определяющих кредитную политику

Внешние (макроэкономические) факторы носят объективный характер. Коммерческий банк должен максимально их учитывать, приспосабливая к ним свою кредитную политику.

Рассмотрим влияние общего состояния экономики страны, а также регионов и отраслей, обслуживаемых банком. Так, например, рост инфляции приводит к сокращению вложений, к переливу капитала из производственной сферы в сферу торговли и посреднических операций. Существенное значение имеют географические факторы.

Оценка экономического потенциала региона, в котором функционирует коммерческий банк — необходимый элемент разработки стратегии его деятельности на рынке кредитных услуг. Поскольку общая экономическая ситуация в регионе зависит от местных предприятий, то региональные характеристики являются в значительной степени производными по отношению к отраслевым.

В целом можно выделить следующие региональные и отраслевые факторы, влияющие на кредитную политику коммерческого банка:

  • сложившаяся хозяйственная ситуация в регионе и отрасли;
  • состав клиентов банка и их потребности в кредите;
  • межбанковская конкуренция.

Экономические условия в стране складываются и под влиянием деловой среды в целом, включая обычаи, национальные традиции, преставления о правилах бизнеса и прочие.

Политическая ситуация влияет на рост кредитных вложений, её нестабильность способствует сдерживанию кредитных вложений, оттоку капитала за границу. Денежно-кредитная политика ЦБРФ и финансовая политика Правительства РФ находят свое выражение через налоговую политику, требования к размеру капитала банка, нормы резервирования, величину ставки рефинансирования и др.

Банковское законодательство в целом определяет правила банковской деятельности, от степени его совершенства зависит защита интересов, как банка- кредитора, так и заемщика. Без прочной базы не могут развиваться ни кредитные, ни другие виды банковских операций. К примеру, отсутствие закона о консорциальных кредитах сдерживает развитие этой перспективной формы банковского кредитования. Отрицательное воздействие могут оказывать различные подзаконные акты, различные инструкции, положения, утверждаемые ведомствами, прежде всего в собственных интересах и зачастую ущемляющие участников экономических отношений.

Степень развития банковской инфраструктуры отражает развитие системы, обеспечивающую жизнедеятельность банков и включающую информационное, методическое, научное и учебное обеспечение, а также современные средства связи и коммуникаций.

Инфраструктура кредитования представляет собой систему, обслуживающую кредитные отношения между банком и заемщиком с момента их возникновения и до прекращения. Перечень организаций-субъектов инфраструктуры будет иметь тенденцию к расширению. Уже сейчас можно говорить о наличии и функционировании бюро кредитных историй, оценочных и страховых компаний, коллекторских агентств и IT- компаний.

Внутренние факторы, влияющие на формирование кредитной политики банка, во многом определяются качеством управления банком, уровнем финансового менеджмента, эффективностью внутреннего контроля, подготовленностью персонала банка.

К внутренним факторам можно отнести:

  1. Размер и структура ресурсной базы. Наличие ресурсов у банка является исходным для проведения кредитной политики. Большое влияние на кредитную политику оказывает структура имеющихся в распоряжении банков денежных средств. Если в их составе преобладают долгосрочные ресурсы, то банк располагает большими возможностями для долгосрочного кредитования. Преобладание «короткой» ресурсной базы предопределяет ситуацию, когда кредитные организации не имеют возможности размещать их на длительный срок.
  2. Ликвидность банка. Кредитная политика во многом зависит от возможности выполнения банком обязательств перед кредиторами — юридическими и физическими лицами. ЦБРФ устанавливает экономические нормативы, которые коммерческие банки должны соблюдать.
  3. Характер специализации. Банк может специализироваться не на кредитных, а на иных операциях, следовательно, кредитная политика такого банка будет менее масштабной, сдержанной. Если банк специализируется на обслуживании потребностей определенной отрасли, то его кредиты в большой степени будут связанными с этой отраслью.

Имеет место специализация крупных российских коммерческих банков на обслуживании крупного корпоративного бизнеса (особенно экспортоориетированных отраслей) и специализация средних и малых банков на обслуживании региональных экономик, малого бизнеса, а также розничном кредитовании.

  1. Степень рискованности и прибыльности различных видов кредитов.
  2. Наличие квалифицированного, специально обученного персонала. Кредитный работник должен обладать знаниями не только техники оформления кредитных операций, но и владеть метолами экономического анализа кредитоспособности заемщика, эффективности кредитуемого мероприятия, оценка залога, других форм обеспечения возвратности кредита. Кредитный работник — ключевая фигура кредитного процесса. Он ведет переговоры, анализирует и отбирает заявки, на основе его рекомендаций принимается решение о целесообразности предоставления кредита.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:     2   3