Меню Услуги

Обеспечение безопасности работников объекта АЗС

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

 

Введение

1. Аналитический обзор.

1.1.Исходные данные для оценки технологической безопасности исследуемого объекта.

1.2.Характеристика опасных веществ.

1.3.Данные о технологическом и аппаратурном оформлении.

2. Оценка промышленной опасности объекта.

2.1. Описание технических решений по обеспечению безопасности

2.2. Анализ условий возникновения и развития аварий

2.3.Расчёт количества опасных веществ, участвующих в аварии

3. Разработка мероприятий по обеспечению безопасности

3.1. Мероприятия по обеспечению безопасности

3.2 Экономическое обоснование

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

В соответствии с Всеобщей декларацией прав и свобод человека, декларациям и конвенциям Международной организации труда, законодательством Российской Федерации, сохранение здоровья работника является первостепенной задачей для любого работодателя [1].

Обеспечение безопасности труда на предприятии является одним из наиболее важных вопросов, от которых зависит деятельность всего предприятия. На каждом предприятии выстроена своя система управления безопасностью труда, основанная на нормативно-правовых актах, санитарно-технических и организационных, а также социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятиях, которые направлены на сохранение здоровья и улучшение условий труда человека.

Предмет исследования – промышленная безопасность АЗС.

Целью работы является обеспечение промышленной безопасности для работников АЗС.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

— рассмотреть исходные данные для оценки технологической безопасности исследуемого объекта;

— дать характеристику опасных веществ;

— изучить данные о технологическом и аппаратурном оформлении;

— описать технические решения по обеспечению безопасности;

— проанализировать условия возникновения и развития аварий;

— рассчитать количество опасных веществ, участвующих в аварии;

— оценить риск (индивидуального, коллективного, социального);

— предложить мероприятия по обеспечению безопасности;

— привести экономическое обоснование.

При выполнении работы были использованы положения, требования, сведения нормативно-методических и руководящих документов, справочников, учебных и научных работ, отраженных в библиографическом списке.

Полученные в работе результаты могут найти практическое применение на производстве при разработке и осуществлению обеспечению промышленной безопасности для работников АЗС.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

1. Аналитический обзор

 

1.1.Исходные данные для оценки технологической безопасности исследуемого объекта

 

Автозаправочная станция ООО «ВиТЭК» относится к опасным производственным объектам низкой опасности – IV класса опасности, так как она является отдельно стоящим объектом розничной торговли нефтепродуктами, не относятся к опасным производственным объектам и не входят в сферу действия Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», вследствие чего оформление лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов не требуется.

АЗС № 34 расположена по адресу Мурманская обл., г. Снежногорск, Хибинский пер, 2.

АЗС представляет собой технологический комплекс, предназначенный для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов. На автомобильной заправочной станции (АЗС) предусматривается наполнение топливной системы автомобилей, использующих бензин в качестве моторного топлива.

На АЗС дополнительно осуществляется: ‘

  • продажа масел, консистентных смазок, запасных частей и различных принадлежностей к автомобилям;
  • прием от владельцев индивидуального транспорта отработанных масел;
  • техническое обслуживание и мойка автомобилей.

АЗС является стационарной и располагается в городе.

На станции резервуары расположены под землей и разнесены от топливо- раздаточных колонок (ТРК);

В пределах подъездной зоны размещаются дороги въезда-выезда, площадки для перемещения по территории АЗС.

Количество одновременно заправляемых автомобилей – 2, время заполнения автомобилей: грузовых – 5-7 мин. Легковых – 3-5 мин.

На АЗС применяется полнокомплектная быстромонтируемая многофункциональная технологическая с система ООО «Инжиниринг-АМТ». Технологическая система оснащена всем необходимым оборудованием для осуществления технологически операций по приему, хранению и заправке транспортных средств.

АЗС оборудована следующими системами противоаварийной защиты (ПАЗ):

Система обнаружения пожара. При поступлении сигнала «Пожар» на вход контроллера щита автоматики обеспечивается:

— включение красного сигнала «ПОЖАР» на лицевой панели щита автоматизации;

— звуковая сигнализация посредством сирены с обеспечением слышимости на всей территории АЗС;

— блокировка насоса слива;

— блокировка насоса выдачи;

— отключение питания всего технологического оборудования кроме основных систем противоаварийной защиты;

— сброс нефтепродуктов из отсеченных т/п на свечу.

Сброс звуковой сигнализации осуществляется нажатием кнопки «СБРОС». После устранения аварии, вызвавшей сигнал, сброс блокировок, насосов и световой сигнализации осуществляется автоматически.

Система автоматического контроля концентрации паров нефтепродуктов. При обнаружении утечек из оборудования участка нефтепродуктов (10% от НКПР), расположенного на площадке АЗС, газоанализаторы-сигнализаторы «СИГНАЛ-03-3» выдают сигнал «ЗАГАЗОВАННОСТЬ», при этом:

— включится красный индикатор «ЗАГАЗОВАННОСТЬ» на лицевой панели щита автоматики;

— включится световая и звуковая сигнализация на информационном пульте с указанием места, где превышена концентрация паров нефтепродуктов;

— включится звуковая сигнализация посредством сирены с обеспечением слышимости на всей территории АЗС;

— включится блокировка насоса слива;

— включится блокировка насоса выдачи;

— сформируется сигнал «АВАРИЯ » в существующий щит ЖМТ;

— отключение питания всего технологического оборудования кроме основных систем противоаварийной защиты;

— сброс нефтепродуктов из отсеченных т/п на свечу.

Сброс звуковой сигнализации осуществляется нажатием кнопки «СБРОС». После устранения аварии, вызвавшей сигнал, сброс блокировок, насосов и световой сигнализации осуществляется повторным нажатием кнопки «СБРОС».

Система автоматического контроля превышения давления СУГ. При достижении максимального допустимого давления нефтепродуктов 1,57 МПа подается сигнал «ДАВЛЕНИЕ » на вход контроллера, при этом обеспечивается:

— включение светового индикатора «ДАВЛЕНИЕ » на лицевой панели щита автоматизации;

— световая и звуковая сигнализация на сигнализаторе МС-3-2Р;

— звуковая сигнализация в операторной;

— блокировка насоса слива;

— блокировка насоса выдачи.

Сброс звуковой сигнализации осуществляется нажатием кнопки «СБРОС». После снижения давления, вызвавшей сигнал, сброс блокировок, насосов и световой сигнализации осуществляется повторным нажатием кнопки «СБРОС».

Технологические операции слива-налива нефтепродуктов на АЗС осуществляются автоматически (контролируются системами ПАЗ). При необходимости экстренной остановки выполнения технологических операции на АЗС и перевода ТС в безопасный режим необходимо со щита автоматизации нажать кнопку красного цвета с грибовидным толкателем с фиксацией с возвратом поворотом с надписью «АВАРИЯ».

Территория АЗС имеет по периметру проветриваемое ограждение высотой 1,6 м., выполненное из несгораемых материалов.

 

1.2.Характеристика опасных веществ

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Опасными веществами на АЗС являются нефтепродукты, такие как автомобильные бензины марок: Аи-80, Аи-92, Аи-95, Аи-98, дизельное топливо.

Характеристики опасных веществ приведены в Таблице 1 Приложения.

Бензины относят к 4 классу малоопасных вредных веществ. Этилированные бензины содержат в своем составе высокоопасное вредное вещество -тетраэтилсвинец. Из-за незначительного содержания тетраэтилсвинца этилированные бензины также относят к классу малоопасных веществ.

Автомобильные бензины раздражают слизистую оболочку и кожу человека. При работе с бензином следует применять индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам.

Основные меры первой помощи пострадавшим от воздействия вещества — бензина: при отравлении парами бензинов пострадавшего надлежит немедленно вынести (или вывести) на свежий воздух, освободить от стесняющей одежды (расстегнуть ворот, пояс, брюки, юбку). В холодное время года важным является также согревание пострадавшего. При этом надо хорошо растереть конечности, чтобы вызвать усилинную циркуляцию крови.

При потере сознания, остановке или ослаблении дыхания необходимо немедленно вызвать врача.

До прибытия врача следует обеспечивать вдыхание кислорода, паров нашатырного спирта, производить искусственное дыхание на свежем воздухе.

При необходимости пострадавшего следует направить с сопровождающим в лечебное учреждение.

Когда пострадавший придет в сознание, необходимо напоить его крепким кофе или чаем (не давать спиртных напитков). При низкой температуре и плохой погоде пострадавшего не выносят на свежий воздух, а переводят в теплое хорошо вентилируемое помещение.

При попадании бензина через рот следует промыть желудок. Для этого необходимо выпить 1,5 – 2 л воды с 1-ой столовой ложкой питьевой соды и вызвать рвоту. Повторить это следует 2-3 раза до исчезновения частиц пищи и слизи. При необходимости проводят искусственное дыхание.

При отравлении через органы дыхания необходимо доставить пострадавшего на свежий воздух, обеспечить покой, тепло, дать успокаивающие (настойка валерианы, пустырника). Противопоказано применение адреналина и адреномиметических средств. При потере сознания пострадавшему придать горизонтальное положение с несколько опущенной головой. При остановке дыхания немедленно начать делать искусственное дыхание (до восстановления самостоятельного дыхания).

Средствами защиты при работе с бензином являются: при умеренных концентрациях — фильтрующий промышленный противогаз марки А, при высоких концентрациях фильтрующие противогазы непригодны (из-за короткого срока действия их защитных функций), нужно использовать шланговые противогазы типа ПШ-1, ПШ-2, ДПА-5. Смазывание кожи сульфированным, касторовым маслом, жирными мазями и кремами.

Главным свойством, которое характеризирует бензин как топливо для инжекторных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания является его высокая летучесть. Это свойство напрямую зависит от фракционных составляющих и определяет устойчивость к детонации.

Чем лучше испаряется бензин, тем более полноценная горючая смесь образуется, в результате облегчается запуск двигателя, в цилиндрах уменьшается конденсация топливных паров, и, соответственно, меньше разжижается масло.

Каждый сорт бензина имеет свои показатели плотности, температуры замерзания и горения. Физические особенности бензина, кроме химической микроструктуры, зависят еще и от наличия переходящих из нефтепродуктов различных примесей. Чем больше примесей, тем ниже качество бензинах[10].

Дизельное топливо относят к малотоксичным веществам 4 класса опасности. Предельно допустимая концентрация паров топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3[12].

Меры первой помощи пострадавшим от воздействия вещества- дизельного топлива следующие при отравлении парами дизельного топлива вынести пострадавшего на свежий воздух, давать кислород, при необходимости делать искусственное дыхание. При попадании на слизистые оболочки промывание большим количеством воды; при попадании внутрь вызвать рвоту и дать 200 мл вазелинового масла или 30 г активированного угля[13].

Средствами защиты при работе с дизельным топливом являются: спецодежда из брезента, резиновые сапоги, защита кожи рук пастами типа «биологических перчаток», казеиновой эмульсией, пастой ПМ-1.

В обычных условиях солярка крайне плохо возгорается при низких температурах, особенно если сравнивать ее с иными горючими смесями – к примеру, с бензином. Но в летнее время, когда температура окружающей среды может достигать предельного годового показателя, с дизтопливом желательно обращаться более осторожно. Особенно если имеются в виду большие объемы топлива.

Меры первой помощи пострадавшим от воздействия вещества- мазута. Транспортировать пострадавшего в безопасное место; в тяжёлых случаях делать искусственное дыхание, давать пострадавшему кислород; на конечности положить грелки.

Для защиты от значительной концентрации паров мазута используют фильтрующие противогазы марки А, а также шланговые и изолирующие противогазы; использование защитной спец. одежды, перчаток, кожных очистителей, включая мазь «невидимые перчатки» (гидрофильные мази), непроницаемых фартуков, костюмов и обуви.

Основные технические характеристики мазута, как топлива, позволяют ему находить широкое применение, начиная с двигателей технологических и котельных установок, и заканчивая силовыми агрегатами обычной грузовой и специальной техники. Нефтепродукт данного типа является всесезонным, однако его потребление по очевидным причинам возрастает в зимнее время. Относительная дешевизна мазута м100 делает его незаменимым топливом для промышленных предприятий и объектов жилищно-коммунального хозяйства (промышленные печи, паровые котлы и т.д.)

Физико-химические свойства мазута зависят от исходного химического состава нефти и характеризуются следующими данными: вязкость 8-80 мм2/с (при 100 °С), плотность 0,89-1 г/см3 (при 20 °С), температура застывания 10-40°С, содержание серы 0,5-3,5 %, золы до 0,3 %, низкая удельная теплота сгорания 39,4-40,7 МДж/моль. Мазут относят к группе остаточных фракций углеводородов, получаемых в процессе нефтепереработки, перегона нефти[11].

Меры первой помощи пострадавшим от воздействия вещества- нефти.

При отравлении парами пострадавшего надлежит немедленно вынести (или вывести) на свежий воздух, освободить от стесняющей одежды (расстегнуть ворот, пояс, брюки, юбку). В холодное время года важным является также согревание пострадавшего. При этом надо хорошо растереть конечности, чтобы вызвать усиленную циркуляцию крови.

При потере сознания, остановке или ослаблении дыхания необходимо немедленно вызвать врача.

До прибытия врача следует обеспечивать вдыхание кислорода, паров нашатырного спирта, производить искусственное дыхание на свежем воздухе.

При необходимости пострадавшего следует направить с сопровождающим в лечебное учреждение.

Когда пострадавший придет в сознание, необходимо напоить его крепким кофе или чаем (не давать спиртных напитков). При низкой температуре и плохой погоде пострадавшего не выносят на свежий воздух, а переводят в теплое хорошо вентилируемое помещение.

Средствами защиты являются: При умеренных концентрациях — фильтрующий промышленный противогаз марки А, при высоких концентрациях фильтрующие противогазы непригодны (из-за короткого срока действия их защитных функций), нужно использовать шланговые противогазы типа ПШ-1, ПШ-2, ДПА-5. Смазывание кожи сульфированным, касторовым маслом, жирными мазями и кремами.

Минеральные масла представляют угрозу для здоровья человека в тех случаях, когда в них содержатся легкие углеводороды (бензин, бензол) или когда возможно образование масляных полос, или масляного тумана (при нагревании, распыливании). Дыхательные пути и легкие человека более чувствительны, чем другие органы к воздействию масляных паров и тумана.

Систематический контакт с маслом может вызвать острое или хроническое заболевание кожи тела. Токсические свойства масел усиливаются с повышением их температуры кипения, кислотности, с увеличением в их составе ароматических углеводородов, смол и сернистых соединений, функциональных присадок, обладающих токсическими свойствами.

По информации специалистов в сфере постройки и обслуживанию современных АЗС, основная причина опасности обусловлена возможностью воспламенения паров бензина (в жидком виде он не горит) с молниеносным распространением пламени, т. е. взрывом. Такое воспламенение происходит при определенной концентрации паров бензина в воздухе – 0,76–5,4% (соотношение к объему), причем концентрационные пределы воспламенения не постоянны и зависят от мощности источника воспламенения, наличия примеси инертных газов и паров, температуры и давления горючей смеси.

Взрывоопасное скопление паров возможно в нескольких зонах АЗС – вблизи бензоколонок, возле слива топлива в резервуары и около вентиляционных клапанов резервуаров. Здесь любой источник огня (открытое пламя, искра и жар) может оказаться источником взрыва. Поэтому на территории бензозаправок строго запрещено курить, для этого выделяются места (с металлической урной) за пределами или на границе АЗС, где опасная концентрация паров бензина в воздухе невозможна ни при каких условиях. Этим же обуславливается расположение мест парковки автомобилей на территории АЗС.

 

1.3.Данные о технологическом и аппаратурном оформлении

 

Технологические процессы АЗС представляют собой комплекс мероприятий по приему, хранению и выдаче нефтепродуктов

Нефтепродукты могут поступать на АЗС всеми видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, трубопроводным, водным.

Технологическая схема приема нефтепродуктов на АЗС должна быть отражена в проекте АЗС.

Автоцистерны после их заполнения нефтепродуктом на нефтебазе (складе топлива и т.д.) в обязательном порядке подлежат пломбированию ответственным лицом грузоотправителя. Схема пломбировки должна соответствовать технической документации на автоцистерну. После заполнения пломбируются:

— горловина (горловины);

— сливной вентиль (сливная задвижка);

— в случае оборудования автоцистерны насосом пломбируется вентиль (задвижка), находящаяся между емкостью и насосом.

Автоцистерны оборудуются:

Противопожарным инвентарем и средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормами;

Сливными рукавами из маслобензостойких материалов, не имеющими расслоений, трещин и т.д.;

Сливными рукавами с наконечниками из искронеобразующих материалов, обеспечивающими герметичное соединение с приемными устройствами трубопроводов.

Автоцистерны проверяются в установленном порядке, имеют свидетельства о поверке (паспорта). Доставка нефтепродуктов автоцистернами без свидетельства об их поверке или с истекшим сроком очередной поверки не допускается.

Прием нефтепродуктов в резервуары АЗС из автоцистерны проводится не менее чем двумя работниками в соответствии с порядком и правилами, установленными правилами технической эксплуатации автозаправочных станций.

Запрещается производить прием нефтепродуктов в следующих случаях:

При неисправности технического и технологического оборудования АЗС; при неисправности сливного устройства автоцистерны; при неисправности заземляющего устройства автоцистерны; при отсутствии товарно-транспортных документов либо их неправильном оформлении;

Во время грозы;

При наличии в нефтепродукте воды и любого рода примесей;

При несоответствии или отсутствии документов, подтверждающих качество нефтепродуктов;

При выявлении недостачи нефтепродукта в автоцистерне до согласования с руководством АЗС и составления соответствующего акта.

Возможность приема нефтепродуктов в случае выявления недостачи, вызванной нарушением времени следования автоцистерны до азс, неполным наполнением или иными причинами, определяется руководством организации-владельца или руководством азс.

Порядок выполнения операций и требований при приеме нефтепродуктов по отводам от нефтепродуктопроводов водным транспортом, железнодорожным транспортом, технологическим трубопроводам с нефтебаз регламентируется действующей нормативно-технической документацией.

Количество принятого в резервуары АЗС нефтепродукта фиксируется в журнале учета поступивших нефтепродуктов и в сменном отчете,

Нефтепродукты, расфасованные в мелкую тару, транспортируются в упаковке, исключающей разлив нефтепродуктов, порчу тары и этикеток,

При приеме нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, работник АЗС проверяет число поступивших мест, соответствие трафаретов данным, указанным в товарно-транспортной накладной, наличие паспортов и сертификатов качества.

При приеме нефтепродуктов по трубопроводу и от наливных судов обязательно представление данных о партии и сертификатов качества.

Технологический процесс выдачи нефтепродуктов на АЗС:

— Выдача нефтепродуктов на АЗС осуществляется только через топливо или маслораздаточные колонки в баки транспортных средств или тару потребителей, а также путем продажи расфасованных нефтепродуктов.

— Образцы расфасованных нефтепродуктов выставляются в витрине или на специальных стендах для ознакомления потребителей с ассортиментом и розничными ценами.

— Запрещается выдача нефтепродуктов в пластиковую и стеклянную тару.

— В целях контроля работы ТРК, МРК во время передачи смены проводится контрольная проверка погрешности ТРК, МРК с помощью поверенных мерников II разряда. Если значение погрешности ТРК (МРК) выходит за пределы основной допустимой погрешности, то проводят регулировку или, при необходимости, ремонт ТРК (МРК).

При заправке транспортных средств на АЗС должны соблюдаться следующие правила:

— оператор контролирует расположение транспортных средств. Расположение транспортных средств в ожидании заправки должно обеспечивать возможность аварийной их эвакуации с территории АЗС;

— заправка транспортного средства осуществляется в порядке общей очереди. Внеочередное обслуживание предусмотрено для специального автотранспорта (скорая помощь, милиция, пожарная охрана, аварийные газового хозяйства), автомобилей под управлением инвалидов войны и труда, героев СССР и России, а также других категорий лиц;

— во время заправки двигатель заправляемого автомобиля выключается; мотоциклы и мотороллеры следует подавать к ТРК с заглушёнными двигателями. Остановку и пуск двигателей производить на расстоянии не ближе 15 метров от ТРК; автомобили к ТРК должны подъезжать своим ходом;

— загрязненные или случайно облитые нефтепродуктами части автомобилей, мотоциклов и мотороллеров после заправки до пуска двигателей должны быть протерты водителями насухо;

— случайно или аварийно пролитые на землю нефтепродукты должны быть немедленно засыпаны песком с последующим его удалением в специально выделенные контейнеры (емкости);

— расстояние между стоящим под заправкой и следующими за ним автомобилями — три метра, а находящимися в очереди должно быть не менее 1 метра[19];

— при заправке транспортные средства должны располагаться на территории в районе ТРК таким образом, чтобы в случае возникновения аварийных ситуаций имелась возможность прекращения заправки и немедленной эвакуации их в безопасное место;

— перед заправкой автобусов пассажиры покидают салоны вне территории АЗС.

Хранение нефтепродуктов:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Хранение нефтепродуктов на АЗС осуществляется в резервуарах и в фасованном виде в таре[19].

Эксплуатация резервуаров осуществляется в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации резервуаров и Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций (утв. Приказом Минэнерго РФ от 01 августа 2001 г. № 229).

Техническое и технологическое оборудование АЗС должно обеспечивать исключение загрязнения, смешения, обводнения, воздействия атмосферных осадков на хранимые в резервуарах нефтепродукты.

При хранении в резервуарах бензинов не допускается наличие подтоварной воды выше минимального уровня, обеспечиваемого конструкцией устройства для дренажа воды.

Хранение нефтепродуктов осуществляется с учетом требований к сокращению потерь и сохранению качества нефтепродукта[19].

Порядок хранения фасованных нефтепродуктов должен гарантированно обеспечивать сохранность и целостность тары. Руководитель АЗС обязан ежедневно контролировать порядок хранения и сохранность тары фасованных нефтепродуктов,

Хранение легковоспламеняющихся жидкостей в мелкой таре разрешается в объеме, необходимом для 5-суточной торговли. Запасы технических жидкостей для автотранспорта в торговом зале (операторной) не должны превышать двадцати расфасованных единиц.

Заполнение резервуара нефтепродуктом не допускается более 95% его номинальной вместимости.

Контроль и сохранность нефтепродуктов:

Контроль и обеспечение сохранения качества нефтепродуктов осуществляется в соответствии с требованиями:

Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения (утв. Приказом Минэнерго РФ от 19 июня 2003 г. № 231);

Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций (утв. Приказом Минэнерго РФ от 01 августа 2001 г. № 229)

Ответственным в организации нефтепродуктообеспечения за осуществление мероприятий по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов является должностное лицо, назначенное распорядительным документом организации.

Испытания нефтепродуктов в зависимости от их назначения подразделяют на приемо-сдаточные, контрольные и арбитражные

Приемосдаточный анализ-оценка соответствия качества нефтепродукта по установленному перечню показателей марке и данным, приведенным в паспорте качества поставщика, а также требованиям нормативного документа на нефтепродукт (проводится на АЗС)

Контрольный анализ — анализ с целью установления того, что при сливе и перекачках нефтепродукт не смешан с другими нефтепродуктами, а при хранении обнаружить начало изменения качества нефтепродукта (проводится в аттестованной лаборатории)

Арбитражный анализ-установление соответствия качества нефтепродукта требованиям нормативных документов, проводимое в независимой лаборатории при возникновении разногласий в оценке качества между потребителем и поставщиком

Отбор проб для выполнения анализов осуществляется в соответствии с ГОСТ 2517-85.

Фильтры ФЖУ с давлением до 1,6 МПа и 6,4 МПа (сварной вариант)

Назначение фильтров жидкости, таких как ФЖУ 25-1,6; 40-1,6; 80-1,6; 80-6,4; 100-1,6; 100-6,4; 150-1,6; 150-6,4 — это очистка от примесей механического типа различных нефтепродуктов, вязкость которых составляет 0,55 до 300 мм 2/с, температурный режим находится в диапазоне от — 50 до + 500 С, давление при этом составляет 1,6 и 6,4 Мпа[132].

Основные места применения фильтров это стационарные установки и подвижные средства заправки, которые находятся на земле. Также они необходимы при перекачке при работе последних при ситуации, когда исключаются воздействие солнечных лучей, атмосферных осадков и др.

В состав фильтров ЖУ 25-1,6, ФЖУ 40-1,6 входит корпус и фильтрующий элемент, который состоит из дисков и сеток, сделанных первые из пластмассы, а вторые из нержавеющей стали. При этом в пластмассовых дисках проделаны специальные отверстия. Жидкость идет по входному патрубку фильтра и омывает элемент, ответственный за фильтрацию. Таким образом, перед тем как попасть в трубопровод, она очищается. Сливается жидкость из фильтра возможен благодаря Пробке.

Муфта сливная предназначена для герметичного присоединения сливного рукава автоцистерны к приемной трубе подземного резервуара при сливе нефтепродуктов.

Модели и производители сливных муфт:

  • типМСМ («Армавирский опытный машиностроительный завод»)
  • типМС-80 («ЛАКТАН», г.Москва)
  • тип МСКРП-80 с клапаном рециркуляции паров («ЭКРОС», г.Санкт-Петербург)

тип МС-1 («АЗС Сервис», г.Серпухов)

Сливной фильтр устанавливается на всасывающем трубопроводе насоса перед задвижкой.

Возможна установка на нагнетательной линии насоса.

Место установки — сливной колодец, открытый воздух и т.д. (предусматривается проектом), исходя из свободного доступа к сливному фильтру для технического обслуживания.

Температура эксплуатации: -40°С до +60°С.

Съемные крышка и фильтр позволяют производить чистку и замену поврежденных деталей (сетки, рамки и т.д.)

Для удаления воды и грязи предусмотрена пробка в нижней части корпуса.

Присоединительные фланцы DN80/PN6.

Масса: ФС-II-80-6-1Т — 48кг; ФС-II-80-6-2Т — 38кг.

Отсечной клапан переполнения OPW 61-SO (поплавковый клапан) спроектирован для того, чтобы простым и недорогим способом можно было отключать налив в подземную емкость. Является интегральной частью сливной трубы при гравитационном наливе. Допускает простую установку без необходимости изменения существующего оборудования и конструкций[33].

Данный механизм — это двухступенчатый отсечной клапан. Когда уровень топлива приближается к 95% объема емкости, срабатывает механизм клапана и перекрывается его поступление. Это ограничивает течение до ок. 18,9 л через обходной клапан. Оператор может тогда отключить наполнение и освободить трубы цистерны. Когда уровень топлива превышает 95% объема емкости, клапан автоматически перекрывается каждый раз при попытке заполнения.

Если уровень в емкости превышает границы безопасности и доходит до 98%, перекрывается обходной канал. Лишнее топливо не в состоянии проникнуть в емкость до того момента, пока его уровень не снизится до установленного уровня.

Приемный клапан обратный ТУ У 24607422.009-2000 предназначен для удержания столба жидкости во всасывающем трубопроводе с целью обеспечения работы насоса без предварительного залива.

Может быть выполнен в вертикальном и угловом исполнении. Устанавливается на конце всасывающего трубопровода в емкости, из которой ведется перекачка жидкости. Температура эксплуатации: от минус 40 до плюс 50°С.

Огнепреградитель (пламепреградитель) — огневой предохранитель, предназначен для предотвращения проникновения искр и пламени в газовое пространство резервуара с нефтью и нефтепродуктами при воспламенении выходящих из него взрывоопасных смесей газов и паров с воздухом.

Применение

Огневой предохранитель устанавливается на всасывающих и сливных трубопроводах резервуаров автозаправочных станций. Огнепреградитель устанавливается в системе контроля герметичности межстенного пространства. Возможно применение и в других случаях при необходимости обеспечения противопожарной защиты.

Принцип действия

Огнепреградитель имеет принцип действия основанный на поглощении тепла пламени или искры материалом кассеты. Кассета огнепреградителя сборно-разборная.

Классификация

Огневые предохранители принято делить на следующие типы: ОП (огнепреградитель), ПП (пламепреградитель). Промышленность выпускает пламепреградители в следующих модификациях:

ПУФ — огневой предохранитель угловой с боковым фланцем;

ПУ — огневой предохранитель угловой без бокового фланца.

Огнепреградители угловые устанавливаются на линиях деаэрации и рециркуляции, а также на всасывающей магистрали резервуара[33].

По устойчивости к воздействию предохранители изготовляются в исполнениях У (умеренный климат) и УХЛ (холодный климат с нижним пределом температуры эксплуатации до -60 °С), категория размещения 1 по ГОСТу 15150-69.

Дыхательный клапан. В практике эксплуатации резервуаров процесс вытеснения паров нефтепродуктов из газового пространства или, наоборот, вход воздуха извне в резервуар принято называть «дыханием». Это происходит во время заполнения или опорожнения резервуара (большое дыхание) и в результате суточных изменений температуры стенок резервуара и, следовательно, нефтепродукта (малое дыхание).

Назначение — максимальное сокращение потерь нефтепродукта при дыхании резервуара с одновременным предотвращением превышения в нем разрешенных величин давления или вакуума.

Устройство дыхательного клапана

Устройства рассчитаны на давление 200 мм вод. ст. и вакуум 25 мм вод. ст. При увеличении давления в газовом пространстве резервуара свыше 200 мм вод. ст. открывается клапан давления, а при падении давления ниже атмосферного на 25 мм вод. ст. открывается клапан вакуума.

Пластиковые трубопроводы — легкие, подвижные и простые в установке неметаллические системы труб, обладающие неоспоримыми преимуществами по сравнению со стальными трубами с изоляцией:

Преимущества.

— стоимость монтажных работ снижается в 2 раза

— скорость прокладки топливопровода выше в 10 раз

— стоимость пластиковых труб в 2 раза ниже чем у аналога из стали

— отсутствие сварных работ и дорогостоящих методов проверки сварных соединений

— пластиковые трубопроводы оказывают минимальное отрицательное воздействие на окружающую среду

— пластиковые трубы имеют срок службы более 30 лет

Оборудование для АЗС

Пластиковые трубопроводы идеальны для новых и реконструируемых АЗС, так как:

— легко подрезаются по необходимой длине

— топливопроводы не требуют какого-либо обслуживания

— имеют высокое сопротивление к коррозии при контакте с химическими средами и агрессивными почвенными условиями

— они исключительно прочные, не подвержены повреждениям на объекте работ

— высокое сопротивление топливопровода к вынужденным нагрузкам и подвижкам грунта

— гибкость и максимальная подвижность пластиковых труб при выборе схем топливопровода

— топливопровод имеет гладкое внутренне сечение, сводящее к минимуму потери от трения[19].

Быстроразъёмные соединения высокого качества и, что немаловажно, сравнительно недорогие, позволяют оперативно и без потерь осуществить слив топлива в емкость. Наличие специальных адаптеров на шланг позволяет осуществлять слив топлива даже в тех случаях, если диаметр шланга на бензовозе не соответствует диаметру сливной муфты на горловине емкости.

Таким образом, можно сделать вывод, что АЗС местом повышенной опасности и относится к опасным производственным объектам. Это связано с обращением и хранением таких опасных веществ как: бензин и дизельное топливо. При эксплуатации объекта, где обращаются данные опасные вещества необходимо соблюдать технику безопасности, а также соблюдать технологический процесс при приеме, хранении и выдаче нефтепродуктов.

 

2. Оценка промышленной опасности объекта

2.1. Описание технических решений по обеспечению безопасности

 

Технические решения по обеспечению безопасности направлены на исключение разгерметизации оборудования и линейной части трубопроводов, а в случае их разгерметизации — на предупреждение развития аварии, локализацию разливов нефти и обеспечение взрывопожаробезопасности объектов.

Для исключения разгерметизации объектов хранения нефти (резервуаров) и предупреждения АРН приняты следующие инженерно-технические решения и проводятся следующие организационно-технические мероприятия:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— резервуары хранения оснащены дыхательными, предохранительными клапанами и огневыми преградителями, хлопушками;

— осуществляется постоянный контроль за уровнем жидкости в резервуарах;

— осуществляется контроль герметичности соединений трубопроводов и арматуры;

— осуществляется постоянный контроль за состоянием и исправностью технологического оборудования и трубопроводов, контрольно-измерительных приборов и автоматики, предохранительных клапанов;

— технологическим персоналом производятся технологические обходы каждые 2 часа в смену;

— управление технологическим процессом осуществляется с помощью запорной арматуры с автоматическим приводом;

— в конструкциях оборудования и технологических трубопроводов применены материалы высокой сопротивляемости к коррозии;

— оборудование на производственных площадках расположено с учетом безопасного подъезда и проезда;

— расположение технологических трубопроводов в ДНС, минимизирует их повреждение их автотехникой;

— технологические процессы в пожароопасных сооружениях ДНС будет осуществляться согласно технологическому регламенту, определяющему порядок производственных операций;

— проведение периодических технических обслуживаний, текущих ремонтов, технических освидетельствований резервуаров, фильтров, трубопроводов и запорно-регулирующей арматуры согласно графиков;

— строгое соблюдение норм технологического режима, предусмотренных технологическим регламентом;

— выполнение требований заводских инструкций по безопасной эксплуатации оборудования[4].

Порядок организации производственного контроля определен Постановлением Правительства РФ 10.03.1999 г. № 263 (в редакции от 01.02.2005г. № 49) «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» и «Положением о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте АЗС.

В целях проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасности функционирования опасных производственных объектов, а также распределение обязанностей и ответственности между руководством и специалистами по осуществлению производственного контроля издается ежегодно приказ, по предприятию.

Производственный контроль на АЗС осуществляют специалисты департамента охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды (ОТ, ПБ и ООС).

Основной задачей департамента ОТ, ПБ и ООС является систематический оперативный контроль за состоянием факторов, определяющих безопасность поднадзорных производств и объектов, обеспечение систематичности и достоверности получаемой информации, эффективности анализа информации, оптимальности и своевременности принимаемых на его основе решений по устранению возникающих факторов риска, которая включает в себя:

— контроль технического состояния, своевременности и качества технического обслуживания, технического освидетельствования и планово — предупредительного ремонта поднадзорного оборудования и трубопроводных систем;

— участие в проведении технической диагностики поднадзорного оборудования и трубопроводных систем с выдачей заключения о возможности и условиях их дальнейшей эксплуатации;

— выявление, учет и анализ причин и условий возникновения аварий поднадзорного оборудования и трубопроводных систем, разработка рекомендаций и осуществление на этой основе совместно с владельцами объектов мер по профилактике аварий и некатегорийных отказов;

— надзор за выполнением производственных инструкций, требований технологических регламентов при эксплуатации поднадзорного оборудования и трубопроводных систем;

— предупредительный надзор, с целью обеспечения качества строительства, монтажа, надежности и безопасности дальнейшей эксплуатации объектов;

— надзор за эксплуатацией и техническим состоянием поднадзорного оборудования и трубопроводных систем находящегося в эксплуатации;

— обследование, диагностирование и выдача заключений по результатам проведенных обследований.

Защита трубопроводов и оборудования

Надежность трубопроводов определяется, в первую очередь проектными решениями, уровнем их реализации при строительстве, диагностированием, своевременной реализацией полученных при диагностировании рекомендаций и результатов.

Основными факторами, влияющими на аварийность трубопроводных систем, является коррозия внутренней поверхности труб и сварных швов.

На основании исходных данных степень агрессивности нефтегазопромысловых сред характеризуется на первоначальном этапе разработки как среднеагрессивная со скоростью коррозии 0,1-0,5 мм/год. Прогнозируемая скорость коррозии при дальнейшей эксплуатации месторождения в связи с увеличением обводненности продукции скважин до 80%, ориентировочно составит 2-3 мм/год, что соответствует сильноагрессивной среде[33].

Для трубопроводов сбора и транспорта нефти на АЗС степень агрессивности нефтегазопромысловой среды характеризуется как «среднеагрессивная» и «сильноагрессивная». Применение ингибиторной защиты от внутренней коррозии в соответствии с РД 39-0147103-362-86 является обязательным.

Для предотвращения выделений взрывоопасных и вредных газов и паров в атмосферу и производственные помещения рабочим проектом предусматривается герметизированная схема сбора и транспорта нефти на всем продвижении продукции.

Для обеспечения безопасной работы производства предусмотрены следующие мероприятия:

— технологический процесс осуществляется по непрерывно схеме;

— технологическое оборудование максимально размещено на открытой площадке;

— расположение оборудования обеспечивает свободный доступ к нему и удобное обслуживание;

— аппараты, трубопроводы, арматура выполнены герметичными;

— обеспечено отсутствие постоянных выбросов в атмосферу, освобождение аппаратов от газообразных продуктов производится в факельную систему;

— освобождение аппаратов от жидких продуктов производится в подземные дренажные емкости;

— максимальная автоматизация объектов, исключающую необходимость постоянного пребывания персонала на объекте и обеспечивающая полноту сбора информации о его работе;

— система неразрушающего контроля конструкций и антикоррозионной защиты оборудования и трубопроводов;

— многоуровневая система блокировки и предохранительных устройств, срабатывающих при возникновении аварийных ситуаций;

— аппараты снабжены площадками и лестницами для свободного доступа обслуживающего персонала к аппаратуре и приборам КИПиА;

— вся аппаратура, в которой может возникнуть давление, превышающее расчетное, оснащено предохранительными клапанами, которые выбраны в соответствии с требованиями ПБ 03-576-03 «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением»;

— выбор материала оборудования и средств контроля и автоматики выполнен с учетом взрыво- и пожароопасности производства;

— для защиты от статического электричества оборудование и трубопроводы заземлены;

— выполнение электрооборудования по взрывозащите соответствует категории и группе взрывоопасной смеси.

 

2.2. Анализ условий возникновения и развития аварий

 

Сценарий аварии: Последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим (исходным) событием, приводящих к определенным опасным последствиям аварии. Под сценарием понимается полное и формализованное описание следующих событий: фазы инициирования аварии, инициирующего события аварии, аварийного процесса и аварии, потерь при аварии, включая специфические количественные характеристики событий аварии, их пространственно-временные параметры и причинные связи.

Авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Фаза инициирования аварии – это период времени, в течение которого происходит накопление отказов оборудования (например: накопление скрытых дефектов, появление усталостных трещин, раковин, неисправность предохранительных устройств, низкое качество проводимых ремонтных работ), отклонений от технологического регламента (например, скачкообразное повышение давления, возникновение неконтролируемых химических реакций), ошибок персонала (нарушение правил безопасной эксплуатации) и внешних воздействий (например, отключение электроэнергии с последующим выходом из строя отдельных элементов и блоков), механическое воздействие, совокупность которых приводит к возникновению инициирующего события аварии.

Инициирующие событие аварии состоит в разгерметизации технологических блоков, системы хранения, переработки, отпуска опасных веществ.

Аварийный процесс – процесс, при котором, системы хранения, переработки, отпуска опасных веществ и установленное на промышленной площадке оборудование вовлекаются в результате возникновения инициирующего события аварии в не предусматриваемые технологическим регламентом процессы (прежде всего физико-химические) на промышленной площадке АГЗС – взрывы, пожары, токсические выбросы, и т.д.) и создают поражающие факторы – ударные, осколочные, тепловые и токсические нагрузки для персонала АГЗС, населения и окружающей среды.

При этом проводятся мероприятия по локализации аварийного процесса и ликвидации последствий. Мероприятия, как правило, включают в себя спасательно-неотложные и аварийно – восстановительные работы, оказание экстренной медицинской помощи, мероприятия по восстановлению нормальной жизнедеятельности в зоне поражения.

Потери при аварии – количественные оценки последствий аварии, которые возникают в результате действия поражающих факторов аварийного процесса и действий в аварийной ситуации. Каждая авария может иметь несколько стадий развития, при сочетании определенных условий может быть приостановлена, перейти в следующую стадию развития или на более высокий уровень.

Аварии с наиболее тяжелыми последствиями воздействия, с наиболее неблагоприятным вариантом развития аварии (менее вероятным), характеризуются как правило, полным разрушением газопровода или оборудования с максимальным выбросом опасного вещества, несвоевременными действиями персонала по локализации аварии.

Наиболее вероятные (типичные) аварии, с менее тяжелыми последствиями, но более вероятными условиями развития аварии, могут быть связаны с частичным разрушением емкостного оборудования или газопроводов с утечкой опасных веществ из отверстий диаметром от 10 до 30 мм2. При определении сценариев возникновения аварий на технологическом блоке и за его пределами для каждой ожидаемой стадии развития аварии проводится анализ условий возникновения, перехода аварии с предыдущей стадии на последующую, оцениваются ее последствия, определяются оптимальные способы и средства предупреждения и локализации.

Определение сценариев возникновения и динамики развития аварийных ситуаций проводилось с учетом возможного постадийного развития аварий в зависимости от масштабов и тяжести, а также особенностей технологического оборудования.

Определение сценариев возникновения и динамики развития аварии проводилась с помощью блок-схемы постадийного развития аварии, представленной на рисунке 1, предусматривающей постадийное развитие аварий на всех уровнях, в зависимости от их масштабов и тяжести последствий.

Сценарии, связанные с разгерметизацией оборудования и газопроводов и истечением них значительного объема пожароопасных веществ в значительной мере идентичны.

При определении сценариев возникновения аварий на технологическом блоке и за его пределами для каждой ожидаемой стадии развития аварии проводился анализ условий возникновения, перехода аварии с предыдущей стадии на последующую, оценивались ее последствия, определялись способы и средства предупреждения и локализации.

Рис. 1 Блок-схема построения сценариев возникновения и развития аварий на АЗС

 

Для оценки опасности аварийных ситуаций на оборудовании объекта на основании блок-схемы можно выделить три группы наиболее типичных сценариев.

Таблица 2. Краткое описание возможных сценариев возникновения и развития аварий

№ Сценария Описание сценария
С1. Разгерметизация оборудования → выброс СУГ из оборудования на поверхность образования разлития на поверхности почвы загрязнение почвы испарение с поверхности разлития образование облака топливно-воздушной смеси (ТВС) дрейф облака ТВС по направлению ветразагрязнение атмосферы и токсическое воздействие паров СУГ на людей, оказавшихся в зоне аварии рассеивание облака ТВС.

 

С-2. Разгерметизация оборудования → выброс СУГ из оборудования на поверхность образования разлития на поверхности почвы загрязнение почвы воспламенение паров над поверхностью разлития → пожар разлития→ тепловое, токсическое воздействие на оборудование и людей, оказавшихся в зоне аварии загрязнение атмосферы.

 

С-3. Разгерметизация оборудования → Выброс СУГ из оборудования на поверхность образование разлития на поверхности почвы загрязнение почвы → испарение с поверхности разлития →образование облака ТВС → дрейф облака по направлению ветра→ воспламенение облака ТВС → взрыв облака ТВС → барическое воздействие на оборудование и людей в зоне аварии → воспламенение паров над поверхностью разлития → пожар разлития → тепловое, токсическое воздействие на оборудование и людей, оказавшихся в зоне аварии → загрязнение атмосферы.

 

 

 

Таким образом, наиболее вероятным аварийным сценарием на автомобильной заправочной станции будет сценарий С1 при разгерметизации оборудования, наиболее опасным С2 или С3.

Любой сценарий, описывающий аварию, начинается с инициирующего события (разгерметизации технологического аппарата, участка трубопровода, содержащего взрывопожароопасное вещество и утечки различной интенсивности), которое может возникнуть с некоторой частотой.

При описании наиболее вероятных и наиболее опасных сценариев возникновения и развития взрывопожароопасной аварии выделяют обычно следующие основные события:

Мгновенное воспламенение истекающего продукта с последующим факельным горением;

Мгновенной вспышки не произошло, меры по предотвращению пожара успеха не имели, возгорание топлива;

Образование облака ТВС и его дрейф с рассеиванием в незамкнутом пространстве;

Сгорание облака ТВС;

Сгорание облака с развитием избыточного давления в замкнутом (закрытом) пространстве;

Разрушение оборудования под воздействием избыточного давления или тепла при горении или образовании «огненного шара»;

Мгновенное воспламенение не произошло, авария локализована благодаря эффективным мерам по предотвращению пожара, либо с рассеиванием загазованности.


Страницы:   1   2