Заявка на расчет
Меню Услуги

Медицинский туризм как перспективное направление деятельности российских туроператоров на примере Калининградской области

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

1 СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА

1.1 Понятие и сущность медицинского туризма

1.2 Технология организации туров в медицинском туризме

1.3 Современные мировые центры медицинского туризма

2 АНАЛИЗ РЫНКА МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА РОССИИ

2.1 Формирование и развитие рынка медицинского туризма в России

2.2 Анализ спроса на рынке медицинского туризма России

2.3 Анализ предложений на рынке медицинского туризма России

3 РАЗРАБОТКА МЕДИЦИНСКОГО ТУРА В КАЛИНИНГРАДСКУЮ ОБЛАСТЬ

(Офтальмологический тур в г. Калининград «Центр лазерной микрохирургии глаза»)

3.1 Разработка программы обслуживания туристов медицинского тура

3.2 Расчет стоимости медицинского тура

3.3 Продвижение медицинского тура на рынке России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы работы объясняется острой необходимостью поиска новых возможностей для развития туризма в России. Пока туризм имеет в России слабое развитие, его доля достигает в структуре экономики около 1%. В то же время Россия имеет огромный ресурсный потенциал, который полностью не используется. Так, по прогнозам Международной Организации Туризма, потенциальные возможности России позволяют ей принимать до 40 млн. внешних туристов ежегодно [21]. Однако по итогам 2016 г. количество въезжающих туристов в Россию составило 2,35 млн., а в 2017 г. ожидается снижение турпотока [16].

Таким образом, статистика указывает на существование проблем в развитии внутреннего туризма в России, которые признает большинство специалистов, а также государство. Одним из вариантов решения этой проблемы должно стать развитие туризма в российских регионах на базе местного туристского потенциала и ресурсов.

Развитие медицинского туризма в России относится к новым и наиболее перспективным отраслям, которая может привлечь как внутренних, так
и внешних туристов. Объем рынка медицинского туризма к 2022 году в мире вырастет на 15,7% [22]. Медицинский туризм в России не имеет давней истории и богатых традиций, в тоже время российские туристы занимают заметную долю на мировом рынке медицинского туризма. В России медицинский туризм развивался с учетом наличия необходимых ресурсов (современные медицинские центры, профессиональные врачи, наличие диагностической инфраструктуры). Многие регионы России имеют потенциал для развития медицинского туризма. Развитие практической медицины и имеющийся опыт нашей страны позволяют развивать практически все виды медицинского туризма, однако в России пока отсутствует системная работа в этом направлении и практический опыт. В таких условиях имеет значение разработка новых медицинских туров внутри России, разработка схем их продвижения и поиск подходящей рыночной ниши.

Объект исследования – медицинский тур, основанный на внутренних ресурсах.

Предмет исследования – технологии организации медицинского тура в России.

Цель данного исследования выявление специфики развития медицинского туризма в России и разработка нового продукта (на базе Калининградской области).

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

— изучить понятие и содержание медицинского туризма;

— изучить технологию организации медицинских туров;

— провести анализ рынка медицинского туризма в России;

— разработать программу медицинского тура и рассчитать его стоимость;

— предложить пути продвижения медицинского тура на рынке России.

Научная новизна. В работе проведено исследование возможностей комплексного использования ресурсов региона для разработки туристического продукта в сфере медицинского туризма с учетом современных условий и тенденций. Новым подходом, использованным в работе, является разработка недорогого медицинского (офтальмологического) тура для группы населения, ориентированной на ресурсы крупного российского медицинского центра.

Практическое значение. Тур разработан в соответствии с приоритетами, обозначенными в программе развития туризма России до 2020 года [2]. Разработанный тур может быть использован турфирмами России для подготовки постоянно действующих программ на базе Центра лазерной микрохирургии глаза в г. Калининград.

Информационной базой стали научные и прикладные труды отечественных и зарубежных ученых и практиков по проблемам управления сферой услуг, индустрией туризма и гостеприимства.

Подходы к определению медицинского туризма как одного из видов туризма рассматривали в своих работах: А.В.Бабкина, А.М.Ветитнева,
К.А.Гулевский-Оболонский, М.С.Оборин и др.

Рынок медицинского туризма, его ключевые тенденции и направления развития рассматриваются в работах: В.В.Галкина, Н.Ю.Власова,
Д.Ю.Каримова, В.Д.Селезнев, И.Тогунов, и др.

Теоретическими и практическими аспектами организации медицинских туров, процессов его организации и эффективного развития на определенных территориях России занимались многие специалисты, среди которых можно отметить П.А.Герасимова, О.И.Пелих, Г.М.Серобабина, А.Кондратьев,
В.К.Федоров и др.

Использовалась статистическая информация Федерального агентства туризма РФ (Ростуризм), Федерального Агентства статистики РФ (Росстат), Центра лазерной микрохирургии глаза г. Калининград.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

 

1 СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА

1.1 Понятие и сущность медицинского туризма

 

Перспективным направлением туристской деятельности является медицинский туризм, который является категорией новой, сложной
и многогранной. Термин «туризм» в общепринятом понимании означает путешествия, сочетающие активный отдых с укреплением здоровья, познавательными, деловыми и просветительными задачами.

Потребность в лечении, оздоровлении, поддержании здоровья – одна из приоритетных для человека, поэтому нет ничего удивительного, что для этого существует специализированный вид туризма.

Узкого определения медицинского туризма нет, но, исходя из логики, под этим термином следует подразумевать выезд гражданина (туриста) в другую страну или регион для получения медицинских услуг.

Известный отечественный специалист А.В.Бабкин использует понятие лечебный туризм. Он определяет его как деятельность, характеризуемую «перемещением резидентов и нерезидентов в пределах или за пределы государственных границ на срок не менее 20 ч. и не более 6 мес.
в оздоровительных целях, целях профилактики различных заболеваний организма человека» [5, c.72].

А.М.Ветитнев и А.С.Кусков предлагают классификацию лечебных видов туризма. Лечебный туризм, в их понимании, подразделяется на следующие виды:

— санаторно-курортный туризм, предусматривающий лечение в санаториях с применением медицинских нехирургических или малоинвазивных хирургических процедур;

— медицинский (клинический) туризм, предусматривающий получение медицинских услуг, оказываемых за пределами обычной среды пациента в специализированных лечебных учреждениях (больницах, госпиталях, клиниках, медицинских центрах). Характерной особенностью медицинского туризма является существование одной или нескольких взаимосвязанных медицинских манипуляций, направленных на лечение конкретного заболевания и являющихся первичной целью всего тура [6, c.27].

Необходимо отметить, что лечебный туризм ни в коем случае не стоит путать с обычными оздоровительно-лечебными поездками, даже если они включают отдельные медицинские услуги в оздоровительных центрах или отелях. По этой причине чаще используется термин «медицинский туризм», чтобы избежать смешения понятий и подчеркнуть уникальность рассматриваемого вида туризма.

М.Н.Мулихов и Н.Г.Куцевол уточняют, что понятие «медицинский туризм» подразумевает, прежде всего, основное и полноценное медицинское облуживание, лечение за границей, а не дополнительные процедуры [14, c.739].

Нередко под «медицинским туризмом» подразумевают поездку для оздоровительных процедур и отдыха. Тем не менее, руководство JTA (Международная Ассоциация медицинского туризма) под этим термином подразумевает случаи приезда в страну для получения именно медицинских (а не санаторно-курортных) услуг (лечение, медицинское обследование и эстетическая медицина).

В.В.Галкин указывает, что «термином «медицинский туризм» чаще всего называют организацию медицинского обслуживания пациентов за пределами страны их постоянного проживания» [7, c.97].

В.В.Галкин рассматривает туризм в узком и широком смысле. Под медицинским туризмом в узком смысле понимается «перемещение пациентов к месту лечения, реабилитации и отдыха в какой-либо регион или страну. Время пребывания на лечении и реабилитации при этом ограничивается в пределах одного года» [7, c.98].

В широком смысле – «сфера медицинской индустрии и гостеприимства, связанная в единую систему рынков с развитой инфраструктурой, включающей не только медучреждения, но и самые разные отрасли бизнеса – страхование, банковскую деятельность, юридическую помощь, транспорт, связь» [7, c.100].

Существуют попытки классификации медицинского туризма. Например, по тому, какие цели преследует турист, медицинский туризм делится на четыре вида:

— оздоровительный (фактически аналог лечебно-оздоровительного);

— диагностический (выявление заболеваний на ранних стадиях на новейшем оборудовании);

— лечебный (непосредственное лечение заболеваний разными методами: инструментальные, аппаратные, препаратные и др.);

— реабилитационный (восстановление организма после операции) [19, c.171-179].

Медицинскими и оздоровительными услугами за границей чаще всего пользуются пациенты из тех стран, где медицина еще недостаточно развита или необходимые медицинские технологии недоступны (по различным причинам). Зачастую лечение за рубежом для таких людей становится единственной надеждой на выздоровление или на установление правильного диагноза. Наиболее популярными в этом плане странами на сегодняшний день являются Таиланд, Индия, Малайзия, Германия и Израиль.

Также одной из немаловажных причин выступают деньги. Ведь нередко стоимость пластической операции, любого другого хирургического вмешательства, стоматологическое лечение за границей обходится пациентам не дороже, а чаще всего и дешевле, чем у себя дома.

Еще одной причиной можно считать то, что в некоторых странах проведение отдельных медицинских вмешательств запрещено или ограничено законодательством, например, репродуктивные программы (ЭКО с суррогатным материнством и/или донорством), применение стволовых клеток, трансплантация органов, искусственное прерывание беременности и пр. Так, ежегодно сотни пациентов из благополучных в медицинском плане стран Западной Европы (Германия, Италия, Швеция, Франция и некоторые другие) устремляются в Индию, Украину, США, Таиланд [18, c.113].

По этим причинам медицинский туризм охватывает практически все виды лечения и оздоровления, которые предлагает современная медицина, а число людей, желающих совместить отдых с качественным лечением, с каждым днем стремительно растет [9, c.4].

Таким образом, термин «медицинский туризм» обозначает, как правило, путешествие в другую страну с целью получения специализированных медицинских услуг (диагностика, лечение, реабилитация).

Ключевые характеристики медицинского туризма: перемещение людей с целью получения медицинских услуг, наличие специализированных центров, которые их предоставляют, наличие сопутствующих услуг (проживание, питание, транспорт и др.), регулярность оказания услуг и отработанность схемы.

Отличительной особенностью медицинского туризма является возможность совместить высококвалифицированные медицинские услуги и отдых в странах с уникальными условиями. Главной целью такого сочетания является наиболее полная реабилитация организма после медицинских процедур.

 

1.2 Технология организации туров в медицинском туризме

 

Результатом туристской деятельности является производство услуг или их комплекса, предназначенных для продажи на рынке. Комплекс этих услуг называется туристским продуктом, т.е. конкретный туристский тур.

В России официальное определение туристского продукта дано в статье 1 Федерального закона №132: — «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта» [1].

Таким образом, туристский продукт – это весь комплекс услуг, которые предлагаются туристу для удовлетворения его потребностей в информации, отдыхе и развлечениях.

Специфика турпродукта заключается в том, что это особый комплекс услуг, так как потребитель ищет на рынке не отдельные услуги или товары, а их конкретное сочетание, предлагаемое туристскими представителями в виде конкретных туров.

Таким образом, каждый тур обладает примерно одинаковым набором составляющих, однако обязательно различаются маршрут и сроки, часто комплекс услуг может быть разным даже на одном направлении.

На сегодняшний день в мире уже сформировался глобальный рынок медицинских услуг со своей специфической структурой — медицинским менеджментом, аккредитующими органами, агентствами медицинского туризма, туроператорами, юристами, специализирующимися в этой сфере и др. Инфраструктуру медицинского туризма составляют не только медучреждения и турфирмы, но и отрасли бизнеса – страхование, банковская деятельность, юридическая помощь, транспорт, связь

Разработка тура в медицинском туризме отличается своей спецификой. Прежде всего, не каждая турфирма может сформировать качественный медицинский тур. Организацией медицинских туров занимаются специальные компании (оператор медицинского туризма), которые учитывают все аспекты поездки — готовят полный пакет документов, осуществляют подбор медицинского или оздоровительного учреждения, открывают визу, при необходимости обеспечивают сопровождение пациента, а также предоставляют множество других услуг.

Основные функции турагентств сводятся к «производству» турпродукта.

Они могут быть более конкретизированы, проявляясь в следующем [10, c.109]:

— анализ рынка медицинских услуг и учет специфических потребностей конкретных целевых групп на нем;

— осуществление целенаправленного воздействия на поставщиков услуг, исходя из требований и потребностей туристского спроса;

— подготовка и заключение договоров с контрагентами поставщиками первичных туристских услуг (медучреждения, средства размещения, индустрия питания, экскурсионные службы и др.);

— осуществление деятельности по организации тура;

— определение каналов сбыта турпродукта, посредников — турагентств
и т.д.;

— планирование, организация и осуществление рекламной деятельности;

— организация и управление деятельностью предприятия с использованием современных информационных технологий;

— контроль за исполнением договорных обязательств и управление качеством турпродукта на всех уровнях.

Работа турагентства начинается с подготовки совместно с пациентом необходимой медицинской документации в соответствии с предварительным диагнозом и потенциальными требованиями зарубежной клиники о предоставлении базовой (предварительной) информации [14, c.741].

Много вопросов возникает по поводу организации поездки, прежде всего, по поводу оформления правоотношений с провайдером услуг (агентством, страховой компанией, клиникой и др.). Это договорные отношения, которые обязательно оформляются путем заключения гражданско-правового договора в письменной форме. Договор может быть заключен напрямую с медицинским или оздоровительным учреждением либо через посредника (агентство, страховую компанию или др.). Тогда в таких случаях договор должен содержать все существенные и необходимые условия. Среди таких условий, прежде всего, выделяют:

— предмет договора, который должен включать не только общие названия, но и давать расшифровку всего перечня и объема услуг;

— четко сформулированные права и обязанности сторон;

— срок действия договора (желательно, чтобы в договоре была формулировка «…до полного выполнения сторонами взятых на себя обязательств»);

— цену договора (с четким разграничением оплаты услуг медицинского или оздоровительного учреждения, а также размера вознаграждения провайдера);

— ответственность сторон, в частности ответственность за невыполнение обязанностей провайдером, компенсации и штрафные санкции;

— форс-мажорные обстоятельства (случаи, когда стороны освобождаются от ответственности за нарушение договорных обязательств);

— юрисдикция и законодательство (с указанием страны и места рассмотрения претензий и судебных споров);

— контактные лица и способ обеспечения коммуникаций [34].

Окончательный расчёт с лечебным учреждением происходит через 3-4 недели после окончания лечения.

К ним нужно ещё подключить и немедицинские расходы. Они включают в себя следующее:

— расходы на оформление всех необходимых для поездки документов: загранпаспорта и визы;

— стоимость авиабилетов и трансфер в обе стороны;

— проживание в отеле или на квартире;

— проезд от отеля до клиники и обратно;

— переводчик (по необходимости);

— расходы на питание плюс чаевые;

— расходы на пользование интернетом, телефонную связь;

— оплата медицинских препаратов, послеоперационный уход;

— определённая сумма денег на непредвиденные растраты.

Таким образом, основу любого медицинского тура составляет – туристский продукт – комплекс услуг и ресурсов, которые предоставляются туристу на маршруте. Любой медицинский тур – формируемый комплекс основных и дополнительных услуг, предоставляемых туристу. Тур составляют основные и дополнительные услуги, которые предоставляются туристу. Организацией тура занимается оператор медицинского туризма, который напрямую или через посредника проводит переговоры с зарубежным медицинским учреждением, обговаривает стоимость услуг, сроки их оказания, бронирует места, организует транспортировку пациента, готовит комплекс необходимых дополнительных услуг.

 

1.3 Современные мировые центры медицинского туризма

 

На международном рынке медицинского туризма существует специализация по отдельным направлениям. Основные центры медицинского туризма мира по ключевым направлениям представлены в приложении А [30].

Ключевыми направлениями в медицинском туризме считаются репродуктивная медицина, онкология, кардиология, трансплантология, нейрохирургия и пластическая хирургия [7, c.97].

Центры репродуктивной медицины — Великобритания, США, Ирландия, Япония, Дания, Германия, Израиль, Кипр, Индия, Россия и др.

Мировые центры стоматологии — Венгрия, Коста-Рика, Таиланд, Турция, Малайзия, Колумбия, Польша, Словакия, Латвия.

Онкологическое направление медицинского туризма развито в Израиле, Германии, Австрии, США, Малайзии, Сингапуре, Канаде, Южной Корее, Швеции.

Центры пластической хирургии — Таиланд, Коста-Рика, Аргентина, Бразилия, Малайзия, Сингапур, США, Швейцария, Франция, Россия.

В кардиологии центрами притяжения туристов являются: Израиль, Австрии, Швейцарии, Турция, Япония, Германия, Литва.

Мировые офтальмологические центры развиты в Израиле, Германии, Австрии, Малайзии, Сингапуре, Венгрии, Южной Корее, России.

Лучшие термальные и СПА-курорты находятся в Венгрии, Чехии, Словакии, Польше, Румынии и Турции [12].

Среди центров медицинского туризма есть моноспециализированные, т.е. на одном виде медицинских услуг – например, Литва (кардиохирургия), Латвия (стоматология), Куба (онкология), Чехия, Мальта (офтальмология), и многофункциональные центры. Среди них особо стоит выделить такие страны, как Израиль, Сингапур, где оказывают широкий спектр медицинских услуг по различным направлениям по самым высоким стандартам и по приемлемым ценам. Качественными дорогими центрами медицинского туризма являются США, Германия, Австрия, Япония, и др.

Рассмотрим некоторые из ведущих центров медицинского туризма.

Например, для развития медицинского туризма в России интерес представляет опыт Израиля. Эта страна отличается высоким уровнем развития медицины и курортного сектора. Это позволяет стране являться мировым центром медицинского туризма – это весь комплекс медицинских услуг, включающий всестороннее обследование и диагностику, а также лечение самыми передовыми методами, кроме того, размещение и сопровождение пациента в клинике и гостинице и разрешение всех его бытовых проблем на период лечения в Израиле.

В Израиле для туристов есть возможность организации медицинской помощи по следующим направлениям:

— прохождение конкретного вида лечения на базе медицинского центра;

— прохождение диагностики и обследования (диагностическое направление);

— оздоровительные, омолаживающие курсы;

— курортное направление, сочетание оздоровления и отдыха.

Большинство медицинских центров Израиля является частными учреждениями, действующими по рыночным законам и оказывающими платные услуги. Государство оказывает активную поддержку медицинскому сектору и развивает медицинский туризм (отчасти помогает, например, отменив визы для россиян), существует Департамент медицинского туризма, работающий с государственными клиниками в этом направлении.

В числе самых приоритетных направлений израильской медицины следует выделить: кардиохирургию, гематологию, онкологию, нейрохирургию, гинекологию, (включая искусственное оплодотворение), ортопедию, дерматологию, пластическую хирургию и др.

Израиль отличается высокой концентрацией медицинской инфраструктуры. Так, платные услуги иностранным гражданам в стране оказывают 72 медицинских и курортных учреждения разного типа [27].

Стандартная программа оказания медицинских услуг в Израиле включает в себя:

Первичный визит (консультация) к врачу, определение программы лечения, количества процедур, график, цена и др.

Размещение в стационаре.

Начало подготовки процедур, диагностика.

Проведение операции, необходимых процедур.

Реабилитационный период под наблюдением врачей (ежедневный контроль).

Консультация врача, составление рекомендаций для лечения на месте [27].

Концепция медицинского туризма в Японии соответствует общей идее «безопасности человека». Медицинская инфраструктура страны приобрела такой размах, что без ущерба для себя японцы могут помогать людям, приезжающим из-за рубежа.

В сравнении с Северной Америкой и Европой японская медицина выигрывает в качестве при практически идентичной стоимости. Отличительные особенности японской медицины:

— техническое оснащение больниц – для примера, по количеству аппаратов МРТ и компьютерной томографии в пропорции на миллион жителей Япония занимает 1-е место в мире. В России один аппарат МРТ приходится на 5 миллионов человек, в лучшем случае.

— внедрение компьютерных технологий в системы функционирования клиник обеспечивает максимально высокий уровень диагностики и обслуживания;

— стоимость медицинских услуг регламентируется государством даже в частных клиниках. К тому же, стационарное и амбулаторное лечение оплачивается практически на одинаковом уровне;

— расположение большинства клиник вблизи бальнеологических лечебниц и курортов;

— внимательность персонала, которая несравнима с европейским обслуживанием;

— неприятие инвазивных процедур, поэтому хирургическое вмешательство стоит дешевле, чем лечение без него.

Крупным центром медицинского туризма стал Сингапур. В 2000 г. Всемирная организация здравоохранения присвоила Сингапуру 6-ое место среди лучших систем здравоохранения мира. Получив такую оценку, Сингапур значительно обогнал Соединенные Штаты, Канаду или Великобританию. Как правило, больницы и узкоспециализированные центры ориентированы на медицинских туристов, и практически все они предлагают медицинское обслуживание самого высокого качества. Большинство крупных больниц имеют международную аккредитацию Объединённой Международной Комиссии (JCI), и соответствуют стандартам ISO или OHSAS. В 2011 г.
в Сингапуре насчитывалось 18 больниц и медицинских центров, имеющих аккредитацию JCI.

Все больше и больше людей в последнее время предпочитают получать медицинскую помощь за рубежом. В соответствии с потребностями пациентов появилось огромное количество медицинских и дополнительных услуг.

К настоящему времени рынок медицинского туризма сегментирован по географическому и технологическому принципам. На рынке медицинского туризма сложились многофункциональные центры (Израиль, Сингапур), где предоставляются качественные и недорогие услуги. Существуют элитные центры, например, кардиологии (Германия, Австрия, Швейцария), в пластической хирургии (Франция, Швеция). Широко распространены моноспециализированные центры, которые сосредоточены на оказания услуг
в рамках одного медицинского направления.

 

2 АНАЛИЗ РЫНКА МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА РОССИИ

2.1 Формирование и развитие рынка медицинского туризма в России

 

Мировой рынок медицинского туризма растет высокими темпами. Доходы медицинского туризма в 2006 г. составляли 40 млрд. долл., а в 2016 г. — 0,5 трлн. долл. Это составляет 14% от общего объема доходов от туризма в целом [33].

Всемирная организация здравоохранения, оценив ежегодный мировой оборот в сфере медицинского туризма в 60 млрд. долл., прогнозировала, что через 10 лет эта отрасль станет одной из наиболее значимых в глобальной экономике [33].

Важным фактором развития отечественного рынка медицинских услуг является вовлеченность России в систему мировых экономических отношений. Российский сегмент мирового рынка медицинского туризма пока не велик. Однако потенциал его значительный. Рынок платных медуслуг в России оценивается в 500-540 млрд. рублей [28].

На долю России приходится не более 0,4% этого рынка.

В Международном индексе медицинского туризма (Medical Tourism Index) Россия занимает 34-е место из 41. В этом рейтинге учитываются не только компетентность и репутация докторов и стандарты оказания услуг, но и отношение к пациентам в целом, дружелюбность персонала [24].

В целом российский рынок предоставляет комплекс медицинских услуг, однако низкий уровень их качества и неудовлетворительное состояние инфраструктуры не дает возможность проводить сложные высокотехнологичные операции. Поэтому Россия до 2014 г. чаще выступала как донор клиентов в медицинском туризме. После 2014 г. из-за девальвации рубля ситуация изменилась.

В 2013 г. общий объем расходов россиян за границей на лечение составил 53 млрд. долл. Из этой общей суммы на медицинский туризм они потратили около 1,1 млрд. долл. [28].

В 2012 г. из 12 млн. выезжающих за рубеж граждан РФ более 120 тыс. человек (1%) отправились за медицинской помощью [17, c.22].

В 2016 г. с медицинскими целями за рубеж выехало 4 млн. россиян, но вырос объем медицинского туризма внутри России [24]. В том же году внутренний медицинский туризм вырос на 16% — с 7-8 млн до более 9 млн человек. Объем расходов на лечение в регионах РФ пациентов из других городов составил 240 млрд руб. [32].

В России доля платных клиентов в медицинских учреждениях составляет не более 10%. Однако, стабильно увеличивается. По итогам
2016 года объем платных медицинских услуг в стране увеличился еще на 15% [26].

Рынок медицинского туризма России молодой и неструктурированный. По данным опросов, 92% респондентов считают, что медицинский туризм еще далеко не установился как вид бизнеса.

Россия как направление медицинского туризма интересна в первую очередь пациентам из постсоветских стран, где здравоохранение находится на более низком уровне. По данным НП «Санкуртур» (информационный ресурс о лечебно-оздоровительном туризме в РФ), в 2014 г. в российских санаториях отдыхали всего 15 тыс. иностранных гостей [20].

Сами россияне не спешат пользоваться возможностями медицинского и оздоровительного туризма внутри страны. В российских здравницах за 2016 г. побывало 4,5 млн. человек (3% населения РФ) [26].

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), около 70% потенциальных клиентов (активных и обеспеченных людей в возрасте от 30 лет) не занимаются поисками оздоровительных санаториев в России, а уезжают лечиться и отдыхать за рубеж [28].

В 2015 году входящий поток иностранных пациентов составил около 8,5 тыс. человек, а выездной поток — чуть более 100 тыс. человек. Но уже в 2016 году картина изменилась с точностью до наоборот: въездной поток составил около 20 тыс. человек, а выездной сократился на 20% и составил около 80 тыс. человек [31].

До 8 млн человек за первую половину 2017 года путешествовало по России именно с целью медицинского туризма, и это число на 35% больше, чем в 2016 году [22].

Всех клиентов можно разделить на две категории:

Первая – средний класс из российских городов‑миллионников, а также из Киева, Тбилиси, Алма‑Аты и Астаны. Это люди, которые имеют возможность потратить сумму необходимую лечение.

Вторая категория – корпоративные клиенты, т.е. те, чьи счета оплачивают компании и другие лица, благотворительные фонды.

На рынке платного туризма России москвичи составляют примерно 30% от числа людей, едущих на лечение. Далее следуют жители Санкт-Петербурга, Ростова, Новосибирска, Казани, и Хабаровска.

Многие жители столицы предпочитают проходить лечение в областных центрах, что зачастую значительно дешевле. Например, стоимость томографии головного мозга в Туле почти в пять раз ниже, чем в Москве, то есть, затраты пациента будут меньше, даже если учесть дорожные расходы и оплату услуг агентства-посредника. Иногда эти агентства специально организовывают приезд известного врача для проведения квалифицированных консультаций в регионе.

Среди российских услуг и товаров, которые широко востребованы на мировом рынке, медицинские услуги занимают далеко не последнее место. Множество иностранных граждан едут в Россию, чтобы удлинить на аппарате Илизарова ноги или улучшить зрение с использованием метода лазерной коррекции. Большой популярностью среди иностранцев в последнее время стал пользоваться Ленмедцентр в Санкт-Петербурге, принимают здесь также и российских граждан. Для всех, кто приезжает из других городов, в этом центре предусмотрена программа помощи в размещении, кроме того, на период пребывания в городе для пациентов может быть организована культурная программа [15, c.175].

Ленмедцентр активно сотрудничает с санаторием «Рогашка» в Словении, где постоянно действует набор в группы лечебного голодания и лечебного питания. Здесь можно поправить здоровье и восстановить силы, специалисты центра подбирают каждому пациенту индивидуально редуцированную диету или же систему лечебного голодания. Хороший эффект от лечения многократно усиливается под действием природно-климатических факторов (термальной
и минеральной воды) и сопутствующих оздоровительных и лечебных процедур (подводный массаж, лимфодренаж, электротерапия, минеральные ванны, ингаляции, магнитотерапия и т. д.).

Важными методами продвижения медицинских услуг в России пока остаются наработанные связи с пациентами и «сарафанное радио». Основная масса клиентов обращается к услугам российских клиник именно по совету знакомых. При этом около 50% клиентов обращаются к услугам компании повторно. Как правило, за платной помощью обращаются с серьезными заболеваниями, которые требуют наблюдения и контроля.

Таким образом, рынок медицинского туризма в России находится на стадии формирования и пока не получил широкого распространения. После 2014 г. на рынке медицинского туризма произошли существенные изменения: сократился выездной поток, вырос спрос на внутренний медицинский туризм.

 

2.2 Анализ спроса на рынке медицинского туризма России

 

Самое популярное направление медицинского туризма — стоматология. Доля россиян, которые пытаются сэкономить на лечении за счет поездок
в регионы, пока не превышает 4-6% россиян. На стоматологию приходится 32% всех оказанных медицинским туристам услуг, гинекологию и урологию — 23%, косметологию 12%, офтальмология 8%, кардиологию 5% [32].

По данным Агентства медицинского туризма РФ спрос на эти услуги распределяется иначе: стоматология (44%), урология и гинекология (23%), пластическая хирургия (17%), ортопедия и травматология (11%), сердечно-сосудистая хирургия (3%) и офтальмология (около 2%) [31].

При выборе клиники россияне руководствуются следующие критериями:

— 52% рекомендации родственников, друзей, коллег;

— 40% профильные интернет-сайты;

— 32% личный опыт респондентов;

— 16% туристические агентства;

— 11% бесплатные каталоги и брошюры;

— 7% СМИ: газеты, радио и телевидение;

— 7% платные путеводители и журналы;

— 5% рекомендации и отзывы друзей в social-media [29].

Одним из самых популярных направлений стоматологического туризма в Центральной России являются Рязань и Тверь. Это связано с хорошей транспортной доступностью и высоким качеством медицинских услуг (в городах функционируют хорошие медицинские ВУЗы). Например, в ближайших к Москве регионов самые доступные цены — в среднем на 40-50% ниже, чем в столичных клиниках. Разница цен с Москвой определяется значительно более низкими издержками — расходы на заработную плату, рекламу, аренду помещений.

Если в регионы едут, прежде всего, из-за более низких цен, то в Москву и Санкт-Петербург, в основном, для сложного лечения, требующего высокой квалификации врачей и сложных технологий. Так, в Санкт-Петербург в прошлом году приехали около 80 тыс. пациентов из других регионов [22].

Спрос на медицинский туризм стран определяется двумя основными факторами: туристической привлекательностью и уровнем эффективности предлагаемых медицинских услуг той или иной страны.

Одними из ключевых факторов при выборе гражданами России медицинских учреждений за границей являются высокое качество медицинской помощи, финансовая доступность и отсутствие языкового барьера.

При выборе клиники для лечения российские туристы руководствуются следующими мотивами:

— 80% медицинских туристов движет экономия;

— 38% медицинских путешествий – косметическая хирургия [24].

Основными поставщиками въездных медицинских туристов России, оказываются Китай, Южная Корея, Япония, Вьетнам, Таиланд и Индия. При этом среди наиболее востребованных областей медицины, к которым обращаются въездные туристы, в первую очередь являются стоматология и гинекология (в основном ЭКО), а также косметическая хирургия, микрохирургия глаза, сердечно-сосудистая хирургия и ортопедия.

При этом, что интересно, эксперты отмечают спрос на нашу медицину в том числе и среди европейских туристов. Например, в Санкт-Петербурге туристы из Швеции, Финляндии и Дании чаще всего обращаются за стоматологическими услугами. Вероятнее всего их привлекают более дешевые, по сравнению со страной проживания, цены на услуги. Аналогичная ситуация и на Дальнем Востоке, где стоматологические клиники Хабаровска
и Владивостока привлекают китайских и корейских туристов.

Ещё один интересный пункт спроса, отмеченный экспертами – прибывающие за процедурой ЭКО туристы из Израиля, так как в данной области в этой стране поставлен «возрастной порог» в 42 года, а в России же данных ограничений нет.

При этом, по прогнозам экспертов, при текущем курсе российского рубля к иностранным валютам спрос будет продолжать расти, так как лечение в России дешевле, чем в Европе. Тем более, что есть куда расти – на долю России приходится не более 0,4 % рынка медицинского туризма.

Таким образом, основные потребители медицинских услуг в России внутренние туристы, так как поток иностранных медицинских туристов не большой. Спросом среди граждан РФ пользуются услуги стоматологии, урология и гинекология, пластическая хирургия, ортопедия и травматология, сердечно-сосудистая хирургии и офтальмология. Среди зарубежных туристов это ЭКО и некоторые направления хирургии. Основной поток туристов направлен в ключевые медицинские центры страны (Москва и Санкт-Петербург), при это регионы РФ не имеют значительного и постоянного потока медицинских туристов.


Страницы:   1   2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф