Меню Услуги

Кредиты населению и их современное развитие на примере ПАО «Сбербанк России». Часть 2.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1.3 Проблемы развития кредитования населения в Российской Федерации

 

В настоящее время темпы прироста кредитного портфеля банков в сфере кредитования населения несколько снизились, что объясняется проблемами, проявляющимися в виде сокращения реальных доходов населения, снижения потребительской способности национальной валюты и пр. Тем не менее, в современной России потребительский кредит становится все более удобным и востребованным. По оценкам экспертов, условия получения улучшаются, суммы кредитов увеличиваются, а проценты становятся меньше. В первую очередь эта тенденция обусловлена легкостью в получении данного вида кредита и относительно небольшими процентами по нему. Правильная организация процесса кредитования физических лиц также является неотъемлемой частью качественного обслуживания клиентов и залогом успеха банка. Вместе с тем, развитие потребительского кредитования сопряжено со значительными трудностями.

Из-за отсутствия у российских коммерческих банков дешевых долгосрочных ресурсов для предоставления населению доступных кредитов, различного уровня капитализации, для российских и зарубежных банков на рынке потребительского кредитования складываются неравные условия; на рынке потребительского кредитования усиливается конкуренция между отечественными банками, происходит перераспределение рынка потребительского кредита, расширяется продуктовый ряд потребительских кредитов, растут требования населения к простоте и удобству получения потребительского кредита; большинство потребительских кредитов, предоставленных российскими банками, носит краткосрочный характер (около 60% от объема выданных кредитов предоставлены на срок до 12 месяцев)[1]. При этом основной формой обеспечения потребительских кредитов является залог недвижимого имущества, автомобилей, ценных бумаг, драгоценных металлов и камней, что связано, в основном, с отсутствием у заемщиков – физических лиц кредитных историй; в России, в отличие от стран с развитой экономикой, отсутствует специальное законодательство, регулирующее отношения в области потребительского кредитования.

Большинство проблем в деятельности отечественных коммерческих банков в современных условиях связано с проведением рискованной кредитной политики, в том числе и в сфере потребительского кредитования. Часто при предоставлении кредита банки оценивают кредитоспособность клиентов недостаточно тщательно. Это влечет за собой увеличение риска банка при кредитовании и увеличение объемов проблемных кредитов[2].

Некоторые банки при кредитовании физических лиц на длительный срок требуют сначала предоставить залога, а только потом осуществляют кредитование. То есть сначала заемщик закладывает свое жилье, земельный участок или машину банку, потом за кредитные средства приобретает недвижимость или машину, под залог оставляет ее банку, а предыдущий залог исключает из реестров движимого или недвижимого имущества. Это приводит к значительному удорожанию таких операций.

Высокий уровень процентной ставки при кредитовании физических лиц относят к существенным проблемам современного кредитования. Здесь стоит упомянуть и о том, что большинство коммерческих банков привлекали к себе клиентов – физических лиц, предлагая оформить кредит по так называемой «нулевой» ставке или под невысокие проценты за кредит. То есть коммерческий банк предлагает небольшую процентную ставку по сравнению с другими банками, но условиями кредитного договора предусмотрена другая статья, согласно которой заемщик – физическое лицо должно оплатить различные комиссионные вознаграждения и, если сложить все комиссионные и проценты по кредиту за весь срок кредитования, получится та же процентная ставка, что и у банков, которые не принимают никаких комиссионных вознаграждений, а предлагают более высокий уровень процентов.

Еще одна проблема появляется, когда банк предоставляет заемщику – физическому лицу кредит на неотложные нужды или на приобретение товаров широкого потребления. В этом случае страхование финансовых рисков банка должно быть обязательным, потому что при предоставлении кредита на ремонт квартиры, приобретение машины и недвижимости банк страхует себя тем, что у него есть залог, который он, в случае несостоятельности заемщика погасить задолженность по кредиту, может реализовать, а деньги направить на погашение задолженности. Если при предоставлении кредита на неотложные нужды или на приобретение товаров широкого потребления страхование финансового риска банка будет обязательным, то гарантом возврата денежных средств будет страховая компания, то есть риск банка будет сведен к минимуму[3].

Существенной и распространенной является проблемная ситуация, когда заемщик – физическое лицо, получившее кредит в одном банке и не в состоянии погасить его, обращается в другой банк или отделение этого же банка, получает еще один кредит, который тоже не в состоянии погасить, и обращается в еще один банк или кредитный союз. Эта цепь может быть очень длинной, что лишний раз свидетельствует о том, что коммерческим банкам необходимо формировать банк данных всех заемщиков – физических лиц, которые уже имели или имеют кредиты, или обращались в банк с просьбой о предоставлении кредита и банк отказал им в этом.

Важной проблемой в области кредитования физических лиц является то, что физические лица, которые работают у индивидуальных предпринимателей, часто не могут получить справку о заработной плате, т.к. предприниматели скрывают свой истинный доход, уходя от уплаты налогов.

Таким образом, в России существует немало проблем, на решение которых нужно много времени. Большинство этих проблем в современных условиях связано с проведением банками рискованной кредитной политики.

Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела. Особую актуальность в условиях перехода к рынку приобретают вопросы перспектив развития банковского кредитования.

В сводном перечне услуг российских коммерческих банков услуги, предоставляемые населению, занимают пока незначительный удельный вес, им еще предстоит увеличить количество видов операций для физических лиц, в том числе по совершению кредитования физических лиц для покупки недвижимости.

Но успешная работа в области кредитных отношений в полной мере зависит от эффективной банковской системы и от участия в данном направлении государства. Многим банкам для развития кредитования не хватает государственной финансовой поддержки. Много вопросов возникает и в нормативной регламентации данного вопроса. Государству необходимо направить все усилия для усовершенствования законодательной базы кредитования физических лиц.

В последние годы, в связи с общей экономической нестабильностью, большинство выданных банком кредитов носило краткосрочный характер, но в настоящее время банки практикуют также выдачу долгосрочных кредитов индивидуальным предпринимателям и населению.

Обобщая проблемы, препятствующие развитию кредитования физических лиц в Российской Федерации, проблемы не только коммерческих банков, но и системы в целом, а иногда и проблемы, которые исходят от самих физических лиц.

Состояние кредитования населения, принципы которого изложены в первой главе выпускной квалификационной работы, проанализировано на примере данных ПАО «Сбербанк России». Соответствующий анализ представлен во второй главе данной работы.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

 

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» В СФЕРЕ КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

 

2.1 Общая характеристика банка ПАО «Сбербанк России»

 

ПАО «Сбербанк России» является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в совокупном банковском капитале находится на уровне 26%. По данным журнала The Banker, в 2013 г. Сбербанк России занимал 43 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.

Основанный в 1841 г. Сбербанк России России в настоящее время – это современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк России занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. Сбербанк России является участником системы страхования вкладов.

ПАО «Сбербанк России» обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и более 19100 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанкансы России работают в Казахстане, в Украине и в Белоруссии.

Учредитель и основной акционер Банка – Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 1 июля 2016 г., ему принадлежит 60,3% голосующих акций и 57,6% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 263 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 32%) свидетельствует о его высокой инвестиционной привлекательности.

Миссия ПАО «Сбербанк России» сформулирована следующим образом: «Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты. Мы строим одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников». Основной целью банка является извлечение прибыли и повышение благосостояния его акционеров.

Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Банка в июне 2002 года.

Органами управления Банка являются:

  1. Общее собрание акционеров – высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка.
  2. Наблюдательный совет. Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора.
  3. Правление Банка. Правление Банка состоит из 13 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка.

Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Банк имеет генеральную лицензию на осуществление банковских операций № 1481 от 11 августа 2015ф года. Спектр услуг банка, предоставляемых клиентам это: кредитование физических и юридических лиц, вклады, банковские карты, инвестиции и ценные бумаги, банковские переводы, операции с валютными ценностями и дорожными чеками, операции с драгоценными металлами, аренда сейфов и пр.

В рейтинге надёжности российских банков журнала «Финанс» по данным на первый квартал 2016 г. Сбербанк России занял первое место. В рейтинге 100 крупнейших российских банков за март 2016 года, составленном журналом Forbes Russia, Сбербанк России также занял первое место. В рейтинге самых дорогих брендов мира «BrandFinance® Global 500 2015», составленном консалтинговой компанией Brand Finance, Сбербанк России занял 65-е место и оказался самым дорогим российским брендом. Стоимость бренда оценена в 12 миллиардов долларов. В рейтинге крупнейших публичных компаний Forbes Global 2000 за 2013 год Сбербанк России занимает 178 место.

Характеризуя внутреннюю среду банка, следует отметить, что ПАО «Сбербанк России» является весьма успешным финансовым учреждением со стабильным финансовым состоянием. Благосостояние акционеров компании постоянно растет. Вместе с тем, ПАО «Сбербанк России» характеризуется консерватизмом системы управления, которая отличается высоким уровнем бюрократии. Анализ отзывов о банке, размещенных на специализированных сайтах говорит о том, что у банка существует достаточно серьезные внутренние проблемы, в частности, недостаточно высокий уровень профессионализма работников банка, громоздкие процедуры рассмотрения спорных ситуаций с клиентами, высокая текучесть кадров и т.п. В таблице 2.1 систематизированы результаты сильных и слабых сторон банка.

Таблица 2.1 — Сильные и слабые стороны ПАО «Сбербанк России»

Сильные стороны организации Слабые стороны организации
Опыт массового обслуживания клиентов, обширная клиентская база Консерватизм системы и управления, высокий уровень бюрократизации
Значительные объемы осуществляемых банком вложений в развитие инфраструктуры Громоздкость организационной культуры
Большое количество отделений банка Неэффективная кадровая политика: недостаточно высокий профессионализм сотрудников, высокая текучесть кадров на низших должностях
Кредитный рейтинг инвестиционного уровня

 

С учетом данных таблиц 2.1 основные направления стратегии развития банка это:

  1. Максимальная ориентация на клиента и превращение Сбербанка в «сервисную» компанию по обслуживанию индивидуальных и корпоративных клиентов.
  2. Технологическое обновление Банка и «индустриализация» систем и процессов.
  3. Существенное повышение операционной эффективности Банка на основе самых современных технологий, методов управления, оптимизации и рационализации деятельности по всем направлениям за счет внедрения Производственной Системы Сбербанка, разработанной на базе технологий Lean.
  4. Развитие операций на международных рынках, прежде всего в странах СНГ.

Для того, чтобы определить наличие возможностей ПАО «Сбербанк России» для реализации основных направлений его стратегии, целесообразно осуществить анализ финансово-экономических показателей работы банка. Данный анализ представлен в следующем параграфе.

 

2.2 Анализ финансового состояния банка за 2014 — 2016 гг

 

Анализ финансового состояния коммерческого банка начинается с исследования ресурсной базы и вложений. Исходя из этого, необходимо проанализировать состояние активов, капитала и обязательств ПАО «Сбербанк России». В качестве исходный данных рассматривается отчетность банка за 2014 — 2016 гг. (приложения 1-2-3).

Для проведения анализа составлена аналитическая таблица (приложение 10) с помощью которой осуществляется анализ структуры и динамики активов банка за 2014-2016 гг. Исходя из результатов анализа:

— общая сумма активов предприятия в течение 2014 – 2016 гг. снизились на 0,12%. В 2015 г. по сравнению с 2014 г. активы банка увеличились на 4,21%, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. эта величина снизилась на 0,04%. Таким образом, в целом в 2016 г. по сравнению с 2014 г. активы банка снизились на 0,12%;

— наибольший удельный вес (73,07% в 2014 г., 74,31% в 2015 г., 74,68% в 2016 г.) приходится на выданные кредиты (чистую ссудную задолженность). При это удельный вес данного вида активов увеличился на 5,81% в 2015 г. по сравнению с 2014 г. и снизилась на 4,00% в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Таким образом, общая сумма задолженности заемщиков перед банком увеличилась на 2,05%. Это говорит о том, что банк специализируется на операциях по выдаче кредитов. Кроме того, достаточно значительная часть активов вложена в ценные бумаги, предназначенные для продажи (8,03% в 2014 г., 10,22% в 2015 г., 10,45% в 2016 г.). Таким образом, банк специализируется на кредитных операциях, а также на операциях с ценными бумагами;

— сумма денежных средств, находящихся на счетах и в виде наличности, снизились за 2014 – 2016 гг. на 101,80%. При этом их удельный вес так же снижался с каждым годом (в 2014 г. он составлял 5,71%, в 2015 г. — 3,23%, в 2016 г. – 2,83%). Следует отметить, что наличие средств банка в виде наиболее ликвидных активах в указанных размерах в целом свидетельствует о нормальном уровне ликвидности активов банка.

Таким образом, на протяжении анализируемого периода банк проводил стратегию наращивания операций с заемщиками. Основным видом активных операций ПАО «Сбербанк России», обеспечивающих его финансовый результат, является предоставление потребительских кредитов, в том числе с использованием банковских карт. В связи с эти, основным видом банковского риска, которому подвержен банк, является кредитный риск. Принимая во внимание, что деятельность ПАО «Сбербанк России» по предоставлению потребительских кредитов осуществляется преимущественно в валюте Российской Федерации, но часть обязательств банка номинирована в иностранной валюте (преимущественно в долларах США), банк подвержен определенному валютному риску, который связан с возможным ослаблением российского рубля по отношению к мировым валютам. При осуществлении банковской деятельности, ПАО «Сбербанк России» подвержен, также, риску ликвидности, который связан с возможностью появления затруднений в исполнении банком своих обязательств в полном объеме. Операционный риск банка связан с возможностью прямых или косвенных потерь в результате недостатков или ошибок во внутренних процессах банка, в действиях сотрудников и иных лиц, в работе информационных систем или вследствие внешних событий. Наличие правовых взаимоотношений банка со своими клиентами – физическими лицами потенциально является источником правового риска, который эффективно сокращается юридическими подразделениями банка, в том числе благодаря использованию стандартизированных подходов и типовой договорной базы.

В приложении 11 представлены результаты анализа структуры и динамики собственных и привлеченных источников средства банка. Исходя из результатов:

— как показано выше, активы банка снизились на 0,12% за 2014 – 2016 гг. Естественно, пассивы изменились таким же образом. Однако же в данном случае, обязательства росли значительно быстрее, чем собственный капитал. Например, собственный капитал в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличился на 15,74%, в 2016 г. по сравнению с 2015 – на 16,83%. Следовательно, в 2016 г. собственный капитал увеличился по сравнению с 2014 г. на 29,92%. В то же время обязательства банка увеличились в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 2,87%, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. снизились на 7,71%. Таким образом, в 2016 г. по сравнению с 2014 г. обязательства банка снизились на 4,62%. В результате удельный вес обязательств постепенно уменьшался (в 2014 г. он составлял 90,88%; в 2015 г. – 89,64%; в 2016 г. – 86,98%). Удельный вес собственного капитала, соответственно, увеличился с 9,11% в 2014 г. до 13,02% в 2016 г;

— в структуре собственного капитала преобладает нераспределенная прибыль. Например, нераспределенная прибыль прошлых лет в 2014 г. составляла 6,84% от общей суммы величины пассивов банка, в 2015 г. – 7,89%, в 2016 г. – 8,96%. При этом нераспределенная прибыль увеличилась в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 16,85%, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. – на 8,00%, что в целом дало прирост на 23,50%. Преобладание данного вида собственного капитала свидетельствует о том, что банк осуществляете систематическую прибылью деятельность. Остальные виды собственного капитала, представленные в пассиве, имеют существенно более низкие удельные веса. В целом в структуре собственных источников произошли незначительные изменения;

— в структуре обязательств банка преобладают средства клиентов, не являющихся кредитными организациями, т.е. это средства, полученные банком от вкладчиков. В 2014 г. удельный вес таких обязательств составил 64,5%; в 2015 г. – 78,06%; в 2016 г. – 77,72%. При этом динамика данного вида обязательств в целом положительна в 2016 г. по сравнению с 2014 г. увеличилась на 16,91%. В сумме средств клиентов, не являющихся кредитными организациями, в балансе банка отдельно выделены вклады физических лиц. Тем самым подчеркивается важность данного источника формирования совокупного капитала банка. Удельный вес суммы вкладов физических лиц составлял 36,78 в 2014 г.; 45,02% в 2015 г. и 50,35% в 2016 г. При этом темпы прироста величины вкладов физических лиц превышают темпы прироста общей суммы средств клиентов, не являющихся кредитными организациями (+20,85% в 2015 г. по сравнению с 2014 г.; -4,98% в 2016 г. по сравнению с 2015 г.; +16,91% в 2016 г. по сравнению с 2014 г.). Удельный вес прочих отдельных обязательств банка демонстрирует тенденцию к снижению. Например, кредиты, депозиты и прочие средства ЦБ РФ занимали 16,17% в 2014 г., 3,39% в 2015 г. и 2,67% в 2016 г. Остальные виды обязательств не продемонстрировали существенных изменений.

С помощью таблицы 2.2 осуществлен анализ финансовых результатов банка.

Таблица 2.2 – Динамика показателей отчета о финансовых результатах за 2014 – 2016 гг.

Показатели 2014 2015 Темп прироста в 2015 г. по сравнению с 2014 г. 2016 Темп прироста в 2016 г. по сравнению с 2015 г.
1 2 3 4 5 6
Чистые доходы, тыс. руб. 1 027 872 529 1 050 395 734 2,14 1 412 610 647 25,64
Операционные расходы, тыс. руб. 598 666 717 668 513 339 10,45 764 715 933 12,58
Прибыль до уплаты налогов 429 206 312 381 882 395 -12,40 647 894 714 41,06
Нераспределенная прибыль отчетного периода, тыс. руб. 311 212 961 236 256 123 -31,73 498 289 433 52,59

 

По данным таблицы 2.2, в 2015 г. чистый доход банка составил 1 050,4 млрд. руб., увеличившись за год на 2,14%. В 2016 г. прирост составил ещё 25,64%. В то же время негативно следует охарактеризовать более стабильный рост операционных расходов по сравнению с чистыми доходами: в 2015 г. рост операционных расходов составил 10,45%, в 2016 г. рост операционных расходов составил 12,58%. Отношение операционных расходов к доходам в 2014 г. составило 58,24%, в 2015 г. — 63,64%, в 2016 г. — 54,13%.

Характеризуя динамику операционных расходов, банк продолжает нести запланированные расходы, связанные с реализацией стратегии развития банка.

Прибыль до уплаты налогов составила в 2014 г. 429,2 млрд. руб., прибыль после уплаты налогов – 311,2 млрд. руб. Результат 2015 г. был ниже на 12,4% и 31,73% соответственно. В 2016 г. прибыль до уплаты налогов повысилась по сравнению с 2015 г. на 41,06%, а нераспределительная прибыль – на 52,59. Это положительно характеризует работу предприятия.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Немаловажную роль в обеспечении эффективности работы играют показатели прибыльности банка. Расчет этих показателей представлен в приложении 12. В течение 2014 – 2016 гг. банк работал эффективно, о чем свидетельствует получение чистого процентного дохода. Его величина увеличилась в 2016 г. по сравнению с 2014 г. на 63,74%, что положительно характеризует работу банка. Особое значение для анализа прибыльности работы банка имеют относительные показатели, характеризующие сумму доход (как процентных, так и непроцентных, которая приходится на 1 рубль активов, собственного капитала, обязательств. Эти показатели свидетельствуют о том, что отдача ресурсов (а, следовательно, и эффективность работы банка) увеличилась. В частности, сумма чистого процентного дохода на 1 рубль активов увеличилась на 64,52%. Непроцентные доходы на 1 рубль активов снизились на 12,5%. Именно на эти операции следует обратить особое внимание при выявлении направлений повышения финансовых результатов. Таким образом, динамика финансовых результатов является положительной, поэтому эффективность работы банка в цело повысилась. Для дальнейшего улучшения необходимы мероприятия, направленные на повышение эффективности работы банка.

С целью анализа финансовых показателей ПАО «Сбербанк России» осуществим анализ динамики значений нормативов, установленных Банком России (приложение 13). По данным, приведенным в указанном приложении нормативы Банка России в ПАО «Сбербанк России» в целом на протяжении 2014-2016 гг. соблюдаются. Исключение составляет норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4). По норме данных показатель должен составлять не менее 120,0. Фактически на протяжении 2014-2016 гг. его значения формировались на уровне 111,2; 65,4 и 55,4. Это означает, что долгосрочные вложения банка не в полной мере покрываются источниками капитала банка. Это в очередной раз подтверждает, что актуальной для анализируемого банка является проблема управления активными операциями, в ходе которых осуществляются вложения коммерческого банка в те или иные активы, генерирующие процентные и непроцентные доходы. В следующем параграфе проведена оценка объемов и динамики кредитования физических лиц в данном банке.

 

2.3 Оценка объемов и динамики кредитования физических лиц в ПАО «Сбербанк России»

 

В таблице 2.3. представлена динамика объема портфеля кредитов физическим лицам и место этих кредитов в совокупном кредитном портфеле банка.

Таблица 2.3 – Анализ портфеля кредитов физических лиц в ПАО «Сбербанк России» за 2014 – 2016 гг.

Показатели 2013 2014 Темп прироста за 2014 г., %
1 2 3 4
Чистая ссудная задолженность – всего, тыс. руб. 11 978 006 945 15 889 379 335 32,65
Чистая ссудная задолженность физических лиц – всего, тыс. руб. 3 747 352 334 4 846 175 001 29,32
Удельный вес задолженности по кредитам физических лиц, % 31,29 30,50
Показатели 2015 Темп прироста за 2015 г., % 2016 Темп прироста за 2016 г., %
1 5 6 7 8
Чистая ссудная задолженность – всего, тыс. руб. 16 869 830 951 6,17 16 221 622 141 -3,84
Чистая ссудная задолженность физических лиц – всего, тыс. руб. 4 965 059 723 2,45 5 031 884 077 1,35
Удельный вес задолженности по кредитам физических лиц, % 29,43 31,02

 

Анализ данных, приведенных в таблице 2.3, показывает, что, как и показано выше, ПАО «Сбербанк России» наращивает совокупный кредитный продукт. В частности, данный показатель увеличился на 32,65% в 2014 г., на 6,17% в 2015 г. и снизился на 3,84% в 2016 г. При этом существенную роль в кредитном портфеле занимает задолженность физических лиц. Удельный вес этой задолженности в 2014 г. составлял 30,50%, в 2015 г. – 29,43% и в 2016 г. – 31,02%. Как видно, удельный вес задолженности по кредитам, выданным населению практически на одном уровне. Этим определяется положительная динамика объемов выданных кредитов: прирост по данной части кредитного портфеля за 2014 г. составил 29,32%; за 2015 г. – 2,45% за 2016 г. составил 1,35%. Таким образом, роль кредитования населения в кредитных операциях банка постепенно снижается.

Кредиты, выдаваемые населению, представлены в ПАО «Сбербанк России» следующей продуктовой линейкой: жилищное кредитование (ипотека), потребительские кредиты, кредитные карты и автокредиты (таблица 2.4).

Таблица 2.4 — Анализ структуры портфеля кредитов, выданных ПАО «Сбербанк России» населению за 2014 – 2016 гг.

Показатели 2013 2014
тыс. руб. % тыс. руб. %
1 2 3 4 5
Жилищное кредитование (ипотека) 1 568 941 562 41,87 2 269 685 124 46,83
Потребительские кредиты 1 672 752 189 44,64 1 867 952 311 38,54
Кредитные карты 348 765 342 9,31 538 714 252 11,12
Автокредиты 156 893 241 4,19 169 823 314 3,50
Всего 3 747 352 334 100,0 4 846 175 001 100,0
Показатели 2015 2016
тыс. руб. % тыс. руб. %
1 6 7 8 9
Жилищное кредитование (ипотека) 2 554 786 913 51,46 2 750 945 378 54,67
Потребительские кредиты 1 681 596 214 33,87 1 574 186 274 31,28
Кредитные карты 586 713 461 11,82 586 932 784 11,66
Автокредиты 141 963 135 2,86 119 819 641 2,38
Всего 4 965 059 723 100,0 5 031 884 077 100,0

 

По данным таблицы 2.4, в структуре портфеля по кредитам выданным физическим лицам на протяжении 2014 – 2016 гг. преобладает жилищные кредиты (ипотека). Второе место по удельному весу занимают потребительские кредиты, выданные на различные цели для удовлетворения текущих потребностей населения. Кроме того, население также получает кредиты посредством использования кредитных карт, а также использует получаемые кредиты на приобретение автомобилей.

Темп прироста объема ипотечных кредитов в 2014 г. составлял 54,46%, в 2015 г. – 12,56%, в 2016 г. – 7,68%. В 2014 г. высокому темпу роста способствовали и расширение продуктовой линейки (запущен новый продукт «Военная ипотека – Приобретение строящегося жилья»), и новый более усовершенствованный процесс работы с партнерами (риэлторами и застройщиками) с возможностью подачи ипотечных заявок дистанционно через web-систему «Партнер онлайн» по всей России, и новый упрощенный процесс подачи заявок клиентами. По продукту «Жилищный кредит по двум документам» клиентам достаточно предоставить два документа – паспорт РФ и второй документ. Замедление прироста ипотечных кредитов в 2015 г. связано с негативными процессами в экономике, в частности, имеет место снижение реальных доходов, следовательно, падает способность населения рассчитываться по кредитам. Отсюда следует сворачивание соответствующих кредитных операций. В 2016 г. прирост составил 7,68%. Именно жилищное кредитование оставалось приоритетным продуктом для ПАО «Сбербанк России», удельный вес ипотечного кредитования в 2014 г. составлял 46,83%; в 2015 г. – 51,46%; в 2016 г. – 54,67%.

Прирост объема выданных потребительских кредитов за 2014 г. составил 11,67%; за 2015 г. прирост снизился на 9,98% по сравнению с 2014; за 2016 г. так же снизился на 6,39%. Удельный вес потребительских кредитов также был весьма высок: за 2014 г. – 38,54%; за 2015 г. – 33,87%; за 2016 г. – 31,28%. Следует отметить, что в течение анализируемого периода руководство ПАО «Сбербанк России» определил в качестве приоритета удержание качества кредитного портфеля, фокусируясь на привлечении только качественных заемщиков. В 2014-2015 гг. банк запустил ряд новых продуктов, включая программы, получающие субсидии от государства, такие как «Потребительский кредит для военнослужащих – участников НИС» (Накопительно-ипотечной системы) и «Образовательный кредит с государственной поддержкой». Кроме того, ПАО «Сбербанк России» продолжал развивать программу по рефинансированию кредитов для клиентов с хорошей кредитной историей.

Кредитные карты остаются одним из важных элементов продуктовой линейки банка, успешно применяемого для перекрестных продаж существующим клиентам банка. Прирост за 2014 г. составил 47,11%, за 2015 г. – 8,91%, за 2016 г. прирост составил – 0,04%. При этом удельный вес кредитов, выданных физическим лицам, остается примерно на одном уровне. Это позволяет сохранять уровень качества кредитного портфеля на приемлемом уровне. Всего ПАО «Сбербанк России» эмитировал 14,6 млн. кредитных карт. Доля Сбербанка России в остатках ссудной задолженности по кредитным картам и овердрафтам по данным Frank Research возросла с 23,5% до 29,9%. Банк упрочил позицию лидера этого рынка в России.

Удельный вес портфеля автокредитов ПАО «Сбербанк России» за 2014г. составлял 3,50%; за 2015 г. – 2,86%; за 2016 г. – 2,38%. Вместе с тем, в соответствии с данными презентации банка для инвесторов, Группа Сбербанка России вышла на первое место по выдачам автокредитов на российском рынке. А снижение удельного веса объясняется тем, что с 2014 г. выдача автокредитов постепенно переводится в дочернюю компанию «Сетелем Банк». На данный момент «Сетелем Банк» имеет соглашения о сотрудничестве с 23-мя автомобильными брэндами.

Таким образом, роль кредитования населения для ПАО «Сбербанк России» постепенно снижается. Так как автокредиты перевели в дочернюю компанию «Сетелем Банк», необходимо разнообразить набор продуктов для заемщиков, тем самым заняться привлечением клиентов. В следующем параграфе будут представлены направления совершенствования кредитования населения в ПАО «Сбербанк России».


Страницы:   1   2   3