Курсовая работа по теме: Проектирование процесса познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки. В современных условиях модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса и повышению развивающего эффекта образовательной работы с детьми, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка. Очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, к ценностям великой русской народной культуры.
Современные тенденции развития системы дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Основным механизмом таких перемен является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольных образовательных учреждений. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить … воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
В Конвенции о правах ребенка (статья 29) говорится: «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной…». В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования говорится, что «познавательное развитие направлено на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Важной задачей дошкольного образовательного учреждения является создание условий для разностороннего развития ребенка до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Задача решается на основе использования разных методов и средств активизации целенаправленной деятельности художественно — эстетического воспитания детей, обеспечивающих развитие творческих способностей детей, базовых культурно — эстетических и этических качеств его личности, а также социальное развитие ребёнка. С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры.
Какую же роль играет народная культура, и, в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Прежде всего, следует сказать, что человек, не знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого народа увидеть его самобытность и уникальность.
В детском саду № 409 было проведено анкетирование педагогов по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры». (См. приложение 1). Анкетирование позволило выяснить, что мешает или ограничивает возможности педагогов повышать свой профессиональный уровень, развивать свой творческий потенциал. В анкетировании приняли участие 15 педагогов. Анализ позволяет сформулировать следующие выводы:
— Все педагоги знают задачи патриотического воспитания, при этом систематизировать свою работу могут педагоги, имеющие стаж педагогической работы не менее 10 лет;
— Имея теоретические знания о формах и методах патриотического воспитания, не могут подобрать виды совместной деятельности и формы работы с родителями.
Проанализировав анкеты по данной теме, мы пришли к заключению, что важной задачей дошкольного образовательного учреждения является создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребенка, его творческих возможностей. Мы провели анкетирование родителей. (См. Приложение 2). Выяснилось, что родители не имеют глубокие знания о культурном наследии своих предков. Но практически все родители желают, чтобы дети знали об истории своего родного края, о народных промыслах и т.д. Таким образом, формирование знаний детей старшего дошкольного возраста об элементах культуры является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования знаний об элементах культуры очень важно давать детям начальные знания о народе, обычаях, истории, культуре. Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к народной культуре является народная игра.
Игра как ведущий вид деятельности детей оказывает определяющее влияние на развитие ребенка. Народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у детей способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Посредством игр ребенку прививается уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществляется приучение его к правилам поведения. Игры для детей — серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Народные игры, сочетая в себе радость движения и духовное обогащение, формируют у ребенка устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре и этносу, ее создавшему. Они служат эмоционально-положительной основой для развития нравственных чувств и объединены направленностью на приобщение детей к добру и взаимопомощи, то есть универсальным ценностям. Это подтверждается тем, что имеются определенные виды игр, которые у разных народов, зачастую далеких географически, носят разные названия, но имеют одинаковые правила и используют одни и те же игровые предметы (И.А. Качанова).
Объект исследования: процесс формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста о праздниках народного календаря.
Предмет исследования: праздники народного календаря в процессе формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста.
Контингент: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Методологической основой нашего исследования послужили работы, затрагивающую тему ознакомления с родным краем, народным творчеством (К.Д Ушинский, М.И. Богомолова, В.А. Сухомлинский, А.П Усова, Р.И. Жуковская, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина), связанные с изучением русского фольклора (В.Н. Афанасьев, В.И. Даль, Т.В. Зуева, Ф.И. Буслаев).
Методы исследования:
- анализ литературы по проблеме формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста об элементах народной культуры;
- изучение и анализ программы ДОУ;
- подготовка и проведение анкетирования педагогов и родителей по знанию народной культуры;
- беседы с детьми о праздниках народного календаря.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 409».
Материалы исследования могут быть использованы воспитателями МАДОУ «Детский сад № 409» для приобщения детей к народной культуре.
Глава 1. Теоретические основы формирования знаний детей старшего дошкольного возраста о праздниках народного календаря
1.1. Понятие и особенности народной культуры
Народная культура — это традиционная культура, которая включает культурные пласты различных эпох, начиная с глубокой древности и заканчивая настоящим временем. Субъект народной культуры — это народ — коллективная личность, означающая объединение индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Принадлежность к определенному народу связана с формированием и функционированием феномена народной культуры в этническом сообществе или социальной группе и различных общностях. Проявлениями народной культуры является самоидентификация индивида или группы с определенным народом, его традициями в поведении и действиях, обычаях, культурных эталонах и общественных норм. Функционирование народной культуры является неотделимым от жизни, труда и быта народа [11].
С.Б. Фадеев в контексте своего исследования под народной культурой понимает «совокупность материальных и духовных ценностей, надбиологических программ деятельности, создаваемых, хранимых, передаваемых и творимых народом с целью собственного прогрессивного развития, в которых интегрированы артефакты разных видов социальной культуры, в том числе гендерной» [34].
Сущность народной культуры заключается в сохранении и продолжении народных традиций, норм и эталонов. Компоненты, содержащиеся в русской народной культуре, несут важную информацию о вопросах воспитания, отношений между людьми, отношения к Родине. Этот факт позволяет назвать народную культуру ее системообразующим фактором в формировании нравственно-этических установок и воспитании патриотизма в современном мире.
Элементы народной культуры по исполнению подразделяются на индивидуальные (рассказ легенды), групповые (танец или песня), массовые (карнавал). У народной культуры имеются внутренняя и внешняя сторона. Внутренняя сторона является отражением уважения к истории, к Родине. Она является характеристикой патриотических настроений народа. Внешняя же сторона выражается в конкретных произведениях, обрядах.
Особенностями народной культуры являются:
1) Традиционность – ключевая черта народной культуры. Ценности и нормы народной культуры определяются именно ее традициями. Как правило, обычаи и сопротивление инновациям формируют традиции. Более того, социальный механизм передачи ценностей и норм народной культуры – это именно традиции.
2) Коллективное творчество, для которого характерно практические полное отсутствие различий между потребителями и творцами. Это объясняется тем, что зритель довольно часто становится активным участником творческого процесса. Коллективностью также определяется анонимность, присущая творчеству.
3) Синкретичность (неразделенность явлений), которая проявляется в смешении разных видов искусства, художественной и практической деятельности. В качестве примера можно привести фольклор, являющийся как литературой, так и системой знаний.
4) Образная интерпретация опыта. Для народной культуры не характерно использование логических форм изложения знаний, доказательств. Характерно использование мифопоэтических образов и символов.
5) На сегодняшний день отличительной чертой народной культуры стал ее непрофессиональный характер. Несмотря на неспециализированность культурной деятельности, народная культура, отличается высоким уровнем мастерства [24].
Как указывает Баранникова О.И., народная культура является одним из наиболее значимых средств личностного развития и используется в этом качестве с целью патриотического, нравственного, трудового, художественно-эстетического, умственного, физического, интернационального воспитания дошкольников, что свидетельствует о ее универсальном воспитательном потенциале [7].
Феномен народной культуры представляет особый интерес в воспитательном процессе. Знание аспектов народной культуры и приобщение к ней позволяют более глубоко осознать процессы, происходящие в обществе, почитать и уважать традиции, развивать у детей осознание принадлежности к собственной культуре и к родному народу, воспитывать патриотизм. Формирование духовных и нравственных особенностей личности ребенка происходит посредством изучения им социально-исторического опыта людей в процессе практической деятельности, освоения общественно-этических норм и гуманистических отношений в общем. Подобные нормы нашли свое отражение в народных традициях и являются образцами, в которых сконцентрированы наилучшие качества человека, его моральные установки и эталоны, характерные для социума.
Посредством приобщения ребенка к изучению народных традиций обеспечивается развитие его познавательного интереса. Это осуществляется в процессе освоения эталонов поведения и деятельности, имеющихся в народной культуре и традициях, детьми старшего дошкольного возраста, когда маленький человек открыт для восприятия общественных образцов. Ребенок в это время стремится к изучению социальных ценностей. В то же время ребенок испытывает трудности в процессе самостоятельного осмысления и освоения нравственного эталона общественно-этических норм поведения по причине ограниченных условий, предоставляемых ему социальной средой и воспитанием. Народная культура, духовные традиции выступают реальными, веками проверенными и отточенными регуляторами развивающегося самосознания маленького человека [13].
Посредством знакомства с народной культурой становится возможным наиболее простое и одновременно с тем полное и всестороннее духовное развитие подрастающего поколения. Приобщая детей с самого раннего возраста к народной культуре, родители тем самым развивают генетическую и культурную память детей и развивают их духовный потенциал. Народная культура имеет воспитательный характер, давая детям уроки нравственности и духовной образованности. Посредством целенаправленного ознакомления дошкольников с особенностями народной культуры становится возможным развить их творческий потенциал, творческое самовыражение ребенка, сформировать этические нравственные ценности, лежащие в основе народной культуры и духовного развития. Народная культура гармонизирует социальную среду, укрепляет взаимоотношения поколений. Важнейшей задачей ее также является развитие у ребенка способностей осознавать собственную принадлежность к какой-либо культуре. По мнению Смирновой О.Е. именно в произведениях традиционной русской народной культуры заложены возможности для приобщения ребенка к народным истокам. Это становится возможным через использование отдельных компонентов традиционной народной культуры: родное слово, песня, обряды, фольклор, древнерусская литература, пословицы, народные игры, народные художественные промыслы и т. д. [15]
В процессе погружения ребенка в изучение народной культуры формируется фундамент, который впоследствии станет основой формирования его эстетических и нравственных идеалов. Именно это является отправной точкой в процессе формирования этнического самосознания, национального характера. «Одним из средств, обеспечивающих целостное развитие человека в период дошкольного детства, является народная культура, имеющая высочайший воспитательный потенциал в силу своих специфических особенностей: доступности детскому восприятию, яркости и колоритности элементов, синкретичности, созвучности витагенному опыту. Ее развивающие возможности детально изучены по отношению к задачам эстетического, умственного, патриотического, трудового воспитания дошкольников. Вместе с тем, воспитательный потенциал народной культуры как педагогического средства не рассматривался до сих пор в процессе формирования гендерной толерантности детей дошкольного возраста» [10].
С.Б. Фадеев также считает народную культуру одним из важнейших средств развития всестороннего личности. Народная культура может быть использована с целью нравственного, физического, патриотического, художественно-эстетического, трудового, интернационального и умственного воспитания дошкольников, что является показателем ее универсального воспитательного потенциала. Роль и значение народной культуры в сохранении важнейших традиций народа, в осуществлении принципа преемственности поколений и их общественных норм, в реализации взаимодействия различных культур крайне высока. Именно поэтому феномен народной культуры имеет огромный потенциал для использования ее в процессе воспитания и формирования морально-этических установок у детей старшего дошкольного возраста. Это также связано с тем фактом, что народная культура является доступной для детей в силу своей «простоты» и понятности детям указанной возрастной группы [34].
Л.В. Любимова также отмечает, что воспитательный потенциал народной культуры не исчерпывается традиционным влиянием на художественное, эстетическое, познавательное, речевое и физическое развитие. Перспективы педагогического использования феномена народной культуры гораздо более велики. Например, воспитание посредством изучения народной культуры может использоваться как инструмент становления важнейших компонентов гражданственности, таких как патриотизм, толерантность, правовая воспитанность у детей дошкольного возраста [21].
Терехова О.П. считает, что включение русской народной художественной культуры в воспитательный процесс позволяет решать блок важнейших задач в формировании патриотизма [32]:
- воспитание любви к Отечеству;
- воспитание уважительного отношения к согражданам;
- воспитание чувства гражданина, которое проявляется в готовности служить Родине, защищать ее;
- воспитание чувства дружбы народов России;
- воспитание любви к родному языку, культуре и истории своего народа, малой Родине.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы:
|
Скриншоты работы: |
|
|---|---|
|
|
|
