Меню Услуги

Налогообложение субъектов малого и среднего предпринимательства

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • Введение
  • 1 Правовые основы регулирования деятельности субъектов малого и
  • среднего предпринимательства
  • 1.1 Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства
  • 1.2 Проблемы и перспективы развития налогообложения малого и среднего бизнеса в России
  • 2 Специальные налоговые режимы
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом любого экономического общества. Малые предприятия играют достаточно важную роль во всех экономических процессах государства. Множество проблем и вопросов, связанных с ведением малого бизнеса обуславливается изменениями в обществе. Организационные проблемы, проблемы оформления, регистрации широко обсуждаются в мировом пространстве.

Малое и среднее предпринимательство в России прошло долгий и противоречивый путь развития. На протяжении всей истории становления уровень его развития был намного ниже, чем в зарубежных странах. Поддержка малого бизнеса в России уже давно декларируются и принято много мер, в числе которых следует отметить такие как: снижение фискальной нагрузки, ограничение административного давления, послабления в сфере регистрации и лицензировании деятельности.

Одной из наиболее реальных форм поддержки являются более льготные условия налогообложения малых предприятий, которые в российской экономике реализуются через введение специальных налоговых режимов, олицетворяющих регулирующую функцию налогов.

Особенно острой дискуссионной проблемой является проблема налоговой нагрузки. В широком смысле слова, для предпринимателя налоговая нагрузка — это сколько он уплатит в бюджет в виде обязательных платежей. Поэтому, актуальным вопросом для предпринимателей, является вопрос возможности уплаты налогов со своего бизнеса.

Актуальность темы исследования заключается в том, что малое и среднее предпринимательство — необходимый и неотъемлемый элемент любой рыночной экономики, позволяющий обеспечить конкурентную среду, создать необходимые рабочие места. Малый и средний бизнес имеет неоспоримые преимущества перед крупным, в частности — большая мобильность, возможность дифференциации условий труда, приспособляемость к конъюнктурным потребностям рынка. Однако малые предприятия, индивидуальные предприниматели и более уязвимы, им подчас сложнее выходить победителями в конкурентной борьбе, особенно в странах, где велика монополизация многих видов экономической деятельности. Эти и иные причины привели к тому, что во всех развитых странах одним из основных направлений государственной экономической политики является поддержка малого и среднего предпринимательства.

Малое предпринимательство играет значительную роль в экономике и социальной сфере любого государства по целому ряду причин. Занятость населения, гибкость производства — это факторы, определяемые уровнем развития малых форм предпринимательства, без которых немыслимо внедрение передовых технологий, способствующих дальнейшему развитию экономики государства. Роль малого бизнеса в экономике зарубежных стран на голову выше, чем в экономике Российской Федерации. По числу малых предприятий РФ отстает от США в 93 раза, от Японии — в 7,7 раза, от Италии — в 4,7 раза; по доле вклада малых предприятий в ВВП РФ отстает от Франции в 5,6 раза, от США — в 4,7 раза; по доле занятых в малом бизнесе РФ отстает от Японии в 8,1 раза, от Италии — в 7,6 раза, от США и Франции — в 5,6 раза.

Дальнейшее развитие и модернизация малого бизнеса является одной из первостепенных задач экономической политики Российской Федерации.

В нашей стране на федеральном и региональном уровнях созданы и функционируют всевозможные программы, используемые в качестве стимулирования малого предпринимательства (например, льготное кредитование).

Однако, серьезное и зачастую определяющее значение для развития предпринимательской деятельности, как отмечают сами предприниматели, имеют налоговая нагрузка на предпринимательскую деятельность и сложность налогового администрирования. Поэтому изучение вопросов, связанных с регулированием малого предпринимательства, на сегодняшний день достаточно актуально. А регулирование данного вида предпринимательства, как было уже отмечено неоднократно, осуществляется посредством применения специальных налоговых режимов. Изучение специальных налоговых режимов обусловлено необходимостью оценки эффективности мер стимулирования малого бизнеса и выявления нереализованных возможностей.

Одной из главных причин повышения качества применения специальных налоговых режимов является также привлечение сбережений экономических активного населения в малый бизнес.

Вопросы налогообложения малого бизнеса необходимо рассматривать во взаимосвязи с остальными вопросами экономической политики государства. Однако, на деле складывается совсем иная ситуация. Например, в качестве критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству установлены — выручка от реализации или остаточная стоимость основных средств, а также численность работников за конкретный период времени и доля участия в первоначальном капитале. Однако в самом в федеральном законе от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в качестве основных прописаны только два критерия: средняя численность работников и суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц и иностранных граждан, общественных и религиозных организаций и некоторых других. Конкретные значения выручки или балансовой стоимости в соответствии с Законом № 209-ФЗ определяются Правительством РФ.

 

1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства

 

Понятие субъекта малого и среднего предпринимательства определено ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о малом и среднем предпринимательстве). Субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом о малом и среднем предпринимательстве, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Хозяйствующий субъект — коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Важно и то, что законодательное определение субъекта малого и среднего предпринимательства использует термин «предприятие». Данное понятие активно использовалось в хозяйственном законодательстве социалистического периода, в современном предпринимательском законодательстве раннего этапа его становления и перестало применяться в качестве обобщающего термина для обозначения субъектов предпринимательства с момента вступления в силу первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Как известно, ГК РФ использует рассматриваемый термин двояко: для обозначения предприятия как объекта права (ст. 132 ГК РФ) и применительно к государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Тогда как согласно Закону о малом и среднем предпринимательстве государственные и муниципальные унитарные предприятия являются единственной организационно-правовой формой коммерческих организаций, которые не могут быть отнесены к категории субъекта малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, налицо определенное противоречие норм Закона о малом и среднем предпринимательстве положениям ГК РФ. Для устранения выявленных противоречий предлагается исключить термины «хозяйствующий субъект» и «предприятие» из законодательной дефиниции, сформулировав ее в следующей редакции: субъекты малого и среднего предпринимательства — юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям Закона о малом и среднем предпринимательстве.

Содержание понятия субъекта малого и среднего предпринимательства получило раскрытие в ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве. Заметим, что указанная статья именуется «Категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Объясняя различия в трактовках по выделению отдельных категорий субъектов отсутствием в Законе определения самого рассматриваемого понятия, А.М. Семенушкина предлагает дополнить ст. 3 Закона о малом и среднем предпринимательстве следующей дефиницией: «Категории субъектов малого и среднего предпринимательства — определенные виды предпринимательства, характеризующиеся масштабом деятельности по критериям (условиям), установленным законодательством, и составом хозяйствующих субъектов».

При этом и сама дефиниция небезупречна — налицо смешение субъектов предпринимательской деятельности и предпринимательства как социально-экономического явления.

В силу ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве, к числу субъектов малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства. Обратим внимание на то, что потребительский кооператив – единственная, на сегодняшний день, организационно-правовая форма некоммерческих организаций, которая допустима для приобретения статуса субъекта малого и среднего бизнеса.

По мнению А.Ю. Пахолковой, «закон справедливо не распространяет сферу своего действия на некоммерческие организации, поскольку это неизбежно будет приводить к доминированию предпринимательской деятельности над деятельностью некоммерческого характера по достижению целей, ради которых и создаются данные организации».

Поскольку законодатель не принял данного предложения, В.К. Андреев пришел к выводам о том, что «построение малого и среднего предприятия по схеме, предложенной анализируемым Законом, противоречит конституционным принципам свободно владеть, пользоваться и распоряжаться частной собственностью единолично или совместно с другими лицами», а «категории субъекта малого и среднего предпринимательства выведены за пределы непосредственного действия Гражданского кодекса и превратились в субъект предпринимательского права».

Не разделяя позиции ученого о признании малого предприятия самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, полагаем необходимым согласиться с квалификацией статуса субъектов малого и среднего предпринимательства как субъектов предпринимательского права. Вместе с тем указанные субъекты создаются в организационно-правовых формах коммерческих и некоммерческих организаций, предусмотренных ГК РФ.

А.Г. Быков пишет: «Основную цель законодатель видел не в формулировке понятия предпринимательской деятельности, а в том, чтобы сказать, что гражданское законодательство регулирует также и отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (или с их участием), кратко отметив в этой связи (дабы не было каких-либо недоуменных вопросов), что понимается под этой деятельностью».

Судебная практика по-иному подходит к решению данного вопроса. В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях» (далее — Постановление Пленума ВС РФ № 18), «решая вопрос о том, образуют ли действия лица состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо проверять, содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в пункте 1 статьи 2 ГК РФ)». В п. 4.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 15 разъяснено, что «преступления, предусмотренные статьями 159, 160 и 165 УК РФ, следует считать совершенными в сфере предпринимательской деятельности, если они совершены лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или участвующими в предпринимательской деятельности, и эти преступления непосредственно связаны с указанной деятельностью. При решении вопроса о том, является ли такая деятельность предпринимательской, судам надлежит руководствоваться пунктом 1 статьи 2 ГК РФ, в соответствии с которым предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Аналогичные разъяснения со ссылкой на п. 1 ст. 2 ГК РФ содержатся и в других актах высших судебных инстанций, а также в большинстве решений по конкретным спорам, связанным с незаконным предпринимательством.

Таким образом, можно сделать вывод об универсальности закрепленного в п. 1 ст. 2 ГК РФ определения предпринимательской деятельности и его применимости как к отношениям частноправового, так и публично-правового характера, что, впрочем, не мешает говорить о несовершенстве рассматриваемой дефиниции, выделять недостатки как сущностного, так и юридико-технического свойства.

В заключение анализа понятия субъекта малого и среднего предпринимательства хотелось бы еще раз отметить, что в ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве «Категории субъектов малого и среднего предпринимательства» раскрывается содержание понятия «субъект малого и среднего предпринимательства» через закрепление:

— перечня субъектов (юридических и физических лиц), которые при соответствии их ряду условий могут претендовать на получение статуса субъекта малого или среднего предпринимательства, и возможных организационно-правовых форм юридических лиц;

— собственно критериев (условий) приобретения данного статуса;

— категорий (видов) субъектов, исходя из их соответствия тем или иным условиям — малое предприятие (в том числе микропредприятие) и среднее предприятие.

Анализ указанной нормы позволяет говорить о том, что российским законодательством установлено две категории субъектов: малые предприятия и средние предприятия. Микропредприятия, относясь к категории малых, являются их разновидностью. Данный вывод, как представляется, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Все особенности нормативного правового регулирования и меры государственной поддержки, адресованные малым предприятиям, в полной мере распространяются и на микропредприятия.

Малый и средний бизнес является частью экономической системы России. По оценке Минэкономразвития РФ 95% коммерческих организаций в РФ являются субъектами малого или среднего предпринимательства. Не удивительно, что его развитию уделяется большое внимание со стороны государства.

Создана постоянно действующая специальная Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства. В 2015 году этой теме было посвящено отдельное заседание Государственного совета РФ. Реализуются масштабные программы финансовой поддержки, в рамках которых предприниматели имеют возможность получать гранты на начало собственного дела, микрозаймы, гарантии по кредиту или кредиты на льготных условиях. С 2005 года Минэкономразвития на ежегодной основе предоставляет регионам средства федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке малых и средних предприятий.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Для преломления негативных тенденций в развитии малого и среднего бизнеса и в целях обеспечения устойчивого развития экономики, улучшения ее структуры и роста среднего класса Минэкономразвития России разработало проект Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, который опубликован для обсуждения. Стратегия базируется на организационных и нормативных правовых основах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, которые сложились к настоящему времени в России. Рассмотрим основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

По данным ФНС России, в едином государственном реестре на 1 августа 2015 г. было зарегистрировано 3,5 млн. индивидуальных предпринимателей и 139,6 тыс. фермерских хозяйств. По наблюдениям Росстата в 2015 году в РФ фактически действовало около 15 тыс. средних предприятий и 2,1 млн. малых предприятий (включая микропредприятия) со средней численностью работников около 12 млн.. При этом по информации Статкомитета СНГ на малых и средних предприятиях России работает около 25% общей численности занятых в экономике, а доля субъектов МСП в ВВП страны составляет 20 — 21%. Для сравнения, в США доля малого бизнеса в ВВП составляет 50 — 52%, в Италии — около 60%, а Испании и Норвегии достигает 65 — 75%. В ЕС малый бизнес составляет 90% общего числа предприятий.

Понятие малого предпринимательства появилось в России в 90-е годы с началом рыночных реформ. Впервые этот термин официально был использован в Постановлении Совмина СССР от 8 августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий», а затем в Постановлении Совмина РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Переход к рыночным отношениям потребовал ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места. В научной литературе развернулась дискуссия о необходимости придания малому и среднему предприятию статуса специального хозяйствующего субъекта, квалификации его в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица. Следует отметить, что правовые категории малых и средних предприятий применялись и в советское время, однако не связывались с понятием предпринимательства.

Хозяйствующие субъекты для получения статуса субъекта МСП должны соответствовать условиям (критериям, ограничениям), определенным в статье 4 Федерального закона о МСП: (1) иметь определенную структуру уставного капитала (соответствовать ограничениям при формировании имущества); (2) не превышать предельного значения средней численности работников; (3) иметь определенные финансовые показатели. В отношении индивидуальных предпринимателей применяются только второй и третий критерии.

1) Содержание первого критерия заключается в том, что для отнесения юридического лица к числу субъектов МСП необходимо, чтобы (а) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), фондов в его уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышала 25%, (б) суммарная доля участия иностранных юридических лиц либо принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МСП, не превышала 49% каждая.

Последнее ограничение не распространяется: (а) на хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, (б) на юридические лица, получившие статус участника проекта «Сколково», (в) на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2014 г. № 1335 перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Рассмотренный критерий в литературе называется критерием независимости и основан на необходимости обеспечения экономической и иной независимости субъекта МСП от влияния крупного бизнеса.

2) Второй критерий учитывает количество работников субъекта МСП. Средняя численность таких работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

— от 101 до 250 человек для средних предприятий;

— до 100 человек для малых предприятий;

— до 15 человек для микропредприятий.

Средняя численность работников субъекта МСП определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

3) Третий критерий связан с финансовыми показателями деятельности хозяйствующего субъекта. У субъекта МСП доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельностиза предшествующий календарный год не должен превышать предельного значения, установленные Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2016 г. № 265 для каждой категории субъектов МСП: микропредприятия — 120 млн. рублей; малые предприятия — 800 млн. рублей; средние предприятия — 2 млрд. рублей.
Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности определяется в порядке, установленном НК РФ, исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. А балансовая стоимость активов, под которой понимается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяется по данным бухгалтерского учета. Поскольку предельные значения балансовой стоимости активов в настоящий момент не установлены, то по данному критерию используются пока только предельные значения дохода.

Закон о малом и среднем предпринимательстве определяет цели государственной политики в области развития рассматриваемой категории хозяйствующих субъектов. Для реализации указанных целей Законом предусматриваются особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Важно указать, что ст. 7 анализируемого Закона лишь обозначает особенности нормативно-правового регулирования -развития субъектов малого и среднего предпринимательства, не раскрывая их содержания. Такая конструкция нормы предполагает необходимость обращения к специальному законодательству и подзаконным нормативным правовым актам, детально определяющим особенности деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Важно и то, что часть специальных норм распространяется на все субъекты малого и среднего предпринимательства (как малые, так и средние предприятия), а часть — лишь на малые предприятия.

Представим обзор и характеристику особенностей нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

1) Специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий. НК РФ предусматривает виды, условия, порядок перехода и применения специальных налоговых режимов.

2) Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий.

3) Упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности. Во исполнение данного законодательного правила приказами Федеральной службы государственной статистики (Росстата) утверждаются специальные формы статистической отчетности для: малых предприятий (N МП), микропредприятий (N МП (микро)); индивидуальных предпринимателей (N ИП), а также указания по их заполнению.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

4) Льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество.

5) Особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Указанные особенности определены ст. 30 Федерального закона от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

6) Меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора). Так, если по общему правилу срок проведения как документарной, так и выездной проверки хозяйствующего субъекта не может превышать 20 рабочих дней, то в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на 15 часов. Для субъектов среднего предпринимательства особенности проведения государственных мероприятий по контролю не установлены, что представляет собой пробел законодательного обеспечения их прав и законных интересов.

Сегодня в РФ сложилась целостная система нормативного правового регулирования малого и среднего бизнеса. Данная система включает в себя нормативные правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней. Ими определяется понятие субъектов малого и среднего предпринимательства, особенности нормативного правового регулирования их деятельности. Особое место среди источников правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства занимают нормативные правовые акты, определяющие меры поддержки малого и среднего бизнеса, порядок и условия ее предоставления.

 

1.2 Проблемы и перспективы развития налогообложения малого и среднего бизнеса в России

 

Согласно статистическому наблюдению в России подавляющее большинство на рынке занимают микропредприятия (85,9 %). Выручка микропредприятий составляет 43 % от всего сектора малого и среднего предпринимательства.

Исследования в данной области показали, что вклад малого и среднего бизнеса в экономику большинства стран составляет около 20–40 % ВВП. Следует отметить, что это наиболее активно развивающаяся, прогрессивная часть рыночной экономики.

В настоящее время предпринимательство активно поддерживает государство, предоставляя льготы, субсидии и оказывая поддержку другого рода. Несмотря на все это в малом и среднем бизнесе накопилось достаточно проблем, которые необходимо решать.

В основном предпринимательство, в большей степени, оценивают количественными показателями, упуская качественные. Но именно качественная оценка позволяет выявить связь предпринимательства с обществом.

Например, предпринимательство внедряет новые технологии, создает новые товары, в результате чего: — повышается производительность труда; — на рынке продается дешевая продукция высокого качества.

Чтобы получить качественную оценку, следует изучать следующие показатели: фондоотдача, коэффициенты обновления основных фондов, соотношение стоимости оборудования предприятий и др. Также надо опираться на производительность труда.

Качественное определение малого предприятия требует выявления основных характерных особенностей ее деятельности и роста. Этот подход представляет немалый интерес, поскольку малое предпринимательство рассматривается не как уменьшенная модель большого предприятия, а как предприятие, которое осуществляет свою деятельность со следующими специфическими чертами: большая степень неопределенности; систематическое развитие и адаптация к новым условиям; более высокая необходимость во внедрении инноваций.

Вторая проблема: большинство малых и средних предприятий — это предприятия, которые занимаются торговой деятельностью и общественным питанием. Поэтому становится необходимы повышение доли предприятий, обслуживающих науку и занимающихся наукой.

Именно данные предприятия принесут большой объем инвестиций в бюджет. Так же они являются наиболее перспективными в области предпринимательской деятельность во время информационных компьютерных технологий и научно-технического прогресса.

Следующая проблема заключена уже в самом определении предпринимательства. Поскольку предпринимательская деятельность всегда связана с риском, который не всегда можно предугадать. Именно из-за риска предприятия не могут закрепиться на рынке и перестают существовать. Но чем выдержать конкуренцию? Появляется следующая большая проблема: нехватка инвестиционных ресурсов, недоступность кредитов.

При выдачи кредитов, банки должны быть уверены, что предприятие будет способно выплатить кредит. Для этого им необходим хорошо продуманный бизнес-план, во многом зависящий от знаний будущего предпринимателя. В свою очередь предприниматель должен обладать хорошей кредитной историей, «качественным» залогом. Поэтому банки редко кредитуют стартовые бизнес-дела.

Следующая проблема малого бизнеса: высокие налоги и взносы. В зависимости от типа налогообложения (традиционная система налогообложения, упрощенная система) предприниматель платит от 6 до 15 % налогов. Но есть и обязательные платежи в различные фонды. Поэтому предприниматели несут большие денежные потери, и им становится невыгодно вести бизнес.

Согласно данным Росстата, основной проблемой развития бизнеса выступают высокие налоги, коррупция, административные барьеры, а также недоступность кредитов. Административные барьеры и коррупция — одна из самых больших проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса. Под административными барьерами следует понимать наличие многочисленных подзаконных актов, противоречия между различными уровнями законодательства (федеральным и региональным), большой объем отчетности, большое количество контролирующих органов и т. д. Необходимо сделать законодательство более «прозрачным», открытым. Вместе с тем следует устранить противоречия между федеральным и региональным уровнями законодательством.


Страницы:   1   2   3