2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1. Обоснование проектных решений
Для реализации учета работы организации используются такие данные, как:
Общий объем материала, который потспуил;
Своевременная подготовка документов по отчетности;
Общий объем проданной продукции;
Общий объем произведенной продукции;
Сведения о поставщиках и киентах;
Сведения о заявках, которые поступили.
В анализируемой компании к отчетности отчета управленческоготипа относят документацию работы производства:
Отчет об изготовленной продукции за период (форма 1-П);
Отчет о расходах на производство.
Как для самих управляющих, так и для пользователей, структура АИС «Учет производственной экономической деятельности» предоставляет значительные возможности.
В первую очередь, централизованное управление источниками информации; во вторую очередь, удобное и быстрое ознакомление клиентов с базой данных, в форме, которую легко заполнить и исправить; в третью очередь, наличие возможности проведения поиска по разнообразным параметрам и вывода полученных данных на экран при предпросмотре, а также на принтер при выводе на печать.
В процессе организации ведения планирования учета, в складе используются следующая документация:
План развития предприятия на перспектив;
Календарный план работы предприятия;
Акт проверки (контроль оперативных данных);
Отчет о работе предприятия за отчетный период времени;
Приказ по предприятию о поправках в деятельности (в случае отрицательных отклонений показателей).
Приведенное ОИ должно осуществлять в ходе автоматизации с целью решения задач по управлению организационного типа для обеспечения автоматизации выполнения расчетов с контрагентами и поставщиками.
Важнейшим условием выбора системы управления базами данных является установление продукта программы, который в большей степени будет отвечать необходимым запрошенным нормам [17].
На базе этого учитывают следующие запросы к системе управления базами данных:
«полная совместимость с выбранной областью разработки (С#)»
Кроссплатформенность СУБД;
Легкость в применении и во время интеграци;
Распространение и популярность СУБД [21].
Сопоставление СУБД по вышеприведенным аспектам показано в бал. 5 [4, 33].
Таблица 5 – Сравнение СУБД
| Аспекты\ СУБД | PostgreSQL | MS SQL Server | MySQL | Oracle а | DB2 |
| Транзакционная поддержка | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 |
| — Обеспечение поддержки внешних ключей | 5 | 4 | 5 | 3 | 5 |
| Высокоточная работа с русским | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 |
| Присутствие элемента управления с интерфейсом в виде графики | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 |
| Функция доступа к сведениям посредством SQL | 3 | 5 | 4 | 3 | 3 |
| Функция осуществления резервного процессов копирования – баз данных | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 |
Продолжение практикум таблицы договора 5
| Аспекты\ системы управления базами данных | PostgreSQL | MS SQL Server | MySQL | Oracle | DB2 |
| Полная совместимость с выбранной сферой разработки (1С: ERP 8.3) | 4 | 5 | 3 | 2 | 5 |
| Кроссплатформенность по системы управления базами данных | 3 | 5 | 5 | 3 | 5 |
| Легкость в применении и внедрении | 3 | 5 | 3 | 4 | 5 |
| Распространение системы управления базами данных | 3 | 5 | 5 | 5 | 4 |
| Безопасность | 4 | 4 | 4 | 5 | 3 |
| Общая оценка | 40 | 51 | 48 | 42 | 48 |
Учитывая все выше представленное, в качестве системы управления базами данных выбрана MS SQL 2017 – это многопользовательская, многопоточная СУБД, значительными преимуществами которой выступают простота, юезопансоть, скорость в использовнии. Принимая в расчет тто, что данная СУБД не имеет такой широкий инструментал, как Oracle, ее применение оправдывает себя за счет минимальных запросов, которые предъявляются к такому показателю, как мощность оборудовния и к показателю самой высокой скорости в процесе работы со средним информационным объемомо. Применяя связку 1C:ERP SQL, появляется возможность реализовать принцим мультплатформенности более гибко [15].
Для разработки ИС, автоматизирующей планирование запасов для автоматизации расчетов с поставщиками и субподрядчиками (контрагентами), следует выбрать SQL Server 2017, который прост в использовании, масштабируем, подходит для любых целей и может быть реализован в различных визуальных средах разработки.
В настоящее время специализированные платформы используются для создания программных конфигураций, которые затем реализуются на стороне сервера.
Модуль для разработки конфигураций (Конфигуратор) в системе 1С:ERP 8.3 является типичным примером такой платформы.
Следует отметить, что по этим причинам в данной работе использовалась учебная версия платформы 1С:ERP [5, с. 35].
— ИС была внедрена только для одного сайта, что означает, что часть времени он работал в тестовом режиме, и не было необходимости реализовывать все функции платформы в полном объеме.
— 1С: Лицензионная версия ERP платформы является платной; когда внедрение данной ИС будет успешно осуществлено руководством ФГУП «ФЦДТ СОЮЗ», будет рассмотрена возможность приобретения полной версии платформы.
В этой же среде будет разработана система расчетов за товарно-материальные ценности для автоматизации расчетов с поставщиками и контрагентами в ФГУП «ФЦДТ «СОЮЗ».
Все требования к аппаратному обеспечению, рассчитанные на основе параметров аппаратного обеспечения используемого ПО, приведены в табл. 6.
Разрабатываемый модуль будет работать на основе технологии «клиент-сервер». И по данным анализа требований можно утверждать, что существующее оборудование для работы ИТ-проекта является достаточным с точки зрения выбора компонентов ПК и нет необходимости в его замене или модернизации.
Таблица 6 – Аппаратные требования Информационной системы
|
| Сервер | Клиент |
| Процессор | 2,9 ГГц (с архитектурой x64). Оптимальное число ядер – 4. | От 2,6 ГГц |
| ОЗУ | 4ГБ | От 2ГБ |
| Монитор и видеокарта | Монитор SVGA (оценка с минимальным и разрешением 1024х768 точек) | |
| Жесткий диск | 120 Гб | Для функционирования программы необходимо 100 МБ |
| Оптический привод | DVD-RW (можно применять внешний USB-привод) | — |
| Устройства ввода | Мышь и клавиатура | |
| ЛВС | Способность(пропускная) 1GB/c |
|
2.2. Инфологическое проектирование
Практика показывает, что ЖЦ проекта начинается при начале проектной реализации и завершается тогда, когда прекращается использование. Разработка новых ИТ-проектов осуществляется в соответствии с признанными стандартами, но, как и в случае с собственными разработками, стандарты ЖЦ должны соответствовать определенным требованиям.
Строгие критерии нормативности не должны включаться в стандарты.
В стандарт не должно быть заложено слишком много бюрократии.
В стандарте должна содержаться общая структура жизненного цикла и меры, процессы и задачи, которые должны быть выполнены в ходе реализации проекта.
Стандарту следует быть пригодным и соответствовать текущим запросам к информационными системам [8].
Однако некоторые положения действующего ГОСТа очень устарели, кроме того, некоторые жизненные стадии регулируются не полностью [10].
Еще одним стандартом является ISO/IEC 12207:1995 «Информационные технологии — процессы жизненного цикла ПО». Для описания ЖЦ проекта, который представлен в данной работе, больше подходит этот стандарт, так как он фокусируется в основном на разработке ИС в организации и предоставляет для каждой фазы ЖЦ рекомендации общего характера, которые могут быть использованы для определения структуры ЖЦ и составления действий и задач в пределах любой фазы [13].
В представленном проекте освещены следующие фазы ЖЦ:
анализировать;
создание проекта;
внедрение
сервис [13].
Первая фаза — «анализ». Процесс начинается с подфазы «определение требований к будущей информационной системе». Первая задача — «проанализировать деловые процессы как есть». Эту работу выполняет управляющий технической поддержкой, которого гендиректор назначает в роли лица, несущего ответственность и специалиста по информационным технологиям. Для выполнения задачи используется разработанная структурно-функциональная диаграмма бизнес-процессов компании » Как есть» в обозначении IDEF0. По итогам анализа выбирается набор задач в области автоматизации (в данной работе речь идет об автоматизации задачи приема и анализирования клиентских заказов). Эту задачу выполняет специалист по информационным технологиям. Последнее задание в этой подфазе — «определить характеристики ИС, требуемой для решения задачи. Данная задача выполняется руководителем отдела сопровождения и специалистом по информационным технологиям [7].
Определение будущей функциональности ИТ и выбор стратегии автоматизации — это дальнейший промежуточный этап «фазы анализа». На этом промежуточном этапе задействованы менеджеры по поддержке и специалисты по информационным технологиям» [13].
Первая задача на данном промежуточном этапе — проанализировать текущие разработки в сфере проектирования информационных систем технической поддержки, следующая задача в данном промежуточном этапе — выбрать способ получения информационной системы. Затем следует задача выбора автоматизационной стратегии. Определение целей автоматизации, а также задач, является последней задачей на этом предварительном этапе. Следует выделить тот факт, что эта задача является основной для формирования техзадания на создание информационной системы [8].
Обоснование решений по проекту — это предпоследний промежуточный этап стадии Анализа. Этот промежуточный этап состоит из трех основных задач Обоснование решений проектного типа в отношении программного обеспечения, технического обслуживания, а также в отношении информационной системы [8].
Цель этих задач — создать условия для поддержки ИС, веб-сервиса компании. Специалист по информационным технологиям является членом этого промежуточного этапа. [14].
В качестве итога этого этапа рассматривается процесс подготовки документов, в основе которых лежит определение требований к разработке информационной системы.
Следующим «этапом» является «Составление проекта». На этом этапе должны быть решены перечисленные далее задачи:
Анализ проектных рисков
Разработка модели информации для будущей информационной системы.
Сформулировать характеристику всех сведений, необходимых для работы информационной системы.
Дать описание данных на входе и выходе и алгоритмов вычислений.
Определить программное и аппаратное обеспечение, требуемое для работы информационной системы.
Описать дерево функций, схему взаимодействия и БД проектируемой информационной системы.
Создать удобный для пользователей интерфейс [14].
Проектированием вплотную занимаются специалисты компании по информационным технологиям, а итогом этой работы является документация по проекту.
Начинается стадия проектной работы непосредственно после создания проекта, подготовки к ПО. Начальный предварительный этап включает в себя такие задачи:
Локальный сервер Apache устанавливается;
Дистрибутив РНР скачивается и инсталлируется на локальный сервер;
Осуществляется создание БД для производственного участка;
В соответствии с требованиями задачи создают все модули информационной системы;
На основе разработанных модулей осуществляется создание пользовательского интерфейса. [17].
Специалист по информационным технологиям выполняет вышеуказанные действия. В результате получается ИС, установленная на сервере.
Результатом «фазы внедрения» является работа этой информационной системы в рамках локальной сети компании, после чего проводятся испытания. Пилотный проект является основной стратегией внедрения. Этот подход снижает риск и является наиболее надежным, когда внедрение происходит в небольшой части компании [15].
Одному из сотрудников компании поручается внедрение информационной системы, включая следующее
По согласованию с главным исполнительным директором зарегистрировать доменное имя компании;
Установка необходимого программного обеспечения на корпоративный веб-сервер;
Перенос готовой ИС с локального сервера на веб-сервер;
Проверка ИБ;
Исправление любых ошибок, обнаруженных в ходе проверки [18].
Мониторинг и сопровождение информационной системы, а также ее развитие в соответствии с новыми программными и технологическими возможностями включен в этап эксплуатации. В это же время завершается работа над существующим программным обеспечением и оформляется проектная и техническая документация. В течение первых двух месяцев работы необходимо проводить еженедельные встречи с участием ИТ-специалиста, генерального директора и лица, ответственного за эксплуатацию ИС. Цель этих встреч — не только выявить слабые места информационной компании, но и определить, как их можно устранить. Таким образом, в конце этапа эксплуатации должны быть устранены все без исключения недостатки ИБ и применено как можно больше мер по улучшению» [18].
На диаграмме (Рисунок 11) показана модель жизненного цикла разрабатываемой информационной системы. Модель ЖЦ — это структура, которая устанавливается последовательностью и взаимосвязью процессов, осуществляемых процессов и задач, которые происходят на протяжении ЖЦ.
Такая модель называется моделью типа «каскад». Основной характеристикой модели является то, что вся разработка делится на этапы, причем переход от первого этапа к следующему происходит только тогда, когда вся работа на текущем этапе завершена. В конце каждого такого этапа необходимо утвердить полный набор документации. Но разработка ИС требует переподготовки, уточнения и пересмотра ранее принятых решений [22].
Проект автоматизации реализуется с помощью использования каскадной модели ЖЦ ИС.
Преимущества применения каскадного способа заключаются в таких моментах:
На каждой стадии обеспечивается создание полного комплекта проектной документации, который соответствует основным аспектам полноты и координированности;
Фазы работ, выполняемые в логической последовательности, позволяют планировать период завершения каждой работы и непосредственно связанные с ними издержки [22].

Рисунок 11. Каскадная модель ЖЦ ИН внимание
Реализация рисков может происходить по-разному на этапах ЖЦ информационной системы планирования учета на складе.
Таблица 7 иллюстрирует возможные риски на стадиях жизненного цикла, а также план реагирования в ситуации появления различных ситуаций риска.
К организационно-правовым средствам обеспечения ИБ на ИС относятся:
Использование пароля согласно методам платыормы 1C:ERP 8.3;
Использование пароля согласно ОС Window10;
Использование пароля согласно входу и работы в компьютерной сети ФГУП «ФЦДТ «Союз»;
К этим инструментам относятся разграничение уровня доступа среди ряда подсистем конфигурации:
Складской отдел;
Бухгалтерия.
Таблица 7 – Ожидаемые риски на стадиях жизненного цикла
| № этапа реализовано | Этап ЖЦ | Название риска | Меры противодействия пердаваемые | |
| 1 | Предпроектный этап | Риск работрников со стороны заказчика и исполнителя Риск неоплаты получения сведений | Документирование рисков, включение в договор моментов неполного получения сведений | |
| 2 | Составление проекта | Наличие риска неверных решений по проекту Наличие риска неверного планирования учета по склду Ценовой риск Форс-мажор | Экспертиза те.заданий вместе с ИТ, профильными и экономическими службами, страхование | |
| 3 | схема Разработка | Наличие риска работников Риск тех типа аспекты работе | Осуществление тестирования на каждой стадии разработки, экспертиза создаваемого ПО на всех стадиях создания, работа в команде | |
| 4 | предприятия внедрение | Наличие риска работников Риск (технический, программный) | Осуществление тестирования непосрдественно на всех этапах внедрения, экспертиза ПО на всех этапах разработки, осуществление работы внутри коллектива | |
| 5 | Эксплуатация и сопровождение | Риски тех характера Риск работников | Юр. Обеспечение договоров, работа в команде | |
Подсистема «Складской отдел» применяется непосредственно с целью реализации календарного планирования складского учета в пределах должностных обязанностей.
Подсистема «Бухгалтерия» используется с целью реализации бухучета в последствии обеспечения элеткронногоавтоматизированного документооборота.
Важно выделить то, что у любой из данных подсистем есть доступ лишь к таким объектам конфигурации, что отмечаются во время разработки.
Средства, относящиеся к аппаратным способам обеспечения защиты:
Бесперебойногопитания источники;
Межсетевой экран, а также иные устройства, которые являются техническими.
К программнымсредствам защиты информации относят функцию ввода пароля для пользователей.
Для обеспечения ИБ есть функция использования ролей и привелегий [11, c. 67].
Полномочия ролей рассмтариваются на рис. 12.
Рисунок 12. Установка прав администратора
Проанализируем таблицу разделения прав доступа (табл. 8).
Сводку иллюстрирует табл. 9 по данным об информационной защите от внешних угроз.
Таблица 8 – Разграничение прав пользователей
| Группы пользователей | Справочники | Документы / формы | Отчеты | Администри рование |
| Складской отдел | Чтение/создание | Чтение | цепочками Чтение сек | Нет |
| Бухгалтеры | Чтение | Чтение | Чтение/создание — | Нет |
| Системный администратор | Чтение / создание/ удаление | Чтение/ создание / удаление | Полный | Полный |
Таблица 9 – Защита от внешних угроз
| Методы защиты | Описание |
| НПА, а также стандарты параметров | Устав ФГУП «ФЦДТ «СОЮЗ», спецификация обеспечения ЛВС, ФЗ «О защите персональных данных финансового », ФЗ «О коммерческой тайне» |
| Антивирусы, антишпионы | Антивирус |
| Обеспечение проактивной защиты рабоот различных внешних угроз, обеспечение защиты | нет |
| Защита от сетевых угроз | Встроенный брандмауэр антивируса, брандмауэр CheckPoint NGX R65 |
| Защита адрес от угроз рисунок инсайдерского харакера avacco выделяется и материала защита ресурсов информационного характера | Антивирус, брандмауэр, методы и разграничения доступа |
| Обеспечение физической защиты таблица данных | Ограничение датаокончаниядействия к данным |
Недостаток в обеспечении эффективной защиты ИС – данные, которые хранятся непосредственно в информационной системе. Важно воспользоваться следующей совокупностью мероприятий для нивелирования данной проблемы [14, с. 121]:
Осуществить настройку журналирования (рисунок 13):
Рисунок 13. Регистрация журнала событий
Произвести настройку необходимых параметров обеспечения безопасности баз данных (рис. 14):
Рисунок 14. Параметры ИБ
Применение ключа защиты для конфигурации (рис. 15):
Рисунок 15. Применение ключа защиты
Также, осуществляя работу с конфигурацией, важно применять следующие способы:
– авторизация через ОС;
при ЛВС – шифрование.
Таким образом, будет обеспечена необхоимая защита данных, которая используется для работы в конфигурации.
ИС календарного планирования складского учета запасов в целях автоматизации осуществления расчетов с организациями поставщиками и исполнителями должна обеспечивать сбор, обработку, распределение и ввод информации о документации для поддержки процесса складского учета запасов в целях автоматизации осуществления расчетов с организациями поставляющими и исполнителями.
Рис. 16 демонстрирует информационную модель системы, разработанную специально для компании «СОЮЗ».
Для информационной модели (ИМ) источники сведений:
— список услуг, предлагаемых предприятием;
— план предполагаемого развития;
— рабочий план на заданный период;
— акт контроля;
— отчет, в котором сравниваются показатели по факту и плану.
Следующие адресаты могут использовать систему:
— Администрация ФГДТ СОЮЗ;
— Отдел кадров;
— Бухгалтерский отдел;
В проверяемой системе используются следующие формы:
— Справочники;
— Документационные формы;
— Основная форма
— Формы: сообщений, отчётности, списков (выпадающих).
Данные вводятся вручную вручную.
Рисунок 16. Информационная модель автоматизированной системы учета ТМЦ
Автоматическая нумерация настроена в системе, и когда она применяется, в каждом новом элементе создается индивидуальный код, чтобы избежать появления элементов с одинаковым номером.
Когда ИС создается с целью автоматизации учета товарно-материальных ценностей и учета контрагентов в «1С:Конфигураторе», формируются следующие каталожные справочники:
— Продукты
— Единицы;
— Сотрудники;
— Клиенты.
На рисунке 17 представлен внешний вид экрана для справочника Клиенты:
Рисунок 17. Форма «Клиенты»
В других каталогах также имеются подобные формы для внесения данных.
В рамках поставленной задачи автоматизации планирования учета запасов по примеру управления компанией, в качестве подобной информации выступают данные, которые составляются при:
— составлении будущего развития компании;
— формировании рабочей программы;
— документация, составляемой в результате контроля ключевых показателей.
На Рис. 18 представлен вид формы документа «Календарный план».
Рисунок 18. Экранная форма документа Факт
Важно отметить, что подобный вид имеет и прочая документация.
2.3. Программное проектирование
Для выполнения основных операций по планированию работы склада предоставляется один пользователь — менеджер.
На рис. 19 показано дерево функций разработанного модуля.
Описание структуры дерева функций конфигурации
Следует выделить, что некоторые функции распределены между конфигурационными подсистемами ( рис. 20):
Обратите внимание, что некоторые объекты конфигурации могут быть частью подсистемы или всех подсистем (например, каталог Услуги).
На базе проанализированных сведений может быть сформирована система работы пользователя с созданной системой (рис. 21).
Диалоговый сценарий показан на рис.22.
Рисунок 19. Описание дерева функций пользователя конфигурацией
Рисунок 20. Имеющиеся подсистемы
Рисунок 21. Послкедовательность работы с созадваемой системой
Рисунок 22. Сценарий диалога
Пункты:
действия: описывает действия, которые могут быть произведены с конфигурационными элементами.
справочники служат для занесения в БД первичной информации.
документы служат для внесения оперативных сведений о работе ФГУП «ФЦДТ «Союз».
результаты деятельности организации отображаются в отчетах.
На выходе осуществляется закрытие настроек.
В автоматизированную информационную систему должна быть введена следующая информация для создания вышеуказанных выходных документов:
План поставко сырья;
План реализации изготовленной продукции;
Номенклатура сырья;
Номенклатура изготовленной продукции;
Список поставщиков;
Спиок клиентов;
Заявки на зукупку изготовленной продукции от клиентов [19].
Осуществление рассмотрения потока информации поступающей.
План запасных частей основан на соглашениях с поставщиками и находится в тесной связи с ассортиментом запасных частей и списком поставщиков.
В данном плане имеются такие показатели:
Дата поставки;
Наименования комплектующих и поставщика;
Общий объем поставляемых комплектующих;
Номер договора по поставке;
Цена поставленных комплектующих [19].
План продаж готовых изделий создается на базе введенных клиентом данных и соотносится со следующими массивами:
Дата реализации;
Наименование изготовленной продкции;
Общий объем изготовленной продукции;
Стоимость изготовленной продукции;
Наименование клиента;
Номер заявки, по реализации изготовленной продукции [19].
Данные номенклатуры сырого(исходного) материала:
Наименование сырья;
Единица измерения;
Стоимость закупки за единицу измерения;
Сроки хранения;
Дополнительные данные о типе сырье [19].
Реквизиты, которые содержатся в номенклатуре по уже готовой совокупности продуктов:
Тип данных продуктов;
Артикул;
Наименование;
Единица измерения;
Размер суммы себестоимости;
Оптовая отпускная цена;
Роничная цена [19].
Реквизиты списка поставщиков:
Полное наименование поставщика;
Краткое наименование поставщика;
Юр. Адрес;
Фактический адрес;
Контактное лицо;
Реквизиты банка;
Контактный телефон;
Web-сайт;
Факс;
Дата начала сотрудничества [19].
Реквизиты, входящие в перечень клиентов:
Полное наименование поставщика;
Краткое наименование поставщика;
Юр. Адрес;
Фактический адрес;
Контактное лицо;
Реквизиты банка;
Контактный телефон;
Web-сайт;
Факс;
Дата начала сотрудничества [19].
Реквизиты, которые включены в состав заявки, что подается со стороны клиента в целях закупа готовой продукции:
Номер заявки;
Дата регистрации заявки;
Наименование;
Единица измерения;
Общее число и дата поставки готовой продукции;
Статус заявки [19].
Также целью функционирования автоматизированной системы, важно, чтобы даталогическая модель включала такие элементы, как:
Ползователи;
История;
Отчеты [23].
Пользователи должны располагать такими реквизитами:
Пользовательский вход;
Дата, когда была регистрация;
ФИО;
Должность;
Статус;
Логин;
Пароль [23].
Система имеет 3 категории пользователей — экономисты — вводят в систему сведения по всем направлениям учета, менеджеры — получают отчеты по всем показателям в области экономики производства, и системные администраторы — осуществляют управление системой и вносят изменения в первоначальные данные — регистрация заказчиков, поставщиков, составление номенклатуры на сырые материалы и готовую совокупность продуктов. [20]
Сущность «История» служит с целью хранения информации об истории заходов пользователя в данную систему и включает в себя следующую часть сведений:
Код записи
Время и дата входа в систему;
Код пользователя» [20].
Отчетные документы создаются по мере необходимости.
Выводы по главе
В этой главе приведены результаты анализа информационной структуры, средств разработки и обоснованности решений, которые касаются обеспечения технической безопасности.
Анализ жизненного цикла ИС, проведенный в результате выбора модели ЖЦ, также учитывает этапы ЖЦ ИС в рамках этой модели и стратегию внедрения. Как результат, проводится разбор рисков каждого этапа(стадии) ЖЦ и выбраны подход «пилотного проекта» и модель жизненного цикла по типу «каскад».
Кроме того, на основе нормативно-правовой базы разрабатываемого проекта ИС подобраны необходимые для выполнения проекта организационные мероприятия и программно-аппаратные средства защиты проектируемых информационных систем. После этого рассматривается вопрос об информационном обеспечении рассматриваемой задачи, строится соответствующая информационная модель проектируемой информационной системы, а также рассматривается информация нормативного характера, справочно-техническая информация, входная и выходная для создания проектируемой ИС. Это ведет к конструированию и описанию дерева модулей программ, проектированию характеристик таблиц БД и дерева функций, описывающего сценарии взаимодействия с ИТ-системами.
3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
3.1. Разработка структуры программного обеспечения
ER-системы диаграмма проект проиллюстрирована на рис.23.
работы Рисунок наладить 23. ER-проведен диаграмма номенклатура
АИС должна выглядеть как web-приложение, что обладает некоторыми достоинствами:
централизованное хранение данных
несколько операторов могут синхронно выполнять работу;
нет необходимости ставить программное обеспечение локально на каждого пользователя, работа может быть выполнена с помощью любого web-браузера;
доступ к пользовательскому экрану приложения возможен через интернет-соединение;
высокая скорость работы приложения.
Система состоит из 4 модулей: осуществление работы со справочными данными, выполнение приема отчетов, внесение данных, а также управление. Для того чтобы хранить информацию, используется БД в общем виде
Рис. 24 демонстрирует структурную схему программы.
Рисунок 24. Структурная схема системы
Для того чтобы воспользоваться информационной системой, достаточно применять какой-нибудь веб-браузер. Сервер с БД и приложением должны находиться в рамках локальной сети рассматриваемого предприятия «Союз», вход обеспечивается посредством внесения соответствующего адреса в строку адреса веб-браузера.
Состав отдельных модулей схож, поэтому при обновлении или смене сведений изменения могут быть внесены в программу в максимально короткие сроки [24].
Модуль осуществления работы со справочными данными обеспечивает возможность внесения необходимых поправок в директории: Клиенты, Поставщики, Продукты, Отделы, Составные части. Справочники создаются путем заполнения соответствующих полей формы. Затем нажимается кнопка «Регистрация». После нажатия кнопки выполняется запрос SQL к базе данных, и введенная пользователем информация сохраняется в базе данных [24].
На той же странице, где находится форма ввода данных, отображается состав нужного перечня, в котором включено общее число всех записей. Также отображается кнопка, с помощью которой можно удалить необходимую запись. После нажатия этой кнопки запись отражаться как удаленная в таблице справочника и больше не появляется на экране [24].
Модуль приема отчетности реализует функции для генерации документов результата, требуемая структура которых считается иной и перечислена выше. Создание документов также основано на SQL-запросе к базе данных в табличном представлении, содержащей список записей, кроме того, иллюстрируются показатели эффективности, такие как общее число и стоимость произведенных продуктов [24].
Учетную форму деятельности производства представляет собой модуль ввода сведений. С помощью данного модуля осуществляется учет числа созданных продуктов непосредственно каждым отделом. В то же время выбор названия продуктов и самого отдела осуществляется из выпадающего перечня. Это важно для предупреждения вероятных пробелов от оператора. [24].
Модуль авторизации содержит форму авторизации и сценарий авторизации, который проверяет согласованность ввода пароля. Авторизация осуществляется путем сравнения введенных данных с данными в базе данных. Если пара имя пользователя/пароль совпадает, происходит вход в систему, в противном случае система выдает сообщение о неудачной авторизации [24].
«Модуль администратора» используется для того, чтобы осуществлять управление функционированием системы: для того, чтобы создать новую учетную запись нового пользователя, для корректировки имени или пароля, а также восстановления или деинсталляции пользователя ИС. Для администратора имеется специальная авторизационная форма [24].
Составлено дерево вызовов сгенерированных объектов для облегчения этого процесса (рис. 25).
Рисунок 25 – Дерево вызовов
3.2. Проектирование модели финансово-экономической деятельности предприятия и её описание
Порядок решения проблемы может быть представлен в виде устного описания или в виде схемы. Использование общепринятых обозначений необходимо для того, чтобы логически обозначить разнообразные составляющие данной программы.
Нижеприведенные алгоритмы должны быть воплощены в создаваемой программе:
— Порядок работы с каталогами;
— Порядок нахождения и принятия отчетности.
В зависимости от того, какая именно модель базы данных используется, для ввода данных применяют формы, каждое поле которых содержит определенный атрибут.
На рис.26 изображен алгоритм действий в работе со справочниками ( внесение информации, обработка сведений, прием перечня).
Рисунок 26. Алгоритм работы со справочниками
Выберите или укажите для отчетов те пределы, которые должны быть учтены при создании документа. В качестве таких ограничений может быть непосредственно название реквизита или же дата внесения в таблицу.
На рис.27 представлен алгоритм для получения документа.
Рисунок 27. Алгоритм получения результативного документа
Далее мы рассмотрим последовательность получения каждого из документов на выходе:
Перечень заказов;
график поставок
Производственные данные;
План по продажам
На рисунке 28 показан алгоритм создания перечня заказов.
Перечень заказов создается на основе данных, введенных в поля «Дата поставки», «Имя клиента» и «Название продуктов», а также в результате SQL-запроса к БД, т.е. к таблицам «Клиенты», » Заказы» и «Продукты».
На Рис. 29 показан алгоритм создания графика доставки.
График поставки формируется на основе данных, введенных в поля Дата поставки, Наименование поставщика, Наименование сырья или в одно из этих полей и в результате SQL-запроса к базе данных, т.е. к таблицам Поставщик, Сырье и График поставки.
План продаж создается на основе ввода данных в поля «Дата продажи», «Имя клиента», «Имя продукта» или в одно из этих полей и в результате SQL запроса к БД, т.е. к таблицам «Клиенты», «Продукты», «План продаж».
На рисунке 30 показан алгоритм создания планов продаж.
Рисунок 28. Схема получения списка заявок
Рисунок 29. Схема технологического процесса получения документа «План поставок»
Рисунок 30. Схема технологического процесса получения плана продаж
Алгоритм формирования плана продаж представлен на рисунке 31.
Рисунок 31. Алгоритм получения сведений о производсьтвенной деятельности
Данные о производстве можно получить путем ввода данных в поля «Дата изготовления», «Наименование продуктов», «Название подразделения» или в одно из полей с помощью SQL-запросов к базе данных, особенно к таблице «Подразделения» и «Продукты».
Посмотрим на пример применения проекта.
Рис.32 иллюстрирует форму для справочника «Продукция». То же самое сделано и для других.
Рисунок 32. Форма списка справочника Продукция
Рис. 33 иллюстрирует основное окно программы.
Рисунок 33. Главное окно программы
Вкладка «Учет и склад» используется с целью включения управления складом (рис. 34).
Рисунок 34. Вкладка Учет и Склад
В процесс управления складскими запасами входят указание кладовщика, отгрузка товаров клиентам и прием на склад уже готовых товаров, регистрация и сведения о складах.
Для управления складом были введены два отчета: Рис. 35,36 иллюстрируют инвентаризацию готовой продукции и Отчет о расходах и прибыли.
Рисунок 35. Отчет Готовая продукция на складе
Рисунок 36. Отчет о прибыли и издержках
В связи с тем, что сама допустимыйзнак система автоматизации была сформирована с использованием 1C:ERP, то у нее возможность быть интегрированной в системные модули программногопродукта 1С:Бухгалтерия.
Выполним моделирование финансовой и экономической деятельности компании, применяя инструменты 1С:ERP на базе «Союз» (рис. 37).
