1 2
Введение
Происходящие в обществе социально-экономические процессы актуализируют потребность в гармоничной и всесторонне развитой личности, способной осуществлять активную деятельность. В этой связи чрезвычайно важным является выявление психологических факторов, оказывающих влияние на развитие личности. Известно, что личность формируется в деятельности.
Следует отметить, что различные виды деятельности, осуществляемые личностью, по-разному влияют на ее формирование и развитие. Особое место в этом процессе занимает творческая деятельность. Каждый день мы сталкиваемся с различного рода проблемами, которые требуют творческого отношения, творческого мышления и креативности, лежащие в основе многих видов деятельности.
Развитие творческого потенциала является необходимым условием развития личности, ее самореализации и профессиональной успешности.
Объектом исследования в работе является процесс развития творческих возможностей специалиста.
Предметом исследования в работе выступают личностные характеристики людей творческих профессий.
Гипотеза исследования. Для людей творческих профессий характерны такие черты личности, как: самоуверенность, доминантность, конфликтность, нетрадиционность и независимость.
Целью данной работы является исследование личностных характеристик людей творческих профессий.
Исходя из поставленной цели, в рамках данной работы, предполагается решение следующих задач:
— изучить понятие творческой профессии в современной психологии;
— выделить психологические черты и особенности творческой личности;
— рассмотреть проблемы личности в процессе творческой деятельности;
— исследовать личностные характеристики людей творческих профессий;
— разработать рекомендации по развитию и совершенствованию творческих возможностей специалиста с учетом индивидуально-типологических особенностей личности.
В ходе исследования использовался комплекс психодиагностических процедур, который включал:
— анкетирование;
— 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла;
— опросник депрессивности Бека;
— тест на исследование тревожности STAI («State — TraitAnxietyInventory» Спилбергера);
— тест на оценку уровня творческого потенциала;
— тест «Дерево».
Для обработки эмпирических данных, полученных на первом этапе нашего исследования, использовались следующие методы математической статистики: проверка нормальности распределения результативного признака с помощью критерия Шапиро-Уилко; выявление различий в распределении признака, используя t-критерий Стьюдента; исследование взаимосвязи между признаками, используя коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Исследование личностных особенностей людей творческих профессий проводилось среди студентов старших курсов и выпускников высших учебных заведений: Российская Академия Художеств, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Театральная Академия, Колледж культуры и искусств — и нескольких человек, уже давно работающих в сфере творчества. Экспериментальную группу составили люди творческих профессий (n=24), получивших специальное образование (большей частью, художественное), средний возраст которых составляет 22,71 ± 5,36 лет. В структуре экспериментальной группы преобладают женщины – 62% от общей совокупности.
Контрольная группа набиралась из числа студентов и выпускников (молодых специалистов) Архангельского Государственного Технического Университета (АГТУ), Северного Государственного Медицинского Университета (СГМУ) и Поморского Государственного Университета (ПГУ), не занимающихся творчеством. Контрольная группа (n=22) состоит из людей нетворческих профессий, средний возраст которых составляет 21,77 ± 1,48 года. В структуре контрольной группы преобладают женщины – 58% от общей исследуемой совокупности.
Практическая значимость исследования представлена разработкой рекомендации по развитию и совершенствованию творческих возможностей специалиста с учетом индивидуально-типологических особенностей личности.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения личностных характеристик людей творческих профессий
1.1. Понятие творческой профессии в современной психологии
Психологический словарь определяет творчество как вид деятельности человека, направленной на решение новой задачи, создание чего-либо такого, что еще никем и никогда не было создано.
По Л.С. Выготскому, творчество – это деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью, вещью внешнего мира, или известным построением ума, или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке [10, c. 85].
С точки зрения другого известного психолога С. Л. Рубинштейна, творческой является всякая деятельность, создающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю всякого творца, но в историю развития науки, искусства и т.д. [27, c. 63].
Несколько иначе к определению сущности творчества подходят другие авторы которые рассматривают его (творчество) как важнейший механизм развития личности, как выход личности за определенные границы и необходимое условие для ее самореализации.
Сказанное позволяет рассматривать «творчество» как: во-первых, вид деятельности направленный на решение новой задачи; во-вторых, продукт, результат творческой деятельности; в-третьих, механизм развития личности и условие для ее самореализации. Несмотря на то, что человек способен творить в любой сфере деятельности, в общепринятом значении, значение слова «творчество» понимается всё же, как искусство — создание художественных образов с помощью разных способов их выражения.
В современном мире эти способы подразделяются на три группы:
— В первую включены те, которые воспринимаются визуально. Это изобразительное и декоративно-прикладное творчество.
Изобразительная деятельность – искусство отображения образов. Изобразительная деятельность включает в себя: скульптуру, живопись, графику, фотоискусство, архитектуру [18, c. 69].
Декоративно-прикладное творчество характеризуется изготовлением продукта, несущего как функциональную составляющую, так и художественную.
— Во вторую – способы выражения долговременного характера — художественная литература и музыка.
Музыкальное творчество определяется как искусство составления звуков и пения. Несмотря на то, что создание новых произведений доступно гораздо меньшему количеству музыкантов, талантливые исполнители также осуществляют творческую деятельность, привнося во исполнение собственную манеру и видение произведений.
Литература — вид творчества, в котором автор доносит идеи посредством слов. Литература — совокупность печатных и письменных произведений, отражающие действительность в художественных образах.
— В третью группу входят пространственно-временные способы выражения — это хореографическое, театральное, цирковое и киноискусство.
Хореографическое искусство. Танец выделяется в самостоятельный вид искусства, приобретает художественное и эстетическое изображение. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, манеры исполнения и хореографический язык. В процессе исторического развития появляются различные виды танца: классический танец, народный танец, бальный танец и современный танец. Балет объединяет в себе музыкальное, театральное и хореографическое искусство [22, c. 100].
Цирковое искусство – это вид искусства, предусматривающий демонстрацию силы, ловкости и смелости, включающий большие тематические представления.
Театральное искусство – это вид искусства, в основе которого лежит художественное отражение жизни, осуществляемое посредством драматического действия, исполняемого актерами перед зрителями.
Киноискусство самый популярный вид современного творчества. Экранизировать можно любой вид искусства, сделав его более интересным для восприятия, например, сочетая в одном произведении несколько художественных способов выражения: музыку, живопись и литературу.
Творческая деятельность позволяет человеку открывать новые способы решения сложных ситуаций, по-иному смотреть на сложившиеся жизненные обстоятельства. Кроме того, она выступает необходимым условием самореализации личности [30, c. 67].
Таким образом, можно говорить о том, что творческая деятельность и развитие личности в целом являются двумя взаимосвязанными и взаимовлияющими феноменами.
Определение особенностей влияния творческой деятельности на развитие личности предполагает выявление сущности и структуры личности.
Согласно представлениям А. Н. Леонтьева, личность есть особая реальность, заслуживающая особого предмета, «личность не есть простое биологическое единство, это есть высшее единство, историческое (общественное) по своей природе. Это единство — личность — не дано изначально. Человек не родится в качестве личности. Личность человека возникает в ходе развития его жизни» [18, c. 69].
С. Л. Рубинштейн отмечает, что «личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы» [27, c. 52].
Важное для психологической концепции личности С. Л. Рубинштейна положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, а также под влиянием внешних воздействий. Раскрывая это положение, С.Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, — от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, — тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним» [27, c. 41].
Действительно, каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности — не изначальная данность, они формируются и развиваются в ходе деятельности.
Общепринятым в психологии является определение личности данное А.В. Петровским. «Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде» [23, c. 57].
Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Взаимодействие оказывается возможным благодаря деятельности.
Существует множество других определений личности, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Большинство авторов единодушны во мнении о том, что обязательным условием формирования и развития личности является деятельность и взаимодействие с другими людьми. Принципиальным для нашего исследования является и вопрос о структуре личности. Здесь мы также найдем множество различных подходов.
С. Л. Рубинштейн определил личность как триединство: чего человек хочет, что имеет для него привлекательность (направленность как мотивационно-потребностная система личности), что может человек (его способности и дарования) и, наконец, что есть он сам (каков его характер) [27, c. 57].
Исходя из такого понимания, можно сказать, что личность есть способ соединения ее намерений, потребностей, мотивов с ее способностями и характером.
Представляет научный интерес структура личности Б. С. Братуся, который исходит из типичного для нее (личности) способа отношения к другим людям и самому себе. В этой структуре представлены 4 уровня: эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный (гуманистический) и духовный (эсхатологический) уровень.
Эгоцентрический уровень. Он определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу. Отношение к себе здесь как к единице, самоценности, а отношение к другим сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой личному успеху или нет. Если помогает, то он оценивается как удобный, хороший, если не помогает, препятствует, затрудняет, то — как плохой, враг [38, c. 87].
Следующий, качественно иной уровень — группоцентрический. Человек, тяготеющий к этому уровню, идентифицирует себя с какой-либо группой и отношение его к другим людям тесно зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Группа при этом может быть самой разнообразной, не только маленькой, узкой как семья, например, но достаточно большой, например, целая нация, народ, класс. Если другой входит в такую группу, то он обладает свойством самоценности (вернее «группоценности» ибо ценен не сам по себе, а своей принадлежностью, родством группе), достоин жалости, сострадания, уважения, снисхождения, прощения, любви. Если же другой в эту группу не входит, то эти чувства могут на него не распространяться.
Просоциальный (гуманистический) уровень. Для человека, который достигает этого уровня, отношение к другому уже не определяется тем лишь – принадлежит он к определенной группе или нет. За каждым человеком, пусть даже недалеким, не входящим в мою группу, подразумевается самоценность и равенство его в отношении прав, свобод и обязанностей. В отличие от предыдущего уровня, где смысловая, личностная направленность ограничена пользой, благосостоянием, укреплением позиций относительно замкнутой группы, подлинно просоциальный уровень, в особенности его высшие ступени, характеризуются внутренней смысловой устремленностью человека на достижение таких результатов (продуктов труда, деятельности, общения, познания), которые принесут равное благо другим, даже лично ему незнакомым, «чужим», «дальним» людям, обществу, человечеству в целом [15, c. 205].
Духовный (эсхатологический) уровень. На этой ступени человек начинает осознавать и смотреть на себя и другого не как на конечные и смертные существа, но как на существа особого рода, связанные, подобные, соотносимые с духовным миром. Как на существа, жизнь которых не кончается вместе с концом жизни земной. Иными словами — это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним.
Перейдем к рассмотрению взаимосвязи творческой деятельности и развития личностных характеристик. Этот вопрос требует отдельного исследования. Здесь мы остановимся лишь на отдельных высказываниях ученых о взаимосвязи двух указанных выше феноменов.
Рассматривая творческие потенции личности, Д.Б. Богоявленская в качестве единицы исследования предложила рассматривать интеллектуальную активность, которая соединяет в себе умственные способности и личностные характеристики, в первую очередь мотивационные [4, c. 63].
Ю. Н. Кулюткин и Г. С. Сухобская установили связь мыслительной гибкости с уровнем образования, отмечая, что образование повышает гибкость и подвижность мышления, мотивируя, таким образом, творчество.
Е.Л. Солдатова указывала на необходимость для творческой личности не только чувствительности к противоречиям и внутренней мотивации к деятельности, но и владение большим объемом информации и способности переносить освоенное на новый материал, использование альтернативных путей поиска информации.
Известные зарубежные ученые К. Роджерс и А. Маслоу считают, что важнейший мотивационный фактор творческого человека – это стремление к самоактуализации. Его они рассматривают как главный побудительный мотив творчества – стремление к развитию, расширению и совершенствованию.
Самореализоваться по А. Маслоу, значит стать тем человеком, которым в принципе он может стать, достигнув вершины своего потенциала. Самореализация не единичный акт, а процесс постоянного преодоления внутренних противоречий личности с целью полного раскрытия ее сил и способностей.
Представленные выше научные подходы позволяют нам предположить, что наряду с уровнями развития личности можно определить и уровни развития творческой личности. Мы считаем, что таких уровней может быть четыре и выделяются они на основе мотивационной направленности, творческой активности и деятельности (рис.1).
Рисунок 1 – Уровни развития творческой личности [25, c. 87]
Таким образом, можно отметить, что человек, обладающий постоянным осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию и самовоспитанию.
Расширение границ и возможностей своего сознания в творческой деятельности открывает перед человеком наиболее перспективные формы самоутверждения и самореализации, так как в процессе творческой деятельности основную роль играют не сами по себе результаты деятельности, а их психологическая переработка, становление внутреннего мира человека, когда открывается истинный смысл его жизни и деятельности, что и является результатом самореализации.
Выявление особенностей процесса влияния творческой деятельности на развитие личности, а также психологических механизмов этого процесса требуют дополнительного теоретического анализа и эмпирического исследования, что является целью данного исследования.
1.2. Психологические черты и особенности творческой личности
В современных условиях культурной и общественной деятельности особое место занимает повышение активности, инициативности, решительности для выполнения различных общественных и субъективно-личностных задач, возникающих перед личностью.
Процессы, запускающие и побуждающие деятельность человека сталкиваются именно с психологической проблемой активности, которая зачастую выступает в виде системы взаимосвязанных вопросов о внутренней и внешней мотивации, ее закономерностях, механизмах, условиях изменения и формирования [8, c. 74].
Множество теоретических и экспериментальных теорий, практик российских и зарубежных ученых в области психологии, социальной психологии, педагогике и других, занимались изучением модели концепции в понимании природы мотива и его структуры, механизмов мотивации, закономерностям проявления мотива, объяснению сути появления, его источников, с помощью которых происходит формирование и влияние на когнитивную сферу человека и различные виды деятельности.
Но единство заключается в том, как отмечал В. Вилюнас, что к психологическим аспектам мотивации человека относят: «Обычно и прежде всего к мотивации относят все то, что побуждает реально совершаемую активность: обобщенные и более конкретные жизненные цели, ради которых человек учится, работает, воспитывает детей, увлекается путешествиями—словом, достижению которых он посвящает свою жизнь. Полагается, что все, совершаемое человеком — как различные виды систематической деятельности, так и множество заранее не планируемых и зависящих от обстоятельств ежедневных действий — имеет свои мотивационные основания…».
Основная линия всех теорий показывает, что взаимосвязь когнитивных и творческих процессов личности, ее увлечений, которые тесно переплетается с внутренними мотивационными структурами.
Изучение и анализ системы взаимодействующих мотивационных факторов, условий и средств, позволяет рассмотреть процесс самомотивации, как осмысливание и изменение существующих объектов, создание и возникновение новых уникальных, значимых для себя смыслов, оценок [20, c. 74].
Механизмы формирования мотивации, позволяют раскрыть и понять вопросы деятельности человека, в том числе и творческой деятельности, которая включает в себя особое формирование умственных действий связанных с высоким уровнем знаний и логического мышления, интеллектуальной познавательной стратегии, влияние эмоциональной сферы.
Мотивационные механизмы оказывают влияние на внутренние познавательные процессы и побуждающие мотивационные действия, которые могут изменяться в силу различных факторов и условий, но и оказывают влияние на уровень развития и самопознания, психологического и физиологического состояния личности, формируют направленность деятельности человека.
Рассматривая модель мотивационной структуры человека, заметно и влияние самомотивации личности, с помощью которой формируется и проявляется интенсивность и результативность в любой деятельности.
Д. А. Леоньтев отмечал: «Любая деятельность может выполняться не ради ее самой, и любой мотив может вступить в подчинение другим, посторонним потребностям. «Студент может заниматься учебой для того, чтобы приобрести расположение своих родителей, но он может и бороться за их расположение, чтобы получить позволение учиться» [18, c. 63].
Изучение и анализ системы взаимодействующих мотивационных факторов, условий и средств, влияющих на деятельность человека, позволяет рассмотреть процесс мотивации достижения успеха, самомотивации, через осмысливание, рефлексию и изменение существующих объектов, создание и возникновение новых уникальных, значимых для себя смыслов, оценок.
Т. О. Гордеева в своих работах отмечала, что «мотивация достижения проявляется в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться, возможно, лучших результатов в области, которую он считает важной (значимой). В качестве деятельности достижения могут выступать интеллектуальная, спортивная, трудовая деятельность».
Осознание возникших трудностей и изменение дальнейших действий, в-первую очередь направленны на повышение уровня самомотивации человека и изменения его поведения, организации его деятельности. Причины недостатка самомотивации могут быть различны: плохое здоровье и переутомление, неверно поставленная цель и др. Но существуют моменты, когда откладываются важные дела или заменяются на простые, «склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам» — это процесс называется прокрастинацией. Поэтому главное — это сознательно отследить происходящие изменения, провести аналитический обзор причин, действий, ситуации [15, c. 80].
Умение анализировать помогает избежать эффекта прокрастинации и формирует вектор активности, движения вперед и появления новых инсайтов. Маслоу отмечал, что каждый человек стремиться «к самоактуализации: в самовыражении, реализации своего потенциала, в осознании бытия и инсайтов».
Золотая середина появляется тогда, когда наше сознание, ум ясен и понимание того, что и за чем делаете. Именно такое состояние может показать, на что ты способен, что можешь создать.
Причинами недостатка самомотивации могут быть плохое здоровье и переутомление, в том числе и неверно поставленная цель. Но существуют моменты, когда просто откладываются важные дела или заменяются на более простые, приводящие к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам, возникает процесс прокрастинации.
Причиной может быть страх перед выполнением дела, вызванный неуверенностью в своих силах или прошлым негативным опытом выполнения, тревожность, нежелание выполнять что-либо по различным причинам, может быть и самоограничение, когда человек боится достичь успеха. Такое встречается, как правило, с творческими, креативными личностями, стремящимися к успеху, созданию чего-то нового. Поэтому главное — это сознательно отслеживать и анализировать, формировать выходы на другой уровень восприятия, и как следствие создание или транслирования новой информации и продукта [36, c. 74].
Эффективная самомотивация характерна для тех, кто умеет изменять негатив в позитив, справляться с проблемами, четко видеть выгоды в выполняемой деятельности, обладает быстрым стартом, безотлагательное выполнением.
Осознание и применение человеком самопознания и рефлексии, способствует развитию личности в когнитивной и эмоциональной сфере, развивается различная деятельность человека, в том числе творческая (креативная).
В психолого-педагогической, воспитательной деятельности специалисты, как правило, опираются именно на поиск причин снижения мотивации, причин появления психологических трудностей в преодоления жизненных ситуаций, подбирают методики работы для повышения ресурсов человека через осознание возникших трудностей, создание паттернов эффективности, рекомендации дальнейших действий, направленных на повышение уровня самомотивации человека и изменения его поведения.
Людям с внутренней эффективной мотивацией присуще самоорганизовать свою деятельность так, как движение к цели без остановки, которое помогает добиваться стабильных и существенных успехов.
Во-первых, цель необходимо разбить на составляющие части, тогда она не воспринимается невыполнимой.
Во-вторых, важно перевести внимание на то, что поможет достигнуть назначенную цель и в-третьих, ежедневных улучшениях, наиболее эффективный путь продвижения: маленькими шагами, постепенно и результаты будут более стабильными. Нашему мозгу требуется одинаковое количество энергии для осуществления любого выбора, а при выполнении ежедневных действий повышается самооценка, радость, растет и уровень развития самомотивации [11, c. 57].
К основным методам, повышающих самомотивацию можно отнести следующие: научиться игнорировать все то, что отвлекает и осознать, что нужно; наглядное отображение ваших успехов; работать в атмосфере комфорта; цели четкие и обдуманные; идите вперед, даже если вы боитесь потерпеть неудачу, сделайте страх вашим союзником.
Творческий процесс тесно связан с такими психологическими процессами как самовыражение, самореализация и саморазвитие, в том числе самомотивация, но прежде всего внутренняя самомотивация, основанная на поступающей информации в психику человека через различные познавательные процессы, отражаясь субъективным образом, через внутреннее видение достижение поставленных целей. Это особое формирование мотивов и целей в деятельности человека. Это не инстинкты, выступающие источником активности, а мотивы, запускающие деятельность, определяя, что именно нужно личности в данный момент [6, c. 90].
В своих работах Д. А. Леонтьев российский психолог, профессор, специалист в областях психологии личности, мотивации и смысла объяснял, что «мотив «запускает» человеческую деятельность, определяя, что именно нужно субъекту в данный момент, но он не может придать ей конкретную направленность иначе, чем через формирование или принятие цели, которая и определяет направление действий, приводящих к реализации мотива» [18, c. 102].
Цель задает вектор действий мотивированных внутренними или с внешними, глубинными или поверхностными мотивами, связывает с потребностями и личностными ценностями.
Осознавая цель, будущий результат, мы осознаем и связь этого результата с тем, что нам в перспективе нужно. Важно, что осознавая, включается и процесс самопознание и рефлексии, размышление и самонаблюдение и этим не нужно пренебрегать. Осознание субъектом своего психологического состояния и того, как в действительности воспринимается и принимается другими, основа личностного роста, ответственного выбора, душевного и психосоматического здоровья [7, c. 60].
Без самопознания, размышлений и понимания важности, ответственности выполняемой деятельности не возможно построить процесс самомотивации. Бывает так, что мотивации и связанного с ней возбуждения, энергии может быть мало или много для продуктивной деятельности. Если не соотносить деятельность с ценностями и видением результатов или будущего, то восприятие поставленных задач становиться бессмысленным и появляется раздражение или пассивность, путь к прокрастинации. Когда же мы чрезмерно тревожимся из-за результата работы, ощущаем риск или боимся неудачи, реакции, как правило, из-за мотивации, которой слишком много.
Самомотивация и самоорганизация выступают в роли важного психического процесса развития личности, которые строятся на внутренних стимулах таких как, самопоощрение, понимание важности выполняемой деятельности и значимости происходящего процесса, ответственности, осознанной надобности в достижении желаемого, преодоление себя и отсутствие внешнего стимулирования [26, c. 12].
Самомотивация человека — это, прежде всего процесс внутреннего видения саморазвития и стремления к достижению определенных поставленных ценностей и основными ее компонентами являются: цель, мотивирующие факторы и ресурсы на осуществление.
Осознание и применение человеком самопознания и рефлексии, самоорганизации способствует развитию личности в когнитивной и эмоциональной, творческой (креативной) сферах.
Реализация подхода, основанного на творчестве и креативности, может рассматриваться в качестве важнейшего требования, позволяющего достичь высокой эффективности процессов обучения и воспитания. При этом необходимо помнить, что «творчество в профессиональной деятельности можно толковать как проявление свободы, но свободы как познанной необходимости. Детерминированность в этом случае не есть ограничение, а выступает условием существования свободы». Также важно понимать, что «особенность профессионального творчества состоит в том, что его результатом является, прежде всего, развитие личности, на которую направлены преобразовательно-творческие процессы».
На практике это означает необходимость поиска разумного баланса между потребностями творческой личности в самореализации, с одной стороны, и необходимостью обеспечения высоких стандартов его профессиональной деятельности, с другой стороны.
Залогом успеха в данном случае может считаться понимание аксиологических предпосылок развития профессии. Именно поэтому перспективным подходом нам видится рассмотрение творческой индивидуальности личности в рамках философско-культурологического анализа, который позволяет определить систему ценностей, положенных в основу поиска разумного баланса традиций и инноваций при осуществлении профессиональной деятельности по обучению.
Базисом любой деятельности можно считать ценности профессиональной культуры, которая призвана обеспечить не просто эффективность сотрудника, но также и служить ориентиром для соблюдения им высоких стандартов сферы приложения его труда. Поэтому, на наш взгляд, особое внимание следует уделять этическим детерминантам развития профессиональной культуры творческой личности. Такие люди постоянно взаимодействует со значительным количеством людей, при общении с которыми ему следует стремиться выстраивать индивидуальные стратегии, направленные не просто на передачу информации, но на учет личностных особенностей собеседника. Это касается взаимодействия как с подчиненными, так и с коллегами.
В данном случае появляются широкие возможности для реализации творческой индивидуальности, поскольку эффективность коммуникации как раз и зависит от его способности найти индивидуальный подход к своему собеседнику. И реализация подобных практик находится в русле этических требований, предъявляемых к представителям педагогической профессии, так как принятие личностных особенностей каждого означает, в частности, верное понимание учителем собственной миссии. При этом не стоит забывать и ту роль, которую эффективная коммуникация играет на современном этапе практически во всех сферах приложения труда, а не только в рамках обучения и воспитания представителей молодого поколения.
К примеру, практическим проявлением творческой индивидуальности педагога можно считать и его желание предложить каждому ученику индивидуальный путь освоения конкретной дисциплины. Это может оказаться очень трудным, но одновременно подобный подход предоставляет учителю широкие возможности для профессиональной самореализации. В данном случае особенно важным видится неукоснительное соблюдение баланса традиционных и инновационных подходов.
Нельзя полностью отказываться от хорошо зарекомендовавших себя путей организации учебного процесса, важно стремиться трансформировать их в соответствии с тенденциями общественного развития, а также адаптировать, принимая во внимание личностные характеристики учеников. Проявлением творческой индивидуальности педагога в обозначенном контексте может считаться его способность учитывать всю совокупность обозначенных факторов, принимать во внимание систему ценностей современного социума и особенности каждого обучающегося. Это является прямым следствием формирования у него чувства высокой ответственности за результаты собственного труда, желания принести как можно больше пользы.
1.3. Проблемы личности в процессе творческой деятельности
Процесс преподавания профессиональных дисциплин в большинстве случаев ориентирован на решение таких теоретических и(или) практических задач, для которых уже имеется готовая постановка задачи, предлагаются примеры решения задач в соответствии с заранее известным алгоритмом и известным преподавателю (в некоторых случаях — обучаемому) результатом решения [5, c. 58].
В процессе формирования базовых знаний, навыков и компетенций такой подход оправдан, однако на определенном этапе процесс становится рутинным и не требует глубоких размышлений. Дополнение учебного процесса навыками решения нетиповых задач, для которых характерно отсутствие готового примера и(или) близких примеров решения, а решение может иметь несколько вариантов, позволяет восполнить указанный пробел.
В процессе решения нетривиальных задач у студентов должно развиваться умение анализировать проблему, систематизировать исходные и недостающие данные, находить рациональные решения. Данный подход к процессу профессиональной подготовки позволит сформировать у обучаемых навыки самостоятельной творческой работы [13, c. 81].
Под творчеством принято понимать процесс человеческой деятельности, направленный на создание качественно новых духовных и материальных ценностей, что связано в целом с созидательным трудом. Повышение созидательного потенциала обучаемых за счет решения творческих задач во многом определяется ролью педагога (наставника) в творческом процессе.
Творческий потенциал у людей различен. Основной задачей педагога является создание в процессе профессиональной подготовки студентов таких условий, когда творческий созидательный потенциал каждого человека раскрывается более полно, чтобы были выявлены такие способности, о наличии которых обучаемый не подозревает.
Важную роль в процессе формирования созидательной личности играют методы формирования и раскрытия творческого потенциала. В настоящее время разные авторы акцентируют свое внимание на различных аспектах формирования творческого мышления, наиболее известными из которых являются:
− разработанные Г. С. Альтшуллером ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), ТРТЛ (теория развития творческой личности, ТРТС (теория развития технических систем) и другие методы;
− «шесть шляп мышления» и латеральное мышление Эдварда де Боно;
− эвристические методы;
− методы аналогий;
− ментальные карты;
− метафорические методы и др.
В рамках изучения дисциплины «Компьютерное моделирование в детском техническом творчестве» студентами педагогического направления подготовки по профилю «Технология и физика» изучается ряд рассматриваемых методов (шесть шляп мышления, ментальные карты, рефрейминг, гирлянда ассоциаций и метафор), что позволяет будущим выпускникам сформировать компетенции и навыки, направленные на активизацию у школьников творческого решения задач [23, c. 117].
Особенность решения задач трехмерного компьютерного моделирования предполагает неоднозначный подход к получению искомого результата, что определяет актуальность изучения вышеуказанных методов.
Повышение творческого потенциала определяет положительные качества будущих педагогов в последующей профессиональной деятельности:
– возрастает доля профессионалов, работающих увлеченно и самостоятельно;
– увеличивается количество выпускников нацеленных на решение профессиональных прикладных задач, требующих креативного подхода;
– определяется направление дальнейшего совершенствования педагогического мастерства (изучение и заимствование передового опыта в области саморазвития и воспитания творческой личности).
Влияние современной массовой культуры на человека (и в особенности на молодежь, как наиболее психологически гибкую социальную группу) ввиду активной цифровизации и виртуализации жизненного и досугового пространства с учетом процессов трансформации или разрушения поведенческих, психологических и мировоззренческих установок человека, вовлеченного в мир массовой культуры, следует рассматривать, по мнению Т. А. Хагурова, как «непосредственную антропологическую угрозу».
И. И. Докучаев отмечает, что в «традиционной культуре к числу важнейших установок ценностного сознания относилась сама социальность, и человек являлся одновременно субъектом и представителем ценностных установок своей социальной группы».
«В современной («креативной») культуре возникает противоречие между личными и социальными ценностями, когда субъект, формально представляя ценностное отношение своей группы, может не разделять соответствующих установок».
Более того, в креативной культуре преобладает возникновение и культивирование конкурирующих ценностей, а также их регулярного изменения, что обусловливает то пространство, в котором формируется личность современной молодежи [16, c. 98].
Система ценностей креативной культуры строится на понятиях персонального, выделяющегося, популярно-научного, а также на высокой значимости потребительских аспектов.
Рассматривая потребление как ценность, необходимую человеку для жизни, исследователи отмечают, что именно в современный период ценность потребления характеризуется как преобладающая и имеющая определяющее значение, поскольку в современности преобладает «символизм материальных объектов, влекущий потребителей приобретать вещи и тем самым наделять себя определенным статусом».
Совокупность вышеуказанных особенностей современного социокультурного окружения молодежи обусловливает, с одной стороны, представляющиеся все более острыми проблемы доверия и одиночества, а с другой стороны, формирует определенное восприятие ценности культуро-творческого процесса, под которым в данном контексте можно понимать как процесс собственно создания предмета искусства, так и особенности эстетического и аксиологического восприятия уже созданных материалов. Человек-творец исчезает из общественного контекста, соответственно снижается значимость и содержание результата творческой деятельности. В особенности это подчеркивается разделением культуры на элитарную и массовую и усиление данного разделения. Если первая представляет собой серьезную работу над собой и эмоциональную отдачу произведению на пределе своих возможностей и отражает стремление создателя к определенному уровню, то вторая фактически является ее отрицанием [24, c. 68].
Развитие цифровизации во многом способствовало обесцениванию созидательного и творческого процессов личности. Несмотря на более широкую доступность объектов культурного наследия и культурной современности ввиду оцифровывания музейных и библиотечных фондов, малая часть молодежи будет настолько эстетически дисциплинирована и познавательно активна, чтобы культурно самосовершенствоваться и самовоспитываться. Для чего и требуется эффективный посредник, который бы вовлек молодого человека как минимум в познание объектов искусства и культуры, а как максимум — способствовал бы его собственным творческим изысканиям.
Всемирная сеть в настоящее время и является таким посредником между результатом творческой деятельности какого-либо человека и воспринимающим его субъектом, что в наивысшей своей форме приобретает ценность искусства, в своей промежуточной стадии — ценность творчества, а в базовой — креативную составляющую [35, c. 257].
Трансформация культуры, в особенности молодежной, неотрывно связана с виртуализацией, которую, в свою очередь, можно охарактеризовать как процесс замены реальности квазиреальностью. В этой реальности обезличенное сообщество представляет собой собрание ординарных представителей, в котором подлинная культура заменяется псевдокультурой — «китчем».
Человек становится подверженным глубокому влиянию сконструированных образов и ценностей, которые проникают в сознание через восприятие как на самых глубоких уровнях эмоций, сопереживаний и рефлексии, так и под влиянием кратковременных, но эффективно воздействующих на подсознание в долгосрочной перспективе аффектов. В этом мире собственное «Я», являющееся носителем творческой и восприимцем культурно-ценностной составляющей, растворяется и становится подверженным стороннему воздействию. Это воздействие тем сильнее, что оно сознательно не фиксируется, попадая под влияние заблуждения, согласно которому в любой момент можно волевым усилием отделить мир иллюзорный от реальных действий и восприятий [18, c. 52].
Если посмотреть, кто является ключевым посредником между молодежью и культуротворческой сферой, то это, без сомнения, будет Интернет, а если точнее — молодежные лидеры мнений. Лидер мнений, или «инфлюенсер», обладает в онлайн-пространстве высокой значимостью для молодежи и ввиду этого формирует становление личности, заменяя собой утратившие развивающе-воспитательное воздействие институты, а также непосредственное окружение друзей и знакомых-сверстников.
Интернет-инфлюенсер является признанным данной группой авторитетом, чье мнение в равной степени весомо как в отношении специализированного контента (можно условно назвать такой контент профессиональным), так и в отношении более широко круга культурных и социальных вопросов.
В контексте стирания границ между реальным и виртуальным общением интернет-авторитет, с одной стороны, выстраивает близкие доверительные отношения не только в целом с аудиторией, но и создает иллюзию персонального взаимодействия с равных и доверительных позиций. С другой стороны, тесная привязанность к удаленному онлайн-«другу» способствует ослаблению значимости всего, что находится здесь и сейчас, и именно это во многом способствует чувству одиночества и другим деструктивным личностным процессам [29, c. 60].
Лидеры мнений, как создатели самого разнообразного информационно-культурного наполнения своих площадок-аккаунтов, формируют ближний культурный фон молодых людей и, как было сказано, выше, являются проводниками к конкурентным аспектам культурно-ценностного пространства. Тем не менее популяризация интернет-контента, основанного на «моментальном» изготовлении или изучении чего-либо («Как нарисовать рисунок за 30 секунд» или «Весь курс физики за час»), формирует у потребителя этого контента, во-первых, осознание того, что не существует деятельности, ради которой было бы оправдано повышенное вложение материальных, духовных или временных ресурсов, и во-вторых, деятельностную установку в сознании о том, что если он сам не может сделать что-то столь же «быстро», то не стоит и пытаться. Катализаторами данных процессов послужили особенности некоторых популярных социальных сетей (основной материал, создаваемый пользователями, — это короткие видео длиной от 30 до 60 секунд), которые формируют специфическое быстрое сознание (концентрация внимания не более чем на 1 минуту) взамен уже известного «клипового» (концентрация внимания не более чем на 5 минут). В этом случае уместным будет не только отрицание человека-творца, как личности созидающей, но и опустошение содержания его произведений, которое не может быть изложено и воспринято за такое ничтожное время [10, c. 90].
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что творческая личность в цифровом пространстве подвергается влиянию следующих разноуровневых факторов.
На пользовательском уровне к таковым относятся: авторитет интернет-инфлюенсера, почитающее его дальнее и ближнее окружение.
На массовом уровне сюда добавляются образ мыслей этого инфлюенсера и его контент, совокупность оценок данного контента сетевым сообществом, его эмоциональный отклик на предоставление материала.
На творческом уровне здесь выделяются элементы аналитического, аксиологического и эстетического осмысления. Соответственно творческое становление личности происходит сначала в качестве наблюдателя в массе других аналогичных наблюдателей, однако если творческий потенциал перевешивает социально-психологические барьеры, личность начинает развиваться сначала в сторону креативного созидания, а при условии непрекращающейся практики — в сторону истинно творческого развития.
Модель творческого становления в цифровой среде, таким образом, можно представить в виде пирамиды (рис. 2).
Рисунок 2 — Модель становления творческой личности в цифровой среде [9, c. 51]
Сужающаяся площадь уровней соответствует количеству последователей творчества какой-либо определенной личности, его «фанатов» или «фолловеров», если использовать интернет-сленг. Чем выше уровень творческого развития, тем уже эта группа и тем выше ее качественный уровень (под таковым в данном контексте подразумевается совокупность эстетико-ценностного содержания материала).
Охарактеризуем каждый элемент пирамиды более подробно. Пассивноаффективный уровень характеризуется наблюдением, восприятием тенденций в творческом сетевом пространстве. Человек никак не проявляется сам, однако «впитывает» разнообразную информацию и образы, которые создают другие пользователи, преимущественно популярные в той группе, которая интересует пользователя [18, c. 57].
На масс-креативном уровне человек начинает сам создавать материал по шаблонам, которые он усвоил на предыдущем уровне. Повторение шаблона, который завоевал у аудитории успех, будучи представленным кем-либо из лидеров мнений, видится молодому человеку как способ достичь успеха собственного. При этом успех воспринимается выраженным в виртуальных единицах одобрения (количество отметок «нравится», количество подписчиков и т.д.).
Масс-креативный уровень не подразумевает создание чего-то нового, он не стимулирует творческую активность саму по себе и не способствует осознанию себя как творческой личности. Главная цель — быстрое завоевание одобрения и ситуативного интереса [40, c. 64].
Креативный уровень отмечает первую ступень созидательной деятельности в цифровом пространстве, когда человек приходит к осознанию того, что недостаточно просто повторять шаблон, внедренный в сетевое пространство лидером мнений. Здесь формируется потребность в дифференциации, в создании чего-то собственного, что, в свою очередь, может послужить шаблоном масс-креативного уровня для других пользователей социальной сети. Это еще не творчество, так как «все создания креативны, но не все несут в себе творческое начало», но креатив более высокого уровня, нежели копирование действий популярной личности.
Обособленно творческий уровень отмечается переходом на новый уровень осмысления материала. Здесь фиксируется различие между креативной составляющей и составляющей творческой. Человек начинает не только копировать или искусственно придумывать контент, генерировать идеи на основе синтеза существующих шаблонов, но более глубоко погружается в интересную ему тему. Это активизирует как познавательную, так и непосредственно созидательную активность, и материал, который производит пользователь в цифровой среде, начинает постепенно отличаться от стереотипов, принятых в сетевом сообществе, в сторону большей индивидуализации [38, c. 119].
Творческий уровень представляет собой выход пользователя социальной сети за пределы массового, понятного всем и принимаемого большинством контента.
Внешние проявления творчества наполняются ценностным и идейным содержанием, формируется «миссия» творческой личности в цифровой среде, которую она воспроизводит своим последователям — задавая, с одной стороны, некоторый возвышенный идеал, сопутствующий производимым объектам культуры, а с другой стороны, формируя базу, отталкиваясь от которой, в дальнейшем будет формироваться некоторая упрощенная форма, транслируемая на пассивный и масс-креативный уровень (в т.ч. даже не самой творческой личностью, но ее последователями). Если посмотреть за пределы пирамиды, мы увидим пространство, которое расширяется пропорционально сужению группы лиц, заинтересованных в творчестве рассматриваемой личности и перенимающих ее шаблоны поведения, мышления, ее чувство прекрасного, эстетическое мировоззрение и гуманистические ценности [25, c. 74].
Расширяющееся внешне пространство характеризует тех, чьи социально-психологические особенности препятствуют принятию подлинного искусства. Сюда можно, например, отнести отмеченных выше абъюзеров и газлайтеров. Зеркальный пирамидальный элемент характеризует переход творческого материала в элитарно-творческий, который сопровождает не только априорное уважение, граничащее с непониманием, в массовых сообществах, но и соответственно расширяет круг «почитателей по неведению» и сужает предубежденные, деструктивно настроенные группы.
Следует уточнить, что молодой человек, находящийся на этапе обособленно-творческого развития, когда он признан относительно большой группой последователей, но недостаточной для обеспечения восприятия и признания такого носителя культуротворческого потенциала широкими массами, является наиболее подверженным деструктивному воздействию цифрового социума на личность. В этот момент его достаточно легко демотивировать в своем развитии или же направить в совершенно другом направлении, как правило — в масс-культурном, что вернет его на ступень или две ниже по представленной пирамиде и соответственно затормозит или обратит личностный рост. В этом отношении ключевыми задачами специалистов по социологии, культурологии и педагогике может стать решение задачи по уменьшению количества или степени деструктивного влияния на творческую личность в цифровой среде, в общественном сознании или в индивидуальном восприятии [38, c. 57].
Таким образом, проблема влияния цифровизации на трансформацию культурных ценностей и института культуры в целом является актуальной и всеобъемлющей на данном этапе развития всего общества. Специфика онлайн-культуры в сфере культуротворчества во многом связана с популяризаций социальных сетей и снижением качества контента и ожиданий. Идет ускорение темпа жизни и снижение концентрации внимания на восприятии уже готовой информации, что влечет за собой соответственно снижение творческой концентрации, нежелание и неспособность как к глубокому творческому процессу, так и к восприятию более серьезных объектов культуры.
Анализ особенностей цифрового масс-культурного пространства показал высокую значимость онлайн-посредников между человеком и культурной сферой жизни. Лидеры мнений являются ключевым звеном не только в формировании мгновенного эмоционально-аффективного отклика в сознании человека, но и в тренировке специфического образа творческого и интеллектуального мышления. Была представлена многоуровневая модель творческого становления личности в онлайн-среде. В рамках данной модели были обозначены следующие уровни созидательного процесса личности, на которые может воздействовать интернет-среда: пассивно-аффективный, масс-креативный, креативный, обособленно-творческий, творческий; и обособленный элемент — элитарно-творческий. Из них наиболее опасными, по оценке автора, являются пассивно-аффективный и обособленно-творческий уровни, на которых влияние пассивно или негативно настроенного социума на развивающуюся творческую личность наиболее сильно. Полученные результаты могут быть интересны как специалистам-практикам в области культурологии и социологии, так и с точки зрения педагогики в контексте цифровой трансформации образования.
Выводы по главе 1
Творчество рассмотрено в работе в нескольких подходах: как вид деятельности направленный на решение новой задачи; как продукт, результат творческой деятельности; как механизм развития личности и условие для ее самореализации.
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.
Человек, обладающий постоянным осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию и самовоспитанию.
Расширение границ и возможностей своего сознания в творческой деятельности открывает перед человеком наиболее перспективные формы самоутверждения и самореализации, так как в процессе творческой деятельности основную роль играют не сами по себе результаты деятельности, а их психологическая переработка, становление внутреннего мира человека, когда открывается истинный смысл его жизни и деятельности, что и является результатом самореализации.
Творческий процесс тесно связан с такими психологическими процессами как самовыражение, самореализация и саморазвитие, в том числе самомотивация, но прежде всего внутренняя самомотивация, основанная на поступающей информации в психику человека через различные познавательные процессы, отражаясь субъективным образом, через внутреннее видение достижение поставленных целей.
Осознание и применение человеком самопознания и рефлексии, самоорганизации способствует развитию личности в когнитивной и эмоциональной, творческой (креативной) сферах.
Выявление личностных характеристик людей творческих профессий, а также психологических механизмов процесса развития творческих возможностей требуют дополнительного теоретического анализа и эмпирического исследования, что является целью данного исследования.
Проблема влияния цифровизации на трансформацию культурных ценностей и института культуры в целом является актуальной и всеобъемлющей на данном этапе развития всего общества.
Внешние проявления творчества наполняются ценностным и идейным содержанием, формируется «миссия» творческой личности в цифровой среде, которую она воспроизводит своим последователям — задавая, с одной стороны, некоторый возвышенный идеал, сопутствующий производимым объектам культуры, а с другой стороны, формируя базу, отталкиваясь от которой, в дальнейшем будет формироваться некоторая упрощенная форма, транслируемая на пассивный и масс-креативный уровень. Специфика онлайн-культуры в сфере культуротворчества во многом связана с популяризаций социальных сетей и снижением качества контента и ожиданий. Идет ускорение темпа жизни и снижение концентрации внимания на восприятии уже готовой информации, что влечет за собой соответственно снижение творческой концентрации, нежелание и неспособность как к глубокому творческому процессу, так и к восприятию более серьезных объектов культуры.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф