Меню Услуги

Обеспечение устойчивого развития эколого-экономических систем региона Московской области

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Обзор исследований по проблеме устойчивого развития эколого-экономических систем региона
  • 1.1. Понятие и роль эколого-экономической системы
  • 1.2. Особенности государственного управления региональными эколого-экономическими системами
  • 1.3. Управление устойчивым развитием эколого-экономическими системами региона
  • ГЛАВА 2. Исследование развития эколого-экономических систем региона на примере Московской области
  • 2.1. Экологическая политика и особенности природопользования Московской области
  • 2.2. Эколого-экономическая оценка водных ресурсов в Московской области
  • 2.3. Проблемы устойчивого развития эколого-экономических систем региона
  • ГЛАВА 3. Перспективы перехода к устойчивому развитию эколого-экономических систем Московской области
  • 3.1. Направления улучшения экологической ситуации в регионе
  • 3.2. Формирование системы государственного регулирования эколого-экономическими системами Московской области
  • 3.3. Эффективность предложенных мероприятий устойчивого развития эколого-экономических систем Московской области
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность предложенного исследования определяется тем, что экологические проблемы в настоящее время по своей общественной значимости вышли на одно из первых мест, так как бурное развитие хозяйственной деятельности людей приводит к интенсивному, часто разрушительному, воздействию на окружающую среду. Влияние человека на природу происходит как путем преобразования сложившихся в течение тысячелетий естественных систем, так и в результате загрязнения почв, вод, воздуха. А это в свою очередь приводит к резкому ухудшению состояния природы, часто с необратимыми последствиями. Экологический кризис стал представлять собой реальную опасность.

В настоящее время становится совершенно очевидным, что без совершенствования технологий мониторинга и прогнозирования глобальных и региональных изменений, происходящих природе, необходим наиболее эффективный комплекс мероприятий по сокращению снижению антропогенной нагрузки на окружающую нас природную среду. Особенно актуальны проблемы устойчивого экономико-экологического развития для Московской области, где остро стоят глубоко назревшие проблемы особенности природопользования и экосистем. Для их успешного практического решения необходимо расширение и обогащение средств механизма экономического природопользования на основе разработки и внедрения его новых элементов и инструментария, в том числе природоохранного регулирования.

Одним из таких эффективных инструментов является внедрение на предприятиях систем экологического менеджмента, деятельность которых заключается в предотвращении загрязнения окружающей среды, соблюдение установленных нормативов воздействия на окружающую среду, а также оценка изменяющихся экологических требований и своевременное реагирование на них. На современном этапе развития общества учет экологического фактора при принятии решений об устойчивом развитии территорий становится особенно актуальным.

В отечественной литературе накоплено немало исследований устойчивости развития эколого-экономических систем. Но, несмотря на это, в них не рассматриваются вопросы развития социальной сферы – одной из трех равноправных составляющих известной триады экологической экономики. В этой связи актуальными представляются исследования, направленные на оценку состояния эколого-экономических систем Московской области, на мониторинг и выявление тенденций их развития и, главное, – на разработку методики перехода к устойчивому развитию эколого-экономических систем Московской области. Подобные исследования особенно необходимы в регионах, чья экономика базируется на развитом промышленном секторе. Именно к таким регионам относится Московская область.

Степень разработанности темы обусловлена широким признанием, которое получает данная мера благополучия в последние годы. Лучшим доказательством этого факта является недавняя публикация комплексного исследования благополучия населения Земли, опубликованного в междисциплинарном журнале Nature . Ряд авторов (Р. Костанца, И. Кубишевски, Е. Джованини, Х. Ловинс, Дж. МакГлэйд, К.Е. Пиккет, К.Р. Вала, Д. Робертс, Р. Де Вольи, Р. Уилкинсон) подчеркивают исключительную важность замены традиционного ВВП на ИПП, который дает более широкое представление о процессах в экономической, социальной и экологической сферах жизнедеятельности определенной территории (страны или региона).

Исследованию аспектов взаимодействия экономики и окружающей среды, а также проблем функционирования и моделирования эколого-экономических систем, посвящены труды ученых В.И. Гурмана, М.Я. Лемешева, О.П. Литовки, П.М. Нестерова и А.П. Нестерова, А.Л. Новоселова, К.В. Павлова, В.М. Разумовского, Е.В. Рюминой, О.П. Санжиной, Н.В. Чепурных, М.Д. Шарыгина, А.Я. Якобсона и др.

Данная проблематика является актуальной и для России, что отразилось в ряде исследований, проведенных несколькими ведущими коллективами в области экономики природопользования. Наиболее комплексные оценки индикаторов устойчивого развития России и ее регионов получены под руководством С.Н. Бобылева. Экологические аспекты межрегионального неравенства подробно исследованы в работах И.П. Глазыриной, И.А. Забелиной и Е.А. Клевакиной.

Целью исследования является обеспечение устойчивого развития эколого-экономических систем региона Московской области. Для достижения поставленной в работе цели автором были определены следующие задачи:

  • Определить понятие и роль эколого-экономической системы;
  • Рассмотреть особенности государственного управления региональными эколого-экономическими системами;
  • Описать особенности управления устойчивым развитием эколого-экономическими системами региона;
  • Рассмотреть экологическую политику и особенности природопользования Московской области;
  • Дать эколого-экономическую оценку водных ресурсов в Московской области и определить проблемы устойчивого развития эколого-экономических систем региона;
  • Разработать направления улучшения экологической ситуации в регионе;
  • Предложить пути формирования системы государственного регулирования эколого-экономическими системами Московской области;
  • Определить эффективность предложенных мероприятий устойчивого развития эколого-экономических систем Московской области.

Объект исследования – природно-ресурсный потенциал Московской области во взаимосвязи с их социально-эколого-экономическим развитием.

Предмет исследования – условия устойчивого эколого-экономического развития на региональном уровне путём стимулирования перехода Московской области от техногенного и антиустойчивого развития к экологоориентированной или «зелёной» экономике.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды российских и зарубежных учёных в области устойчивого развития и экологизации территорий, разработки международных организаций, научные статьи в периодической печати, материалы всероссийских и международных конференций.

Информационной базой исследования послужили: научные источники в виде данных и сведений из монографий, научных статей, докладов и отчётов, материалов научных конференций, семинаров и круглых столов; статистические и аналитические материалы по Российской Федерации и Московской области; документы международных организаций; официальные законодательные документы и другие нормативные акты; материалы глобальной сети Интернет.

Теоретическая и практическая значимость работы. Проведённые исследования позволили внести определённый вклад в разработку теоретико-прикладных вопросов по стимулированию экологизации региональной экономики для достижения устойчивого эколого-экономического развития территорий. Результаты исследования имеют важное практическое значение при решении перехода Московской области к «зелёной» экономике. Теоретические положения работы могут найти применение в процессе преподавания экономических дисциплин: «Экономика природопользования», «Экологический менеджмент», «Региональная экономика».

Логическая структура работы. ВКР состоит из введения, 3 глав, 9 параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Исследование изложено на 78 страницах основного текста.

 

ГЛАВА 1. Обзор исследований по проблеме устойчивого развития эколого-экономических систем региона

1.1. Понятие и роль эколого-экономической системы

 

{Природопользование в масштабе мирового пространства, как в целом, так и на отдельных территориях, следует рассматривать как эколого-экономическую систему, которой свойственна упорядоченная во времени закономерная смена ее состояний таких, как:

  • функционирование, обусловленное взаимодействием наиболее быстро меняющихся компонентов окружающей среды под влиянием факторов производственной деятельности;
  • динамика состояния окружающей среды в эколого-экономической системе природопользования, определяющаяся процессами восстановления и обновления, обусловленными естественным процессами жизнедеятельности и воздействием производственной среды;
  • развитие заселенных территорий под воздействием природных и климатических условий.

Поэтому решение проблем эффективного и безопасного природопользования важно и необходимо рассматривать не только в рамках одного государства, но и в условиях развития взаимовыгодных политических и экономических отношений, которые сложились между странами мирового сообщества взаимоотношений между окружающей средой и экономикой; ее цель заключается в отражении изменений в окружающей среде, вызываемых экономической деятельностью, и в обеспечении информационной базы для комплексной эколого-экономической политики. Понятие «эколого-экономическая система» наряду с такими близкими по смыслу понятиями, как «природно-экономическая система» и «природно-хозяйственная система», широко используется в современной научной литературе, посвященной исследованию проблем взаимосвязи экономического и экологического развития общества.

Как различается понятие эколого-экономической системы (ЭЭС), так различается и представление о структуре ЭЭС. Одни авторы в качестве основных структурных элементов ЭЭС рассматривают экономическую и экологическую подсистемы, а другие считают необходимым выделить социальную подсистему, или социум. Остановимся на исследовании различных подходов к определению ЭЭС (табл.1.1.).

Таблица 1.1 – Подходы к определению устойчивости эколого-экономической системы

Годы Автор Научные взгляды
2011 Эколого-экономический словарь [51] Ограниченная определенной территорией часть технобиосферы, в которой природные, социальные и производственные структуры прогрессы связаны взаимоподдерживающими потоками вещества, энергии и информации
 2012

 

Резник Г.А., Малышев А.А. [43]. Соотношение экономической и экологической целесообразности использования того или иного компонента экосистемы, основным результатом чего является получение наибольшего экономического эффекта
2013 Радченко В. И., Рачек С. В., Бельский А. Ю [51]. Деятельность органов государственной и муниципальной власти, направленной на решение задач по повышению степени ответственности хозяйствующих субъектов за соблюдением норм экологического законодательства посредством реализации системы мероприятий в сфере охраны окружающей среды и рациональным природопользованием
2014

 

Лапыгин Д.Ю. [51]. сложно-иерархическая система, состоящая из большего числа компонент, подсистем, элементов или частей, взаимодействующих между собой более или менее сложным образом и имеющим возможность самопроизвольно образовывать четко выраженные пространственные или временные структуры

 

Таким образом, несмотря на то, что определение эколого-экономической системы у различных авторов отличается, но в целом, как в том, так и в другом случае ядром изучения считается совокупность процессов (финансовых, экологических, природно-ресурсных, социальных, промышленных), обусловленных взаимодействие и взаимозависимостью экономического развития общества и состояния окружающей природной среды. Таким образом, основным системообразующим показателем ЭЭС считаются процессы, обусловленные связью и взаимозависимостью экономических и природно-ресурсных компонент территории. Взаимодействие компонент устанавливает динамику формирования региональной эколого-экономической системы.

В последнее десятилетие понятие эколого-экономической системы получило широкое распространение в научной литературе, в связи с чем можно встретить примеры различного его толкования. Академик Лемешев М.Я., занимаясь вопросами оптимизации природно-хозяйственного комплекса, определил эколого-экономическую систему как интеграцию экономики и природы, которая представляет собой взаимосвязанное и взаимообусловленное функционирование общественного производства и протекание естественных процессов в природе.

Такие авторы как Антропов В. А., Морозова Е. Н. характеризуют эколого-экономическую систему для отдельного региона или промышленного комплекса следующим образом – ограниченная определенной территорией часть техносферы, в которой природные, социальные и производственные структуры и процессы связаны взаимоподдерживающими потоками вещества, энергии и информации [16, c.59] .

Сравнивая два этих подхода к пониманию эколого-экономической системы приходим к тому, что эти определения мало чем отличаются друг от друга по своей сущности.

По мнению Федорова В.Н., помимо традиционных секторов экономики (промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг) и непроизводственного сектора правомерно выделить в экономической подсистеме трансакционный сектор как самостоятельную сферу, поскольку объемы обращающихся в нем средств на сегодняшний день весьма значительны. Под трансакционным сектором в данном случае понимается совокупность отраслей, обслуживающих процесс перераспределения и ресурсов, и продукции [4].

Определение, данное Ратнер С.В., Алмастян Н.А. характеризуется следующими признаками [40, с. 37]:

  • Низкая экологическая результативность работы предприятия способен уменьшать экономическую и административную эффективность;
  • Бремя экологических расходов сдвигается из государственного сектора в частный;
  • Постепенно ужесточаются условия к эколого-экономической работы предприятий;

Требования экологически стабильного развития концепции «регион-предприятие» стали стратегическим ориентиром [34].

Можно сделать вывод, это эколого-экономическая система четко определена в тех случаях, когда хозяйственная активность человека на какой-либо территории базировалась на использовании местных возобновимых природных ресурсов, но не превышала их способности к регенерации.

Понятие эколого-экономической системы ориентирует науку и практику прежде всего на поиски закономерностей механизмов соединения разнородных компонентов в единое эффективное образование. Известно, что в последние годы важнейшими становятся отношения экологические, как отношения между человеком и природой, поэтому становится обязательным рассматривать любую организацию как социо-эколого-экономическую систему [3, с.16]. Основной целью таких систем является вписанность их в природные комплексы, в биосферу.

В свою очередь под устойчивостью эколого-экономической системы понимается способность сохранять свое текущее состояние под влиянием факторов внешней среды, а под управлением устойчивостью эколого-экономической системы – целенаправленный процесс воздействия общества на эколого-экономическую систему, направленный на сохранение структуры и поддержание режима её деятельности, способности к развитию [13, с.47].

Статистический отдел ООН подготовил комплекс принципов для разработки таких счетов. Они используются в ряде стран. Международный опыт в этой области представляет интерес для российской экономической науки и практики управления в области природопользования и охраны окружающей среды.

Неотъемлемым элементом экологически устойчивого развития, требующего научного решения, являются анализ и оценка приемлемого экологического риска. Ранее при экологической экспертизе проектов учет риска отсутствовал и считалось, что ориентация на выполнение нормативов ПДК загрязнителей достаточна. Практика показала необходимость пересмотра экспертизы.

Таким образом, изучение теоретических аспектов проблемы устойчивости эколого-экономической системы позволило отметить, что эколого-экономическая система является сложным объектом. Процесс функционирования раскрывается как эколого-экономическое обеспечение целенаправленной деятельности производственной сферы, при которых поддерживается гармоничная, сбалансированная структура взаимосвязей между обществом и природой.

 

1.2. Особенности государственного управления региональными эколого-экономическими системами

 

Одной из важнейших задач современного общества, требующей незамедлительного решения, является охрана окружающей среды и ее отдельных компонентов. Неблагоприятные изменения качества природных условий приводят к экологическим проблемам, таким как загрязнение атмосферы, водоемов и почвы опасными или вредными веществами, истощение природных ресурсов, в том числе возобновляемых, деградация природных объектов, выражающаяся в ухудшении плодородия почв, нарушение гидрологического режима, сокращение видового биоразнообразия.

Региональный уровень обеспечения экологической безопасности требует привлечения системно-синергетического подхода [33], предполагающего объединение безопасности трех сфер деятельности:

  • экономической, обеспечивающей эффективность хозяйствования при доминировании экологических требований;
  • экологической, обеспечивающей последовательное соблюдение глобальных экологических императивов развития;
  • социальной, обеспечивающей социальную справедливость.

Обеспечение системно-синергетического характера региональной безопасности, несомненно, не исчерпывается тремя составляющими и не исключает противоречий между нами. Однако реализация данного подхода позволяет избежать разделения концепций общественного развития и безопасности на диаметрально противоположные, что характерно для большинства российских регионов, функционирующих по природоэксплуатирующему типу, который характеризуется преобладанием природоемких производств в отраслевой структуре. Приоритетной задачей изменения текущей ситуации на региональном уровне является диверсификация экономики с преобладанием наукоемких производств и технологий постиндустриальной экономики.

Общие ориентиры устойчивого развития регионов едины. И, несмотря на то, что в каждом регионе реализуется собственная уникальная программа развития, при разработке экономической стратегии необходимо ориентироваться на общие для страны установки и принципы [45].

Компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы в соответствии с законодательством Российской Федерации [12] являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.

Система государственного управления охраной окружающей среды в Российской Федерации имеет трехуровневую структуру [49 с. 90]:

– на федеральном уровне государственное управление охраной окружающей среды в Российской Федерации осуществляет непосредственно Правительство России или по его поручению федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами охраны окружающей среды – Минприроды Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти. Межведомственная комиссия по охране окружающей среды во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей, а также организациями Российской Федерации, осуществляет рассмотрение вопросов и подготовку предложений в области охраны окружающей среды, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Отдельные функции управления охраной окружающей среды выполняют органы прокуратуры и Фонда социального страхования Российской Федерации;

– на отраслевом уровне управление охраной окружающей среды в отрасли или в определенной сфере деятельности осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– на уровне субъекта Российской Федерации государственное управление охраной окружающей среды осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления осуществляют управление охраной окружающей среды на соответствующей территории в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

В последние десятилетия в технологически развитых странах мира все большее внимание уделяется вопросам снижения негативного воздействия на окружающую среду и устойчивого развития. Это объясняется ухудшением общей экологической ситуации на планете – нарастанием необратимых климатических изменений, загрязнением атмосферы, почв и воды, дефорестизацией больших территорий суши, резким снижением биоразнообразия. Одним из наиболее популярных методов государственного регулирования негативного воздействия предприятий и организаций на окружающую среду является система экологических стандартов. Среди них особое место занимают стандарты экологического менеджмента серии ISO 14000, которые носят добровольный и универсальный характер, создают предпосылки для обучения персонала, обладают большим методологическим и методическим потенциалом в области организации экономической, экологической и социальной деятельности предприятий.

В статье 14 Федерального закона об охране окружающей среды от 10.04.2002 [2] сказано об экономических методах в области охраны окружающей среды.

Ужесточение экологических стандартов в 2000-2010 гг. в странах- партнерах России по торговой деятельности, в первую очередь, в странах Европейского Союза, активизировало работу отечественных компаний в экологической области в части соответствия требованиям стандартов серии ISO 14000. Если в 2000 г. такие сертификаты имели только три российских компании, то в 2010 г. их количество увеличилось почти до 2000. Однако в последующие годы произошел спад активности в области сертификации по ИСО 14001, и в 2013 году количество сертифицированных компаний составило всего 1272 при общей численности предприятий около 460 тыс. Таким образом, уровень проникновения систем экологического менеджмента на предприятиях России составляет всего около 0,3%.

В качестве наиболее значимых барьеров исследователями обозначены недооценка экологических проблем в общественном сознании, излишняя гибкость и неоднозначность требований самого стандарта, непонимание сигнальной роли и положительных эффектов сертификации по ISO 14001, а также серьезные упущения в работе органов по сертификации, допускающих формальное отношение к проблеме формирования полноценной системы экологического менеджмента на предприятиях и недобросовестное выполнение своих функций [49 с. 90]

На устранение последнего из вышеперечисленных барьеров, в частности, направлен четвертый этап реформирования национальной системы аккредитации, связанный с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее также – Закон об аккредитации) и сопутствующих ему нормативных правовых актов. В рамках данного этапа был запущен новый механизм государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, начаты работы по внедрению информационной системы Росаккредитации.

Развитие системы управления природоохранной деятельностью происходило под воздействием исторических, политических, этнокультурных и других факторов, что привело к использованию различных инструментов управления природоохранной деятельностью.

Методы управления разделены на три основные группы: административное регулирование, система экономических стимулов и формирование рыночных отношений в сфере природопользования.

Административные методы управления природоохранной деятельностью включают рычаги жесткого (экологические нормативы и стандарты) и мягкого (мониторинг) регулирования.

Экологические нормативы и стандарты – это комплекс взаимоувязанных ограничений и требований к качеству окружающей природной среды, к качеству и количеству воздействия на природные ресурсы и окружающую среду, а также требований к производственно- технологическим и организационно-управленческим процессам, производимой продукции и услугам. Нормативы применяют в целях:

  • минимизации степени отрицательного воздействия различных видов человеческой деятельности и систем жизнеобеспечения на природную среду с учетом современного опыта, инновационных достижений и с учетом международных правил и стандартов;
  • обеспечения экологической безопасности населения и сохранения благоприятной окружающей среды, генетического фонда;
  • обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в условиях устойчивого развития экономики.

Мониторинг окружающей среды – определенная система наблюдения, оценки, прогноза состояния окружающей природной среды и ее ресурсов, служащая информационному обеспечению процесса подготовки и принятия управленческих решений. Как метод управления – это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды и изменениями, происходящими под влиянием, как естественных процессов, так и антропогенного воздействия, включая природопользование, и их последствия.

 

1.3. Управление устойчивым развитием эколого-экономическими системами региона

 

Экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями экономической деятельности, проводимой в прошлые года научно-технического прогресса.

Главная составляющая внутренней среды территории — это комплекс ресурсов территории, находящихся на территории. Ресурсы территории можно условно разделить на три укрупненные группы:

  1. природные ресурсы и географическое положение;
  2. технологические ресурсы;
  3. социальные ресурсы [2, с. 56].

Основа формирования подходов в решении проблем территориальных образований лежит в положительных изменениях, обеспечивающих сбалансированную реализацию экономического, экологического и социального аспектов в контексте устойчивого развития территории [49 с. 90]. Особенно это касается региональных реформ и программ, реализующихся в конкретных муниципальных образованиях, так как их роль в реализации государственной политики (как социально-экономической, так и экологической) заметно усилилась в последнее время.

Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030г. (согласно документу, подписанному Президентом РФ Д.А. Медведевым 30 апреля 2012 г.) [5], предусматривается совершенствование системы управления и правового обеспечения в сфере охраны окружающей среды в Российской Федерации, создание новой системы регулирования деятельности промышленных предприятий и экономических стимулов их модернизации. Все это, по мнению разработчиков документа, повысит ответственность отечественных промышленных предприятий за экологические аспекты своей деятельности и ужесточит меры за экологические правонарушения [6, с. 90]. В соответствии с принятым документом в Российской Федерации должны быть созданы прозрачные условия работы надзорных органов и совершенствованы механизмы сбора информации о состоянии окружающей среды при ее оценке по различным критериям.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Основы государственной экологической политики Российской Федерации разработаны в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации перед другими государствами, принятый документ соответствует Плану действий по присоединению России к Организации экономического сотрудничества (ОЭСР)[7, с. 23].

Национальные комплексы градообразующих предприятий конкурируют между собой в различных областях (экономической, экологической, социальной), что приводит к необходимости гармонизации некоторых направлений экологической политики, разрабатываемой для крупных отечественных экономических субъектов.

Существует ряд недостатков реализации экологической политики, которые влияют на устойчивое развитие территории их деятельности:

  • недостаточное участие государства в реализации корпоративной экологической политики предприятия;
  • редкое использование эффективного зарубежного опыта государственного участия в реализации корпоративных экологических политики зарубежных предприятий;
  • низкий образовательный и профессиональный уровень руководства и администрации промышленного предприятия именно в экологической области [2, с. 57];
  • низкий уровень экологической социальной ответственности персонала, участвующего в экологических аспектах деятельности предприятия,
  • недостаточное участие зарубежных партнеров в экологической деятельности предприятия.

Действующий механизм региональной экономики нуждается в модернизации. Он должен соответствовать национальной постиндустриальной стратегии [3, с. 78], которая предполагает:

  • диверсификацию экономики со структурной переориентацией на современные наукоемкие отрасли;
  • формирование антимонопольного конкурентного механизма хозяйствования, побуждающего производителей снижать издержки за счет внедрения инноваций [4, с. 215];
  • осуществление политики развития региона, основанной на гуманизированной и экологизированной модели производства и потребления;
  • создание условий для развития личной и коллективной инициативы, поддержки креативного класса общества, являющегося субъектом постиндустриальной модернизации.

Разработка мероприятий, направленных на устранение вышеперечисленных недостатков на государственном, региональном и локальном уровне, их внедрение в рамках реализации экологической политики позволит совершенствовать экологическую и социально-экономическую деятельность и сформирует позитивное мнение и улучшит их имидж в глазах общественности и государства, повысит конкурентоспособность и приведет к устойчивому финансовому, экологическому и социально-общественному развитию.

Для решения задачи регулирования эколого-экономических взаимодействий в настоящем исследовании использовано представление ситуации в так называемых фазовых пространствах. Каждому конкретному состоянию эколого-экономической системы соответствует точка в фазовом пространстве. Изменения состояния отражаются перемещением точки в фазовом пространстве, определяя, таким образом, фазовую траекторию.

Формализованные подходы к анализу фазовых траекторий исследуются в рамках теории управления, однако особенность свойств эколого- экономических систем требует применения и специальных процедур анализа.

В частности, необходимым является использование мер близости специального вида, адекватных требованиям продолжительного существования и устойчивого развития эколого-экономических систем.

Особая роль региональной системы управления в процессе организации устойчивого развития определяется рядом положений:

  • на региональном уровне наблюдаются наибольшие расхождения в целевых ориентирах системы и системных элементов в отношении природы в целом и использования природных ресурсов, в частности. Интересы региона, заключающиеся в сохранении качественных условий жизни населения, вступают в противоречие со стремлением хозяйствующих субъектов извлечь выгоды из доступных природных ресурсов;
  • на региональном уровне происходит аккумулирование финансовых и иных видов экономических ресурсов, которые объединяют финансовые потоки расположенных на конкретной территории хозяйствующих субъектов, муниципальные финансы.

Учитывая приведенные особенности, распределение региональных ресурсов, представляющее важную функцию управления, становится одним из главных факторов социально-экономического развития регионов. Данная функция реализуется на уровне региона децентрализовано, что связано с многообразием самих ресурсов, вовлекаемых в воспроизводственные процессы, а также сложностью территориальных экономических систем. Это определяет необходимость формирования и поддержки функционирования различных институтов, определяющих способы и правила взаимодействия общества и природной среды.

Различное сочетание совокупного природного потенциала и типологии эколого-экономических показателей дает интегральный показатель благоприятности эколого-экономической ситуации в административных районах и степень благоприятности территорий для жизни и определенных видов деятельности человека.

Для оценки эколого-экономической ситуации, а также экологической комфортности условий жизнедеятельности городского населения важным является и принятие обобщающего интегрального показателя. Под устойчивостью развития территории понимается обеспечение ее стабильного экономического роста, поэтому данный обобщающий интегральный показатель рассчитывается на единицу ВРП. Знаменатель показателя благоприятности эколого-экономической ситуации в регионе рассчитывается как сумма экономического ущерба окружающей среде и стоимости инженерных коммуникаций, включая стоимость очистных и природоохранных сооружений, помноженных на коэффициент обновления основных фондов.

Предложенный интегральный показатель не позволяет получить объективную оценку благоприятности эколого-экономической ситуации в муниципалитетах, так как он не учитывает финансовые возможности региона на покрытие расходов по улучшению экологической обстановки, адекватность этих расходов и т.п. Для получения объективной оценки благоприятности эколого-экономической ситуации предложена система эколого-экономических индикаторов жизнедеятельности территории. При оценке экологической ситуации анализируется состояние: воздушного пространства; водных ресурсов; использования энергоресурсов и земельных ресурсов и т.п. Данный анализ проводится при помощи следующих показателей, образующих первую группу эколого-экономических индикаторов: валовой объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; потребление воды (питьевой, технической); потребление энергии (энергоэффективность, энергосбережение); объем твердых бытовых отходов (ТБО) на душу населения; объемы загрязняющих веществ водоемов, рек, подземных вод и почвы. Перечисленные эколого-экономические индикаторы оценки эффективности жизнедеятельности территории характеризуют только нанесение вреда окружающей среде.

Третью группу эколого-экономических индикаторов жизнедеятельности муниципального образования образуют коэффициенты, которые применяются при расчете показателей, характеризующих эколого- экономическую ситуацию. К ним предлагается отнести: коэффициент экологической ситуации (состояние атмосферного воздуха, водных объектов, почвы); инфляционный коэффициент; коэффициент сверхлимитных сбросов (выбросов) к нормативам платы в пределах допустимых нормативов; коэффициент лимитного размещения отходов; коэффициенты, учитывающие место сверхлимитного размещения отходов в пределах муниципальных образований и в трехкилометровой зоне.

К эффективным инструментам экономического регулирования региональных эколого-экономических отношений можно отнести:

  • экологические налоги, сборы и платежи, соответствующие затратам на ликвидацию последствий загрязнения окружающей среды вследствие экологически неэффективной хозяйственной деятельности;
  • субсидии и различные формы финансовой поддержки экологически неэффективных производств, стимулирующие загрязнителей природной среды к модернизации производства, внедрению современных технологий очистки и защиты, снижения уровня воздействия на окружающую среду до требуемых нормативов;
  • комбинированные способы: система задатка (добавочного налога), включаемого в цену продукции-загрязнителя; принудительные стимулы правового характера (санкции, штрафы), применяемые к загрязнителю при несоблюдении им установленных требований по сохранению и защите окружающей природной среды.

Таким образом, регулирование региональных эколого-экономических отношений носит комплексный характер и может быть реализовано только в совокупности мероприятий научно-обоснованного стратегического планирования устойчивого и динамичного развития общественного производства [11]. Стратегический план регионального развития должен учитывать необходимость сохранения окружающей природной среды и включать эффективные управленческие решения по предупреждению кризисных явлений, смягчению и ликвидации последствий ущербов в системе «окружающая среда – экономика региона».

В условиях социальной ориентации экономики региона снижение экологической напряженности может быть достигнуто за счет административного воздействия посредством реализации механизмов вертикального регулирования эколого-экономических отношений [9]. Основными методами его в условиях постиндустриального общества являются:

  • правовые методы, основанные на законодательной базе и формирующие систему подзаконных нормативно-правовых актов, способствующих созданию необходимых предпосылок баланса общественных потребностей и интересов всех субъектов эколого-экономических отношений;
  • экономические методы, реализующие экономические принципы и механизмы хозяйствования;
  • административные методы, основанные на контроле соблюдения правовых норм и экономических механизмов хозяйствования, и предусматривающие административные санкции к нарушающим их хозяйственным субъектам;
  • информационные методы, предполагающие сбор, обработку, изучение, выдачу и продажу информации о состоянии окружающей природной среды, уровне развития технических и технологических средств ее защиты, предотвращении рисков и ущербов хозяйственной деятельности;
  • смешанные методы, объединяющие механизмы правовых, экономических, административных и информационных подходов к регулированию эколого-экономических отношений

Можно сделать вывод, что на устойчивое развитие территории влияют как социально-экономические результаты производственно-хозяйственной деятельности, так и успешная реализация различных экологических программ, проектов и отдельных мероприятий в деятельности градообразующих предприятий, которые на данной территории функционируют Анализ устойчивого развития требует обращения ко всем уровням экономической системы: от микроуровня, где возникают загрязнения, до макроуровня распределения глобальных экономико-экологических ресурсов.

Выводы по первой главе

Как показало проведенное исследование, в основе любого экономического развития лежат три фактора экономического роста или три вида капитала: трудовые ресурсы (человеческий капитал); искусственно созданные средства производства (капитал, в литературе также используются понятия физический, искусственный, произведенный капитал); природные ресурсы (природный капитал).

Основная экономическая роль экосистемных услуг состоит в реализации системы функций, обеспечивающих экономические выгоды для потребителей этих услуг, базирующихся на обеспечении природой различного рода регулирующих функций. Потребители услуг могут находиться как на локальном уровне (например, отдельные предприятия), так и на муниципальном, региональном и глобальном уровнях. В последнем случае можно говорить о глобальных экосистемных услугах.

Важную роль в процессе оценки качества общего воспроизводственного процесса в регионе играет показатель эффективности использования производственных ресурсов. При этом, общий эффект (величина произведенного продукта) может соотноситься как с величиной стоимостной оценки затрат, так и с величиной использованных ресурсов.


Страницы:   1   2   3   4