Меню Услуги

Особенности развития межличностных отношений подростков

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
  • 1.1. Проблема отношений в психолого-педагогической литературе
  • 1.2. Характеристика подросткового возраста
  • 1.3. Особенности отношений к другим подросткам
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ ДРУГ К ДРУГУ У ПОДРОСТКОВ
  • 2.1. Организация и методы исследования
  • 2.2. Результаты исследования исходного уровня сформированности отношений
  • ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ ПО СРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
  • 3.1. Описание программы развития отношений
  • 3.2. Результаты коррекционной работы
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. В общение реализуют различные виды потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Общение играет огромное значение в развитии личности.

Общение подростков друг с другом — чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Поэтому проблема психологического консультирования подростков по проблемам формирования коммуникативных навыков является очень значимой в настоящее время.

Потребность в общении, в непосредственных контактах с другими людьми – одна из главных социальных потребностей человека. Особенно ярко она проявляется в подростковые годы.

Исследования проблемы межличностных отношений является составной частью реализации системного подхода к исследованию проблем коллективного воспитания.

Современный личностно-ориентированный подход в сфере специального образования ставит приоритетными задачи обеспечения каждому ребенку адекватных условий для его психического развития, личностного и социального становления. Во многом благоприятное развитие личности и успешность социализации ребенка обеспечивается уровнем сформированности социальных навыков, к которым относится умение налаживать межличностные отношения.

В общей психологии и педагогике проблема коммуникативной компетентности, умения налаживать межличностные отношения раскрывается в исследованиях Н.П. Аникеевой, Н.А. Березовина, А.А. Бодалева, Т.В. Драгуновой, Г.А. Карповой, И.С. Кона, Я.Л. Коломинского, В.А. Крутецкого, А.Г. Кирпичника, К. Левина, Л.И. Новиковой, А.В. Петровского и др.

Актуальность исследования. Модернизация общеобразовательной школы на современном этапе предполагает в качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса развитие познавательных и созидательных способностей личности, воспитание участников открытого педагогического процесса с развитыми коммуникативными умениями, подготовленных к жизни в обществе Современные требования к воспитанию школьника, адаптирующегося в социуме, коммуникабельного человека активизировали задачу овладения подростками коммуникативными навыками

В связи с этим понятен возросший интерес к проблеме оптимизации межличностных отношений и достижения взаимопонимания в процессе общения в подростковом возрасте

Общение, объединяя достижения ребенка становится важным условием социализации, а также условием воспитания всесторонне развитой личности.

Недостаточная разработанность проблемы делает ее актуальной, что определило выбор темы нашего исследования: Особенности развития межличностных отношений подростков.

Цель нашего исследования: выявить особенности межличностных отношений подростков, разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу их оптимизации.

Объект исследования: межличностные отношения подростков 15-16 лет.

Предмет исследования: особенности межличностных отношений подростков и их развитие с использованием коррекционно-развивающей программы.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:

  1. Затрудненное общение в подростковом возрасте возникает из-за недостаточно развитых коммуникативных навыков.
  2. Мы предполагаем, что разработанная нами коррекционно-развивающая программа помощи подросткам в формировании коммуникативных навыков будет способствовать оптимизации межличностных отношений

В соответствии с целью и гипотезой исследования ставились следующие задачи:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  2. Рассмотреть особенности межличностного отношений подростков;
  3. Провести экспериментальное исследование межличностных отношений;
  4. Разработать и апробировать коррекционную программу оптимизации межличностных отношений подростков посредством развития коммуникативных навыков с учащимися подросткового возраста, проверить ее эффективность.

Теоретико-методологические основы исследования: принцип единства социальных и психических факторов в динамике групповых процессов (Г.М. Андреева, Л.С. Коломинский, Р.Л. Кричевский, А.В. Петровский и др), положение о ведущей роли совместной деятельности и общения в развитии группы как целостности (Л.И. Божович, Н.С. Глуханюк, И.С. Кон, Н.Н. Обознов и др.), теория отношений (В.Н. Мясищев).

Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов:

  • Анализ теоретических источников по проблеме исследования;
  • среди организационных методов – сравнительный, который предполагает изучение личностных особенностей и коммуникативных способностей младших подростков;
  • среди эмпирических методов – эксперимент, который предполагает изучение личностных особенностей, коммуникативных способностей и особенностей межличностных отношений испытуемых;
  • психодиагностические методы, которые предполагают изучение количественных и качественных индивидуально-психологических качеств у испытуемых;
  • социометрический метод;
  • среди способов обработки данных – методы качественного и количественного анализа;
  • интерпретационные методы, которые предполагают толкование, раскрытие смысла, разъяснение; раскрытие сущности исследуемого процесса или объекта.

Психодиагностический инструментарий:

  1. Методика «Социометрия» Дж. Морено,
  2. Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля,
  3. Методика выявления «коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2) В. В. Синявского и Б. А. Федоришина

Практическая значимость работы заключается в том, что проведенное теоретическое исследование данной проблемы может служить дополнительным информационным материалом для педагогов, в практической работе школьных психологов, заинтересованных в изучении данного вопроса. Эмпирическое исследование может быть использовано как достоверный, полученный экспериментальным путем материал для дальнейшего, более расширенного исследования по данной теме.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Экспериментальной базой исследования явилась МБОУ СОШ №7 г. Лянтор. В исследовании принимали участие подростки 9-10  классов в возрасте 15-16 лет в количестве 40 человек.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Проблема отношений в психологической литературе

Прежде, чем раскрывать сущность такого аспекта отношений, как межличностные, необходимо проанализировать само понятие «отношения».

По мнению Лабунской В.А. отношение — это психологическая связь человека с окружающим его миром вещей и людей [Н.А. Лабунская, 2007].

«Отношение — это система связей человека с миром и другими людьми, выступающая как составная часть сознания и самосознания личности» [Н.А. Лабунская, 2007].

«Отношение — результат взаимодействия человека со средой, субъективная сторона отражения действительности [В.Н. Мясищев, 2003].

Глуханюк Н.С. считает, что отношение — это эмоционально-волевая установка личности на что-либо, то есть выражение ее позиции [Н.С. Глуханюк, 2003].

«Отношение — это готовность индивида к определенному субъективно-оценочному и сознательно-избирательному взаимодействию с предметами и субъектами окружающего его мира» [15].

Анализируя понятие «отношения», предоставленные в словарях педагогических и психологических наук, можно сказать, что отношения — это есть связь либо система связей человека с действительностью. Каждое понятие характеризует отношения, как отдельную часть системы отношений человека.

Системный подход в изучении отношений человека осуществил В.Н. Мясищев, реализованный в его концепции о личности и межличностных отношениях. Отношения человека, по мнению В.Н. Мясищева формируются и развиваются в деятельности. «Отношения человека … основаны на опыте … и выражаются в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь они формируются в процессах деятельности» [В.Н. Мясищев, 2003]

Таким образом, на основе анализа понятия «отношения», можно сказать, что «взаимоотношение — это специфический вид отношений человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного ответного личностного отношения».

Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке в определенной степени исследована.

Межличностные отношения как частный случай психологических отношений формируются не только в прямом взаимодействии субъектов, но и через их психологические отношения.

Более общим явлением межличностных отношений выступает привлекательность. К составным элементам взаимной привлекательности -непривлекательности относятся [Л.Д. Лебедева, 2008]:

симпатии — антипатии;

притяжение — отталкивание.

Если симпатия — антипатия представляет собой удовлетворение-неудовлетворение от реального или мысленного контакта с другими, то притяжение-отталкивание есть практическая составляющая этих переживаний.

Притяжение — отталкивание, как одно из составляющих межличностной привлекательности-непривлекательности, в основном связано с потребностью человека быть вместе рядом с определенным другим человеком или не быть вместе, рядом. Притяжение — отталкивание часто, но не всегда, связано с переживаемой симпатией-антипатией (эмоциональным компонентом — межличностных отношений).

Таким образом, симпатии — антипатии являются фактором развития межличностных отношений. В данном случае симпатии — антипатии это определение эмоциональной значимости для личности для другой конкретной личности. В этом и проявляется избирательный смысл симпатий — антипатий.

Одним из основных феноменов и механизмов межличностных отношений является сопереживание. Переживание человека не остается незамеченным другими людьми, что характеризует важную человеческую способность: сочувствия, сопереживания, соучастия. Без этой способности невозможно не только коллективное, но и индивидуальное бытие. Отклик одного человека на переживание другого называют еще эмпатией.

Как феномен межличностного контакта эмпатия непосредственно влияет на взаимоотношения людей и определяет нравственные качества человека. В процессе эмпатического взаимодействия формируется система ценностей, которая в дальнейшем определяет поведение личности по отношению к другим людям.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Чем теснее связи между людьми (например, между друзьями, супругами), тем большая эмпатия возможна между ними. Более того, форма эмпатии также зависит от типа межличностных отношении. Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при любых типах отношений, даже между незнакомыми людьми, то поведенческая, действенная эмпатия характерна для близких. Безусловно, действенная эмпатия естественна для человека гуманного вообще, но при близких отношениях она наиболее очевидна.

Эмпатия — социально позитивное качество личности, она поддерживается общественными — нормами жизни, но не может иметь индивидуальный, избирательный характер, когда откликаются на переживание не любого другого человека, а только значимого [Л.В. Кузнецов, 2003].

Взаимопонимание — когнитивный процесс, с помощью которого в общем виде устанавливаются связи между явлениями. Важный момент взаимопонимания — «согласие». Согласие — несогласие, как известно, есть основной регулятор общения, взаимодействия. Без согласия партнеров, даже внешнего и поверхностного, невозможно их функционирование как единого целого [Л.В. Кузнецов, 2003].

Для более правильного, точного понимания людьми друг друга необходимы некоторое оптимальное время и теснота знакомства (взаимной зависимости). Недостаточность одного или другого ограничивает получение и раскрытие необходимой информации друг о друге.

В подавляющем числе случаев межличностное взаимодействие людей, обозначаемое как общение, почти всегда оказывается вплетенным в деятельность и выступает условием ее выполнения. Так, без общения людей друг с другом не может быть коллективного труда, учения искусства, игры, функционирования средств массовой информации. При этом вид деятельности, которую общение обслуживает, неизменно налагает свою печать на содержание, форму, течение всего процесса общения, между исполнителями этой деятельности.

Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.

При сравнении характера межличностного общения в разных объединениях людей бросается в глаза наличие сходства и различия. Сходство выступает в том, что общение оказывается необходимым условием их бытия, фактором, от которого зависит успешное решение стоящих перед ним задач, их движение вперед. Вместе с тем, каждая общность характеризуется преобладающим в ней видом деятельности. Так, для учебной группы такой деятельностью будет овладение знаниями, умениями и навыками, спортивной команды — выступление, рассчитанное на достижение запланированного результата в соревнованиях, для семьи — воспитание детей, обеспечение бытовых условий жизни, организация досуга и др. Поэтому в каждом типе общностей четко просматривается преобладающий вид межличностного общения, обеспечивающий главную для этой общности деятельность.

Вместе с тем понятно, что на то, как общаются люди в общности, оказывает влияние не только главная для этой общности деятельность, но и обязательно то, что представляет из себя сама эта общность.

Общности, к которым принадлежит человек, формируют эталоны общения, которым человек привыкает следовать. Имея в виду стойкое влияние вида деятельности и особенностей общности людей, в которой развертывается межличностное общение, необходимо при анализе делать поправку на постоянную изменчивость процесса деятельности и общности людей. Все эти изменения, вместе взятые, обязательно сказываются и на межличностном общении исполнителей данной деятельности.

Во взаимодействии людей каждый человек постоянно оказывается в роли объекта и субъекта общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует. Одновременно он оказывается объектом познания для всех, с кем он общается. Он оказывается объектом, которому они адресуют свои чувства, на который стараются повлиять, более или менее сильно воздействовать. При этом следует специально подчеркнуть, что это пребывание каждого участника общения одновременно в роли объекта и субъекта характерно для любого вида непосредственного общения людей.

Пребывая в положении объекта (субъекта) общения, люди сильно отличаются друг от друга характером выполнения ими роли. Во-первых, «выполнение» может быть более или менее осознаваемым. В качестве объекта человек может являть другим людям свою физическую наружность, выразительное поведение, оформление внешности, свои действия, естественно совершенно не задумываясь над тем, какой отклик они вызывают в тех, с кем он общается. Но он может пытаться определять, какое впечатление вызывает в окружающих на всем протяжении общения с ними или в какой-то отдельный момент, целеустремленно делать все от него зависящее, чтобы сформировать у других о себе именно то впечатление, которое он хотел бы, чтобы у них было. Во-вторых, различаясь по степени сложности их личностной структуры, характеризующей их индивидуальное своеобразие, люди представляют неодинаковые возможности для успешного взаимодействия с ними.

В то же время, будучи субъектами общения, люди отличаются друг от друга присущей каждому из них способностью проникать в упомянутое своеобразие другой личности, определять свое отношение к ней, выбирать наиболее отвечающие, по из мнению, целям осуществляемого ими общения способы воздействия на эту личность [Р.С. Немов, 2010].

В настоящее время в психологии широко исследуется явление так называемой совместимости или несовместимости людей. Собранные при этом факты показывают, что названная большая или меньшая совместимость сильнее всего дает себя знать именно в общении людей, прямо определяя, как они проявляют себя как объекты и субъекты общения.

Сейчас для психологической науки очень актуально, используя сравнение, разработать типологию общения личностей, похожих друг на друга по определенным параметрам либо отличающихся друг от друга также по определенным параметрам. Отношения людей представляют реальность особого рода, которая не сводима ни к совместной деятельности, ни к коммуникации, ни к взаимодействию. Субъективная и фундаментальная значимость этой реальности для жизни человека и развития его личности не вызывает сомнений.

Чрезвычайная субъективная значимость отношений с другими людьми привлекала к этой деятельности внимание многих психологов и психотерапевтов самых различных направлений. Эти отношения описывались и исследовались в психоанализе, бихевиоризме, когнитивной и гуманистической психологии, транзактном анализе и т.д.

В работах Л.С. Высотского и его последователей отношения ребенка с другими людьми выступают как всеобщий объяснительный принцип, как средство освоения мира (где сам взрослый выполняет роль посредника), но не как смысловая ткань жизни. При этом они, естественно, теряют свое субъективно-эмоциональное и энергетическое наполнение [Л.С. Выготский, 1983].

Исключение составляют работы М.И. Лисиной, в которых предметом исследования было общение ребенка с другими людьми, понимаемое как деятельность, а в качестве продукта этой деятельности выступают отношения с другими и образ себя и другого.

Следует подчеркнуть, что в центре внимания М.И. Лисиной и ее сотрудников была не только и не столько внешняя, поведенческая картина общения, сколько его внутренний, психологический пласт, т.е. потребности и мотивы общения, которые по сути дела и есть отношение к другим [М.И. Лисина, 1985]. Прежде всего, следует соотнести понятия «общение» и «отношение». Общение достаточно широко использовалось в контексте деятельностного подхода и само рассматривалось как особый вид деятельности. Межличностные отношения при этом оказались включенными в проблематику общения. В то же время межличностные отношения интенсивно изучались в русле психологии отношений, основанном А.Л. Лазурским и В.Н. Мясищевым. В центре этого направления лежит представление о личности, ядром которой является индивидуально-целостная система субъективно-оценочных отношений к действительности. Характерно, что деятельностный подход развивался преимущественно в рамках теоретической и экспериментальной психологии, а психология отношений складывалась, в основном, в сфере психологической практики [В.Н. Мясищев, 1998].

В отличие от действия отношение:

1) не имеет цели и не может быть произвольным;

2) не является процессом и, следовательно, не имеет пространственно-временной развертки; оно скорее есть состояние, чем процесс;

3) не имеет культурно-нормированных внешних средств осуществления и, следовательно, не может быть представлено и усвоено в обобщенной форме; оно всегда предельно индивидуально и конкретно.

Вместе с тем, отношение неразрывно связано с действием. Оно порождает действие, меняется и преобразуется в действии и само формируется и возникает в действии. Личностный смысл является и образующей сознания (которое, как известно, предшествует действию) и главной характеристикой действия, и его результатом. Получаемое отношение может быть и источником действия, и его продуктом, но может и не быть, поскольку далеко не всегда отношение выражает себя во внешней активности.

В психологии отношения одного человека к другому как особый предмет исследовались довольно широко. В этих исследованиях можно выделить три основных контекста:

  1. Познавательные отношения — другой как предмет познания. Наиболее ярко это направление представлено в работах А.А. Бодалева и его последователей, в этом контексте другой человек выступает как предмет восприятия, понимания или познания. На основе интерпретации внешних характеристик составляется образ другого, включающий совокупность свойств и качеств. Познание этих свойств и качеств составляет основу межличностного познания и понимания.
  2. Эмоциональные отношения (или аттракции) — другой как предмет симпатии. Главной задачей работ этого направления является изучение детерминации эмоциональных отношений между двумя людьми на разных этапах развития этих отношений. Расположение одного человека к другому рассматривается в зависимости от свойств объекта симпатии, в зависимости от соотношения этих свойств, в зависимости от этапа развития отношений и прочих детерминант. При этом под свойствами объекта или субъекта симпатии имеются в виду либо чисто внешние характеристики (привлекательность, общительность и т.д.), либо социально-ролевые (статус, профессия, образование, компетентность).
  3. Практические отношения — другой как предмет воздействия. Это направление наиболее приближено к практике человеческих отношений и развивается, в основном, в русле психотерапии. Выделяются три модели воздействия одного человека на другого [Е.А. Леванова, 2006]:

1) объектная (или императивная);

2) субъектная (манипулятивная);

3) субъект-субъектная (диалогическая или развивающая).

В своей монографии Н.Н. Обозов предлагает классификацию межличностных отношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, деструктивные. Данная классификация основана на нескольких критериях: глубина отношения, избирательность в выборе партнеров, функции отношений. Главным критерием является мера, глубина вовлечения личности в отношения[Н.Н. Обозов, 2011].

Таким образом, можно сделать общий вывод. Межличностные отношения есть родовое понятие психологических отношений личности. Психологические отношения обнаруживаются в рамках субъект — субъектных и субъект — объектных связей. А межличностные отношения есть субъект — субъектные связи. Межличностные отношения формируются не только при взаимодействии субъектов, но и через их психологические отношения. Можно сказать, что межличностные отношения несут в себе субъективно — личностный смысл. В целом межличностные отношения можно определить как взаимную готовность партнеров к определенному типу чувств, притязаний, ожиданий и поведения, обусловленные возрастными особенностями.

1.2. Характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются «критическими периодами детства» [Н.В. Попова, 2002].

Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.

Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На этой почве подростки могут вступить в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д.

Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении [Л.С. Выготский, 1983].

Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие «серьезная игра». Примером «серьезной игры» могут служить занятия спортом и участие в юношеских организациях, выбор профессии и подготовка к ней, игры любовного характера (флирт, кокетство).

В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса «Кто я» может быть найдено только путем столкновения с действительностью [Д.Б. Эльконин, 1989].

Подростковый возраст — это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т.п.

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период — физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры: был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным — стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым — стал самостоятельным и решительным и т.д.

Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста, как мы уже отметили, — это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим — половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным — конец детства, вступление в мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

Второй момент — окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная т.е. формальная жесткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок [В.А. Соснин, 2004].

Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете. В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция обособлению и от мира детства и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.

Главным противоречием подросткового возраста можно считать противоречие между рассудочной формой возникновения в сознание подростка рефлексии, ставшей для него ведущей формой сознательного отношения к миру, и неличным миром взрослых, не укладывающейся в рамки рассудочности, и в то же время провозглашающим рассудочность («сознательность») своего бытия.

Почти  каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст — самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его.


Страницы:   1   2   3   4