1.2.6 Выбор тормоза
Согласно правилам РОСТЕХНАДЗОРА РФ в данном механизме передвижения должен быть установлен тормоз, т.к. тележка, предназначенная для работы в помещении на надземном рельсовом пути, перемещается со скоростью больше 0,53 м/с.
Расчетный тормозной момент механизма при работе крана в закрытом помещении определяется для движения тележки без груза, под уклон. в предположении, что реборды колес не задевают головки рельсов:
M=MУ+MИН-MТР , (25)
где MУ — момент, создаваемый уклоном пути.
Рассчитывается по формуле:
MУ= , (26)
где WУ — сопротивление передвижению тележки, создаваемое уклоном (a — уклон рельсового пути): WУ=a×GT , WУ =0,002×29430=59 Н.
MУ= 0,5 Н×м,
где MИН — момент, создаваемый инерцией. Рассчитывается по формуле:
MИН= , (27)
где WИН — сопротивление передвижению тележки, создаваемое инерцией (d — коэффициент, учитывающий инерцию вращающихся масс механизма; при скорости менее 1 м/с d=1,25): WИН=d×mT×а, WИН =1,25×3000×0,07=263 Н.
MИН= 5 Н×м.
где MТР — момент, создаваемый трением. Рассчитывается по формуле:
MТР= , (28)
где WТР — сопротивление передвижению тележки, создаваемое трением ( =1,25 – коэффициент, учитывающий сопротивление движению тележки от троллейного токопровода):
WТР= , (29)
WТР= =338 Н.
MТР= 5 Н×м.
M=0,5+5-5= 1 Н×м
По рассчитанным параметрам установленный колодочный тормоз с электромагнитным приводом переменного тока ТКГ-200 со следующими характеристиками: Тном=250Н×м, m=38кг удовлетворяет условиям расчёта.
1.2.7 Выбор соединительных муфт
Муфты выбираем в зависимости от передаваемого вращающего момента и условий работы по формуле:
МР=К×МКР£[МКР], (30)
где МР — расчетный вращающий момент;
К — коэффициент запаса прочности;
МКР — действующий вращающий момент;
[МКР] — допускаемый вращающий момент для муфты.Коэффициент запаса прочности: К=К1×К2×К3 (В этой формуле:
К1 — коэффициент, учитывающий степень ответственности соединения,
К2 — коэффициент режима работы, К3 — коэффициент углового смещения).
Подбираем муфты:
для тихоходного вала редуктора: K=1,8×1×1,25=2,25.
МКР=353 Н×м, тогда МР=2,25×353=794 Н×м.
Выбираем зубчатую муфту с МК=1000 Н×м.
для быстроходного вала редуктора: K=1,8×1×1=1,8.
МР=1,8×5,7=10 Н×м.
Выбираем втулочно-пальцевую муфту с тормозным шкивом, с номинальным вращающим моментом, МК=250 Н×м
2 РАСЧЕТ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИПНИКА ОПОРЫ БАРАБАНА
С=86 кН – динамическая грузоподъемность, [4];
p=10/3 – показатель степень для шарикоподшипников, [4];
L – долговечность подшипника, ч.;
F – эквивалентная нагрузка;
n=16 об/мин – частота вращения внутреннего кольца подшипника.
где Р – нагрузка на барабан, Р=21491 Н.
Н <86000 H.ч.
11230>10000 ч, что удовлетворяет условию.
3 ПРОВЕРКА БАРАБАНА НА ИЗГИБ И КРУЧЕНИЕ
Нагрузки на ступицы барабана (при пренебрежении его весом) рис. 8:
где lн – длина нарезанной части;
lгл – длина гладкой части барабана;
l1 – расстояние от ступицы барабана до опор вала.
Определяем коэффициент запаса прочности s в опасном сечении (под левой ступицей барабана):
где sσ – коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям;
sτ – коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям.
где σ-1 = 379 МПа – предел выносливости стали при симметричном цикле изгиба;
kσ=1,9–эффективный коэффициент концентрации нормальных напряжений;
εσ = 0,61 – масштабный фактор для нормальных напряжений;
συ – амплитуда цикла нормальных напряжений
где Мmax = 72 кНм – максимальный изгибающий момент в рассматриваемом сечении;
W – момент сопротивления сечения:

где τ-1 = 220 МПа – предел выносливости стали при симметричном цикле кручения;
kτ = 1,9 – эффективный коэффициент концентрации касательных напряжений;
ετ = 0,52 – масштабный фактор для касательных напряжений;
τυ – амплитуда цикла нормальных напряжений:
где Мmax = 72 кНм – максимальный изгибающий момент в рассматриваемом сечении;
Wк – момент сопротивления сечения:
Запас прочности вала барабана удовлетворяет требованиям.
Прогиб вала:
4 ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ПРОЛЕТНЫХ БАЛОК КРАНА
Примем расчетные комбинации нагрузок для проектного расчета металлоконструкции моста:
- Комбинация нагрузок 1.1 .А.
- Комбинация нагрузок 1.1.Б.
Где римская цифра I означает предельное состояние конструкции, в нашем случае – прочность; арабская цифра 1 – расчетный случай положения тележки – в середине моста, буква – работа механизмов:
А – подъём грузов; Б – движение крана.
В качестве материала для несущих конструкций моста примем сталь как и у других элементов металлоконструкции сталь Ст3сп5 – 12 ГОСТ 380 – 71.
Расчетные сопротивления основного металла, в соответствии с таблицей 6.7 [3] равны:
При растяжении, сжатии, изгибе:
R = 260 (МПа).
При срезе Rcp = 15О (МПа).
При смятии торцевой поверхности Rm.см. = 390 (МПа).
Собственный вес моста крана при пролете 28,5 м равен
G =26·9,81= 255,1 (кН).
Интенсивность нормативной распределенной нагрузки на каждую балку моста определяем по формуле:
где Gпм.н – нормативный вес пролетной части моста (пролетной балки с площадками обслуживания), кН;
L – пролет крана, м;
4.1 Расчетные нагрузки комбинации 1.1. А
Расчетная схема приложения вертикальных нагрузок имеет вид рис. 6
Рисунок 6 – Расчетная схема приложения вертикальных нагрузок
где qн – распределенная нагрузка от собственного веса пролетной части моста;
Gпр – вес приводов механизма передвижения крана;
Gк – вес кабины управления;
D1, D2 – давление колес тележки на балку;
DR – равнодействующая давлений колес тележки;
При расчете будем использовать:
D2 = 38,6 (кН);
D1 = 50,8 (кН);
DR = D2 + D1 = 89,4 (кН).
При четырехколесной тележке наибольший изгибающий момент от подвижной нагрузки действует в сечении под колесом с давлением , расположенным от опоры на расстоянии:
Большинство источников рекомендуют вводить в расчеты коэффициенты перегрузок:
Коэффициент перегрузки веса тележки принимают обычно:
Ка = 1,1 [3]
Исходя из вышеприведенного находим:
Нагрузка от собственного веса:
q = 1,1 · 4,475 = 4,9 кН/м.
Вес кабины:
Gк = 21,5 · 1,2 = 25,8 кН.
Вес привода механизма передвижения
Gпр = 9,7 · 1,2 = 11,62 кН.
Равнодействующая давлений колес:
DR = 89,4 · 1,3 = 116 кН.
Для сечения под колесом с давлением D1 суммарный изгибающий момент равен:
где q – распределенная нагрузка от собственного веса пролетной части моста;
L – пролет крана;
DR – равнодействующая давлений колес тележки;
Gnp – вес привода механизма передвижения;
Gk – вес кабины управления;
Для расчетной схемы приложения вертикальных нагрузок, следующие значения имеют величины:
b1 = 0,85 м; a1 = 1,5 м; a2 = 2,5 м.
Геометрические характеристики сечения пролетной балки моста по рисунку 7
Рисунок 7 – Геометрические характеристики сечения пролетной балки моста
Момент инерции относительно горизонтальной оси:
Момент инерции относительно вертикальной оси главной (пролетной) балки:
Момент сопротивления сечения пролетной балки относительно горизонтальной оси:
Момент сопротивления сечения пролетной балки относительно вертикальной оси:
Расчетная зависимость проверки прочности балки в средней части пролета имеет вид:
где М1у – изгибающий момент в вертикальной плоскости;
Wx – момент сопротивления балки при изгибе в горизонтальной плоскости;
m0 – коэффициент неполноты расчета;
R – расчетное сопротивление.
m0 = m1 ∙ m2 ∙ m3,(45)
где m1 = 0,9 – коэффициент, учитывающий ответственность рассчитываемого элемента, т.е. возможные последствия его разрушения и наличие предупредительных признаков разрушения;
m2 = 0,95 – коэффициент, учитывающий отклонения в геометрических размерах конструкции, влияние коррозии и т.п.;
m3 = 0,85 – коэффициент, учитывающий несовершенство расчета, связанные с неточностью расчетных схем, неполнотой методов расчета и т.п.;
m0 = 0,9 ∙ 0,95 ∙ 0,85 = 0,73;
Расчетная прочность балки:
σ = 115,4 < 0,73 · 260
σ = 115,4 (МПа) < 189,9 (МПа);
Прочность средней части пролетной балки при изгибе в вертикальной плоскости обеспечена [3].
4.2 Расчетные нагрузки комбинации 1.1. Б
Расчетная схема приложения нагрузок в вертикальной плоскости аналогична схеме при комбинации нагрузок 1.1. А.
Вертикальные динамические нагрузки, возникающие при движении крана определяют по выражению:
где hс = 3-15 мм – высота ступеньки стыка рельсов;
а = 0,025 – коэффициент, принимаемый в зависимости от скорости крана Vk, м/сек и частоты колебания моста;
ξ – коэффициент, зависящий от схемы крана и вида нагрузки;
Для собственного веса моста двухбалочного четырехколесного крана коэффициент будет равен:
где Вк – база крана;
LT – колея тележки;
Парциальная частота собственных поперечных колебаний моста определяется по формуле:
где См – коэффициент жесткости, кН/м ;
mт – приведенная масса моста, т;
Коэффициент жесткости моста может быть принят как минимально возможный по условиям третьего предельного состояния.
где Gq.н. – номинальный вес груза, кН;
Gт.н. – номинальный вес тележки, кН;
L – пролет крана, м;
[f<] = 1/600 – предельный относительный прогиб моста при действии номинальной подвижной нагрузки принимаемый в соответствии с ОСТ – 24.090.72 – 83.Определяем изгибающий момент для сечения под колесом с давление D1:
Горизонтальные нагрузки двухбалочного моста.
Влиянием горизонтальных нагрузок от инерции масс приводов механизма передвижения и кабины при расчетах можно пренебречь.
Схема приложения горизонтальных нагрузок от инерции масс комбинации 1.1. Б. при четырехколесной тележке имеет вид на рисунке 8:
Рисунок 8 – Схема приложения горизонтальных нагрузок.
С достаточной степенью точности суммарный горизонтальный изгибающий момент в расчетном сечении пролета может быть определен по выражению:
где qг – горизонтальная нагрузка от распределенного веса пролетной части моста;
L – пролет крана;
DRг – равнодействующая горизонтальных давлений колес тележки;
Величину находим по формуле:
где Вк – база крана, м;
J1y – момент инерции пролетной балки относительно вертикальной оси;
J2y – момент инерции концевой балки относительно вертикальной оси;
Lт – колея тележки;
Геометрические характеристики сечения концевой балки моста по рисунке 9
Рисунок 9 – Геометрические характеристики сечения концевой балки моста
Момент инерции относительно горизонтальной оси:
Момент инерции относительно вертикальной оси концевой балки:
Момент сопротивления сечения пролетной балки относительно горизонтальной оси:
Момент сопротивления сечения концевой балки относительно вертикальной оси:
Тогда:
При Jk = 0,1 (м/сек2) – ускорение, возникающее в период неустановившегося режима работы механизма передвижения, т.е. при , горизонтальные инерционные нагрузки будут равны:
Тогда суммарный изгибающий момент в горизонтальной плоскости:
m3 принимаем равным 0,95, тогда коэффициент неполноты расчета будет равным:
m0 = 0,9 ∙ 0,95 ∙ 0,95 = 0,812.
Проверку прочности балки в средней части пролета при действии нагрузок комбинации 1.1. Б производим по следующей зависимости:
где М1у – изгибающий момент в вертикальной плоскости;
М1х – изгибающий момент в вертикальной плоскости;
Wx – момент сопротивления балки при изгибе в горизонтальной плоскости;
Wу – момент сопротивления балки при изгибе в вертикальной плоскости;
m0 – коэффициент неполноты расчета;
R – расчетное сопротивление материала моста.
σ = 112,92 (МПа) < 211 (МПа).
Прочность средней части балки при изгибе в двух плоскостях обеспечена.
4.3 Прочность верхнего пояса балки моста
При контакте подошвы рельса с поясом балки, пояс находится в плосконапряженном состоянии и его прочность нужно проверять по условию:
где σz = σz0 + σz.м.;
σz0 – напряжение в балке от ее общего изгиба в продольном направлении;
σz.м и σу.м – местные нормальные напряжения в поясе соответственно вдоль и поперек продольной оси балки;
где N – сила, передающаяся на поясной лист через рельс от давления ходового колеса тележки;
где δп – толщина пояса;
k2 и k3 – коэффициенты;
а1 – расстояние между диафрагмами;
Jp.c – момент инерции рельса в вертикальной плоскости;
D – давление от колес тележки;
При а1 = 835 мм, b = 480 мм определяем:
k1 = 0,149; k2 = 0,25; k3 = 0,18;
тогда:
где М1 – изгибающий момент в вертикальной плоскости определенный для нагрузок комбинации 1.1. Б;
W1х – момент сопротивления балки при изгибе в горизонтальной плоскости;
σz = 103,8 + 7,52 = 111,32 (МПа).
112,9 (МПа) < 166,4 (МПа).
4.4 Торцевая балка моста крана
Проверку прочности балки в опасном сечении – в узле сопряжения с пролетной балкой – производим для случая действия нагрузок комбинации 1.2. Б (тележка у торцевой балки).
Расчетная схема нагружения моста крана на рисунке 10:
Рисунок 10 – Расчетная схема нагружения моста крана
Gпр – вес приводов механизма передвижения крана;
G – вес пролетной балки;
D1, D2 – давление колес тележки на рельс;
Определим более опасное с точки зрения максимальной поперечной силы в опорном сечении положения тележки.
При положении тележки с грузом у опоры А реакция опор “приводной” пролетной балки определяется согласно указанной выше схемы.
При положении тележки с грузом у опоры В:
Более опасным будет случай положения тележки у опоры В.
Горизонтальные изгибающие моменты в узлах сопряжения балок:
У более нагруженной концевой балки этот момент равен:
где L – пролет крана, м;
LT – колея тележки, м;
qг – горизонтальная нагрузка от распределенного веса пролетной части моста;
D1г – горизонтальная нагрузка от силы давления колеса;
Рпер – сила перекоса при движении крана;
где Вк = 5,3 м – база крана;
где J1y – момент инерции пролетной балки относительно вертикальной оси;
J2y – момент инерции концевой балки относительно вертикальной оси;
Сила перекоса при движении крана:
где μсц – коэффициент сцепления приводных колес с рельсами (при работе в помещении μсц = 0,2);
суммарное давление на приводные колеса менее нагруженной концевой балки;
тогда:
Скручивающий момент для опорного узла приводной пролетной балки:
где qiг – распределение нагрузки;
Рi – сосредоточенные нагрузки;
L – пролет балки;
zi – расстояние от рассматриваемого опорного сечения;
i – эксцентриситеты нагрузок относительно Ц.И.;
Тпр – реактивный момент привода передаваемый на балку;
Схема нагрузок на приводную балку для определения скручивающих нагрузок приведена на рисунке 11
Рисунок 11 – Схема нагрузок на приводную балку для определения скручивающих нагрузок
Для неприводной пролетной балки:
Максимальный изгибающий момент в вертикальной плоскости:
Горизонтальный момент равен Мг = 132,21 (кНм);
Определим нормальные напряжения изгиба в двух плоскостях:
принимаем m0 =0,9; Rp = 0,9 ∙ 260 = 234 (МПа).
σ = 122,7 (МПа) < 234 (МПа).
Максимальные касательные напряжения среза в стенке:
τ = 23,4 (МПа) < = 135 (МПа).
Прочность торцевой балки обеспечена. [3]
