Меню Услуги

Совершенствование муниципального управления в сфере культуры, искусства и досуга г.о. Самара

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И ДОСУГА
  • 1.1. Сущность муниципального управления в сфере культуры, искусства и досуга
  • 1.2. Нормативно-правовая база муниципального управления в сфере культуры, искусства и досуга
  • 1.3. Организационно-управленческие модели в сфере культуры, искусства и досуга
  • 1.4. Международное сотрудничество в культурно-досуговой сфере
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА НА ПРИМЕРЕ Г.О. САМАРА
  • 2.1. Основные показатели и проблемы развития в сфере культуры, искусства и досуга
  • 2.2. Современные направления муниципального регулирования в сфере культуры, искусства и досуга
  • ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА В Г.О. САМАРА
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И ДОСУГА

1.1. Сущность муниципального управления в сфере культуры, искусства и досуга

Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории.

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44) [1]. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры [2].

Культура это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях [51]. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

С понятием «культура» тесно связаны такие понятия, как культурные ценности, культурное наследие, культурные блага, культурная деятельность. Рассмотрим их более подробно [52].

Культура всегда была специфической областью, в ней всегда очень активно действовали механизмы саморазвития, а устанавливаемые государством ограничения преодолевались в особых формах.

В своем этимологическом значении понятие «культура» восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. В античном сознании культура отождествлялась с образованностью, в эпоху средневековья – способность человека раскрыть собственный творческий потенциал любви к Богу, в эпоху Возрождения – культура выступает как активное творческое начало в человеке, который тяготеет к гармоничному, возвышенному развитию [25].

Культура как целостная и сверхсложная система обладает высокой способностью самоорганизации. Поэтому с давних времен и по сей день ведутся споры, можно ли управлять культурой.

Тем не менее издавна существовали институты, регулирующие культурную жизнь, главными среди которых сначала стали государство и церковь – основные заказчики произведений искусства, покровители художников, мыслителей и одновременно цензоры определенных форм и направлений. С возникновением рыночных отношений значительную роль в регуляции культурных процессов начал играть рынок.

«Продвинутые» трактовки культурной политики связаны с пониманием ключевой роли культуры в общественном развитии. В последнее время укрепляется понимание того, что развитие общества начинается в культуре, которая определяет пути развития и образ будущего, воздействует на мысли, представления, поведение людей, являясь источником изменений и новых путей организации общественной жизни.

В условиях общественной трансформации методы, средства и формы управления культурой требуют значительной корректировки. Происходит смещение акцентов с директивного управления на создание условий для саморазвития культуры и культурных потребностей, распределение ресурсов, партнерство с различными субъектами культурной деятельности.

Важнейшее значение приобретает обеспечение устойчивости национальной культуры под влиянием глобализационных процессов. В современной модели регуляции социокултурных процессов учитывается стремление к культурной самобытности, интерес к местной специфике.

Символы, идеи, товары и люди вовлечены сегодня в глобальный круговорот. Наблюдается ускорение потоков информации, повышение интенсивности, объема и скорости культурного взаимодействия, усиление плотности символической среды, окружающей человека.

Город представляет собой социально – пространственную форму существования общества, вещественно и социально организованную среду жизни, определенную социальную общность. Город относится к социально – территориальной общности, которая характеризуется множеством особенностей, влияющих на социокультурную ситуацию [26]. Динамика производственных процессов, окружающий человека предметный мир, экологическая среда, информационное воздействие, особенности социальной структуры – все это неоднозначно воздействует на культуру и человека. Одни факторы стимулируют повышение образования и культуры личности, другие ставят перед ней неразрешимые проблемы самоопределения, третьи вызывают психические напряжения и дискомфорт, стрессы и нервные срывы.

Городская среда влияет на социокультурную ситуацию, которая характеризуется усложнением, проявляющимся в интенсивности, многообразии и динамизме происходящих изменений в культуре. Положительное значение этих процессов связано с возможностью самореализации личности. Однако у человека ограничены способности восприятия, осмысления и систематизации информации. Люди по-разному относятся к сложным процессам в городской культуре и опираются в своей жизнедеятельности на разные социокультурные образцы.

Для личности актуальной становится возможность самоопределения. При этом одни ориентируются на привычные культурные ценности и нормы, другие опираются на новизну. В ответ на возникшую ситуацию они выстраивают актуальные ценности и нормы, освобождаются от устаревших. Но не всякое новое в практике оказывается положительным. Наиболее целесообразна ориентация на сохранение традиций и реорганизацию своей жизнедеятельности с учетом данной социокультурной ситуации.

Существенную роль в развитии города играет микросреда местного сообщества – та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе социальной деятельности.

Микросреда – это, прежде всего, поле активной социальной деятельности личности, объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми [48]. Сегодня все более острой становится проблема выживания и воспроизводства в городской среде человека здорового физически, психически и нравственно. Местное сообщество должно делать все для обеспечения комфорта и гармонии каждого человека, формировать благоприятную духовно-культурную микросреду.

Культурные ценности нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты [3].

В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения [4].

Культурное наследие это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации [4].

Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом федеральным законодательством при условии сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности, сохранения профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения.

Культурные блага услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей [34, с. 36].

Культурная деятельность деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей [34, с. 42].

К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности:

– культурно-просветительская деятельность;

– театрально-концертная деятельность;

– цирковая деятельность;

– декоративно-прикладное искусство;

– библиотечное дело;

– музейное дело;

– историко-архивная деятельность;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

– кино-видеопроизводство;

– изобразительные искусства;

– содержание и реставрация памятников истории и культуры;

– радио и телевидение;

– краеведение.

Формирование и осуществление осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей [42, с. 116].

Теперь рассмотрим понятие «досуг». В последнее время значительно возросло внимание ученых к досуговой деятельности. Это подтверждается увеличением количества научных работ, посвященных рассмотрению данной проблемы (Л.А. Акимова, Б.А. Грушин, Г.Е. Зборовский и др.) [31, 33]. Однако неодназначность терминологии, недостаточная обоснованность классификации видов и функций досуга, и, главное – существование в научной литературе множества определений досуговой деятельности, отсутствие строгих критериев, позволяющих определить ее содержательную наполненность, дает право утверждать, что на сегодня данная проблема недостаточно исследована в отечественной науке.

Большинство современных российских научных школ считает досуговую деятельность частью социально-культурной деятельности. Обратимся к термину «социально-культурная деятельность». Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников в учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» утверждают, что социально-культурная деятельность по существу моет рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей [35, с 54]. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения».

По определению отечественного исследователя Г.А. Аванесовой, под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений [25, c. 56]. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даль дает следующую характеристику человеку в условиях досуга: «досужий – умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела, или мастер на все руки» [40, c. 48]. Практически до начала XX в. понятие «досуг» трактовалось как достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время. Современное значение интересующего нас понятия появляется в Советском энциклопедическом словаре: «Досуг – часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат» [41].

Н.Ф. Максютин утверждает, что досуговая деятельность является «специализированной подсистемой духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющий социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их творческое освоение людьми в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности» [37, с. 24].

Обыденное восприятие досуга зачастую ассоциируется со свободным от работы временем. В современных энциклопедиях и справочниках понятия «досуг» и «свободное время», как правило, также уравниваются между собой. Однако ученые-исследователи и менеджеры, работающие в области организации досуга населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связаны между собой. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики. Для досуга можно отвести место в «свободном времени», но свободное время можно не посвящать досугу.

Категория «досуг» в своем первоначальном значении восходит к древнегреческой культуре. Досуг был важной составляющей жизни индивидов, занимал одно из центральных мест в системе социальных институтов, восхвалялся Сократом и являлся, по его мнению, «драгоценным состоянием» и неотъемлемым свойством жизни древнегреческого общества. Аристотель считал «художественный и эстетический досуг наивысшей добродетелью или, по крайней мере, путем к ней» [43, с. 74]. Таким образом, понятие «досуг» в античном мире характеризовало счастье, крепкую государственность, порядок и гармонию во взаимодействии индивида с внешним миром.

Кроме того, досуг в его античном понимании был мерой оценки не только человеческого в человеке, но и сверхчеловеческого божественного. Критерием для подобной оценки являлись мудрость, интеллектуальное развитие, достигаемое в досуговое время. Поэтому свобода мысли, творческого воображения, созидающая человека в человеке и приближающая его к подобию бога, являлась ключевым смыслом и целью досуга. И в этом контексте, по мнению современного исследователя С. В. Андреевой, феномен досуга был родственен тому смыслу понятия «игра», который вкладывал в него нидерландский историк культуры Й. Хейзинга. Согласно его концепции игра – более древнее состояние мира, чем культура, первородное по отношению к человеку, присущее животным и являющееся фактором превращения неразумного примата в человека [50, с.42].

Исходя из всего вышесказанного, С.В. Андреева делает вывод о том, что сущностью досуга является игра как свободное действие, сопровождающее человека осознанием «иного бытия». В своей статье «Феномен досуга: история и современность» она пишет: «Современное досуговое время неоднородно и протекает в трех параллельных плоскостях – реальной, виртуальной и идеальной. И хотя в досуговом пространстве эти плоскости зачастую смешиваются, но вместе с тем они находятся как бы в обособленном состоянии от общественного бытия, как игра по концепции Й. Хейзинги [50, с.43]. По этому принципу Хейзинга сравнивает игру с неким «сакральным действием», священным культовым актом. Это, в свою очередь, определяет досуг как сакральное игровое действие, осуществляемое в мире реального бытия» [50, с.45].

Если посмотреть на феномен досуга с ценностной точки зрения, то главной аксиологической характеристикой данного феномена является самореализация личности. Иными словами, то, как человек проводит свободное время, говорит не только о его склонностях, интересах, деятельностной направленности, уровне интеллектуального и духовного развития, но и о том, в каких направлениях он хочет развиваться и самосовершенствоваться.

Другими важными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. Также в жизни общества досуг ценен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечений и т. д. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

Виды досуговой деятельности человека можно условно разделить на три группы:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1) просто отдых (игры, развлечения, созерцание и т. д.);

2) просвещение (усвоение, потребление культурных ценностей);

3) творчество (техническое, научное, художественное).

Многие исследователи занимаются выделением функций досуга. Однако их окончательная систематизация, к сожалению, еще не проведена. Таким образом, мы имеем достаточно фрагментарную картину вышеупомянутых функций. В целом, досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды.

В основном в современной литературе упоминают пять следующих функций досуга [50, с. 27]:

1) развлекательную,

2) компенсаторную,

3) познавательную;

4) развивающую;

5) рекреативную.

Развлекательная и компенсаторная функции реализуются путем создания для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Поскольку в утилитарных областях практики человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.

Особо следует выделить развивающую и познавательную функции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализации и индивидуального развития личности досуг приобретает огромное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в меньшей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых подобные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторичной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наибольшим эффектом.

Российский исследователь С. Ю. Гацук упоминает рекреативную функцию досуга, которая способствует снятию физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановлению сил посредством активного отдыха. Без реализации этой функции у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни [47, с.393].

1.2. Нормативно-правовая база муниципального управления в сфере культуры, искусства и досуга

Культурная деятельность – деятельность по сохранению культурного наследия, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ. К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности: Культурно-просветительская деятельность; театрально-концертная деятельность; цирковая деятельность; декоративно-прикладное искусство; библиотечное дело; музейное дело [2]. Формирование и осуществление осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей.

К полномочиям федерального уровня власти относится определение политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности государственных учреждений культуры [12].На уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области культуры и искусства, разрабатываются особые целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства [12]. Муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной политики. Федеральный закон 2003 г. [4] относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения. К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора).

Объем отдельных государственных полномочий в области культуры органов власти различного уровня зафиксирован в Конституции РФ, а также в ряде федеральных законов (Законе РФ от 09.10.15 № 3612-1 «Основы законодательства в Российской Федерации о культуре» (с изм.), федеральных законах от 17.06.16 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», от 06.01.15 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах», от 25.06.15 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия и памятниках истории и культуры народов Российской Федерации» и др.) и касается всего спектра культурной деятельности в отношении сохранения материального и нематериального культурного наследия, развития национальных культур[1, 2, 3,7]. Это важно, поскольку наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями производится соответствующим законом субъекта РФ и сопровождается согласно Федеральному закону от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Бюджетному кодексу РФ необходимыми для их осуществления материальными и финансовыми ресурсами [5]. Однако законодательство лишь декларирует комплекс действий по управлению ресурсами культуры в целях обеспечения государственной культурной политики на муниципальном уровне. Фактически же муниципальные образования осуществляют государственные полномочия в сфере культуры за счет собственных средств и ресурсов (по поддержке народных художественных промыслов, местных национально-культурных автономий и др.) [6]. Разработка целевых программ и создание общественных фондов. Среди мер по сохранению полномочий в сфере культуры в муниципальных образованиях должны быть предусмотрены целевые программы культурного развития муниципальных образований, либо раздел о культуре в программах комплексного социально–экономического развития муниципальных образований (п. 5 ст. 17 Закона № 131ФЗ), а также пути их выполнения. Органы управления культурой уровня субъекта РФ должны способствовать созданию в муниципальных районах и городских округах общественных фондов поддержки культуры (п. 1 ст. 69 Закона № 131ФЗ), что, однако, не везде поддерживается чиновниками и мало реализуется на практике [6].


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4