Заявка на расчет
Меню Услуги

Кружок «Юный эколог» как форма совершенствования экологических знаний учащихся 5-8 класса в условиях Арктики (на примере Жилиндинской СОШ). Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


2.2. Пути и условия проведения кружка «Юный эколог» на базе Жилиндинской СОШ

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Предлагаемая программа предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к практическим действиям по охране природы. Она включает теоретические и практические занятия, наблюдения в природе, пропаганду вопросов охраны природы, познавательные игры, экологические акции, творческие проекты. Программа составлена с учетом сезонности природных явлений и связанных с ними практических работ
Большое внимание уделяется экскурсиям в природу. Теоретические занятия проводятся в виде бесед, просмотров видеофильмов. Используя данную программу необходимо знакомить учащихся с особенностями среды обитания, состоянием экологических проблем, основными и редкими представителями флоры и фауны края, воспитывать любовь к природе и бережного отношения к ней.

В ходе реализации программы необходимо формировать бережное отношение к домашним животным. Развивать логическое мышление обучающихся.

Организация обучения детей проводится на добровольных началах. Сохраняется принцип взаимодействия: дети — родители — педагог. Структура программы актуальна и практична.

Образовательный процесс имеет развивающий характер: направлен на совершенствование природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. Для выполнения данной программы рекомендуется создание на занятиях неформальной психологической атмосферы. Желательно осуществлять ежедневные наблюдения за природой, постоянно обращаться к опыту детей, применять игровые приемы, повторять наблюдение за объектами. Во время бесед использовать приемы сравнения, пословицы, загадки по теме. Вместе с учащимися собирать природный материал, анализировать сезонные изменения в природе. Развивать творческие способности детей: побуждать их к описанию увиденного, составлению проектов, использовать исследовательскую работу.

Исследовательская деятельность педагога и учащегося позволяет в значительной мере изменить традиционное обучение, заменяя его активным учением и самообразованием, формирует у учащихся опыт самостоятельной деятельности по приобретению знаний, необходимых для достижения поставленных целей, познания нового. Творческая работа учащихся способствует достижению одной из главных целей современной школы -воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика, и должна стать обязательным элементом процесса.

Введение в образовательную технологию элементов исследовательской деятельности учащихся помогает ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Выполнение программы предполагает участие школьников в районных, краевых конкурсах и олимпиадах, создание ситуации успеха и уверенности в собственных силах способствует появлению интереса к науке и занятия окажутся романтичными и увлекательными, Обучение фенологии осуществляется на основе интеграции знаний по географии, биологии, экологи; усвоение теорий, научных фактов, составляющих основу для практической подготовки учащихся, формирования их научного мировоззрения.Цель практических работ может быть разной: один из них формирует и совершенствует знания экологии, другие – практические умения и навыки, и способствуют более глубокому и прочному усвоению изучаемого материала.

Первые практические работы (экскурсии) проводятся под непосредственным руководством и наблюдением учителя в классе, который следит за выполнением работы, дает указания, оказывает необходимую помощь.

Для того чтобы практические работы были эффективны, необходима тщательная подготовка учителя.

Задания должны отвечать следующим требованиям:

  1. Основывается на знаниях биологии, имеющихся у детей.
  2. Быть посильными, и в то же время достаточно трудными.
  3. Ясно и четко сформулированы.
  4. Учитывать время выполнения.
  5. Предусмотреть возможность записи результатов.

Выделяют также этапы и последовательность проведения практических работ:

  1. Постановка задач и указания учителя в ходе их выполнения.
  2. Выполнение работы: групповое или индивидуальное.
  3. Запись результатов работы в «Дневнике наблюдений».

 

2.3. Педагогический эксперимент и анализ его результатов

 

Педагогический эксперимент проведена на базе МБОУ «Жилиндинская СОШ» Муниципального района «Оленекский эвенкийский национальный район» Республики Саха (Якутия). Всего эксперименте участвовало 15 учащихся 5-8 классов.

Педэксперимент состоял из трех этапов:

  • Констатирующий этап: изучение психолого–педагогической литературы по теме исследования, определение основополагающих понятий и подбор методик, определение исходных уровней экологических знаний учащихся, анализ результатов первоначального исследования;
  • формирующий: разработка и целенаправленная работа по внедрению кружка «Юный эколог» для совершенствования экологических знаний учащихся 5–8 классов МБОУ ;
  • контрольный: повторная диагностика динамики совершенствования экологических знаний, анализ эффективности внедрения кружка «Юный эколог» для совершенствования экологических знаний учащихся 5–8 классов МБОУ Жилиндинской СОШ

На констатирующем этапе исследования, для выявления уровней экологических знаний учащихся 5–8 классов были использованы:

  • методика тестирования «Экологическая культура» И.Н. Роевой;
  • методика «Экологическая образованность и воспитанность» В.П. Муравлевой.

Методика тестирования «Экологическая культура»:

Цель: Определение уровня экологической культуры учащихся.

Ход исследования:

Учащимся был предложен тест, в котором испытуемые должны были пометить выбранный вариант ответа по 6– балльной шкале, где: ответ «Да» – 2 балла, «Нет» – 0 баллов, «По– разному» – 1 балл.

Обработка результатов:

На основе общей суммы набранных баллов определяется уровень экологических знаний.

Рассмотрим первоначальные результаты исследования уровня экологических знаний учащихся 5–8 классов МБОУ Жилиндинской СОШ МР «Оленекский эвенкийский национальный район» РС(Я) по методике «Экологическая культура» в таблице 2.3:

Таблица 2.3 – Первоначальные результаты исследования учащихся 5–8 классов МБОУ Жилиндинской СОШ МР «Оленекский эвенкийский национальный район» РС(Я) по методике «Экологическая культура»

Показатели Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
Кол–во учащихся

5–6 классов

3 (33%) 2 (22%) 2 (22%) 1 (11%) 1 (11%) 0 (0%)
Кол–во учащихся

7–8 классов

2 (33%) 1 (17%) 1 (17%) 1 (17%) 1 (17%) 0 (0%)

 

По данным таблицы 2.3, результаты учащихся 7-8 классов выше чем данный учащихся 5-6 классов.

Для наглядности, первоначальные результаты исследования учащихся 5–8 классов по методике «Экологическая культура» рассмотрим на рисунке 2.1 и 2.2:

Из рисунка 2.1 видно, что в целом большая часть учащихся 5–6 классов имеют низкий уровень экологической культуры – 3 (33%), что говорит о существующих проблемах детей по отношению к природе, уровень ниже среднего составляет 2 (22%).

Также стоит отметить, что уровни экологической культуры выше среднего составляет 1 (11%) и высокий уровень – 1 (11%), что является хорошим показателем.

Однако очень высокого уровня среди учащихся данных классов не наблюдается, дети не достаточно понимают важность в том, что нужно оберегать природу, беречь ее ресурсы.

Анализируя данные рисунка 2.2, можно сказать, что большая часть учащихся 7–8 классов имеют низкий уровень знаний и экологическую культуру – 2 (33%), а средний, ниже среднего, выше среднего и высшего уровней экологической культуры – 1 (17%), что говорит о том, что дети более сознательно относятся к природе, не допуская необдуманных действий.

Сравнивая результаты учащихся, полученные в ходе тестирования по методике «Экологическая культура», можно сделать следующие выводы:

  • среди учащихся 5–8 классов выявлено очень низкий, так и очень ниже среднего и среднего уровней экологической культуры;
  • высокие показатели учащихся с низким уровнем экологической культуры среди учащихся 5–6 классов – 3 (33%), и среди учащихся 7–8 классов – 2 (33%).

Параллельно, с целью подтверждения или опровержения результатов первоначального тестирования, была применена методика В.П. Муравлевой.

Методика «Экологическая образованность и воспитанность»:

Цель: Выявление уровня экологической воспитанности и образованности учащихся 5–8 классов.

Ход исследования: Оценивание проводится в 5– бальной системе. По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. Средний балл и является условным определением уровня экологической образованности и воспитанности.

Обработка результатов: высокий уровень – (5– 4,5), средний уровень – (4,4–3,8), низкий уровень – (3,7– 2,0).

Таблица 2.4 – Первоначальные результаты исследования учащихся 5–8 классов МБОУ Жилиндинской СОШ МР «Оленекский эвенкийский национальный район» РС(Я) по методике «Экологическая образованность и воспитанность»

Для наглядности, первоначальные результаты исследования по методике «Экологическая образованность и воспитанность» рассмотрим на рисунке 2.1 и 2.2:

Анализ результатов учащихся 5–6 классов показал, что половина относятся к низкому уровню образованности и воспитанности в отношении экологии – 5 (56%).

Кроме того следует отметить факт, что у 3 (33%) учащихся средний уровень, что говорит об удовлетворительном результате диагностики в целом.

И лишь 1 (11%) учащийся имеет высокий уровень образованности и воспитанности, что обуславливает сознательность этих детей по отношению к окружающему миру.

Результаты учащихся 7–8 классов половина учащихся – 5 (50%) имеет низкий уровень экологической образованности и воспитанности, однако средний уровень имеют только 2 (33%) учащихся, что является удовлетворительным показателем в целом.

И лишь одна – 1 (17%) учащийся имеет высокий уровень экологической образованности и воспитанности, которое свидетельствует, что учащийся осознанно подходит к вопросам охраны окружающей среды и всего окружающего.

Сравнивая показатели учащихся, в результате исследования по методике «Экологическая образованность и воспитанность», следует ответить, что:

  • в группах почти равное количество учащихся – в 5-6 классах 5 (56%) и в 7-8 классах 3(50%) имеют низкий уровень экологической образованности и воспитанности;
  • высокий уровень на 17% больше у учащихся 7–8 классов;
  • средний уровень у учащихся 7–8 классов и 5–6 классов почти равны на 33%.

Основываясь на материалах первоначального исследования, следует отметить, что школьный курс необходимо доработать с учётом упора на экологическое образование и воспитание учащихся.

В связи с этим, в рамках выпускного квалификационного исследования была разработана и апробирована программа кружка «Юный эколог» для совершенствования экологических знаний учащихся.

После проведенной кружковой работы на контрольном этапе исследования нами проводилось повторное исследование динамики совершенствования экологических знаний учащихся по тем же методикам констатирующего этапа.

Рассмотрим повторные результаты контрольного исследования учащихся 5–8 классов по методике «Экологическая культура» в таблице 2.4:

Таблица 2.4 – Контрольные результаты исследования учащихся 5–8 классов МБОУ Жилиндинской СОШ МР «Оленекский эвенкийский национальный район» РС(Я) по методике «Экологическая культура»

Сравнительные результаты контрольного исследования учащихся 5–6 классов по методике «Экологическая культура» представлены на рисунке 2.5:

По результатам контрольного исследования учащихся 5–6 классов по методике «Экологическая культура» после целенаправленной формирующей работы кружка «Юный эколог»:

  • низкие уровни составили 22%, что на 11% меньше первоначальных показателей;
  • уровни ниже среднего выявлены у 1 (11%) учащегося, что на 11% меньше первоначальных показателей;
  • средний уровень выявлено у 1 (1%) учащегося, выше среднего – 2 (22%), что показывает хороший результат;
  • высокий уровень увеличился на 22% и составил – 1 (22%), а также и выявлен очень высокий уровень у 1 (11%) учащегося.

Далее, сравнительные результаты исследования учащихся 7–8 классов по методике «Экологическая культура» представлены на рисунке 2.6:

По результатам контрольного исследования учащихся 7–8 классов по методике «Экологическая культура» после целенаправленной формирующей работы кружка «Юный эколог»:

  • низкие уровни составили 17%, что на 16% меньше первоначальных показателей;
  • уровни ниже среднего выявлены у 0 (0%), что на 17% меньше первоначальных показателей;
  • средний уровень выявлено у 0 (0%) учащихся, выше среднего – 2 (34%);
  • высокий уровень увеличился на 34% и составил – 1(34%), а также и выявлен очень высокий уровень у 1 (17%) учащегося.

Таблица 2.5 – Контрольные результаты исследования учащихся 5–8 классов МБОУ Жилиндинской СОШ МР «Оленекский эвенкийский национальный район» РС(Я) по методике «Экологическая образованность и воспитанность»

Сравнительные результаты контрольного исследования учащихся 5–6 классов по методике «Экологическая образованность и воспитанность» рассмотрим на рисунке 2.7:

По данным анализа сравнительных результатов контрольного исследования учащихся 5–6 классов по методике «Экологическая образованность и воспитанность» выявлено:

  • низкие уровни выявлены — 33%;
  • средний уровень выявлено у 3 (33%) учащихся;
  • высокий уровень увеличился на 23% и составил – 3 (33%).

А также, сравнительные результаты контрольного исследования учащихся 7–8 классов по методике «Экологическая образованность и воспитанность» рассмотрим на рисунке 2.8:

Итак, по данным рисунка 2.8, сравнительных результатов контрольного исследования учащихся 7–8 классов по методике «Экологическая образованность и воспитанность» выявлено: 

  • низкие уровни уменьшились на 33%, и составили — 1 (17%);
  • средние уровни у 2 (33%) учащихся;
  • высокий уровень экологической образованности и воспитанности у учащихся увеличился на 33% и составил – 3 (50%).

Таким образом, положительная динамика совершенствования знаний учащихся 5–8 классов контрольного исследования свидетельствует об эффективности внедрения кружка «Юный эколог».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Организация исследования, с целью выявления уровня экологических знаний учащихся 5–8 классов, состояло из трех этапов:

  • констатирующий: изучение психолого–педагогической литературы по теме исследования, определение основополагающих понятий и подбор методик, определение исходных уровней экологических знаний учащихся, анализ результатов первоначального исследования;
  • формирующий: разработка и целенаправленная работа по внедрению кружка «Юный эколог» для совершенствования экологических знаний учащихся 5–8 классов;
  • контрольный: повторная диагностика динамики совершенствования экологических знаний, анализ эффективности внедрения кружка «Юный эколог» для совершенствования экологических знаний учащихся 5–8 классов.

Для выявления уровней экологических знаний учащихся 5–8 классов были использованы методика тестирования «Экологическая культура» И.Н. Роевой и методика «Экологическая образованность и воспитанность» В.П. Муравлевой.

Рассмотрим первоначальные результаты исследования учащихся 5-8 классов по методике «Экологическая культура»:

  • среди учащихся 5–8 классов выявлено очень низкий, так и очень ниже среднего и среднего уровней экологической культуры;
  • высокие показатели учащихся с низким уровнем экологической культуры среди учащихся 5–6 классов – 3 (33%), и среди учащихся 7–8 классов – 2 (33%).

Результаты учащихся по методике «Экологическая образованность и воспитанность»:

  • в группах почти равное количество учащихся – в 5-6 классах 5 (56%) и в 7-8 классах 3(50%) имеют низкий уровень экологической образованности и воспитанности;
  • высокий уровень на 17% больше у учащихся 7–8 классов;
  • средний уровень у учащихся 7–8 классов и 5–6 классов почти равны на 33%.

Итак, основываясь на материалах первоначального исследования следует отметить, что школьный курс необходимо доработать с учётом упора на экологическое образование и воспитание учащихся.

На формирующем этапе исследования была проведена целенаправленная системная работа по плану программы кружка «Юный эколог» для совершенствования экологических знаний учащихся 5–8 классов.

Цель кружка – выработка у учащихся сознательного бережного отношения к природе, создание условий для углубления знаний по экологии, предоставление возможности для совершенствования творческих и интеллектуальных способностей.

. Программа составлена с учетом сезонности природных явлений и связанных с ними практических работ
Большое внимание уделяется экскурсиям в природу. Теоретические занятия проводятся в виде бесед, просмотров видеофильмов. Используя данную программу необходимо знакомить учащихся с особенностями среды обитания, состоянием экологических проблем, основными и редкими представителями флоры и фауны края, воспитывать любовь к природе и бережного отношения к ней.

В содержание программы входят теоретические занятия и практические работы, предусмотрено время на подготовку и участие в различных экологических конкурсах, учитывается сезонность явлений в природе.

Программа рассчитана на 34 часов, материал программы кружка «Юный эколог» состоит из 24 тем.

Практические занятия кроме непосредственно– практических работ включают ролевые игры, самостоятельные исследования.

После проведенной кружковой работы на контрольном этапе исследования нами проводилось повторное исследование динамики совершенствования экологических знаний учащихся по тем же методикам констатирующего этапа.

По результатам контрольного исследования учащихся 5–6 классов по методике «Экологическая культура»:

  • низкие уровни составили 22%, что на 11% меньше первоначальных показателей;
  • уровни ниже среднего выявлены у 1 (11%) учащегося, что на 11% меньше первоначальных показателей;
  • средний уровень выявлено у 1 (1%) учащегося, выше среднего – 2 (22%), что показывает хороший результат;
  • высокий уровень увеличился на 22% и составил – 1 (22%), а также и выявлен очень высокий уровень у 1 (11%) учащегося.

По результатам контрольного исследования учащихся 7–8 классов по методике «Экологическая культура»:

  • низкие уровни составили 17%, что на 16% меньше первоначальных показателей;
  • уровни ниже среднего выявлены у 0 (0%), что на 17% меньше первоначальных показателей;
  • средний уровень выявлено у 0 (0%) учащихся, выше среднего – 2 (34%);
  • высокий уровень увеличился на 34% и составил – 1(34%), а также и выявлен очень высокий уровень у 1 (17%) учащегося.

По данным анализа сравнительных результатов контрольного исследования учащихся 5–6 классов по методике «Экологическая образованность и воспитанность» выявлено:

  • низкие уровни выявлены — 33%;
  • средний уровень выявлено у 3 (33%) учащихся;
  • высокий уровень увеличился на 23% и составил – 3 (33%).

Итак, по данным сравнительных результатов контрольного исследования учащихся 7–8 классов по методике «Экологическая образованность и воспитанность» выявлено:

  • низкие уровни уменьшились на 33%, и составили — 1 (17%);
  • средние уровни у 2 (33%) учащихся;
  • высокий уровень экологической образованности и воспитанности у учащихся увеличился на 33% и составил – 3 (50%).

Таким образом, положительная динамика совершенствования знаний учащихся 5–8 классов контрольного исследования свидетельствует об эффективности внедрения кружка «Юный эколог».

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Агаларова П. И. К вопросу о формировании экологической культуры молодого поколения. Высшее образование сегодня. – 2008 – №6. – С. 42–46.
  2. Аксенова З.Ф. Войди в природу. Экологическое воспитание школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
  3. Алексеев С.В. К вопросу об учебно–методическом обеспечении экологического образования. – М.: Методист, 2012 – №2. – 28 с.
  4. Андриенко Н.К. Игра в экологическом образовании. – 2014 – №1. – С. 10–12.
  5. Антонова Н.М. Роль школьных библиотек в экологическом просвещении учащихся. Школьная библиотека. – 2011 – №9–10. – С. 66–73.
  6. Барышникова Г.Б. Содержание и создание игровых занятий по экологическому воспитанию школьников. Воспитательная работа в школе. – 2016 – №1. – 58 с.
  7. Богданова Ю.М. Основные этапы совершенствования системы экологического образования. Экологический кризис как психолого–педагогическая проблема. – 2010 – №3. – С. 10–11.
  8. Богданец Т.К. Экологические знания – первое представление о мире. – М.: Дошкольное воспитание, 2013 – №12. – С. 52–58.
  9. Бортникова С.А. Необходимость обязательного экологического образования специалистов. Экологическое образование признано наиболее приоритетным направлением совершенствования деятельности образовательных систем. Формирование экологической культуры подростков в индивидуально–ориентированных ситуациях. – М.: Мир образования – образование в мире, 2016 – №4. – С. 288–296.
  10. Бурова Л. И. Экологическая практика учащихся средней школы : организация и содержание. – М: Начальная школа, 2012 – №1. – С. 57–60.
  11. Васильева Т.В. Формирование экологических знаний у учащихся средних классов. – СПб.: Учителю экологии, 2007 – №3 – С. 7–10.
  12. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию школьников. – М.: Кно–Рус, 2015. – 240 с.
  13. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание школьников: пособие для родителей, педагогов, учителей начальных классов. – М.: АРКТИ, 2011. – 128 с.
  14. Ермаков Д.С., Зверев И.Д. Учимся решать экологические проблемы: методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2012. – 109 с.
  15. Зыкова Е.Н. Этнокультурные традиции в формировании экологического мышления. – М.: Начальная школа, 2015 – №11. – С. 45–50.
  16. Кадырова Р.О. Непрерывное экологическое образование и воспитание. Воспитание школьников. – 2011 – №5. – 58 с.
  17. Камакин О.Н. Воспитание экологической культуры школьников. Справочник классного руководителя. – М.: 2012 – №2. – 4 с.
  18. Корнейчук И.Л. По страницам Красной книги: экологическая викторина – путешествие для учащихся 5–7 классов. – М.: Просвещение, 2013 – №2. – 107 с.
  19. Мурзакова О.Г. Примерный план написания программы «Экологическое воспитание. Дополнительное образование и воспитание. – М.: 2011 – №6. – С. 13–17.
  20. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
  21. Новолодская Е.Г. Школьный экологический мониторинг: организация проектной деятельности учащихся: учебно–методическое пособие для студентов вузов. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. – 248 с.
  22. Платоненкова М.М. Занимательные материалы к урокам природоведения. – М.: Начальная школа, 2014 – №9. – С. 103–105.
  23. Плешаков А. А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета «окружающий мир». – М.: Начальная школа, 2010 – №13. – С. 25–28.
  24. Разанен А.Е. Игровая программа, посвященная сохранению природных богатств нашей планеты. Читаем, учимся, играем. – 2011 – №4. – 68 с.
  25. Ребро И.В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности. – СПб.: Образование в современной школе, 2014 – №11. – С. 59–63.
  26. Симонова Л. П. Экологическое образование в школе: учебное пособие для студентов. – М.: Академия, 2009. – 159 с.
  27. Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.
  28. Тимофеева Г.А. Исследования во внеклассной работе по экологии. – СПб.: Биология в школе, 2015 – №8. – 50 с.
  29. Ткачева З.Н. Методические рекомендации изучения регионов России. География в школе. – М.: 2011 – № 1. – С. 34–38.
  30. Усманова Л.С. Творческое проектирование при обучении биологии. – СПб.: Биология в школе, 2015 – №6. – С. 57–58.
  31. Федоров Г.М. Учебно–методический компонент по экологическому образованию для детей Севера. География и экология в школе XXI века. – Якутск: 2007. – №5. – С. 53–57.
  32. Черезова Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие. – Волгоград: Изд–во ВГПУ «Перемена», 2010. – 135 с.
  33. Чернышева В.А. Программа внеурочной деятельности по экологии. Практика административной работы в школе. – 2013 – №6. – 17 с.
  34. Юркина С.В. Экологическое образование школьников: социально–экологический проект. – 2011 – №7. – 15 с.
  35. [17]Миркин Б. М. Экологическая составляющая в учебниках биологии. // Биология в школе. – 2003, №5. – С.53 – 62.
  36. [7] Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: 1992.
  37. [1] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.5.2012 №413 г.Москва // Рос.газ. – 2012. – 21 июня. Интернет источник http//standart.edu.ru
  38. [2] Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н.,Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения. – М.: Образование и экология. – 2011.
  39. [3] Федорова Т.Н. экологическое образование в России. Прошлое. Настоящее. Будущее. «ВНИИ Агроэкоинформ», Агрохимия, №2 2011, 27 стр.
  40. [4] Ильязова М.Д. Профессиональное образование// Столица.- 2008.- № 1. – С.11.
  41. [5] Образование в интересах устойчивого развития: информационно-О23 аналитический обзор / Т.Н. Ковалева [и др.]. Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2007. – 103 с.

1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф