Меню Услуги

Налоговое планирование в организации (на примере ООО «Транс Мобиль Венев»)

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В БИЗНЕСЕ

1.1 Налоги, общие понятия, виды и классификации

1.2 Виды систем налогообложения

1.3 Налоговое планирование, принципы, виды, методы

ГЛАВА 2. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ТРАНС МОБИЛЬ ВЕНЕВ»

2.1 Организация налогового планирования на предприятии

2.2 Анализ налогооблагаемой базы и налоговой нагрузки на предприятии ООО «Транс Мобиль Венев»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Поскольку целью любой организации является получение прибыли, то на основе прибыльности оценивается эффективность деятельности предприятия. Поэтому необходимо грамотно сбалансировать расходы предприятия с финансовыми возможностями. Для этого существует финансовое планирование, заключающееся в разработке финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению предприятия необходимыми ресурсами и повышению в дальнейшем эффективности его финансовой деятельности. Уменьшение налоговых выплат в результате их оптимизации должно вести к увеличению размера прибыли предприятия, а значит, и отвечать интересам владельцев, руководителей и работников предприятия

Важной составной частью финансовой стратегии предприятия является налоговое планирование, заключающееся в выборе наиболее эффективных вариантов осуществления налоговых платежей при альтернативных вариантах. Неверно сформулированная налоговая политика может сделать невыгодным любые вложения. Особое внимание к налоговому планированию связано с подверженностью финансово-хозяйственных операций к влиянию налогового законодательства. Налоговые платежи занимают весомую долю в финансовых потоках организаций и ложатся бременем.

От грамотного профессионального решения зависит судьба организации. По мере роста и развития бизнеса, увеличения его качественных и количественных показателей — решения по учету налоговых обязательств становятся все сложнее. Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия. Необходимо управлять налогообложением, дабы допущенный ошибки не обернулись тяжелыми финансовыми потерями.

Налоги являются мощным инструментом регулирования, и ни одно серьезное решение не должно и не может приниматься без предварительного анализа налоговых последствий. По этой причине управление налогообложением как вид деятельности все чаще входит в практику хозяйственной жизни.

Реалии экономических отношений между государством и хозяйствующими субъектами требует знания основ налогообложения и управления налоговой нагрузкой, что бы уметь учитывать расходы при планировании своих доходов в целях принятия превентивных мер и избегания рисков налогового контроля.

Оптимизация налоговой нагрузки – проблема каждого конкретного предприятия и предпринимателей, так как в условиях постоянно меняющихся налоговых отношений из-за нестабильности действующего законодательства по налогообложению достаточно сложно обеспечить налоговое планирование, позволяющее минимизировать налоговую нагрузку.

Налоговое планирование — это важный функциональный элемент налогового менеджмента. С помощью планирования устанавливаются основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечивают достижение целей. В ходе реализации этой функции управления намечается не только результат, который должен быть достигнут в процессе управления налоговыми потоками, но и должен быть определен эффективный способ достижения намеченного результата.

Актуальность данной темы обусловлена естественным желанием налогоплательщика уменьшить налоговую нагрузку, поскольку налоговое планирование один из эффективных и общедоступных инструментов для аккумуляции денежных средств и повышения финансовых результатов организации.

Объект исследования: процесс управления финансами предприятия в условиях действующей системы налогообложения.

Предмет исследования: налоговое планирование в ООО «Транс Мобиль Венев», а также связанные с налоговым планированием основные проблемы и пути их решения в компании.

Целью исследования является разработка комплекса научных предложений и практических рекомендаций по организации снижения налогового бремени, путем законной оптимизации налогообложения предприятия ООО «Транс Мобиль Венев».

В соответствии с поставленной целью в работе были обозначены следующие задачи:

  • изучить процесс налогового планирования, основные его этапы, принципы и методы;
  • изучить методологические вопросы, связанные с осуществлением процесса налогового планирования на предприятии;
  • обосновать необходимость внедрения налогового планирования на предприятии как важнейшего фактора успешного функционирования предприятия;
  • разработать варианты оптимизации налоговых платежей на примере ООО «Транс Мобиль Венев».

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой части работы изучены основы налогового планирования на предприятии.

Во второй части изучены способы оптимизации налогов в ООО «Транс Мобиль Венев».

Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы, сформулированные в виде конкретных рекомендаций, могут быть использованы предприятиями для повышения эффективности налогообложения и деятельности в целом.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В БИЗНЕСЕ

1.2. Налоги, общие понятия, виды и классификации

 

Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах

Характерные черты налога как платежа:

  • обязательность;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований [8].

Налоги можно классифицировать по разным признакам. Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Рассмотрим поподробнее какие налоги зачисляются в какой бюджет (см. табл. 1.1 и рис. 1.1).

Таблица 1.1 Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

Уровень установления Налоги
Федеральные · Налог на добавленную стоимость;

· Акцизы;

· Налог на доходы физических лиц;

· Налог на прибыль организаций;

· Налог на добычу полезных ископаемых;

· Водный налог;

· Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

· Государственная пошлина.

Региональные · Налог на имущество организаций;

· Транспортный налог;

· Налог на игорный бизнес.

Местные · Земельный налог;

· Налог на имущество физических лиц.

 

Рисунок 1.1. Виды налогов

 

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются на:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги переносят реальное налоговое бременя на конечного потребителя. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Рассмотрим подробнее основные налоги, которые понадобятся нам в анализе предприятия ООО «Транс Мобиль Венев»

Налог на имущество — один из важнейших налогов в системе современного имущественного налогообложения. Был введен с целью создания заинтересованности в эффективном распоряжении своим имуществом и как источник финансирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Налог на имущество платят юридические лица, которые владеют недвижимостью на территории РФ. Но в некоторых регионах налог платят и в отношении движимого имущества. Данный налог рассчитывается по среднегодовой либо кадастровой стоимости имущества и ставка данного налога не превышает обычно 2,2 %.

Данный налог обязателен к уплате российским организациям, на балансе которых числятся основные средства; иностранным организациям, которые работают через постоянные представительства и имеют основные средства; и иностранным организациям, которые владеют имуществом на территории РФ.

Следует помнить, что налогом на имущества облагаются только основные средства которые составляют недвижимое имущество. Материалы, нематериальные активы не облагаются налогом на имущество но однако же они все равно являются основными средствами. Размер данного налога не зависит от индивидуальной платежеспособности налогоплательщика, а определяются характеристиками имущества.

Налог на прибыль обязателен для всех организаций, находящихся на общей системе налогообложения; иностранным компаниям, осуществляющим деятельность на территории нашей страны через постоянные представительства; иностранные компании, получающие доход от источников на территории нашей страны. Это федеральный налог, который является одним из основных источников по увеличению государственного бюджета.

Однозначности в величине данного налога нет. Стандартная ставка составляет 20% от чистой прибыли, но в ряде случаев налог платят по ставкам 9%, 15%, 30%.

НДС – это налог на добавленную стоимость. Данный налог применяется в большинстве экономически развитых стран мира и действует для всех кто создает дополнительную рыночную ценность. Облагаются им те, кто продает товар или услугу с наценкой, и не важно сам ли произвел или только реализовал. Основная налоговая ставка составляет 18%. Но для некоторых видов деятельности ставка составляет 10% или вовсе не облагаются налогом. НДС является косвенным налогом, поскольку его фактическим плательщиком является конечный потребитель.

Плательщиками НДС являются юридические субъекты, индивидуальные предприниматели, а так же лица осуществляющие перемещение товаров через границу РФ.

Акцизы – это вид косвенного налога, который включается в стоимость товара и оплачивается за счет покупателя. Акциз устанавливается на монопольно производимые или высоко рентабельные товары.

Плательщиками акцизов являются производители подакцизных товаров вне зависимости от формы собственность, будь то ИП или ООО. Акцизами облагается совокупная стоимость проданных подакцизных товаров без учета НДС.

Акцизы устанавливаются государством с целью пополнения бюджета, для выравнивания экономических условий ведения бизнеса, кроме того акцизы устанавливаются на импортную продукция с целью защиты национального рынка.

Земельный налог – это местный налог, уплачиваемый в местный бюджет в зависимости от местонахождения объекта налогообложения.

Налогоплательщиками являются собственники, владеющие земельными участками, как физические так и юридические, а так же постоянные пользователи данного участка, либо пожененные владельцы наследуемого имущества.

Организации не платят налог в том случае, если земельные участки находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданы по договору аренды.

Налоговая база определяется для каждого земельного участка – отдельно и она равна его кадастровой стоимости. Существуют две ставки налога на землю, а именно 0,3% и 1,5%.

 

1.2 Виды систем налогообложения

 

Рассмотрим некоторые виды систем налогообложения, которые понадобятся для анализа предприятия:

  • ОСНО;
  • ЕНВД;
  • УСН.

Общая система налогообложения (ОСНО) — режим налогообложения, для которого нет отдельной главы в НК РФ. При нем организация платит налоги по максимуму. Тем не менее этот режим в некоторых случаях необходим и наиболее рационален с точки зрения минимизации налогообложения, поэтому необходимо изучить его основы и совместимость с другими режимами.

Перечень налогов, обязательных для выплат на ОСНО:

  • НДС;
  • налог на прибыль;
  • налог на имущество предприятия;
  • Транспортный налог (только в том случае, когда в собственности предприятия есть автотранспорт);
  • Земельный налог.

Преимущество применения ОСНО – компания сможет сотрудничать с любой фирмой, так как предусмотрено предоставление счетов-фактур с НДС.

 

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — добровольный налоговый режим. То есть предприниматель в праве сам решить, применять данный режим или нет. Но плательщиками ЕНВД могут стать только те организации, осуществляющие определенные виды деятельности, а именно:

  • розничная торговля;
  • общественное питание;
  • бытовые, ветеринарные услуги;
  • услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
  • распространение и (или) размещение рекламы;
  • услуги по передаче во временное пользование торговых мест, земельных участков;
  • услуги по временному размещению и проживанию;
  • услуги по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом; услуги стоянок.

ЕНВД платят в фиксированном размере, определенным государством. Основное его преимущество – размер выручки бизнеса не имеет значения.

В общем случае организации, перешедшие на уплату ЕНВД, освобождаются от налога на прибыль и налога на имущество. Индивидуальные предприниматели — от НДФЛ и налога на имущество физлиц. Кроме того, и те и другие не платят налог на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте).

Расчет производится по следующей формуле:

ЕНВД = (Налоговая база* Ставка налога) — Страховые взносы

Налоговая база — это величина вмененного дохода.

Налоговая база = Вмененный доход = Базовая доходность*Физический показатель

Базовая доходность корректируется в соответствии с коэффициентом-дефлятором (К1) и корректирующим коэффициентом (К2).

Упрощенная система налогообложения (УСН) – это один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса.

В связи с применением УСН, налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов, уплачиваемых в связи с применением общей системой налогообложения:

  • налога на прибыль организаций, за исключением налога, уплачиваемого с доходов по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств;
  • налога на имущество организаций, однако, с 1 января 2015 г. для организаций, применяющих УСН, устанавливается обязанность уплачивать налог на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 НК РФ, п. 1 ст. 2, ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ);
  • налога на добавленную стоимость.

При объекте налогообложения «доходы» ставка составляет 6%. Налог уплачивается с суммы доходов. Законами субъектов РФ ставка может быть снижена до 1%. Если объектом налогообложения являются «доходы минус расходы», ставка составляет 15%. В этом случае для расчёта налога берётся доход, уменьшенный на величину расхода. При этом региональными законами могут устанавливаться дифференцированные ставки налога по УСН в пределах от 5 до 15 процентов.

Расчет налога производится по следующей формуле:

Сумма налога = Ставка налога * Налоговая база

При применении упрощённой системы налогообложения налоговая база зависит от выбранного объекта налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговой базой при УСН с объектом «доходы» является денежное выражение всех доходов предпринимателя. На УСН с объектом «доходы минус расходы» базой является разница доходов и расходов. Чем больше расходов, тем меньше будет размер базы и, соответственно, суммы налога. Однако уменьшение налоговой базы по УСН с объектом «доходы минус расходы» возможно не на все расходы, а лишь на те, что перечислены ст. 346.16 НК РФ. Доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала года.

 

 

1.3 Налоговое планирование, принципы, виды, методы.

 

Налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей управления финансами организации, поскольку налоги являются значимой частью расходов, существенным фактором определяющим финансовый результат и денежный поток, следовательно и финансовое состояние [29, с. 5].

Сущностью налогового планирования является признание за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения и оптимизации своих налоговых обязательств.

В целом можно выделить два аспекта определения налогового планирования:

  • соотнесение с понятиями налоговой минимизации и оптимизации;
  • соотнесение с законностью осуществляемых в рамках налогового планирования мероприятия.

Рассмотрим первый аспект определения. Минимизация налогов есть составляющая налоговой оптимизации. Цель налоговой оптимизации следует определять как достижение оптимального размера прибыли, денежного потока и структуры финансовых ресурсов предприятия посредством управления налогами. Минимизация суммы налогов далеко не всегда является обоснованным критерием эффективности налогового планирования. Более адекватен критерий оптимизации относительно налоговой нагрузки, поскольку изменение деловой активности неизбежно влечет за собой изменение суммы налогов [29].

Налоговое планирование конкретного субъекта предпринимательской деятельности должно предусматривать выбор оптимального уровня налоговой нагрузки в рамках действующего налогового законодательства. Некоторые налогоплательщики считают целесообразным использовать все возможные средства и методы для снижения налоговой нагрузки, даже сопряженные с финансовым риском; другие стремятся к стабильности и созданию добропорядочного и законопослушного имиджа, предпочитая относительно скромные, но надежные доходы, а третьи вообще не используют большинство методов оптимизации, стремясь избежать возможных вопросов со стороны контролирующих и правоохранительных органов.

Второй аспект определения сущности налогового планирования касается его отношения с законностью осуществляемых в рамках налогового планирования мероприятий. Большинство экономистов придерживаются той позиции, что налоговое планирование является исключительным законным путем оптимизации налоговой нагрузки.

Таким образом, в целом налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, определяющих уровень и структуру налоговой нагрузки и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом, при этом в случае оптимизационного налогового планирования обеспечивается регулирование уровня и структуры налоговой нагрузки таким образом, чтобы обеспечить достижение стратегических и тактических задач деятельности. Снижение уровня налоговой нагрузки, увеличение финансовых ресурсов и денежных потоков могут являться частыми задачами оптимизационного налогового планирования.

Правильная организация налогового планирования дает возможность:

  • свести к минимуму налоговые обязательства;
  • извлечь максимально возможную прибыль;
  • разработать оптимальную выгодную структуру отношений с поставщиками и заказчиками;
  • эффективно руководить денежными потоками;
  • избегать штрафных санкций.

Эффективная деятельность по налоговому планированию немыслима без понимания принципов налогового планирования. Существует 3 принципа налогового планирования, а именно, принцип оперативности, оптимальности и законности.

Согласно принципу оперативности налоговая политика организации должна оперативно корректироваться с учетом изменений в действующем законодательстве, прежде всего – налоговом, а также с учетом изменений внутрифирменных приоритетов.

Согласно принципу оптимальности, применение способов, уменьшающих размер налоговых обязательств, не должно причинять ущерба стратегическим целям хозяйствующего субъекта и его собственникам. Задачей налогового планирования должна быть не минимизация налогов как таковая, а поддержание оптимального соотношения между налоговыми обязательствами и размером чистой прибыли [29].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Под законностью понимается оценка возможных правовых последствий использования методов минимизации с учетом позиции налоговых и других контролирующих органов.

Проведем краткий анализ предлагаемых в литературе классификационных признаков видов налогового планирования (см. приложение 1).

По целевой направленности планирование бывает стратегическое и тактическое. Стратегическое планирование – механизм, позволяющий хозяйствующему субъекту определить основополагающие условия своего функционирования с точки зрения оптимизации налогообложения. К таким условиям относят определение направления и вида деятельности, выбор организационно-правовой формы и формы собственности, степень сложности структуры организации, ее месторасположения и т.д. В рамках стратегического налогового планирования определяются основные направления и принципы налоговой политики хозяйствующего субъекта. Неразрывно связано со стратегическим планирование тактическое планирование. Его суть в дополнении: коррекции, конкретизации стратегии. То есть планирование действий для наиболее эффективного достижения стратегических целей. Тактическое планирование – детальное планирование, а тактику рассматривают как определенные шаги, ступени к достижению общей цели, предусмотренной стратегией.

По периоду планирование делится на долгосрочное (перспектива 5 лет), текущее (перспектива на год) и оперативное (на квартал).

Существует внешнее и внутреннее планирование. Внешнее планирование состоит из нескольких этапов:

  1. Выбор места регистрации. Если налогоплательщик при выборе места регистрации и режима налогообложения ориентируется только на размер налоговых ставок, то его может постигнуть неудача. В ряде случаев при небольших ставках, законодательством устанавливается расширенная налоговая база, что в конечном итоге приводит к повышению налоговых платежей. И наоборот, при формально высоких налоговых ставках вполне возможно снижение налогового бремени за счет льгот.
  2. Выбор организационно-правовой формы. Выбор организационно-правовой формы влияет на порядок использования прибыли. Выбирая ту или иную форму, можно получить дополнительные льготы.
  3. Определение состава учредителей и долей акционерного капитала. Например, участие иностранных граждан в составе учредителей может ограничить в маневренности. В случае присутствия государственной доли более 25%, ограничивается возможность проведения реструктуризации, передачи имущества и распределения полученных доходов. Кроме того, согласно налоговому кодексу при наличии доли одного из участников в размере более 25%, возможно привлечение его к солидной ответственности по налоговым обязательствам.
  4. Выбор порядка формирования уставного капитала. В случае формирования уставного капитала посредством внесения имущества, возникают первоначальные налоговые обязательства в виде налога на имущество.
  5. Разработка стратегия развития компании. Подразумевает возможную организацию в звонах с минимальным налоговым бременем (оффшоры). Немаловажен выбор оптимального количества сотрудников и их социального статуса, что можно использовать для максимизации налоговых льгот, например, малых предприятий, предприятий с участием инвалидов и т.д.

Внутреннее планирование включает в себя этапы:

  1. Выбор учетной политика организации. Это важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Под учетной политикой понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Формируют учетную политику все организации независимо от форм собственности. С точки зрения налогового планирования наибольший интерес представляет установление границ между основными и оборотными средствами, принятыми к учету; выбор метода оценки запасов и расчета фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство; способы начисления амортизации по основным средствам; способы группировки затрат. Учетная политика содержит некоторое количество способов оптимизации налогового портфеля предприятия посредством закрепления различных вариантов отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций.
  2. Разработка контрактных схем. Позволяет оптимизировать налоговый режим при осуществлении конкретной сделки.
  3. Использование оборотных средств. Например, снижения налогооблагаемой базы за счет применения ускоренной амортизации.

По содержанию можно выделить классическое и оптимизационное налоговое планирование. Смысл классического планирования заключается в планировании правильной и своевременной уплаты налогов. Его содержание сводится к определению планового размера начислений и выплат налогов, а так же текущих обязательств по налогам к погашению при обеспечении организации правильного учета и составления отчетности, планирования экономической деятельности в определенных законом рамках и своевременной уплаты налогов. Оптимизационное налоговое планирование предусматривает планирование и организацию экономической деятельности таким образом, который обеспечивает оптимизацию уровня налоговой нагрузки.

По активности действий, предпринимаемых в ходе налогового планирования выделяются также пассивный и активный виды оптимизации. Пассивная оптимизация связана с выбором одной из альтернативных предусмотренных законодательством норм, влияющих на начисление налогов. Активная оптимизация заключается в активных, направленных на гармонизацию налогов, волевых действий со стороны должностных лиц.

Важную роль играют методы налогового планирования, которые находятся во взаимосвязи друг с другом (см. табл 1.2).

Таблица 1.2 Методы налогового планирования

Название метода Сущность метода
Расчетно-аналитический Основан на анализе движения финансовых ресурсов за истекший период. Опирается на фактически сложившиеся ситуации, пропорции. Расчеты проводятся на основе данных налогового учета и прогнозных оценок. Применяется когда отсутствуют нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом а на основе изучения динамики из месяца в месяц.
Балансовый метод:

· метод микробаланса;

· статистический балансовый метод.

Данный метод используются для измерения количественной зависимости между результатами оформления хозяйственных операций и сумм налоговых платежей.
Нормативный Потребность в финансовых ресурсах и источниках из образования определяется на основе заранее установленных норм и нормативов. Одни нормативы устанавливает государство и местные органы управления, другие разрабатывают субъекты хозяйствования. Зная норматив можно легко рассчитать плановое значение.
Метод коэффициентов В качестве коэффициентов применяются темпы роста объемов производства и продаж, индексы цен, инфляции. Основа данного метода –корректировка плановых заданий истекшего периода исходя из фактически достигнутых результатов прогнозов на предстоящий период.
Метод графо-аналитических зависимостей При использовании данного метода выделяют одно или несколько важнейших параметров баланса, которые могут оказать решающее влияние на финансовые итоги работы организации.
Специальные методы:

· метод замены отношений;

· метод разделения отношений;

· метод прямого сокращения объекта налогообложения.

Схемы налоговой минимизации, основанные на специальных методах при их недостаточной проработке могут быть признаны влекущим за собой получение необоснованной налоговой выгоды. Они могут принести компании вред в виде как увеличения налоговых платежей, так и штрафных санкций.

 

Балансовые методы бывают двух видов:

  • метод микробаланса;
  • статистический балансовый метод;

Метод микробаланса используют для оценки различных вариантов деятельности организации в различных условиях хозяйствования. Крупные блоки хозяйственных операций оформляются в виде бухгалтерских проводок и выполняют расчеты баланса для каждого из них. Сравнение полученных микробалансов позволяет выбрать более выгодный вариант. Различают микробалансы простые и замкнутые.

Простые микробалансы описывают не только содержание и экономический смысл ситуации, но и строго отражают форму реализации данной ситуации [27].

Замкнутые микробалансы описывают главным образом содержание и экономический смысл хозяйственных ситуаций.

Статистический балансовый метод состоит в том, что на основе баланса ряда коммерческих предприятий определяются опосредованные значения параметров, которые могут быть использованы для сравнения или для построения расчетной экономической модели. Отклонения показателей в ту или иную сторону характеризуют положительную или отрицательную динамику деятельности организации.

К специальным методам налогового планирования относятся: метод замены отношений, метод разделения отношений, метод прямого сокращения объекта налогообложения.

Метод замены отношений базируется на праве каждого хозяйствующего субъекта без ограничений выбирать своих контрагентов, формы и условия сделки с ними. Одну и ту же хозяйственную цель (приобретение имущества, получение дохода и т.д.) можно достигнуть разными путями. Операция, предусматривающая обременительное налогообложение заменяется на операцию, которая позволяет достичь ту же или максимально близкую цель при более льготном порядке налогообложения. Иными словами происходит замена одних хозяйственных правоотношений с повышенными ставками на другие правоотношения имеющие льготный режим налогообложения.

В методе разделения отношений происходит не просто замена одних хозяйственных отношений на другие, а разделение одного сложного отношения на ряд простых хозяйственных операций [17].

Метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предприятия.

Методы планирования на предприятии обеспечивают эффективное распределение ресурсов на предприятии, позволяют рассмотреть динамику как одного так и нескольких показателей и исходя из полученных результатов составить прогноз дальнейшего развития предприятия. Рассматривая характеристики системы планирования и её роль в общем процессе планирования и прогнозирования деятельности предприятия, можно выделить основные преимущества системы планирования в условиях повышения конкурентоспособности и с целью принятия эффективных управленческих решений. Преимущества системы планирования заключаются в том, что данный процесс реализует поставленные стратегические цели в конкретные показатели, обеспечивает финансовыми ресурсами экономические процессы развития предприятия в условиях рыночной конкуренции, служит определенной формой получения финансовой поддержки от инвесторов.

Активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей приводят к тем или иным рискам и негативным последствиям. Налоговые риски имеют существенную значимость в системе управления финансами, поскольку налоговые отношения опосредуют большинство финансовых транзакций, а следовательно, являются важным фактором, определяющим эффективность.

Налоговый риск – это возможность понести финансовые или иные потеря, связанные с процессом уплаты и оптимизации налогов, выраженная в денежном эквиваленте.

Налоговые риски квалифицируют:

  1. по субъектам, несущим налоговые риски ( риски государства, налогоплательщиков, налоговых агентов и т.д.).
  2. По факторам, определяющим финансовые риски:

К внешним факторам относятся:

  • введение новых видов налогов и сборов;
  • изменение уровня ставок действующих налогов;
  • изменение порядка определения налогооблагаемых баз;
  • отмена предоставленных налоговых льгот;
  • изменение сроков и условий осуществления налоговых платежей;
  • применение государством способов снижения возможностей компаний по минимизации налоговых платежей.

К внутренним факторам относятся:

  • ошибки, опущенные при налоговом планировании;
  • негативные изменения в хозяйственно-финансовой деятельности;
  • человеческий фактор (налоговые ошибки).
  1. По объекту связи с другими видами рисков ( риск упущенной выгоды, риск неплатежеспособности и т.д.)
  2. По виду последствий для хозяйствующих субъектов (риски налогового контроля, усиления налоговой нагрузки и т.д.).
  3. По времени возникновения:
  • будущие;
  • существующие.
  1. По возможности прогнозирования:
  • прогнозируемые;
  • непрогнозируемые (непредсказуемые).

Подводя итоги стоит напомнить, что грань между оптимизацией налогообложения и уклонением от уплаты налогов очень тонкая, поэтому, используя те или иные методы оптимизации, всегда следует об этом помнить.

Способы минимизации налоговых платежей подразделяют на 2 группы:

  1. Налоговая оптимизация –законный способ.
  2. Уклонение от уплаты налога – незаконный способ:
  • криминальное (влекущее за собой уголовную ответственность);
  • некриминальное (уменьшение налога посредством нарушения НК РФ без состава уголовной ответственности).

Государственные органы ко многим мероприятиям налогового планирования относятся нейтрально. Особое отношение государства к налоговому планированию возникает только в двух случаях:

  1. Если налогоплательщик манипулирует ценами сделки в целях минимизации налогов.
  2. Если налогоплательщик применяет так называемые схемы минимизации налогообложения, единственной целью которых является снижение налогового бремени.

Даже легальные методы оптимизации могут привести к получению необоснованной налоговой выгоды. Поэтому налоговая выгода определяется как:

  • уменьшение налоговой базы;
  • получение налогового вычета;
  • получение налоговой льготы;
  • применение более низкой налоговой ставки;
  • получение права на возврат или возмещение налога из бюджета.

Перечисленные типичные операции встречаются в налоговом учете у каждой организации


Страницы:   1   2