1.2. Пословицы как отражение нац характера
1.2.1 Понятие национального характера
Мы , что необходимо национальный менталитет и характер. Отличие менталитета от национального заключается, в понимании, в следующем: связан преимущественно с , концептуальной, когнитивной сознания, а характер – с эмоционально-психологической человека.
Национальный – это сложившиеся эмоционально-психологические поведения в обществе.[Стернин ]
С понятием национального характера каждой связаны культура, национальные приоритеты и .
Ценность объектно-субъектный характер и в связана с . Человек является социальным, соответственно и ценностей связано с . Без социума не и существование ценностей. и вещи существуют в связи с социумом, не существовало бы оценки.
Национальные – это совокупность духовных представителей тех или иных общностей, в находит отражение их своеобразие [Тер-Минасова; 283].
Эти ценности более и более материализованными, в от других ценностей.
В работе мы будем классификации , предложенной Лапиной С.В. [ 2005; 62]. В своей С.В. Лапина выделяет виды :
Национальные духовные включают все сферы народа, составляют его облик и . Нет плохих народов, нет идеальных, если бы все одинаковы, не представляли бы ценности для .
Сословно-классовые ценности основаны на основных социальных и ценностей, отдельных и социальных .
Локально-групповые ценности объединяют группы людей, место проживания и . Эти ценности с некоторыми социально-типичными людей в сфере и нередко в сфере . Речь о ценностях, которые для молодежи.
Семейные . Семья считается общества, от между членами , физического и нравственного каждого из членов зависит всего человеческого . Поэтому семейные , которые передаются из в поколение в семье, играют важную роль в культуры. Такими считаются традиции (нравственные, , художественные или даже бытовые).
Индивидуально-личностные с идеями и , которые особенно только отдельно человеку. Они заимствуются из социально-культурной или создаются в результате творчества личности.
1.2.2. Ценности английской нации
Проблемой ценностей английской нации занимались Дж. Паксман [Паксман http], А. Вежбицкая [Wierzbicka: 2003], В.Г Крысько [Крысько1999], В. В. Ощепкова [Ощепкова: 2012], А. В. Павловская [Павловская:1998], Тер-Минасова С.Г. [Тер-Минасова: 2000] и др.
Среди основных ценностей английской культуры исследователи чаще всего выделяют индивидуализм, рационализм, независимость, прагматизм, любовь к соревнованиям, равенство, традиционализм, толерантность. Все они влияют на образ жизни, межличностные отношения и поведение англичан.
Сквозь призму национальных ценностей можно рассматривать так же национальный характер.
Термин «национальный характер» используется для описания непреходящих характеристик личности и уникальных стилей жизни, обнаруженных среди населения отдельных национальных государств. Такие характеристики иногда рассматриваются на абстрактном уровне, то есть, как культурное поведение без фактической ссылки на обязательно отличительные механизмы взаимодействия личности. Оно также может рассматриваться, как мотивированные основные психологические механизмы, характерные для данного народа.
Известный исследователь национального характера И.С. Кон определяет данный феномен как набор специфических для определённой этнической общности социально-психологических черт [Кон 1971: 124].
На рассмотрение характеристики национальных черт англичан также может влиять набор стереотипов, касающихся их поведения. Этот набор составляется из впечатлений представителей других народов, которым удалось пообщаться с представителями английской нации. Это так называемые национальные стереотипы.
Англичане имеют специфическое чувство юмора, которое иногда может быть трудно понятным для иностранцев.
Кроме, того англичане считаются чопорными снобами.
Однако стереотипные представления других народов о представителях английской нации иногда не совпадают с реальными национальными характеристиками англичан.
Е.Е. Коптякова объясняет это тем, что носитель другой культуры традиционно воспринимается как «чужой». В оппозиции «свой – чужой» возникает конфликт культур: родная культура объединяет людей, но одновременно и отделяет их от других, чужих культур [Коптякова 2009:42].
У англичан есть несколько живых традиций, но они слишком индивидуалистические. Они гордятся тем, что любят перемены. Англичане достаточно консервативны, и это качество ещё умножено на индивидуализм.
Англичане высоко ценят точность и пунктуальность, холодность и учтивость. Многие люди поддерживают социальные контакты через работу и, отчасти в результате этого, профессия является слагаемым успеха и обеспечивает чувство идентичности. Они вовсе не снобы, пабы являются самым популярным видом досуга вне дома и важной частью британской жизни. Современные англичане толерантно относятся к приезжим, никогда не проявляют себя враждебно, не склонны к мелким и крупным ссорам.
У англичан есть свой свод правил, которым они следуют в повседневной жизни.
Во-первых, англичане склонны к пуританству, как подчеркивают Энтони Майол и Девид Милстед [Майол, Милстед http]. Например, в Англии существуют свои нормы торговле спиртными напитками, которые достаточно строги. Они касаются часов и правил, согласно которым продаются эти напитки в увеселительных заведениях и отелях. В этом проявляется английское пуританство.
Как правило, англичане ценят индивидуальность, но несмотря на это, им необходимо чувствовать себя членом команды. В Британии большой популярностью пользуются разные клубы и общества, многие из которых создавались только в научных или академических целях – Общество Джейн Остин, Институт Психических Исследований, общество «The Sealed Knot«(«Тугой Узел»), которое занимается воссозданием известных баталий гражданских войн 1642-1646 гг., Общество по предотвращению незапланированных полетов над Атлантикой [Майол, Милстед http].
Англичане любят классовую систему, что доказывает их желание быть частью какого-то общества. Раньше аристократия, купцы и трудящиеся были тремя основными классами английского общества. Но, со временем трудящиеся и аристократия стали вытесняться из-за стремительного роста купечества, а купечество, то есть средний класс разделился на верхний, средний и низший [Майол, Милстед http].
Согласно Майол и Милстед [Майол, Милстед http], в последней четверти XX века английское общество снова коренным образом изменилось. В обществе стали существовать пять основных социальных групп, которые обозначались буквами алфавита: верхние слои общества– буквами AB, а средние – буквами ВС. Самый нижний слой также разделили на группы D и Е. Те, кто попадают в группу D, считают, что их общество недооценило и лишило их многих возможностей, что вызывает у них презрение ко всем остальным слоям. Те же люди, которые находятся в группе Е, совсем не учитываются. Тем самым большое количество англичан остаются в группе ВС. Люди, которые попадают в подгруппу С, постоянно хотят попасть в подгруппу В. Все, кто попал в подгруппу В хотят забыть о подгруппе С.
Дистантность, или автономия личности «privacy» и равенство являются теми ценностями в общении, которые оказывают наибольшее влияние на поведение англичан и на то, как они общаются между собой.
Английские словари дают такое определение слову privacy, как ‘being alone and undisturbed: the right to this freedom from intrusion or public attention’ [OPED 2000: 641], ‘the state of being able to be alone and not seen or heard by other people: the state of being free from public attention [LDCE 1995:121].
Предлагаемый русский перевод – «уединение», «уединенность» [НБАРС1999:770] – не охватывает всю семантику данного слова. Лексема «privacy», по мнению Курбанова И.А., наряду с другими англосаксонскими безэквивалентными единицами такими как “self” – «самостоятельность личности», “tolerance” – «толерантность», “challenge” – «некоторая сложная задача или проблема, требующая усилий, сил, мужества для её решения» и другие подчёркивают уникальность, национальное своеобразии данных концептов в сознании народа[ Курбанов2009: 40].
Чтобы понять глубину значения слова «privacy», необходимо рассмотреть однокоренные слова – «private», «privately» – и их русские семантические эквиваленты.
Прилагательные «частный», «личный», которые русские часто ассоциируют со словом «private», не являются полными эквивалентами данного прилагательного, так как это прилагательное сочетается с достаточно большим количеством слов. Помимо private property (частная собственность), private life (личная жизнь), встречаются такие словосочетания, как private conversation (конфиденциальный разговор, частная беседа), private information (секретная информация), private meeting (закрытое заседание), private talks (неофициальные переговоры); private concert (домашний концерт, или концерт для узкого круга приглашенных), private ceremony, private party (частная церемония, вечеринка, куда вход только по приглашениям), private thoughts (тайные, сокровенные мысли).
А. Вежбицкая, которая считает, что личная автономия является отличительной чертой современного английского общества, подчеркивает, что в современном употреблении privacy является «не описательным, а идеологическим термином» [Wierzbicka 2003:26]. И действительно, этот термин связан с идеологией, взглядом на мир, образом жизни, типом отношений, он также устанавливает нормы и правила поведения в английском обществе.
Таким образом, можно сказать, что для лучшего понимания представителей английской культуры важно знать особенности их ценностной системы. Англичане уважают право на частную жизнь и личное пространство любого индивида, ценят индивидуальность, достаточно консервативны, что выражается в склонности к пуританству и любви к классовой системе.
1.2.3. Ценности русской нации
В основе Русской культуры лежат русские национальные ценности. Чтобы понять, что такое русская культура, надо сначала разобраться в исторически сложившихся, традиционных ценностях русского народа, осознать ментальную систему ценностей русского человека. Ведь русскую культуру создают именно русские люди со своим мировоззрением и душевным укладом: не являясь носителем русских ценностей и не обладая русским менталитетом невозможно создавать русскую культуру или воспроизводить её в своем ежедневном быте, а любые попытки на этом пути будут подделкой.
В основе Русской культуры лежат русские национальные ценности.
Наиважнейшую роль в развитии русского народа, русского государства и Русского мира сыграла земледельческая крестьянская община, то есть истоки генерирования русской культуры были заложены в системе ценностей русской общины. Предпосылкой существования русского индивида является эта самая община, или как раньше говорили «мир». Следует учесть, что значительную часть своей истории русское общество и государство формировались в условиях военного противостояния, что всегда заставляло пренебрегать интересами отдельных людей ради сохранения русского народа в целом, как самостоятельного этноса.
У русских, цели и интересы коллектива всегда выше личных интересов и целей отдельно взятого человека — все индивидуальное легко приносится в жертву общему. В ответ же, русский человек привык рассчитывать и надеяться на поддержку своего мира, своей общины. Такая особенность приводит к тому, что русский человек легко откладывает свои личные дела и полностью посвящает себя общему делу. Именно по-этому русские являются государственным народом, то есть таким народом, которые умеет формировать что-то общее, большое и обширное. Личная выгода всегда следует после общественной.
Русские являются государственным народом потому, что умеют формировать что-то общее для всех.
Истинно русский человек безапеляционно уверен — сначала надо устроить общие социально-значимые дела, а уже потом это единое целое станет работать на всех членов общины. Коллективизм, потребность существовать вместе со своим социумом — одна из ярчайших черт русского народа. Русский человек — это соборный человек.
Еще одна базовая русская национальная ценность — это справедливость, так как без ее четкого понимания и воплощения не возможна жизнь в коллективе. Суть русского понимания справедливости заключается в социальном равенстве людей составляющих русскую общность. Корни этого подхода лежат в древнерусском экономическом равенстве мужчин по отношению к земле: изначально члены русской общины наделялись равными земледельческими долями из того чем владел «мир». Именно по-этому, внутренне, русские стремятся к такой реализации понятия справедливости.
В русском народе спор в категориях правды-истины и правды-справедливости побеждать всегда будет справедливость. Русскому не так важно как было когда-то и как есть на данный момент, куда важнее что и как должно быть в будущем. Поступки и мысли отдельных людей всегда оценивались через призму вечных истин поддерживающих постулат справедливости. Внутреннее стремление к ним гораздо важнее пользы конкретного результата.
Поступки и мысли отдельных людей всегда оценивались через призму справедливости.
Индивидуализм у русских очень сложно реализуем. Это связано стем, что исстари, в земледельческих общинах люди наделялись равными наделами, периодически производились переделы земли, то есть человек не был собственником земли, не имел права продавать свой кусок земли или менять культуру возделывания на нем. В такой ситуации было нереально проявить индивидуальное мастерство, которое на Руси ценилось не слишком высоко.
Почти полное отсутствие личной свободы сформировало у русских привычку к авралам, как эффективному способу коллективной деятельности во время сельскохозяйственной страды. В такие периоды феноменальным образом сочетались труд и праздник, что позволяло до известной степени компенсировать большое физическое и эмоциональное напряжение, а также отказаться отличной свободы в хозяйственной деятельности.
Общество основанное на идеях равенства и справедливости не смогло утвердить богатство как ценность: грехом считалось алчное стремление к безграничному увеличению богатства. В тоже время жить зажиточно до определенной степени было вполне почитаемо — в русской деревне, особенно в северных регионах, простые люди уважали торговцев, которые искусственно затормаживали свой торговый оборот.
Просто став богатым нельзя заслужить уважение русской общины.
Своеобразна такая русская национальная особенность как отношение к труду: труд сам по себе не является ценностью — он не считается средством безусловно определяющим земное призвание человека и критерием формирования души. Всем хорошо известна поговорка «Работа не волк, в лес не убежит», из которой следует, что в системе русских ценностей труд занимает подчиненное место. В тоже время, творческое начало в русском человеке в значительной мерой сформировано как раз тем, что жизнь у русских не слишком не ориентирована на труд.
Еще одними характерными узловыми точками в системе русских национальных ценностей являются терпение и страдание. Это важнейшие критерии для русского, наряду с самоограничением и воздержанием. Постоянная готовность пожертвовать чем либо в пользу другого человека является продолжением готовности терпеть и страдать. В русском обществе конкретный человек не сможет получить высокий статус и уважение к нему без его искренней личной жертвенности. «Бог терпел, и нам велел» гласит известная русская народная пословица.
Подвиг у русских это не личное геройство — он всегда должен быть направлен «на вне человека»: смерть за свое Отечество и Родину, подвиг за други своя, на миру и смерть красна. Бессмертную славу получали люди жертвовашие собой ради других и на глазах у своей общины. В основе русского ратного подвига, самоотверженности русского солдата всегда лежало презрение к смерти и уж потом — ненависть к врагу. Вот это презрение к возможности погибнуть ради чего-то очень важного уходит корнями в готовность терпеть и страдать.
В основе русского ратного подвига, самоотверженности русского солдата лежит презрение к смерти.
Широко известная привычка русских пострадать — не мазохизм. Посредством личностного страдания русский человек самоактуализируется, завоевывает личную внутреннюю свободу. В русском понимании — мир устойчиво существует и непрерывно движется вперед только посредством жертв, терпения и самоограничения. В этом кроется причина русского долготерпения: настоящий русский вытерпит очень многое, если будет знать, зачем это нужно…
поведение народа, образом – это менталитета и национального в стандартных ситуациях. , поведение всегда как логической, так и сферой человека, так что разграничение менталитета и в значительной степени , но во многих оно оказывается необходимым.
картина мира собой национальную в совокупности с менталитетом. Тем не менее, на тесную связь, и концептосфера – разные , и их изучение разных методов и . В принципе менталитет, , сфера не лингвистики, не , не когнитивной , а социальной и национальной .
