Меню Услуги

Нравственно-волевая готовность к школе как следствие выполнения трудовых поручений

Страницы:   1   2   3   

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ТРУДОВЫЕ ПОРУЧЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • 1.1 Трудовое воспитание и его значение в формировании личности
  • 1.2 Виды и формы организации труда дошкольников
  • 1.3 Поручения как одна из форм организации труда дошкольников
  • Выводы по первому разделу
  • 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТРУДОВЫХ ПОРУЧЕНИЙ
  • 2.1 Понятие психолого-педагогической готовности к школе
  • 2.2 Нравственно-волевая готовность как часть психолого-педагогической готовности
  • 2.3 Трудовые поручения как фактор повышения нравственно-волевой готовности к школе
  • Выводы по второму разделу
  • 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
  • 3.1 Констатирующий эксперимент по определению уровня нравственно-волевой готовности к школе у старших дошкольников
  • 3.2 Формирующий эксперимент по повышению уровня нравственно-волевой готовности
  • 3.3 Контрольный эксперимент
  • Выводы по третьему разделу
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в предшколе и в семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен.

Нравственно-волевая готовность к обучению в школе выражается в достижении ребёнком к концу дошкольного детства такого уровня развития нравственного поведения, воли, моральных чувств и сознания, который позволяет ему активно принять новую социальную позицию и построить свои взаимоотношения с учителем и одноклассниками на нравственной основе. Содержание нравственно-волевой готовности к школе определяется теми требованиями к личности и поведению ребёнка, которые обуславливаются позицией школьника. Данные требования буквально с первых дней обучения в школе ставят учащегося перед необходимостью самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, неуклонно соблюдать правила культуры поведения во взаимоотношениях с учителем и учащимися, аккуратно и бережно обращаться со школьными принадлежностями.

Для нравственно-волевой готовности дошкольников к школе необходимо предварительно провести большую работу на этапе дошкольного периода. Одним из методов выработки нравственно-волевой готовности является труд, в частности, трудовые поручения.

Согласно определению энциклопедического словаря, под понятием «труд» понимается «целесообразная деятельность человека, на­правленная на видоизменение и приспособление предме­тов природы для удовлетворения своих потребностей».

Труд является важнейшим средством воспитания, начиная с дошкольного возраста. В процессе трудовой деятельности происходит формирование личности ребёнка, складываются коллективные взаимоотношения.

Процесс воспитания дошкольников необходимо организовать так, чтобы они научились понимать пользу и значимость труда для себя и коллектива. Согласно А.С. Макаренко основным элементом воспитательной работы в ДОУ является труд.

Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Изучением труда в своих работах занимались А.С.Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. Важное значение трудовому воспитанию придавал и К.Д. Ушинский, который во многих своих работах опре­делил теоретический и методологический взгляд на труд детей.

В процессе трудовой деятельности у ребёнка кардинально меняется представление о себе и об окружающем мире, а также самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка, развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Таким образом, одним их важнейших факторов, влияющих на развитие личности ребёнка является труд.

Начальной формой трудового воспитания детей дошкольного возраста, являются поручения. Самая простая и доступная детям форма организации труда. Эту проблему изучали В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, А.Д. Шатова,Крулехт. В своих работах они доказали, что трудовые поручения могут стать средством воспитания и взрослые должны обязательно учитывать возможности каждого ребёнка.

Однако проблема формирования нравственно-волевой готовности к школе не во всех аспектах достаточно изучена. Это и определило выбор темы исследования.

Объект исследования – нравственно-волевая готовность к школе детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – трудовые поручения как средство повышения нравственно-волевой готовности к школе у старших дошкольников.

Гипотеза исследования: предполагается, что правильно организовав трудовую деятельность детей с использованием поручений можно добиться положительной динамики в формировании нравственно-волевой готовности дошкольников к школе.

Исходя из этого, целью исследования является выявление возможностей трудовых поручений для повышения нравственно-волевой готовности к школе у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме.
  2. Охарактеризовать сущность и основные составляющие нравственно-волевой готовности к школе.
  3. Изучить возможности трудовых поручений для формирования нравственно-волевой готовности к школе.
  4. Составить и провести план работы по повышению уровня нравственно-волевой готовности к школе с использованием трудовых поручений.
  5. Оценить эффективность использования трудовых поручений дляЛичность — человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и методов, характеризующих человека как члена общества[31].

Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами[35]

Трудовое воспитание — формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в социалистическом обществе — в широком смысле — целенаправленное формирование коммунистического отношения к труду как основы нового духовного облика человека, воспитания высокосознательного и всесторонне развитого гражданина; органическая составная часть коммунистического воспитания; в более узком смысле — целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельности (Большая советская энциклопедия)[35].

Трудовое поручение возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить — значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива[24].

Трудовая деятельность — это деятельность, направленная на развитие у детей общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии[24].

Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Парус» Нижегородской области п. ППК, старшая группа.

Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка источников и приложений.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

 

1. ТРУДОВЫЕ ПОРУЧЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Трудовое воспитание и его значение в формировании личности

 

Труд — это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Трудовое воспитание подрастающего поколения всегда оставалось одной из наиболее важных проблем отечественной педагогики. В последние годы в теории дошкольной педагогики разработаны содержание, методы и средства трудового воспитания ребенка, и потому возможно говорить о формировании системы трудового воспитания.

К настоящему времени:

— определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание;

— выделены формы организации ребенка в труде;

— исследуется процесс развития положительного отношения к труду взрослых;

— рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье;

— изучается воздействие труда на формирование нравственно-волевых свойств ребенка, их взаимоотношений.

Во многом, отношение дошкольников к труду зависит от того, какое значение придает данному фактору педагогический коллектив. Можно, как помочь полюбить детям труд и прочувствовать радость от труда, так и отбить желание трудовой деятельности. Приобщение детей к самостоятельному посильному труду, их знакомство с работой взрослых – важнейшее средство формирования нравственных основ личности, гуманистической направленности личности и волевых качеств.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский – «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

Большое значение труду придавал А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое внимание:

— считалось важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.

— Были определены ведущие задачи:

— научиться трудиться с радостью;

— приучать работать качественно.

С 1964 года начинаются систематические углублённые исследования проблемы трудового воспитания: В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д. Шатова и др. Их исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах и формах организации труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста.

Современный этап отличается, «забвением» этой важной проблемы. В новых программах воспитания этот раздел отсутствует. Эта проблема может привести к задержке в развитии личности.

Организация детского труда должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе труда осуществляется, эстетическое и физическое развитие. Такую организацию труда призван обеспечить педагог. От него требуется быть примером, изучать сильные и слабые стороны своих воспитанников, организовывать деятельность и многое другое. Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействия среды на личность, а также управление его трудовой деятельностью. [4]

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

Цель всей системы трудового воспитания — нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

В процессе труда дети практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания, и т. д. Они сравнивают, сопоставляют, стремятся самостоятельно найти ответ на бесконечные «почему». У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного развития детей. [5]

Труд закаляет детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе (вскопать грядку, принести воду, разгрести снег и т. п.). Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с накрыванием на стол, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива. В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении — всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Воспитатель рассказывает детям, каким должен быть трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу до конца), что значит хорошо трудиться, заботиться об окружающих, читает им произведения о труде, в которых ярко, эмоционально раскрывается его значение и красота. Формируя у детей уважение к трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, педагог воспитывает у них бережное отношение к результатам труда.

Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, те отступая перед трудностями.

Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно-гигиенические требования к его организации. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой деятельности, уровню ее самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы.

Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим. В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие группы с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем — втроем, то общее задание может выполнять группа из 6—7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

 

1.2. Виды и формы организации труда дошкольников

 

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд (В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, Л.И. Захаревич и др.).

Самообслуживание  это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.

Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Если ребенок освоил умение самостоятельно одеваться, его нужно приучать делать это аккуратно, красиво, быстро, следить за своим внешним видом, прической. У детей воспитывают привычку бережно относиться к вещам, не пачкать, не рвать одежду, аккуратно складывать ее.

В содержание труда по самообслуживанию у старших дошкольников входит и забота о себе: подготовка рабочего места перед началом рисования; уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, застилание постели, уборка игрушек, книг.

Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе. Конечно, даже в старшем дошкольном возрасте дети порой нуждаются в помощи взрослого, но все же перед поступлением в школу они уже должны уметь во многом обходиться своими силами.

Хозяйственно-бытовой труд. Это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно-бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.

Хозяйственно-бытовой труд — это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. Когда дети наблюдают за взрослым, у них появляется желание подражать и делать все «как мама»: мыть посуду, подметать, стирать. Никогда не стоит отказывать ребенку. И хотя вначале его действия мало похожи на трудовые, но участие в труде взрослого делает их привлекательными для малыша. Трудовыми эти действия становятся, когда ребенок прилагает усилия и добивается какого-то результата.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут заниматься уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель), участка (сгребать снег, убирать листья); принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста), в труде по ремонту книг, игрушек, одежды.

Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.). Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Воспитатель всегда обращает внимание детей на эту сторону. Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене или в лифте. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Таким образом, воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его.

Современный бытовой труд облегчает техника. Есть она и в дошкольном учреждении (пылесос, механическая щетка для мытья окон и др.). Дома в семьях многих детей есть стиральная и посудомоечная машины, микроволновая печь и др. Ребенок видит, как такой техникой пользуются взрослые. Полезно и детей приучать пользоваться бытовыми машинами. Дома ребенок может чистить пылесосом ковер на полу, наблюдать за работой стиральной машины. Нужно только обязательно познакомить детей с правилами безопасности и стараться не оставлять их один на один с техникой. Но под наблюдением взрослого и вместе с ним ребенок может, пользуясь техникой, заниматься хозяйственно-бытовым трудом.

Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту у некоторых детей пропадает интерес к этому виду труда. Причина заключается в том, что ребенок уже овладел необходимыми навыками. Дети выполняют все, что от них требуется: моют игрушки, убирают постели и т.д., но делают это уже без интереса. Содержание хозяйственно-бытового труда может быть усложнено за счет расширения круга обязанностей или введения нового объекта для применения уже отработанных навыков (вытирать пыль не только в шкафу для игрушек, как это было всегда, но и на подоконнике, на мебели в спальне).

Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дошкольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Обязанности детей старшего дошкольного возраста значительно шире. И это понятно. Ребенок уже больше умеет, больше знает.

Труд в природе имеет свои особенности. Остановимся на них подробнее.

Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых.

Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.

Ухаживая за животными, выращивая растения, ребенок всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому нужна особая осторожность, бережное отношение, ответственность. Отсутствие этих факторов может привести к гибели живого.

Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу.

Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы).

Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т.п.

Применительно к дошкольному возрасту можно говорить и о зарождении умственного труда. Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата.

Воспитатель приучает детей «думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения и, наконец, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения («додумался»). Умственный труд сопровождает (должен и может сопровождать) любой другой вид детского труда, если мы хотим, чтобы он выполнялся сознательно. Необходимо воспитывать у детей интерес и уважение к умственному труду, показывать его значение для людей и для конкретного ребенка. В работе с детьми помогают рассказы об ученых, изобретателях (подробнее этот вопрос рассматривается в рамках курса «Методика ознакомления детей с социальной действительностью»). Умственный труд ребенка имеет все структурные компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, процесс, результат. Осуществляется он как в ходе учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Как и любой другой вид труда, он имеет свои формы организации.

Содержание труда реализуется в разных формах организации детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, коллективный труд.

Поручения — это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Поручить можно то, что ребенок может выполнить сам[20].

Дежурство — это форма организации детского труда. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей мере, чем в поручении, выделяется общественная значимость труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других.

Индивидуальный труд применяется во всех возрастных группах и во всех видах трудовой деятельности. Он характеризуется тем, что ребенок от начала до конца выполняет процесс труда индивидуально, ни с кем из участников трудового процесса не связан[9].

Труд рядом — это выполнение несколькими детьми одинаковых индивидуальных заданий, не требующее постоянного внимания и вмешательства воспитателя. Дети по-прежнему не зависят работе от других детей. Труд рядом – предпосылка коллективного труда.

Коллективный труд — более сложный способ объединения детей. Он решает задачи формирования у детей начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу; в коллективном труде дети овладевают культурой общения, у них вырабатывается привычка и потребность в труде, дошкольник осваивает трудовую деятельность со всеми ее компонентами. Коллективный труд организуется как общий и совместный труд.

Общий труд – это объединение детей в небольшую подгруппу (3-6 человек). Детей объединяет общее задание (цель), общий результат, общая ответственность за него. Вводится со второго полугодия в средней группе. В старшей и подготовительной к школе группах объединение в подгруппы становится основным и главным.

Совместный труд – это более сложный способ объединения детей. Детей объединяет сам процесс труда, особенностью которого является наличие в нем ряда последовательных операций. Его особенности: трудовой процесс делится на ряд последовательных этапов, каждый из этапов имеет некоторую законченность; дети неодновременно включаются в трудовой процесс, каждый из детей отвечает за качество выполнения определенного этапа трудового процесса. Дети находятся в прямой зависимости друг от друга, вводится в подготовительной к школе группе[23].

Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость — необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Современная образовательная ситуация определяет необходимость обновления подходов к приобщению дошкольников к труду и в первую очередь позиции взрослого в управлении собственной трудовой деятельностью детей, ориентируя ее на построение субъект-субъектного взаимодействия с ребенком; поиск актуальных средств и методов организации труда дошкольника.

Трудовые поручения по форме организации классифицируются на индивидуальные и коллективные, по длительности выполнения на кратковременные и длительные, по степени сложности – простые (1-2 действия) и сложные (цепочка действий). Трудовые поручения используются во всех возрастных группах.

Поручения всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; это наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников; особое воспитательное значение имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, дают возможность воспитателю разграничить игру и труд; в них заключается элемент требования, с помощью которого малыш приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого; помогает воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых умений и навыков, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца, предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми, дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу.

Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).

Поручения детям младших групп носят преимущественно индивидуальный характер: по просьбе воспитателя поставить в шкаф забытую обувь, поднять оброненную вещь, положить на место, помочь вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с прогулки, раздать карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т.д.;

В средней группе детям дают поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки, помыть мыльницы, поставить на место, покормить рыбок, раздать доски для занятия лепкой, подмести веранду, поправить одежду в шкафах, закрыть их, вытереть полочку от пыли и др.; в старших группах воспитатель привлекает детей к выполнению самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое место занимают поручения — задания, результат которых отсрочен во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного содержания и др.), даются поручения общественного характера (помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада).

повышения уровня нравственно — волевой готовности к школе.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; математический анализ.

Понятийно-категориальная основа исследования:

Воспитаниеэто специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс[9].

Волевая готовность – умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путём сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть в форме действии  другого человека или в форме правила)[39].

Готовность к обучению в школе – это такой уровень физиологического, социального и психического развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья[15].


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3