Меню Услуги

Разработка и изготовление наглядных пособий для обучения учащихся вышивке

Страницы:   1   2


СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «РУКОДЕЛИЕ». «ВЫШИВАНИЕ» В ШКОЛЕ
  • 1.1. Место курса «Вышивка» в рамках предмета «Технология»
  • 1.2. Особенности обучения учащихся вышивке
  • 1.3. Применение наглядных пособий при обучении учащихся вышивке по предмету «Технология»
  • 1.4. Понятие, виды и классификация вышивки
  • 1.5. Технология выполнения швов и вышивки
  • ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВЫШИВКЕ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ
  • 2.1. Разработка тематического планирования раздела «Рукоделие». Вышивание»
  • 2.2. План конспект урока с использованием разработанного наглядного пособия
  • 2.3. Результаты эксперимента по определению эффективности использования наглядного пособия
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Выбор темы исследования «Разработка и изготовление наглядных пособий» для обучения учащихся вышивке», обусловлена ее актуальностью. В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков. Различают такие понятия, как принцип наглядности, наглядность как средство обучения и наглядное пособие.

Демонстрационные объекты – наглядные учебные пособия, являются одним из важнейших источников информации, они помогают преподавателю эффективно организовать образовательный процесс.

Современный учитель имеет большой выбор наглядных пособий. Причем наглядные средства обучения совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными для выполнения поставленных учителем задач. Применение различных средств наглядности активизирует внимание учащихся и тем самым способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Обогащая опыт обучаемых или помогая им в анализе изучаемой проблемы, средства наглядности облегчают и труд преподавателя. Особую роль они играют при обучении учащихся вышивке. Наглядные пособия должны быть подготовлены по каждой теме занятия. Для ведения занятий по вышивке руководитель должен иметь альбомы и крупные таблицы образцов вышивки, технические рисунки и рисунки по каждому заданию, таблицы с зарисовками народных орнаментов. К каждой теме надо иметь готовые изделия для показа их детям. Эти изделия могут быть выполнены учащимися или педагогом. Значительно обогащает и разнообразит занятия показ диафильмов по декоративно-прикладному искусству. Наглядные методы обучения на уроках вышивке условно разделяются на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций состоит из показа школьникам наглядных пособий, плакатов, таблиц, макетов и т.д. Метод демонстрации содержит показ выполнения определенных видов швов и других действий.

Проблема исследования состоит в том, что в процессе обучения художественной вышивке не уделяется должного внимания разработке наглядных пособий в средней школе, в частности в 5-х классах, что в свою очередь препятствует всестороннему развитию творческих способностей учащихся. В результате этого учащиеся мало интересуются занятиями, в то время как этот вид декоративно-прикладного искусства способен значительно развить художественный вкус, творческое мышление, воображение и многие другие качества личности.

Обозначенная проблема позволила сформулировать тему ВКР: «Разработка и изготовление наглядных пособий для обучения учащихся вышивке».

Объект исследования – обучение учащихся вышивке.

Предмет исследования – разработка и изготовление наглядного пособия как средства обучения вышивке в 5 классе.

Цель данной выпускной квалификационной работы – раскрыть значение наглядных пособий для обучения учащихся художественной вышивке.

Гипотеза: учебный процесс обучения учащихся вышивке будет более эффективным и интересным при использовании наглядного пособия, которое учитель может изготовить самостоятельно.

Поставленная цель и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие задачи исследования:

1 — изучить виды и классификации учебных пособий по вышивке, дать краткую историческую справку;

2 — проанализировать роль наглядных пособий в процессе обучения вышивке;

3 — разработать примерный тематический план по предмету «Вышивка» в 5 классе;

4 — проанализировать методологию обучения вышивке в 5 классе с использованием наглядного метода обучения;

5 — разработать наглядные пособия для изучения вышивке в 5 классе;

6 — провести экспериментально исследование эффективности разработанных наглядных пособий в процессе обучения вышивке в 5 классе.

Методы исследования: анализ теоретических источников по теме исследования; наблюдение, беседа; анализ работ учащихся.

Теоретическая значимость работы заключается в определении сущности наглядных пособий, которые могут быть использованы в процессе обучения учащихся.

Практическая значимость заключается в том, что разработанные и изготовленные наглядные пособия для обучения учащихся вышивке могут быть использованы в практике преподавания – на уроках в школе, кружках и секциях образовательной школы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения раздела «Вышивка» в школе

1.1. Место курса вышивка в рамках предмета «Технология»

По нашему мнению, курс «Вышивка» занимает весьма значимое место в рамках всего предмета «Технология».

При изучении темы «Вышивка» учащиеся 5-х классов знакомятся с классификацией швов, с их условными и графическими изображениями, осваивают последовательные этапы выполнения шва [30].

Тема «Вышивка» изучается в разделе ««Рукоделие». Вышивание»» по программе «Технология» в 5 классе. Данная тема является последней в конце курса предмета «Технология», поэтому ученики обладают уже определенными навыками и умениями. По программе на обучение выделено 8 часов. Первые 2 часа занятий посвящены теме урока «Вышивание». Во время данных занятий ученики работают с тетрадями и учебниками, осваивают безопасные приемы работы, переводят рисунки на ткань и готовят изделия к работе. Итогом этих занятий являются умение учеников самостоятельно организовать выполнение различных творческих работ, поиск информации с использованием ресурсов, учатся анализировать, моделировать и планировать, а также формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, реализация творческого потенциала в предметно-практической деятельности, воспитание трудолюбия и ответственности.

Следующие 4 часа занятий, ученики изучают простейшие вышивальные швы. Во время этих уроков, школьники выполнение простейшие вышивальные швы: стебельчатый, тамбурный, «вперед иголку», «назад иголку», петельный, «козлик», «шнурок». По завершению этих занятий ученики учатся организовать рабочее место в соответствии с нормами и правилами техники безопасности, выполнять технологические операции; выполнять простейшие вышивальные швы, соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами; развитие эстетического восприятия.

Завершающие 2 часа уроков ученики выполняют практическое задание – изготавливают салфетку.

Процесс обучения вышивке включает в себя изучение следующих разделов:

— история возникновения и развития рукоделий;

— основы композиции, цветоведения, дизайна и художественного оформления изделия;

— способы определения уровня творческих способностей, возможности влиять на их развитие;

— технологии выполнения швов и вышивок;

— контроль качества изделий, оценка материальных затрат, экономические расчеты;

— основы организации труда и самостоятельной работы.

В процессе практической работы учащиеся овладевают приемами работы в различных техниках вышивки с учетом традиций и современных технологий. При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к сложному. Возможность выбора учащимися форм работы.

Итогом работы по теме «Вышивка» является выполнение (подготовка) и защита проектной работы. Учащиеся осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей учащихся, умения выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка варианты их реализации.

Учащиеся должны знать:

— роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на примере декоративно-прикладного искусства;

— основные сведения о вышивальном производстве;

— традиционные и новейшие технологии обработки различных материалов;

— основы композиции, орнамента, дизайна — как современного способа мышления при создании новых изделий;

— элементы предпринимательской деятельности;

— знания анализа качества выполненной работы, обработки результатов, составления экономических расчетов себестоимости изделия;

— требования к выбору профессии;

— роль проектирования, основные этапы проектной деятельности.

Учащиеся должны уметь:

— выполнять разработку несложных проектов и выполнять изделия с учетом требований технологии;

— выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, инструментов и приспособлений;

— выполнять изделие по эскизу в различных техниках рукоделия;

— разбираться в узорах, орнаментах, видах вышивок; разрабатывать орнаментальные узоры с учетом знаний композиции и законов цветоведения [24].

Изделия, выполненные учащимися служат отчетным материалом работы. Ими оформляют выставки, их представляют на конкурсы. Они являются прекрасным наглядным материалом. Большую роль в восприятии учебного материала играет наглядность. Для достижения этой цели педагог готовит наглядные пособия, где представлены образцы с последовательностью их выполнения. Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

1.2. Особенности обучения учащихся вышивке

Обучение вышивке способствует развитию художественного мышления, восприятия, воображения, умению анализировать, использовать в работе различные свойства материалов и самостоятельно создавать красивые, прочные предметы, необходимые в быту.

Вышивка является одним из компонентов художественной деятельности и рассматривается в педагогике как эффективное средство всестороннего воспитания и развития детей. Приобщение ребенка к вышивке позволяет воспитывать вкус и стремление к прекрасному [42, с. 4].

В процессе занятий по вышивке дети получают разнообразные знания, у них совершенствуются умения и навыки, полученные на занятиях по изобразительной деятельности и технологии. Организация и осуществление такой взаимосвязи, по мнению Д.В. Сергеевой, одно из условий, обеспечивающих систематичность включения детей в ручной труд. Она может быть обеспечена при выполнении следующих требований: занятия должны носить развивающий характер за счет постепенного усложнения технических и конструктивных навыков в работе с разными видами материала; полученные на занятиях знания, умения и навыки должны применяться детьми в самостоятельной трудовой деятельности; на занятиях и в художественном труде необходимо применять специальные для этих видов деятельности педагогические приемы, особенно в мотивации и оценке работы детей; в процессе художественного труда деятельность детей должна быть желанной и осознанной и др. При этом место и роль педагога в процессе труда детей зависят от степени овладения учащимися навыками работы с материалами, их самостоятельности в организации и планировании этой деятельности [42, с. 73].

Обучение вышивке является частью комплексной системы работы школы по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки помогает создать изделие отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании.

Процесс обучения вышивке строится на принципе наглядности. Наглядность является тем принципом, построение которого основывается не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, которые воспринимаются учащимся в непосредственной форме.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Занятия по вышивке также способствуют приобщению школьников к труду, предоставляют детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

Занятия по вышиванию позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.

Происходит ориентация школьников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Форма организации детского труда на занятиях позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень владения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические — рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, показ способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям в качестве подарков [10].

Занятия предусматривают использование фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. Метод занятий теоретически-практический (сначала рассказ о технике исполнения и показ приемов работы, затем ученики применяют полученные знания на практике). На первых занятиях используется репродуктивный метод, то есть работа по образцу — воспроизведение ранее усвоенных теоретических знаний на практике. Метод применяется учащимися для приобретения и усвоения первичных навыков и умений.

Следуя от простого к сложному — практические работы постепенно усложняются, что требует от учащегося индивидуального творчества, воображения и фантазии. Экскурсии в музеи, на швейные предприятия позволяют наглядно показать учащимся творчество, красоту и необходимость вышивки в быту [16, с. 4-5].

В процессе изучения раздела «Вышивка» применяют следующие методы обучения:

— словесный (объяснение, беседа, рассказ);

— наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приёмов работы);

— практический;

— эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио и видео-ряда) [49, с. 8].

На основании указанных методов можно выделить три вида процесса обучения:

1) теоретическое обучение проходит устно, без ведения записей обучающимися, при помощи наглядных пособий (инструкционных карт, журналов, старинных и современных образцов) и схематических рисунков учителя на доске;

2) практическое обучение происходит на образце (лоскуте ткани) при непосредственном участии учителя;

3) самостоятельная работа (выполнение заданий).

Она включает:

— самостоятельную работу учащихся с литературой;

— самостоятельные наблюдения учащихся.

В процессе обучения вышивке используются различные методы: рассказ, демонстрация, беседа.

Рассмотрим перечисленные методы более подробно. В ходе рассказа происходит знакомство учащихся с понятиями о процессе вышивания, его истории, основных техник его выполнения и пр. В процессе обучения вышивке зачастую используют разновидность рассказа — объяснение, когда рассуждение и доказательство сопровождает такой процесс как учебная демонстрация. При этом объясняются общие правила безопасных приемов труда, санитарии, гигиены. Учебная демонстрация является главным помощником при ознакомлении детей с различными техниками вышивки с использованием соответствующих наглядных пособий. Лекция позитивно воздействует на развитие воображения и чувств, конкретно-образного мышления, при этом происходит активизация способности отбора и систематизация излагаемого материала [22, с. 92-93].

Рассказ, объяснение, лекция относятся к числу монологических методов обучения, при которых доминирует пассивная репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по отбору). При этом отсутствует «обратная связь», т.е. необходимая педагогу информация об усвоении знаний, формирование умений и навыков. Поэтому более совершенным методом является беседа – метод обучения, при котором учитель использует имеющиеся знания и опыт, и с помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию нового материала. А также осуществляет повторение и проверку пройденного. Однако следует иметь в виду, что вопросы, задаваемые во время беседы должны быть простыми, краткими, ясными, логическими, с доступной формулировкой. Каждый вопрос должен быть логически связан с предыдущим и со всей темой в целом. Например: Что такое «роспись»? Какой шов лежит в основе вышивок набор (брань), русская гладь, «роспись»? Какое оборудование необходимо для создания собственных схем вышивки?

Самостоятельная работа учащихся с технической и учебной представляет собой метод обучения, основанный на слове, и является одним их важнейших средств, как познания, так и закрепления знаний. Письменное инструктирование является разновидностью работы с технической документацией и применяется в первоначальные периоды обучения, когда учащиеся еще не имеют достаточно знаний, умений, навыков в новой для себя области. Главное отличие письменной инструкции заключается в специально подготовленной графе самоконтроля, когда, выполнив указание о действии, учащийся может самостоятельно удостовериться в его правильности. Данный метод также может активно применяться в процессе обучения вышивке.

В настоящее время на уроках технологии установились три основные формы организации учащихся: фронтальная, звеньевая, индивидуальная.

Фронтальная форма организации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания. При такой форме учителю технологии значительно легче работать: содержание вводного инструктажа, объяснение особенностей, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, — все это благоприятно сказывается на восприятии дидактических целей. Когда работа одинакова, легче контролировать ее этапы, удобнее сравнивать степень продвинутости у разных учеников, проще проводить групповой инструктаж, так как всегда есть возможность сравнения.

Если материальная база позволяет организацию фронтального обучения (достаточно инструментов, приспособлений, оборудования), то коллективная работа способствует восприятию одними школьниками удачных приемов у других, поиску выхода из затруднений за счет обмена опытом.

Групповая (звеньевая) форма организации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из нескольких человек. Несмотря на сложность руководства процессом при выполнении задания достоинства этой формы очевидны: она позволяет создавать у школьников правильное представление о современной организации труда на производстве. Группа может работать над сложными объектами труда, а это повышает интерес учащихся к работе. При разработке конспектов уроков мы использовали этот метод при выполнении практических работ – построение схем для вышивания с применением информационных технологий.

Индивидуальная форма организации работы предполагает, что каждый учащийся выполняет различного задания. Применение этой формы обучения является достаточно редким. Несомненное преимущество данной формы обучения заключается в возможности полной индивидуализации содержания и темпа учебы, благодаря чему отстающие по каким-либо причинам ученики проходят учебную программу без психологической травмы [22, с. 120-123].

Структура комбинированного урока может быть:

— внешней;

— внутренней.

Внешняя структура состоит из трех элементов:

— из вводного инструктажа;

— из самостоятельной работы и текущего инструктажа;

— из заключительного инструктажа.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных элементов. Назначение вводного инструктажа заключается в создании теоретической основы практической деятельности учащихся на уроке. Выстраивание внутренней структура основано на логике основных звеньев учебного процесса, т.е. на подготовке ученика к изучению нового материала, выдаче информации, её закреплении.

Вводный инструктаж состоит из пяти основных элементов внутренней структуры:

1) подготовки учащихся к изучению нового материала (постановки темы, цели, актуализация знаний);

2) сообщении новых знаний;

3) самостоятельного получения учеником новых знаний;

4) текущем повторении, первичном закреплении;

5) создании ориентировочной основы деятельности учащихся на уроке — направлены на создание образа предстоящей практической работы учащихся.

Самостоятельная работа и текущий инструктаж.

Внутреннюю структуру данного элемента составляют виды самостоятельной работы учащихся, они заключаются:

1) в самостоятельной работе по получению новых умений;

2) самостоятельной работе по совершенствованию умений на основных и заключительных этапах;

3) в творческой проектной деятельности.

Заключительный инструктаж состоит из:

— обобщения и систематизации изученного;

— контроля и оценки знаний, умений, навыков;

— выдачи домашнего задания.

Успех в обучении декоративной вышивке требует наличия научно-методического обеспечения учебного процесса и материально-технического оснащения занятий. При этом для активизации обучения художественной вышивке целесообразно использовать дифференцированный индивидуальный подход [14].

Методология обучения вышивке определяется рядом факторов, которые заключаются в научно-методическом обеспечении учебного процесса, материально-техническом оснащении занятий. Различные варианты наглядных пособий позволяют применять в процессе обучения учебно-творческие задания разного уровня сложности, ориентированных на формирование умений и навыков и на развитие личности ученика [34].

Подводя итог данного параграфа можно отметить, что вышивка — широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор или изображение выполняются с помощью иглы на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шелковыми нитями, а также бисером, жемчугом, блестками, монетами.

Изделия, выполненные учащимися служат отчетным материалом работы. Ими оформляют выставки, их представляют на конкурсы. Они являются прекрасным наглядным материалом. Большую роль в восприятии учебного материала играет наглядность.

1.3. Применение наглядных пособий при обучении учащихся вышивке по предмету «Технология»

Важную роль в процессе обучения вышивке играют наглядные пособия. Наглядность рассматривают в качестве необходимого и закономерного средства образовательного процесса в общеобразовательной средней школе.

Педагог готовит наглядные пособия, где представлены образцы с последовательностью их выполнения. Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

На основе характера отражения наглядности окружающей действительности выделяются три вида наглядности, к ним можно отнести:

— натуральную наглядность (живые растения, животные, минералы);

— изобразительную наглядность (фотографии, картины, рисунки);

— символические изображения (географические карты, чертежи, диаграммы и графики, схемы, таблицы).

Итак, в обучении вышивке процесс наглядности обусловлен реализацией дидактических принципов. Реализация данного принципа позволяет учащимся ориентироваться на всестороннее восприятие предмета с помощью разных органов чувств, при этом используется возможность показа предмета в его развитии и изменении. В данном процессе учащиеся могут проявить максимальную активность и самостоятельность, избегая перегрузки в обучения с использованием наглядных пособий, а наглядность не превращается в самоцель.

Однако существует потребность дифференциации подхода к пониманию термина «наглядность», так как оно используется для выражения различных педагогических понятий. Различают такие понятия, как принцип наглядности, наглядность как средство обучения и наглядное пособие.

Наглядное пособие является средством развития, позволяющим воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно. Использование наглядных учебных пособий актуально на разных этапах учебного процесса: в ходе объяснения нового материала, с целью закрепления его учащимися, при повторении изученного материала и в процессе проверки знаний учащихся, а также во внеклассной работе.

Наглядные пособия рассматривают в качестве конкретных объектов, используемых учителем на уроке. К наглядным пособиям можно отнести коллекции, таблицы с рисунками и схемами, муляжи, аппликации, диафильмы, раздаточный материал, дидактические карточки.

Термин «наглядность», как правило, используется в обозначении принципа, используемого учителем в процессе обучения технологии. Наглядность способствует обеспечению единения чувственного и логического, конкретного и абстрактного, с ее помощью развивается абстрактное мышление.

Наглядность является тем средством обучения, которое направлено на создание у учащихся статических и динамических образов. Выделяют наглядность предметную или изобразительную. Понятия «средство наглядности» (наглядное средство) и «наглядное пособие» очень близки по содержанию, однако первое отличается от второго более широким по объему содержанием.

Успех обучения определяется правильной организацией всей мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обучения становиться одним из факторов, который влияет на характер усвоения учебного материала. Средствами наглядности обеспечивается полное формирование, какого-либо образа, понятия и тем самым активизируется более прочное усвоение знаний, понимание связи научных знаний с жизнью. Процесс использования средств наглядности в учебном процессе всегда должен сопровождаться речью учителя. Благодаря средствам наглядности происходит повышение интереса к знаниям, процесс их усвоения становится более легким, поддерживается внимание ребенка, у учащихся вырабатывается эмоционально-оценочное отношение к сообщаемым знаниям.

Наглядное пособие одно из средств умственного развития. Они занимают определенное место в обучении ученика и не определяют всего хода учения. Современный учитель имеет большой выбор наглядных пособий. Причем наглядные средства обучения совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными для выполнения поставленных учителем задач. Современные условия обучения вынуждают учителя не только применять наглядные пособия, но и думать насколько они способствуют выполнению поставленных задач. Наглядные средства могут способствовать лучшему усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимания теоретического материала.

Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь. Применение различных средств наглядности активизирует внимание учащихся и тем самым способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

К наглядным пособиям в обучении вышивке можно отнести:

— готовые вышитые изделия (старинные и современные образцы, панно, картины);

— образцы вышивок в различной технике;

— стилизованные рисунки;

— эскизы;

— технические разработки швов;

— инструкционные карты;

— схемы для вышивок;

— журналы по рукоделию;

— книги.

Примером наглядного пособия в процессе обучении вышивке может служить плакат о безопасности приёмов труда, наглядно демонстрирующий технику безопасности при работе с иглами, ножницами и другими колющими предметами.

Наглядные пособия должны быть подготовлены по каждой теме занятия. Постоянно действующая выставка в кабинете технологии является отчасти и наглядным пособием. К каждой теме надо иметь готовые изделия для показа их детям. Эти изделия выполняются учащимися в плане общественно полезного труда.

Для ведения занятий по вышивке руководитель должен иметь альбомы и крупные таблицы образцов вышивки, технические рисунки и рисунки по каждому заданию, таблицы с зарисовками народных орнаментов. Хорошо иметь несколько альбомов с образцами и таблицами рисунков орнаментов различных районов, республик. Рекомендуется руководителю подбирать цветные слайды различных изделий вышивки для демонстрации их на занятиях. Значительно обогащает и разнообразит занятия показ диафильмов по декоративно-прикладному искусству.

В процессе изучения требований к технике вышивания преподаватель демонстрирует учащимся готовые изделия и обращает внимание на аккуратность выполнения вышивки как с лицевой, так и с изнаночной стороны, подчеркивая, что это является признаком высокого качества работы и уровня мастерства. Качественно выполненные изделия содействуют формированию мотивации учения – стремлению достичь мастерства, уровня творчества.

Визуальные средства обладают рядом достоинств и недостатков.

К преимуществам использования наглядных пособий на уроках можно отнести:

1) повышение вероятности понимания учащимися изучаемого материала;

2) сокращение времени, требуемого для изложения новой темы;

3) не только более быструю, но и более точную передачу знаний и умений касательно изучаемой на уроке темы;

4) возбуждение и поддержание интереса учащихся;

5) введение разнообразия и занимательности на уроках;

6) наглядные пособия долго остаются в памяти, в то время как слова забываются.

Наглядные пособия усиливают практически любое сообщение. Однако в некоторых случаях использование наглядных пособий имеет особое значение:

— при изложении тех или иных данных в хронологическом порядке;

— при изложении информации, до этого момента известной только учителю;

— при изложении спорных идей, которые без визуальной поддержки могут вызвать у слушателей сомнения. Как говорится, «увидеть — значит поверить»;

— когда информация содержит котировки, списки, статистические данные, тенденции. Все это очень трудно запомнить без визуальной поддержки.

Несомненно, хорошая демонстрация с использованием наглядных средств гораздо более эффективна, чем хороший урок без них. Обычно преимущества их использования перевешивают недостатки, но все же недостатки тоже есть [38]. К недостаткам визуальных средств относится следующее:

— их разработка требует много времени и значительных усилий;

— они могут запутать и отвлечь внимание от того, что собственно нужно разъяснить, на то, как это подано;

— они снижают гибкость подачи информации;

— они стоят денег;

— если их демонстрация не удастся, то она может полностью изменить отношение учащихся к изучаемой теме.

В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.

Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия. Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько рекомендаций, которыми следует руководствоваться:

— информировать школьников о том, что они будут наблюдать и с какой целью;

— организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;

— позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;

— стараться, чтобы важнейшие особенности предметом производили на учащихся наиболее сильное впечатление;

— позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях [22, с. 98-99].

Демонстрация предполагает наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод направлен на раскрытие динамики изучаемых явлений, его используются в процессе ознакомления с внешним видом предмета. Демонстрацию образцов вышивки и т. п. также начинают с целостного восприятия. Показ часто сопровождается схематической зарисовкой рассмотренных объектов. Настоящая эффективность данного метода проявляется в том случае, когда учащими реализуется изучение предметов, процессов и явлений, производится выполнение нужных измерений, устанавливается зависимость, благодаря чему происходит осуществление активного познавательного процесса, — осмысление вещей, явлений, а не чужих представлений о них.

Наглядные методы обучения на уроках вышивке условно разделяются на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций состоит из показа школьникам наглядных пособий, плакатов, таблиц, макетов и т.д. Метод демонстрации содержит показ выполнения определенных видов швов и других действий. На уроках вышивке используются различные виды наглядных пособий. К демонстрационным изобразительным пособиям относятся, прежде всего, изображения инструмента и методов его применения и учебные таблицы. Регулярное использование наглядных пособий способно обеспечить комплексное развитие мышления у учеников, благотворно влияя на психику и физическое здоровье детей.

В обучении вышивке применяются различные методы демонстрации: образцы видов счетных швов, показ плакатов по теме «Виды обозначений стежков на схеме», «Виды швов для вышивания». В отличие от научно-исследовательских моделей в учебном процессе именно на роли наглядного пособия в решении собственно педагогических задач должны основываться выводы о необходимой степени его убедительности, функциональности, динамичности, всех тех параметров, что позволяют реализовать современные информационные средства создания наглядности на уроках вышивания.

Наглядные пособия являются самым важным инструментом в процессе демонстрации. Как уже отмечалось, наглядные средства включают естественные предметы, различные изделия, машины, устройства, плакаты, схемы и таблицы, символы и др. Важное их достоинство заключается в том, что благодаря им учащиеся приобретают представления о технике вышивки и ее применении. Особенно стоит отметить обстоятельство, что у учителя технологии есть возможность представлять объекты в увеличенном или уменьшенном видах. Картины и плакаты являются незаменимыми наглядными пособиями на уроках вышивки и несомненно при прохождении темы «Вышивка крестом» и «Художественная вышивка лентами». Плакаты используются при изучении инструментов и приемов работы с ними, при объяснении правил техники безопасности, при изучении швов вышивки. Одни из них демонстрируются ученикам только во время объяснения соответствующего материала, другие вывешиваются на стене на более длительное время, а третьи находятся перед глазами учащихся постоянно.

Использование наглядных пособий при обучении вышивке необходимо при изучении всех вопросов темы. Познакомимся с ними более подробно.

1.4. Понятие, виды и классификация вышивки

Вышивка — широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор или изображение выполняются с помощью иглы на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шелковыми нитями, а также бисером, жемчугом, блестками, монетами и т. д. [42, с. 37].

Исторические корни искусства вышивки уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые в истории догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V в. н. э. [20, с. 32].

Искусство вышивания имеет многовековую историю. В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

Еще в первобытную эпоху, когда люди носили одежду из шкур убитых животных, зародилась история вышивки. Первобытные люди использовали каменные иглы, жилы и волосы животных, волокна конопли и шерсти, для создания будущих моделей одежды. Позже, люди стали украшать свои одежды, различными рисунками и простыми орнаментами. Это и послужило первым шагом для истории вышивки.

На протяжении уже нескольких десятилетий русская народная вышивка привлекает к себе пристальное внимание специалистов разного профиля – искусствоведов, этнографов, культурологов, художников. Однако внимание исследователей в основном фокусируется на старинных типах вышивки (как со стороны предмета изображения, так и вышивальных техник) различных регионов России [26, с. 3].

В историческую эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки ценилось очень высоко. Сестра Владимира Мономаха Анна-Янка организовала в Киеве, в Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром.

Археологические раскопки подтверждают широкое распространение вышивки в древности: на фибулах и серебряных браслетах XIII в. изображены фигуры в сорочках с широкими вышитыми манишками. В Ипатьевской летописи от 1252 г. рассказывается история про князя Даниила Галицкого, который во время встречи с королем был одет в кожух, обшитый золотыми плоскими мережками [17, с. 132-181].

Народ творил, находил и утверждал собственный оригинальный стиль. Неизвестные умельцы кропотливой работой выработали разнообразные установившиеся техники вышивания, которые благодаря стойкости традиции дошли через столетия до наших дней. Конечно, со временем мастерство вышивания совершенствовалось. Народный опыт сохранил наиболее типичные, наиболее целесообразные, отмеченные высоким художественным вкусом образцы орнамента, их красочность, вышивальные техники.

Художественная вышивка – один из наиболее распространенных видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа, – приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей [11, 54-69].

По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна, по своей технике одна не похожа на другую. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением. В связи со сложившимися особенностями вышивки в различных областях, краях и республиках, вышивка обычно носит название тех мест, где она зародилась или от техники ее исполнения. Так можно назвать широко известные вышивки: нижегородские гипюры, низи, владимирский верхошов, крестецко-валдайская строчка, орловские списы и бранки, калужская цветная перевить, мастерская белая гладь, александровская цветная гладь, вологодский шов по письму и др. [15, с. 78].

Продолжая исторически сложившиеся виды традиционного мастерства, вышивка развивается в русских и национальных регионах России. Устойчивость этого промысла на протяжении веков, многообразие видов и техник вышивки, живой интерес к этому виду творчества современной культуры и искусства делают его особенным художественным явлением и доказывают его жизнеспособность.

С момента своего появления этот вид декоративно-прикладного искусства постоянно совершенствовался, в результате чего появились различные виды и классификации вышивки, среди которых можно выделить следующие её разновидности:

— по способу исполнения (ручная вышивка и машинная);

— по используемому материалу (выполнение работ нитками, бисером и лентами).

Ручная вышивка подразделяется на две группы: счётная и по рисованному контуру (свободная). Счётная вид выполняется по счёту нитей ткани и к нему можно отнести: счётная гладь, крест, роспись, мережки, косая стежка и наборы. Для их выполнения используют ткани постоянной плотности с равномерным полотняным переплетением нитей и одинаковой толщины основы. Выполнение этих швов требует о рукодельницы повышенной внимательности, точности и аккуратности, в противном случае, если нити ткани отсчитываются неточно, то рисунок получается некрасивым и размытым. Вышивка по рисованному контуру выполняются по накладным сеткам для заполнения отдельных частей узора. К этой группе относят следующие виды швов: косая гладь, владимирский шов, «вперёд иголку», русская гладь, тамбурный и стебельчатый швы. Счётные швы чаще всего используют для вышивания геометрических фигур и удобнее всего делать это по тканям с полотняным переплётом, которые не затрудняют счёт нитей. Свободные же швы используют для вышивания рисунков, не имеющих строгих геометрических форм. Использовать при этом можно любой материал.

Основными техниками ручной вышивки являются крестик, гладь и декоративная вышивка. Техника выполнения работ крестиком относится к счётному виду и весьма популярна среди рукодельниц. Выполняется двумя нитями, перекрещенными на лицевой стороне ткани. Чаще всего эта техника используется для украшения одежды и предметов быта, а также для вышивания картин.

Техника выполнения работ гладью также используется для декорирования одежды и предметов быта. В этой технике стежки наносятся на ткань, полностью заполняя гладь полотна. Может выполняться на любом материале и нитками разной фактуры, толщины и цвета.

Декоративная вышивка используется для украшения одежды и предметов домашнего обихода. Существует большое разнообразие декоративных швов, к основным из которых можно отнести: строчка, стебельчатый шов, вперёд иголку, козлик и тамбурный шов.

При изучении этнокультурных особенностей вышивки представляется важным не только обращение к музейным артефактам, фольклорным и историческим источникам, сохранившимся отголоскам традиционного использования текстиля в обрядах, но и анализ современного положения народного прикладного искусства. Этот подход целесообразен и с точки зрения «ретроспективной» реконструкции представлений, отраженных в орнаменте, и для понимания причин актуализации и трансформации традиционных образов в наши дни.

Кроме знания видов декоративных швов, большое значение имеет и знание самой технологии выполнения швов и вышивки в целом. Данная тема будет раскрыта в следующем параграфе.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2