Меню Услуги

Совершенствование муниципального управления в сфере культуры, искусства и досуга г.о. Самара. Часть 3.

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Сегодня главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочисленные группы работающих россиян, которые по разным причинам почти перестали читать за последние двадцать лет. Необходимо создать условия для массовой интенсификации процессов чтения, повышения качества и разнообразия читаемой литературы, обмена мнениями о прочитанном, понимания чтения как культурной ценности.

Работа по продвижению чтения была и остается важнейшей в деятельности библиотек. Наиболее значимыми мероприятиями в данном направлении являются международная акция «Читаем детям о войне», международный форум медиаспециалистов «Диалог в электронном формате», межрегиональная научно–практическая конференция «Гротовские чтения», межрегиональная ассамблея «Детская библиотека – территория активного чтения», межрегиональный творческий образовательный лагерь «Молодые молодым» [76].

За последние годы отмечены положительные тенденции в информатизации библиотечного обслуживания.

Наряду с определенными достижениями в области библиотечного дела, прежде всего в части информатизации, существует целый ряд серьезных проблем, требующих безотлагательного решения.

В последнее десятилетие состав фондов по качеству не отвечает требованиям, предъявляемым к формированию современного востребованного информационного поля библиотек. В фондах, особенно муниципальных библиотек, находится большое количество малоспрашиваемой, устаревшей по содержанию и ветхой литературы.

Без правильно сформированных фондов, отвечающих интересам детского и взрослого населения, городские и сельские библиотеки не могут полноценно удовлетворять информационные потребности граждан, из-за чего падает интерес к чтению и библиотекам.

С 2000 года фонды муниципальных библиотек в Самарской области сократились на 2 334,94 тыс. изданий (14,2%). Главная причина этого явления – отсутствие у большинства муниципальных образований в Самарской области достаточных средств на текущее комплектование фондов [17].

Положительное влияние на преодоление негативной тенденции сокращения фондов муниципальных библиотек оказывает государственная поддержка из федерального бюджета на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований.

Музейное дело в Самарской области представлено деятельностью двух государственных музеев, а также тридцати муниципальных музеев. Музейный фонд по состоянию на январь 2015 года включает 616,5 тыс. единиц хранения (449,9 тыс. единиц основного фонда, 166,6 тыс. единиц научно–вспомогательного фонда). Часть музейного фонда имеет разветвленную структуру, где представлены все направления культурного наследия: литературное, изобразительное, краеведческое, археологическое. В постоянных экспозициях и в выставочной деятельности ежегодно используется порядка 8% основного фонда.

Число посещений государственных и муниципальных музеев в 2015 году составило 1 170,6 тыс. человек, в том числе посещений экспозиций и выставок музеев – 903,9 тыс. человек, что на 6,5% больше, чем в 2014 году [49, c.74].

Государственные музеи Самарской области являются лидерами по всем направлениям музейной деятельности. В числе особо значимых мероприятий, проводимых государственными музеями, можно отметить выставку-ретроспективу современного искусства «Течения», проект «Ночь в музее»; военно-исторический фестиваль «Ожившие страницы истории», крупнейшую выставку из фондов Самарского областного художественного музея «Образ женщины в советском искусстве» и ряд других проектов [63].

В последние годы успешно решаются задачи в области информатизации: компьютеризация музеев и подключение их к системе Интернет, внедрение компьютерной автоматизированной музейной информационной системы, оцифровка музейных коллекций.

Вместе с тем, несмотря на определенные достижения в музейной деятельности, ряд серьезных проблем остается нерешенным.

Особую актуальность имеют проблемы технического оснащения фондохранилищ музеев: во многих музеях отсутствует система обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций. Отсутствует специализированное оборудование для хранения, обработки вновь поступивших предметов.

В Самарской области отсутствует специализированный центр по реставрации музейных предметов, средств на реставрацию музейных предметов в реставрационных центрах других регионов недостаточно [50, c. 5].

Неотъемлемым элементом культуры, одним из социальных институтов, имеющих важное значение для общественного развития, выступают театры и концертные учреждения.

Государственная политика в области театрально-концертной деятельности основывается на принципах доступности и разнообразия театрально–концертного предложения для всех слоев населения независимо от места проживания и социально-экономического фактора; обеспечения преемственности лучших традиций российского репертуарного театра, отечественного музыкального искусства; признания уникальности таланта и ответственности государства за создание условий для его реализации и востребованности; самостоятельности театров и концертных организаций, признания их права на государственную поддержку [38, c.13].

На территории Самарской области действует четыре государственных и девять муниципальных театров, шесть концертных организаций, в том числе Самарская государственная муниципальная филармония.

Среди многих составляющих развития театрально-концертного и профессионального искусства приоритетными стали создание новых спектаклей, гастрольная деятельность, реализация совместных творческих проектов, стимулирование процессов творчества и признания заслуг творческих коллективов, ведущих артистов и исполнителей Самарской области, поддержка творческих союзов.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Большинство государственных театров и филармония имеют собственные здания со зрительными залами достаточной вместимости. Однако техническое состояние многих из них требует проведения модернизации. К настоящему времени только один государственный театр (Самарский академический театр оперы и балета) имеет современную материально-техническую базу. После завершения реконструкции здание театра соответствует высочайшим общемировым стандартам оперного и балетного искусства, что обеспечивает дальнейшее развитие театрального дела в регионе, открывает дополнительные возможности для развития гастрольной деятельности, в том числе для привлечения артистов и театральных коллективов мирового уровня [63].

В ближайшей перспективе запланирована реконструкция Самарского академического театра драмы имени М. Горького, а также завершение реконструкции Самарского театра юного зрителя «СамАрт». Технической модернизации требуют также здания Самарского театра кукол и Самарской государственной филармонии.

Таким образом, проблема укрепления и развития материально–технической базы государственных театров и концертных организаций является основным сдерживающим фактором развития профессионального искусства в Самарской области.

Муниципальная политика в области традиционной народной культуры направлена на обеспечение сохранения национальной самобытности культуры этносов, проживающих на территории Самарской области, приобщение населения к лучшим образцам традиционной народной культуры.

Традиционная народная культура – это совокупность духовного и материального наследия этносов, включающая в себя язык, фольклор, народные традиции, обряды, праздники, народную музыку, песни, танец, поэзию, театр, костюм, предметы быта, ремесла и промыслы [27, c. 237].

Традиционная культура составляет один из наиболее значительных глубинных пластов художественной культуры общества, является важнейшей составляющей любой национальной культуры, основой формирования национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений и эпох. В ней закреплен накопленный веками опыт практической и духовной деятельности народа. Через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений – семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями.

Именно народная культура является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в обществе, в детской и молодежной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности, воспитания духовности и нравственности.

Самарская область является многонациональным и поликонфессиональным регионом Российской Федерации, который населяют представители сто пятьдесят семь национальностей. В настоящее время в области зарегистрировано более ста национально-культурных общественных объединений, в том числе тридцать две национально-культурные автономии местного, регионального и федерального значения.

В регионе накоплен и успешно применяется позитивный опыт реализации государственной национальной политики, регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений. В соответствии с полномочиями министерство разрабатывает и внедряет различные формы поддержки деятельности расположенных на территории Самарской области региональных национально–культурных объединений, участвующих в решении вопросов в сфере культуры.

С целью популяризации национально-культурного наследия Самарской области при поддержке министерства в 2011-2012 годах организовано и проведено сорок четыре национально-культурных мероприятия с охватом двенадцать этнических групп в девяти муниципальных образованиях Самарской области. Количество участников мероприятий составило 9,5 тыс. человек, зрителей – более 90 тыс. человек [63].

На территории Самарской области хорошо развиты такие жанры в сфере традиционной народной культуры и любительского искусства, как пение и хореография. Достаточно динамично развиваются самодеятельное театральное творчество, эстрадное творчество и оркестровое исполнительство. В некоторых муниципальных образованиях развиты бальные танцы, классическая хореография, цирковое искусство.

Разнообразные формы культурно-досуговой деятельности развиваются на основе традиционной (сельской) и современной городской культуры и выполняют важную социальную функцию: повышение качества жизни населения, укрепление его физического и духовного здоровья, преодоление явлений антисоциального поведения – преступности, наркомании, алкоголизма. Участие населения в культурно-досуговых мероприятиях способствует самовыражению и развитию личности независимо от места и характера работы, а также служит важным средством социально-психологической адаптации человека в обществе.

Координатором деятельности культурно-досуговых учреждений клубного типа выступает подведомственное министерству государственное бюджетное учреждение культуры «Агентство социокультурных технологий». Его задача – организовать работу так, чтобы в новых конкурентных условиях, помимо решения традиционных задач, муниципальные клубные учреждения являлись источником новых культурных практик, производителями и ретрансляторами современных культурных услуг, соответствующих спросу и проблемам местных сообществ.

Эффективной формой обучения для самодеятельных коллективов, исполнителей и мастеров является участие в творческих лабораториях, семинарах-практикумах и мастер-классах. Так, в 2014 году Агентством социокультурных технологий организованы три областных семинара-практикума для специалистов культурно-досуговых учреждений Самарской области [36].

Без значительной государственной поддержки муниципальные образования и в ближайшие годы не в состоянии будут эффективно участвовать в укреплении материально-технической базы учреждений культуры.

Благодаря выделению средств из областного бюджета количество зданий, нуждающихся в капитальном ремонте, сокращается, однако по-прежнему велико, что влияет на снижение показателей деятельности клубных учреждений в Самарской области.

Изношенность оборудования – также повсеместная проблема клубно-досуговых учреждений. В настоящее время отмечается износ механического оборудования и одежды сцены, нехватка звуковой и осветительной аппаратуры, видеоаппаратуры и музыкальных инструментов.

В муниципальных образованиях Самарской области идет поиск путей реформирования существующей сети клубно-досуговых учреждений [50, с.5]. В связи с оптимизацией бюджетных расходов в последние годы в неперспективных населенных пунктах сократилось количество стационарных объектов культуры, в связи с чем возникла острая необходимость в создании системы мер по обеспечению прав граждан на пользование учреждениями культуры и доступ к культурным благам. Для решения сложившейся проблемы экономически целесообразным является обеспечение муниципальных образований мобильными культурно-досуговыми центрами со специальным сценическим и выставочным оснащением.

Без принятия необходимых мер в перспективе можно ожидать, что большинство жителей Самарской области не смогут воспользоваться своим правом на получение услуг, а также реализовать себя в области культуры; традиционная народная культура, народное художественное творчество постепенно будут растворяться в современной культуре; будет исчезать потребность в носителях и распространителях духовных традиций народной культуры; количество коллективов народного художественного творчества будет постепенно сокращаться и, соответственно, будет сокращаться количество культурно-досуговых мероприятий, праздников и фестивалей.

Одной из долгосрочных задач муниципальной политики в сфере культуры является интеграция Самарской области в общероссийский и мировой культурный процесс. Реализация проектов, отвечающих поставленной задаче, возлагается в первую очередь на подведомственное министерству государственное бюджетное учреждение «Международный центр развития культуры в Самарской области», к основным направлениям деятельности которого относятся организация и проведение мероприятий по вопросам приграничного культурного сотрудничества, мероприятий в рамках реализации соглашений о межрегиональном и международном культурном сотрудничестве, а также отдельных проектов данного направления [17].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

К настоящему времени Правительством Самарской области заключено шестнадцать соглашений о внешнеэкономических связях региона, а также более петидесяти соглашений о сотрудничестве с администрациями субъектов Российской Федерации. Все соглашения, помимо прочего, нацелены на выстраивание партнерских взаимоотношений в сфере культуры и искусства. В процессе реализации соглашений министерством, государственными бюджетными учреждениями, подведомственными министерству, проводятся мероприятия, направленные на развитие международного и межрегионального культурного сотрудничества [14].

Связь между гражданским обществом и государством осуществляется через некоммерческие организации, в том числе творческие союзы (объединения творческих работников).

Государственная поддержка некоммерческих организаций, в том числе творческих союзов, осуществляется путем предоставления субсидий из областного бюджета на организацию и проведение общественно значимых мероприятий в области культуры и искусства.

Также ежегодно за счет средств областного бюджета предоставляются субсидии некоммерческим организациям на реализацию социально значимых мероприятий по сохранению и развитию музыкальной культуры казачества, мероприятий, направленных на развитие движения авторской бардовской песни.

Поддержка социально значимых проектов в сфере культуры и искусства осуществляется и путем предоставления Губернских премий и грантов, что позволяет стимулировать творческую активность деятелей культуры и искусства, имеющих достижения, значимые для социокультурного развития региона [31, c.83].

Развитие системы управления в сфере культуры в настоящее время связывается прежде всего с повышением эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений культуры, а также использования ими бюджетных средств. Указанные вопросы получают особую актуальность в свете решения задач по повышению социального статуса работников культуры, в том числе посредством обеспечения достойной оплаты труда работников культуры как результата повышения качества оказываемых ими услуг.

Сохраняющийся дефицит высокопрофессиональных творческих и управленческих кадров выступает серьезным барьером в развитии социокультурной деятельности.

Немаловажное значение в решении кадровых проблем имеет инновационная деятельность государственных бюджетных учреждений культуры со статусом методических центров, направленных на методическое сопровождение отрасли. К числу подобных учреждений на территории Самарской области относятся Агентство социокультурных технологий, Самарская областная универсальная научная библиотека, Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.В. Алабина. Их основная задача – оказание адресной практической помощи каждому специалисту учреждений культуры, расположенных на территории Самарской области [32, c.74].

На территории Самарской области в последнее время большое внимание уделяется вопросам обеспечения защиты социальных, экономических прав работников, социальных гарантий, регулирования социально-трудовых отношений. Одним из главных условий решения этих вопросов является повышение оплаты труда.

Исходя из общей характеристики текущего состояния сферы культуры и ее отдельных составляющих, основных проблем развития отрасли следует, что решить вопросы повышения качества услуг в сфере культуры, развития и реализации культурного и духовного потенциала населения Самарской области возможно только путем объединения усилий органов государственной власти и местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений культуры, некоммерческих организаций в сфере культуры, а также с привлечением внебюджетных средств. Программно-целевой метод позволит обеспечить эффективное использование бюджетных средств в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Самарской области.

При этом важное значение для успешной реализации Государственной программы имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением цели и решением задач Государственной программы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению.

Правовые риски связаны с изменением федерального и регионального законодательства, длительностью формирования нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации Государственной программы. Это может привести к увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий Государственной программы [14].

Риск усиления разрыва между современными требованиями к состоянию материально-технической базы, техническому оснащению и управлению бюджетными учреждениями в сфере культуры и их фактическим состоянием может повлечь существенное снижение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг в указанной сфере.

Возникновение риска обусловлено недостаточностью объемов бюджетных средств на проведение модернизации отрасли культуры. Для снижения негативных последствий риска в рамках реализации Государственной программы предусматривается проведение мероприятий, направленных на развитие и укрепление материально-технической базы государственных (муниципальных) учреждений культуры, а также оптимизацию деятельности бюджетных учреждений в сфере культуры.

Для сокращения возможных негативных последствий рисков предусмотрены меры по обеспечению софинансирования за счет средств областного бюджета на реализацию полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры, а также по привлечению муниципальными образованиями средств из внебюджетных источников. Снижение рисков возможно также за счет мер по усилению информационной, методической и консультационной поддержки органов местного самоуправления в части подготовки документации в целях получения субсидий из областного бюджета.

2.2. Современные направления муниципального регулирования в сфере культуры, искусства и досуга

Изменения, происходящие в сфере досуга, повышение значимости той роли, которую она играет в жизни современного российского общества, и, прежде всего молодежи, начинают оказывать принципиальное влияние на формирование социальных отношений. Социальные отношения, которые формируются на базе сферы досуга, приобретают характер потребления.

Общество, которое складывается на основе таких отношений, в мировой социологической и социально-философской науке уже давно получило определение как «общество потребления».

Включение досуга в систему отношений «производство-потребление», которая является характерной особенностью последнего времени, в конечном счете, приводит к возникновению сущностного противоречия между культурными ценностями и стереотипами потребления. Само по себе данное противоречие оказывает влияние на формирование общественного сознания и выбор членами общества тех или иных моделей поведения.

Досуг – это социальное пространство, в котором культурные ценности могут находить свою реализацию. За счет досуга, основанного на культуре, происходит процесс инкультурации, окультуривания человека. Но, для того, чтобы сфера досуга, и через нее все социальное бытие, могло обеспечиваться культурными основаниями, должен быть налажен канал трансляции в нее культурных ценностей. Стремление к собственной значимости, к самоценности – главный фактор, определяющий источник творческой активности человека, в особенности молодого человека, его силу и особенности.

Сейчас же, под массированным воздействием индустрии развлечений современный молодой человек в своем досуге оказывается практически отрезан от культуры. Влияние культуры на сферу молодежного досуга несопоставимо с мощным влиянием индустрии. Российское государство в условиях рыночной экономики имеет возможность проводить культурную политику только в узком бюджетном секторе. Его влияние недостаточно для построения гармоничных взаимоотношений сферы досуга и культуры. Необходимая нейтрализация негативных последствий становления общества потребления в России крайне затруднительна без включения в этот процесс органов государственного управления, без реализации ориентированных на это государственных культурно-досуговых программ как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, без использования государством тех потенциальных возможностей, которые содержатся в самой сфере досуга. В настоящее время в государственной политике практически не принимается во внимание роль досуга, основанного на культурных ценностях, как ресурса общественного развития.

Однако следует отметить, что положительные примеры совершенствования культуры досуга россиян существуют. Прежде всего, это касается досуга детей и молодежи в мегаполисах: так по сравнению с 90-ми годами выросло не только число культурно-досуговых объединений, но и расширились возможности культурного развития [56, c.173]. К сожалению, эти положительные изменения не имеют системного характера на федеральном уровне. Зачастую они связаны с энтузиазмом отдельных личностей и/или местной администрации. То есть по сути эти положительные изменения ситуативны, локальны, кроме того, не получают дальнейшего развития.

В г.о. Самара управлением в культурно-досуговой сфере занимается департамент культуры, туризма и молодежной политики. Он занимается:

  • осуществлением единой политики и совершенствованием форм и методов работы организаций культуры, физкультурно-оздоровительной и спортивной сети, молодежных объединений и развитием туристского потенциала городского округа Самара; созданием условий для возрождения, сохранения и развития межнациональных культурных связей;
  • развитием и координацией международных и межрегиональных туристских и спортивных связей;
  • разработкой проектов и реализация целевых программ городского округа Самара, проектов муниципальных правовых актов по развитию культуры, спорта, туризма и молодежной политики;
  • методическим руководством деятельностью подведомственных муниципальных организаций в целях осуществления единой политики в городском округе Самара.
  • подготовкой и проведением общегородских культурно-массовых, спортивных мероприятий, творческих акций (праздников, фестивалей, концертов, конкурсов, смотров, выставок, лотерей и иных мероприятий).
  • обеспечением реализации на территории городского округа Самара программ в области популяризации, сохранения, использования и охраны историко-культурного наследия Российской Федерации.

Государственная политика в сфере молодежного досуга осуществляется с использованием таких ее инструментов как федеральные, региональные и муниципальные целевые программы [59]. Стоит подчеркнуть, что сам досуг редко становится их основным предметом, и обычно задачи, касающиеся досуга, реализуются в рамках культурных и молодежных программ. Что касается федеральных целевых программ, то само понятие «досуг» упоминается в них крайне редко, хотя некоторые их задачи имеют непосредственное отношение к сфере досуга. Это, прежде всего, касается обеспечения доступности культурных объектов для всех социальных слоев населения и создания условий для творческой активности. Но при этом, на наш взгляд, до сих пор не найден эффективный механизм их реализации. Кроме того, нам представляется, что результативность федеральных программ не должна рассматриваться как сумма результативностей региональных и муниципальных программ.

Обратимся к муниципальной программе города Самары, связанной с государственной политикой в сфере молодежного досуга.

Городская целевая комплексная программа «Молодежь Самары (2014-2018 гг.)». Ее цель: «Комплексное развитие и реализация культурного потенциала Самары, сохранение материального и нематериального культурного наследия, гармонизация и обогащение культурной жизни столицы губернии, создание условий для творческого досуга и художественного самообразования детей и подростков, интеграция культуры мегаполиса в европейское и мировое культурное пространство» [18; 55, c.7].

Анализ обозначенной выше самарской программы позволил нам придти к следующим конкретным выводам:

  • общая ориентация на мероприятия, связанные не с решением проблем, а с их формальной стороной (проблемы наркомании, патриотического воспитания, миграции);
  • склонность к единовременным акциям (слеты, конкурсы, марафоны, фестивали, турниры и т.п.) в ущерб социально-культурным работам, требующим постоянного участия (социальная адаптация инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; поддержка малообеспеченных, многодетных семей и др.);
  • ориентация на мероприятия, предполагающие количественную отчетность; неразработанность качественных критериев оценки эффективности;
  • приоритетность мероприятий, направленных на укрепление и поощрение актива детских, молодежных, студенческих объединений, в ущерб создания условий для пробуждения активности всех социальных групп молодежи;
  • разнородность подходов к осуществлению социокультурной политики по отдельным округам города Самары (отсутствие соподчиненности общегородской политике);
  • все отмеченные выше особенности этой программы находит свое отражение и в вопросах их финансирования, что снижает его эффективность и создает условия для возможного нецелевого использования средств;
  • смещение акцента в рассмотрении проблемы на одну из ее сторон и ее эксплуатация (например: воспитание патриотизма связывается исключительно с военной тематикой).

Сделанные выводы позволяют охарактеризовать данную муниципальную программу как поверхностную – ориентированную на внешнюю, количественную сторону проблемных явлений. Поверхностная программа не позволяет проводить эффективную социально-культурную политику, от которой требуется внимание к сущности социальных процессов, видение системных связей, постоянство в создании и поддержании социокультурной среды, которая реализуется через повседневность человека, через его каждодневный досуг.

 

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И ДОСУГА В Г.О. САМАРА

К основным проблемам в сфере культуры и досуга можно отнести следующие:

  1. Главная проблема – нехватка финансовых средств – основное препятствие для сохранения и умножения культурного потенциала города, воспроизводства, функционирования и развития вышеназванных сфер.
  2. Проблемы материально-технической базы производства, сохранения, распространения и потребления культурных ценностей, ее несоответствия указанным функциональным целям.
  3. Проблемы кадров (руководителей и работников) учреждений культуры и досуга: отток, общая культура, профессиональные способности, квалификация и самосознание, отношение к делу и производительность труда; дефицит современных кадров: владеющих идеологией современной культуры, передовыми технологиями (профессиональными, информационными, экономическими и социальными), компьютерной и оргтехникой, инициативно и инновационно мыслящими [48, c.1, 7].
  4. Проблемы сохранения и использования историко-культурного наследия: утрата недвижимых памятников культуры, недостаточные масштабы их капремонта и реконструкции, недостаточно активное и продуктивное использование и популяризация объектов культурного наследия в актуальной культурной и экономической деятельности: образовании и воспитании, культурном туризме, культурных обменах. Источники проблем: несовершенство и, порой, несоблюдение законодательства; недостаточное финансирование сберегающей, ремонтно-реставрационной, охранной и научно-исследовательской деятельности.
  5. Проблемы формирования позитивного имиджа г.о. Самара средствами сферы культуры и досуга: дефицит проектов мирового и российского уровня; недостаточный объем и масштаб международных культурных обменов, художественной копродукции, участия в значительных международных и российских культурных проектах (фестивалях, конкурсах, изданиях, акциях); нерегулярность, незначительный масштаб и невысокий качественный уровень PR-кампаний и культурной рекламы [63; 49, c.73].

Содержание сформулированных проблем основных функциональных сфер культуры и досуга определяют систему задач по развитию этих сфер.

  • обеспечение развития материально-технической базы культурного производства и ее эффективности;
  • обеспечение развития институций (учреждений) культурного производства: модернизации, совершенствования и развития организационно-управленческой структуры (механизма) уже существующих и создания новых эффективно работающих институций;
  • развитие системы муниципального управления сферой культурного производства: управленческого обеспечения и стимулирования модернизации, совершенствования и развития творческих процессов, роста их интенсификации, разнообразия и ценностного качества.

В стратегии развития, представляется важным выделить два связанных друг с другом, но различных «плана», или стороны рассмотрения. В контексте целей самого Предложения этистороны носят одновременно и аналитический, и программно-проективный характер, ориентирующий субъектов управления на определенные осмысленные и постоянные практически-управленческие действия.

Первая сторона: общие, универсальные для всех функциональных областей культурной сферы методологические и предметно-деятельностные подходы, ориентиры и идеи. Вторая сторона: подходы, ориентации и идеи к необходимым конкретным предметным направлениям развития культурной сферы и ее управленческой поддержки. В этом разделе рассмотрим первую сторону. В следующем – вторую, причем выделим среди множества объективно необходимых направлений самые значимые и, потому, практически приоритетные.

Начнем с методологических подходов. Первая необходимая мера для развития культурно-досуговой сферы – «внедрение», освоение субъектами правильной, научно и практически обоснованной методологии.

  • Необходимость системного подхода на всех уровнях функционирования отрасли, сверху донизу. Существует масса объективных причин, мешающих его полноценному применению, начиная с вечной нехватки средств на все необходимое и задуманное. Субъективных факторов-препятствий – не меньше.

Системный подход предполагает видение всех входящих в систему и участвующих в процессе «объектов» (включая и субъектов), понимание их конкретной роли («назначения») в нем и возможностей. Управленчески это требование всесторонности очень важно, особенно в контексте неизбежно возникающей в силу ограниченности возможностей задачи выбора приоритетов: даже самые главные и на сегодня наиболее значимые компоненты системы не могут заменить других, сейчас кажущихся второстепенными. И, значит, о них и их нуждах тоже нельзя забывать, дабы, решая одну проблему, тут же самим не породить другие, возможно, еще более сложные.

Системный подход требует анализировать и учитывать многочисленные взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами и уровнями системы, а также между системой и ее внешней средой (конкретными составляющими последней, в частности). В глобализирующемся мире такой средой выступает вся мировая социокультурная реальность, ее тренды, процессы, субъекты и т.п. Все это – факторы, влияющие на «нашу» систему.

  • Рациональный управленческий подход к любым самостоятельным подсистемам и компонентам культурно-досуговой сферы. Он требует увязывать количество и качество любых муниципальных инвестиций в их функционирование и развитие с реальной значимостью, или системной эффективностью результатов их деятельности.

Стратегическая цель региональной культурной политики – обеспечить реальный доступ к культурным ценностям всем социальным группам и категориям населения, стимулировать многообразие субъектов культурной жизни, привести культурную инфраструктуру в нормативное и функционально-содержительное соответствие задачам, которые возникают сегодня в связи с наиболее острыми социальными и личностными проблемами. Данная цель уточняется и конкретизируется на уровне целей-задач, включающих:

  • создание «зон» духовного и интеллектуального роста, способных сберечь и расширить слой национальной и духовной элиты, обеспечить преемственность духовно-нравственных традиций культуры территории;
  • расширение социальной базы культурной жизни, стимулирование и поддержка социально-культурных инициатив и создание условий для общественной востребованности самодеятельной активности населения территории;
  • развитие инфраструктуры культуры как системы условий создания, сохранения и воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и творчества, оптимизации досуга населения;
  • создание системы экономических, правовых и иных условий, способствующих саморазвитию и самоорганизации социокультурной жизни;
  • инициирование и поддержка социальных институтов и учреждений, деятельность которых направлена на содействие населению в решении социальных, социально-психологических, социально-культурных и иных проблем;
  • поддержка спонсорства и благотворительности, разработка и реализация культурных программ.

Именно эти три характеристики результативности деятельности: количество, качество и общественно значимое влияние, что подразумевает и значительный охват социальной аудитории, должны стать критериальными основаниями для оказания муниципальной финансовой (и иной материальной и нематериальной) поддержки учреждениям и начинаниям в культурной сфере.

Также, в рамках диссертации диссертантом было проведено социологическое исследование в апреле 2016 года. Целью социологического исследования было на основе анализа структуры и содержания досуговых интересов и потребностей населения г.о. Самара разработать рекомендации для учреждений в сфере культуры. По результатам полученных данных были составлены рекомендации для органов управления культуры.

  1. Главным субъектом в формировании досуговых интересов и потребностей населения должны выступить органы власти, органы управления культуры различных уровней, культурно-досуговые и образовательные учреждения. В процессе организации досуговой деятельности населения необходимо иметь представление о содержании и структуре досуговых интересов и потребностей населения и факторах, на них влияющих. Это обуславливает необходимость перехода от ситуативного, во многом интуитивно обусловленного подхода в управлении сферой досуга к стратегическому управлению с ориентацией на долгосрочную перспективу на основе научно-обоснованных прогнозных социологических исследований.
  2. Необходимо сформировать и осуществлять комплексную государственную политику в сфере досуга с учетом единых приоритетов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Одним из главных компонентов этой политика должна быть координация усилий органов муниципального управления, органов управления культурой и образованием, учреждений культуры, меценатов и спонсоров по повышению качества досуга.
  3. Деятельность органов власти, общественных организаций, учреждений культуры, образовательных учреждений должна быть направлена на обеспечение единства управленческого, социально-психологического и воспитательного влияния, на развитие и формирование единого пространства, которое не возникает спонтанно, а является следствием специальной деятельности по его проектированию.
  4. Эффективность работы культурно-досуговых учреждений во многом зависит от активизации экспериментальной научно-исследовательской работы в учреждениях культуры, создания научно-исследовательских площадок. Решение проблем организации массовых форм досуга населения во многом определяется поиском и внедрением новых маркетинговых, возрастных, этнокультурных технологий в таких учреждениях как театры, музеи, кинотеатры, дворцы культуры.
  5. Представляется необходимым изменить формы собственности в сфере культуры, шире внедрять частные инициативы в культурно-досуговую сферу. На муниципальном уровне осуществить комплекс мер юридического, социально-экономического и культурно-просветительского характера.
  6. В учреждениях культуры рекомендуется разработать систему реальных мер по повышению информационной и материально-технической базы культурно-досуговой сферы. Залогом успеха деятельности учреждений культуры должно явиться использование современных рекламных, мультимедийных технологий. В свою очередь, это требует привлечения частного капитала в культурно-досуговую сферу.
  7. Необходимо обратить внимание на поддержку программ организации досуга, реализующих доступные, развивающие формы проведения свободного времени. Предлагается разработать систему отраслевых грантов по поддержке социально значимых инновационных проектов в культурно-досуговой сфере.
  8. При стратегическом планировании досуга населения внимательно подойти к организации молодежного досуга. Организовать их проведение досуга таким образом, чтобы они перешли от «потребляющих» к «производящим культуру» формам досуга. Более целенаправленно создавать совместно со СМИ познавательные, развивающие, обучающие программы, облегчающие процесс социализации молодежи.
  9. Уделить внимание изменению системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов культурно-досуговой сферы.

Расширить социальную базу культурной жизни, стимулировав и поддержав социально-культурные инициативы, а также создать условия для общественной востребованности самодеятельной активности населения как пространства творческой самореализации и среды.


Страницы:   1   2   3   4