Меню Услуги

Учёт и аудит операций с кредитами и займами ООО «Норк». Часть 2.

Страницы:   1   2


2.2. Особенности документального обеспечения и учета операций по получению и возврату кредитов и займов

Привлечение свободных денежных средств третьих лиц для расширения своего бизнеса по своей сути означает использование кредита. Однако, говоря о кредитах, необходимо различать коммерческое и банковское кредитование.

Коммерческое кредитование подразумевает предоставление одним лицом (кредитором) свободных денежных средств или иных вещей, определяемых родовыми признаками, на определенный срок другому лицу (должнику). Коммерческое кредитование оформляется в форме договоров займа, товарного и коммерческого кредита.

Банковское кредитование означает предоставление денежных средств банком или кредитной организацией заемщику денежных средств на условиях возвратности, срочности и платности. При банковском кредитовании заключается кредитный договор.

В соответствии с гражданским законодательством под кредитным договором понимается договор, согласно которому банк или иная кредитная организация обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик принимает на себя обязательство возвратить сумму, полученную взаймы, и уплатить проценты на нее.

Правовое регулирование кредитного договора осуществляется не только на основании норм о кредитном договоре, но и на основании норм о договоре займа в части, не противоречащей существу кредитного договора.

Кредитный договор заключается в письменной форме. При несоблюдении этого требования ст. 820 ГК РФ такой договор будет признан недействительным.

В соответствии со статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Требования об обязательном нотариальном удостоверении кредитного договора в действующем законодательстве не содержится. Однако, если стороны считают это необходимым, такой договор может быть нотариально удостоверен. При этом, учитывая, что на момент заключения кредитного договора известна лишь его реальная сумма, то за его нотариальное удостоверение государственная пошлина должна взиматься как за удостоверение прочих договоров, предмет которых подлежит оценке, исходя из указанной в договоре суммы выдаваемого кредита без учета процентов и финансовых санкций, то есть в соответствии с пп.3 п.4 ст.4 Закона Российской Федерации «О государственной пошлине» в размере 1,5 процента от суммы договора, но не менее 50 процентов от минимального размера оплаты труда.

Заключение кредитных договоров происходит в несколько этапов.

1. Формирование содержания кредитного договора клиентом-заемщиком (вид кредита, сумма, срок, обеспечение и т.д.).

2. Рассмотрение банком представленного клиентом проекта кредитного договора и составление заключения о возможности предоставления кредита вообще и об условиях его предоставления в частности (при положительном решении вопроса).

3. Совместная корректировка кредитного договора клиентом и банком до достижения взаимоприемлемого варианта и представления его на рассмотрение юристов.

4. Подписание кредитного договора обеими сторонами, т.е. придание ему силы юридического документа.

Для получения кредита в банке в первую очередь предприятию необходимо оформить заявку на получение кредита. Форма заявки устанавливается каждым коммерческим банком самостоятельно, но все они имеют сходное содержание. После одобрения заявки на кредит и принятия коммерческим банком решения о его выдаче, оформляется и подписывается обеими сторонами кредитный договор (приложение). В дальнейшем кредитные взаимоотношения предприятия с банковской организацией строятся на основе заключенного кредитного договора.

2.3. Особенности аудита кредитных операций

В современных условиях аудиторские проверки ориентированы не только на подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности коммерческого банка, но и на глубокий анализ его деятельности, изучение эффективности функционирования, построение перспективных прогнозов. Практика показывает, что своевременное выявление аудитором проблем в кредитной работе и его квалифицированные рекомендации позволяют банку не только принять оперативные меры по исправлению негативной ситуации, но и существенно повысить общий уровень кредитной культуры. Принятие стандартов аудиторской деятельности, в том числе в области банковского аудита, повышение требований к качеству аудиторских проверок коммерческих банков со стороны Центрального Банка России, обострившаяся конкуренция на рынке аудиторских услуг предопределили необходимость дальнейшего развития теории и совершенствования методики аудита коммерческого банка, в том числе аудита кредитных операций как важнейшего его элемента.

Кредитные операции являются одним из наиболее ключевых с точки зрения аудита направлений деятельности банка, как по объему, так и по удельному весу, доходности, влиянию на финансовый результат, степени риска. Низкое качество управления кредитными рисками, в том числе недостаточно взвешенная кредитная политика, слабая проработка процедурных вопросов кредитования, ненадлежащий финансовый анализ потенциальных заемщиков, низкое качество обеспечения предоставленных кредитов неизбежно влечет финансовые трудности коммерческих банков. Поэтому именно в кредитных операциях проверяющие находят большое количество ошибок, неточностей и злоупотреблений, влекущих искажение финансового результата и отчетности.

Важным и ответственным этапом аудиторской проверки выступает планирование, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора.

Планирование целесообразно начинать с интервьюирования представителей руководства банка, председателя кредитного комитета, главного бухгалтера, руководителя службы внутреннего контроля, сотрудников кредитного подразделения. Интервью должно строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление об ожиданиях клиента, его представлениях о характере, объемах и сроках работы.

Аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Также необходима информация о существующей организации кредитного процесса, распределении функций между соответствующими структурами и общих объемах кредитных операций. Принимая во внимание пожелания руководства банка и, учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения. Кроме того, путем изучения документации службы по работе с персоналом и устного опроса сотрудников, необходимо оценить квалификацию работников кредитного подразделения с учетом уровня образования, практического опыта, периодичности повышения квалификации, стажировок.
Процедуры планирования завершает анализ отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок, проверок Главного территориального управления Банка России и других контролирующих структур.

Следующим этапом аудита кредитных операций является формирование аудиторской выборки с учетом следующих правил:

1. В качестве генеральной совокупности следует рассматривать весь объем ссудной и приравненной к ней задолженности, отраженной на балансе и за балансом на дату подтверждения достоверности бухгалтерского отчета.

2. Для проведения стратификации с целью снижения разброса данных генеральная совокупность разбивается на межбанковские кредиты; кредиты, выданные предприятиям разных форм собственности; кредиты, выданные индивидуальным предпринимателям; потребительские кредиты; учтенные векселя; операции лизинга, факторинга и форфейтинга; гарантийные операции с векселями.

3. Внутри каждой группы выделяются «крупные» ссуды (в процентах от основного капитала банка). На основании данных бухгалтерского учета следует удостовериться, не превышает ли сумма нескольких «некрупных» кредитов, выданных одному заемщику (или группе связанных заемщиков), выбранную точку отсечения. Все обязательства, превышающие эту границу, должны подвергаться тщательному изучению.

4. Путем сопоставления данных балансового и внебалансового учета выявляются кредиты, не имеющие обеспечения, которые должны быть проверены сплошь.

5. Подвергаются сплошной проверке кредиты:

— учтенные на счетах просроченной ссудной задолженности;
— вынесенные в отчетном периоде за баланс из-за невозможности взыскания;
— классифицированные самим банком как проблемные (по данным внутренней отчетности);
— выданные инсайдерам, руководству банка, акционерам и персоналу.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

6. Для банков, имеющих большое количество выданных ссуд незначительного объема, выборка может быть уменьшена в случае, если аудитор сочтет возможным положиться на достоверность отчетов службы внутреннего контроля по проверке состояния данных кредитов.

7. Для классификации остальных заемщиков следует применять либо случайный, либо систематический отбор. При использовании метода систематического отбора выбирается случайный исходный элемент, а затем отбирается каждый k-й элемент (k — шаг выборки).

8. Общий объем аудиторской выборки должен составлять не менее 70 — 80% общей суммы обязательств заемщиков перед банком на дату подтверждения бухгалтерской отчетности.

9. В отдельных случаях может применяться субъективный отбор заемщиков (например, если по ссуде принимались решения об изменении существенных условий кредитования, устанавливался факт утраты залога и др.).

Завершающей стадией планирования является подготовка программы аудита, в которой должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.

Программа аудита кредитных операций представляет собой детальный перечень содержания процедур для сбора аудиторских доказательств по следующим направлениям: оценка системы управления кредитными рисками; анализ качества кредитного портфеля; тесты средств контроля и программы аудиторских процедур, по существу.

Целью двух последних направлений является сбор достаточного объем аудиторских доказательств для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета кредитных операций требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней кредитных операций.

Тщательное планирование процедур аудита является неотъемлемым звеном достижения общей цели проведения аудита кредитных операций — формирования объективного мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, что позволяет делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении кредитной организации.

 

Глава 3. Предложения по совершенствованию учета и аудита операций с кредитами и займами

3.1. Оптимизация операций с кредитами и займами на предприятии

Главные отличия займа от кредита:

— кредитором по кредитному договору всегда выступает кредитная организация, а по договору займа заимодавцем может быть, например, организация-партнер (не кредитная), индивидуальный предприниматель, учредитель или другое физическое лицо;
— кредит предусматривает «плату» — начисление процентов, а заем может быть, как процентным, так и беспроцентным;
— кредит всегда выдается деньгами, а заем может выдаваться как деньгами, так и вещами.

В 2016 году ООО «НОРК» получило заем от другой организации, рассмотрим более подробно бухгалтерские операции по данному займу.

20.01.2016 году между ООО «НОРК» и ООО «Агроинвест» был заключен договор займа в долларах США на сумму 100 000 долларов США. Деньги перечислены были на расчетный счет ООО «НОРК» в рублях 23.01.2016 г. Выплата процентов и погашение займа будут осуществляться в рублях по курсу ЦБ РФ на дату оплаты и погашения, при этом проценты за пользование займом выплачиваются ежемесячно на последнее число месяца. Проценты за пользование заемными средствами составляют 6 % годовых. Заем выдан на срок 10 месяцев

Рассмотрим бухгалтерские записи в ООО «НОРК» (табл. 2.5).

Таблица 2.5. Бухгалтерские записи в учете ООО «НОРК»

Дата Операция Дебет Кредит Курс ЦБ РФ долл. США к рублю Сумма, долл. США Сумма, руб.
23.01.2016 Получен краткосрочный заем на расчетный счет организации 51 66.33 33,8688 100 000 3 386 880
31.01.2016 Начислены проценты за пользование заемными средствами. 91.2 66.44 35,2448 131,51 4 635,04
31.01.2016 Отражена курсовая разница 91.2 66.33 35,2448 137 600
31.01.2016 Перечислены проценты за пользование заемными средствами 66.44 51 35,2448 131,51 4 635,04
12.02.2016 Погашена часть займа 66.33 51 34,7964 30 000 1 043 892
28.02.2016 Начислены проценты за пользование заемными средствами. 91.2 66.44 36,0501 381,37 13 748,43
28.02.2016 Отражена курсовая разница 91.2 66.33 36,0501 56 371
28.02.2016 Перечислены проценты за пользование заемными средствами 66.44 51 36,0501 381,37 13 748,43
18.03.2016 Погашен досрочно заем 51 66.33 36,6505 70 000 2 565 535
18.03.2016 Отражена курсовая разница 91.2 66.33 36,6505 42 028
18.03.2016 Начислены проценты за пользование заемными средствами. 91.2 66.44 36,6505 207,12 7 591,05
18.03.2016 Перечислены проценты за пользование заемными средствами 66.44 51 36,6505 207,12 7 591,05

 

Рассмотрим более подробно расчет процентов и курсовых разниц:

Проценты за январь:

100 000 х 0,06/365 х 8 = 131,51 долл. США
131,51 х 35,2448 = 4 635,04 руб.

Курсовая разница на 31.01.2016:

100 000 х (33,8688 – 35,2448) = -137 600 руб.

Проценты за февраль:

(100 000 х 0,06/365 х 12) + (70 000 х 0,06/365 х 16) = 197,26 + 184,11 = 381,37 долл. США
381,37 х 36,0501 = 13 748,43 руб.

Курсовая разница на 28.02.2016:

70 000 х (35,2448 – 36,0501) = -56 371 руб.

Курсовая разница на 18.03.2016:

70 000 х (36,0501 – 36,6505) = -42 028 руб.

Проценты за март:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

70 000 х 0,06/365 х 18 = 207,12 долл. США
207,12 х 36,6505 = 7 591,05 руб.

В бухгалтерском учете ООО «НОРК» была допущена ошибка – не была отражена курсовая разница на 12.02.2016 г.

Поскольку ООО «НОРК» получен заем в валюте при отражении операций, связанных с его получением и погашением, необходимо руководствоваться также ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте».

Отметим, что положения ПБУ 3/2006 применяются также для бухгалтерского учета обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях (п. 1 ПБУ 3/2006).

Согласно п.п.4-6 ПБУ 3/2006 стоимость активов и обязательств (денежных знаков в кассе организации, средств на банковских счетах (банковских вкладах), денежных и платежных документов, финансовых вложений, средств в расчетах, включая по заемным обязательствам, с юридическими и физическими лицами, вложений во вне оборотные активы (основные средства, нематериальные активы, другие), материально-производственных запасов, а также других активов и обязательств организации), выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит пересчету в рубли по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому ЦБ РФ (если законом или соглашением сторон не предусмотрено иного) на дату совершения операции в иностранной валюте.

Как указано в п.7 ПБУ 3/2006, пересчет стоимости средств в расчетах (включая средства по заемным обязательствам с юридическими и физическими лицами), выраженной в иностранной валюте, в рубли должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату.

Понятие отчетной даты в ПБУ 3/2006 не определено. По общему правилу под отчетной датой понимается дата, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность, — последний календарный день отчетного периода (ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 37 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). В соответствии с п. 4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» отчетной датой является дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Пунктом 29 Положения N 34н, п. 48 ПБУ 4/99 предусмотрена обязанность организаций составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц и квартал нарастающим итогом, если иное не установлено законодательством РФ.

Соответственно, для целей бухгалтерского учета отчетной датой является последний день каждого календарного месяца.

Учитывая изложенное, пересчет в рубли задолженности перед заимодавцем по основной сумме долга производится:

— на дату поступления (перечисления) денежных средств;
— отчетные даты (последние даты каждого месяца);
— дату возврата кредита.

Пересчет суммы начисленных процентов производится на дату их уплаты, то есть на дату списания средств с банковского счета, и на отчетную дату.

Возникающие при этом курсовые разницы подлежат зачислению на финансовые результаты организации как прочие доходы или прочие расходы (п.13 ПБУ 3/2006).

3.2. Совершенствование организации учета кредитных операций

Фактическое наличие и движение кредиторской задолженности по кредитным и заемным операциям отражается при помощи учетной информации. Своевременность, достоверность и полнота учетной информации обусловливает действенность управления кредиторской задолженностью по кредитам и займам, что позволяет предотвращать принятие неоправданных решений, наносящих ущерб организации.

Возникает необходимость пересмотра многих экономических концепций, в том числе и учетных. С развитием рыночных отношений требуется постоянное совершенствование методологии учета и отчетности применительно к современным требованиям управления. До перехода к рыночным отношениям действующая система бухгалтерского учета, главным образом была, предназначена для предоставления необходимой информации центральным планирующим органам для осуществления централизованного контроля и управления экономикой организаций, то есть она, в основном, являлась инструментом внешнего административного контроля за государственными организациями.

При выходе на международный рынок и переходе на новые условия хозяйствования потребовалось изменить существующую систему бухгалтерского учета и отчетности, максимально приблизив ее к мировым стандартам. В системе управления финансово-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования (в том числе, промышленных организаций), учет должен занять одно из главных мест. В нем находят отражение реальные процессы обращения, распределения и потребления.

Выход организаций на внешнеэкономические связи, широкое привлечение иностранного капитала в народное хозяйство, создание свободных экономических зон требуют приведения отечественной практики бухгалтерского учета в сопоставимость с практикой международных стандартов. При этом, создавая национальную систему учета и отчетности, необходимо учесть, что бухгалтерский учет должен обеспечить более экономное использование товарных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных потерь и высокие доходы.

При совершенствовании бухгалтерского учета важным является широкое внедрение передовых форм и методов учета (АРМ бухгалтера и др.).

Важным в совершенствовании организации бухгалтерского учета является использование современных технологий автоматизированной обработки учетно-аналитической информации.

Автоматизация учета позволяет осуществлять сбор исходных данных, минуя стадию выписки бумажного первичного документа.

Большую роль в условиях рынка играют оперативный учет и контроль за выполнением кредитных договоров.

Современная организация бухгалтерского учета кредитных операций банка непосредственно связано и во многом зависит от автоматизации банковских процессов. Предоставление различного рода услуг клиентам, осуществление сделок и операций с финансовыми инструментами, невозможно выполнить без использования высоких информационных технологий.

Сегодня кредитование клиентов стало широко распространенным и быстро растущим видом банковской деятельности. Для успешного развития кредитования необходим переход к «конвейерному» производству и обслуживанию кредитов. Когда же каждый банк придет к таковому выводу, зависит от особенностей работы конкретного банка. В работе каждого банка существует множество разнообразных кредитных портфелей, от которых зависят требования к информационной системе. С точки зрения жизненного цикла кредитов и их доли в общем портфеле банка кредитование оказывается наиболее трудоемким — высокое число заявок необходимо обрабатывать в максимально короткое время. Конкуренция и сильная зависимость спроса от макроэкономической конъюнктуры также осложняют ситуацию, предъявляя к информационной системе поддержки кредитования требование максимальной гибкости при полном сохранении контроля.

Из перечисленных выше особенностей кредитования следует вывод о том, что при ориентировании на массовость потребителей необходимо максимально автоматизировать процесс создания, продажи и обслуживания кредитных продуктов, поскольку это единственный путь к сокращению операционных издержек. Поэтому кредитование должно быть организовано по типу «конвейера». Эффективность применения принципа конвейера в области управления кредитными операциями объясняется тем, что он реализует определенную типовую функцию. Она заключается в том, что в организации устанавливается модуль к системе «Клиент-Бенк» с помощью которого может подаваться кредитная заявка на привлечение кредитных ресурсов. С помощью специализированных программных решений, позволяющих организовать процесс выдачи и обслуживания кредитов по конвейерному принципу, организации-кредитозаемщики могут сократить операционные издержки и повысить прибыльность при работе с кредитными ресурсами.

«Кредитный конвейер» — это циклический процесс комплексной работы с кредитами, включающей в себя следующие функции:

• первоначальную классификацию кредитополучателей;
• прием и обработку заявления на открытие кредита;
• оценку кредитоспособности кредитополучателя;
• выдачу кредита;
• обслуживание кредита (обеспечение приема платежей, рассылка уведомлений и т.д.);
• закрытие кредитного договора;
• взыскание проблемной задолженности.

Комплексным ИТ-решением, способным в полной мере решить задачу построения «кредитного конвейера», является подсистема СТ. БАНК. ИТ. Кредитный документооборот, предназначенная для автоматизации кредитных операций организации, которая разработана СООО «Системные технологии». Рассмотрим функциональные возможности этого программного продукта.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СТ.БАНК.ИТ.Кредитный документооборот включает в себя две основные составляющие: модули согласования кредитов — Lоаn Original System (LOS) и модули сопровождения кредитов — Lоаn Servicing System. Модули, входящие в комплекс, позволяют работать одновременно с различными видами кредитов.

Поскольку характер документооборота в рамках различных кредитных портфелей существенно различается, решение обеспечивает возможность гибкой конфигурации документооборота в рамках отдельного кредитного продукта или портфеля.

Модуль согласования кредитов (LOS) из состава подсистемы СТ.БАНК.ИТ.Кредитный документооборот представляет собой решение для автоматизации процесса получения кредитов и обладает следующими основными функциональными возможностями:

• Обеспечивает возможность сбора базовых данных о заемщике и их проверки на предмет соответствия условиям предоставления кредита. Для этой цели создается карточка первичного обращения клиента и осуществляется ее закрепление за конкретным менеджером банка. Информация о кредитополучателе проходит первичную проверку по базе данных негативных фактов или по кредитной истории клиента в данном банке.
• Определение параметров ссуды, сопровождающееся проверкой по различным базам, и принятие решения о выдаче кредита. На данном этапе происходит ввод в систему полных данных о кредитополучателе и поручителе (финансовое состояние, банковские счета, рекомендации и т.д.), внесение имущества или других активов в качестве залога, присвоение кредитополучателю его уникального номера, расчет суммы платежей по кредиту с учетом величины процентной ставки, суммы кредита и его срока, определение комплектов документов для различных категорий кредитополучателей.
• Оформленная заявка на получение кредита проходит несколько уровней согласования и выносится на рассмотрение в орган, принимающий решение о выдаче кредита.
• Уведомление клиента и выдача кредита. Подсистема может автоматически формировать для клиента сообщение о решении по кредиту, схеме и графику выплат задолженности и процентов по кредиту и т.д. Процедура фактического перечисления средств по кредиту может предусматривать несколько уровней утверждений. Модуль LOS обладает механизмами гибкой настройки документооборота под конкретный продукт.

Таким образом, система СТ.БАНК.ИТ. Кредитный документооборот, разработанная СООО «Системные технологии», представляет собой уникальное по функциональным возможностям и гибкости решение для организации работы с любыми кредитными продуктами. В свою очередь, автоматизация кредитной деятельности с помощью данной системы позволяет усовершенствовать работу организаций в сфере кредитных операций.

В целях повышения эффективности ведения бухгалтерского учета расчетов по кредитам и займам рекомендуется:

  • организовать ведение бухгалтерского учета расчетов со строгим соблюдением всех принципов учета: полноты отражения хозяйственных операций в отчетном периоде; соответствию данных синтетического и аналитического учета; соблюдению принятой учетной политики отражения хозяйственных операций и оценки объектов учета;
  • использовать международные стандарты ведения бухгалтерского учета расчетов по кредитам и займам;
  • выбрать наиболее рациональную форму кредитования;
  • усилить контроль за осуществлением кредитно-платежной дисциплины путем расширения аналитического учета по каждому кредиту и займу;
  • выявлять случаи нерационального использования кредитных ресурсов, разрабатывать мероприятия по их устранению;
  • изучать кредитную задолженность в целях выявления путей и возможностей упрощения кредитования;
  • использование зарубежного опыта при выборе форм и метода учета расчетов по кредитам и займам;
  • установить четкое разделение функций между работниками бухгалтерской службы;
  • организовать надлежащий контроль исполнения обязанностей;
  • повышать уровень квалификации учетных работников путем организации курсов повышения квалификации.

3.3. Предложения по улучшению аудита кредитных операций

Возрастание роли аудита кредитных операций в современной российской экономике обусловлено расширением спектра возложенных на него задач. Приоритетной целью аудита было высказывание аудитором мнения о достоверности во всех существенных аспектах годовой бухгалтерской отчетности. В настоящее время в центре внимания аудита кредитных операций оказывается более широкий круг задач.

Предполагается глубокий анализ всех направлений банковской деятельности, от которых зависит общая эффективность функционирования кредитной организации, ее ликвидность и финансовая устойчивость.

В первую очередь, это касается кредитных операций, которые могут выступать в одних случаях при высоком уровне организации кредитной работы как основной источник стабильной банковской прибыли, а в других — при отсутствии адекватного контроля за уровнем кредитного риска как основной фактор дестабилизации финансового положения банка.

В этой связи, аудиткредитных операций коммерческого банка можно отнести к наиболее сложным и ответственным участкам банковского аудита. Представляется, что и в дальнейшем, по мере перехода российских коммерческих банков от спекулятивных операций на финансовых рынках к более активной работе с реальным сектором экономики, при росте объемов кредитных операций, банковским аудиторам предстоит уделять больше внимания проверке кредитных операций и оценке кредитного риска.

Подводя итоги работы, можно сделать вывод о том, что целью аудита кредитных операций является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц в части кредитной задолженности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
В современных условиях аудиторские проверки кредитных операций должны быть ориентированы не только на подтверждение достоверности бухгалтерского отчетности, но и на глубокий анализ деятельности, изучение эффективности функционирования, построения перспективных прогнозов. Практика показывает, что своевременное выявление аудитором проблем в кредитной работе и его квалифицированные рекомендации позволяют банку не только принять оперативные меры по исправлению негативной ситуации, но и существенно повысить общий уровень кредитной культуры.

Принятие стандартов аудиторской деятельности, повышение требований к качеству аудиторских проверок, обострившаяся конкуренция на рынке аудиторских услуг предопределили необходимость дальнейшего развития теории и совершенствования методики аудита кредитных операций. Особенности организации и проведения аудита кредитных операций изучены в настоящее время недостаточно.

Не в полной мере раскрыта проблема аудиторской оценки качества управления кредитными рисками, недостаточно изучены вопросы методики аудита кредитных операций, прежде всего в части предварительного планирования проверки, изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля на разных этапах аудита, формирование аудиторской выборки, составление общего плана и программы аудита кредитных операций, не рассматривалась взаимосвязь между оценкой качества управления кредитными рисками и выводом аудитора о допущении непрерывности деятельности.

 

Заключение

Полученные результаты исследования темы выпускной дипломной (квалификационной) работы, свидетельствуют о том, что от правильности и достоверности учета кредитов и займов зависит знание руководством предприятия их объемов их структуры, позволяет принимать правильные решения по изменению данных характеристик, позволяет анализировать рентабельность полученных средств. Правильный учет позволит в дальнейшем выбрать наиболее удобный и выгодный для предприятия вид получения дополнительных денежных средств.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «НОРК». В настоящий момент ООО «НОРК» занимается торговлей продуктами питания.

Приступая к проведению исследования, была подобрана и изучена нормативно — правовая база, в которой, рассматриваются вопросы регулирования хозяйственных операций по расчетам по кредитам и займам, изложенная в Кодексах, Законах, Положениях, Плане счетов бухгалтерского учета, Инструкциях, Методических указаниях и в других различных документах. Основным документом по регулированию учета является Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по кредитам и займам» (ПБУ 15/2008), утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н (с последующими изменениями и дополнениями от 06.04.2016 № 57н).

Согласно п. 2 ПБУ 15/2008 основная сумма обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете организацией-заемщиком как кредиторская задолженность в соответствии с условиями договора займа (кредитного договора) в сумме, указанной в договоре. Согласно п. 4 ПБУ 15/2008 расходы по займам отражаются в бухгалтерском учете обособленно от основной суммы обязательства по полученному займу (кредиту).

По результатам аудиторской проверки расчетов по кредитам и займам ООО «НОРК» были выявлены следующие нарушения:

1. В бухгалтерском учете ООО «НОРК» была допущена ошибка – не была отражена курсовая разница на 12.02.2016 г. Как указано в п.7 ПБУ 3/2006, пересчет стоимости средств в расчетах (включая средства по заемным обязательствам с юридическими и физическими лицами), выраженной в иностранной валюте, в рубли должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату.
2. Имеется дебетовое сальдо по счету 66 «Краткосрочные кредиты и займы» на конец 2016 года, которое образовалось в результате неправильного исчисления курсовых разниц по договору займа № 1 от 20.01.2016.
3. По кредитному договору № 000208-2016 от 12.03.2016 проценты начислены единовременно в конце срока погашения кредита. В соответствии с п. 8 ПБУ 15/2008 проценты, причитающиеся к оплате кредитору, включаются в состав прочих расходов равномерно, как правило, независимо от условий предоставления кредита.
4. При расчете налога на прибыль в ООО «НОРК» была допущена ошибка – начисленные проценты по кредитным договорам № 000208-2016 от 12.03.2016; № 2016/0012687 от 03.07.2016; № 306987-2016 от 18.10.2016 были выше ставки рефинансирования ЦБ РФ, но были отнесены на внереализационные расходы в полном объеме.

Налоговым законодательством в 2016 году предусмотрено два варианта учета процентов по кредиту (п. 1 ст. 269 Налогового кодекса РФ):

— в размере не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ, умноженной на соответствующие коэффициенты;
— в полном объеме, но при условии, что их величина существенно не отличается от процентов по кредиту, выданных на сопоставимых условиях.

В учетной политике ООО «НОРК» предусмотрен первый вариант – в размере не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ, умноженной на соответствующие коэффициенты.

Аудитор принял решение дать модифицированное заключение, потому что данные искажения являются существенными, что приводит к искажению бухгалтерской финансовой отчетности и вводит в заблуждение пользователей.

Все полученные доказательства и выявленные ошибки были документально оформлены и зафиксированы в рабочих документах аудитора. По результатам проведения аудита расчетов по кредитам и займам аудитором были сформированы папки с рабочими документами.Таким образом, рекомендуется внести изменение в методику бухгалтерского учета расчетов по кредитам и займам в соответствии с предложениями, изложенными в настоящей работы.

 

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000г. №117-ФЗ (ред. от 05.04.2016 № 102-ФЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016 № 7-ФЗ).
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.(в ред. от 04.11.2015 г. № 344-ФЗ).
Федеральный Закон № 307-ФЗ от 30.12.2008г. «Об аудиторской деятельности».
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ1/2008. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008г.№ 106н. (с изменениями от от06.04.15 № 57н).
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. № 43н (в ред. от 08.11.10г. № 142н).
Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008№ 107н (в ред. Приказа Минфина РФ от 06.04.15 № 57н).
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н (в ред. от 06.04.15 № 57н).
6. Приказ Министерства финансов Российской Федерации № 32н от 6 мая 1999 г. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (с изменениями от 06.04.2015 № 57н).
7. Приказ Министерства финансов Российской Федерации № 33н от 6 мая 1999 г. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (с изменениями от 06.04.2015 № 57н).
8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации (утвержден приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, с изменениями от 08.11.2010 № 142н).
9. Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый ФЗ №195-ФЗ от 30.12.2001 г. (в ред. ФЗ от 01.05.2016 г. 139-ФЗ).
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ (в ред. от 31.01.16 г.).
10. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 г. №532 (в ред. 22.12.2011).
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №2 «Документирование аудита», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 г. №532 (в ред. 22.12.2011).
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №3 «Планирование аудита», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004г. №532 (в ред. 22.12.2011).
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №4 «Существенность в аудите», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 г. №532 (в ред. 22.12.2011).
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аэрируемым лицам», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 г. №405 (в ред. 22.12.2011).
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аэрируемого лица и представителям его собственника», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 г. №532. (в ред. от 22.12.2011).
Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. Пособие/ 3-е изд. – Ростов-на-Дону, 2013.
Аудит : учеб. пособие / В.А. Ерофеева, В.А. Пискунов, Т.А. Битюкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011.
Аудит : учебник / В.И. Подольский, А.А. Савин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013.
Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет. Вузовский учебник. – М.:, 2013.
11. Бакаев А.С. Комментарий к Положению по ведению бухгалтерского отчета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. М.: Бухгалтерский учет, 2013.
Бакаев А.С. Толковый бухгалтерский словарь. М.: Бухгалтерский учет, 2015.
Безруких П.С. Бухгалтерский учет: Учебник/Под ред. П.С. Безруких.- 3-е изд.- М.: Бухгалтерский учет, 2015.
Богатая И.Н. Аудит для студентов вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
Бровкина Н.Д. Практический аудит / Н.Д. Бровкина, М.В. Мельник. – М.: Инфра-М, 2014.
Волков О.И. Экономика предприятия —М.:ИНФРА-М.—2014.
12. Воронина Л.И. Аудит. Теория и практика. Учебник для бакалавров – М.: Омега-Л, 2014.
13. Вострикова Л.Г. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: учеб. пособие.. М.: Бухгалтерский учет, 2015.
Донцова Л.В., Никифорова Н.А. комплексный анализбухгалтерской отчетности. – М.: Дело и сервис, 2013.
Иванова С.И. Сделки. М.: Изд-во Финансовой академии при Правительстве РФ, 2013.
Ивашкевич В.Б., Семенова И.М. Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности. М.: Бухгалтерский учет, 2014.
Касьянова С.А., Климова Н.В. Аудит. – М.: Инфра-М, 2014.
Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2014.
Ковалев В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы. М.: Финансы и статистика, 2015.
Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. «Бухгалтерский учёт».- М.: Финансы и статистика, 2015.
14. Краснова Л.П., Шалашова Н.Т., Ярцева Н.М. «Бухгалтерский учёт».- М.: ЮРИСТЪ, 2014.
Налетова И.А. Аудит / И.А. Налетова, Т.Е. Слободчикова. – М.: ИНФРА-М, 2014.
Подольский В.И. Аудит. – М.: Юнити-Дана, 2014.
Пятов М.Л. Применение законодательства в бухгалтерской практике. М.: Бухгалтерский учет, 2013.
Справочник бухгалтера и аудитора. Под ред. Е.А. Мизиковского, Л.Г. Макаровой. – М.:Юристь,2015.
Шевелев А.Е., Шевелева Е.В. Бухгалтерский учет расчетов: учеб. пособ. М.: КНОРУС, 2014.


Страницы:   1   2