Меню Услуги

Кредиты населению и их современное развитие на примере ПАО «Сбербанк России»

Страницы:   1   2   3


СОДЕРЖАНИЕ

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
  • 1.1 Сущность и значение кредитования населения
  • 1.2 Основные этапы кредитования населения
  • 1.3 Проблемы развития кредитования населения в Российской Федерации
  • 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» В СФЕРЕ КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
  • 2.1 Краткая характеристика банка ПАО «Сбербанк России»
  • 2.2 Анализ финансового состояния банка за 2014 — 2016 гг
  • 2.3 Оценка объемов и динамики кредитования физических лиц в ПАО «Сбербанк России»
  • 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
  • 3.1 Совершенствование набора продуктов для кредитования населения
  • 3.2 Прогноз эффективности предлагаемых мероприятий
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Кредитование населения, предполагающее предоставление традиционных банковских услуг в сфере кредитования физических лиц, приобретает все большее значение для удовлетворения экономических, социальных и культурных потребностей населения. При этом для зарубежных банков характерна активная политика на рынке кредитование населения, предложение большого количества объектов и разнообразие условий кредитования, появление новых форм кредитования. Постоянно расширяется и спектр объектов потребительского кредитования, что связано с ростом доходов населения. Для российской экономики кредитование населения, после более чем десятилетнего периода ограниченного использования, становится все более широко востребованной банковской услугой. Это изменение обеспечено как внутренними факторами экономического развития (стабилизацией экономической и политической ситуации в стране, снижением темпов инфляции, ростом реальных доходов населения, уменьшением доходности традиционных банковских услуг), так и агрессивной политикой на российском рынке потребительских кредитов зарубежных коммерческих банков, что привело, в свою очередь, к активизации деятельности российских банков на этом сегменте банковского рынка услуг.

Таким образом, рассмотрение практики кредитования населения является весьма актуальной, что объясняется следующими обстоятельствами:

— во-первых, ролью и возрастающим значением банковского обслуживания населения в условиях становления и развития рыночных отношений, что связано с такими обстоятельствами, как изменение структуры банковской системы, рост конкуренции и ухода от монополии государства в банковском деле;

— во-вторых, ролью и значением кредитования населения в общей системе кредитования, как одного из инструментов развития экономики России, являющегося стимулирующим фактором развития на макро- и микроэкономическом уровне, обеспечивающим увеличение валового внутреннего продукта. Зарубежный опыт развития кредитования населения показывает значительный прирост продаж товаров длительного пользования, приобретаемых с использованием механизмов потребительского кредитования. В частности, западные компании активно привлекают банковские структуры для кредитования собственной продукции;

— в-третьих, возникновением серьезных рисков в деятельности банковского сектора, связанных с невозвратом выданных потребительских кредитов, что обусловлено не только состоянием экономики, но и недостаточно эффективными механизмами проверки платежеспособности клиентов банка.

В связи с тем, что кредитование населения является одним из инструментов стимулирования экономики, объективно возникает необходимость разработать научно обоснованные методы и механизмы, позволяющие стимулировать рост кредитования физических лиц как в стабильно развивающейся экономике, так и в условиях кризиса.

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступает кредитование населения. Базой исследования является ПАО «Сбербанк России». Предметом исследования являются особенности кредитования населения в ПАО «Сбербанк России».

Цель исследования – проанализировать особенности и состояние кредитования населения в ПАО «Сбербанк России» и разработать мероприятия по его совершенствованию. Постановка данной цели предопределила необходимость решения ряда задач исследования:

— рассмотреть сущность и значение кредитования населения в современных экономических условиях;

— рассмотреть особенности процесса кредитования населения;

— выявить проблемы развития кредитования населения в Российской Федерации;

— представить общую характеристику ПАО «Сбербанк России»;

— осуществить анализ финансового состояния ПАО «Сбербанк России»;

— проанализировать объемы и динамику кредитования населения в ПАО «Сбербанк России»;

— проанализировать возможности совершенствования набора банковских продуктов для кредитования населения;

— осуществить прогноз эффективности предлагаемых мероприятий.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе проанализированы теоретические основы кредитования населения в современных условиях. Вторая глава посвящена исследованию процесса кредитования населения в ПАО «Сбербанк России». В третьей главе осуществлена разработка мероприятий, направленных на совершенствование кредитования населения в названном банке.

В процессе исследования были использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы научных конференций и семинаров, изучена общая и специальная литература отечественных и зарубежных авторов Л.С. Александровой, Н.Е. Бровкиной, Е.Р. Ворониной, И.Г. Давыденко, И.А. Ефремовой, М.А. Калистратова, А.К. Моисеева, Г.А. Порошина, И.Н. Третьяковой и пр. в сфере управления кредитными операциями коммерческих банков, а также отчетность банка.

Методологическую основу исследования образуют принципы диалектики и законы логики, а также положения системного и комплексного подхода в решении поставленных задач. Важным аспектом представленного исследования является применение таких общенаучных методов как группировка, сравнение, анализ, синтез, а также статистических методов обработки информации.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в совершенствовании процесса кредитования населения в ПАО «Сбербанк России».

В первой главе будут рассмотрены теоретические основы кредитования населения в современных условиях.

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1 Сущность и значение кредитования населения

 

Кредит и кредитные отношения играют важную роль в жизни современного человека. На первый взгляд может показаться, что такие специфические понятия характерны только для отдельной сферы человеческой деятельности, в частности, для экономики, однако широкий круг проблем свидетельствует, что кредит пронизывает все сферы общественной жизни и формирует его социально-экономические отношения. Развитие товарно-денежных отношений в обществе привело к появлению новой формы кредитования – кредитования населения, потребность в котором является достаточно острой. Весьма часто кредитование населения имеет и другое название – потребительское кредитование.

С первых лет появления собственной банковской системы кредитование населения в России не было достаточно распространенным явлением. Банки кредитовали исключительно корпоративный сектор, а население для покупки бытовой техники, автомобилей или недвижимости накапливало деньги. Но отечественное банковское кредитование постепенно развивалось и к началу 2000-х гг. конкуренция в сфере кредитования физических и юридических лиц заметно усилилась.

В настоящее время практически все банковские учреждения вышли на рынок кредитования населения с собственными предложениями кредитных продуктов. Потребительский кредит, являясь одной из разновидностей кредита, в настоящее время находится в состоянии бурного развития. Такой вывод можно сделать, учитывая, что доля кредитов населению в общем объеме кредитов нефинансовому сектору постоянно растет. Так, объем средств, вращающихся на рынке потребительского кредитования, в период с 2001 до 2012 гг. ежегодно удваивается.

По данным Банка России, общая сумма всех выданных населению в кредит средств на начало 2007 г. составляла более 1 трлн. руб. На начало 2016 г. общая сумма кредитов, выданных физическим лицам, возросла практически в 9 раз (до 8737,1 млрд. руб.). Доля кредитования населения в общем объеме кредитных вложений в экономику в России составляет около 8%. Для сравнения в Чехии эта величина равна 18%, в Бразилии – 21%, в США – 53%.

В странах с развитой рыночной экономикой потребительский кредит представляет собой удобную и выгодную форму обслуживания населения. При этом отношения в сфере кредитования населения существенно влияют на развитие экономики и поэтому активно регулируются со стороны государства. Регулирование осуществляется как на уровне предоставления кредита, так и на уровне его использования и выражается или в поощрении кредитования конечного потребителя через процентную ставку, срок кредита, первоначальное участие собственными средствами в кредитной операции или же в более жестком режиме кредитования.Такое кредитование приносит банкам львиную долю доходов, поскольку весьма существенная часть крупных покупок осуществляется в кредит.

В Европе количество пользователей потребительских кредитов в 50 раз превышает российские показатели, а в США – в 75.Решающую роль при этом играет цена кредита. Так, цена кредита на покупку автомобиля в Великобритании составляет 2-3% в год, тогда как в России – до 35% годовых. При этом кредит на покупку машины в Великобритании оформляют, как правило, на три года, а цена автомобиля увеличивается на 8-10%. Кроме кредитов на приобретение автомобилей, в Великобритании также очень выгодно занимать небольшие суммы денег на покупку бытовой техники. Стоимость таких кредитов не превышает 5-6% годовых. Французы за кредит на покупку автомобиля платят 7-8% в год, на покупку бытовой техники – около 10%. Потребительские кредиты в Германии стоят от 9 до 12% годовых (при условии, что кредит выдается на три года). Если человек имеет солидный счет в банке, то последний одолжит деньги под 5-6% годовых.

Н.Е. Бровкина определяет потребительский кредит как кредит, который предоставляется физическим лицам на потребительские цели.При этом данная форма кредита не направлена на создание новой стоимости, целью кредитования является удовлетворение нужд заемщика. Другой аспект выделяет Л.С. Александрова, рассматривая потребительский кредит не как самостоятельную форму кредитования, а как соединение коммерческого кредита (продажа товаров с отсрочкой платежа) и банковского (ссуды на потребительские цели). Такой подход к пониманию сущности потребительского кредита вполне имеет право на существование, поскольку сначала банк выплачивает магазинам или другим организациям наличные деньги за проданные товары и оказанные услуги, а затем заемщик (потребитель) постепенно погашает ссуду в банке. В западной банковской практике потребительскими называют займы, предоставленные частным заемщикам для приобретения потребительских товаров и оплаты соответствующих услуг. Потребительским кредитам принято, как правило, называть займы, предоставленные населению, о чем шла речь выше.

Теоретическую сущность потребительского кредита характеризуют определения, приведенные в таблице 1.1.

Таблица 1.1 — Раскрытие понятия «потребительский кредит»

Автор Определение потребительского кредита
1 2
Е.А. Бельтюкова,

В.В, Пьянков, Д.Ю. Шаклеина

это кредит, который предоставляется коммерческим банком частным лицам для приобретения предметов личного потребления долгосрочного пользования (холодильников, стиральных машин; теле- и радиоаппаратуры; автомобилей и пр.)
Е.Р. Воронина это такая форма кредита, которая предоставляется населению предприятиями торговли, банками и другими финансовыми учреждениями при приобретении предметов потребления и оплате услуг при условии отсрочки платежа
М.В. Гончарова, А.И. Гончаров это средства, которые предоставляются коммерческими банками гражданам в пользование на условиях возвратности, срочности, платности и целевого назначения
И.А. Ефремова это кредит, который предоставляется поставщиками товаров и услуг потребителям на условиях рассрочки, отсрочки платежа при использовании кредитных карт или других платежных систем
М.В. Каширина это кредит, который предоставляется продавцом (исполнителем или третьим лицом) потребителю на приобретение товара, работы или услуги
Г.А. Порошин это кредит, который предоставляется финансовым учреждением физическому лицу для приобретения товаров длительного пользования
И.Н. Третьякова это кредит, который предоставляется физическим лицам на приобретение потребительских товаров длительного пользования и возвращается в рассрочку

 

Обобщив вышеприведенные подходы, потребительский кредит – это продажа торговыми предприятиями потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставления финансовыми учреждениями ссуд населению на приобретение потребительских товаров, а также на оплату различных расходов частного (личного) характера (плата за обучение, медицинское обслуживание, приобретенные бытовые товары и др.).

Так же чаще всего потребительский кредит рассматривается как кредит, предоставляемый потребителю на приобретение продукции для личных потребностей, которые непосредственно не связаны с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника. Таким образом, в данном определении объектом потребительского кредита является продукция.

В научной литературе под продукцией понимают изделия промышленного предприятия, которые завершены производством, соответствуют государственным стандартам или техническим условиям, приняты отделом технического контроля, снабжены документами, удостоверяющими качество, и предназначены для реализации на сторону. Однако потребительский кредит имеет более широкий спектр применения, чем промышленная продукция. Поэтому в определении целесообразно расширить понятие объекта потребительского кредитования и в связи с этим целесообразно использовать категорию «блага», поскольку благо – это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

В экономической литературе есть и другие определения термина «благо». А. Маршалл, к примеру, под благом понимал все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности. В этом определении блага ограничиваются лишь вещами и предметами, но с развитием товарно-денежных отношений особое место среди благ, необходимых человеку, занимают услуги. Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. Поэтому понятие «продукция» целесообразно изменить на «блага и услуги». В этом случае определение потребительского кредита будет более точным.

В этой связи предлагается раскрыть сущность тех личных потребностей, на удовлетворение которых выдается потребительский кредит:

— покупка товаров длительного пользования (бытовая техника, мебель и предметы интерьера, аудио и видеотехника, средства связи, компьютерная техника, товары для дома, товары для спорта и отдыха, товары для детей, фототехника и др.);

— покупка транспортных средств (автомобилей, мотоциклов и т.д.), расходы на их техническое оснащение и хранение (гаражи);

— покупка жилища (квартира, дом, дача и т.д.), расходы на ремонт жилища (установка и реконструкция стен, потолков, крыш, окон, дверей, балконных конструкций, систем отопления и т.п.); при покупке недвижимого имущества в кредит оно выступает и как объект кредитования, и как залог (ипотека), поэтому целесообразно данное направление классифицировать как «ипотечное кредитование». Однако необходимо отметить, что ипотечным является любой кредит, где предусмотрен залог;

— оплата различного рода услуг (туристических, медицинских, образовательных и др.);

— оплата торжественных мероприятий (свадеб, юбилеев), банкетов и т.д.

Приведенная классификация основных направлений использования потребительского кредитования отражает самые необходимые сферы расходования денег для населения. Однако, некоторые авторы в качестве субъектов потребительского кредитования выделяют не только физических, но и юридических лиц. Ю.И. Гавриличева и Е.А. Тарханова утверждают, что потребительский кредит могут получать не только отдельные граждане для удовлетворения своих личных потребностей, но и предприятия, не создающие, а «проедающие» созданную стоимость. В советское время предприятия в случае недостатка средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства могли получать банковский кредит на строительство для своих работников жилых домов, баз отдыха, клубов, учреждений охраны здоровья, стадионов, то есть объектов потребительского назначения. С данной точкой зрения можно согласиться, поскольку в настоящее время в результате использования предприятием банковского займа удовлетворяются основные потребительские цели человека, то есть такие цели, которые не связаны с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника (жилье, отдых, медицинское обслуживание и т.д.).

Потребительский кредит имеет много специфических особенностей, связанных с особенностями сферы личного потребления физических лиц:

во-первых, этот вид кредита отражает отношения между кредитором и заемщиком, смысл которых заключается в кредитовании конечного потребления, в отличие от кредитов, предоставляемых субъектам хозяйствования для производственных целей или для приобретения активов, которые порождают движение стоимости;

во-вторых, в отличие от других видов кредита, которыми пользуются в основном субъекты хозяйствования, потребительские кредиты получают физические лица;

в-третьих, потребительский кредит является средством удовлетворения потребительских нужд населения, т.е. личных потребностей людей. Предоставление потребительских кредитов населению, с одной стороны, повышает их платежеспособный спрос, жизненный уровень в целом, а с другой – ускоряет реализацию товарных запасов, услуг, способствует созданию основных фондов;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

в-четвертых, все виды потребительского кредита имеют социальный характер, поскольку они способствуют решению общественных проблем – повышению жизненного уровня населения, утверждению принципов социальной справедливости. Именно из-за этого потребительское кредитование регулируется государством особенно тщательно. В нашей стране это выражается в том, что потребительские кредиты обычно предоставляются на упрощенных условиях.

Сущностный признак кредитования населения – это, прежде всего, кредитование конечного потребления. Потребительский кредит дает возможность населению потреблять товары и услуги до того, как потребители будут в состоянии их оплатить. Тем самым потребительский кредит обеспечивает повышение жизненного уровня потребителей. В макроэкономическом плане потребительский кредит увеличивает совокупный платежеспособный спрос на предметы потребления и услуги, что стимулирует расширение объемов их производства.

Кредитование потребительских нужд населения осуществляется банком при соблюдении принципов срочности, возвратности, целевой направленности, платности, обеспеченности. Государственное регулирование потребительского кредитования заключается в регулировании процентных ставок, сроков, соблюдение принципов социальной справедливости, доступности кредитов и защиты прав потребителей.

Любой кредит, предоставляемый банком физическому лицу, может рассматривался в качестве потребительского, поскольку целью получения кредитуемых средств является удовлетворение заемщиком своих потребительских потребностей. Тем не менее, в соответствии со сложившейся практикой потребительские кредиты различают по функциям и соответствующим функциональным группам.

К первой функциональной группе относят все так называемые ипотечные кредиты, т.е. кредиты, предоставляемые гражданам под залог приобретаемой на кредитуемые средства недвижимости – квартиры, загородного дома, дачи, гаража, земельного участка и т.п.

Ко второй функциональной группе относят все так называемые автокредиты – т.е. кредиты, предоставляемые гражданам на приобретение авто- и мототехники, а также вспомогательного оборудования к ней.

Третью функциональную группу образуют «классические» потребительские кредиты. Они, в свою очередь, имеют довольно обширную классификацию. В соответствии с этой классификацией, потребительские кредиты различают:

— по виду обеспечения обязательств заемщика: кредиты с обеспечением или без, при этом форма обеспечения может быть различной;

— по принадлежности кредитуемого предмета потребления к категории товаров или услуг;

— по скорости и содержанию процедуры предоставления кредита – экспресс-кредиты и обыкновенные «медленные» кредиты;

— по срокам предоставления, которые в зависимости от достигнутого сторонами консенсуса могут квалифицироваться как краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;

— по кратности предоставления, т.е. предоставляемые однократно (на приобретение одного наименования товара или услуги) либо многократно (по кредитной карте в соответствии с принципом «возобновляемой кредитной линии»), что соответственно позволяет заемщику приобретать в кредит несколько наименований товаров или услуг одновременно, но в пределах овердрафта;

— по размеру кредита – мелкие, средние и крупные кредиты;

— по размеру ставки кредитования – относительно «недорогие», умеренно «дорогие» и «дорогие» кредиты;

— по способу погашения: кредиты, погашаемые аннуитетно, единовременно либо в соответствии с индивидуальной схемой погашения.

В следующем параграфе рассмотрены основные этапы кредитования населения.

 

1.2 Основные этапы кредитования населения

 

Процесс кредитования, в частности кредитования физических лиц, условно можно разделить на несколько этапов. Среди них: составление кредитной заявки, анализ кредитоспособности возможного заемщика, оформление кредита, контроль над выполнением условий кредитного договора и погашение кредита.

На этапе составления кредитной заявки сначала изучаются возможности предоставления кредита. Происходят переговоры между банком и клиентом. Инициатором кредитования чаще является клиент, обращающийся в банк с просьбой о получении кредита, после чего и происходят переговоры.

В процессе этих переговоров необходимо:

— установить, насколько возможна выдача кредита в соответствии с текущей политикой банка;

— определить цель;

— выбрать тот вид кредита и метод кредитования, которые более всего подходят для данной кредитной сделки;

— осуществить предварительный анализ риска возможной выдачи кредита, источники возврата ссуд и уплаты процентов за их использование;

— обеспечить оперативность проведения предварительного этапа, не затягивать решение банка о возможной выдаче кредита;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— дать понять клиенту, что переговоры не дают оснований для окончательного вывода о возможности предоставления ссуды;

— проконсультировать клиента, какие документы необходимо представить в банк для решения вопроса.

Когда все документы потенциальным клиентом предоставлены кредитному специалисту, пришло время заводить заявку на кредит, в которой указываются цель привлечения кредита, сумма и валюта, срок и порядок погашения, уплаты процентов, предлагаемое обеспечение.

До составления условий кредитования и заключения кредитного договора, банк осуществляет анализ кредитоспособности заемщика. Для банка-кредитора финансовая состоятельность заемщика важна постольку, поскольку он рассчитывает вовремя получить обратно выданную в качестве кредита сумму и проценты на нее. Такая состоятельность заемщика выражается в его платежеспособности и кредитоспособности.

Платежеспособность — это способность (наличие возможности) и готовность (наличие желания) юридического или физического лица своевременно и в полном объеме погашать свои денежные обязательства.

В отличие от нее кредитоспособность — это способность и готовность лада своевременно и в полном объеме погасить свои кредитные долги (основную сумму долга и проценты). Кредитоспособность — понятие более узкое, чем платежеспособность. Чтобы решиться выдать кредит данному заемщику, банку достаточно убедиться в его кредитоспособности, не обязательно рассматривая вопрос в более широком плане.

Данный этап начинается с изучения учредительных документов потенциального заемщика. Определяется его юридический статус, совместно со службой безопасности оцениваются деловая репутация кредитная история.

На этом этапе кредитования банку предстоит выяснить:

— серьезность, надежность и кредитоспособность заемщика, его репутацию как возможного партнера. Особенно это касается новых клиентов;

— обоснованность кредитной заявки и степень обеспеченности возврата кредита. Банк может в случае необходимости выработать свои требования к кредитному предложению и ознакомить с ними заемщика;

— соответствие кредитного предложения кредитной политике банка и структуре формирования его ссудного портфеля, а именно приведет ли предоставление нового кредита к дальнейшей диверсификации кредитного портфеля и снижению кредитного риска или к обратным результатам.

Сегодня получение сведений о кредитной истории заемщика является для банка одним из главных этапов в качестве рассмотрения его заявки на кредит. Поэтому, кредитную историю можно считать своего рода «финансовой репутацией» заемщика, которую сегодня имеет смысл держать на высоте. Плохая кредитная история закрывает доступ к большинству кредитных продуктов банков, и наоборот, безупречная кредитная история открывает хорошие возможности для получения кредита на выгодных условиях. Деятельность российских банков в сфере потребительского кредитования существенно усложняется тем фактом, что нет четко работающей и отрегулированной системы контроля потребительской кредитной истории, которая с успехом работает в большинстве стран Запада. В долгосрочной перспективе отсутствие кредитных историй приводит к бесконтрольному кредитованию одного заемщика в нескольких банках, что может вызвать кризис «перекредитования». Остается надеяться, что закон о кредитных историях появится на свет в недалеком будущем.

Проверка платежеспособности заемщика — это основной этап любой проверки, в ходе которой банк определяет, хватит ли потенциальному клиенту денег для того, чтобы платить по кредиту. Кредитный работник анализирует доходы и расходы клиента.

Доходы делятся:

— доходы от заработной платы;

— доходы от сбережений и капитальных вложений;

— прочие доходы.

Расходы делятся:

— выплата подоходного налога и других налогов;

— алименты;

— ежемесячные или квартальные платежи по ранее полученным кредитам;

— выплаты по страхованию жизни и имущества;

— коммунальные платежи и т.д.

Оформление кредитной сделки происходит путем заключения кредитного договора между кредитором и заемщиком. В нем отражается: цель, срок, размер, процентная ставка, порядок погашения суммы основного долга и процентов не нему. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам, стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, ответственность за нарушения обязательств по срокам осуществления платежей, за нарушения договора, и другие существенные условия договора. Типовая форма кредитного договора разрабатывает сам банк с учетом рекомендацией Центробанка. Для контроля за выполнением условий договора и ходом погашения кредита формируется кредитное досье, содержащее всю информацию по кредитной сделке и необходимые сведения о заемщике.

На стадии контроля над выполнением условий кредитного договора и погашения кредита осуществляется последующий контроль за движением кредита. Особое внимание уделяется контролю за просроченными кредитами, за ссудами, длительное время не возвращаемыми банку. Совместно с клиентом банки разрабатывают меры, способствующие возврату кредитов, решают вопросы об их пролонгации, при необходимости составляется новый кредитный договор, изыскиваются дополнительные гарантии, уточняется дальнейшая возможность кредитования неплатежеспособных клиентов.

Таким образом, одной из основных проблем кредитования всегда будет являться проблема невозврата полученного кредита. Это может быть связано с банальными просчётами человека в своих возможностях при возврате кредита, нарастанию процентов по просрочке, срабатывание эффекта снежного кома и, как следствие, невозможность произвести расчет по кредиту. Или это может быть преднамеренно, когда кредит изначально не планировался выплачиваться. Более подробно о существующий проблемах потребительского кредитования будет рассмотрено в следующем параграфе.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3