Меню Услуги

Методика преподавания русского народного танца

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • ГлаваI. Понятие «русский народный танец» и спецификаего преподавания
  • 1.1 Истоки форм русского народного танца, его составляющие
  • 1.2. Структура процесса обучения. Основные методы преподавания
  • ГлаваII. Методика преподавания русского народного танца на базе детской танцевальной студии при ГААНТ им. Ф. Гаскаров
  • 2.1. Организация практической деятельности на базе детской танцевальной студии при ГААНТ им. Ф. Гаскарова
  • 2.2. Формирующий этап практической деятельности на базе детской студии при ГААНТ им. Ф. Гаскарова
  • 2.3. Контрольный этап практической деятельности на базе детской студии при ГААНТ им. Ф. Гаскарова
  • Выводы
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение

 

В современной ситуации широко вовлечены в танцевальную среду дети самых разных возрастов. Среда, в которой зачастую сегодня находится ребенок, с её разговорным сленгом, музыкальными пристрастиями, потребительской психологией, цинизмом, без духовности, влияет на формирование подрастающего поколения. Над этим «воспитательным опустошением» доминирует феномен танца. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия учителей общеобразовательных школ, педагогов учреждений дополнительного образования детей, а также специалистов средств массовой информации.

При этом отметим, что именно народные танцы обладают необходимым потенциалом для развития нравственно-эстетического воспитания детей школьного возраста. На сегодняшний день естественна значимость народного танца в духовной жизни подрастающего поколения, расширился диапазон его эмоционального воздействия на ребенка. Ребенок всеобъемлюще воспринимает искусство и окружающий мир, в этом заключается значимость народного танца в духовной жизни ребенка.

Хореография как вид искусства аккумулирует в себе физическое и эстетическое развитие, комплексно воздействует на ребенка, формируя правильную осанку, координацию, выносливость, воспитывает эстетический вкус. Народно-сценический танец является одним из профилирующих предметов хореографического образования. В процессе его изучения дети знакомятся с различными танцевальными культурами, с бытом и историей народов.

Трудно определить, сколько народных плясок и танцев бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

Народный танец является подлинным выражением чувств, темперамента, характера, жизненного уклада народа, его национальных особенностей. Поэтому, разучивая народный танец, добиваясь его правильного, правдивого исполнения желательно ознакомить исполнителей народного танца с бытом и культурой данного народа, используя при этом, прежде всего, народную музыку.

Народ танцует для себя и выражает в танце себя. Как русский отличается от француза, белорус от еврея, украинец от испанца, цыган от латыша, так и их народные танцы различны между собой. Народный танец является старожилом и долгожителем, имеет свои генеалогические корни, свою вотчину, отчизну, свою географическую прописку, выражает образную фольклорно-этнографическую сущность, свои региональные особенности. Все это придает танцевальному искусству удивительную самобытность, индивидуальность, красочность.

Систематические занятия дают возможность развить у ребенка восприятие национального своеобразия танцев, манеры и характера исполнения.

Занятия по русскому народному танцу, как и другие специальные хореографические дисциплины, призваны воспитать основы общей культуры подрастающего поколения. В процессе занятий у детей формируются не только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры: корректное поведение, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества связаны с творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития творческой жизни детей.

Русский народный танец бесценное сокровище, показывающее быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая русский народный танец, мы путешествуем по всей территории нашей страны. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно преодолевать огромные расстояния.

Сегодня встала острая необходимость в возрождении, сохранении и развитии на сцене богатейшего наследия фольклорных традиций, национальной хореографической культуры народов России, авторской музыки в жанре народного исполнительства.

«Русский танец» — одна из самых значимых дисциплин в системе профессионального хореографического образования. От уровня знания этого предмета зависит статус будущего специалиста-хореографа, его овладение движениями, стилем, характером и манерами русского народного танца, танцевальными манерами разных губерний России. Благодаря этой дисциплине можно научиться возрождать и беречь красоту русского танца, беречь создания мысли и фантазии народа, познакомиться с «золотым фондом» национальной культуры страны. А самое главное передать все эти знания своим ученикам.

Русский танец — за многовековые традиции всегда был связан с чистотой души, фольклором.

Цель исследования: изложить теоретические основы методики преподавания танца, а также реализовать их практически на примере детской студии при ГААНТ им. Ф. Гаскарова.

Объектом выступает процесс преподавания русского народного танца.

Предметом исследования является методика преподавания русского народного танца.

На основании этого целесообразно выдвинуть гипотезу: обучение русскому народному танцу в детской студии при ГААНТ им. Ф. Гаскарова будет успешным, если:

  • педагог владеет теорией и методикой преподавания данного вида танца;
  • педагог грамотно методически объясняет технику исполнения танцевальных движений.

Задачи исследования:

  • изложить вопросы теории и методики преподавания русского народного танца, основные термины и понятия, которыми должен владеть специалист;
  • определить степень разработанности проблемы с психологической и педагогической точки зрения в процессе обучения и воспитания;
  • выявить, обосновать теоретически и экспериментально важность разработки программы по народному танцу в любительском хореографическом коллективе;
  • сформулировать методические рекомендации и выводы по данному исследованию.

Методы исследования:

  • теоретический – изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по данному вопросу;
  • опросный – беседы, анкетирование и т.д.;
  • педагогическое наблюдение.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

 

I ГЛАВА. ПОНЯТИЕ «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ» И СПЕЦИФИКА ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ.

 

1.1 Истоки форм русского народного танца, его составляющие.

 

Русский народный танец – один из наиболее известных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

Русский народный танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.

Русский народный танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.

Русский балетный театр является гордостью и славит отечественную культуру. Он возник во второй половине XVII века. Но пляска издавна жида в народных традициях. Песенно-плясовой русский фольклор сложился задолго до появления балета. Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений присуща русскому танцу. Русский народный танец всегда предполагал виртуозную технику исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Таким образом, русский народный танец, можно считать основоположником русского хореографического искусства в целом.

Рассмотрим ступени развития русского народного танца.

Русский народный танец развивался в различных направлениях. в языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, труда и религиозных верований. Но по мере разложения первобытно — общинного строя, в связи с разделением труда и ростом городов, из среды народа выделились люди –плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок. В Древней Греции таких людей называли мимы. В различных местностях они носили различные наименования, но сущность их деятельности, в своем многообразии, одна: профессионалы низших родов сценических забав. Они выступали на площадях, праздниках и ярмарках.

Наличие схем, разнообразных рисунков и фресок из прошлого позволяет нам говорить о том, что у плясунов того времени была своя техника танца: «…построена на выворотности ног, часто встречался большой батман на II позиции, есть ronddejambe, en’l’air, echappe, jete; практикуются заноски и разнообразные прыжки. Для танцовщиц типичны акробатические танцы на руках – кубистика и виртуозная техника, также танец с балансированием на руках и голове – кубиками и корзинами». Л. Д. Блок.

О древности танцев на Руси говорят дошедшие до наших дней предания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период. На них собирались девицы и молодцы «хороводились и играли кругами».

В V – VII веках народный танец исполняли в лоне «игрищ». На их характер налагали отпечаток древне-языческого представления. В VIII – IX веках складывается первое древнерусское государство – Киевская Русь. Принятие христианства оказало сильное влияние на развитие культуры и искусства: возводятся храмы, развивается письменность. Народное творчество развивается с помощью скоморох. Именно они сыграли огромную роль в развитии популяризации русского народного танца: зарождаются сценические формы народных творчеств.

Скоморохи владели высокой техникой танца, но их искусство, глубоко народное, уходило корнями в языческие игрища и обряды. В XIV и XV веках становятся очень популярными «танцы ряженых», которые и по сей день бытуют в наших праздниках.

В конце XV века русский народ окончательно освобождается от татаро-монгольского ига. Это способствует мощному подъему национальной культуры. В 1571 году была создана «Потешная палата» царя Михаила Романова, в которую вошли наиболее талантливые скоморохи. А в 1629 году среди них появился первый известный в истории учитель танцев на Руси – Иван Лодыгин. Однако, в средние века усиливающееся влияние церкви негативно сказывается на народном творчестве. Видя в народных танцах и песнях пережитки язычества, церковь называла их сатанистическими и угрожала всякими бедами и наказаниями в аду музыкантам, танцорам, певцам. В 1648 году под влиянием церкви царь Алексей Михайлович издает указ о преследовании скоморохов.

Наряду со скоморошеством существовал народный театр. Этот театр пережил скоморошество и, как искусство он тяготел к простым, четким приемам: в ходу были резкий, размашистый жест, громкое пение, удалая пляска. Многие из этих видов дожили XX века и, не смыкаясь с балетным театром прямо влиял на него опосредованно – через музыку, живопись, через опыт хореографов и искусство русский танцовщиков.

Русский народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что нас окружает (природа, труд, быт, продукты художественного творчества — посуда, одежда, кружева и т. д.).

Связь русского народного танца с конкретными обрядами была характерна для хороводов, игр и немногих видов пляски. Кадриль, перепляс или одиночная пляска с обрядами связаны не были.

Русские народные танцы классифицируются не по временам года, месту их исполнения и поводу, а их хореографической структуре и общим устойчивым признакам. Вот некоторые из них.

Стиль — характерные черты и свойства (особенности) выразительных средств, которые качественно отличают один танец от другого.

Одну из главных ролей играет танцевальная лексика: жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног.

В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец. Существует несколько видов танцевальной лексики:

  1. Образная — создаёт ассоциацию с определённым образом (кукушка, лебедь и т. Д.). Её называют эмоционально-подражательной.
  2. Естественно-пластическая — подсказанная самим действием, развивающимся в танце.
  3. Традиционная — созданная веками, находящаяся в постоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы наших дней. Они отличаются и манерой исполнения, и выразительностью, а также нескончаемым богатством танцевальных движений.

Ещё одной неотъемлемой частью танцевальной лексики является интонация — это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп — радость, медленный — грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.

Танец, музыка и костюм — три взаимосвязанных составляющих целого художественного образа.

Музыкальное сопровождение — душа танца. Оно выступает одним из его выразительных средств, отражает характер, ощущение темпа, национальные особенности и черты её создателя (народа). Русская национальная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается образностью и тонкостью. Многие годы в народном быту танцы были связаны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.

Традиционные народные мелодии имеют в основе двух- и трёхдольную метрическую структуру. Музыка должна соответствовать всему, что содержит в себе народный танец: сюжету, рисунку, лексике и костюму.

Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм — это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его «визитной карточкой». В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, нехарактерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки. Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом.

Праздничный мужской костюм на протяжении всего времени был более устойчивым и однотипным. Он имеет очень незначительные различия по регионам. В основном, это белая рубаха из домотканого холста или шёлковая с вышивкой, особенной для каждого района, синие порты в полоску или ёлочку, сапоги, длинный казакин без воротника, а позднее пиджак, жилет. Бывало, что наряд довершала шляпка.

Праздничный женский наряд подразделяется на два комплекса: север — сарафанный и юг —поневный, а каждый из них в свою очередь на девичью и женскую, одежду зажиточных крестьян и бедноты. На севере и девушки, и женщины носили сарафан, а на юге сарафан — преимущественно девичья одежда (замужние женщины носили поневы). Внутри этих двух основных групп одежда имела свои особенности покроя, цвета, узора, не только в каждой губернии, но и в отдельных уездах, сёлах.

Приведём в пример два вида русского женского костюма: северный и южный. Они могут использоваться для постановки танцев.

Северно-русский женский костюм состоит из рубахи и сарафана. Рубаха могла быть как с вышивкой красной, так и гладкой белой из батиста или кисеи. Её покрой одинаков для всех великороссов и шьётся из прямых полотнищ холста с не выкроенными проймами. На плечах вставляются прямоугольные куски ткани — полики, а под мышками, для свободного движения руки, — квадратные ластовицы. Полики и ластовицы часто делали из кумача. Квадратное отверстие, образуемое верхними кромками переднего и заднего полотнищ рубахи и боковыми кромками поликов, собираются у шеи в густые сборки и обшиваются узкой полоской ткани.

В каждом районе костюмы отличаются по цвету, материалу, покрою, но общее, что характерно для Севера, — длинный сарафан. На голове «повязка» — полукокошник или малый кокошник. Это высокая шапка без дна, состоящая из двух полос с поднизью из рубленого перламутра, завязывающаяся сзади лентами. Дополняют наряд белый кружевной платок, ожерелье из янтаря или перламутра и сережки.

Основным костюмом южно-русского региона является длинный сарафан, чаще всего однотонный, из шерстяной или домотканой ткани, или из ситца, или из сатина, преимущественно алого цвета. Отделка сарафана состояла либо из парчи, либо нашивались шёлковые ленты и широкие пояса. Поверх сарафана носили «завеску» — передник из цветного гладкого шёлка или домотканой материи. Под сарафан надевается кофта из клетчатой или белой ткани. Образ завершался множеством разноцветных бус и ожерелья из речного жемчуга, а часто из янтаря.

Яркий и затейливый женский головной убор состоит из кокошника и подзатыльника, они делались из парчи. Кокошник обвязывается цветастым шёлковым платочком. По бокам кокошника прикрепляются цветочки, чаще из бумаги, павлинье перо, иногда раскрашенный ковыль или овёс. Сверху кокошника, пришивается огромный бант из цветастой шёлковой ленточки. Нередко этот головной убор заменялся шерстяным или шёлковым цветным платочком.

Цвет, орнамент, крой костюма зависел от ареала его использования, каждый район, город, село имел свои отличительные особенности. Сейчас мы часто видим стилизацию народного костюма, и при его пошиве стараются передать наиболее точную копию подлинного наряда. Ведь без этого танец теряет смысл и идею, которые были заложены в него многие века назад.

Отталкиваясь от этого, можем сделать вывод, что костюм —важнейшая составляющая русского народного танца. Именно синтез хореографии и эстетического облика передают весь национальный колорит культуры русского народа.

Грамотному хореографу следует хорошо знать «генетический код» передачи наследственности, т.е. те музыкально-пластические мотивы, композиционные приемы, которые являются как бы квинтэссенцией национального в хореографии и могут стать живым ядром, основой нового сценического танца. Естественно, для полного успеха этого дела необходимо совмещение фольклориста и постановщика в одном лице. Но поскольку на практике это встречается далеко не всегда, актуальным становится требование» к балетмейстеру хорошо знать фольклор, а к фольклористу — специфику сцены. Собирание, фиксация, изучение танцевального фольклора являются в наше время актуальнейшей задачей ещё и потому, что его богатства нередко очень быстро уходят со своими носителями, лицами пожилого возраста, а в данном случае ещё и с массовой эмиграцией на территорию Германии, и мы должны торопиться, чтобы успеть собрать их как можно полнее.

Самым развитым, а еще и самым давним жанром русского народного танца является хоровод. Его частое построение — круг, не зря, ведь, круговая композиция — это некая аналогия солнца. Хождение за солнцем — «посолонь» берёт начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца — Яриле.

Участники хоровода поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой, также хоровод объединяет и собирает большое число участников. В дальние языческие времена этот жанр русского народного танца носил культово-обрядовый характер, но постепенно он утрачивает значение язычески — культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями. Которые отражают социальные, бытовые и другие темы.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Хоровод — русский танец из быта, в котором проявляются лучшие межличностные отношения между участниками: дружество, чувство единства, взаимосвязи друг с другом. В основном, участники композиции держаться за руки, иногда за платок, либо пояс. Построение зависит от ареала бытования этого жанра, а также от содержания и настроения исполняемого танца, либо это весёлый и быстрый хоровод, или же напротив — отражающий тонкую, лирическую сторону.

Каждая местность вносит свои коррективы. Любое построение, или же фигура хоровода может иметь различные значения по своему содержанию и настроению. Например, круг — это образ солнца, поклонение божеству — Яриле, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой. Действия участников могут часто меняться, а круг как фигура остаётся без изменений.

Выделяют два вида хоровода — орнаментальные и игровые. Основные и наиболее распространенные фигуры этих видов хороводов мы сейчас опишем.

Орнаментальные хороводы.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры — орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей, лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.

Неразрывная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями, играми, танцами помогла созданию множества рисунков — фигур орнаментальных хороводов. Их замысловатые переплетения навеяны узорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев, и наоборот — тонкие узоры кружев, ажурная резьба по дереву и т. д., иной раз как бы повторяют фигуры хоровода. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом.

Орнаментальные хороводы отличаются лаконичностью и строгостью фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Игровые хороводы содержат в себе композиции с конкретным действием, действующими лицами. Благодаря пляске создаются различные образы, передаётся характер героев. Такие хороводы иногда называют сюжетными, где основным является воплощение в танце сюжетной линии, содержания композиции, а также встреча характеров действующих лиц.

Название песен, под которые исполняются игровые хороводы, полностью совпадают с названием жанра — игровые или хороводные. В них отражается жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д. Рисунок игровых хороводов не так разнообразен, как в орнаментальных, основные композиции — это круги, линии, либо пары.

Чеховская Р.Л. Танцевать могут все. – Минск, 1973.Фигура может начинаться из линии, но чаще является развитием круга. Ведущий разрывает круг и, продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты направо и налево, подражая изгибам змеи. Другие исполнители, не разрывая рук, следуют за ведущим.

«Круг»

Количество участников не ограничивается, но их должно быть не менее трёх человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки произвольно отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. В основном движение по кругу в хороводе по часовой стрелке, но может идти и против.

«Два круга рядом»

Круги могут находиться как рядом, так и на небольшом расстоянии друг от друга. Направление движений может происходить как по часовой стрелке, так и против неё. Повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.

«Круг в круге».

Внутри большого круга находится круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу (по часовой стрелке), а внутренний может менять направление.

«Корзиночка»

Фигура образуется из двух кругов (круг в круге). Круги состоят из равного количества участников. Во внешнем кругу находятся парни, во внутреннем — девушки. Стоя лицом к центу, парни и девушки берутся за руки, образуя каждый свой круг. Сделав шаг к кругу девушек, парни поднимают руки, и через головы партнёрш отпускают их на руки девушек. Руки могут находиться, как внутри круга, так и снаружи. Для этого парни, а потом девушки поднимают руки и через головы партнёров опускают их за спины.

«Восьмёрка»

Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в разные стороны и в определённый момент ведущие одновременно разрывают их, и участники через одного переходят из одного круга в другой. Образуется рисунок похожий на цифру «восемь». Восьмёрку исполняют, как по одному, так и парами. Количество участников или пар в каждом круге должно быть одинаковым.

«Улитка»

Эта фигура образуется из круга. Ведущий разрывает общий круг и, продолжая движение в том же направлении, заводит новый круг внутри большого, затем заводит второй, третий и т. д. «Развивание» фигуры может быть разным.

1 вариант. Продолжая движение, ведущий делает разворот влево на 180 градусов и начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору. Движение идёт постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального круга.

2 вариант. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Ведущий, пригнувшись, проходит под руками одной пары первого внутреннего круга, затем второго и т. Д., пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь.

3 вариант. «Развивает» «улитку» второй ведущий, находящийся на другом конце хороводной цепи. Все участникиначинают движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при «завивании». Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь.

«Колонна»

Это построение рядами. Каждый ряд состоит из нескольких человек (не менее двух). В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга. Несколько таких рядов образуют «колонну». Ряды стоят в затылок один другому. «Колонна» представляет собой вытянутый прямоугольник, у которого длина больше ширины.

«Улица»

Два ряда, стоящие параллельно на небольшом расстоянии, лицом друг к другу, образуют фигуры, описанные ниже, могут состоять из одних девушек, или одних парней, или парнями и девушками вместе. Исполнители могут быть выстроены в одну линию или соединены парами.

«Ворота»

1 вариант. Исполнители стоят двумя линиями («улица») парами одна против другой. Пары одной линии берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота», другие руки могут быть опущены или соединены с руками других пар. Другие участники (стоящие напротив) парами проходят через противоположные воротца.

2 вариант. Все пары одной линии, соединив и подняв руки, образуют непрерывные «воротца». Другая линия с разъединёнными руками проходит по одному в каждые «ворота».

3 вариант. Исполнители стоят в кругу. Ведущий разрывает его и через центр ведёт остальную цепь за собой. Подойдя к любой паре, все проходят через воротца, которые она образует.

4 вариант. Пары, взявшись за руки, стоят по кругу. Одна половина пар стоит по часовой стрелке, а другая против неё. Одновременно пары начинают движение. Одна половина пар поднимает «ворота», а другие пары проходят под ними и наоборот.

5 вариант. Чётное число пар стоит по кругу, каждые две пары расположены лицом по кругу. Одновременно все начинают двигаться по кругу, пары, идущие по часовой стрелке, образуют «ворота», другие пары проходят под ними и наоборот.

«Гребень»

Две линии, выстроившись, друг против друга, движутся навстречу. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются друг с другом, и исполнители, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом.

Мы рассмотрели характерные черты орнаментальных и игровых хороводов. Исполнение хороводов связывают с местными природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, с характером человека. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме, и в содержании песен, и главное, в особой, присущей только данной местности манере исполнения.

Теперь рассмотрим такой жанр народного танца как пляска и групповые фигуры традиционной пляски.

Пляска — жанр народного танца, отличающийся яркостью и колоритностью. Пляски создавались под влиянием окружающего мира и быта народа. Совершенствовали этого жанра могло длиться десятилетиями, оставляли в них только самое ценное, неповторимое. В древности пляски в основном носили обрядовый, культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок, и они приобрели бытовой характер. Ни одно игрище, ни один праздник не обходились без плясок.

Пляска состоит из ряда отдельных элементов, которые передают манеру исполнения, характер, имеют русский национальный колорит и отражают индивидуальность танцующего человека. Каждое отдельное движение в пляске несёт своё смысловое значение, создаётся определённый художественный образ, пластика помогает передать исполнителю свои чувства, раскрыть содержание пляски, выразить эмоциональное состояние. Движения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального и песенного сопровождения. Пляска даёт возможность передать различные состояния человека: счастье, радость, здоровье, сила, энергия.

Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив простор фантазии и индивидуальному мастерству танцующего человека, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением.

В выразительности пляски участвуют все части тела: руки, голова, плечи, бёдра, лицо, кисти рук, пальцы и т. Д. В пляске раскрываются личные, индивидуальные черты характера — каждый участник может показать свою манеру исполнения («выходку»). Исполнители проявляют свою изобретательность, мастерство, профессионализм, неповторимость. Она отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Пляска включает в себя сильные технические дроби, «верёвочку», «гармошку», различные присядки, хлопушки, припадания, верчения и другие колена. Помимо обогащения лексики пляска даёт возможность для усложнения и разнообразия рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные переходы и т. д. — всё это создает новые рисунки и построения присущие только пляске.

Существует много видов русской пляски. Вот наиболее распространенные, устоявшиеся, имеющие вековые исполнительские традиции и прочно вошедшие в быт русского человека: одиночная (сольная) пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая традиционная пляска.

В групповой пляске может участвовать много народа, но в основном это небольшая группой исполнителей. Иногда групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей, а также определённое установленное построение. Групповая пляска содержит многие фигуры хороводов, а в некоторые даже вошли фрагменты одиночных или парных плясок, перепляса.

Пляски часто называют традиционными или областными, связано это с местом бытования. Групповая пляска воплощает в себе как обязательную программу: общий рисунок, переходы, так и индивидуальное мастерство — присутствуют элементы импровизации, но в меньшей степени, чем в индивидуальной пляске или переплясе.

В групповых плясках присутствуют элементы, характерные для групповых плясок: это как традиционные, так и новые, вошедшие в пляску недавно, сочиняющиеся в профессиональных, в самодеятельных.

«Шен».

Парни и девушки стоят в парах по кругу, затем пары одновременно поворачиваются лицом друг к другу и берутся правыми руками, левыеруки у всех свободно опущены. Все начинают двигаться по кругу, подавая друг другу поочередно то правые, то левые руки, до тех пор, пока не встретятся со своим партнером. Девушки двигаются по движению часовой стрелки, парни — в противоположном направлении. Эти переходы могут исполняться также парами и тройкой, не только по кругу, но и по прямой линии.

«Звездочка»

Фигура «звездочка» может быть построена из одинакового числа парней и девушек или же только из одних парней или из одних девушек. Но исполнителей должно быть не менее трех или более восьми человек. Наиболее распространенная «звездочка» — состоит из четырех человек: два парня и две девушки. Парень и девушка одной пары, повернувшись правыми плечами, подают друг другу правые руки, другая пара кладет свои соединенные правые руки крестообразно на их кисти. Исполнители могут соединяться и левыми руками, тогда правые руки будут открыты в стороны или находиться на талии и т.д.

«Карусель»

В основе этой фигуры лежит «звездочка». В построении этой фигуры может участвовать не менее трех пар. Юноши, подав друг другу правые руки, образуют «звездочку», а левыми держат правые руки девушек. В другом варианте «звездочку» образуют девушки, а юноши держат их за руки. Руки девушек и парней в «карусели» могут быть соединены и при помощи платочков, лент, поясов и т.д.

«Челнок»

Эту фигуру может исполнять любое четное число пар.Исходным положением чаще всего бывают две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии друг от друга. Повернувшись лицом друг к другу, парень и девушка, составляющие пару, подают обе руки, которые могут находиться и в параллельном и перекрещенном положении. Пары, стоящие в одной линии, располагаются по отношении к парам в другой линии таким образом: девушки стоят спиной друг к другу, а парни — лицом. Может быть и наоборот, в зависимости от условий пляски. Все пары одновременно начинают двигаться навстречу друг другу, и на середине, держа равнение, проходят между двумя парами. Линии меняются местами. Не меняя положения, пары возвращаются на свои места, проходя вновь меж теми же парами. Иногда пары исполняют эти переходы, стоя в одной линии, круге или их построения «круг в круге», по диагонали квадрата и т.д.

«Ручеек»

Исполнители стоят парами на небольшом расстоянии друг от друга, в затылок друг другу — колонной. Каждая пара, взявшись за руки, образует широкие «ворота». Пары, стоящие в конце колонны, слегка согнувшись и прижавшись, друг к другу плечами, проходят через все образовавшиеся «ворота» и становятся впереди колонны. Затем идет следующая пара и т.д., до тех пор, пока все пары снова не окажутся в первоначальном порядке. «Ручеек» может начинать пара, стоящая вначале колонны. Тогда он называется «Обратный ручеек». При выполнении «Обратного ручейка» пары могут проходить под «воротами» или повернувшись лицом по ходу движения, или спиной.

«Волна»

Исходное положение фигуры «волна» является построением четного количества пар в одну колонну. Парень и девушка, повернувшись лицом, друг к другу, подают обе руки и образуют «ворота».Все четные пары одновременно проходят под «воротами» нечетных пар, которые или стоят на месте, или переходят на место четных пар. Затем все нечетные пары, также одновременно, проходят под «воротами» четных пари т. Д. Все пары при таких переходах фактически остаются на своих местах, поэтому такую «волну» иногда называют «волна» на месте.

Другое исполнение этой фигуры — «волна» с продвижением. Начинают движения только две пары, стоящие впереди колонны.Вторая пара проходит под «ворота» первой, которая в свою очередь одновременно переходит на место второй пары. Продолжая двигаться, первая пара проходит под «ворота» третьей, а третья занимает ее место. Вторая пара стоит на месте в начале колонны. В исполнение «волны» теперь включаются четыре пары, стоящие в таком порядке: вторая, третья, первая,четвертая пары. Третья и четвертая пары проходят под «воротами»первой и второй пар и меняются местами. Дальше первая пара проходит под «воротами»пятой, а вторая пара — под «воротами» четвертой. Третья пара стоит на месте в начале колонны. Так постепенно в «волну» включаются все пары. Первая пара, дойдя до конца колонны, возвращается на свое прежнее место, за ней в том же порядке возвращаются и остальные пары.

Групповые пляски создавались на основе народных традиций, с учётом особенностей местной манеры исполнения, обычаев и бережно передавались из поколения в поколение. В каждой групповой пляске есть своя определённая задача и своё содержание. На протяжении столетий народ сознательно старался не усложнять групповые пляски слишком виртуозными движениями. Это делалось для того, чтобы не утратить за этой виртуозностью главного — мысли, идеи. В конечном результате всё это и дало групповым пляскам долгую жизнь.

С развитием педагогики профессиональной хореографии, в научной литературе поднимаются вопросы, связанные с обучением и воспитанием профессионального танцовщика, который способен всячески сохранять и развивать лучшие традиций национальной хореографической культуры народов России.


Страницы:   1   2   3