Таким образом, власти добились значительного прогресса в укреплении институциональной системы финансовой стабильности, являющейся необходимым условием для выполнения рекомендаций FSAP, касающихся эффективного контроля за макропруденциальной политикой. ЦБР получил чёткий мандат в области финансовой стабильности и активно работает над повышением своих возможностей осуществлять мониторинг системных рисков и расширять круг доступных ему инструментов макропруденциальной политики. Эти инструменты были инновационно задействованы в последние годы для ограничения резкого роста необеспеченного потребительского кредитования, вызывавшего опасения в отношении финансовой стабильности.
В ноябре 2014 года ЦБР создал внутренний Комитет по финансовой стабильности (КФС), который возглавила Председатель ЦБР, для формализации и усовершенствования процесса принятия решений, касающихся макропруденциальной политики. Был также создан межведомственный СОФС — как совещательный орган по вопросам финансовой стабильности, и по мнению властей он стал полезной платформой для обсуждения этих вопросов. В то же время, несмотря на достижения, повестка реформирования системы механизмов макропруденциальной политики до конца не выполнена. Власти осознают необходимость принятия дополнительных мер для усовершенствования и обеспечения надлежащего функционирования данной системы.
Нарастающий кризис в российской экономике, особенно обострившийся в конце 2014 г. и продолжился в 2015 г., — это не столько следствие введенных против России санкций и изменения конъюнктуры мировых цен на топливные ресурсы, сколько следствие провала той либеральной экономической модели (с сырьевым уклоном и опорой на всесилие рынка и эффективность частной собственности), по которой пыталась развиваться наша экономика в послереформенный период и которая подвела Россию к системному кризису.
Положение в российской экономике складывается таким образом, что перспективы ее развития практически полностью зависят от конъюнктуры мировых цен на нефть. Прогнозы сырьевой зависимости России начинают сбываться. Этот рукотворный тренд развития был заложен четверть века назад и с упорством, достойным лучшего применения, осуществлялся и продолжает осуществляться в условиях монополизма и в ущерб развитию несырьевых отраслей экономики и ограниченной переработки добываемых сырьевых ресурсов на современной технологической базе. России необходимо осуществить перезапуск функционирующей ныне модели развития, переориентировав ее на структуризацию и модернизацию экономики на базе инновационного развития. Без этого чрезвычайно сложно будет обеспечить устойчивое развитие экономики и социальную стабильность.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. В современной экономической литературе не существует точного определения кризиса. Авторы чаще приводят определения, которые не дают исчерпывающего ответа на вопрос «что такое кризис?», а характеризуют кризис и не могут определить его сущность. Обобщение рассмотренных исследований по вопросу кризиса позволило дать теоретически обоснованное и уточненное определение понятия «кризис». Кризис — это временный, естественный и неизбежный процесс движения социально-экономических систем, выступающий переломной ситуацией в развивающейся смене событий и действий и угрожающий их жизнеспособности, он принуждает к принятию кардинальных решений в условиях ограниченного времени и значительной неопределенности.
Существуют различные теории и взгляды на причины кризисов и их продолжительность. Наиболее известными являются циклы
Н.Д. Кондратьева. По его мнению, основная причина кризисов — радикальные изменения в технологической базе производства, перестройка его структуры. Кондратьев утверждал, что наряду с малыми циклами капиталистического производства (продолжительностью 8-10 лет) возникают и большие — по 48-55 лет, состоящие из двух волн: повышательной или понижательной.
Цикличность экономического развития — один из ключевых признаков рыночной экономики, выражающейся в более или менее регулярном повторении колебаний деловой активности, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности — понижением. Поэтому динамику развития рыночной экономики точнее отражает волнообразная линия, где каждая волна характеризует целый цикл этого развития. Несмотря на то, что существуют спады в промышленном производстве, в экономике наблюдается тенденция экономического роста. Таким образом, наиболее характерной чертой является движение по спирали вверх. Направление и степень изменения показателя или совокупности показателей, характеризующих развитие народного хозяйства, определяют как экономическую конъюнктуру. Поэтому теорию экономических циклов называют также теорией конъюнктуры.
Теория экономических циклов наряду с теорией экономического роста объясняет причины и характер развития экономики во времени. Однако теория циклов призвана объяснить причины колебаний экономической активности общества во времени на основе волнообразной кривой, которая учитывает развитие экономики с помощью совокупных макроэкономических показателей, а теория роста исследует факторы и условия устойчивого роста как долговременной тенденции в развитии экономики (трендовая линия).
В ходе экономического кризиса, сопровождаемого обесцениванием акций и других форм фиктивного капитала, ускоряется процесс концентрации и централизации действительного капитала – поглощение крупными капиталистами более мелких. Конкуренция все более уступает место монополиям, борющимся за господство на мировом рынке. Острая форма периодического процесса сменяется более затяжной, хронической формой, затрагивающей разные страны в разное время.
Важнейшей характеристикой любой страны является, как известно, её экономика. Важнейшей особенностью современной макроэкономической динамики в России является её осуществление в условиях глубочайших диспропорциональных структурных изменений в различных сферах экономики. Диспропорции, сложившиеся между потреблением и накоплением, обусловливают углубление диспропорциональности между динамикой производства и совокупного спроса, что воздействует на макроэкономическую динамику. Эти и другие негативные факторы обусловили снижение темпов роста ВВП. Таким образом, макроэкономическая динамика в долгосрочном плане зависит от всей совокупности социально-экономических, институциональных и политических факторов в краткосрочном временном интервале и, в конечном итоге, определяет уровень экономической безопасности страны. В настоящее время экономическая безопасность России значительно ослабла и основным способом ее укрепления является грамотная антиинфляционная политика государства.
В России был реализован ряд мер по совершенствованию механизмов урегулирования несостоятельности. Важно отметить, что существующий режим урегулирования несостоятельности помог поддерживать финансовую стабильность в последние годы: у большого числа банков были отозваны банковские лицензии, и это не привело к существенному падению уровня доверия к банковской системе, при этом в 2008 году был введён в действие временный режим санации банков, который позволил ЦБР и АСВ эффективно справляться с проблемами, возникающими у системных банков (как отмечалось в FSAP). Нарастающий кризис в российской экономике, особенно обострившийся в конце 2014 г. и продолжившийся в 2015 г., — это не столько следствие введенных против России санкций и изменения конъюнктуры мировых цен на топливные ресурсы, сколько следствие провала той либеральной экономической модели (с сырьевым уклоном и опорой на всесилие рынка и эффективность частной собственности), по которой пыталась развиваться наша экономика в послереформенный период и которая подвела Россию к системному кризису.
Однако, опыт показал, что Россия не может уйти от кризиса, используя только монетарные методы. Особо необходимо выделить негативное воздействие на состояние российской экономики высоких процентных ставок, которые ЦБ РФ считает эффективным методом борьбы с инфляцией, и недостаточное внимание руководства к проблемам экономического развития и занятости населения. Создаётся впечатление, что Банк России проигнорировал критику в свой адрес, подтвердив собственную приверженность монетаристской идеологии финансового и денежно-кредитного регулирования. По-прежнему провозглашается, что снижение темпов инфляции – важнейшее условие экономического роста. По этой причине инфляция объявлена главной заботой Банка России, что оправдывает сохранение жёсткой денежно-кредитной политики и достаточно высокой ставки рефинансирования, снижение которой считается нецелесообразным в условиях низких темпов экономического роста. Одновременно признаётся, что на данный момент инфляция в значительной степени зависит от немонетарных факторов, то есть её динамика неподконтрольна ЦБ РФ.
Таким образом, для изменения негативных тенденций и явлений в российской экономике и обществе требуется полностью отказаться от господствующей сегодня идеологии монетарного регулирования, кардинально изменить принципы обеспечения денежно-кредитной эмиссии, организацию и условия функционирования банковского сектора. Политика монетарных властей может быть признана социально обоснованной и национально ориентированной только в том случае, если она будет нацелена на развитие полноценных кредитных отношений в обществе и жёсткое противодействие любым формам монополизации банковской деятельности.
Положение в российской экономике складывается таким образом, что перспективы ее развития практически полностью зависят от конъюнктуры мировых цен на нефть. Прогнозы сырьевой зависимости России начинают сбываться. Этот рукотворный тренд развития был заложен четверть века назад и с упорством, достойным лучшего применения, осуществлялся и продолжает осуществляться в условиях монополизма и в ущерб развитию несырьевых отраслей экономики и ограниченной переработки добываемых сырьевых ресурсов на современной технологической базе. России необходимо осуществить перезапуск функционирующей ныне модели развития, переориентировав ее на структуризацию и модернизацию экономики на базе инновационного развития. Без этого чрезвычайно сложно будет обеспечить устойчивое развитие экономики и социальную стабильность.
Российская экономика функционирует без научно обоснованной модели развития. Скорее можно говорить о направлении развития, формируемого конъюнктурой мировых цен на нефть и газ. Обвал этих цен привел экономику страны к серьезному кризису, вынуждающему правительство разрабатывать и реализовывать программу импортозамещения, при резком ухудшении инвестиционной составляющей бюджета. Ввиду этого требуется разработка новой модели развития экономики России и вывода страны из кризиса. Только планирование производственных взаимосвязей приведет к развитию отечественного производства нужного конечного продукта и позволит произвести импортозамещение в стране безболезненно.
Учитывая мировой опыт и российскую специфику реформирования экономики, наиболее перспективной для современной России может стать смешанная модель развития экономики с использованием механизмов государственно-частного партнерства. В России должна быть взята направленность на формирование устойчивой социально-рыночной стабильной экономики, что и выступает ключевой идеей современной экономической модели с максимально широким использованием механизмов ГЧП при выборе приоритетов, обеспечивающих за счет мультипликативного эффекта ускорение экономического роста. И здесь на маловажную роль играет приоритет инновационного развития экономики России.
Библиографический список
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 29.12.2014 N 451-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
- Алборова А.В. Финансовый кризис в России (2014-2015): причины, тенденции, последствия и перспективы / А.В. Алборова, Б.Я. Татарских // Математика, экономика и управление. – 2015. – Т.1. — № 2. – С. 9.
- Бельчук А.И., Мировой кризис и Россия. Российский внешнеэкономический вестник, 2015. №7. С.55-61.
- Буглай В.Б. Финансовые причины современного экономического кризиса. Российский внешнеэкономический вестник, 2014. №7. С.69-75.
- Бузгалин А.Б, Колганов А.Л. Мировой экономический кризис и сценарии посткризисного развития: марксистский анализ // Вопросы экономики, 2016. №1. С.42-47.
- Верич, Ю.Л. Финансиализация и ее последствия для глобальной экономики // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2017. № 6. С. 121-126.
- Ветрова, Е.А. Влияние финансово – экономического кризиса на развитие социальной сферы в России // Материалы Ивановских чтений. 2019. № 1-2 (11). С. 44-55.
- Викуленко, А.Е. Проблема выхода экономики России из мирового экономического кризиса // Экономический вектор. 2017. № 2 (9). С. 35-43.
- Галушка, А.И. Причины мирового финансово – экономического кризиса 2008 года и его последствия для экономики России // Устойчивое развитие науки и образования. 2019. № 10. С. 10-17.
- Гафарова, О.В. Регулирование банковской системы в условиях мирового финансового кризиса // Вызовы глобального мира. Вестник ИМТП. 2019. № 1-2 (9-10). С. 8-11.
- Густап, В.А. Последствия мирового финансового кризиса // European Science. 2019. № 6 (16). С. 29-30.
- Давыборец Е.Н. Причины финансового кризиса в России // Экономика и социум. – 2014. — № 4-2. – С. 854-857
- Дзарасов С.С. Российский кризис: истоки и уроки. // Вопросы экономики. 2017. №5. С.85-90.
- Динкевич, А.И. Мировой финансово-экономический кризис. Деньги и кредит.2016. №10. С.54-59.
- Егорова М.В., Галушка А.И., Попова М.А. Государственное антикризисное управление в условиях нестабильной экономики, В сборнике: Социально-экономические проблемы в современной России Сборник научных трудов преподавателей и магистрантов. Москва, 2018. С. 57-67.
- Ершов М.В., Мировой финансовый кризис: причины и последствия. Вопросы экономики. 2016. № 12. С.94-99.
- Ершов М.В. Десять лет после глобального кризиса: риски и перспективы, Вопросы экономики. 2019. № 1. С. 37-53.
- Зуб А.Т., Антикризисное управление. — М.: Издательство Юрайт, 2019. – 343 с.
- История международных кризисов. Режим доступа: http://www.assessor.ru/forum/index.php?t=788 (дата обращения 26.11.17).
- Казьмин А.Ю. О последствиях финансового кризиса и денежно-кредитном регулировании в условиях нестабильности экономики России // Вестн. ОРЕЛГИЭТ. – 2015. — № 2. – С.145-149. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://orelgiet.ru/images/vest2015/02_32/28-kaz’min.pdf (25.02.2016).
- Каримова Л.А. Причины и последствия финансовых кризисов в России / Л.А. Каримова, А.Ш. Яруллина // Экономика и социум. – 2014. — № 4-3. – С. 365-367.
- Карчевская С. А. Повышение эффективности межбюджетных отношений на региональном уровне // Финансы. № 10. С.73-77.
- Корнева Т.А., Мададова К.Х. Мировые финансовые кризисы, в сборнике: Современные тренды развития науки Сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 25-29.
- Костенко Р.В., Ананьева В.О. Влияние мирового финансового кризиса на состояние экономики в целом, Вестник современных исследований. 2018. № 10.2 (25). С. 80-83.
- Крупнов Ю.В., Новые старые теории экономического кризиса. Инвестиции в России. 2015. №8. С.68-73.
- Кудрин А.Л., Гурвич Е.Т. Новая модель роста для российской экономии // Вопросы экономики. 2014. №12. С.12-19
- Леонтьев В.В. К рынку под контролем государства // Экономика и жизнь. 2012. № 16. С. 6-7.
- Некипелов А.Д., Головнин М.Ю. Стратегия и тактика денежно-кредитной политики в условиях мирового экономического кризиса // Вопросы экономики. 2014. № 1. С.80-87.
- Пороховский А.А. Политическая экономия современного кризиса// Главная книга о кризисе: сборник статей. М.: Яуза: Эксмо, 2009. – 127 с.
- Сабгиева, П.Р. Мировой финансовый кризис: реалии и пути выхода // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. 2019. № 5. С. 129-132.
- Самусенко Д.Н. Географический анализ процессов прямого иностранного инвестирования в современном мировом хозяйстве // Вестн. Моск.ун-та. Сер. 5. География. 2015. № 1. С.42-48.
- Симачев Ю.В., Оценка антикризисных мер, по поддержке реального сектора экономики. – М.: Изд.дом ГУ ВШЭ. — 2014. 246 с.
- Симонов В.А., Комаров Д.Б. Особенности антикризисной политики в России. Экономист.2016. №7. С.93-97.
- Сергеева Л.А., Сергеев С.В. Влияние мирового финансового кризиса 2007-2008 годов на тенденции российского фондового рынка, Вестник современных исследований. 2018. № 6.2 (21). С. 288-293.
- Суэтин А. О причинах современного финансового кризиса. Вопросы экономики. 2016. №1. С.76-80.
- Тютюнник А.В. Причины кризиса и сценарии выхода из него. Деньги и кредит.2012. №10. С.93-97.
- Удовик Е.Э., Вакула В.А. Мировые финансовые кризисы, Вестник современных исследований. 2018. № 10.8 (25). С. 194-201.
- Умаров, Х.Р. Влияние мирового кризиса на экономическое развитие РФ и стран центральной Азии // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. Т. 3. № 13. С. 909-911.
- Хмыз О.В. Влияние глобального кризиса на деятельность инвестиционных банков / О.В. Хмыз, Ф.О. Рыбкин // Финансовый бизнес. — 2014. — № 3. — С. 38-46.
- Шейнис Э. Экономический кризис и вызовы модернизации // МЭиМО. 2015. №9. С.102-105.
- Эльянов А.Я. Мировой экономический кризис и развивающиеся страны // Мировая экономика и международные отношения. 2015. №10. С.152-155.
- ЭнтовM. Анализ в свете теории кризисов // Мировой кризис: угрозы для России. М.: ИМЭМО РАН. 2016. 192 с.
