Заявка на расчет
Меню Услуги

Методика использование произведений искусства в обучении биологии в школе

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.
Глава 1 Литературный обзор
1.1Современная классификация методов обучения биологии
1.2 Словесные методы обучения биологии
1.2.1 Дидактические стихи на уроках биологии
1.2.2 Дидактические сказки на уроках биологии
1.2.3 Использование картин на уроках биологии
Глава 2 Материалы и методика исследования
2.1 Методика использования художественных произведений на уроках биологии
2.2 Критерии отбора стихотворений для использования на уроке
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Разработка урока с учетом методики использования литературных произведений на уроках биологии
3.2 Результаты апробации методической разработки урока с использованием стихотворений на базе МКОУ СОШ №31
Глава 4 Практические рекомендации по эффективному применению произведений искусств на различных этапах современного урока
Заключение
Список использованных источников

 

ВВЕДЕНИЕ

С 2011 года все общеобразовательные учреждения перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [44].

В 2015 году была осуществлена реализация Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО). Данные стандарты отражают содержание и структуру образования в целом.

Данные трансформации ставят перед учителями новые цели, направленные на формирование универсальных учебных действий и обеспечивающие мотивацию учащихся к обучению. В связи с этими изменениями существенно модернизируется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, ее творческих успехов. Возникает проблема поиска новых, более эффективных форм и методов обучения [34].

Таким методом может стать использование на уроках биологии различных произведений литературы и искусства, применение которых не оставляло бы школьников равнодушными, способствовало их интеллектуальному развитию, создавало соответствующие эмоциональный настрой. Формировать и обогащать духовный мир ребенка, прививать любовь к природе, к животным, растениям, человеку, вселять в сердца школьников добро и милосердие, без которых нет личности, помогают поэзия, литература, живопись.

Актуальность исследования видится в том, что модернизация системы образования обуславливает необходимость совершенствования организации образовательного процесса. В условиях перехода от принципа обучения «образование на всю жизнь», существовавшего до недавнего времени в

 

 

нашем государстве, к непрерывному образованию, то есть образованию в течение всей жизни, возникает необходимость совершенно иного взгляда на процесс обучения.

Цель работы заключается в исследовании эффективности использования произведений искусства и литературы на уроках биологии в школе.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

1) рассмотреть современные методы обучения биологии;

2) охарактеризовать основные особенности словесных методов обучения биологии;

3) изучить методику использованию художественных произведений на уроках биологии;

4) выявить критерии отбора стихотворений для использования на уроках;

5) разработать урок с учетом методики использования литературных произведений на уроках биологии;

6) представить практические рекомендации по эффективному использованию произведений искусства на различных этапах современного урока.

Объект исследования – учебный предмет «Биология» в основной и старшей школе.

Предмет исследования – методика использования произведений искусства и литературы в урочной системе.

Гипотеза исследования: использование произведений искусства и литературы на уроках биологии способствует активизации познавательной деятельности учащихся и лучшему усвоению учебного материала.

 

 

Практическая значимость работы заключается в том, что учебно-методические разработки будут внедрены в учебном процессе обучения биологии.

Апробация методической разработки урока на тему «Папоротники» проводилась на базе МКОУ СОШ №31 п. Восток Приморского края в 6 классе.

 

ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

 

1.1 Современная классификация методов обучения биологии

 

В современной дидактике одной из важнейших проблем следует назвать проблему выбора педагогом подходящего метода обучения, обеспечивающего все многообразие целей обучения, в той или иной ситуации, из множества методов обучения, существующих на сегодняшний день.

В переводе с греческого слово «метод» означает «исследование, способ, путь к достижению цели» [31]. Этимология данного слова оказывает влияние также на его трактовку в виде научной категории.

Согласно данным, представленным в современном философском словаре, «метод в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность» [31].

Во многих работах 20-30-х годов прошлого столетия под методом понималось направление, выбранное заблаговременно для достижения поставленных целей [6].

По мнению М.А. Данилова и Б.П. Есипова, методы представляют собой способы взаимодействия педагога и учащегося [11]. Далее у различных авторов появилось определение методов как способов деятельности педагога и учащихся [11].

В настоящее время исследователи говорят о существовании нескольких классификаций методов обучения, то есть системы, упорядоченной по определенным признакам. При этом следует отметить, что нельзя говорить о наличии неизменной и единственной номенклатуры методов, поскольку весь процесс обучения является достаточно подвижным. В связи с этим и система методов обучения должны обладать достаточной подвижностью, чтобы она могла воспринимать те изменения, которые имеют место в практике использования различных методов [22].

Выделяют следующие основные группы методов обучения:

1) Пассивные методы.

2) Активные методы.

3) Интерактивные методы.

Под пассивными методами понимается такая форма взаимодействия педагога и учащихся, при которой ходом урока управляет учитель и он является основным действующим лицом. Ученики же являются подчиняющимися директивам педагога пассивными слушателями. На пассивных уроках связь между педагогом и детьми достигается с помощью контрольных работ, тестов, опросов, самостоятельных работ и пр.

Рассматривая пассивный метод с точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учебного материала, можно сделать вывод, что он является наиболее неэффективным. Вместе с тем, у него можно отметить и определенные плюсы. Так, в частности, можно выделить  достаточно легкую подготовку к уроку со стороны учителя и возможность в ограниченный временной период преподнести учащимся достаточно большое количество материала [10].

Наиболее распространенным видом пассивного урока является лекция. В большей степени данный метод обучения представлен в высших учебных заведениях, где ведется обучение взрослых и сформировавшихся людей, которые настроены на глубокое и тщательное изучение какого-то определенного предмета.

Пассивные методы предполагают использование преимущественно авторитарного стиля взаимодействия, в то время как для активных методов более характерным является демократический стиль.

Активные методы подразумевают такую форму взаимодействия педагога и учащихся в процессе обучения, когда дети являются активными

 

участниками данного процесса, а не выступают в роли пассивных слушателей. Если в пассивном уроке управляющим и главным действующим лицом являлся педагог, то на уроках с применением активных методов у детей и учителя существуют равные права.

Деятельность обучающегося при использовании активных методов носит поисковый, творческий, продуктивный характер. Здесь можно выделить такие методы, как решение проблемных задач, мозговой штурм, обучение по алгоритму, анализ конкретных ситуаций, внеконтекстные операции с понятиями, дидактические игры и пр. [11].

Возникновение термина «методы активного обучения» или «активные методы обучения» произошло в середине прошлого века. Данный термин используется Ю.Н. Емельяновым для характеристики группы методов, в основе которых находится ряд социально-психологических феноменов и эффектов (эффект присутствия, эффект групп и пр.) и которые применяются в системе социально-психологического обучения [13].

Кроме того, важно подчеркнуть тот факт, что в данном случае идет речь об активности обучения. Его характер перестает быть продуктивным и трансформируется в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности [13].

Об активизации обучения в различные возрастные периоды говорили разные  авторы, еще до того даже, как она была оформлена в самостоятельную научную дисциплину. Основоположниками идей активации можно назвать Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, И.Г. Песталоцци, С.Л. Рубинштейна, К.Д Ушинского и пр.

Интерактивные методы представляют собой наиболее современную форму активных методов [28].

Под интерактивными методами понимаются такие, в ходе применения которых осуществляется взаимодействие, диалог, беседа и т.д. В отличие от

 

активных методов в основе интерактивных лежит более широкое взаимодействие как педагога с детьми, так и учащихся между собой, а также делается акцент на доминирование активности детей в ходе учебного процесса [28].

И.П. Подласый говорит о существовании шести основных классификаций методов обучения [26]. Остановимся более подробно на них.

Прежде всего, необходимо отметить традиционную классификацию методов обучения, которая существует издавна, а в современных условиях только стала более адаптированной [29]. Источник знаний в данном случае представляет собой наиболее общий признак данной классификации. Выделяют три источника: практику, наглядность и слово [29]. Позже к числу этих источников добавилась еще и книга, а в последние годы стали говорить о таком источнике информации, как видео совместно с информационно-компьютерными системами. Данная классификация подразумевает существование следующих пяти методов: словесного, наглядного, практического, работы с книгой и видеометода.

К словесным методам можно отнести лекцию, дискуссию, диспут, объяснение, разъяснение, инструктаж, рассказ и т.д.

К наглядным методам относятся: наблюдение обучающихся, демонстрации, иллюстративный метод и т.д.

Практический метод подразумевает использование упражнения, опыт, учебно-производительный труд и пр.

Говоря, о работе с книгой, следует выделить чтение, реформирование, изучение, беглый просмотр, изложение, цитирование, написание плана, конспектирование и пр.

К такому методу, как видеоряд относятся обучение, просмотр, упражнения под контролем электронного педагога и прочие.

Кроме того, существует классификация методов обучения в зависимости от их назначения [11]. Общий признак классификации в данном

 

случае связан с этапами, которые проходит образовательный процесс. Здесь можно отметить такие методы, как: формирование навыков и умений, получение знаний, творческая деятельность, проверка, закрепление и пр.

С учетом характера познавательной активности выделяют исследовательский метод, проблемное изложение, эвристический (частично-поисковый), репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) и др. [19]. При этом под типом познавательной деятельности подразумевается такая степень самостоятельности познавательной деятельности, которой учащиеся могут достигнуть при работе по предложенной педагогом схеме.

С учетом поставленных в процессе обучения дидактических целей выделяют методы, содействующие первичному усвоению учебного материала и методы, помогающие закрепить и усовершенствовать полученные знания [19]. Первая из указанных групп методов включает в себя информационно-развивающие (беседу, работу с книгой, устное изложение педагога), исследовательские, поисковые (эвристические) методы (лабораторные работы, диспут и т.д.).

Закреплению и совершенствованию полученных знаний способствуют такие методы, как различные виды упражнений (вариативные, комментированные, по образцу и пр.), а также практические работы.

Кроме того, в настоящее время можно говорить о существовании попыток создать бинарные и полинарные классификации методов обучения, где имеет место их группировка на основе определенного количества признаков. Так, например, в основе бинарной классификации методов обучения М.И. Махмутова находится сочетание методов учения и методов преподавания [20].

Бинарная классификация относит к методам учения поисковый, частично поисковый, репродуктивный, исполнительный, продуктивно-практический и др. Методы преподавания, в свою очередь, включают в себя

 

объяснительный, информационно-сообщающий, побуждающий, объяснительно-побуждающий, инструктивно практический и пр. [20].

Н.Т. Оганесян и В.И. Паламарчук рассматривают полинарную классификацию методов обучения, где объединены уровни познавательной активности, логические пути учебного познания, источники знаний и пр. [24].

Ю.К. Бабанский предлагает несколько иную классификацию методов обучения, которая включает в себя [6]:

  • методы осуществления и организации учебной деятельности;
  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • методы контроля и самоконтроля.

В первой группе методов можно отметить перцептивные (передача и восприятие учебной информации с помощью органов чувств): наглядные, словесные, практические, дедуктивные индуктивные, проблемно-поисковые, репродуктивные, методы работы под руководством педагога и методы самостоятельной работы.

К основным источникам методов стимулирования и мотивации можно отнести методы эмоционального стимулирования, учебные дискуссии, познавательные игры и пр. Также сюда относятся методы порицания и поощрения, предъявления учебных требований и пр.

К методам контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности относятся методы устного, письменного и лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Активные групповые методы обучения относятся Ю.Н. Емельяновым в следующие блоки: дискуссионные, игровые, а также сенситивные тренинги [13]. При этом в составе дискуссионных методов можно выделить разбор случаев из практики, групповые дискуссии, анализ ситуаций морального выбора и пр. Игровые методы включают в себя творческие и дидактические

 

игры, ролевые и деловые игры, а также контригры. Сенситивный тренинг подразумевает тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства.

Л.В. Занков, говоря о развитии ребенка, рассматривал данный процесс развития как целостное движение психики. «Система принимает ребенка таким, каков он есть, видя в каждом взрослого человека со своими особенностями, складом ума и характера» [16]. Позже исследователями на основании идей Л.В. Занкова были сделаны выводы о том, что каждому возрасту соответствует определенная ведущая деятельность, которая осваивается на соответствующей возрастной ступени и присваивается как индивидуальная способность, как психическое новообразование в качестве основных задач школы выдвигает следующие [16]:

1) обеспечить душевное здоровье и эмоциональное благополучие школьников;

2) научить самостоятельно учиться;

3) развить интеллектуальные способности ребенка, его речь, мышление, память, внимание, воображение;

4) воспитывать навыки общения и сотрудничества.

Таким образом, учебный процесс, по мнению Г.А. Цукермана, строится на основе сотрудничества учителя с детьми [35]. В наше время становится все больше сторонников системы развивающего обучения Л.В. Занкова, потому что именно она помогает решать задачи, волнующие учителей: как учить без двоек и принуждения; как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в самостоятельном поиске; как сделать учение радостным [16].

Исходя из этого, стержнем системы развивающего обучения является деятельность самих детей. Они не просто решают задачи или выполняют упражнения, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, то есть мыслят. Применяя в обучении систему методов Л.В.

 

Занкова, преподаватели добиваются активизации мыслительной деятельности, расширяют эрудицию учащихся, реализуют творческие способности каждого учащегося.

В ходе многолетней учебной деятельности по системе развивающего обучения созданы условия для проявления познавательной активности учащихся, при этом используются следующие методы. К ним относят:

  • разработку логических упражнений, творческих заданий разного уровня и содержания;
  • мотивацию успеха в индивидуальной или групповой работе, побуждение к активной самостоятельной деятельности;
  • развитие самостоятельности и инициативности учащихся в выборе необходимых средств для решения учебной задачи;
  • использование ведущих методов обучения, совместные обсуждения, размышления, поиск, открытие новых знаний;
  • получение и систематизацию знаний, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку;
  • создание эмоционально — положительного фона и «ситуации успеха» на уроках.

Результатом использования данной технологии является высокий уровень познавательной активности, инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество учащихся. Данные примеры являются демонстрацией того, что общей мыслью всех ведущих педагогов является мысль о необходимости активизации познавательной деятельности учащихся. Поиски путей решения данной проблемы на сегодняшний день ведутся учеными в разных направлениях.

1.2 Словесные методы обучения биологии

 

В школьном курсе биологии учащимся подается достаточно большой объем информации, которую они должны освоить на уровне понятий, идей и фактов. При этом следует подчеркнуть, что далеко не вся информация может вызывать у детей познавательный интерес.

Как отмечают специалисты, рассматривая вопросы формирования познавательного интереса, в его составе можно выделить следующие элементы [22]:

  • наличие положительных эмоций в отношении деятельности;
  • наличие познавательной стороны данных эмоций;
  • существование исходящих от самой деятельности непосредственных мотивов.

Говоря другими словами, только в том случае можно считать учебную информацию продуктивной, когда учащиеся испытывают при ее использовании определенные чувства и эмоции. Посредством эмоциональной окраски информационного материала у школьников появляются возможности испытывать к нему чувства и вырабатывать в связи с этим ответную реакцию.

 

1.2.1 Дидактические стихи на уроках биологии

Одной из эффективных методик развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии можно назвать метод использования дидактических стихов. Его применение возможно как на обычных уроках, так в ходе дополнительных, нетрадиционных занятий: уроков-лекций, уроков-соревнований, уроков-зачетов, квестов, интегрированных занятий и пр.

Основная польза дидактических стихов состоит в том, что они позволяют придать эмоциональную окраску биологическому материалу,

 

который в чистом виде у детей практически не вызывает эмоционального отклика. Так, изучая особенности молекулярного строения вещества, строения тканей и клеток, протекающих в организме химических реакций и пр. школьники не испытывают никаких эмоций, что в значительной степени усложняет восприятие.

Дидактическими называются такие стихи, которые подобраны или написаны с целью использования в образовательном процессе и включают в себя учебную информацию [8].

Используемые на уроках биологии стихи могут разделяться на первично и вторично дидактические. Первая группа включает в себя произведения, созданные специально и в которых отражена рассматриваемая терминология. Такие стихи должны сочетать в себе научность и достоверность изображаемой информации, а также иметь достаточную образность и эмоциональность.

Во второй группе находятся стихи, которые для учебных целей изначально предназначены не были, в связи, с чем в их содержании могут содержаться определенные ошибки, что обязательно должно быть учтено.

Используемые на уроках биологии дидактические стихи можно отнести к следующим группам, представленным в таблице 1.2 [2].

 

Таблица 1.2 – Классификация дидактических стихотворений, используемых на уроках биологии

 

№ п/п Тип Содержание Функция
1 Скелетное Составляет основу урока Помогает сконцентрировать внимание на изучаемых материалах;

Содействует развитию познавательного интереса

2 Научное Подтверждает отдельные научные факты Развивает интерес к материалу;

Помогает усвоить учебные характеристики и свойства изучаемых объектов

 

Продолжение таблицы 1.2

№ п/п Тип Содержание Функция
3 Проблемное ставит проблемные задачи помогает развивать воображение;

помогает создавать проблемные ситуации на уроке

4 Контрольное выявляет уровень знаний в ходе опроса позволяет снизить эмоциональное напряжение детей
5 Природоохранное выступает в роли фактора экологического образования и воспитания позволяет развить в учащихся бережное отношение к природе;

участвует в формировании экологических умений и знаний детей

6 Эмоциональнообразное усиливает рассматриваемый материал с эмоциональной точки зрения позволяет придать изучаемому материалу эмоциональную окраску;

делает восприятие и реакции на изучаемые объекты более глубокими

7 Загадки активизирует познавательную деятельность учащихся помогает детям развить самостоятельную поисковую деятельность

развивает различные мыслительные операции

8 Здоровьесберегающий предупреждает вредные привычки и помогает укрепить здоровья занимается пропагандой ЗОЖ;

формирует в учащихся негативное отношение к вредным привычкам

 

 

Рассмотрим примеры некоторых дидактических стихов, которые могут использоваться в учебном процессе [22].

1) Стихотворение как основа урока. Используя дидактические стихи в качестве основы урока, следует обратить внимание на то, что в некоторых классах при чтении слишком большого стихотворения его восприятие может быть затруднено. Чтобы этого не произошло можно несколько раз прервать чтение стихотворения (разделительная строка в первом дидактическом стихотворении) и прокомментировать отрывок самому, или, лучше всего, послушать комментарий детей.

2) Стихотворение как подтверждение отдельных научных фактов. Научные факты, изучаемые на уроках и способные вызвать у учащихся

 

затруднения, могут сопровождаться стихотворениями для более легкого усвоения. Кроме того, объяснение нового материала следует сопровождать не только опытами и чтением стихов, но и определенными схемами, картинками, пояснениями, дающими дополнительную информацию для учащихся.

3) Стихотворение как постановка проблемной задачи. В ходе чтения стихотворения перед учащимися могут ставиться определенные учебные задачи, требующие разрешения, раскрываться различные биологические проблемы. Довольно часто читая стихи даже признанных литературных корифеев, можно обнаружить некоторые биологические ошибки и экологические неточности. Поэтому, главная задача чтения таких стихов на уроке заключается в том, чтобы научить детей находить такие ошибки и исправлять их. Можно дать учащимся задание на дом найти в литературе или написать самим стихи с биоэкологическими ошибками и предложить их в классе для обсуждения.

4) Стихотворение как опрос изученного материала. Дидактическое стихотворение, используемое при опросе изученного материала, может применяться по-разному. Если детям для опроса дается обычный биологический диктант, может зачитываться только часть стихотворения. Если же диктант в стихотворной форме – оно может использоваться целиком.

5) Стихотворение как фактор экологического образования и воспитания. При всем многообразии разнообразных стратегий экологического образования и воспитания сторонники различных точек зрения достаточно едины в отношении формирования, развития экологической культуры. Желательно начинать экологические занятия с детьми, начиная с детского сада. Продолжать же их необходимо в течение всех лет обучения в школе на всех предметах. В данной ситуации дидактические стихи придают значимость той или иной ситуации, настраивают ребенка на эмоциональное восприятие, прививают любовь к природе.

6) Стихотворение как фактор эмоционального усиления изучаемого материала. В данном случае чаще всего используются «вторично» дидактические стихи с ярко выраженной эмоционально-образной направленностью. Они обеспечивают создание эмоционально-нравственной ситуации на уроке, необходимой для формирования отношения учащихся к изучаемым объектам или явлениям, способствуют формированию экологически целесообразного отношения к природе.

7) Стихотворение как активизация познавательной деятельности учащихся через загадки. Загадка – это краткая характеристика изучаемого объекта, в которой выделены наиболее существенные признаки, помогающие найти отгадку. Такие задания можно использовать на уроках довольно часто, так как работа с ними не занимает много времени, активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют приобретению школьниками опыта самостоятельной поисковой деятельности, стимулируют развитие мыслительных операций.

8) Стихотворение как здоровьесберегающая технология. В стихах, используемых на уроках биологии, может быть заложен призыв к здоровому образу жизни. Это может быть, например, борьба с гиподинамией, активный отдых на свежем воздухе во время ухода за огородом. Также может осуществляться пропаганда правильного питания. В последние годы, наряду с табакокурением и алкоголизмом к нашим детям пришли и наркотики. И перед педагогической общественностью встал вопрос: что делать? К сожалению, сейчас на первое место ставится только разъяснительная работа: лекции, беседы о вреде вредных привычек, а точнее сказать, запугивание.  Наиболее результативной, с психологической точки зрения, здесь будет позиция высмеивания интересующихся токсичными веществами юношей и девушек.

 

1.2.2 Дидактические сказки на уроках биологии

Еще одним методом, позволяющим развивать познавательные интересы учащихся и улучшать процесс усвоения биологического материала, являются дидактические сказки.

Наибольший интерес у учащихся будут вызывать такие уроки, которые наполнены творческой атмосферой, где происходит активизация мыслительной деятельности. Добиться этого возможно с помощью различных методов и приемов, зачастую совершенно нетрадиционных. У детей в результате формируются различные эмоции, удивление, интерес, они получают необходимую психологическую разгрузку.

Среди таких приемов необходимо отметить дидактические сказки с небольшим объемом, благодаря изучению, чтению или сочинению которых дети в доступной форме знакомятся с биологическими понятиями и терминами, усваивают информацию. Детская любознательность и отзывчивость помогает воспринимать дидактические сказки, в результате чего у школьников развиваются творческие способности, воображение, активизируются познавательные процессы.

Для дидактических сказок являются характерными образность и эмоциональность, наличие героев, которым нужно решить определенные задачи и которым в этом могут оказать помощь учащиеся на уроках биологии.

Существует алгоритм написания сказок, он является следующим [22]:

1) Описание волшебной страны, в которой происходят события, и основных героев.

2) Описание значимого события в жизни героев, которое способно побудить их к размышлениям по какому-либо вопросу или изменить жизнь.

3) Окончание сказки.

4) Задания для школьников.

 

 

Очень важно, чтобы сказка сопровождалась соответствующими наглядными источниками информации (слайдами, презентациями, рисунками, таблицами и пр.).

В ходе уроков биологии могут использоваться следующие виды сказок:

  • при изучении нового материала – сказки-повествования;
  • при повторении и закреплении – сказки-загадки;
  • при закреплении и проверке – сказки – ложные рассказы.

Также важно учитывать при составлении или подборе сказок тип урока, его тему, поскольку сказка не может быть уместной абсолютно на любом уроке.

Чаще всего сказки используются на уроках изучения новой темы, как правило, в сочетании с другими методами обучения.

При использовании сказок задействуются следующие средства обучения. Учащиеся средней школы, используя сказки, должны не только изучить определенные экологические или биологические понятия, но и научиться бережно относиться к природе, ценить и охранять ее.

Сказки в целом обладают значительным дидактическим потенциалом, они повествуют о справедливости и добре, учат жить в соответствии с общественными принципами и законами. В них достоверно изображаются основные факты, а вымышленными являются только те события, происходящие с растениями или животными, с помощью которых дети могут познать суть происходящих в природе процессов.

При составлении сказок важно заранее изучить соответствующую литературу. Дети занимаются написанием сказок, выбирают наиболее интересные фрагменты из них, затем составляют сказку целиком. Место и время действия определяются в самой общей форме – «летом в лесу», «в зимнем городе» и т. д. Сказка начинается с проблемы: нехватка воды во время засухи, загрязнение воздуха, желание узнать или найти что-нибудь, например, какой-то цветок. Их решение и определяет действия героев.

 

Обязательна встреча с добрыми помощниками, но их не должно быть много, оптимальное количество – пять-шесть.

Так, например, сказка о лекарственных травах может звучать следующим образом: «Жили-были дед и баба, и была у них внучка. Все у них было хорошо, да вдруг дед заболел. Бабушка сказала, что вылечить дедушку можно лекарственными травами, но она не может пойти за ними в лес (нет сил и т.д.). Внучка отправляется на поиски растений и встречает по дороге птичку (мышку, бабочку, цветок) и делает для нее доброе дело (или раньше когда-то сделала). Например, спасла птичку от кошки, просто покормила. При написании сказки ученикам открывается большой простор для фантазии, плюс знания о лекарственных травах, которые они получают из справочников. Птичка помогает найти нужные травы, и бабушка вылечивает дедушку. Снова все счастливы».

Основным условием дидактической сказки является наличие морали. Описывая благополучное существование героев, важно отметить, что внучка во всем помогает дедушке и бабушке, является послушной девочкой.

Дети могут придумывать различные вариации, выбирать занятия для героев, определять, что и когда конкретно те делают. Чем больше в сказке таких эпизодов, воспитывающих доброту, тем лучше. Продолжением работы над сказкой может стать ее постановка. А совместное творчество будет способствовать воспитанию товарищеских отношений, учить жить в обществе.

 

1.2.3 Использование картин на уроках биологии

Еще одним эффективным методом, который может использоваться на уроках биологии, является метод использования картин. На восприятие учащимися предметного окружения оказывает существенное влияние интеграция биологии и уроков изобразительного искусства.

Картины известных художников могут быть задействованы в учебном процессе с целью усиления эмоционального восприятия получаемой информации.

Например, в ходе изучения генеративных органов растений, может рассматриваться картина «Цветы и плоды» И. Хруцкого. При этом детям предлагается составить или выслушать описание при рассматривании картины: «Сочные, аппетитные, нежные плоды… Душистые, хрупкие, благоухающие цветы… В композиции картины выделяется роскошный букет цветов, составленный из крупнолепестковых пионов, роз, тюльпанов, гиацинтов, ирисов, стеблей и колосков злаков. Вместе с вазой цветы заполняют всю центральную часть холста, почти достигая его верхнего края. Художник заботливо объединяет вокруг букета цветов фрукты, ягоды и плоды, наполняя ими корзину».

На уроке при изучении темы  «Гигиена кожи и ее производных» уместным будет обращение к картине В. А. Тропинина «Кружевница», героиня которой выступает как символ здоровья, молодости и красоты. На уроке следует обратить внимание на здоровый цвет лица изображенной девушки, на ее нежные руки, грациозные движения, на то, как легко дается ей работа. Ребята под руководством учителя отмечают, что особая притягательность образа кружевницы заключена и в ее бархатной персикового цвета коже, и в сияющем взгляде темных глаз, и в красиво очерченных алых губах.

Картины В.М. Васнецова можно использовать при изучении птиц: «Аленушка» – ласточковые, совиные «Ковер-самолет», орел степной на картине «После побоища Игоря Святославовича с половцами». На последней картине изображаются бьющиеся в воздухе орлы – гордые птицы, олицетворяющие народ-завоеватель. К изображению орлов Верещагин обратился, скорее всего, чтобы воспеть героическую кончину русских князей игоревой дружины.

Особое место в русской живописи занимают и деревья. Беседуя по содержанию картины «Весна. Большая вода» И. Левитана, можно пояснить учащимся, что стоят деревья без листьев, в воде, и солнце просвечивает рощицы насквозь. Тени деревьев видны в левом нижнем углу картины. Рассматривая картину, можно порассуждать о биохимических процессах, происходящих в деревьях в это время года. А обращаясь к картине В. Бакшеева «Голубая весна», дети смогут отметить тоненькие березки, тянущиеся вверх и порассуждать о том, почему они являются такими тонкими.

Также на уроках биологии могут использоваться репродуктивные анималистические картины. Эмоционально насыщенные портреты животных часто заставляют учеников по-иному взглянуть на них и их судьбу. И это касается не только тех ребят, которые любят рисовать или занимаются в художественных школах. Многие начинают пробовать рисовать животных. Выбирая животное как объект для своей работы, они непроизвольно заинтересовываются им, стараются узнать о нем как можно больше. Если учитель вовремя заметит этот интерес, постарается познакомить ученика с работами художников-анималистов, даст дополнительный материал о животном, которого ученик рисует, то возникший интерес к рисованию животных может перерасти в интерес к биологии.

Работы художников могут стать хорошим дополнительным материалом на уроке. Одни репродукции картин могут быть распечатаны на цветном принтере и помещены на магнитную доску, другие – демонстрироваться по ходу урока на экране телевизора, который используется в качестве монитора компьютера. В сочетании с демонстрацией фрагментов видеофильмов это делает уроки более эмоциональными, насыщенными, запоминающимися, дает лучший результат при изучении соответствующих тем школьной программы. Рассмотрим примеры использования картин.

5-й класс. Тема: «Животные – братья наши меньшие»

Урок «Признаки животных». В данном случае следует выяснить, чем животные отличаются от растений и каких животных следует отнести к домашним, а каких – к диким. Для урока подбираются яркие репродукции картин различных художников-анималистов. Они очень эмоциональны, привлекают внимание учащихся и хорошо запоминаются. В начале урока может проводиться викторина с целью выяснения, что известно детям о животных своей области или региона; ребята должны назвать увиденных животных и рассказать, кого из них они встречали в окрестностях города. После чего в тетрадях они заполняют таблицу «Дикие и домашние животные», отражая их главные признаки.

Урок «Условия жизни и многообразие животных». В конце этого урока проводится игра. Каждому ученику выдается репродукция картины художника Грейма Бейза, на которой крупным планом изображен носорог, а в пейзаже, его окружающем, спрятано 20 изображений других животных. Ребята должны найти и назвать этих животных. Побеждает тот, кто больше всех нашел изображений спрятанных животных и правильно назвал их.

6-й класс. Тема: «Царство Растения»

Урок «Плауны, хвощи, папоротники». На этом уроке при объяснении причин образования каменного угля хорошо использовать картину З. Буриана «Буря в каменноугольном лесу». На ней изображены покрытое густыми облаками небо, ломающиеся под напором ураганного ветра довольно хрупкие древовидные папоротники и растения, вывороченные с корнем бурлящими потоками воды. Картина является динамичной и яркой. Она привлечет внимание даже самого нерадивого ученика и наверняка заинтересует его этим периодом жизни планеты.

Урок «Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира». При объяснении нового материала может использоваться репродукция картин З. Буриана «Раннедевонский ландшафт», «Мезозойский ландшафт», «Каменноугольный лес», «Бурокаменный лес».

При повторении изученного материала первый, вызванный к доске ученик из лежащих на столе иллюстраций должен отобрать нужные и разместить их на магнитной доске в таком порядке, чтобы получилась схема происхождения покрытосеменных растений. Следующие ученики используют при своих ответах уже вывешенные картины и дополняют схему не вошедшими в нее изображениями растений, представляющих тупиковые ветви.

7-й класс. Тема: «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»

На уроках зоологии, и прежде всего при изучении темы «Многообразие животных», могут применяться картины художников-анималистов при объяснении нового материала, при опросе и как иллюстрации к докладам учащихся.

При изучении пресмыкающихся, учитывая возраст, интерес, обилие самой разнообразной литературы, игрушек, компьютерных игр, великолепных мультфильмов и фильмов, можно выделить время для изучения древних пресмыкающихся и динозавров. При этом на уроке показ фрагментов из видеофильмов или мультфильмов может сочетаться с использованием иллюстраций самых разных авторов [14].

8-й класс

Урок «Особенности высшей нервной деятельности человека». После объяснения материала об особенностях высшей нервной деятельности человека и видах мышления, может быть проведена практическая работа для закрепления понятий, связанных с особенностями мышления человека. В работе используются картины Г. Бейза, где среди ярких и крупных изображений, например, носорога, тигра или снежного барса, помещены скрытые изображения десятков животных. Ребята должны их найти и определить, сколько из них млекопитающих, сколько птиц, есть ли пресмыкающиеся, а затем сказать, какой тип мышления применялся во время поиска.

 

9-й класс. Тема: «Организменный уровень»

Урок «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов». Объяснение темы урока сопровождается показом картин, изображающих различные породы лошадей и собак.

Тема: «Возникновение и развитие жизни на Земле»

На уроках этой темы при объяснении нового материала и во время опроса могут применяться картины художников, изображающих прошлое нашей Земли. Например, отвечая на вопрос о развитии жизни в кайнозое, учащийся должен отобрать соответствующие картины, назвать, кто на них изображен, рассказать, какие происходили эволюционные изменения в этот период и под влиянием каких факторов; вспомнить о находках ископаемых свидетельств далекого прошлого на территории Архангельской области. Следующий ученик рассказывает об условиях жизни в триасовом и меловом периодах мезозойской эры, демонстрируя предварительно отобранные изображения характерных ландшафтов. Рассказывая об эволюции растительного мира в этот период, учащийся демонстрирует отобранные им изображения растений.

Отвечая на вопрос: «Почему мезозойскую эру называют эрой динозавров и что они собой представляли?», ученик должен показать выбранные изображения динозавров, правильно назвав их. При объяснении нового материала использую фрагменты из сериала «Прогулки с чудовищами», картины с изображениями древних вымерших млекопитающих и птиц.

11-й класс

На уроке «Макроэволюция, ее доказательства», при изучении особенностей строения археоптерикса, может использоваться рельефная таблица, а при переходе к его образу жизни – рисунок З. Буриана «Археоптерикс», где, в отличие от иллюстрации, помещенной в учебнике, он изображен не только более ярко, но и на фоне среды обитания. На этом же уроке показывается репродукция картины «Девонский период. Ихтиостега».

Урок «Основные стадии антропогенеза». Из-за дефицита времени показать во время объяснения фильмы или их фрагменты из сериала «Прогулки с пещерным человеком» невозможно. Поэтому могут использоваться портреты наших далеких предков, демонстрироваться на экране телевизора, и дополняться их великолепными иллюстрациями Е.В. Коньковой из книги «Происхождение человека».

Таким образом, применение картин в ходе уроков биологии оказывает положительное воздействие на развитие познавательного интереса учащихся, процесс их эстетического воспитания, формирует интерес к биологии и любовь к окружающего миру.

Использование данного метода позволяет реализовывать различные образовательные задачи и компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные. Причем формы проведения уроков могут быть самыми разными: как когнитивного типа (урок-наблюдение, урок-эксперимент, урок – исследование объекта, урок постановки проблем и их решения, урок-концепт – построение картины мира или ее части). Так и креативного (урок-диалог, урок-диспут, урок-парадокс, урок-фантазия, урок-путешествие – вымышленное или реальное, урок – изменение истории) или коммуникативного типа (урок-вернисаж, урок-выставка).


1 2 3

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф