Меню Услуги

Налоговое планирование в организации, налоговая оптимизация и эффективность налоговой политики» (на примере ООО «СВДА»)

Страницы:   1   2   

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

 

  • Введение
  • ГЛАВА 1. Теоретические аспекты налогового планирования и налоговой оптимизации в организации
  • 1.1. Понятие и сущность налогового планирования в организации
  • 1.2. Налоговая политика организации и ее принципы
  • 1.3. Налоговая оптимизация и ее особенности
  • ГЛАВА 2. Налоговая политика и налоговое планирование в организации на примере ООО «СВДА»
  • 2.1. Характеристика исследуемого предприятия
  • 2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «СВДА»
  • 2.3. Налоговое планирование, политика и система налогообложения ООО «СВДА»
  • ГЛАВА 3. Направления оптимизации налоговой политики ООО «СВДА» с целью повышения ее эффективности
  • 3.1. Оценка эффективности налоговой политики ООО «СВДА»
  • 3.2. Повышения эффективности налогового планирования и политики ООО «СВДА»
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение

 

Тема исследования выпускной квалификационной работы звучит как: «Налоговое планирование в организации, налоговая оптимизация и эффективность налоговой политики».

Налоговое планирование – целенаправленная деятельность налогоплательщика по законному снижению налоговых платежей, с целью повышения эффективности хозяйственной деятельности. Налоговое планирование основано на методах избежания налогообложения и является составной частью планирования хозяйственной деятельности на микроэкономическом уровне, а так же неотъемлемым элементом налоговой политики предприятия.

Налоговое планирование в настоящее время становится неотъемлемой составляющей любой предпринимательской деятельности. Серьезная конкурентная борьба вынуждает хозяйствующих субъектов грамотно вести налоговый учет, и при этом максимально оптимизировать свои расходы и в первую очередь налоговые платежи.

Налоговое планирование влияет на эффективность деятельности компании — позволяет грамотно организовать налоговый учет, оптимизировать денежные потоки, управлять затратами и прибылью, воздействовать на ликвидность и финансовую устойчивость. В свою очередь, на оптимизацию налогов влияют выбор учетной политики, разработка схем сделок, определение структуры активов и другие элементы планирования, ключевыми из которых являются:

  1. Налоговое планирование.
  2. Организация налогового учета.
  3. Возврат налогов.
  4. Оптимизация налогов.

Используя даже самые чистые с законодательной точки зрения варианты налоговой оптимизации, практически невозможно избежать налоговых споров и конфликтов с налоговыми органами. К сожалению, в таких конфликтах налогоплательщики поставлены в невыгодные условия, поскольку налоговики наделены государством властными полномочиями и различными правовыми инструментами по принудительному ограничению прав и имущественных интересов налогоплательщиков.

Однако правильное применение налогового законодательства, профессиональная постановка налогового учета, знание своих законных прав, умение использовать предоставленные законодательством гарантии и возможности позволяют налогоплательщикам обезопасить себя от необоснованных действий и решений налоговых органов.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы является весьма насущной и переоценить ее довольно трудно. Сегодня ни одна организация не может быть успешной, если у нее нет четкого механизма управления финансовыми потоками. Налоговая политика и налоговое планирование призваны сделать налоговые платежи будущих периодов доступными для прогнозирования, а следовательно, дают возможность принимать своевременно необходимые корректирующие меры. Налоговые платежи можно оптимизировать законными способами, но для этого необходимо их контролировать и прогнозировать, а для этих целей служит налоговое планирование и налоговая политика.

Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение теоретических особенностей налогового планирования и налоговой политики в организации и их изучение на примере исследуемого предприятия.

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд основных вопросов:

  1. Рассмотреть понятие и сущность налогового планирования в организации.
  2. Рассмотреть принципы налоговой политики и особенности налоговой оптимизации.
  3. Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия.
  4. Рассмотреть налоговое планирование, политику и систему налогообложения исследуемого предприятия.
  5. Разработать конкретные мероприятия по повышению эффективности налогового планирования и политики в рамках исследуемого предприятия.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает строительная организация ООО «СВДА».

Предмет исследования – механизм налогообложения и налогового планирования в рамках исследования предприятия.

Методы исследования включают теоретические методы изучения поставленных вопросов, элементы сравнительного анализа, а так же эмпирические методы исследования с целью подтверждение теоретических исследований.

Эмпирическая база исследования: Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, нормативно-правовые акты в области бухгалтерского учета и налогообложения предприятий.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Степень исследованности данной темы весьма высока. В России вопросы управления налоговыми платежами получили широкое распространение в связи с переходом страны от административно-планового к рыночному механизму хозяйствования. Множество отечественных и зарубежных специалистов в области финансового менеджмента и бухгалтерского учета посветили данной проблеме свои труды. Каждый из авторов приводит собственное видение процессов, технологий и методов оптимизации налоговых платежей, которое основано на личном опыте данных специалистов, а так же индивидуальной позиции в вопросах управления предприятием. В данной работе используется материал из трудов таких известных специалистов в вопросах управления финансовыми потоками и бухгалтерского учета как А.З. Дадашев, М. Мескон, С. Молчанов, Г.Б. Поляк, П. Этрилл и прочих.

Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что в процессе ее написания будет проведен анализ имеющейся системы налогового планирования и налоговой политики компании и на его основе будут разработаны конкретные мероприятия, направленные на оптимизацию данной системы.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные предложения будут носить актуальный характер при реализации мероприятий по оптимизации системы налогового планирования и повышения ее эффективности для исследуемой компании.

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты налогового планирования и налоговой оптимизации в организации

1.1. Понятие и сущность налогового планирования в организации

 

Налоговое планирование на предприятии предусматривает проведение ряда мероприятий, которые будут способствовать оптимизации налогообложения или, другими словами, позволят снизить уровень налогообложения законными способами. Руководитель должен особое внимание уделять обдуманному и регулярному планированию налоговых поступлений. Иначе для субъекта хозяйствования незапланированная деятельность может иметь такие негативные последствия, как снижение размера оборотных средств компании, потеря финансовой устойчивости и уменьшение возможности дальнейшего развития.

Налоговое планирование на предприятии должно осуществляться уже при создании компании с учетом выбора направлений хозяйственной деятельности и отрасли бизнеса. Сам по себе процесс должен осуществляться через конкретные мероприятия, выполняемые на всех этапах функционирования организации.

Основные методы налогового планирования должны быть изложены в виде обязательного пункта бизнес-плана. Главное предназначение данного документа – представить законные пути оптимизации налоговых платежей и расчет достижения необходимой результативности компании. Благодаря перспективному планированию, руководство компании может выбрать наилучший режим налогообложения для своей компании. В процессе осуществления соответствующих мероприятий вырабатываются направления финансовой, экономической политики для уменьшения налоговой нагрузки на предприятие. Итак, в качестве метода налогового планирования может служить намечание заключения сделок и налогов. В зависимости от выбранного направления специалисты компании определяются с инструментами для достижения наилучших результатов в данном направлении. Особого внимания требует холдинг. При этом различается налоговое планирование на предприятии на стадии его создания, а также в процессе функционирования.

Для достижения максимально положительных результатов фирмы необходимо постоянно прорабатывать ряд моментов. Во-первых, оптимизация налогообложения предприятия начинается с анализа используемой модели обложения налогом прибыли компании, определения на данном участке сильных и слабых сторон. Во-вторых, для получения полной картины деятельности фирмы рассматривается организационная структура, составляется список основных покупателей, поставщиков и прочих контрагентов. Третьим этапом налоговое планирование на предприятии предусматривает изучение всей договорной деятельности, а также первичных документов налогового учета. Следующий этап – расчет уровня налогового бремени компании. Результатом качественного прохождения данного этапа можно считать выбор лучшего метода осуществления хозяйственной деятельности. Перед принятием решения руководство компании должно досконально проанализировать последствия и возможные результаты от внедрения выбранной модели налогообложения. Последним этапом в налоговом планировании является непосредственное применение выбранной модели налогообложения с детальным расчетом объемов налоговых платежей, а также разработкой всей учетной документации в соответствии с новым направлением деятельности.

Одним из путей оптимизации налогообложения компании можно считать наличие высококвалифицированных специалистов, которые обеспечат правильное ведение первичной документации и своевременное предоставление отчетности в налоговые органы. Это поможет избежать дополнительных расходов в виде штрафов. Ни в коем случае нельзя путать оптимизацию налоговых поступлений с их минимизацией. Основное их различие состоит в том, что первая достигается законными путями, а вторая – нет. Именно минимизации налогообложения уделяется огромное внимание со стороны налоговых органов.

 

1.2. Налоговая политика организации и ее принципы

 

Налоговая политика предприятия является эффективным инструментом минимизации налоговых обязательств в рамках действующего законодательства. Управление расходами на уплату налогов – это разумная трата времени и сокращение затрат уже сегодня.

Оптимизация налогообложения должна осуществляться с учетом особенностей конкретного предприятия, сферы его деятельности и производственной структуры. Эффективное налогообложение невозможно без существования единой налоговой политики предприятия, которая ставит целью увеличение дохода и уменьшение затрат на налогообложение.

Налоговая политика предприятия делает возможным снижение налоговой нагрузки наряду с увеличением производства, разработкой и введением нового технологического оборудования.

Налоговая политика включает:

  • выбор правильного юридического адреса;
  • выбор правильной организационно-правовой формы;
  • определение тактики работы с налоговой инспекцией;
  • выбор видов деятельности, которые сделают налоговую нагрузку минимальной;
  • определение оптимальных способов и сроков уплаты налоговых обязательств;
  • направление распределения прибыли;
  • порядок привлечения инвестиций, которые положительно скажутся на налогообложении;
  • быстрое реагирование на законодательные инициативы в сфере налогообложения;
  • использование налоговых льгот;
  • рациональное управление базой налогообложения;
  • выбор форм расчетов с контрагентами;
  • выбор форм заключения договоров с контрагентами;
  • управление рисками;
  • грамотный учет затрат предприятия;
  • эффективное планирование состава затрат;
  • оценка кредиторской задолженности.

Создание налоговой политики зависит от квалификации сотрудников, их компетенции в этих вопросах.

Снижение налоговых выплат – это нормальная практика российского и западного бизнеса, но требует грамотного и осторожного подхода. Такая политика должна осуществляться законно, чтобы у контролирующих органов не возникало вопросов к руководству предприятия. Для этого необходимо проводить постоянный мониторинг состояния законодательства, порядка и сроков уплаты налогов, сборов и других платежей.

Ни одной компании не удается избежать налоговых вопросов. И большинство руководителей испытывают, мягко говоря, не очень приятные чувства, когда разговор заходит о налоговой проверке. Раньше, чтобы обезопасить себя от налоговых проблем, компания нанимала хорошего бухгалтера. Сейчас же этот вопрос решается еще быстрее и, что немаловажно, экономнее – с помощью аутсорсинговых компаний, которые предоставляют услуги в сфере налогового планирования. Планирование – залог успеха, особенно когда дело касается налогов. Специалисты утверждают, что грамотное налоговое планирование помогает значительно сократить расходы предприятия. Рано или поздно к налоговому планированию приходит каждая фирма, и случается это по разным причинам. Некоторые сталкиваются с налоговыми проблемами, а некоторые ищут способы сэкономить. Как бы там ни было, возникает самый главный вопрос – кому доверить налоговое планирование, чтобы быть уверенным в его эффективности? Важно отметить, что именно от квалификации специалиста по налогам зависит, насколько успешным будет планирование. По этой причине в успешных компаниях работают только квалифицированные сотрудники, которые имеют большой опыт работы и прекрасно ориентируются в налоговом законодательстве.

Что входит в обязанности специалиста по налогам? Он проводит анализ деятельности фирмы в сфере налогообложения и создает налоговую модель предприятия. После этого он просчитывает возможные варианты применения различных инструментов налогового планирования, сравнивает эффективность каждого из них и занимается внедрением наиболее подходящего варианта оптимизации налогообложения. Специалист по налогам будет, при необходимости, периодически проводить мониторинг нормативных правовых актов, составит прогноз по налогам для организации и проанализирует возможные причины отклонений показаний деятельности фирмы и налоговые последствия этого.

Планирование подразделяется на внутреннее и внешнее. К внутреннему планированию относится применение спецрежимов, использование налогового кредита и прочее. Методы внутреннего планирования связаны с небольшим риском и могут быть использованы в организации без смены места регистрации и вида деятельности. К данным методам относится продуманный выбор учетной политики, а также эффективность применения оборотных средств благодаря использованию льгот, амортизации и налоговых кредитов.

Что касается внешнего планирования, то к нему можно отнести замену налогового субъекта или налоговой юрисдикции, а также изменение вида деятельности. Замена налогового субъекта предполагает использование индивидуального предпринимателя или организации, для которой применяется более благоприятная система налогообложения.

Замена налоговой юрисдикции – это регистрация предприятия на территории, которая подлежит льготному налогообложению. В данном случае следует отметить, что в ходе выбора места регистрации необходимо отталкиваться не только от размера налоговых ставок, но и в целом от величины налогового бремени, так как налоговая база в таком случае может быть расширена. Изменение вида деятельности означает, что организация переходит на осуществление той деятельности, которая меньше облагается налогами.

Так же в зависимости от долгосрочности и целей налоговое планирование подразделяется на два вида:

Перспективное (долгосрочное) налоговое планирование предполагает применение таких приемов и способов, которые уменьшают налоговое бремя в процессе всей деятельности. Перспективная налоговая оптимизация осуществляется в течение нескольких налоговых периодов и достигается, как правило, посредством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот и освобождений, правильного с точки зрения экономики и права построения всей модели бизнеса, договорных конструкций.

Перспективное налоговое планирование должно строиться на понимании взаимосвязи таких концептуальных категорий, как экономика, политика, управление, бухгалтерский учет, налоги и право. Экономика и только экономика определяет деловую цель бизнеса, т. е. отвечает на вопрос, а для чего собственно он, бизнес, нужен? Политика, или идеология государства, определяет национальные особенности ведения бизнеса, особенности государственного управления (традиции, практика «телефонного права», менталитет налогоплательщиков). Управление, или менеджмент, определяет практику бизнеса в конкретной отрасли, деловые обычаи, которые необходимо также учитывать при построении модели налогового планирования. Бухгалтерский учет, его организация, первичный документооборот также должны учитываться при налоговом планировании. Право — модель построения бизнеса с учетом деловой цели должна строиться на нормах права, договорного (частного), налогового, процессуального права. При этом должна учитываться практика, выработанная судами. И только следствием взаимодействия всех составляющих становятся уплачиваемые компанией налоги. Сами по себе, в отрыве от бизнеса, налоги планироваться не должны.

Текущее (краткосрочное) налоговое планирование предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае, например, при оптимизации налоговых последствий конкретной сделки по конкретному договору.

Планирование в субъективном смысле отражает внутренний мыслительный процесс человека: постановку целей и определение методов и способов их достижения. С управленческих позиций налоговое планирование — важнейшая базовая функция, которая определяет цели системы и способы их достижения. Основное воздействие на объект управления осуществляется именно через планирование, которое, в конечном счете, реализуется через определенные конкретные действия налогоплательщика. Д.Ю. Акулинин отмечает, что волевой аспект налогового планирования заключается в праве выбора налогоплательщика. Именно выбор оптимального сочетания (построения) форм правоотношений, а также возможных вариантов их соотношения в рамках действующего законодательства о налогах и сборах с целью как определенным образом воздействовать на элементы налогообложения, так и предопределить размер налоговых обязательств определяет сущность налогового планирования.

При использовании различных методов и способов налогового планирования необходимо соблюдать определенные принципы. Можно выделить следующие:

  • законность — соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования;
  • комплексность — использование налогового законодательства при налоговом планировании в комплексе с другими отраслями права;
  • разумность и обоснованность (реальность, эффективность) — любые действия налогоплательщика должны иметь не только юридическое, но прежде всего экономическое обоснование.

Рассмотрим все эти принципы подробнее:

  1. Принцип законности. На первый взгляд все понятно. Уменьшение налоговых обязательств тогда законно, когда действия налогоплательщика правомерны. Для некоторых налогоплательщиков основополагающим является принцип «Все, что в НК РФ не запрещено, — разрешено». Судебная практика данную позицию не подтверждает. Судебно-арбитражная практика в ряде случаев фактически выступает наиболее авторитетным источником информации для принятия налогоплательщиками конкретных решений при налоговом планировании.
  2. Принцип комплексности. При налоговом планировании необходимо учитывать не только налоговое законодательство, но и нормы других отраслей права, в частности гражданского законодательства. Порядок регулирования отношений с точки зрения гражданского законодательства и порядок регулирования тех же отношений, установленный налоговым законодательством в целях налогообложения, существенно различаются. Согласно п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ «институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». Другими словами, в ряде случаев фискальное содержание тех или иных терминов в российском законодательстве сохраняется. Об этом необходимо помнить, занимаясь налоговым планированием.
  3. Принцип разумности и обоснованности означает, что действия налогоплательщика должны быть с точки зрения здравого смысла и экономики бизнеса разумны и обоснованы. Разумность в налоговой оптимизации означает, что «все хорошо, что в меру». Конституционный Суд в Определении от 04.06.2007 г. № 320-0-П сформулировал свою правовую позицию на этот счет следующим образом: «Налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность соответствующих операций (сделок) налогоплательщика не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата».

Согласно ст. 8 ч. 1 Конституции РФ налогоплательщик осуществляет экономическую деятельность самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Тем не менее, позиции высших судебных инстанций являются обязательными для судов, но не для инспекций. Хотя справедливости ради отметим, что последнее время и инспекции стали судебную практику учитывать. Определяющим для успеха или поражения в суде своих инструментов налогового планирования будут являться в первую очередь экономическая аргументация и реальные факты финансово-хозяйственной деятельности.

  1. Принцип совокупного расчета налоговой выгоды и убытков. При заключении сделки или проработки другого инструмента налогового планирования необходимо оценить налоговые последствия с точки зрения всей совокупности налогов, уплачиваемых налогоплательщиком. Также необходимо просчитать возможные последствия с точки зрения других отраслей права. Сокращение одних налогов может привести к увеличению других. А механическая необдуманная минимизация налогов может привести К превосходству формы над существом сделки и повлечь за собой оспоримость ее со стороны налогового органа со всеми вытекающими финансовыми последствиями.
  2. Принцип профессионализма. Налоговое планирование должно осуществляться профессионально. Это означает, что документы по каждой хозяйственной операции или сделке должны быть правильно составлены, соответствовать требованиям действующего законодательства и стандартам юридической науки и бухгалтерского учета. Все документы должны вестись аккуратно, т.е. необходимо соблюдение тождества цифр, дат и формулировок в платежных документах, договорах, первичных документах, налоговых регистрах.
  3. Принцип конфиденциальности означает, что при разработке и использовании методов налогового планирования налогоплательщику целесообразно не распространяться об этом везде и всюду, следуя народному правилу «меньше знают, крепче спят». Налоговая оптимизация имеет свои пределы, которые определяются интересами государства в пополнении бюджета и повышении собираемости налогов.

Под пределами налоговой оптимизации принято понимать границы дозволенного, т.е. не запрещенного законодательством поведения или действий налогоплательщиков, направленных на снижение налоговых платежей. Согласно ст. 45 Конституции РФ налогоплательщик имеет право только на те действия, которые не запрещены законодательством.

Отсюда и вытекает основной предел налоговой оптимизации — налогоплательщик имеет право только на законные (не влекущие нарушение закона) методы уменьшения налоговых обязательств. В случае если в результате действий налогоплательщика будет допущено нарушение действующего законодательства, то такие действия в зависимости от характера будут квалифицироваться как налоговые правонарушения или преступления в сфере экономической деятельности.

 

1.3. Налоговая оптимизация и ее особенности

 

В любом случае государству достаточно сложно создать справедливую налоговую систему, при функционировании которой, каждым плательщиком вносится справедливый вклад. Также не представляется возможным провести оценку вклада каждого, поэтому перед обществом возникает проблема распределения налогового бремени. Возникает противоречие между заинтересованностью налогоплательщиков в избегании лишних, по их мнению, налоговых выплат и государства в вопросе наполнения государственного бюджета и пресечении минимизации налоговых обязательств. Именно поэтому оптимизация налогообложения является единственным выходом для плательщика.

Зачастую налогоплательщиками оптимизация налогов отождествляется с таким понятием, как «минимизация налогов». Попробуем разобраться, что же означает налоговая оптимизация и каким образом квалифицируется в настоящее время уклонение от уплаты налоговых обязательств.

Оптимизация налогообложения организации – это различные методики и возможности, которые позволят предприятию выбрать правильное решения определенных нюансов деятельности фирм. При помощи правильной оптимизации, а также прогнозов рисков, которые ожидают фирму, возможна полная стабильность на рынке: при оптимизации достигаются минимальные расходы по двум самым крупным статьям убытков предпринимателей.

В идеале желательна оптимизация до прихода налоговой проверки, а если это возможно, то даже до создания самой фирмы, или хотя бы официальной регистрации предприятия, потому как система налогообложения будет налаживаться сразу при создании предпринимательства. Как раз в этот момент оптимизация может принести максимальную пользу: когда еще нет налаженной системы, которую потребуется исправлять. Из-за того, что налоговое законодательство в странах СНГ не только весьма сложно, но и нестабильно, фирме нужно принимать во внимание правоприменительную, а возможно и судебную практику.

Оптимизация налогообложения в основном состоит из оптимизации на начальном уровне, из оценки возможных рисков, сопровождения специалистами сложных договоров по сделкам, подготовки профессионалами организации встречных возражений после проверки предприятия налоговыми органами. Еще важна внимательная проверка действий налоговых органов с целью выявить несоблюдение законодательства, а также грамотное ведение судебных дел, если ситуация сложилась совсем неблагоприятно.

Однако большинство фирм начинает оптимизацию уже на этапе стабильной фирмы. В этом случае оптимизация будет состоять из проверки учета налогов, проверки договоров и документов, возможного разделение на несколько структурных подразделений. Также необходимо реорганизация всей договорной базы и создание автономной системы внутреннего контроля уровня налогов.

Многие предприниматели даже не знают о том, что их существующая система не совершенна и построена неоптимально, вследствие чего несут значительные финансовые потери, а также терпят негативные последствия в их будущей деятельности. Итак, оптимизация налогов представляет собой уменьшение величины налоговых платежей законным путем и характеризуется такими признаками:

  • наличие выгодополучателя, субъекта хозяйствования, являющего участником налоговой оптимизации;
  • процесс активных, волевых и осознанных действий, направленных на снижение величины налоговых обязательств, которые возникают на основании формирующейся налоговой базы;
  • в качестве основания принимаются нормы действующего налогового законодательства.

Таким образом, различные схемы оптимизации налогов могут рассматриваться лишь через призму перечисленных выше признаков. Однако если не выполняются все перечисленные признаки, то можно с уверенностью говорить об отсутствии налоговой оптимизации. При этом, если не выполняется последний признак, тогда уже может пойти речь о незаконном уклонении от уплаты налоговых обязательств.

Любая из норм законодательства по вопросам налогообложения (либо регулятивная, либо определяющая некоторое поведение) состоит из диспозиции и гипотезы. При этом диспозицией описывается должное поведение, а гипотезой – конкретный факт с юридической точки зрения. Поэтому оптимизация налогов, используемая субъектом хозяйствования, или «работает» с юридическим фактом, оказывающим влияние на величину налоговых обязательств, или трактует законодательство в свою пользу. Другими словами, налоговая оптимизация всегда представляет собой действия.

Например, оптимизация налога на прибыль может быть достигнута при осуществлении операций по приобретению-продаже ценных бумаг в одном налоговом периоде либо некотирующихся убыточных векселей. Таким образом, плательщик налогов для снижения объема налоговой базы в сфере операций с ценными бумагами должен осуществить операции по их приобретению и реализации в одном и том же отчетном периоде. Именно так данный субъект хозяйствования создает для себя полезный юридический факт.

Оптимизация налогов, основанная на работе с юридическими фактами, должна быть направлена:

  • на изменение подходов к определению юридического факта;
  • на его изменение на более приемлемый.

Необходимо понимать, что в связи с реализацией векселей с убытком возможны со стороны налоговых органов претензии по вопросу неоправданности расходов налогоплательщика на покупку векселей по стоимости рыночной ставки ссудного процента. Единственным способом избежать налоговой проверки является отсутствие отображения этих затрат. Подытоживая сказанное, необходимо отметить, что оптимизация налогов при ее разграничении с уклонением от уплаты налоговых обязательств позволяет использовать нормы действующего законодательства и проводить анализ налоговых схем.

Каждый налог, обязательный к уплате организацией, имеет свои особенности оптимизации, поэтому единого механизма в данном плане не может существовать. В качестве примера можно рассмотреть особенности оптимизации налога на имущество организации. Налог на имущество организаций зачастую составляет большую часть налоговой нагрузки. Его размер зависит от балансовой стоимости основных средств и увеличивается после каждого приобретения новых активов, а также их модернизации. Поэтому для многих предприятий достаточно сложно соблюдать срок уплаты налога на имущество и перечислять огромные платежи в бюджет без ущерба для бизнеса. Законодательство предоставляет налогоплательщикам ряд возможностей для оптимизации данного налога, воспользовавшись которыми, каждая компания сможет существенно сократить налоговое бремя:

  1. Способ начисления амортизации. Бухгалтера, как правило, используют линейный способ, который значительно проще остальных и позволяет избежать появления разниц в бухгалтерском и налоговом учете. Но с точки зрения налоговой оптимизации он проигрывает всем остальным. При коэффициенте 2 в большинстве случаев наиболее выгодным является метод уменьшаемого остатка. Следовательно, чтобы сократить налог на имущество организаций, нужно просчитать амортизацию каждым из четырех имеющихся способов и остановиться на наиболее подходящем. Безусловно, от линейного метода стоит отказываться лишь в том случае, когда имеется значительная разница в расчетах.
  2. Упрощенная система налогообложения. Крупным предприятиям в большинстве случаев невыгодно применять упрощенный режим, несмотря на то, что он позволяет не платить налог на имущество организаций. Для решения этой проблемы открываются специальные фирмы-«упрощенцы», приобретающие активы на себя и предоставляющие их в аренду основному юридическому лицу. Оформлять объекты можно также и на предпринимателей. Они не являются плательщиками имущественного налога с транспорта и оборудования, а при условии применения «упрощенки» или ЕНВД не перечисляют и налог на недвижимое имущество, сдаваемое в аренду. Стоит отметить, что продавать активы, уже находящиеся в собственности предприятия, нецелесообразно, поскольку придется заплатить достаточно большой НДС. Таким образом, вспомогательную структуру нужно организовать до покупки дорогостоящих основных средств.
  3. Лизинг. Многие компании покупают основные средства в кредит. Чтобы оптимизировать налог на имущество организаций, стоит рассмотреть вариант заключения лизинговой сделки, которая имеет значительные преимущества перед банковским займом. Возможность учета объекта на балансе фирмы-лизингодателя освобождает предприятие от перечисления налога на весь срок договора. Если на момент передачи прав собственности на актив амортизация будет полностью начислена, то обязанность по его уплате не наступит вообще. Если объект самортизирован не до конца, то он принимается на учет по остаточной стоимости, которая существенно меньше его первоначальной цены. Постановка основного средства на баланс лизингополучателя позволяет использовать ускоренный коэффициент амортизации 3. Данная льгота распространяется и на те объекты, которые первоначально учитывались у лизингодателя и приняты на баланс по остаточной стоимости после истечения срока договора.
  4. Переоценка. Каждое предприятие владеет большим количеством движимых объектов, стоимость которых постоянно снижается. Устаревшие или существенно упавшие в цене активы можно переоценить при помощи экспертизы и сократить размер имущественного налога. Необходимо отметить, что налоговый учет при этом будет вестись без изменений, уменьшится только стоимость основных средств, отражаемая в балансе. Данная процедура проводится один раз в год в отношении групп однородных основных средств. Это значит, что в ней должны участвовать все объекты, относящиеся к определенной категории, например, легковые автомобили. Нельзя переоценить один из них, а стоимость других оставить прежней. Выбор групп осуществляется предприятием самостоятельно в зависимости от экономической целесообразности. Так, если цена значительно упала на транспорт, а на недвижимость, наоборот, возросла, то переоценивать нужно только автомобили, а здания учитывать в прежнем порядке.

Существуют также и другие особенности оптимизации имущественного налога, такие как перевод активов на фирмы, имеющие льготы; на филиалы, находящиеся в регионах с более низкой налоговой ставкой либо в оффшорные зоны, но они подходят не для каждого предприятия.

В любом случае, у большинства организаций главная цель – произвести как можно больше услуг или товаров, при этом пользуясь легальными методами, но с минимальными потерями по выплате налогов. Для малых и крупных организаций эффективная система налогообложения важна также как и, к примеру, маркетинговая стратегия, потому как при проработанной системе налогообложения возможна значительная экономия средств организации, которые иначе бы пошли на платежи в бюджет. Также хорошая система налогообложения позволяет обеспечить общую безопасность самого предприятия и его работников.

Чем выше налоговая нагрузка, тем выше и необходимость проводить регулярное налоговое планирование и прогнозирование. Объясняется это тем, что при минимальном показателе (до 30%) остаток прибыли позволяет удовлетворить потребности организаторов бизнеса. При показателях в 40% и более приходится балансировать между собственническими интересами и интересами социума, соответственно, требуется компромиссное решение по отчислениям, а налоговое планирование – это как раз его поиск. Всё более популярная теория высокоэтичного бизнеса и социальной ответственности предпринимательства тоже требует проводить тщательное прогнозирование и планирование налогов. Российское законодательство пока не позволяет полностью зачитывать в налог затраты на строительство школ, детских садов, парков и больниц, а процедуры согласования с местными властями затягивают процесс такой адресной помощи населению, даже если бизнесмен преисполнен благими намерениями.

Таким образом, по результатам проделанной работы в данной части можно сделать ряд основных выводов:

  1. Налоговое планирование на предприятии предусматривает проведение ряда мероприятий, которые будут способствовать оптимизации налогообложения или, другими словами, позволят снизить уровень налогообложения законными способами. Руководитель должен особое внимание уделять обдуманному и регулярному планированию налоговых поступлений. Иначе для субъекта хозяйствования незапланированная деятельность может иметь такие негативные последствия, как снижение размера оборотных средств компании, потеря финансовой устойчивости и уменьшение возможности дальнейшего развития.
  2. Основные методы налогового планирования должны быть изложены в виде обязательного пункта бизнес-плана. Главное предназначение данного документа – представить законные пути оптимизации налоговых платежей и расчет достижения необходимой результативности компании. Благодаря перспективному планированию, руководство компании может выбрать наилучший режим налогообложения для своей компании. В процессе осуществления соответствующих мероприятий вырабатываются направления финансовой, экономической политики для уменьшения налоговой нагрузки на предприятие.
  3. Снижение налоговых выплат– это нормальная практика российского и западного бизнеса, но требует грамотного и осторожного подхода. Такая политика должна осуществляться законно, чтобы у контролирующих органов не возникало вопросов к руководству предприятия. Для этого необходимо проводить постоянный мониторинг состояния законодательства, порядка и сроков уплаты налогов, сборов и других платежей.
  4. Возникает самый главный вопрос – кому доверить налоговое планирование, чтобы быть уверенным в его эффективности? Важно отметить, что именно от квалификации специалиста по налогам зависит, насколько успешным будет планирование. По этой причине в успешных компаниях работают только квалифицированные сотрудники, которые имеют большой опыт работы и прекрасно ориентируются в налоговом законодательстве.
  5. При использовании различных методов и способов налогового планирования необходимо соблюдать определенные принципы. Можно выделить следующие: законность, комплексность, разумность и обоснованность (реальность, эффективность).
  6. Налогоплательщик имеет право только на законные (не влекущие нарушение закона) методы уменьшения налоговых обязательств. В случае если в результате действий налогоплательщика будет допущено нарушение действующего законодательства, то такие действия в зависимости от характера будут квалифицироваться как налоговые правонарушения или преступления в сфере экономической деятельности.
  7. Оптимизация налогообложения организации – это различные методики и возможности, которые позволят предприятию выбрать правильное решения определенных нюансов деятельности фирм. При помощи правильной оптимизации, а также прогнозов рисков, которые ожидают фирму, возможна полная стабильность на рынке: при оптимизации достигаются минимальные расходы по двум самым крупным статьям убытков предпринимателей.
  8. Оптимизация налогообложения в основном состоит из оптимизации на начальном уровне, из оценки возможных рисков, сопровождения специалистами сложных договоров по сделкам, подготовки профессионалами организации встречных возражений после проверки предприятия налоговыми органами. Еще важна внимательная проверка действий налоговых органов с целью выявить несоблюдение законодательства, а также грамотное ведение судебных дел, если ситуация сложилась совсем неблагоприятно.
  9. Каждый налог, обязательный к уплате организацией, имеет свои особенности оптимизации, поэтому единого механизма в данном плане не может существовать. В качестве примера можно рассмотреть особенности оптимизации налога на имущество организации. Налог на имущество организаций зачастую составляет большую часть налоговой нагрузки. Его размер зависит от балансовой стоимости основных средств и увеличивается после каждого приобретения новых активов, а также их модернизации.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2