Мы провели анализ ассортиментной матрицы по двум аптечным организациям, выбрав для анализа наиболее востребованные группы в двух аптеках. Эти данные представлены в диаграмме №15,16.




Вывод.На формирование ассортимента аптеки ООО»Строймедсервис» повлияло открытие аптеки –конкурента ООО «А-мега». Ассортимент до открытия аптеки дискаунтера был не большим и менее разнообразным. Затем с изменением спроса и предложений увеличилось количество позиций ассортимента Диаграммы № 17,18.
Характеристика ценовой матрицы в аптеках ООО «Строймедсервис» и ООО «Водолей»
Всю товарную группу двух аптечных организаций мы разделили по ценовым характеристикам. Провели анализ ассортимента в разных ценовых категориях. Полученные данные представлены в таблице №5,6 и диаграмме «»
Мы провели анализ цен на разные ценовые группы в аптеке ООО «Водолей и в аптеке – дискаунтера «Максавит», который является конкурентом.
Результат анализа представлен в таблицах№5,6.
Таблица №5 Анализ ассортимента ООО «Водолей» по ценовой категории
| Анализ ассортимента по ценовой категории | ||||
| от 0-300 рублей | от 300-500 рублей | от 500 – 1000 рублей | от 1000 до 2000 рублей | свыше 2000 рублей |
| 25% | 35% | 22% | 13% | 5% |
Таблица№6 «Сравнительная характеристика цены до 500руб на лекарственные препараты»
| Название лекарственного препарата | ООО «Водолей» | «Максавит» | Разница цены, в рублях | ||
| 1.Колдакт флю плюс лонг кап. №10 | 228-10 | 210-50 | 17-60руб | ||
| 2.Виброцил капли 15 мл | 363-40 | 345-10 | 18-30руб | ||
| 3.Флюдитек сироп 2% фл. 125мл д/детей | 442-30 | 423-60
| 18-70руб | ||
| 4.Гексорал аэр 0,2% фл. 40 мл | 343-80 | 305-10 | 38-70руб | ||
| 5.Лазолван Макс 0,75 №10 кап. Пролонг. | 202-60 | 186-80 | 15-80руб | ||
| 6.Зиртек таб 10 мг №7 | 207-10 | 199-90 | 7-20руб | ||
| 7.Кардиомагнил таб 75мг №30 | 141-00 | 125-50 | 15-50руб | ||
| 8.Витамин Е капс. 400мг №30 | 406-80 | 401-20 | 5-60руб | ||
| 9.Конкор 5 мг №50 | 323-40 | 322-10 | 1-30руб | ||
| 10.Полисорб МП пор д/сусп для приема внутерь 25г №1 | 249-70 | 211-60 | 38-10руб | ||
Также мы в течение 2 месяцев проводили анализ цен на лекарственные препараты в ценовой характеристики от 500 руб. до 1000 рублей в аптеке «Максавит» Эти данные отражены в табл. №7
Таблица №7 Сравнительная характеристика цены от 500руб до 1000 рублей на лекарственные препараты.
| Название лекарственного препарата | ООО «Водолей» | «Максавит» | Разница цены, в рублях |
| 1.Амиксмн 125мг №10 | 973-40 | 813-50 | 159-90руб |
| 2.Витрум Пренаталь форте таб №30 | 784-80 | 782-30 | 2-50руб |
| 3.Супракс 0,4 №6 кап. | 836-80 | 829-80 | 7-00руб |
| 4.Катадолон кап. 100мг №10 | 566-50 | 545-10 | 21-40руб |
| 5.Мотилиум сусп 100ил д/детей | 694-60 | 574-00 | 120-60руб |
| 6.Лиотон 1000гель 50г | 556-10 | 554-50 | 1-60руб |
| 7.Вольтарен Эмульгель 2%100г | 813-30 | 736-10 | 77-20руб |
| 8.Мовалис р-р для в/м введ.15мг амп. 1,5мг №3 | 752-60 | 659-30 | 93-30руб |
| 9.Актовегин р-р д/ин. 40мг/мл амп 5мл№5 | 775-90 | 689-50 | 86-40руб |
Таблица №8 Анализ ассортимента ООО «Строймедсервис» по ценовой категории
| Анализ ассортимента ООО «Строймедсервис»по ценовой категории | ||||
| от 0-300 рублей | от 300-500 рублей | от 500 – 1000 рублей | от 1000 до 2000 рублей | свыше 2000 рублей |
| 34% | 28% | 25% | 15% | 3% |

Таблица №9. Сравнение ценовой политики аптеки ООО «Строймедсервис» и аптеки дискаунтера А-МЕГА.
| № п/п | Наименование товаров аптечного ассортимента | Цена в руб. | Разница | |
| А-МЕГА | «Строймедсервис» | |||
| 1. | НЕЙРОМИДИН 5 МГ№10 | 1135 | 1282 | 147 |
| 2. | КОРТЕКСИН 10МГ №10 | 1036 | 1201 | 165 |
| 3. | ЭНТЕРОСГЕЛЬ 225Г | 399 | 438 | 39 |
| 4. | СИНУПРЕТДРАЖЕ №50 | 380
| 397 | 17 |
| 5. | КАРСИЛ 35МГ№80 | 365 | 366 | 1 |
| 6. | КАНЕФРОН ДРАЖЕ №60 | 455 | 514 | 59 |
| 7. | РЕЛИФ СУПП РЕКТ №12 | 419 | 478 | 59 |
| 8. | ИНГАВИРИН 90МГ | 487 | 503 | 16 |
| 9. | ПИАСКЛЕДИН КАПС №30 | 1200 | 1379 | 179 |
| 10. | ДОНА РАСТВ №6 | 1488 | 1331 | 157 |
Таблица №10 «Сравнительная характеристика цены до 500руб на лекарственные препараты»
| № п/п | Наименование товаров аптечного ассортимента | Цена в руб. | Разница | |
| А-МЕГА | «Строймедсервис» | |||
| 1. | ОМЕПРАЗОЛ | 38 | 29 | 7 |
| 2. | ПАНКРЕАТИН ТАБ №30 | 42 | 36 | 6 |
| 3. | ЭНАЛАПРИЛ ТАБ№ 30 | 19 | 10 | 9 |
| 4. | КОРВАЛОЛ 25МЛ | 25 | 14 | 9 |
| 5. | ИНДАПАМИД ТАБ №30 | 56 | 16 | 40 |
| 6. | БЕТАГИСТИНТАБ 30№ | 182 | 102 | 80 |
| 7. | КАРДИОМАГНИЛ ТАБ №100 | 290 | 240 | 50 |
| 8. | 487 | 503 | 16 | |
| 9. | ОМЕПРАЗОЛ КАПС20МГ №30 | 34 | 29 | 5 |
| 10. | ПИАСКЛЕДИН КАПС №30 | 1200 | 1379 | 179 |
По данной таблице видно, что розничная цена в аптеке ООО «Строймедсервис» выше, чем в аптеке А-МЕГА Поэтому, конкурент выглядит выгодней и привлекательней для посетителей.
Так же клиенты часто пользуются услугой справочной службы по телефону — уточняют наличие лекарственных средств, их стоимость, консультацию по их применению, а также могут сделать заказ препарата
Для анализа ассортимента мы использовали программное обеспечение «АналитФармация» аптеки ООО «Строймедсервис».
Проведенный анализа ассортиментной политики аптеки после открытия аптеки А-МЕГА показал, что ассортимент лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента увеличился в 1,8 раза.
Характеристика поставщиков
Поставщик – это оптовая организация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, поставляющие товары розничным аптечным организациям.
Аптека ООО «Строймедсервис» расширила свой ассортимент Аптечный пункт в 2017 г работал с 11 оптовыми фирмами: «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД», «Катрен», «ФК Гранд Капитал», «ФармКомплект», ФК «Пульс» «Авеста», «Норман» «СИЭСМедикал» «Надежда Фарм» «АкцентМед». Это способствовало широте, полноте и глубине ассортиментных позиций товара, который мог бы удовлетворить посетителей. Частота поставок — шесть раз в неделю. Так же существует услуга заказов препаратов, в результате чего клиент получает специфические препараты или редко назначаемые препараты гарантировано. Диаграмма №9


Ценовая матрица.
Ценообразование в обеих аптеках является конкурирующим фактором. Используя програмное обеспечение двух аптек мы провели сравнительный анализ ценообразования в наших аптеках и в аптеках конкурентах.
Аптека ООО»Водолей» при образовании розничной цены учитывает спрос на лекарственный препарат и оптово – отпускную цену. Розничная надбавка на лекарственные препараты колеблется от 17% до 45%. На товары аптечного ассортимента от 30% до 33%.
В аптеке ООО»Строймедсервис» на лекарственные препараты от 25 до 31%, товары аптечного ассортимента розничная надбавка составляет от 29 до 34%.


Розничная надбавка в ООО»Строймедсервис» меняется за счет гибкой системы скидок аптеки конкурента.
Выручка аптеки за день или товарооборот за месяц сравнить две аптеки.
Средний чек аптеки ООО «Строймедсервис» . Диаграмма №23


В 2017году в день аптеку посещали около 200 человек. В 2018году количество посетителей снизилось до 160 человек (диаграмма 25).

Влияние конкурентов
Главным конкурентом нашей аптеки является аптека «Максавит». Она позиционирует себя как аптека низких цен (демпинговая аптека). «Демпинг — это продажа товаров на внутренних или внешних рынках по специально заниженным ценам, которые порой ниже себестоимости продаваемой продукции, с целью проникновения на рынок, завоевание на нем доли, удаления конкурентов. Компенсация убытков, полученных в результате демпинга, осуществляется в будущем за счет нового завоеванного рынка сбыта».
За 2 года присутствия на рынке г. Липецка аптеки сети «Максавит» привлекли большое количество лояльных посетителей. Их посетителями являются жители г. Липецка независимо от места проживания. «Сарафанное радио» создало имидж дешевой аптеки, и пациенты приобретают лекарственные препараты сразу несколько торговых названий на сумму более 1000 рублей. Мы это определили путем наблюдения в разных аптеках «Максавит» и общения с фармацевтами аптек. В своей дипломной работе мы проведем анализ по ценовой конкуренции с демпинговой аптекой. Для этого мы провели сравнительный анализ розничных цен лекарственных препаратов в разных ценовых категориях.
Так же клиенты часто пользуются услугой справочной службы по телефону — уточняют наличие лекарственных средств, их стоимость, консультацию по их применению, а также могут сделать заказ препарата.
В 2018году из расчета среднего чека и выручки мы проанализировали количество посетителей в аптеке.
Данные ценовые предпочтения в аптеке Океан здоровья объясняются ее месторасположением и ассортиментом лекарственных препаратов. Лекарственные препараты низкой ценовой категории до 300 рублей приобретаются 40% лояльных покупателей, живущих рядом с аптекой. Также в этой ценовой категории цены совпадают с конкурентом — аптекой «Максавит» и постоянные посетители хотят получить консультацию фармацевта и приобрести товар без очереди. Лекарственные препараты в ценовой категории от 500 рублей и до 1000 рублей приобретаются случайными покупателями — пациентами ближайших медицинских организаций, а дорогостоящие лекарственные препараты реализуются по предварительному заказу.
Товарооборот одного дня аптеки Океан здоровья в апреле 2017- 28000руб, 2018- 25000. Сумма среднего чека за анализируемый период снизилась с 280 до 230 руб. Диаграмма№ 25 Диаграмма №26


Маркетинговый анализ ценообразования, как конкурирующий фактор. Сравнительный анализ ценообразования в аптеках конкурентах
Главным конкурентом нашей аптеки является аптека «Максавит». Она позиционирует себя как аптека низких цен (демпинговая аптека).
«Демпинг — это продажа товаров на внутренних или внешних рынках по специально заниженным ценам, которые порой ниже себестоимости продаваемой продукции, с целью проникновения на рынок, завоевание на нем доли, удаления конкурентов. Компенсация убытков, полученных в результате демпинга, осуществляется в будущем за счет нового завоеванного рынка сбыта».
За 2 года присутствия на рынке г. Липецка аптеки сети «Максавит» привлекли большое количество лояльных посетителей. Их посетителями являются жители г. Липецка независимо от места проживания. «Сарафанное радио» создало имидж дешевой аптеки, и пациенты приобретают лекарственные препараты сразу несколько торговых названий на сумму более 1000 рублей. Мы это определили путем наблюдения в разных аптеках «Максавит» и общения с фармацевтами аптек. В своей дипломной работе мы проведем анализ по ценовой конкуренции с демпинговой аптекой. Для этого мы провели сравнительный анализ розничных цен лекарственных препаратов в разных ценовых категориях.
Аптека Океан здоровья при образовании розничной цены учитывает спрос на лекарственный препарат и оптово – отпускную цену. Розничная надбавка на лекарственные препараты колеблется от 17% до 45%. На товары аптечного ассортимента от 30%
2.3. Главный конкурент аптечного пункта ООО «Строймедсервис» на фармацевтическом рынке г. Чаплыгина.
Характеристика ассортиментной и ценовой политики аптеки дискаунтора «А-МЕГА».
Аптека А-МЕГА информирует посетителей, что ассортимент в данной аптечной сети представлен очень широко. Медицинские препараты и парафармацевтические товара высочайшего качества от крупнейших российских и мировых производителей, представленные как в низкой ценовой категории, так и в высокой,действует гибкая система скидок, проводит различные акции по приобретению препаратов,»товар дня »
Особое внимание специалисты аптеки уделяют постоянному обновлению ассортимента. На полках аптек аптечной сети А-МЕГА постоянно появляются новые препараты, новые группы товаров. В данной аптечной сети, наряду с лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, можно приобрести диабетические товары, товары для мам и малышей, широкие серии лечебной косметики, средства гигиены, медицинскую технику, БАДы, гомеопатию, ортопедию, соки и минеральные воды, и еще многое другое.
Опытные фармацевты проконсультируют и помогут при выборе ассортимента, при необходимости, индивидуально для посетителя закажут необходимый ему редкий препарат.
Чтобы оценить ценовую политику конкурента, мы сравнили цены на некоторые товары аптечного ассортимента нашего аптечного пункта ООО «Строймедсервис» с аптекой А-МЕГА. Данные представлены в таблице № 7.
Аптечная сеть А-МЕГА за счет своей ценовой политики больше всего привлекает людей пожилого возраста, поскольку они финансово не состоятельны. Лицам до 30 лет и молодые семьи будут интересны товары для детей и препараты по низким ценам для взрослых. Далее лица от 30 до 50 лет, финансово не зависимые. Они составляют самый маленький процент. Многие выбирают эту аптеку, т.к. в ней большой выбор дорогой лечебной косметики, медицинской техники и зарубежных лекарственных препаратов.
Литература
- Федеральный закон №61-ФЗ от 12.04.2010г «Об обращении лекарственных средств»
- Приказ МЗ И СР РФ от 27.07.2010г.№553н «Об утверждении видов аптечных организаций»
- Багирова В.Л. «Управление и экономика фармации» Учебник- М.: ОАО «Издательство «Медицина» 2008. – 720с.
- Васнецова О. А. Медицинское и фармацевтическое товароведение учебник для вузов– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.-608с.
- Дремова, Н.Б. Медицинское и фармацевтическое товароведение.: ГОЭТАР-Мед,, 2015. – 520с.
- Леонов А. И. Управление ассортиментной политикой предприятия. Монография. – М., 2012. – 208 с.
- Журнал «Экономический вестник фармации»/ — 2014, №11с.25
- Интернет. Медицинский портал. Статья «Ценообразование в аптеках: формирование базового уровня цен» (А.С. Славич-Приступа)
- vedomosti.ru
- www.allbest.ru
- buhgalteria.com.ua
- concurencia-ru.ru
