Заявка на расчет
Меню Услуги

Кружок «Юный эколог» как форма совершенствования экологических знаний учащихся 5-8 класса в условиях Арктики (на примере Жилиндинской СОШ). Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


1.2. Кружок как форма организации внеурочной деятельности учащихся

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования.

Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, проектной деятельности и т. п.

Современные факультативы — особая организационная форма учебно-воспитательной работы, отличающаяся и от урока, и от внеклассной работы. В то же время подчёркивается, что факультативы имеют много общего с уроками и дополнительными занятиями. Как и уроки, факультативные занятия проводятся по утверждённым программам и планам, ведется журнал занятий, занятия идут по расписанию, на этих занятиях применяют общие с уроком методы обучения и формы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Сходство с предметными кружками состоит в том, что факультатив, как и кружок, объединяет группу учащихся на основе общих интересов, добровольности выбора этой формы обучения. На факультативных занятиях применяются некоторые формы и методы, характерные для внеклассных занятий. Тем не менее, преподаватель должен помнить, что факультативы не заменяют внеклассную работу по предмету. Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательной работы, факультативы могут дополняться внеклассными (кружковыми) занятиями, на которых учащиеся в ещё большей степени углубляют и расширяют свои знания и умения.

Работая с относительно небольшим числом 10-15 заинтересованных учащихся, преподаватель в большей мере, чем на уроке, может осуществлять дифференцированный подход, подбирать задания в зависимости от склонностей и особенностей учеников.

Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческих способностей учащихся. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод, который современная дидактика рассматривает как воспитательный в системе методов. Исследовательский характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода учащегося к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него и его товарищей задачи.

Работа учащихся факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: десятибалльная бальная система не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойными того, чтобы повторить их в более широкой аудитории, например, на уроке.

В известном смысле факультативные занятия занимают промежуточное положение между основными уроками в классе и разнообразной внеклассной работой по предметам. В отличие от внеклассной работы факультативы имеют строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной программой, и т.д. Вместе с тем на факультативах используются некоторые формы внеклассной работы – элементы игры и соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки, иная, более свободная, по сравнению с уроком, обстановка занятий.

К основным, наиболее специфическим формам учебного процесса на факультативных занятиях относятся беседы, лекции, практические занятия и семинары. При этом имеется в виду, что на факультативных занятиях применяются, в основном, те же методы обучения, что и в классной работе при изучении основных предметов. Многообразие методов и форм учебной работы – необходимое качество, второй (наряду с содержанием обучения) источник развития познавательных интересов учащихся.

Беседа требует для своего проведения значительного учебного времени, а при сравнительно небольшом составе факультативной группы (10-15 человек) открывается возможность участия в беседе подавляющего большинства учащихся и создается обстановка большей, чем в классе, непосредственности общения преподавателя и учащихся. Беседа на факультативных занятиях имеет универсальный характер, она фрагментарно включается в лекцию, становится разновидностью практических и семинарских занятий. Применение в процессе беседы эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности учащихся повышает творческие способности учащихся и эффективность обучения.

Лекция преподавателя служит введением и заключением к теме, содержит в себе новый, преимущественно обобщающий материал, в ней освещаются основополагающие теоретические и методологические проблемы, излагаются основы системы знаний по соответствующей теме. Восприятие лекции требует от учащихся устойчивого произвольного внимания; готовность и умение слушать и конспектировать серьезную лекцию.

Практические занятия имеют, как правило, тренировочный характер. Учащиеся выполняют много самостоятельных работ сравнительно небольшого объема и конкретного содержания, преимущественно в процессе самих занятий.

Семинары – форма учебных занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным руководителем, вступительное и заключительное слово преподавателя по общим проблемам семинара. Кроме того, для семинара, диспута большое значение имеет такая форма обучения как консультация для всех слушателей факультатива и особенно для докладчиков.

На факультативных занятиях применяемы в равной мере фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы: беседа и лекции носят по-преимуществу фронтальный характер, на практических занятиях, семинарах и диспутах применяются, кроме того, индивидуальные и групповые формы учебной деятельности учащихся, которые также сочетаются в различных комбинациях на конкретных занятиях в зависимости от целей и задач.

Все формы учебного процесса на факультативных занятиях требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учащихся. Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более поднимает руководящую роль преподавателя, потому что методическое обеспечение эффективной самостоятельной работы учащихся нуждается в серьезной, продуманной подготовке со стороны преподавателя. Для беседы и диспута учитель готовит темы и вопросы, он разрабатывает задания и упражнения для практических работ, темы и планы семинаров. Однако недостаточно распределить темы между учащимися и дать им общие указания. Необходимо развивать творческие способности учащихся.

На практических занятиях и семинарах возможно широкое использование групповой работы, при которой все участники занятий делятся на группы в 3-5 человек. Каждая группа получает задание, вместе готовит его, обсуждает результаты работы и выдвигает докладчика или распределяет сообщения по отдельным вопросам между собой; другие члены группы дополняют выступающих. Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы. Преподаватель наблюдает работу групп, в случаях затруднений помогает выработать план их действий, при необходимости ставит наводящие вопросы, а после выступлений представителей групп делает заключения.

К групповой работе на факультативных занятиях относятся также выполнение небольшими коллективами учащихся долговременных исследовательских (в учебном смысле) заданий, которые не могут быть выполнены на основе одной-двух обобщающих работ, а “требуют отбора сведений из разных и многочисленных источников.

По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся на факультативных занятиях целесообразно выделить четыре уровня самостоятельности.

Первый уровень простейшая воспроизводящая самостоятельность. Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности ученика при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний.

Первый уровень самостоятельности прослеживается в учебно- познавательной деятельности многих учащихся, приступивших к факультативным занятиям. Затем одни учащиеся быстро выходят на следующий уровень, другие задерживаются на нем определенное время. Большинство из них в процессе изучения материала выходят на более высокий уровень самостоятельности, чем первый.

Второй уровень можно назвать вариативной самостоятельностью. Самостоятельность на этом уровне проявляется в умении из нескольких имеющихся правил, определений, образцов рассуждении и т. п. выбрать одно определенное и использовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи. На данном уровне самостоятельности учащийся показывает умение производить мыслительные операции, такие, как сравнение, анализ.

Третий уровень самостоятельности — частично-поисковая самостоятельность. Учащийся на этом уровне обладает относительно большим набором приемов умственной деятельности — умеет проводить сравнение, анализ, синтез. Он может самостоятельно спланировать и организовать свою учебную деятельность и на этом уровне присутствуют элементы творчества.

Четвертый уровень самостоятельности — это творческая самостоятельность, где в наибольшей степени развиваются творческие способности учащихся.

Таким образом статус факультативных занятий существенно повысился. Они призваны обеспечивать:

— подготовку одаренных учащихся к централизованному тестированию;

— подготовку одаренных учащихся к олимпиадам и конкурсам;

— общекультурное развитие учащихся;

— приобщение учащихся к исследовательской деятельности;

— коррекцию пробелов в биологических знаниях и умениях учащихся.

Факультативы направлены на углубление знаний по биологии, на расширение знаний и развитие навыков познавательной деятельности (экологической, военно-патриотической, семейной и др. направленностей). Направлены на развитие творческих способностей учащихся [17].

Кружок – это основной и наиболее распространённый вид групповой внеурочной деятельности. Организуется кружок из учащихся одного или параллельных классов; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек.

Главное различие всех кружков состоит в том, что в каждом кружке изучаются определённые вопросы. Кружок как форма проведения внеклассного занятия дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования биологии.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

При правильной организации кружка возможны положительные результаты, в том числе появится заинтересованность в предмете, любовь к природе, откроет или разовьёт творческие способности ребёнка, а, может быть, и предопределит будущую профессию ученика, что позволит ему своевременно начать углублённое изучение предмета.

Одним из важных условий успешной работы в кружках является организация рабочего места. Для выполнения заданий часто необходим определенный набор принадлежностей, например, маркеры и бумага для подготовки презентаций и т.д. Учитель должен позаботиться об этом заранее и, возможно, каждый раз назначать себе в помощники разные группы учащихся для организации класса для работы в группах.

Задача учителя объяснить учащимся, что занятие в кружке — не развлечение в учебное время, это полноправная форма работы, правильное использование которой приводит к достижению определенных учебных и воспитательных целей. Поэтому учитель обязан сделать все возможное, чтобы ученики прониклись пониманием того, что они учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний.

Рассмотрим, что же такое «проект»? В дидактическом аспекте — это план, замысел. Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Одним из вариантов ответа является проектная деятельность.

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. Более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов из основной школы, либо это присвоение названия «проект» всему, что ни делается: самостоятельно сделали поделку на уроке технологии – «проект» и т. п. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.

Создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка всегда было основной задачей начальной школы. Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.

Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.

В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом — дело творческое.

Проектная деятельность в школе невозможна без организационной и культурной позиции учителя. Учитель становится организатором познавательной деятельности своих учеников, консультантом и помощником. Со стороны ученика такая деятельность ведёт к повышению мотивации учения, со стороны учителя позволяет осуществить индивидуальный подход к ребенку.

Кроме того, ученик, выполняя собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу, включается в реальную деятельность, овладевает новыми знаниями.

На первый взгляд может показаться, что все эти формы уже сами по себе позволяют достигать результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни). Однако это не вполне верно. Данного уровня результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

Причём важны будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п. Отсутствие элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.

В рамках внеурочной познавательной деятельности школьников возможно и достижение результатов второго уровня (формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества). Для этого в содержание познавательной деятельности должна быть привнесена ценностная составляющая.

В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должны затруднять педагога, так как её можно найти в самых разных предметных областях познания.

При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения — ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретают опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, учатся уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной.

Достижение результатов третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного социального действия) возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде [7].

На современном этапе идеи экологического образования активно внедряются в практику обучения и воспитания средней школы, в результате закладки фундамента экологического образования учащихся, учитываются следующие факторы:

  • стремление школьника к яркому, необычному, желанию познать прекрасный мир чудес и испытаний, двигательную активность – все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовлетворение деятельности;
  • проблемы охраны природы в условиях средней школы следует рассматривать ненавязчиво, постепенно, так как главная задача – вызвать интерес к природным объектам, воспитать уважение ко всему живому;
  • труд в процессе экологического несет в себе элементы объективной полезности, общественной значимости, в процессе его раскрывается бескорыстная сторона деятельности, в которой важнейшим результатом является значения для блага природы, природоохранная направленность;
  • знания, полученные учащимися во время учебного года, обязательно должны подкрепляться в процессе семейного воспитания и в процессе воспитания в оздоровительном лагере, и других детских учреждениях;
  • положительные результаты в процессе экологического воспитания можно добиться, используя различные методы и формы, учитывая возрастные особенности школьников и используя научный подход в обучении, удачно их сочетая;
  • практические работы, экскурсии, игры и конкурсы на экологическую тему активизируют деятельность школьников, способствуют активному общению друг с другом, расширяют кругозор и позволяют проявлять творческие способности каждого учащегося, тем самым создают ситуацию успеха.

Теоретические знания, полученные на уроках учеником, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Среди групповых форм внеклассной работы основной организационной формой является кружковая деятельность.

В кружках, как правило, наиболее целенаправленно и плавно строятся внеклассные занятия. Занятия и учет интересов учащихся способствует развитию у членов кружка следующих качеств: наблюдательности, любознательности, пытливости и бережного отношения к природе. При организации работы необходимо опираться на инициативу и самодеятельность детей при сохранении руководящей роли учителя.

Эффективность в значительной степени зависит от правильного планирования.

Исходя из этого, основным документом в работе с кружком служит план учебно-воспитательной работы, который составляется руководителем на текущий учебный год в соответствии с работой кружка.

В план входят теоретические и практические занятия, беседы, итоговые занятия, подготовка и проведение массовых мероприятий.

Изначально содержание работы кружка должно иметь гуманистическую направленность, проявляющуюся у детей бережным отношением к природе, воспитанием нравственной культуры, положительном и отрицательном воздействии человека на природу, в формировании опыта разумного и гуманного поведения в природе, а также новых знаний.

Один из важнейших принципов организации кружковой работы – краеведческий, реализация которого дает детям возможность полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы.

В связи с этим в содержание бесед, экскурсий, полезно включать информацию о состоянии природы родного края.

Для того чтобы занятия были интересны, целесообразно предусматривать и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и т.д.

В целом, кружковая работа в экологическом образовании учащихся имеет огромное значение. Такая работа не только способствует развитию эстетического чувства, любви к природе, родному краю, но и влияет на духовное развитие и становление полноценной личности.

Работа во внеурочное время строится на добровольной основе, поэтому кружок развивает инициативность и самодеятельность.

Кружковая работа не только значительно дополняет полученные на уроках знания, учащихся, но и позволяет применить их на практике, тем самым, позволяя учителю добиться поставленных целей в «формировании уважительного отношения к родному краю, к своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни…», на что и ориентирован Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

На основании вышеизложенного теоретического рассмотрения особенностей совершенствования экологических знаний учащихся, следует отметить, что:

  1. Проблемы экологического образования школьников достаточно раскрытыми в научной и методической литературе.
  2. Кружковая работа по развитию экологических знаний, формированию экологически воспитанной и образованной личности школьников не всегда находит широкое применение в практике работы некоторых школ, хотя именно она является наиболее оптимальной формой такого рода деятельности.
  3. В целом, кружковая работа формирует практические умения по оказанию помощи природе, в результате разнообразной деятельности позволяет накапливать экологические знания, формирует познавательный интерес к изучению природы.

Итак, в современных условиях проблема экологического образования является актуальной, поэтому учителю надо найти такие пути решения, которые будут способствовать эффективному усвоению знаний, умений и навыков в этой области.

Анализ научной, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме позволил определить, что такое «экологическое образование», его составляющие, а также, какие аспекты, связанные с экологическим образованием, нашли свое отражение во Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).

Экологическое образование школьников – это приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологических знаний.

Таким образом, для систематизации работы по совершенствованию экологических знаний учащихся необходима программа экологического образования, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала, что можно сделать через кружковую работу.

Таким образом, кружок является одной из форм организации внеурочной деятельности учащихся по биологии

 

1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЛИНДИНСКОЙ СОШ КАК БАЗЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательная учреждение «Жилиндинская средняя общеобразовательная школа» муниципального района «Оленекский эвенкийский национальный район» Республики Саха (Якутия) находится на самом северном уголке района в 360 км от районного центра с.Оленек. Территория Оленекского района богата природно – сырьевыми ресурсами. Основу минералогического потенциала составляют месторождения алмазов, газа, сырой руды, ниобия, иттрия, скандия, горючих сланцев, редких металлов, строительных материалов (известняк, песчано – гравийная смесь, суглинок, гипс).

На территории района имеется редкометальное месторождение «Томтор Таас» — уникальное по набору полезных компонентов по содержанию их в рудах и по масштабам запасом. Состав руд комплексный: ниобий, скандий и сопутствующие – фосфор, иттрий, самарий, европий, гадолиний, тербий и другие. Запасы только участка «Буранный», подлежащего первоочередному освоению, составляют 31,5 млн.тонн. По своему природно-ресурсному потенциалу Оленекский район является одним из перспективных в Западный Якутии. Одним из перспективных алмазных месторождений является – Верхне-Мунское алмазное поле.

Отдаленное расположение наслега имеет свои положительные и отрицательные стороны. Здесь еще сохраняются такие национальные ценности, как уважение к людям старшего поколения, внимание и забота о жизни пожилых людей, тесные родственные узы, гостеприимство, бережное отношение к природе, помощь и взаимовыручка. На общий уровень жителей села оказывает влияние состояния инфраструктуры. В селе имеются культурный центр, сельская библиотека, МБДОУ «Тугутчаан», участковая больница, магазин, торговый центр, метеостанция, отделение связи. В 90км от села расположен п. Эбелях Анабарского улуса, имеется горнообогатительный комбинат. С введением промышленности на территории района открыты фабрики в местности «Хара мас», «Талахтаах». В с. Жилинда проживает 705 человек (361 женщин. Национальный состав: эвенков – 635, якутов – 66, эвенов – 2, русских – 1.

В школе обучаются 102 учащихся. Школа имеет следующую структуру: I ступень школы (1-4 классы); II ступень (5–9 классы); III ступень (10 – 11 классы). Основной целью является повышение качества образования через внедрение ФГОС эффективных педагогических технологий и инноваций, создание условий для сохранения культуры, национальных традиций. Задачами этой целью является:

  • расширить доступность качественного образования через индивидуализацию маршрутов образования, профилизацию старшей школы;
  • повысить качество школьного образования путем комплексного внедрения новых образовательных технологий;
  • создать условия для обучения на родном языке, сохранения культуры, национальных традиций;
  • стимулировать учащихся, родителей к гуманному образу жизни, духовности, стремлению к соблюдению принципов здорового образа жизни;
  • расширить государственно-общественный характер управления развитием школы;
  • усилить ресурсное обеспечение развития школы

Школа работает по следующим направлениям:

  1. Гражданско – патриотическое воспитание;
  2. Духовно-нравственное воспитание;
  3. Экологическое воспитание;
  4. Спортивно-оздоровительное воспитание;
  5. Учебно — познавательная деятельность;
  6. Профилактическое воспитание;
  7. Работа с родителями;
  8. Самоуправление в школе и в классе;
  9. Методическая работа;
  10. Работа кружков и секций.

Школа стала местом духовного и культурного развития подрастающего поколения. Для достижения максимального эффекта процесса воспитания работают кружки и секции, спортивный зал, спортивные площадки на улице, компьютерный класс, библиотека.

Учащиеся Жилиндинской СОШ активно участвуют в разных республиканских, районных, Всероссийских мероприятиях и получают призовые места.

По экологическому воспитанию изучается для учащихся природы и истории родного края. Для формирования правильного отношения к окружающей среде. Организация работы по совершенствованию туристических навыков. Проводятся разные мероприятия по экологическому воспитанию.

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ КРУЖКА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5–8 КЛАССОВ НА ПРИМЕРЕ АРКТИЧЕСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

2.1. Содержание программы кружка «Юный эколог» для совершенствования экологических знаний учащихся 5–8 класса

 

Нами разработана программа кружка «Юный эколог» для совершенствования экологических знаний учащихся 5– 8 классов.

В связи со сложившейся экологической обстановкой в настоящее время большое значение имеет экологическое образование и воспитание учащихся.

Цель кружка – выработка у учащихся сознательного бережного отношения к природе, создание условий для углубления знаний по экологии родного края, предоставление возможности для развития творческих и интеллектуальных способностей.

Члены кружка получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны так, как рядом с территорией наслега располагаются россыпные месторождения алмазов «Хара – Мас», «Талахтаах», а также Томторское месторождение редкоземельных металлов, ведутся геологоразведочные работы, рационального использования природных ресурсов в условиях стремительного развития науки и технического прогресса.

В дальнейшем учащиеся могут более глубоко изучать те или иные направления природоохранительной деятельности, проводить опытно– исследовательскую работу.

Программа составлена на основе типовой программы кружка по охране природы и модифицирована в соответствии с современными требованиями.

Программа кружка разработана для учащихся 5– 8 классов и предполагает привлечение учащихся старших школьников в качестве руководителей групп.

В содержание программы входят теоретические занятия и практические работы, предусмотрено время на подготовку и участие в различных экологических конкурсах, учитывается сезонность явлений в природе.

Программа рассчитана на 34 часа, материал программы кружка «Юный эколог» состоит из 24 тем.

Оборудование: для проведения занятий используются компьютер с проектором, лупы, гербарии, открытки с изображением животных и растений, специальное оборудование для проведения практических работ.

Большое внимание уделяется экскурсиям с целью изучения природы своего родного края, знакомства с достижениями в области охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Теоретические занятия проводятся в виде бесед, самостоятельной работы с литературой и электронными носителями.

Практические занятия кроме непосредственно– практических работ включают ролевые игры, самостоятельные исследования.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

  • знать особо охраняемые природные территории Республики Саха (Якутия) и арктических районов;
  • знать основные меры по охране природы и правила поведения в природе;
  • знать растений к различным местообитаниям;
  • знать приспособление животных к смене сезонов;
  • знать правила поведения в природе,
  • знать проблемы экологии Арктики в целом, причины нарушения экологического равновесия;
  • уметь различать основные биогеоценозы нашей местности;
  • уметь вести фенологические наблюдения;
  • уметь определять наиболее распространенные виды растений и животных;
  • уметь готовить рефераты и доклады;
  • уметь проводить элементарные опыты и практические работы;
  • уметь проводить учебно–исследовательскую работу, работать в группе;
  • уметь определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной информации и обрабатывать ее;
  • уметь применять навыки исследовательской деятельности, учебно–коммуникативных умений.

Работая в группах, участвуя в ролевых играх, получат коммуникативные навыки и представления о различных видах профессиональной деятельности. И действующая программа экологического кружка позволяет показать учащимся проблемы людей, а также затрагивает все жизненные вопросы, связанные с сохранением здоровья людей, обеспечение их продуктами питания, энергией, охрану природной среды от загрязнения и разрушения, разнообразие биосферы.

Работа кружка «Юный эколог» проводился в течение всего года.

При сборе материала в природе (гербарии, коллекции) воспитывается у учащихся бережное отношение к ней, по возможности заменены сбор натуральных объектов фотографированием.

Большую помощь в проведении исследовательской и опытнической работы оказывают фенологические наблюдения, которые учащиеся проводят в течение всего года.

Таблица 2.1 – Календарно– тематический план кружка «Юный эколог» для совершенствования экологических знаний учащихся 5– 8 классов

Тема занятия Количество часов Форма

проведения

всего теория практика
1 Вводное занятие, инструктаж по охране труда. 1 1 беседа
2 Охрана природы – важная государственная задача 1 1 беседа
3 Организация фенологических наблюдений. 2 2 практическая работа, экскурсия
4 Охрана лесов и иной естественной растительности 2 1 1 беседа

практическая работа

экскурсия

5 Редкие и охраняемые растения родного края 1 1 практическая работа
6 Лекарственные растения родного края 2 2 практическая работа
7 4 октября – Всемирный день защиты животных 1 1 практическая работа

конкурс рисунков

8 Проблемы охраны животного мира. Болезни 1 1 беседа
9 6 октября – Всемирный день охраны мест обитания 1 1 беседа
10 Подготовка различных животных к зиме 1 1 беседа
11 Охрана земель 2 1 1 беседа

практическая работа

экскурсия

12 Растения и животные зимой 2 2 практическая работа

экскурсия

13 Охрана и привлечение птиц. 1 1 практическая работа
14 Растения и животные весной 1 1 экскурсия
15 День Воды «Вода источник жизни» 2 2 практическая работа, конкурс рисунков
16 Охрана вод и рыбных запасов 2 1 1 беседа

практическая работа

экскурсия

17 ООПТ Арктических районов 2 1 1 беседа

практическая работа

18 Растения и животные летом 1 1 экскурсия
19 Биогеоценозы Арктических районов 2 1 1 беседа

практическая работа

20 Природные экосистемы 1 1 беседа
21 Загрязнение природы 2 2 практическая работа
22 Экологические проблемы нашего села 1 1 беседа
23 День Земли 1 1 экологическая акция
24 Экологические проблемы Арктических районов 1 1 экологическая акция
итого 34 12 22

 

Содержание программы кружка «Юный эколог» для совершенствования экологических знаний учащихся 5– 8 классов:

  1. Вводное занятие, инструктаж по охране труда: (1 час). Знакомство с планом мероприятий «Юный эколог» на учебный год, проведение инструктажа по охране труда.
  2. Охрана природы – важная государственная задача – (1 час): Охрана природы в России, Республики Саха (Якутия) и родного края, и её значение. Законы об охране природы, особо охраняемые природные территории, Красная книга. Роль пропаганды знаний по вопросам охраны и воспроизводства природных ресурсов.
  3. Организация фенологических наблюдений – (2 часа): Развитие фенологической науки. Значение фенологических наблюдений в повседневной жизни сельских жителей. Правила проведения наблюдений и ведение «Календаря природы». Феносигналы в природе. Характеристика сезонов и сезонных феносигналов. Программа фенологических наблюдений.

Практические работы: Проведение фенологических наблюдений в течение года, проверка феносигналов. Проверка народных примет, связанных с природой.

Экскурсии: «Осенние явления в природе», «Зимние явления в природе», «Весенние явления в природе», «Летние явления в природе».

Охрана лесов и иной естественной растительности – (2 часа): Значение леса. Лес и климат, лес и регулирование водного режима рек, озер, водохранилищ; роль леса в равномерном распределении осадков, в сохранении влаги, в предохранении почв от водной и ветровой эрозии, в преумножении фауны. Лес и здоровье человека. Эстетическое значение леса (лес в поэзии, музыке, живописи, литературе). Лес – кладовая природы. Восстановление и возобновление лесов. Основные лиственные и хвойные породы местных лесов. Общее понятие о типе лесов. Особенности роста и смена пород. Охрана лесов от пожаров. Причины возникновения лесных пожаров и меры по их предотвращению.

Практические работы: Знакомство с основными породами деревьев и кустарников. Определение деревьев и кустарников в природе. Пропаганда охраны лесов и иной естественной растительности.

Экскурсии: Растения лесов нашего села.

Редкие и охраняемые растения родного края – (1 час): Редкие и исчезающие виды растений. Ознакомление.

Практические работы: Работа с определителем и гербарием растений.

Лекарственные растения – (2 часа):Разнообразие лекарственных растений. Роль и значение лекарственных растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения Республики Саха (Якутия) и нашего села.

Практические работы: Работа с определителем и гербарием растений.

  1. Всемирный День Защиты животных – (1 час): пропаганда защиты животных, создание плакатов.
  2. Проблемы охраны животного мира. Болезни– (1 час): Проблемы охраны и защиты природы. Основные болезни животных, причины.

Демонстрация: презентация «Животный мир».

  1. Всемирный День охраны мест обитания – (1 час): Значение охраняемых территорий для сохранения видового разнообразия природы.
  2. Подготовка различных животных к зиме – (1 час): Подготовка животных к зиме. Разнообразие способов приспособления животных к изменению погодных условий. Подготовка насекомых к зиме. Насекомые – вредители сельского и лесного хозяйства. Изменения в жизни насекомых под влиянием сезонных изменений в природе, в жизни растений, приспособления насекомых к условиям перезимовки. Подготовка птиц к зиме. Сезонные изменения видового состава птиц. Осенние перелеты, кочевки. Значение охраны и привлечения птиц. Корма для зимней подкормки птиц.

Практическая работа: иллюстрации животных и насекомых, изготовление кормушек для птиц.

Охрана земель – (2 часа): Охрана земель в Республике Саха (Якутия). Эрозия почв и ее причины. Меры борьбы с эрозией почв. Геологические памятники и их охрана.

Практические работы: Определение минералов. Выявление эрозионных участков. Пропаганда вопросов охраны почв.

Экскурсии: Изучение склонов оврагов.

Растения и животные зимой – (2 часа). Процессы жизнедеятельности растений зимой. Приспособления почек и молодых побегов к перенесению зимних холодов. Состояние покоя. Охрана деревьев зимой. Жизнь растений под снегом и условия их развития в лесах разного типа. Семена деревьев и кустарников зимой. Жизнь животных зимой. Следы на снегу. Определение животных по проявлениям жизнедеятельности.

Практические работы: Определение деревьев и кустарников по коре, кроне, побегам и почкам. Наблюдение за ветками, помещенными в воду в помещении. Определение животных по следам на снегу. Наблюдение за поведением животных зимой.

Экскурсии: За чудесами в зимний лес.

Охрана и привлечение птиц – (1 час): Птицы зимой, их охрана и привлечение. Роль птиц в борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства. Хищные птицы, их роль в природе.

Практические работы: Наблюдения за птицами. Подкормка птиц просмотр видеофильмов.

Растения и животные весной – (1 час): Фенология развития деревьев и кустарников весной. Сокодвижение, набухание почек, появление первых листьев. Особенности цветения деревьев и кустарников (ветроопыляемые, насекомоопыляемые). Раннецветущие травянистые растения. Биологические особенности раннецветущих. Весенние перелеты птиц. Миграции и ориентация птиц при перелетах. Особенности поведения животных весной – подготовка к выведению потомства.

Практические работы: Наблюдение весенних изменений у растений. Определение раннецветущих растений. Наблюдение прилета птиц. Изготовление искусственных гнездовий.

Экскурсии: Наши первоцветы.

День Воды – (2 часа): Водные ресурсы. Вода – источник жизни. Люди часто не обращают внимания на чистоту питьевой воды. Рядом с территорией наслега располагаются россыпные месторождения алмазов «Хара – Мас», «Талахтаах», а также Томторское месторождение редкоземельных металлов, ведутся геологоразведочные работы на реке Малая Куонамка.

Практические работы: Конкурс рисунков и сочинений.

  1. Охрана вод и рыбных запасов – (2 часа): Значение воды и водоемов в жизни человека и в природе. Мировые запасы пресной воды. Охрана водоемов от загрязнения. Рыбные запасы, их охрана. Видовой состав рыб нашей местности.

Практические работы: Определение качества воды по органолептическим показателям. Определение рыб по определителям.

Экскурсии: Река Малая Куонамка и их озера.

ООПТ Арктических районов – (2 часа): Ресурсные резерваты. Уникальные озера.

Практические занятия: Изучение редких растений и животных на ООПТ Арктических районов.

Растения и животные летом – (1 час): Деревья и кустарники летом. Особенности фенологии растений в летний период. Лето – пора выведения потомства у животных. Охрана животных в период размножения.

Экскурсия: Пропаганда правил поведения в лесу, охраны леса в пожароопасный период.

Биогеоценозы Арктических районов – (2 часа): Различные типы лугов и их распределение в зависимости от рельефа. Растительность лугов. Животные – обитатели лугов. Водоемы разных типов. Растительность водоемов. Животные – обитатели водоемов. Болота и их обитатели. Леса. Лесообразующие породы. Растительность лесов. Животные – обитатели леса.

Практические работы: Изучение растительности лугов. Изучение растительности водоемов. Изучение растительности лесов. Изучение видового состава животных луга. Изучение видового состава животных – обитателей водоемов. Изучение видового состава животных – обитателей леса.

Природные экосистемы – (1 час): Крупнейшие экологические системы. Проблемы отношения человека и природы.

Демонстрация: презентация «Природные экосистемы».

Загрязнение природы – (2 часа): Проблемы загрязнения природы в мире. Экологические катастрофы. Причины загрязнения окружающей среды. Экологическая природоохранная деятельность.

Практические работы: Издание экологического бюллетеня, листовок.

Экологические проблемы нашего села – (1 часов): Изучение экологических проблем в мире. Экологические проблемы нашего села. Пути решения экологических проблем. Пропаганда охраны окружающей среды.

День Земли – (1 час).

Практические работы: Экологическая акция, субботники по очистке и озеленению.

Экологические проблемы Арктических районов – (1 час): Экологическое состояние лесов. Экологическое состояние водных ресурсов. Основные причины экологического загрязнения окружающей среды. Меры по охране окружающей среды. Роль каждого гражданина в природоохранной деятельности.

Практические работы: Экологическая акция, субботники по очистке и озеленению.

Предполагаемые результаты реализации кружка «Юный эколог»:

  • организация социально–значимой общественной деятельности учащихся;
  • осуществление комплексного похода к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию;
  • создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для самореализации, самоутверждения, самовыражения;
  • приобщение детей к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;
  • формирование духовных потребностей, творческого потенциала личности учащихся;
  • воспитание любознательности, эстетической отзывчивости, экологической культуры школьников;
  • становление научно– познавательного, эмоционально– нравственного, практически– деятельного отношения к природному и социальному окружению.

1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф