Меню Услуги

Роль государственного и муниципального управления в обеспечении национальной безопасности РФ (Саратовская область)

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
  • 1.1. Национальная безопасность как объект изучения: понятие, сущность и факторы ее обуславливающие
  • 1.2. Основные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
  • 1.3. Роль государственного и муниципального управления в обеспечении национальной безопасности РФ
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В АСПЕКТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ И ВЫЯВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
  • 2.1. Оценка тенденций и анализ достигнутых результатов государственного управления в обеспечении национальной безопасности РФ
  • 2.2. Основные направления повышения эффективности государственного управления как основы обеспечения национальной безопасности РФ
  • 2.3. Сравнительный анализ регионов России
  • ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В АСПЕКТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ (НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
  • 3.1. Анализ вклада регионального и муниципального управления в обеспечение национальной безопасности РФ на примере Саратовской области
  • 3.2. Основные направления совершенствования регионального и муниципального управления в соответствии с задачами обеспечения национальной безопасности страны (на примере Саратовской области)
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

ВВЕДЕНИЕ

Вступив во второе десятилетие XXI века, Российская Федерация продолжает оставаться перед лицом вызовов и угроз, способных серьезно дестабилизировать национальную безопасность. Интересы страны настоятельно требуют совершенствования теоретических, нормативно-правовых и институциональных аспектов функционирования системы обеспечения безопасности личности, общества и государства, являющейся неотъемлемым элементом института государственного и муниципального управления.

В зарубежной и отечественной науке существует широкий плюрализм относительно определения самого термина «национальная безопасность». С одной стороны, она понимается как состояние защищенности страны, как отсутствие угроз и опасностей объекту защиты.

Так, например, в западной политико-правовой мысли данный термин означает защиту населения и территории страны от любой внешней угрозы, а также способность отразить внешнюю агрессию. Таким образом, на методологическом уровне изначально имела место абсолютизация компонента военной силы. Поэтому понятие «национальная безопасность», прежде всего в США и странах Европы, рассматривается как синоним оборонной политики или полностью подменяет внешнюю политику. Поборники приведенного подхода могут видеть гарантию безопасности в банальном наращивании военной силы, что при появлении новых «невоенных» угроз не соответствует объективной реальности.

В целом ряде научных доктрин и документах, принятых международными организациями на рубеже ХХ — ХХI столетий, признавалась потребность в широком переосмыслении путей обеспечения безопасности. Предлагалось сместить акценты на устранение невоенных источников нестабильности: социально-экономических, технологических, демографических, экологических, информационных.

В итоге было сформулировано расширенное толкование безопасности, включающее отсутствие внешнего политического давления и экономического принуждения, возможность для государства свободно реализовывать национальные интересы, а также содействовать удовлетворению ключевых индивидуальных и групповых потребностей и правчеловека.

Общим для всех концепций являются представления об субъектах безопасности, ответственных за ее обеспечение. В этой области главенствует национальное государство, хотя признаётся, что некоторые случаи требуют согласованных усилий союзов государств или мирового сообщества в целом.

До принятия ныне действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в прежнем нормативном документе подчеркивалось, что обеспечение национальной безопасности России — это систематическая деятельность государственных органов, общественных институтов и отдельных граждан, направленная на надежную защиту национальных интересов РФ от внешних и внутренних угроз и эффективное противодействие им. Вновь утвержденная Стратегия национальной безопасности призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти), органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Таким образом, актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена:

— необходимостью уточнения современного содержания национальной безопасности, а также определения ее специфики применительно к современному этапу развития политической ситуации в стране и в мире;

— реально существующими угрозами национальной безопасности Российской Федерации, потребностями совершенствования государственной системы парирования, локализации и упреждения этих угроз;

— настоятельной необходимостью в переосмыслении и корректировки требований, как к результатам, так и к политическому содержанию деятельности органов государственного и муниципального управления РФ по обеспечению национальной безопасности.

В силу вышеназванных обстоятельств, а также в виду высокой общественно-политической значимости совершенствования системы национальной безопасности в Российской Федерации, исследование теоретико-методологических проблем, связанных с изучением деятельности органов государственной власти в указанной сфере относится к числу наиболее важных исследовательских задач.

Необходимо отметить, что государственное и муниципальное управление в области безопасности только тогда будет чётко и эффективно организовано, когда ясно и точно сформулирована официальная система принципов, на которых строится управление в области безопасности и определена система национальных приоритетов (в частности, обеспечения взаимосвязи и взаимозависимости ее элементов).

Теоретическую основу диссертации составили работы отечественных и зарубежных исследователей — политологов, философов, государственных деятелей, а также материалы научно-практических конференций, дискуссий, публицистические материалы таких авторов как: Д.А. Афиногенова, В.М. Баранова, О.А. Белькова, А.В. Возженникова, М.Ф. Гацко, М.Ю. Зеленкова, С.В. Коршунов, Н.А. Косолапого, В.П. Лузянина, В.И. Майорова, А.И. Николаева, Г. Оливье, Г.В. Осипова, А.В. Петрова, И.В. Радикова, В.А. Рубанова, Ю.А. Рыжкова, А.С. Синайского, А.Г. Хабибуллина, Т.Я. Хабриевой, И.К. Харичкина, В.В. Чебана, Дж. Даймонд, С. МакФарман, Д. Ромм, П. Палери, Ч. Майер, Р. Дэвис, Б. Броуди, Г. Кан, Г. Ласвелл, Г. Моргентау, Дж. Шлессинджер и др.

Методологическую основу исследования составили концептуальные положения политологии и конфликтологии, теории национальной и военной безопасностиА.А. Прохожева, их правовая и концептуально-теоретическая реализация в Российской Федерации.

В рамках исследования большое внимание уделялось как трудам вышеперечисленных авторов, так и анализу нормативно-правовой базы, в частности Федеральному закону «О безопасности», определяющему основные категории и целевые установки в части обеспечения национальной безопасности, Указам Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»[11] и от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», являющийся базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.

Эмпирическую базу исследования составили монографии, научные труды, публикации отечественных и зарубежных авторовпо исследуемой проблематике,таких как Поздняков А.И., Ехохина Д. С., Минякова Т. Е., Аникин В. И., Сурма И.В., Зубаревич Н.В., Шумов В.В., Чирков Д.К., Корчагин О.Н., Куковский А.А., Малько А.В., Возженников A.B., Зеленков М.Ю. , нормативные акты РФ, интернет-источники, периодическая литература, статистическая информация, в том числе представленная на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики.

Научная новизна диссертационного исследования заключается, прежде всего, в самой постановке, обосновании и способах решения актуальной научной задачи — политологическом анализе опыта и практики деятельности органов государственного и муниципального управления по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в рамках функционирующей системы, а также в выявлении основных направлений совершенствования деятельности указанных органов по обеспечению национальной безопасности применительно к современному этапу развития российской государственности.

Целью исследования является изучение роли государственного и муниципального управления в обеспечении национальной безопасности РФ на примере одного из ее регионов – Саратовской области.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

  • рассмотреть роль государственного и муниципального управления в обеспечении национальной безопасности РФ;
  • провести анализ функционирования системы государственного и муниципального управления в аспекте обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и выявление направлений ее совершенствования
  • выявить основные пути совершенствования регионального и муниципального управления в аспекте обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (на примере Саратовской области).

Предметом исследования является роль государственного и муниципального управление в обеспечении национальной безопасности РФ в Саратовской области.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась формально логической непротиворечивостью и корректностью исходных методологических позиций, применением апробированных методик и инструментария, обоснованным выбором данных мониторинга развития внутриполитической ситуации в Российской Федерации и в Саратовской области. Для обеспечения объективности результатов исследования использовалось консультирование со специалистами по рассматриваемой проблеме.

Несмотря на значительный объем публикаций по теме диссертации, следует отметить, что проблема обеспечения национальной безопасности, в части касающейся поиска оптимальных путей совершенствования деятельности органов государственного и муниципального управления Российской Федерации в указанной сфере, не является достаточно разработанной. Какой-либо общепринятой позиции по данному вопросу в научной среде пока не сформировано.

Таким образом, актуальность темы, недостаточная степень ее разработанности, объективно возрастающие потребности в ее политологическом осмыслении и явились побудительным мотивом для диссертационного исследования.

При написании работы были использованы такие методы как анализ и синтез, диалектический метод, индукция, дедукция, формально-юридический метод, структурно-функциональный метод и др.

Поставленные цель и задачи исследования, логика работы определила ее структуру, которая включает в себя введение, 3 главы, включающих три параграфа, заключение и библиографический список.

 

ГЛАВА 1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

1.1 Национальная безопасность как объект изучения: понятие, сущность и факторы ее обуславливающие

Национальная безопасность РФ является одной из важнейших задач государства и ее обеспечение является важнейшей функцией государства, что нашло отражение и в государственной политике, где вопросы национальной безопасности являются приоритетными.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Говоря о безопасности страны и, в частности о национальной безопасности, необходимо отметить, что в общем виде понятие безопасности было сформулировано в Законе РФ «О безопасности» (1992 г.) и Концепции национальной безопасности (2000 г.). Согласно данным источникам под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

При этом под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает возможности перспективного развития индивида. На сегодняшний день данные источники уже не актуальны, а действующим документом является Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», являющийся базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.

Анализ основных задач обеспечения национальной безопасности РФ целесообразно провести, сопоставляя «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» и «Стратегию национальной безопасности РФ». Сопоставление данных двух документов позволяет выявить следующие тенденции в обеспечении национальной безопасности страны на современном этапе:

1. Изменился понятийный аппарат в части основного понятия-понятия национальной безопасности, что подчеркивает фундаментальность изменений. В новой Стратегии словосочетание «территориальная целостность» как основной объект национальной безопасности заменено на словосочетание «государственная и территориальная целостность», что подчеркивает многоаспектность понятия национальной безопасности и подтверждает тот факт, что возможно нарушение государственной целостности без нарушения целостности территории, например, в случае значительного политического раскола в стране (ситуация в Украине является тому примером). Кроме того, такой аспект национальной безопасности как автономность страны, на наш взгляд, подразумевает не только географическую автономность и целостность, но и политическую, экономическую и т.д., что подчеркивает целесообразность рассмотрения именно государственной и территориальной целостности.

В новой Стратегии национальной безопасности РФ, как основополагающем документе обеспечения национальной безопасности, большое внимание уделяется конкретизации понятия «устойчивое развитие Российской Федерации», которое фактически заменено на понятие на «устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации», что подчеркивает неразрывную взаимосвязь и взаимозависимость национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны. По мнению автора, данная замена понятий не только конкретизирует понятие устойчивое развитие, но и значительно ограничивает развитие государства только социально-экономическим развитием, целесообразность чего вызывает сомнения, так как существуют еще и другие сферы развития государства (развитие –необратимое изменение системы во всех ее аспектах и направлениях).

В новой Стратегии национальной безопасности РФ происходит замена понятия «суверенитет» на «независимость», что вполне логично, учитывая, что понятие независимость шире понятия «суверенитет».

2. Проведенный анализ позволяет говорить о том, что изменение нормативно-правовой базы происходит в соответствии с системным подходом, что находит подтверждение в достаточно полном описании именно системы национальной безопасности с описанием основных элементов, уделяя внимание обороне страны, что подчеркивает соответствие нормативно-правовой базы реальной ситуации в мире. Данный документ, по сути, связал такие понятия как безопасность страны и ее оборона, так как ранее данные понятия были нормативно не связаны, о чем свидетельствует анализ таких документов как Федеральные законы от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» и от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», которые не имеют соответствующих упоминаний и отсылок друг к другу.

Несмотря на то, что национальная безопасность включает все возможные виды безопасности, разработчики документа определили, что это, прежде всего государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая безопасность и безопасность личности.

3. В современном мире одной из основных тенденций является рост институтов гражданского общества, что объективно повышает эффективность деятельности по обеспечению национальной безопасности. Именно взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности позволит обеспечить эффективность деятельности на всех уровнях в вопросах обеспечения национальной безопасности, что подчеркивается многогранностью понятия национальная безопасность и разноплановостью задач по обеспечению национальной безопасности. По мнению автора, целесообразно конкретизировать основные гражданские институты, которые целесообразно привлекать к обеспечению национальной безопасности.

4. Важной тенденцией в современном мире является необходимость в усилении патриотизма, что рассматривается, например, в нормативных документах, определяющих молодежную политику и т.д., а также уровня правосознания и правовой культуры граждан в целях обеспечения национальной безопасности России. Учитывая притеснение культуры и языка российского народа в ряде стран, целесообразно рассмотреть вариант усиления его позиций и осознания его ценности через призму образования и общественного мнения в рамках РФ.

5. В настоящее время неясной остается роль Совета Безопасности, о чем свидетельствует тот факт, что, например, в Стратегии национальной безопасности РФ отмечена координирующая роль Совета Безопасности РФ при реализации государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности. Согласно Федеральному закону Совет Безопасности рассматривается как конституционный совещательный орган, что ставит вопрос о совещательной или координирующей роли, так как данные роли не тождественны.

6. В течение последних лет большое внимание уделяется на всех уровнях власти системе стратегического планирования, о чем свидетельствует активная деятельность, направленная на формирование полноценного законодательного регулирования, в частности, принятие Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы стратегического планирования. Результатом стратегического планирования является и Стратегия национальной безопасности РФ, связанная с другими стратегиями, концепциями, доктринами и т.д. В целом, Стратегия национальной безопасности РФ является документом, определяющим стратегические приоритеты, цели и меры внутренней и внешней политики, характеризующие состояние национальной безопасности Российской Федерации, что подчеркивает тот факт, что стратегическое планирование является неотъемлемой частью системы обеспечения национальной безопасности России.

7. Стратегия национальной безопасности РФ разработана на неограниченный срок, то есть носит постоянный характер, но с учетом корректировки, которая будет проводиться один раз в шесть лет, однако, на наш взгляд, строгое закрепление периода в 6 лет в документе, который носит постоянный характер, может снизить адаптивность данного документа, что связано со сложностью и динамичностью ситуации в мире и в стране.

В целом, анализируя направления и задачи обеспечения национальной безопасности и основные нормативные документы в динамике, можно отметить, что динамика изменений положительная, так как системность и комплексность задач позволяют более эффективно обеспечить национальную безопасность РФ.

В большинстве проанализированных источников безопасность как раз и понимается как отсутствие опасности, состояние и мера защищенности субъекта от угроз, ущерба. В научной литературе и других источниках, говоря о безопасности, используют такие термина как: «безопасность», «национальная безопасность», «государственная безопасность», «международная безопасность», «глобальная безопасность» и т.д., что говорит о многогранности понятия «безопасность» и отражает специфику феномена безопасности в определенных сферах деятельности сфере деятельности, а также отражает общее, устойчивое, которое характерно для всех областей жизнедеятельности общества.

К основным объектам безопасности согласно нормативной базе исследования относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

В соответствии с поставленными задачами в рамках данного исследования будет рассмотрена сущность национальной безопасности.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее — граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

В соответствии с данным определением целесообразно, на наш взгляд, раскрыть сущность следующих понятий:

— «национальные интересы Российской Федерации» — совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства;

— «угроза национальной безопасности» — прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Анализ научной литературы позволил выявить три подхода к национальной безопасности:

  1. Безопасность как защищенность национальных интересов от внутренних и внешних угроз.
  2. Безопасность как сохранение целостности, устойчивости, стабильности страны, государства, общества как социальной системы при деструктивных воздействиях на нее (системно-философский подход);
  3. Безопасность определяется как защищенность национальных ценностей, национального достояния от значимого ущерба (аксиологический подход).

Наиболее распространенным является первый подход, нашедший отражение в нормативных актах. Существует в литературе по изучаемой тематике также точка знания, что понятие национальной безопасности целесообразно связать с источником власти в стране, согласно которой род национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

В целом, подходы к определению национальной безопасности, по нашему мнению, могут быть обобщены с позиций системного подхода, что подразумевает рассмотрение национальной безопасности как системы защиты личности, отдельных социальных групп и их совокупностей, их прав и свобод, материальных и духовных ценностей, конституционного строя и суверенности, независимости государства от различного рода деструктивных сил, что подчеркивает комплексный характер национальной безопасности.

Автор, в целом согласен с подходом А.А. Куковского, который в рамках своего исследования рассматривает национальную безопасность как сложную многоуровневую, открытую, динамичную систему со специфическими структурными и функциональными компонентами, применяя системный подход к анализу данного понятия, выявляя наиболее значимые сущностные свойства и структурные элементы.

В соответствии с приведенным выше определением угрозы национальной безопасности, которое показывает многообразие возможных угроз, целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть классификацию угроз национальной безопасности, что позволит улучшить организацию противодействия угрозам с учетом их сути и специфики.

Угроза национальной безопасности неразрывно связана с определенным национальным интересом, не может быть угроза в отсутствии интереса.

Содержание угрозы национальной безопасности определяется:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— затрагиваемыми национальными интересами страны, что отражает ее значимость;

— обстоятельствами (собственной уязвимостью — степени защищенности отданной угрозы), что определяет потенциальный ущерб при реализации угрозы;

— местом и временем проявления негативных факторов и условий;

— возможностями, намерениями и волей субъекта угрозы (потенциального противника или конкурента).

В литературе по исследуемой тематике приводится значительное число классификаций, основными из которых являются:

1. По государственной принадлежности источника (по местонахождению источника опасности), формирующего угрозу, угрозы национальной безопасности бывают:

— внешние (опасность исходит от иностранного государства или его граждан, лиц без гражданства, находящихся на территории иностранного государства);

— внутренние (опасность исходит со стороны Российской Федерации или ее лиц без гражданства, находящихся на территории России.

Более подробно внешние и внутренние угрозы можно классифицировать по следующим критериям.

Внутренние угрозы национальной безопасности:

— усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения;

— усиление неравномерности экономического развития регионов;

— усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации;

— повсеместное нарушение единого правового пространства;

— снижение физического здоровья населения;

— деформация отраслевой структуры национальной экономики;

— усиление межэтнической и межнациональной напряженности;

— демографический кризис;

— криминализация российского общества;

— резкое снижение научно-технического потенциала России.

Необходимо отметить, что все внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны, а их ликвидация позволит не только обеспечить должный уровень национальной безопасности, но и сохранить российскую государственность.

В свою очередь внешние угрозы национальной безопасности классифицируются как:

— снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений;

— снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений;

— усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации;

— снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;

— усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;

— ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций;

— активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

— наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожен (ОМУ);

— создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;

— международный терроризм;

— территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;

— резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.

Подобная классификация (на внутренние и внешние) имеет практическое значение, хотя в современном мире воздействие многих угроз имеет трансграничный характер (например, угроза терроризма, при которой в рамках международных террористических сообществ и групп, центр которых может находиться в иностранном государстве, а организованные им террористические группы — на территории Российской Федерации).

Необходимо отметить, что обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне возможно лишь в условиях постоянного контроля внешних и внутренних угроз с учетом того, что их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

2. По степени сформированности угрозы национальной безопасности бывают:

— потенциальные (представляют собой зарождение опасности, формирование предпосылок, возможность нанесения вреда)

— реальные (представляет собой окончательно сформировавшееся явление, когда для нанесения вреда не хватает одного или нескольких факторов или условий).

Указанная классификация дает возможность прогнозировать и предупреждать возможность нанесения вреда национальной безопасности на самых ранних стадиях формирования угрозы, а также снижать остроту реальной угрозы при ее возникновении.

3. По характеру угроз, определяемых их источником и спецификой угрозы национальной безопасности, бывают:

— природные (сейсмические, угроза наводнения, пожаров и других стихийных бедствий);

— антропогенные (экологические и техногенные);

— социальные (военные, информационные и политические).

Данная классификация дает возможность оценивать и ранжировать угрозы, тем самым выявлять наиболее серьезные, первоочередные, проводить мероприятия по их предотвращению и профилактике, что позволяет повысить эффективность деятельности по обеспечению национальной безопасности в целом и по компонентам.

4. По областям человеческой деятельности угрозы национальной безопасности выделяют в экономической, оборонной, социальной, политической, информационной и в международной сферах. Указанная классификация угроз национальной безопасности, в целом, соответствует распределению функций и задач между органами, обеспечивающими национальную безопасность Российской Федерации.

5. По степени субъективного восприятия угрозы национальной безопасности бывают:

— завышенные (объективно существующие угрозы с завышенным уровнем реальной опасности);

— заниженные (объективно существующие угрозы с заниженным, вплоть до полного игнорирования, уровнем реальной опасности);

— мнимые (ложные, надуманные, искусственно сформированные угрозы при отсутствии достаточно реального основания для этого);

— адекватные (угрозы, отражающие реальные случаи, когда реальные параметры угроз с максимальной точностью совпадают с их субъективным восприятием);

— неадекватные (угрозы, отражающие случаи, когда реальные параметры угрозы не совпадают или совпадают минимально с их субъективным восприятием).

Важно, что оценка объективно существующей угрозы всегда несет в себе элементы субъективизма, что позволяет сделать вывод о том, что оценка объективно существующей угрозы является искаженным отражением объективной действительности, причем искажения в восприятии угрозы могут быть значительными. Данная классификация, в целом, имеет огромное значение для практического применения.

6. По отношению к человеческой деятельности угрозы национальной безопасности бывают:

— объективные угрозы (формирующиеся независимо от целенаправленной деятельности человека);

— субъективные (угрозы создающиеся сознательно)

7. По объектам угрозы национальной безопасности разделяют на угрозы личности, обществу и государству. На данную классификацию угроз национальной безопасности опираются при организации деятельности органов, которые обеспечивают национальную безопасность Российской Федерации.

В целом, можно сделать вывод о том, что вышеперечисленные классификации угроз в значительной степени влияют на формирование, развитие и практическую деятельность системы государственных органов, которые обеспечивают национальную безопасность Российской Федерации.

Перечень основных характеристик состояния национальной безопасности, как правило, уточняется по результатам мониторинга состояния национальной безопасности.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4