Скоро защита?
Меню Услуги

Личностные особенности подростков с разной степенью вовлеченности в Интернет-общение. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


2.2. Анализ результатов исследования

 

Как уже отмечалось, исследование проводилось на выборке студентов колледжа города Москвы – участвовали 80 человек, в возрасте от 14 до 17 лет.

Подростковый период (14-17 лет), составляет тот критический переходный период, когда происходят значительные физиологические и психологические изменения, связанные с взрослением. Для подростка в это время характерны: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение.

Исходя из предварительного анализа литературы, диагностического инструментария, мы выделили категорию вовлеченности. Под вовлеченностью можно понимать интегрированный показатель продолжительности, направленности и, третьей составляющей будет стратегия поведения в Интернете.

На первом этапе исследования мы провели анкетирование, направленное на выявление особенностей поведения, и анкетирование показало такие результаты, представленные на рисунках 1, 2, 3.

Рисунок 1. Процентное соотношение по целям пользования Интернета.

 

По цели пользования сети Интернет, можно выделить: познавательную, коммуникативную и смешанную. На вопрос о цели посещения Интернета в ответах доминировала шкала познавательной работы в Интернете. Ее выбрали 38% подростков. Подростки с такой особенностью поведения пользуются Интернетом для поиска информации, связанных с учебой, работой или хобби; скачивания различных программ; для поиска людей, в интересующей области.

Рисунок 2. Показатели по направленности в коммуникации.

По направленности в общении мы можем выделить: реальное общение, которое направлено в социум, в среду; виртуальное общение, направленое на общение в сети; и смешаное. Подростки со смешаным типом одинаково общаются как в реальном мире, так и в сети. В нашем исследовании доминирует именно смешанная направленность общения (44% подростков).

Рисунок 3. Показатели по продолжительности работы в Интернете.

И, наконец, по продолжительности работы можно выделить высокое значение – если подросток находится в сети больше 3 часов в день, и норму, если подросток находится в сети не более 3 часов в день. В нашем исследовании доминируют подростки (52%), с высоким значением продолжительности пользования Интернет сетью. У таких подростков часто возникает желание посетить Интернет в течение дня без особых на то причин, обладают тягой к Интернет-ресурсам в общем и Интернет-общению в частности.

На следующем этапе мы провели опросник поведения в Интернете Жичкиной А.Е. На основании психологических особенностей представленной группы, результаты анализировались с позиции степени вовлеченности подростков в Интернет-общение.

Процентное соотношение по шкалам опросника представлено в таблице №1 «Стратегии поведения подростков в Интернете».

Графическое представление данных по шкалам опросника «Поведение в Интернете» показано на рисунке 4:

Рисунок 4. Стратегии поведения подростков в Интернете.

Анализ результатов нашего исследования позволил нам выделить некоторые особенности стратегий поведения подростков в Интернете.

Шкала «Активность в восприятии альтернатив» характеризует активность в поиске альтернатив, это ориентировка в чистом виде, восприятие альтернатив без выбора между ними и без реализации того или иного варианта действия. По этой шкале, высокие показатели выявились у 24 респондентов (30%). Эту стратегию выбрали подростки, у которых, важным стремлением является поиск идентичности, желание испытать новый опыт, который невозможен в реальном общении. У 56% преобладают средние показатели. Низкая активность в восприятии альтернатив выявилась у 11 респондентов (14%), характерна для тех, кто в ситуации неопределенности стремится реализовать совершенное во всех отношениях «идеальное Я» (см. рис4).

Следующая шкала «Активность в действии» это собственно осуществление действия, или другими словами – активность в принятии решений. Идентичность пользователей с низкими показателями активности в действии, их выявилось 18 респондентов (23%). Они чаще описывают себя в терминах семейных и общих ролей, и склонны вести себя в соответствии с требованиями этих ролей. У 50% выявились средние показатели. У пользователей с высокими показателями активности в действии – 21 респондент (27%), эта ролевая составляющая в идентичности очень мала. (см. рис.4)

Шкала «Интернет-зависимость» показывает проявление одного из видов поведенческой зависимости, которая выражается в навязчивом постоянном стремлении выйти в Интернет и потере субъективного контроля над его использованием. По этой шкале к Интернет-зависимым пользователям может быть отнесено 19 респондентов (24%). (см. рис.4) Структура идентичности Интернет-зависимых имеет следующие особенности: повышенная чувствительность к ограничениям, стремление избавиться от требований окружения; а также потребность в эмоциональной поддержке и восприятие Интернета как среды, которая может предоставить эту поддержку, а реального общения – как среды, где такую поддержку получить менее вероятно.

Анализ данных по шкалам данной методики позволяет нам выделить, что наиболее предпочитаемая стратегия в поведении подростков – стратегия активность в восприятии альтернатив; на втором месте — стратегия активность в действии; на третьем месте – стратегия Интернет-зависимости. Математический анализ полученных результатов был направлен на выявление статистически значимых различий с разной степенью вовлеченностью подростков в Интернет общение. Для обработки данных нашего исследования

был использован критерий Фридмана. Обработка результатов в SPSS выявила статистически значимые различия (X2 = 65,454 Р = 0,000). Доминирует шкала «Активность в восприятии альтернатив». Математический анализ результатов подтвердил значимые различия по данным стратегиям поведения. (см. Приложение№7)

Следующим шагом исследования было изучение Интернет-зависимого поведения по методике К. Янг. При анализе результатов теста, были получены следующие данные, представленные в таблице №2 «Уровень итернет-зависимого поведения»

Графическое представление данных по тесту показано на рисунке 5.

Рисунок 5. Интернет-зависимость подростков.

К категории обычных Интернет-пользователей относятся 57 респондентов (73%). А также 19 респондентов со средними значениями (24%), имеющию некоторые проблемы с Интернетом. Склонность к Интернет-зависимости выявилось у 2 респондентов (3%).

Таким образом, структурный анализ результатов анкетирования и опроса, позволил выделить три группы подростков по степени вовлеченности.

C позиции стратегии активность в восприятии альтернатив, из 20 подростков (30%), 15 человек имеют высокий стаж в Интернете (75%), то есть находятся в сети более 3 часов в день, имеют в сети несколько имен и общаются сразу в нескольких сообществах. По целям использования Интернет, подростки предпочитают коммуникацию в Интернете — 9 человек (45%), а также для них характерно смешанное общение — 12 человек (60%), то есть они одинаково общаются как в реальном мире, так и в сети. Как видно для современной молодежи все ресурсы сети актуальны и интересны. Но тем не менее, на первом месте находится именно общение посредством Интернета, что доказывает значительную роль Интернет-коммуникаций в жизни современных подростков.

Подростки, у которых доминирует стратегия активность в действии (17 человек, 27%), имеют такие результаты анкетирования: по продолжительности пользования Интернетом, у 9 подростков наблюдается нормальное отношение к Интернету (52%), то есть они находятся в сети не более 3 часов в день и заходят в сеть под своим именем. По цели использования подростки с такой стратегией предпочитают комуникацию в сети – 9 человек (52%). А по направленности в общении преобладает, в равном значении, внешняя и смешанная коммуникация — 7 человек (по 41% соответственно). Как видно, все предложенные варианты направленности общения по предпочтительности у респондентов мало отличаются друг от друга. Однако для них на первом месте находится именно общение, что говорит о значительной роли коммуникации в жизни подростка.

Для подростков с Интернет-зависимым поведением (19 человек, 24%) характерны такие особенности: у них, так же как и в других стратегиях, цель в Интернете – это общение и коммуникация — 9 человек (47%). Видимо это связанно именно с ведущим типом деятельности данного возраста. По направленности у подростков с этой стратегией доминирует смешанная направленность — 10 человек (52%). Заметим, что у половины из них, наблюдается высокий уровень контактов, у них одинаково много друзей и близких как в сети, так и в реальности. А вот у другой половины, низкий уровень контактов. У них мало поддержки, как в реальности, так и в сети. Ну и, конечно же, у подростков с Интернет-зависимостью – высокий уровень стажа в Интернете – 15 человек (78%). Из этого следует, что почти все подростки с этой стратегией обладают тягой к Интернет-ресурсам в общем и Интернет-общению в частности.

На следующем этапе мы обратились к изучению личностных особенностей этих трех групп.

Дальнейшей методикой проведенной в нашем исследовании был опросник Айзенка, направленный на выявление экстраверсии-интроверсии, а также на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма).

Полученные результаты по данной методике представлены в таблице №3 «Общие результаты опросника Айзенка».

Таблица №3

Графическое представление данных по тесту показано на рисунке 6.

Рисунок 6. Результаты опросника Айзенка.

Структурный анализ результатов исследования по данной методике и шкалам методики Жичкиной, позволил нам выделить следующие особенности.

В нашем исследовании порядком 30% подростков (20 человек) выбирают стратегию активность в восприятии альтернатив. Среди них 10 человек (50%) с ярко выраженными экстравертированными чертами, а также 11 человек (55%) с высоким уровнем нейротизма.

Стратегию активность в действии выбирают 27% (17 человек). Среди этих подростков 13 человек (76%) со средними показателями экстраверии-интроверсии и 7 человек (41%) с высоким уровнем нейротизма.

Стратегию Интернет-зависимость выбирают 24% подростков. Среди них 12 подростков (63%) со средними показателями экстраверсии-интроверсии и 13 подростков (68%) с высоким уровнем нейротизма.

Следует отметить, что у 6 респондентов (8%) выявилась неоткровенность при обследовании. Поэтому эти результаты не включались в обработку.

Представленные результаты позволяют выделить следующую тенденцию: У всех подростков с разной степенью вовлеченности отмечается высокий уровень нейротизма. Здесь можно сказать о плохой адаптации у этих респондентов, чрезвычайной нервности, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Им соответствует неровность в контактах с людьми, неуверенность в себе, выраженная чувствительность.

Предположительно, это связано с психологическими особенностями рассматриваемого возрастного периода. В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека. А Интернет-пространство, в этот бурный период кризиса, может быть использован как один из видов приспособления к окружающему миру.

Очередным этапом нашего исследования стало использование методики «Индивидуально-типологический опросник ИТО». Полученные результаты по данной методике, попавшие в пределы нормы и характеризующие гармоничную личность, представлены в таблице №5.

Таблица №5

Графическое представление общих данных в пределах нормы по шкалам ИТО показано на рисунке 8

Рисунок 8. Результаты индивидуально-типологического опросника.

Анализ данных по этой методике показал следующее: по шкале «тревожность» показатели, определяющие гармоничную личность свойственны 29 респондентам (40%). Для этих респондентов характерно: осторожность в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим, социальная созвучность среде. У остальных 34 респондентов выявлены акцентуированные черты характера (47%), либо избыточно эмоциональные реакции (2 респондента – 3%), либо пониженная эмоциональность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании (7 респондентов – 10%).

По шкале «ригидность», характеризующей сочетание субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижностью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности, показатели в пределах нормы наблюдаются у 27 (37%) испытуемых. Остальные 35 респондентов (50%) характеризуются как: имеющие акцентуированные черты характера (респондентов), избыточно эмоциональные реакции (1 респондент) или гипоэмотивные и неоткровенные ответы (9 респондентов) при проведении исследования (12%).

По шкале «спонтанность» показатели в пределах нормы оказались у 26 респондентов (36%). Для этих респондентов характерно: раскованное самоутверждение, наступательность, стремление к лидированию, сочетающее в себе экстравертированность и агрессивность, «сильный» (гипертимный) тип поведения. Акцентуированные черты характера, избыточно эмоциональные реакции, а также пониженная эмоциональность, плохое самопонимание и неоткровенность при обследовании выявлены соответственно у 37 подростков (51%), 4 и 5 респондентов (6 и 7 % соответственно).

По шкале «интроверсия», которая характеризует слабо выраженную реактивность внешних проявлений чувств и одновременно богатую интрапсихическую активность, что проявляется как высокая рефлексивность, напряженной внутриличностной работе по самосовершенствованию, склонность к мечтам и фантазированию, гармоничная личность проявляется у 22 респондентов (30%). У 27 (38%) респондентов показатели выражают акцентуированные черты характера, у 6 респондентов — избыточно эмоциональные реакции (8%) и у 17 респондентов — гипоэмотивность и плохое самопонимание (24%). У этих респондентов, в равной степени выявились стратегии поведения в Интернете.

По шкале «агрессивность» результат, указывающий на гармоничную личность, обнаружен у 19 респондентов (26%). Здесь отмечается достаточно уверенная тенденция самоутверждения, активной самореализации, отстаивания своих интересов. Показатели, выявляющие акцентуированные черты характера выявились у 48 респондентов (67%); эгоцентризм и склонность к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, вплоть до явных агрессивных высказываний и действий – у 5 респондентов (7%); а также плохое самопонимание или неоткровенность у респондентов не выявились.

По шкале «сензитивность», выявляющей слабо выраженную реактивность внешних проявлений чувств и одновременно богатую интрапсихическую активность, что проявляется как высокая рефлексивность, напряженная внутриличностная работа по самосовершенствованию, склонность к мечтам и фантазированию, показатели в пределах нормы определяются у 18 респондентов (25%). Показатели остальных респондентов оказались за пределами нормы (акцентуированные черты характера – у 39 респондентов (55%), избыточно эмоциональные реакции – у 5 респондентов (7%) и плохое самопонимание или неоткровенность – у 10 респондентов (13%)).

По шкале «экстраверсия» показатели гармоничной личности обнаруживаются у 16 респондентов (22%). Этим респондентам свойственны высокая социальная активность экстраверта и яркая выраженность проявления чувств. У остальных 39 респондентов выявлены акцентуированные черты характера (54%), либо избыточно эмоциональные реакции — 13 респондентов (18%), либо пониженная эмоциональность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании — 4 респондента (6%).

По шкале «лабильность», определяющей выраженную изменчивость настроения, черты демонстративности, личность, ищущую признания, показатели в пределах нормы обнаружены у 16 респондентов (22%). Показатели, выражающие акцентуированные черты характера свойственны 42 респондентам (58%), выражающие избыточно эмоциональные реакции – 9 (13%), а гипоэмотивность и плохое самопонимание – 5 респондентам (7%).

В целом, спонтанность, ригидность, агрессивность – свойства, которые проявляются как более выраженная ориентация не на средовое воздействие, а на собственные субъективно обусловленные установки. Сензитивность, тревожность, лабильность – тенденции, указывающие на подвластность индивида воздействию среды.

При сравнении исследуемой группы по степени вовлеченности в Интернет-общение, респонденты показали такие результаты.

Для подростков с высоким уровнем активности в восприятии альтернатив (20 человек, 30%), характерны такие личностные особенности: акцентуированные черты доминируют по шкалам: агрессивности – 15 человек (75%), лабильности – 16 человек (80%), сензитивности – 12 человек (60%), тревожности – 12 человек (60%). Эти подростки с богатой интрапсихической активностью, выраженной изменчивостью настроения, чертами демонстративности.

Подростки с высоким показателем активности в действии (17 человек, 27%), характеризуются высоким уровнем акцентуированных черт по шкалам опросника: экстраверсии – 11 человек (64%), агрессивности – 10 человек (58%), лабильности — 10 человек (58%), сензитивности – 10 человек (58%), тревожности – 10 человек (58%). Здесь можно говорить об обращенности подростка в мир реальных явлений, избыточной общительности, коммуникабельности. Эти подростки с высокой социальной активностью, наступательностью, стремлением к лидированию, «сильным» типом поведения, активной самореализацией, отстаивающие свои интересы.

Для большинства Интернет-зависимых подростков также характерны акцентуированные черты по шкалам агрессивности – 13 человек (68%), тревожности – 11 человек (58%), лабильности – 11 человек (58%), интроверсии – 9 человек (47%). Они характеризуются осторожностью в принятии решений, ответственностью по отношению к окружающим, социальной созвучностью среде. Возможно, это объясняется тем, что для подростка Интернет привлекателен, прежде всего, наличием собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого. Отсутствие ответственности, реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира, возможность исправить ошибку путем многократных попыток, возможность самостоятельно принимать любые решения вне зависимости от того, к чему они могут привести.

Обобщая результаты исследования представим графически «профили» подростков с разной степенью вовлеченности в Интернет-общение.

На рисунке №9 представлен профиль подростка со стратегией активность в восприятии альтернатив:

Рис.9 Профиль подростка со стратегией активность в восприятии альтернатив.

На рисунке № 10 можно увидеть профиль подростка со стратегией активность в действии:

Рис.10 Профиль подростка со стратегией активность в действии.

На рисунке №11 представлены основные характеристики группы подростков со стратегией Интернет-зависимость:

Рис.11 Профиль подростка со стратегией Интернет-зависимость.

Корреляционный анализ, который проводился с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, выявил следующие корреляционые связи (см. приложение №8):

— между активностью в восприятии альтернатив и Интернет-зависимостью (по методике К. Янг), (коэффициент корреляции Спирмена равен 0,404, p≤0,01) что означает повышение активности в поиске альтернатив при повышении Интернет-зависимого поведения и более выраженном проявлении чувств;

— активность в восприятии альтернатив связана с лабильностью (коэффициент корреляции Спирмена равен 0,306, p≤0,05), т.е. чем выше показатель лабильности, тем выше активность в поиске альтернатив;

— между Интернет-зависимостью и спонтанностью (коэффициент корреляции Спирмена равен -0,336, p≤0,01), что выявляет понижение этой личностной черты, при повышении уровня Интернет-зависимости. Понижение раскованности, наступательности, стремлении к лидированию.

— между Интернет-зависимостью и агрессивностью (коэффициент корреляции Спирмена равен -0,308, p≤0,05), т.е. чем выше уровень Интернет-зависимости, тем ниже тенденция самоутверждения, активной самореализации, отстаивания своих интересов.

— между Интернет-зависимостью и интроверсией (коэффициент корреляции Спирмена равен 0,333, p≤0,01), что выявляет повышение интровертированных качеств у испытуемых, повышение интрапсихической активности, высокой рефлексивности личности, при увеличении уровня Интернет-зависимости.

— между Интернет-зависимостью и шкалой экстраверсии (коэффициент корреляции Спирмена равен -0,272, p≤0,05; -0,268, p≤0,05). Т.е. Чем выше уровень Интернет-зависимости, тем меньше значение экстраверсии, а больше преобладают интровертированные черты. Это достаточно устойчивая связь, так как она проходит по разным методикам: из шкал одного опросника, и из другого.

— между Интернет-зависимостью и шкалой нейротизма (коэффициент корреляции Спирмена равен 0,407, p≤0,01). Это означает — чем выше уровень Интернет-зависимости, тем выше уровень нейротизма, выше качества ранимости, беспокойства, агрессивности, возбудимости, импульсивности.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Современные подростки активного использования Интернета проводят в среднем более трех часов в Интернете и предпочитают общение в сети. Участие в различных чатах, форумах и сообществах для них первичнее и важнее практического использования сети (поиска информации, связанных с учебой, работой или хобби, скачивания программ). Большинство подростков выбирают смешанную направленность, то есть они предпочитают как реальное общение, так и виртуальное общение в сети.

Такой показатель отношения к сети говорит о специфике самого современного общества, все больше связывающего свою жизнь с виртуальным интерактивным пространством Интернета. Использование Интернет-коммуникаций играет большую роль в жизни пользователей сети и оказывает влияние на их личность, внося в нее специфические культурологические и поведенческие особенности. Но не следует забывать о том, что сам человек является создателем этой коммуникативной среды и от него зависит то, как она выглядит, чем является и какое влияние оказывает.

  1. Для подростков, выбравших стратегию активность в восприятии альтернатив, характерно продолжительное пользование Интернет. Однако, они также предпочитают общаться не только в виртуальной сети, но и в реальной жизни. По личностным особенностям подросток с этой стратегией, экстраверт, с высоким уровнем нейротизма. У него ярко выражены акцентуированные черты агрессивности, лабильности, сензитивности, тревожности. Эти подростки с богатой интрапсихической активностью, выраженной изменчивостью настроения, чертами демонстративности. Для них характерна неспособность держаться выбранной линии поведения, зависимость от внешних обстоятельств, недостаточный самоконтроль.
  2. У подростков со стратегией активность в действии, в поведении наблюдается нормальное, здоровое отношение к Интернету. Они предпочитают общение в реальном мире, а не в сети. Одни интровертированны, пассивны, спокойны. А другие подростки, наоборот, при этой стратегии поведения, имеют низкий уровень самоконтроля, неспособность держаться принятой линии поведения, зависимы от внешних обстоятельств. Эти подростки агрессивны, лабильны, сензитивны, тревожны, экстравертивны. Здесь можно говорить об обращенности подростка в мир реальных явлений, избыточной общительности, коммуникабельности.
  3. Образ Я подростка с Интернет-зависимым поведением, можно представить следующим образом. Личность, которая критически относится к себе, скорее интроверт, чем экстраверт, высокий уровень нейротизма. Неудовлетворенность собой — отсюда зависимость от внешних оценок и обстоятельств, нерешительный, задумчивый, тревожный. Склонность к Интернет-зависимости связана с такими психологическими особенностями, как агрессивность, спонтанность. Среди пользователей, склонных к Интернет-зависимости, наблюдается низкая социальная активность и низкая выраженность проявления чувств, непринятие своих хороших и плохих качеств, низкой тенденцией самоутверждения и активной самореализации. Среди них можно встретить интровертов с инертностью установок и настойчивостью личности, склонной к высокой тревожности, нервности, педантизму и настороженной подозрительности.

Таким образом, в нашем исследовании подтвердились гипотезы:

  • Степень вовлеченности подростков в Интернет-общение обусловлена продолжительностью и характером активности в Интернете.
  • Предпочтение подростками определенных стратегий в Интернете связано с их личностными особенностями.

Итак, психологические особенности возраста определяются комплексом обстоятельств, прежде всего общественными условиями и образом жизни подростка, воспитанием и характером его практической деятельности. В этот период происходит поиск новой деятельности. И от того, какая деятельность станет ведущей в жизни подростка, зависит становление его личности.

С помощью Интернета подростки удовлетворяют свои базовые потребности, а именно социальные потребности (общения, любви, признания) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации).

Такие особенности личности Интернет-зависимых подростков как проблемы с общением, ощущение одиночества, низкая самооценка, склонность к избеганию проблем и ответственности, уход от себя настоящего в виртуальный мир, по всей видимости, способствуют как вовлечению в Интернет-аддикцию, так и одновременно являются факторами риска социальной дезадаптации [32].


Заключение

 

Проблема Интернет-общения актуальна для подростковой среды.

Подростковый период связан с возникновением самосознания как осознания себя в системе общественных отношений, развитием социальной активности и социальной ответственности, обостряющих потребность подростка в общественном признании. Поэтому в 15 лет и вычленяется очередной промежуточный рубеж социального движения — «я в обществе». Также идет развитие абстрактного и логического мышления, рефлексии собственного жизненного пути, стремления к самореализации, что обостряет потребность юношества занять позицию какой-либо социальной группы, определенные гражданские позиции, обусловливая появление нового поворотного узлового рубежа социального движения — «я и общество» [45].

Сетевое общение позволяет подростку жить в образах своей мечты и осуществлять в рамках этих образов столь желаемую (сколь и невозможную в реальных условиях) коммуникативную активность.

Данное исследование позволило получить результаты относительно взаимосвязи личностных особенностей и поведения в Интернете пользователей подросткового возраста. Была теоретически осмыслена роль Интернет- зависимости в регуляции активности поведения в Интернете.

Исследование в целом подтвердило основное предположение о том, степень вовлеченности в Интернет-общении зависит от психологических особенностей пользователя, подверженности его Интернет — зависимости.

В ходе исследования мы выявили зависимость, что экстравертированные пользователи Интернета проявляют большую социальную смелость в реальном окружении, чем интровертированные личности. Интроверты проявляют социальную смелость с помощью Интернета, используя Интернет-коммуникацию.

В результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, что степень вовлеченности пользователей подросткового возраста в Интернет, связана с психологическими характеристиками. Среди которых существенное значение имеет экстраверсия-интроверсия и ряд личностных характеристик.

Полученные результаты дают возможность для дальнейших исследований в направлении изучения влияния опыта общения и деятельности в Интернете на процесс и результат социализации в реальном социальном окружении. В данном исследовании были получены результаты, которые были связаны с возрастом респондентов, подтверждающие имеющиеся в психологии, данные о том, что подростковый возраст — это возраст активного самоопределения, развития самосознания, поиска альтернатив развития.

 

Литература

 

  1. Азарова Р.И. Досуг современной молодежи //Внешкольник , №10, 2003.
  2. Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия. //Вестник Московского университета. М.: Психология №4, 1996.
  3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете. // Под ред. А.Е.Войскунского. М.: Терра-Можайск, 2000.
  4. Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет в психологическом исследовании. //Вестник Московского университета. М.: Психология №3, 2003.
  5. Бирюков В.А. Сеть и наркомания // «Компьютерра» №16, 1998.
  6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер Пресс, 2009.
  7. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии и зависимости от Интернета. // Психологический журнал №1 т. 25. М., 2004.
  8. Войскунский А.Е. Метафоры Интернета. М.: Вопросы философии, № 11, 2001.
  9. Войскунский А.Е. Психологические исследования деятельности человека в Интернете // Информационное общество. М.: Психологический журнал №1, 2005.
  10. Выготский Л.С. Собр.соч. В 6 т. // Т.4.М.: Педагогика, 1983.
  11. Гребень Н.Ф. Психологические тесты. Минск: Современная школа, 2011.
  12. Драгунова Г. В. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996.
  13. Жичкина А.Е. Белинская Е.П. Пространство, населенное другими // Интернет №16, 1999.
  14. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью // http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy.
  15. Жичкина А.Е. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета. М., 2000.
  16. Залесский, П. Сколько нас? Какие мы? Портрет российской Интернет-аудитории. М.: Мир Internet. № 7-8, 1999.
  17. Караковский В.А. Стать человеком. // Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
  18. Кимберли Янг. Диагноз — Интернет-зависимость// Мир Internet. №41- 2000.
  19. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью: Метод. пособие. М., 2003.
  20. Кон И. С. Психология старшеклассника// Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996.
  21. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом. //Мир семьи, 2004.
  22. Кристал Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении // Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга.М., 2007.
  23. Крутецкий В. А. Общая характеристика особенностей подросткового возраста. // Психология обучения и воспитания школьников. М.:
    Просвещение, 1976.
  24. Малыгин В.Л. Профилактика Интернет-зависимости. // Интернет-зависимое поведение подростков. Клиника, диагностика, профилактика. М.,2010.
  25. Маслов О.Р., Пронина Е.Е. Психика и реальность: типология виртуальности. // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте.М., 1998.
  26. Моисеенков И. Оно. // Компьютера, 1996.
  27. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагоги-ческая проблема? // Директор школы № 9, 2003.
  28. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
  29. Петрова Н.П. Компьютерное образование: неблагоприятный прогноз? //Hard’n’Soft N7, 1996.
  30. Семпси Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред (MUD) в киберпространстве. // Гуманитарные исследования в Интернете. // Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000.
  31. Силаева, В.Л. Специфика общения в сети // http://www.ecsocman.edu.ru/.
  32. Смыслова О. Психологические последствия применения информационных технологий // флогистон
  33. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2005.
  34. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации // Учебное пособие. СПб., 2002.
  35. Солодовник В.А. Влияние Интернет-коммуникаций на личность пользователя // Научный потенциал студенчества в XXI веке. Т.2. Ставрополь, 2010.
  36. Тихомиров О.К. Информационный век и теория Л.С.Выготского // Психологический журнал №1, 1993.
  37. Фельдштейн Д. И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996.
  38. Чудов Г.С. Современная форма виртуальной реальности // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М., 1998.
  39. Чудов, Г.С. Современная форма виртуальной реальности // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М.,1998.
  40. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002.
  41. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.,2005.
  42. Шевченко И. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet, 1999.
  43. Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок. // Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка. М., 1988.
  44. Эйдемиллер Э.Р., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. СПб., 1989
  45. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996.

1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф