Меню Услуги

Международно-правовое регулирование социального обеспечения

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

 

  • Введение
  • 1 Роль международных стандартов в правовом регулировании социального обеспечения
  • 1.1 Правовое регулирование социального обеспечения: международный и внутригосударственный уровни
  • 1.2 Понятие и виды международных стандартов социального обеспечения
  • 2 Международные стандарты социального обеспечения в договорах, заключенных в рамках межгосударственных объеди-нений и международных организаций
  • 2.1 Международные стандарты социального обеспечения в актах Международных организаций
  • 2.2 Международные стандарты социального обеспечения, содержащиеся в актах Содружества Независимых Государств
  • 2.3 Реализация международных стандартов социального обеспечения в двусторонних договорах
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы

 

Введение

 

Активно развивающиеся процессы глобализации и интеграции, нарастающее влияние международного права на систему и отрасли внутреннего права, усиление межгосударственной миграции населения предопределяют глубокое разностороннее взаимодействие государств в международно-правовом регулировании отношений в области социального обеспечения, которое выразилось, прежде всего, в разработке и принятии различных правовых актов в данной сфере, а также в согласовании законодательства разных стран, касающегося ряда важнейших социальных вопросов: приобретения и сохранения права на социальное обеспечение при переезде граждан из одного государства в другое в процессе осуществления своей трудовой деятельности и при изменении постоянного места жительства. Право граждан на социальное обеспечение занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека и нашло всестороннее закрепление в актах международного права.

Сущность международно-правового регулирования социального обеспечения составляют прежде всего идеи правовой защиты высших ценностей общества и государства, а именно прав и свобод человека, его чести и достоинства в сфере социального обеспечения.

Принимая во внимание, что система социального обеспечения является национальной, строится с учетом уровня экономического развития государства, специфики социально-демографического состава населения, исторических и национально-культурных традиций и функционирует на основе внутригосударственного правопорядка, нельзя игнорировать тот факт, что само право на социальное обеспечение, его базисные условия должны соответствовать международным стандартам социального обеспечения, которые призваны, гарантировать достойную жизнь каждому человеку при наступлении соответствующих социальных рисков.

Вступление России в Совет Европы, ратификация Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Европейской социальной хартии предопределяют необходимость формирования теоретической конструкции международных стандартов в области прав человека, в том числе в сфере социально-трудовых отношений, включая социальное обеспечение.

Одним из важнейших направлений международного регулирования является устранение коллизии правовых актов. Международные конвенции прямо указывают на применимое законодательство, чтобы избежать случаев, когда одновременно могут быть использованы правовые акты нескольких стран либо не может быть применено законодательство ни одной страны. Не принято оставлять решение этого вопроса на усмотрение заинтересованных сторон.

Усилившаяся трудовая миграция на территориях государств, ранее входивших в состав, Союза ССР, реформы в сфере социального обеспечения со всей остротой обозначили проблему реализации прав граждан разных государств в области социального обеспечения и выступили дополнительным аргументом в пользу рассмотрения требований международных стандартов в качестве ориентиров в правовом регулировании национальных систем социального обеспечения.

Актуальность выбранной темы в первую очередь обусловлена тем, что проблема социального обеспечения в международном праве получила отражение в учебной литературе. Так, во всех учебниках по праву социального обеспечения, изданных за последнее десятилетие, содержится раздел, посвященный международно-правовому регулированию социального обеспечения. Вместе с тем исследований, специально посвященных вопросам международно-правового регулирования социального обеспечения и международных стандартов, не проводилось ни в науке международного права, ни в науке права социального обеспечения. Не выработано также единое определение международно-правового регулирования социального обеспечения, не сформировано понятие международных стандартов в указанной сфере.

Объектом дипломной работы является стандарты международно-правового регулирования социального обеспечения в современных условиях развития сотрудничества государств.

Предметом послужили нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в области международно-правового регулирования социального обеспечения.

Целью исследования настоящей работы будет являться — анализ международно-правового регулирования в системе социального обеспечения.

Задачи работы:

. определить понятие, функции и пределы международно-правового регулирования социального обеспечения в рамках взаимодействия национального и международного правопорядка;

. выявить основные признаки международных стандартов социального обеспечения и сформулировать их определение, а также провести классификацию международных стандартов социального обеспечения;

. проанализировать основные международные акты, устанавливающие международные стандарты, социального обеспечения, в сравнении с российским законодательством на предмет соответствия последнего требованиям, предъявляемым к современным системам социального обеспечения;

. проанализировать на примере, международных договоров Российской Федерации практику межгосударственного сотрудничества посредством заключения двусторонних и многосторонних договоров и соглашений в целях организации социального обеспечения граждан договаривающихся государств в целом и их пенсионного обеспечения, в частности, с точки зрения реализации международных стандартов социального обеспечения.

Теоретическая и методологическая основы.

Нормативную основу составили Конституция Российской Федерации, положения международных правовых актов, в том числе актов Международной организации труда, Совета Европы, Содружества Независимых Государств, нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения по социальному обеспечению.

Структура дипломной работы обусловлена предметом, объектом, целью и задачами исследования.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

1 Роль международных стандартов в правовом регулировании социального обеспечения

1.1 Правовое регулирование социального обеспечения: международный и внутригосударственный уровни

 

В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. При этом статьями 15 и 17 Конституции; РФ установлено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным; принципам: и нормам международного права, которые являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской — Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Универсальные и региональные международно-правовые акты относят право на социальное обеспечение к числу основных прав; человека. В соответствии со статьей 22: Всеобщей декларации прав человека (1948 года) каждый человек, как член общества; имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Устав ООН обязывает все государства-члены организации предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с ООН для достижения целей повышения уровня жизни, полной занятости, экономического и социального прогресса и развития, разрешения международных проблем в экономической и социальной областях (статьи 55 и 56). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также обязывает участвующие в нем государства в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в данном Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер (статья 2) .

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Приведенные формулировки означают признание тесной взаимосвязи права на социальное обеспечение с другими экономическими, социальными и культурными правами человека, что обусловливает необходимость его реализации с учетом принципов, закрепленных в вышеназванных актах. При этом право на социальное обеспечение обладает значительной спецификой как относящееся ко второму поколению прав человека, что предопределяет характер обязанностей государства по организации его осуществления. Отсюда следует вывод, что устанавливаемая государством для реализации данного права система социального обеспечения носит национальный характер, однако должна соответствовать тем общим принципам, которые зафиксированы в международных документах. Следует также подчеркнуть, что из вышеназванных международно-правовых актов вытекает приоритет национальных усилий в деле достижения социального прогресса и повышения уровня жизни, в том числе посредством социального обеспечения, но такие усилия должны сочетаться с международным сотрудничеством.

Подтверждение вывода о национальном характере системы социального обеспечения можно найти и в пункте 1 статьи 12 пересмотренной Европейской социальной хартии (1996 года), согласно которому Стороны (государства-члены Совета Европы) обязуются установить и поддерживать систему социального обеспечения для осуществления эффективной реализации права на социальное обеспечение на уровне, достаточном для ратификации Европейского кодекса социального обеспечения. Хартия призывает государства принимать меры по заключению двусторонних и многосторонних соглашений для обеспечения равенства граждан каждой из Сторон в области социального обеспечения в случае миграции работников из одной страны в другую и предоставления, сохранения и возобновления права в области социального обеспечения путем аккумуляции страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ в соответствии с законодательством каждой из Сторон.

Таким образом, Европейская социальная хартия как один из наиболее значимых региональных документов в сфере социально-трудовых отношений, возлагает на ратифицировавшие ее государства, входящие в Совет Европы, обязанность не просто установить национальную систему социального обеспечения, а сделать это на уровне не ниже предусмотренного Европейским кодексом социального обеспечения, т.е. с учетом европейских стандартов социального обеспечения. Кроме того, Хартия определяет перечень вопросов в сфере социального обеспечения, решение которых невозможно вне рамок, соответствующего межгосударственного сотрудничества. Речь идет об обеспечении социальных прав мигрантов посредством создания системы сохранения и возобновления приобретенных прав.

социальное обеспечение международный правовой стандарт

Таким образом, правовое регулирование социального обеспечения осуществляется на двух уровнях: международном и внутригосударственном.

С практической точки зрения все наиболее важные вопросы в сфере социального обеспечения решаются на внутригосударственном уровне, т.к. только государство правомочно, с одной стороны, самостоятельно установить национальную систему социального обеспечения, а, с другой, признать обязательную силу тех или иных международных актов либо заключить международные договоры, содержащие стандарты социального обеспечения.

 

1.2 Понятие и виды международных стандартов социального обеспечения

 

Признавая права человека естественными и неотъемлемыми, международное сообщество выработало определенные стандарты, отражающие объем таких прав и основные условия их реализации. Такие стандарты разработаны применительно к различным сферам жизнедеятельности общества, в которых находят свою реализацию соответствующие виды прав и свобод человека, в том числе — применительно к системе социального обеспечения. Поскольку в данной системе реализуются права человека, признанные международным сообществом, очевидным является тот факт, что международные стандарты социального обеспечения представляют собой один из видов международных стандартов в области прав человека.

Термин «стандарт», который происходит от английского «standard». Современный словарь иностранных слов определяет «стандарт» как образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов; нормативно-технический документ, устанавливающий единицы величин, термины и их определения, требования к продукции и производственным процессам, требования, обеспечивающие безопасность людей и сохранность материальных ценностей.

В отечественной и зарубежной правовой доктрине, в документах межправительственных организаций термин «стандарт» (или «стандартные») используется достаточно широко, и наименования многих документов ООН подтверждают этот вывод, поскольку содержат термин «стандарт (стандартные)». Таковы, например, принятые в рамках ООН Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

Формирование и применение международных стандартов в области прав человека осуществляется с учетом деления прав человека на определенные виды, получившие в науке название поколений прав человека. Первое поколение прав человека — это гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями. Они представляют собой «негативные» или «атрибутивные» права, так как для их имплементации государству не нужно предпринимать никаких действий, т.е. оно должно проводить политику невмешательства. В эту категорию входят право на жизнь, свободу и безопасность личности, запрет на пытки и жестокое обращение, право на свободу мысли, совести и религии, право на свободу мнения и самовыражения, право на мирные собрания и ассоциации.

Применительно к правам человека первого поколения международные стандарты в области прав человека имеют «жесткий» характер и четко предписывают государству его роль только в виде обеспечения соблюдения данных стандартов, недопущения их нарушения, что свидетельствует о пассивном характере участия государства в их осуществлении.

Второе поколение прав человека — это социально-экономические права, имеющие в своей основе социалистические учения, иначе их еще называют права «позитивные», поскольку для их реализации требуется принятие конкретных мер со стороны государства. К ним относятся право на труд, право на образование, право на участие в культурной жизни общества, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также право на социальное обеспечение. Обеспечение реализации прав второго поколения требует от государства активных действий, перераспределения финансовых и материальных ресурсов в целях обеспечения населения соответствующими видами социальных пособий и услуг.

Международные стандарты социального обеспечения базируются на национальном опыте организации системы социального обеспечения и социальной защиты населения, в связи с чем выступают в качестве вспомогательного средства познания, правового образа, который впоследствии может быть реализован в правовую норму. Будучи закрепленными в международно-правовых актах, стандарты социального обеспечения формируются субъектами международного права путем консультаций, обмена мнениями, поиска компромисса и консенсуса, что, естественно, приводит к выработке наиболее общего варианта поведения, своего рода образца для формирования в дальнейшем конкретной правовой’ нормы в национальной системе социального обеспечения с учетом соответствующих факторов. В, этом процессе первостепенное значение имеет установление промежуточного варианта, ориентира в дальнейшем правовом регулировании социального обеспечения.

Стандарты социального обеспечения — это рекомендуемые международным сообществом ориентиры для государств в формировании национальных систем социального обеспечения, которые могут включать в себя как общие принципы построения национальной системы социального обеспечения, так и ее конкретные характеристики с точки зрения условий, видов, размеров социальных предоставлений.

По форме международные стандарты социального обеспечения можно определить как модельные нормы международного права, направленные на регулирование общественных отношений; в области социального обеспечения, содержащие обязательства в социальной сфере.

Следующим критерием, является функциональная направленность, в соответствии с которой; под международными, стандартами социального обеспечения следует понимать; выраженные: в. между народно-правовых нормах минимальные гарантии прав граждан на социальное обеспечение. При таком подходе стандарты выступают в качестве гарантий, обеспечиваемых со стороны государства вне зависимости от формы закрепления во внутреннем законодательстве страны. Вместе с тем, необходимо указать на объективную возможность государства выполнять взятые на себя обязательства, с учётом имеющихся финансовых и материальных ресурсов. Иное же повлечет за собой декларативность принятых государством международно-правовых обязательств в сфере социального обеспечения.

По правовой природе международные стандарты социального обеспечения — это закрепленные в договорных нормах международного права, добровольно принимаемые взаимные обязательства государств по установлению и функционированию национальной системы социального обеспечения в целях наиболее эффективной реализации права граждан на социальное обеспечение в порядке и на условиях, отвечающих современным общецивилизационным требованиям.

Общие международные стандарты закреплены в международных актах о правах человека и отражают право человека на социальное обеспечение, не раскрывая условий его реализации и уровня гарантируемой социальной поддержки. Специальные стандарты социального обеспечения отражают международные обязательства государств по таким вопросам, как виды социальных рисков; виды, условия, уровень социального обеспечения; порядок предоставления социального обеспечения. На различных уровнях международно-правового регулирования могут устанавливаться как общие, так и специальные стандарты в области социального обеспечения.

В качестве общих стандартов социального обеспечения можно рассматривать положения таких международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия (1961 года) и ее пересмотренная редакция и т.п. Так, во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года значительное внимание уделяется экономическим, социальным и культурным правам. К ним относятся, в частности, право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи. Человек имеет также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной; защитой (статья 25).

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных. правах содержится ряд статей непосредственно посвященных общим и специальным вопросам социального обеспечения; Так, в статье 9 закреплено право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Особые меры охраны и помощи должны приниматься и в отношении детей и подростков; Данные меры призваны оградить их от экономической и социальной эксплуатации, что достигается посредством установления возрастных пределов пользования платным детским трудом, недопустимости использования труда детей в областях, вредных для их нравственности и здоровья или опасных для жизни. Статья 10 устанавливает право семьи на предоставление ей самой широкой охраны и помощи, в основном при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании, закрепляет право на особую охрану матерей в течение разумного периода до и после родов, за который им должен предоставляться оплачиваемый отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.

В декабре 1993 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Основными целями в этом документе провозглашается предупреждение инвалидности (пункт 22), реабилитация (понимаемая как «достижение инвалидами оптимального физического, интеллектуального, психического и/или социального уровня деятельности» — пункт 23) и обеспечение равных возможностей, что означает «процесс, благодаря которому различные системы общества и окружающей среды, такие, как обслуживание, трудовая деятельность и информация, становятся доступными всем, особенно инвалидам» (пункт 24). Источником специальных международных стандартов социального обеспечения выступают прежде всего акты МОТ. К числу основных документов МОТ в области социального обеспечения относятся Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики», Конвенция № 118 «О равноправии в области социального обеспечения» (1962 года) 1, Конвенция № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 года)

По сферам социальной политики, на регулирование которых они направлены, международные стандарты социального обеспечения можно разделить на следующие группы:

  • международные стандарты в области обеспечения занятости и помощи безработным, устанавливающие основания и условия выплаты пособия по безработице и порядок переобучения и профессиональной переподготовки (например, статья 20 пересмотренной Европейской социальной хартии; Конвенция МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 года) , Договоры о сотрудничестве в области социального обеспечения, заключенные РФ с Республикой Беларусь от 24 января 2006 года, с Латвийской Республикой от 18 декабря 2007 года3 и т.д.);
  • международные стандарты в области пенсионного обеспечения, формирующие основания и условия назначения и выплаты пенсии (например, статьи 25-30, 59-64 Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики «О сотрудничестве в области пенсионного обеспечения» от 25 июня. 1993 годаи т.д.);
  • международные стандарты в области предоставления медицинской помощи, регламентирующие порядок и условия, получения медицинской помощи, виды медицинской помощи, оказываемой безвозмездно, медицинское страхование (обязательное и добровольное) (например, статьи, 7-18 Европейского кодекса социального обеспечения от 16 апреля 1964 года; Конвенция МОТ № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» (1969 года) ;
  • международные стандарты в области социальной помощи и социального обслуживания, которые предусматривают категории граждан, которым может быть предоставлена социальная помощь, перечень и нормативы потребления социальных услуг, порядок предоставления населению социальных услуг (например, статья 16 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года, статья 41 пересмотренной Европейской социальной хартии);
  • международные стандарты в области семейных пособий, устанавливающие размер и порядок выплаты пособия по беременности и родам, пособия на ребенка, единовременного пособия при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка и др. (например, статьи 35-39 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств от 29 октября 1994 года; Конвенция МОТ № 103 «Относительно охраны материнства»);
  • международные стандарты в области социальной поддержки отдельных категорий населения и иных особых форм социального обеспечения (например, заключенные в рамках СНГ Соглашение от 9 сентября 1994 года «О социальной защите и охране здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний»; Соглашение от 15 апреля 1994 года «О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих»).

 

2 Международные стандарты социального обеспечения в договорах, заключенных в рамках межгосударственных объединений и международных организаций

2.1 Международные стандарты социального обеспечения в актах Международных организаций

 

Вступление России в Совет Европы и ратификация ряда европейских актов открывает новые перспективы для имплементации установленных международных стандартов социального обеспечения и развития правозащитных механизмов в указанной сфере. На основе и во исполнение принятых по европейским соглашениям обязательств российское законодательство подлежит приведению в соответствие с международными стандартами, в том числе и в сфере социального обеспечения.

Правовые предписания, связанные с установлением международных стандартов в области социального обеспечения, зафиксированы прежде всего, в учредительных документах региональных международных объединений, из которых самым значительным является Совет Европы.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Учредительный договор Совета Европы — Устав Совета Европы принят 5 мая 1949 года с целью «достижения большего единства между его Членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействия их экономическому и социальному прогрессу» (статья I) . Государства-учредители согласились, что эта цель будет достигаться, во-первых, посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, во-вторых, посредством заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, а также путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод. Таким образом, сотрудничество государств-членов Совета Европы направлено, в том числе, и на регулирование отношений в области социального обеспечения.

Важнейшим из международных соглашений Совета Европы является Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, которая явилась первым международным правовым актом, признавшим юридическую обязательность (для стран, объединившихся в эту организацию стандартов в области прав и свобод человека, провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека.

В ныне действующей редакции Конвенция состоит из небольшой преамбулы и трех разделов, объединяющих 59 статей. Первый раздел «Права и свободы» (статьи 2-18) содержит основную часть прав: и свобод, гарантируемых Конвенцией. Второй раздел «Европейский суд по правам человека» (статьи 19-51) содержит нормы, касающиеся порядка формирования Суда, его организации и процедурных правил. Третий раздел «Различные положения» (статьи 52-59) содержит нормы, в основном относящиеся к международно-правовому статусу Конвенции.

Первыми документами Совета Европы, сформировавшими региональные стандарты социального обеспечения, явились Европейское временное соглашение о социальном обеспечении по старости; инвалидности и по случаю потери кормильца (принято 11 декабря 1953 года); которое относится к пенсиям по старости; пенсиям по инвалидности (иным, чем те, которые назначаются по страхованию трудовых увечий); пенсиям, выплачиваемым лицам, потерявшим кормильца, иным, чем; пособия; на погребение, или пенсиям; которые назначаются согласно страхованию трудовых увечий.

Наибольшее количество международных стандартов социального обеспечения содержится в Европейской социальной хартии, которая разработана по инициативе государств-членов Совета Европы и подписана в Турине в 1961 году. Хартия стала одним из первых международных соглашений, включившим в единый текст широкий круг социально-экономических прав. Она включает общие принципы, которыми должны руководствоваться государства-члены Совета Европы в своей социальной политике, и предоставляет правовые гарантии социально-экономических прав для лиц, находящихся под их юрисдикцией.

Европейская социальная хартия 1961 года имеет своеобразную структуру: она состоит из части I, включающей перечень прав и общих принципов, которым государства должны следовать в качестве целей своей социальной политики, части II, содержащей 19 юридически обязательных статей, части III — Обязательства, и части IV, регламентирующей процедуры контроля и применения Хартии.

Содержание Европейской социальной хартии 1961 года во многом было основано на принятых к тому моменту конвенциях МОТ. При этом Хартия отличается от всех конвенций МОТ тем, что она объединяет в единый текст важнейшие принципы трудового и социального права.

Российская Федерация, соблюдая указанные положения, приняла 6 из 9 обязательных статей части II Хартии (право на труд, право на организацию, право на заключение коллективных договоров, право детей и молодежи на защиту, право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту, право на равные возможности в занятости и выбор занятий без дискриминации по признаку пола), а также приняла 22 статьи или 67 пронумерованных пунктов части II Хартии.

В отношении социального обеспечения в пересмотренной Хартии предлагается исходить из требований не Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», а Европейского кодекса социального обеспечения, принятого 11 марта 1964 года, пересмотренного в 1990 году и Протокола к нему.

В текст Хартии были включены новые положения, в частности: о равенстве возможностей и равном обращении для трудящихся с семейными обязанностями; о праве на защиту от бедности и социального отторжения; о праве на надлежащее жилье.

Для права социального обеспечения наиболее важными являются положения статьи 12 «Право на социальное обеспечение». С учетом ее значимости данная статья была включена в состав 9 так называемых «обязательных статей» и рекомендует сторонам устанавливать, совершенствовать и поддерживать систему социального обеспечения на уровне, достаточном для ратификации Европейского кодекса социального обеспечения, а также призывает государства принимать меры по заключению двусторонних и многосторонних соглашений для обеспечения равенства граждан каждой из Сторон в области социального обеспечения в случае миграции работников из одной страны в другую и предоставления, сохранения и возобновления права в области социального обеспечения путем аккумуляции страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ в соответствии с законодательством каждой из Сторон.

Однако Российская Федерация приняла только положение об установлении и поддержании системы социального обеспечения (пункт 1 статьи 12), что свидетельствует о взвешенном, крайне осторожном подходе нашего государства к принятию международных обязательств в данной сфере.

При ратификации Европейской социальной хартии Россия руководствовалась принципом реальности исполнения принимаемых обязательств, поэтому в части, касающейся социального обеспечения, ею не были ратифицированы положения, относящиеся к социальной и медицинской помощи, прав граждан пожилого возраста на социальную защиту, а также на защиту от бедности.

Так, право на социальную и медицинскую помощь предусмотрено в статье 13 Хартии и включает в себя положение о предоставлении необходимой помощи в случае болезни любому лицу без адекватных ресурсов, не способному приобрести такие ресурсы путем собственных усилий или из других источников (в том числе и из фондов социального обеспечения).

Отсутствие законодательного урегулирования прав граждан пожилого возраста на социальную защиту не позволило России ратифицировать статью 23 Хартии, в соответствии с которой гражданам пожилого возраста могут быть предоставлены адекватные ресурсы, позволяющие им вести достойную жизнь и играть активную роль в публичной, социальной и культурной жизни, в том числе путем предоставления им жилья, соответствующего их потребностям и состоянию здоровья, и оказания помощи в приспособлении жилья к их нуждам. К сожалению, в настоящее время при отсутствии соответствующих финансовых средств, законодательного регулирования и с учетом количества граждан пожилого возраста указанные положения в Российской Федерации не могут быть применены.

Новое положение о праве на защиту от бедности и социального исключения было добавлено в текст Хартии в виде новой статьи 30. Оно обязывает стороны бороться против бедности и социального остракизма (изгнания) в рамках всеобъемлющего и скоординированного подхода, а принимаемые меры должны адаптироваться и пересматриваться по мере необходимости. Развитое законодательство России о социальном обслуживании населения (в том числе пожилых граждан и инвалидов) позволило признать обязательную силу положений статьи 14 Хартии (право, на социальное обслуживание), относительно обеспечения и продвижения услуг, которые путем использования методов социальной помощи внесут вклад в благополучие и развитие как отдельных лиц, так и социальных групп и их социальной адаптации в обществе; а также обеспечения участия отдельных лиц и организаций в предоставлении такого рода услуг.

Особого внимания заслуживает статья 15 Хартии, в которой сделан акцент на обеспечении независимости, личной автономии, социальной интеграции инвалидов и их участии в общественной жизни. Меры, которые следует предпринять в этой области, должны включать преодоление барьеров в общении и мобильности, обеспечение доступа к образованию, занятости, транспортным средствам, жилью, культурным учреждениям и учреждениям досуга. Стороны должны также принять меры по предоставлению инвалидам услуг по профессиональной ориентации, образованию и обучению, организовать учреждения со специальными условиями труда для тех, кто не в состоянии работать в обычной производственной среде, а также поощрять работодателей нанимать инвалидов на работу.

Ратифицированные Россией положения Хартии в полной мере соответствуют внутригосударственному правопорядку, а международные стандарты социального обеспечения в оставшейся части (например, защита от бедности, право на жилье и т.д.) могут быть восприняты нашей страной как ориентиры развития внутреннего законодательства, а не в качестве обязательств, ввиду отсутствия экономических возможностей для их реализации.

В целом закрепленные в Европейской социальной хартии нормы содержат в себе обязательства по принятию государствами мер и содействию в осуществлении трудовых прав и прав в области социального обеспечения. Используемые в Хартии формулировки имеют оценочный характер (например, «адекватные ресурсы», «достойная жизнь», «адекватные стандарты» и т.д.) и при отсутствии их надлежащего определения либо отсылки к национальному законодательству не могут быть восприняты в качестве жесткого стандарта.

Возможно, определенную ясность внесут рекомендации со стороны контрольных органов Хартии, однако, в настоящее время при ратификации Хартии можно говорить не о принятых обязательствах, а о стремлении государства к достижению заложенных в ней целей.

Анализ Европейской конвенции о социальном обеспечении позволяет говорить о том, что она направлена на заключение государствами-участниками двусторонних и многосторонних соглашений, регулирующих вопросы, связанные с социальным обеспечением иностранных граждан. Стоит отметить и возможное влияние Конвенции на заключенные Российской Федерации договоры в области социального обеспечения, например, Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания «О социальном обеспечении» от 11 апреля 1994 года, поскольку структура договора и его положения во многом исходят из положений исследуемой конвенции, однако указанное обстоятельство будет рассмотрено подробнее в дальнейшем.

Также заслуживает внимания Хартия Европейского Сообщества об основных социальных правах трудящихся, принятая 9 декабря 1989 года. Конкретные формы достижения этих целей каждая страна выбирает самостоятельно, чем и объясняется существование в странах Европейского Союза большого многообразия условий предоставления различных видов социального обеспечения, дифференциации размеров социального обеспечения, неодинакового объема расходов, выделяемых государством на социальные нужды, и даже различных принципов построения самих систем социального обеспечения.

В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года право на социальное обеспечение не закреплено. Вместе с тем, ратифицировав указанную конвенцию, Российская Федерация без специального соглашения признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерации положений этих договорных актов.

Конвенция наделила Европейский суд по правам человека компетенцией не только применять содержащиеся в ней положения, но и осуществлять ее толкование (ст.32 Конвенции), под которым понимается выяснение содержание нормы, ее целей с учетом результатов ее применения в конкретной ситуации. Таким образом, в рамках Совета Европы право толковать и применять положения, содержащиеся в Конвенции, принадлежит только Суду.

Европейский суд по правам человека не создает правовые нормы, а применяет нормы, содержащиеся в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Протоколах к ней. Суд занимается не правотворческой, а правоприменительной деятельностью. Более того, Конвенция непосредственно наделяет Суд полномочием именно применять конвенционные положения, а не создавать новые нормы права. Таким образом, решения и постановления Европейского суда по правам человека являются результатом правоприменительной, а не правотворческой деятельности Суда, и поэтому данные судебные акты не могут содержать каких-либо правовых норм.

В основном граждане нашей страны обращаются в ЕСПЧ с заявлениями о несоблюдении разумных процессуальных сроков, о нарушении сроков выплаты присужденных пенсий, пособий, предоставления социальных льгот.

Поэтому защита права на социальное обеспечение осуществляется опосредованно, через защиту права на справедливое судебное разбирательство, что ярко свидетельствует о тесной взаимосвязи права на социальное обеспечение с другими правами человека, в том числе правом на справедливое судебное разбирательство и на уважение собственности.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод о том что, первоначально сформированные в странах Европы международные стандарты социального обеспечения основывались на положениях конвенций и рекомендаций МОТ, которые, в свою очередь, разрабатывались с учетом опыта европейских стран в организации национальных систем социального обеспечения. Принятие новых редакций Европейской социальной хартии и Европейского кодекса социального обеспечения позволило сформировать региональные стандарты социального обеспечения, затрагивающие наиболее важные элементы социальной сферы современного общества. С формированием региональных стандартов социального обеспечения государства получили дополнительные возможности и ориентиры в экономической и политической интеграции, усилив свое взаимодействие в указанных сферах, а также в области социального обеспечения своих граждан. Закрепленная в пересмотренной Европейской социальной хартии возможность государства определить объем принимаемых на себя обязательств (добровольных самоограничений), а, следовательно, и гарантируемый уровень защиты своих граждан от социальных рисков, позволила Российской Федерации ратифицировать указанный международный акт. В связи с этим в настоящее время Европейская социальная хартия применительно к Российской Федерации содержит два вида международных стандартов в сфере социально-трудовых отношений:

обязательные для исполнения (например, обязательство по установлению и поддержанию систем социального обеспечения) и рекомендательные, которые применяются в качестве ориентиров для развития социального законодательства (в частности, относительно уровня социального обеспечения, который должен быть не ниже, чем предусмотренный Европейским кодексом социального обеспечения). В перспективе следует стремиться к созданию условий для ратификации иных положений Европейской социальной хартии, в том числе касающихся уровня социального обеспечения.

Большое количество международных актов, в которых содержатся международные стандарты в области социального обеспечения, разработано одним из специализированных учреждений ООН — Международной организацией труда, которая была основана правительствами ряда стран по решению Парижской мирной конференции от 11 апреля 1919 года в целях международного сотрудничества для обеспечения длительного мира во всем мире и устранения социальной несправедливости посредством улучшения условий труда. Созданная вместе с Лигой Наций и пережившая эту организацию, МОТ в 1946 году стала первым специализированным учреждением ООН. В настоящее число государств-членов МОТ достигло 178, тогда как первоначально в нее входило лишь 45 государств.

Основная функция МОТ заключается в разработке норм в сфере труда и социального обеспечения, которые облекаются в форму конвенций и рекомендаций, разрабатываемых и принимаемых Международной конференцией труда как высшим органом МОТ. Их правовая значимость различна. Конвенции подлежат ратификации и, будучи ратифицированными, возлагают на государство юридические обязательства по их практическому осуществлению. Рекомендации ратификации не подлежат. Они представляют собой пожелания, модель, которую государство может, но не обязано использовать при осуществлении правового регулирования.

Правовое регулирование в области труда и социального обеспечения осуществляется МОТ достаточно активно, о чем свидетельствуют 149 принятых ею конвенций и 155 рекомендаций в области трудового права, а также 36 конвенций и 37 рекомендаций в сфере социального обеспечения. отношении которых государство приняло решение о ратификации, в связи с чем содержащиеся в рекомендациях и нератифицированных конвенциях МОТ международные стандарты социального обеспечения могут быть реализованы во внутригосударственном законодательстве заинтересованных государств только на добровольной основе.

Для государств, приводят в действие средства контроля, способствующие выполнению принятых обязательств, а также предусматривают установленные формы ответственности за их невыполнение.

Так, контроль за соблюдением международных трудовых и социальных норм МОТ, в том числе и международных стандартов социального обеспечения, осуществляют, как правило, два органа: Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций и Комитет Международной конференции труда по применению конвенций и рекомендаций (статья 7 Регламента Международной конференции труда от 21 ноября 1919 года). Данные комитеты осуществляют технический контроль за соблюдением конвенций, рассматривают меры, принятые государствами по проведению в жизнь положений конвенций, сведения и доклады относительно принятых МОТ конвенций.

Кроме того, процедура контроля включает и необходимость представления государством-членом на регулярной основе докладов о выполнении ратифицированных конвенций в соответствии со статьей 22 Устава МОТ.

Анализ конвенций МОТ в области социального обеспечения позволяет сделать вывод, что в них устанавливаются:

  • общие принципы построения, управления и финансирования национальной системы социального обеспечения, его организационно-правовые формы;
  • виды социальных рисков;
  • виды социального обеспечения, размеры, объем и условия их назначения.

Формирование системы социального обеспечения относится к суверенным правам любого государства, и происходит это с учетом имеющихся национальных условий.

К числу актов МОТ, устанавливающих общие принципы предоставления социального обеспечения, относятся: Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 года), Конвенция МОТ № 118 «О равноправии в области социального обеспечения» (1962 года), Конвенция № 157 и Рекомендация № 167 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения». Так, Конвенция № 117 содержит принцип необходимости улучшения жизненного уровня населения посредством социального прогресса, а также установления прожиточного минимума с учетом основных потребностей семей трудящихся, таких как продукты питания и их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование (статьи 2,5).

Принцип равноправия при осуществлении социальной защиты населения закреплен в Конвенции МОТ № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения», суть которого состоит в том, что государство предоставляет на своей территории гражданам любого другого государства — члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые права со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на пособия в каждой отрасли социального обеспечения, в отношении которой государство приняло на себя обязательства, вытекающие из данной Конвенции (статья 3). Стоит отметить, что перечень отраслей социального обеспечения тождественен указанному в Конвенции № 102.

В отношении пособий равноправие обеспечивается без какого-либо условия о проживании, за некоторым исключением.

Однако действие Конвенции № 118 не затрагивает специальные режимы страхования служащих государственных учреждений, выплаты пособий жертвам войны, а также не относится к условиям предоставления государственной помощи.

Положения Конвенции № 157 и Рекомендации № 167 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» направлены на установление принципа сохранения приобретаемых и приобретенных прав в отношении социального обеспечения в соответствии с законодательством того государства, под действие которого подпадало лицо при осуществлении трудовой деятельности (статья 5).

В целях приобретения, сохранения или возобновления прав на различные виды социального обеспечения происходит суммирование периодов страхования, работы по найму, профессиональной деятельности или проживания. Учет одних и тех же периодов страхования не допускается (статья 7). Права на различные виды социального обеспечения, будучи приобретенными на территории одного государства, должны признаваться на территории всех государств, которые являются участниками данной Конвенции. Если законодательством разных стран предусмотрена выплата одного и того же пособия в конкретном случае, но установлен разный механизм его исчисления, Конвенция № 157 содержит норму (статья 8) о назначении более высокого по размеру пособия.

Основополагающая роль в установлении перечня социальных рисков принадлежит Конвенции № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», которая предусматривает следующие их виды:

болезненное состояние (статья 8);

нетрудоспособность, вызванная заболеванием (статья 14);

временная утрата заработка, вызванная невозможностью для подлежащего обеспечению лица, способного и готового работать, получить подходящее занятие (статья 20);

превышение установленного возраста (статья 26);

трудовое увечье или профессиональное заболевание, выраженное в: а) болезненном состоянии; б) нетрудоспособности, вызванной таким состоянием и влекущей за собой определяемую законодательством страны временную утрату заработка; в) полной потери способности зарабатывать на жизнь или частичной потери сверх установленной нормы, когда предполагается, что такая полная или частичная потеря будет иметь постоянный характер, либо соответствующую степень потери физической полноценности; г) утрате средств к существованию вдовой или детьми в результате смерти кормильца либо для вдовы неспособность содержать себя (статья 32);

ответственность лиц за содержание детей (статья 40);

беременность и роды и их последствия (статья 47);

неспособность, в установленной степени, заниматься какой-либо деятельностью, приносящей доход, когда эта неспособность представляется постоянной или не устраняется к моменту прекращения выплаты пособия по болезни (статья 54);

утрата средств к существованию вдовой или ребенком в результате смерти кормильца либо неспособность вдовы содержать себя (статья 60).

Конвенция № 102, являясь базовым международно-правовым документом МОТ в области социального обеспечения, устанавливает девять основных видов социального обеспечения, а именно: медицинская помощь, пособия по болезни, по безработице, по старости, пособия в случае трудового увечья или профессионального заболевания, семейные пособия, пособия по беременности и родам, по инвалидности и по случаю потери кормильца.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2