Заявка на расчет
Меню Услуги

Роль государственного и муниципального управления в обеспечении национальной безопасности РФ (Саратовская область). Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


1.2. Основные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Обеспечение национальной безопасности, как уже было отмечено выше, одна из приоритетных задач государства и ее реализация требует согласованных и скоординированных действий, причем решение данной задачи подразумевает постановку целевых ориентиров и разработку программ, мероприятий и т.д. по их достижению на различные временные периоды, и, прежде всего – в стратегическом аспекте. В Российской Федерации официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, которые определяют состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу нашла отражение в нормативном документе — Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.

Отраженные в данном документе концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

В соответствии с поставленными задачами исследования, на наш взгляд, необходимо раскрыть сущность следующих понятий:

— «стратегические национальные приоритеты» — важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности;

— «система обеспечения национальной безопасности» — силы и средства обеспечения национальной безопасности;

— «силы обеспечения национальной безопасности» — Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации;

— «средства обеспечения национальной безопасности» — технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

В качестве основных направлений обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечены стратегические национальные приоритеты, определяющие задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.

Основные национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу, отраженные в данном документе являются:

— развитие демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

— обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

— превращение Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Внутренние и внешние суверенные потребности государства в обеспечении национальной безопасности реализуются через стратегические национальные приоритеты.

Приоритеты национальной безопасности, в свою очередь, классифицируются на две группы – основные приоритеты и приоритеты устойчивого развития.

К основным приоритетам мы относим: национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Приоритетами устойчивого развития являются:

— повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

— экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

— экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

— наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

— стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Реализация выше представленных приоритетов национальной безопасности осуществляется при помощи совокупности институтов, организаций, сил и средств обеспечения национальной безопасности, при этом основным субъектом обеспечения безопасности является государство, что требует более тщательного рассмотрения роли в обеспечении национальной безопасности государственного и муниципального управления.

1.3. Роль государственного и муниципального управления в обеспечении национальной безопасности РФ

Как уже отмечалось выше, система обеспечения национальной безопасности РФ представляет собой совокупность институтов, организаций, сил и средств обеспечения национальной безопасности, осуществляющих в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ меры политического, экономического, правового, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества, государства.

Систему обеспечения национальной безопасности можно подразделить на государственную и негосударственную подсистемы:

  1. Государственная подсистема – государственные институты власти (законодательную, исполнительную, судебную), принимающие участие в процессе выработки решений и реализации мер политического, правового, экономического и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
  2. Негосударственная подсистема – институты власти местного самоуправления, общественные организации и объединения, способствующие формированию и реализации политики обеспечения национальной безопасности.

Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

В общем виде полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности отражены в Федеральном законе «О безопасности», который раскрывает основные функции обеспечения безопасности и ее элементы:

— прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

— определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

— правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

— разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

— применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

— разработка, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

— координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

— организация научной деятельности в области обеспечения безопасности;

— международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

— осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств.

Необходимо отметить, что все вышеуказанные функции, могут быть поручены специализированным подсистемам (органам). С позиций социально-философской теории все функции (функциональные задачи) обеспечения национальной безопасности можно классифицировать в соответствии с сферами общественной жизни на политико-дипломатические, правовые, финансово-экономические, научно-технические, социально-политические, социально-гуманитарные, духовно-культурные, информационно-психологические, военные и специальные группы.

Функциональные задачи органов, которые обеспечивают национальную безопасность страны, можно рассматривать также в контексте общепринятых функций любой системы безопасности, отраженных выше.

По мнению автора, заслуживает внимания позиция Позднякова А.И., который предлагает опираться на более полный функционал, включающий в себя такие функции как:

— проведение научных исследований в области обеспечения безопасности;

— прогнозирование угроз, опасностей;

— мониторинг и раннее выявление угроз и опасностей;

— упреждение наиболее вероятных и опасных действий противника;

— подготовка и проведение профилактических мер обеспечения безопасности;

— активное противодействие нанесению ущерба национальному достоянию, максимальное снижение этого ущерба;

— устранение (минимизация) последствий нанесенного ущерба и собственных действий по отражению угроз.[6]

При рассмотрении функций обеспечения национальной безопасности целесообразно учитывать, что данные функции можно классифицировать и по видам ущерба, который может быть прямым и опосредованным.

Большого внимания заслуживает и предлагаемый Поздняковым А.И. подход к определению основных политических задач обеспечения национальной безопасности:

— официальное определение основных источников и факторов нанесения ущерба стране, утверждение соответствующих направлений (задач) обеспечения национальной безопасности, ответственности за их решение;

— создание и развитие системы обеспечения национальной безопасности и ее основных подсистем;

— нормативное правовое регулирование обеспечения национальной безопасности;

— принятие решений по статусу и штатам структур обеспечения национальной безопасности;

— вменение в обязанности соответствующих должностных лиц соответствующих положений по обеспечению национальной безопасности;

— принятие решений по созданию и развитию системы подготовки кадров специалистов по обеспечению национальной безопасности;

— принятие решений по технической оснащенности, порядку и объемам финансирования структур обеспечения национальной безопасности.

Реализация данных задач и выполнение сформулированных функций по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, в большей степени возложена на государство, так как основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Основные задачи в области обеспечения национальной безопасности осуществляет Президент Российской Федерации, который:

— возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, определяет стратегию внутренней и внешней безопасности;

— контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;

— в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;

— представляет Федеральному Собранию ежегодный доклад об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации и основных задачах политики национальной безопасности на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Координирующим межведомственным органом системы обеспечения национальной безопасности является Совет Безопасности Российской Федерации, который обеспечивает реализацию функций Президента Российской Федерации по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан.

Формирование системы обеспечения национальной безопасности (как уровневой системы, о чем уже говорилось ранее) приводит к использованию двух принципов: единоначалия и распределения полномочий, которые проявляются следующим образом.

Согласно принципу единоначалия, руководитель высшего уровня должен быть наделен всей полнотой власти и ответственности, но без передачи части функций на более низкий уровень, без консультаций и согласований невозможно устранить неизбежные разногласия и конфликты при принятии и исполнении решений, что требует реализации принципа распределения полномочий.

Необходимо отметить, что чем выше степень угрозы общественной безопасности, тем сложнее должна быть система ее обеспечения, что приводит к увеличению числа уровней и усложнению связей между элементами системы, что делает процесс обеспечения национальной безопасности более сложным и длительным.

Анализ литературы по исследуемой тематике показал, что не всегда создаваемые системы, временные органы управления адекватны возникшей угрозе. В определенных случаях сил и средств одного субъекта РФ (одного уровня) вполне достаточно, чтобы предотвратить или ликвидировать саму угрозу, а также возможные негативные последствия, что подчеркивает важность не только государственного, но и муниципального управления в обеспечении национальной безопасности.

Также необходимо отметить, что укрупнение и усложнение системы обеспечения национальной безопасности, создание мощной группировки сил и средств различных министерств и ведомств РФ, приводит к возникновению многочисленных проблем правового и организационного характера.

Исследования по данной тематике свидетельствуют, что система обеспечения общественной безопасности должна иметь как минимум три уровня управления (стратегический, региональный и тактический).

Стратегический уровень (в некоторых источниках его называют еще политическим) включается в работу, когда возникает угроза безопасности значительной части населения страны, требуются дополнительные и значительные усилия для устранения угрозы или ликвидации негативных последствий.

Региональный уровень является более высоким по сравнению с предыдущими включает в себя подразделения субъекта Федерации, расположенные в его границах.

Тактический уровень (территориальный) наиболее простой и включает в себя силы и средства территориальных подразделений, дислоцированных на этой территории. В этот уровень должны войти муниципальные органы охраны общественного порядка.

Общее руководство осуществляет Президент Российской Федерации или Председатель Правительства, который руководит оперативным штабом, включающим представителей министерств и ведомств. В соответствии с введением в Российской Федерации института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральном округе, вполне возможен вариант возникновения еще одного уровня управления. Для немедленного и адекватного реагирования на возникающие угрозы, которые охватывают территорию более одного субъекта РФ, в системе органов власти федеральных округов следует создать структуры, задачей которых было бы обеспечение общественной безопасности.

На наш взгляд, структуры, обеспечивающие национальную безопасность, должны формироваться и реструктуризироваться в соответствии с задачами и функциями, при этом процесс формирования должен идти снизу, с определения задач, стоящих перед низовыми элементами системы, в первую очередь в муниципальных образованиях.

Эта политика имеет ряд уровней реализации: государственную стратегию регионального развития, межрегиональную политику, региональную политику субъектов Российской Федерации, политику местного самоуправления. Данное утверждение справедливо и в вопросах обеспечения национальной безопасности страны, что подчеркивается тем, что от деятельности всей системы органов государственной власти во многом зависит эффективность обеспечения безопасности граждан, общества и государства, что требует постоянного мониторинга и совершенствования деятельности всей системы обеспечения национальной безопасности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что национальная безопасность РФ является одной из важнейших задач государства и ее обеспечение является важнейшей функцией государства, о чем свидетельствует приоритетность данной функции в государственной политике.

Согласно анализу нормативной базы, под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Многообразие данных угроз приводит к необходимости их классификации по целому ряду признаков. Анализ ситуации в мире и стране позволяет разделить приоритеты национальной безопасности, классифицировав их на две группы – основные приоритеты национальной безопасности и приоритеты устойчивого развития.

В целом, обеспечение национальной безопасности требует функционирования целой системы обеспечения национальной безопасности РФ, которая представляет собой совокупность институтов, организаций, сил и средств обеспечения национальной безопасности, осуществляющих в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ меры политического, экономического, правового, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества, государства, причем важнейшую роль в данной системе играет государственное и муниципальное управление.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В АСПЕКТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ И ВЫЯВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

2.1. Оценка тенденций и анализ достигнутых результатов государственного управления в обеспечении национальной безопасности РФ

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» одной из стратегических целей обеспечения национальной безопасности является развитие экономики страны. Санкционная политика США и ее союзников в отношении Российской Федерации отчетливо обнажила главные стратегические угрозы для национальной безопасности в области экономики: сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, незащищенность национальной финансовой системы, ухудшение состояния и истощение сырьевой базы.

В этой связи, анализ функционирования системы государственного и муниципального управления в аспекте обеспечения национальной безопасности РФ целесообразно проводить с позиции анализа достигнутых результатов и тенденций в области экономического развития, что подразумевает изучение основных показателей страны в динамике, уделив основное внимание последним 3 годам.

Как отмечено в Стратегии национальной безопасности контроль за ходом реализации Стратегии национальной безопасности РФ осуществляется, прежде всего, на основе мониторинга основных показателей состояния национальной безопасности, перечень которых сформирован на основе показателей, отмеченных в Стратегии национальной безопасности до 2020 г., к которым отнесены были такие показатели как:

— уровень безработицы (доля от экономически активного населения);

— децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения);

— уровень роста потребительских цен;

— уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

— уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

— уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники; уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.).

В новой редакции Стратегии перечень показателей был увеличен за счет включения таких показателей как:

— удовлетворённость граждан степенью защищённости своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств;

— ожидаемая продолжительность жизни;

— доля территории Российской Федерации, не соответствующая экологическим нормативам.

Экспресс-анализ полного перечня утверждённых показателей Стратегии-2015 проведен в работе Аникина В.И., Сурмы И.В., авторы выявили следующие отличительные черты и особенности:

— удовлетворенность граждан степенью защищённости своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств (авторы отмечают, что данный показатель является новым показателем, что соответственно ставит вопрос о необходимости серьёзной научной и организационно-методической проработки, как на стадии разработки методики оценки удовлетворенности, так и в аспекте практического внедрения, создания значительной информационно-аналитической базы). На данный момент на сайте РОССТАТ уже имеются показатели оценки удовлетворенности, что говорит о разработке методики оценки удовлетворенности и ее апробации по ряду аспектов жизнедеятельности.

— доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (данный показатель сохранен в перечне и успешно применяется на практике);

— ожидаемая продолжительность жизни (данный показатель рассчитывается и размещается на сайте Росстат в течение длительного периода, для данного перечня данный показатель новый, его информационная база разработана в соответствии с требованиями ООН – ИРЧП);

— валовой внутренний продукт на душу населения (данный показатель введен в перечень как удельный расчетный показатель развития экономики и также представлен на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики);

— децильный коэффициент (соотношение доходов 10% — наиболее обеспеченного населения и 10% — наименее обеспеченного населения – данный показатель оставлен в перечне и также представлен на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики);

— уровень инфляции (данный показатель оставлен в перечне и также представлен на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики);

— уровень безработицы (данный показатель оставлен в перечне и также представлен на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики);

— доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и образования (данный показатель сохранён в перечень и подвержен корректировке, также отображается на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики);

— доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру (показатель включен в перечень впервые, а информация для расчета показателя также отображается на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики).

— доля территории Российской Федерации, не соответствующая экологическим нормативам (новый показатель, что требует соответствующей нормативной и методической проработки).

В качестве основного источника информации послужила официальная информация Федеральной службы государственной статистики, представленная фрагментарно в Приложениях. К сожалению, не по всем показателям и критериям имеется информация в открытых статистических источниках, что позволяет проанализировать лишь ряд критериев, дополнив их теми критериями, которые логически связаны.Например, показатели, входящие в оценку уровня жизни населения, такие как децильный коэффициент будут рассмотрены в совокупности в виде интегрального показателя уровня жизни. С учетом того, что сведения о доли современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также удовлетворенности граждан степенью защищённости своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств являются, как правило, информацией ограниченного доступа, анализ данных показателей в исследуемом материале не освещается.

По данным статистики, начиная с 2013 года, экономика РФ вступила в стагнацию, что можно проиллюстрировать замедлением экономического роста, падением инвестиций в основной капитал и нулевым уровнем промышленного производства (в 2013 г. он составил 0,4%, в секторе обрабатывающей промышленности падение на 1,1%). В силу инвестиционного спада в 2014 году закономерным должно было стать дальнейшее замедление экономического роста даже без внешнего давления. Введенные санкции только ускорили переход от стагнации к рецессии, которая в 2015 году стала неминуемой.

С целью анализа состояния социально-экономического развития России анализируются такие ключевые макроэкономические параметры как: темп роста ВВП, состояние промышленности, размер инвестиций в основной капитал, объем грузоперевозок, оборот розничной торговли, выступающий в роли индикатора потребительского спроса, строительство, цены, курс национальной валюты, социальные показатели рынок труда и уровень жизни.

Анализируя ВВП страны по данным Росстата, явно виден рост показателя за период 2000-2014 гг, после чего наблюдается спад, например, за первый квартал 2015 г. падение ВВП составило 2,2.

По оценкам Минэкономразвития падение ВВП во втором и в третьем кварталах составит примерно 3,5-4%, в четвертом квартале прогнозно ожидает замедление падения до 2%. Однако экономика будет оставаться в рецессии, а ожидание замедления падения до 2% выглядит необоснованно оптимистично. Учитывая традиционную погрешность прогнозирования Минэкономразвития в сторону завышенных позитивных ожиданий, стоит ожидать более существенное падение (статистических данных по данному периоду на данный момент нет, что приводит к необходимости опираться на прогнозы и предварительную оценку).

Согласно опубликованной Росстатом информации предварительная оценка динамики ВВП в III квартале 2016 года, то есть снижение ВВП замедлилось до 0,4 % г/г (третий квартал подряд, с начала 2016 г.) по сравнению с падением на 3,7 % г/г в III квартале годом ранее, благодаря позитивной динамике добывающих производств и сельского хозяйства, а также наметившемуся замедлению спада в строительстве. В целом за девять месяцев 2016 г. валовой внутренний продукт (с учетом предварительной оценки III квартала) сократился на 0,7 % г/г, что совпадает с оценкой Минэкономразвития России. Сохранение отрицательной динамики произведенного ВВП связано с отрицательной динамикой производства, сложившейся в обработке, и сохранением низкого спроса на строительно-монтажные работы, на которые, в свою очередь, негативно влияет низкая инвестиционная активность. Тенденция падения ВВП продолжается пятый квартал подряд, причем во II квартале 2015 г. было зафиксировано так называемое «дно спада» -4,5 % г/г. Необходимо отметить, что к середине 2016 г. динамика ВВП все еще не восстановилась, однако почти приблизилась к нулевой отметке.

Рассмотрим более подробно динамику показателя по отраслям

По данным Росстата в октябре 2016 года сезонно сглаженный индекс ВВП, по оценке Минэкономразвития России, показал нулевую динамику, в то время как позитивную динамику с сезонной корректировкой показали обрабатывающие производства и строительство. За десять месяцев 2016 г. снижение ВВП оценивается в 0,7 % г/г, в том числе за октябрь – на 0,5 % г/г, однако, ситуация в промышленном производстве в целом в октябре 2016 г. несколько улучшилась относительно предыдущего месяца. О данной тенденции говорит и индекс промышленного производства, который снизился на 0,2 % год к году против снижения на 0,8 % в сентябре, по итогам десяти месяцев 2016 г. – вырос на 0,3 % год к году. Положительные темпы показывает, и добыча полезных ископаемых в октябре продолжает (0,8 % год к году), за десять месяцев 2016 года – рост на 2,2 % год к году.

Профиль изменения общеэкономической динамики за последние три года показывает, что в 2014-2016 гг. спад ВВП менее глубокий, но восстановление остается более затяжным, по сравнению с ситуацией 2008-2010 гг., когда положительная динамика ВВП восстановилась уже спустя три квартала после прохождения нижней точки спада. В конце III квартала 2016 г. Росстат опубликовал первую оценку формирования ВВП по источникам доходов за II квартал.

По сравнению с 2015 г., в текущем году усилилось перераспределение ресурсов в пользу оплаты труда наемных работников, как за счет снижения доли налоговой составляющей, так и за счет снижения доли валовой прибыли экономики. Снижение уровня чистых налогов на производство и импорт, включающих НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на имущество, в основном, обусловлено более низким уровнем мировых цен на энергоносители во II квартале 2016 г., по сравнению с аналогичным периодом 2015 г., что повлекло за собой снижение поступлений в бюджет таможенных пошлин, сокращение которых составило почти 40 % в номинальном выражении. Снижение относительной величины чистых налогов на производство и импорт сопровождалось значительным ростом относительной доли оплаты труда наемных работников (до 51 % ВВП). Это объясняется 8 %-ным (г/г) ростом номинального объема фонда заработной платы по экономике в целом, в результате его увеличения в добывающих отраслях (10,4 % г/г), торговле (12,4 % г/г), отраслях «финансовая деятельность (11,6 % г/г) и «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» (17,4 % г/г).

Обрабатывающие производства, к сожалению, в октябре вдвое замедлили темпы снижения против сентября (-0,8 % год к году), что в целом соответствует тенденции, характеризуемой снижением за январь-сентябрь на 0,9 % год к году.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды выросло на 1,1 % в октябре и на 0,7 % в январе-октябре год к году.

Резюмируя вышесказанное и анализируя информацию по формированию финансового результата по основным видам экономической деятельности вырос на 20,6 % г/г, можно сделать вывод о том, что: наибольший положительный вклад в прирост финансовых результатов деятельности организаций внесли операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, транспорт и обрабатывающие производства.

Рассматривая такой показатель, учитываемый при оценке национальной безопасности, как инфляция, необходимо отметить, что, например, по статистическим данным в октябре потребительская инфляция увеличилась до 0,4 % с 0,2 % в сентябре, в основном за счет удорожания продовольственных товаров, в том числе, за счет сезонного возобновления роста цен на плодоовощную продукцию, что вполне прогнозируемо. Динамика цен на другие товары и услуги положительна: рост цен на непродовольственные товары замедлился, а на услуги цены даже снизились. В целом, можно говорить о том, что в годовом выражении инфляция продолжает в 2016 году снижаться – до 6,1 % с 6,4 % в сентябре, чему способствуют низкий рост потребительских цен в текущем году и высокая база 2015 года. По данным за период с начала 2016 года по 14 ноября 2016 года прирост потребительских цен сохранился на минимальном уровне – 4,8 %, что на 6,9 п. пункта ниже прироста потребительских цен за аналогичный период 2015 года.

Анализируя динамику численности населения и демографическую ситуацию, в целом, необходимо отметить, что явно выражена положительная тенденция весь рассматриваемый период, к концу рассматриваемого периода – 2015 г. наметилась тенденция превышения родившихся людей над умершими, то есть наблюдается естественная прибыль населения, что, во многом, является результатом эффективных решений, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, в частности, позитивно повлияло введение федерального материнского капитала за 2 ребенка, регионального- за 3 ребенка и т.д. прирост населения (и, соответственно, рабочей силы) обеспечивается и за счет миграции, что также, во многом обусловлено решениями, принимаемыми на федеральном и региональном уровнях, изменением качеств жизни в стране.

Ситуация на рынке труда в течение рассматриваемого периода отличается стабильной цикличностью. Рассмотрим ее на примере данных 2016 года: в октябре отмечено снижение численности рабочей силы, которое связано со снижением численности занятого населения, обусловленное окончанием цикла сельскохозяйственных работ и сокращением туристического потока. Безработица продемонстрировала характерное для осенне-зимнего периода увеличение и ее уровень составил в октябре 5,4 % от рабочей силы. С исключением сезонного фактора безработица осталась на уровне предыдущего месяца – 5,5 % от рабочей силы. В целом, по данным статистики, можно говорить об улучшении ситуации на рынке труда, что характеризуется снижением числа безработных (данная тенденция стабильна в течение последнего десятилетия), практически исчезновением забастовок, что, однако, не привело к снижению просроченной задолженности по заработной плате и уменьшению числа случаев задержки заработной платы.

Далее рассмотрим доходы населения и потребительский рынок. Представленные данные свидетельствуют, в целом, об относительном росте доходов, однако, к концу рассматриваемого периода, темп роста доходов снижается значительно. Реальные располагаемые доходы по-прежнему остаются волатильными. Например, в 2016 году после существенного замедления сокращения в сентябре, данные за октябрь свидетельствуют об усугублении негативной динамики. Аналогичные тенденции демонстрирует и сезонно очищенная динамика реальных располагаемых доходов: после роста, зафиксированного в сентябре 2016 г., снижение в октябре составило 0,7 % м/м. Позитивные изменения в динамике потребительского спроса, наблюдаемые с июля текущего года, в октябре сменились ускорением сокращения оборота розничной торговли в годовом выражении. После около нулевой динамики в июле-августе 2016 г. и роста, зафиксированного в сентябре, динамика оборота розничной торговли с исключением сезонного фактора в октябре 2016 г. вновь вернулась в область отрицательных значении: снижение составило 0,5 % м/м. Платные услуги населению с исключением сезонного фактора в октябре текущего года сократились на 0,5 % м/м. важнейшую роль в ситуации с доходами населения, на наш взгляд играют разработанные и утвержденные «дорожные карты»,например, в сфере образования, что подчеркивает роль федеральных органов власти в повышении реальных и номинальных доходов населения.

Однако, рост номинальных доходов не привел, практически к росту реальных доходов населения -уровень жизни населения в 2015 году в результате инфляционных и девальвационных процессов достаточно резко снизился по данным статистика за 5 месяцев заработная плата населения уменьшилась на 8,8%, соответственно, реальные доходы населения уменьшились на 3%.

По итогам первых восьми месяцев 2016 года реальные денежные доходы населения продолжили свое снижение, причем темпы падения повысились. В январе-августе 2016 года реальные денежные доходы сократились на 5,5%, в то время как за аналогичный период прошлого года сокращение показателя было на уровне 4,8%.

Реальные доходы в январе-августе 2016 года выросли только в 11 субъектах РФ. Из них наиболее существенный рост зафиксирован в Республике Крым, Республике Ингушетия и в Белгородской области. В остальных регионах рост был менее чем на 3%.

Падение реальных денежных доходов произошло в 74 субъектах РФ. Согласно данным Росстата, наиболее существенно показатель снизился в Пермском крае, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Тыва и в Республике Алтай. Всего же в 10 регионах падение реальных денежных доходов было более 10%.

Опираясь на тренд изменения реальных доходов населения, представленный в рамках отчета на сайте, можно прогнозировать снижение уровня жизни в стране в целом и в Саратовской области в частности.

Вышеприведенная динамика доходов справедливо приводит к негативной оценке гражданами предстоящих изменений в уровне дохода и жизни и снижению индекса потребительской уверенности, который отражает совокупные потребительские ожидания населения.

Аналогичную тенденцию имеют и другие показатели потребительских ожиданий, такие как индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении, индекс произошедших изменений в личном материальном положении, индекс благоприятности условий для крупных покупок, индекс благоприятности условий для сбережений.

Анализ данных позволяет сделать вывод о значительных усилиях органов власти в направлении развития социальной сферы, о чем свидетельствует рост числа социально-реабилитационных служб и социально-оздоровительных центров, расширение и оснащение лечебных учреждений, что говорит о повышении качества жизни населения.

К позитивным тенденциям последних лет можно отнести и увеличение числа дошкольных учреждений в соответствии с изменением демографической ситуации и увеличением потребности в них.

Исследование информации по такому аспекту национальной безопасности как автономность государства, в плане обеспечения себя продуктами питания, что особо актуально в условиях агрессии со стороны ряда стран, говорит об эффективности усилий государства в области импортозамещения. Положительные тенденции импортозамещения позволяют сделать вывод об эффективности государственной политики импортозамещения и наращивании автономности и, как следствие, национальной безопасности.

Также положительной тенденцией является и усиление внимания к продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей, о чем свидетельствует доля данной продукции в валовом внутреннем продукте, которая растет, однако, темпы роста недостаточны. Необходимо отметить, что усилий, которые предпринимаются в данной области недостаточно и многие стратегические ориентиры не достигнуты, сроки программ развития в данной области перенесены, что требует активизации усилий органов власти в данном направлении. Аналогичная ситуация наблюдается и с затратами на исследования и разработки.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время на федеральном уровне обеспечению национальной безопасности уделяется значительное внимание, причем работа ведется как в направлении формирования нормативно-правового поля, так и в направлении разработке комплекса федеральных стратегических программ таких как «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года», «Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы», «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» и т.д. Об успешности данных действий на уровне, прежде всего, федеральных и региональных органов власти даже в условиях столь сложной и динамичной внешней среды, сложной внутренней ситуации (экономической, политической, социальной и т.д.) говорят достигнутые результаты и тенденции.


Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф