1 2
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПЛАВАНИЯ ВОЛЬНЫМ СТИЛЕМ ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ
2.1 Организация и методы исследования
База исследования: СДЮСШОР «Юность», отделение «Плавание», г. Екатеринбург. Исследованием были охвачены 22 спортсмена в возрасте 10-11 лет. Воспитанники на начало эксперимента уже прошли 1 год обучения. Занятия проводилось по три раза в неделю, длительность каждой тренировки по 1,5-2 часа.
Целью нашей экспериментальной части исследования являлось проверить эффективность разработанной методики обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет.
Нами были определены задачи экспериментальной части исследования:
1) Определить показатели техники плавания вольным стилем юных пловцов;
2) Подобрать диагностический материал и оборудование;
3) Провести тестирование уровня технической подготовленности пловцов 10-11 лет до эксперимента;
4) Разработать и реализовать методику обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет;
5) Провести тестирование уровня технической подготовленности пловцов 10-11 лет после эксперимента.
Наш эксперимент будет заключаться в добавлении в тренировочный процесс пловцов 10-11 лет разработанной нами методики. Мы предполагаем, что разработанная методика обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет будет эффективной, если: подобрать оптимальные средства и методы обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет; учитывать направленность учебно-тренировочного процесса во всех его периодах; определить соответствующие допустимым границам индивидуально дозированные физические нагрузки для пловцов 10-11 лет.
Нами анализировался тренировочный процесс 22 спортсменов в возрасте 10-11 лет, занимающихся СДЮСШОР «Юность», на протяжении всего исследования. После предварительных испытаний спортсмены были разбиты на две группы: контрольная и экспериментальная (по 11 пловцов в каждой).
При подборе групп мы учли важные условия любого научного эксперимента. Принцип сходства двух групп – экспериментальной и контрольной – во время всего хода эксперимента этот принцип не нарушался. Это соблюдение называют контролем эксперимента. Контроль – был одной из ведущих результирующих процедур на всех этапах проведения экспериментальной части исследования.
Этапы эксперимента:
1) На констатирующем этапе проводился анализ источников литературы для определения диагностического инструментария для выявления уровня технической подготовленности юных пловцов. Определялся исходный уровень;
2) На формирующем этапе проводился сам эксперимент, на основе результатов констатирующего исследования нами была предложена методика обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет;
3) На контрольном этапе велась обработка и анализ полученных результатов, систематизировались данные исследования после педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) Теоретический анализ научных источников и учебно-методической литературы. Этот метод использовался при анализе данных литературы: данные обобщались по направлениям научных исследований и методических разработок. Полученная информация использовалась при интерпретации экспериментальных данных. Это позволило установить причинно-следственную связь с имеющимися в специальной литературе данным по изучаемому вопросу. В результате анализа 50 источников научно-методической литературы удалось сформулировать проблему исследования и определить структуру и содержание экспериментального исследования.
2) Педагогические наблюдения. Данный метод мы использовали для непосредственного восприятия, познания учебно-тренировочного процесса пловцов 10-11 лет в естественных условиях. При наблюдении мы точно фиксировали факты. Педагогическое наблюдение в нашем исследовании было направлено на достижение различных целей. Оно было использовано как источник информации для построения гипотезы, служило для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью мы извлекали дополнительные сведения об изучаемом объекте.
3) Педагогическое контрольное испытание (тестирование). Основными в педагогическом тестировании являются контрольные упражнения. Прежде чем приступить к тестированию, нужно четко представить, для чего оно производится и с какой целью. Учесть ряд принципиальных положений: соответствие теста характеру и специфике спортивной деятельности, контингенту испытуемых.
С помощью тестирования мы имели возможность при специально подобранных тестах оценить уровень технической подготовленности юных пловцов, а также изменение этого уровня на различных этапах эксперимента.
Тестирование включало в себя анализ следующих показателей (анализ велся при помощи видеосъемки – использовалась цифровая камера JVC GR – D329E):
— фазы гребка (опора, захват, подтягивание, основная часть гребка, финальная часть гребка);
— согласование движений рук и ног – движения различных частей тела при плавании, координация движений в воде;
— старты и повороты – правильность вхождения в воду, координация движений при повороте.
Описание и интерпретация всех показателей представлены в приложении 1.
Контрольное тестирование включало в себя анализ выше представленных показателей. Определив дату и время, для каждой из групп детей мы составили подробный план проведения тестирования, который содержал подробные описания упражнений, ход назначенного тестирования и измерений. Во время проведения тестовых заданий и измерений, результаты заносились в протокол. Затем были составлены таблицы данных для расчета среднего арифметического значения в каждой группе по каждому тесту.
4) Педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент носил сравнительный характер. Выбранные пловцы были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную методом случайной выборки.
Эксперимент – это один из основных методов научного познания вообще, психолого-педагогического исследования в частности. Это активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрация сопутствующих изменений в поведение изучаемого объекта.
Наш эксперимент состоит в организации целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя изменяется частично ситуация, в которой находятся участники эксперимента – испытуемые. Применение метода эксперимента целесообразно в тех случаях, когда исследователю известны подлежащие проверке элементы гипотезы.
Исходя из задач исследования, был спланирован и проведен педагогический эксперимент продолжительностью 6 месяцев. В основу проведения эксперимента были положены рекомендации по физическому воспитанию и спортивной тренировки пловцов 10-11 лет.
В эксперименте приняли участие 22 пловца, которые были разделены на две группы: экспериментальная и контрольная. В контрольную группу входили спортсмены, занимающиеся 3 раза в неделю по стандартизированной методике. В экспериментальную группу входили спортсмены, которые занимались по разработанной нами методике также 3 раза в неделю.
В начале и по окончании педагогического эксперимента были проведены измерения уровня технико-тактической подготовленности обследуемых дзюдоистов с целью доказательства или опровержения рабочей гипотезы. В ходе проведения исследования мы выполнили сравнительный анализ выявленных результатов и определили особенности и закономерности повышения технической подготовленности юных пловцов. Выбор испытуемых проводился с учетом специфики, особенностей выбранной тематики исследований, и поставленных задач.
5) Методы математической статистики.
Обработка полученных данных была проведена с помощью методов математической статистики и применения вычислительной техники. Для расчетов были использованы стандартные встроенные функции математической статистики программы Microsoft Excel, которая позволяет после набора результатов тестирования получать параметры статической оценки: среднее значение, среднее квадратичное отклонение, критерий Стьюдента. По полученным средним данным были рассчитаны темпы прироста по каждому из исследуемых показателей по формуле Мейнерта.
В начале исследования непосредственно до внедрения в экспериментальную группу разработанной методики были определены средние значения показателей техники плавания вольным стилем, показатели приведены в таблице 1. Индивидуальные результаты можно просмотреть в таблице 2 в приложении 2.
Таблица 1 – Средние показатели техники плавания вольным стилем у пловцов 10-11 лет до эксперимента
Показатели техники плавания вольным стилем (средний показатель (х) и среднеквадратичное отклонение (у)) | Контрольная группа (х±у), n=11 | Экспериментальная группа (х±у), n=11 |
Фазы гребка, (баллы) | 22,1 ± 1,7 | 21,8 ± 1,6 |
Согласование движений рук и ног, (баллы) | 3,4 ± 0,2 | 3,3 ± 0,2 |
Старты и повороты, (баллы) | 4,7 ± 0,4 | 4,6 ± 0,3 |
По данной таблице видно незначительное преимущество в результатах тестирования в пользу испытуемых контрольной группы, что подтверждает рисунок 1.
Рисунок 1 – Результаты тестирования показателей техники плавания вольным стилем у пловцов 10-11 лет до эксперимента
Анализ результатов тестирования уровня техники плавания вольным стилем у пловцов 10-11 лет на констатирующем этапе:
1) В контрольной группе низкий уровень техники гребков выявлен у 6 пловцов (55%), средний – у 3 спортсменов (27%), высокий – у 2 детей (18%). В экспериментальной группе низкий уровень техники гребков выявлен у 6 пловцов (55%), средний – у 4 спортсменов (36%), высокий – у 1 ребенка (9%).
2) В контрольной группе низкий уровень согласования рук и ног во время плавания вольным стилем выявлен у 5 пловцов (45%), средний – у 4 спортсменов (37%), высокий – у 2 детей (18%). В экспериментальной группе низкий уровень согласования рук и ног во время плавания вольным стилем выявлен у 6 пловцов (55%), средний – у 4 спортсменов (36%), высокий – у 1 ребенка (9%).
3) В контрольной группе низкий уровень техники стартов и поворотов выявлен у 6 пловцов (55%), средний – у 4 спортсменов (36%), высокий – у 1 спортсмена (9%). В экспериментальной группе низкий уровень техники стартов и поворотов выявлен у 6 пловцов (55%), средний – у 5 спортсменов (45%), высокий – ни у одного ребенка (0%).
На данном этапе исследования у большинства детей контрольной и экспериментальной групп была выявлена самая главная ошибка в технике плавания – неправильное положение ног во время поворотов. Из-за этого дети не могли быстро проплыть предлагаемую дистанцию. Еще одна самая распространенная ошибка у детей была плохое отталкивание. Чтобы развивать высокую скорость в воде – нужно толкаться из под себя, то есть ставить ноги не раскидывая их широко. Помимо этого дети часто неправильно согласовывали движения рук во врем плавания – гребки были удлиненные, широкие, пальцы были разжаты.
Тем самым, в проведенных нами тестах виден недостаточный уровень техники плавания вольным стилем у детей 10-11 лет. Многие пловцы неправильно технически выполняют движения, у них наблюдались мелкие ошибки, которые приводили к неуверенному или напряженному выполнению большинства элементов техники.
Данная проблемная ситуация, снижает эффективность учебно-тренировочного процесса и обуславливает необходимость разработки особой методики обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет, которая бы помогла исправить ситуацию.
Таким образом, полученные результаты после проведения констатирующего этапа исследования показывают, уровень развития техники плавания вольным стилем у большинства юных пловцов контрольной и экспериментальной групп находится на недостаточном уровне, что затрудняет быстрое прохождение дистанции. При этом стоит отметить, что между результатами групп есть незначительное преимущество в пользу испытуемых контрольной группы.
2.2 Экспериментальная методика обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет
На формирующем этапе экспериментального исследования мы разработали и внедрили в учебно-тренировочный процесс пловцов 10-11 лет методику обучения технике плавания вольным стилем.
Целью разработанных комплексов являлось – повышение уровня техники катания у хоккеистов 11-12 лет.
Задачи:
— развитие автоматизации навыков к выполнению технических элементов плавания вольным стилем;
— развитие физических способностей спортсменов;
— формирование необходимого двигательного фона для пловцов;
— укрепление здоровья спортсменов;
— воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного и физически компетентного общественного поведения;
— привитие интереса к систематическим занятиям плаванием.
Продолжительность и содержание разработанной методики обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет определялись: факторами учебно-тренировочной деятельности, структурой подготовленности, системой предстоящих соревнований; этапом многолетней подготовки; температурными условиями бассейна, материально-технической обеспеченностью.
Разработанная нами методика опиралась на сформулированные методические положения Н.В. Чертова. Наша методика отличается тем, что мы не только комплексно подобрали и использовали оптимальные средства и методы обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет, но и учитывали направленность учебно-тренировочного процесса во всех его периодах. Помимо этого мы определили соответствующие допустимым границам индивидуально дозированные физические нагрузки для пловцов 10-11 лет.
Важное значение для эффективности разработанной нами методики имеет рациональное распределение основных средств – специальных физических упражнений на занятиях по плаванию. У детей отличительной особенностью занятий было применение различных сочетаний подводящих упражнений, специально-подготовительных упражнений и подвижных игр в воде. На основании особенностей занятий по плаванию использовались методы: равномерный, переменный, соревновательный, игровой, повторный.
Также стоит отметить, что каждый элемент техники плавания вольным стилем изучался в следующем порядке:
— ознакомление с техникой движения на суше;
— изучение движений у неподвижной опоры (борт бассейна);
— изучение движений с подвижной опорой (доска для плавания);
— изучение движений без опоры (в движении).
В общем виде разработанная нами методика обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет представлена в таблице 3.
Таблица 3 – Методика обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет
Типы микроциклов | Характеристика микроцикла | Средства | Методы | Режим дозировки |
Втягивающий | Средний уровень нагрузки, постепенное увеличение тренировочной нагрузки | Подводящие упражнения (на суше, у бортика) | Наглядный, равномерный | Восстанавливающий |
Развивающий | Увеличенный уровень нагрузки | Специально-подготовительные упражнения (упражнения на доске) | Наглядный, попеременный | Поддерживающий |
Ударный | Использование и наложение значительных тренировочных нагрузок | Специально-подготовительные упражнения (упражнения без опоры) | Наглядный, повторный | Поддерживающий |
Восстановительный | Низкий уровень тренировочных нагрузок, восстановительные процедуры | Подвижные игры в воде | Игровой | Восстанавливающий |
Стабилизирующий | Поддержание уровня технической подготовленности | Специально-подготовительные упражнения (упражнения без опоры) | Наглядный, повторный | Соревновательный |
Предсоревновательный | Средние тренировочные нагрузки, использование специфических средств и методов | Специально-подготовительные упражнения (упражнения на тренажерах) | Наглядный, соревновательный | Поддерживающий |
Соревновательный | Стабилизация и сокращение объема тренировочной нагрузки одновременно с увеличением интенсивности упражнений | Соревновательные упражнения | Наглядный, соревновательный | Поддерживающий |
Восстановительный | Использование широкого спектра восстанавливающих средств | Подвижные игры в воде, массаж | Наглядный, игровой | Восстанавливающий |
В силу особенностей детей 10-11 лет нами были использованы в достаточном количестве подвижные игры в воде. Также, поскольку дети данного возраста долго настраиваются на работу, мы использовали наглядные методы обучения, для облегчения воспринимаемой информации для юных спортсменов.
Комплексы упражнений и подвижных игр в воде представлены в приложении 3.
Адекватность и дозировку физических нагрузок на занятиях по плаванию мы соблюдали следующими способами:
— методом пульсометрии (высокая интенсивность ЧСС – 160-170 ударов в мин., средняя интенсивность 140-160 ударов в мин, низкая 120-140 ударов в мин);
— физическая нагрузка определяется визуально (нарушение координации движения, неправильные положения головы, рук, туловища и ног во время выполнения упражнений);
— важным показателем является и самочувствие детей после занятий. Если у детей появлялось чувство вялости, усталости, нарушился аппетит, значит, мы снижали дозировку физических нагрузок.
Характеризуя нагрузки с точки зрения интенсивности, а также их физиологического воздействия на организм детей 10-11 лет, в нашей модели мы использовали три режима физической нагрузки в порядке решения задачи обучения технике плавания вольным стилем:
— восстанавливающий – 70-75%;
— поддерживающий – 80-85%;
— развивающий – 85-95%.
Выполнение нагрузки в восстанавливающем режиме способствовал восстановлению функций и систем организма детей в период перехода от одного занятия к другому. Показатель ЧСС находился в пределах 130 уд/мин. Необходимо отметить, что восстанавливающий режим занятия по плаванию служил активным отдыхом.
Поддерживающий режим физических упражнений на воде по мощности воздействия на организм детей был следующей ступенью после восстанавливающего. Показатель ЧСС при выполнении нагрузки в данном режиме находился на уровне 140 уд/мин. Поддерживающий режим способствовал дальнейшему развитию умений правильно делать гребки, старт и повороты.
Проделывание большой работы в темпе 85-95% от максимальной соответствовал развивающему режиму, поскольку усилия, прилагаемые при этом детьми, способствуют комплексному развитию технических умений. Показатель ЧСС при выполнении нагрузки в данном режиме находился на уровне 150-155 уд/мин.
Необходимо обратить внимание на последовательность обучения технике плавания вольным стилем в нашей методике. Опираясь на результаты, достигнутые на начальном этапе, мы использовали восстанавливающий и поддерживающий режимы, чтобы не форсировать развитие умений выполнять технические элементы, а дать возможность всем системам и органам адаптироваться (после физических упражнений в воде, игр) к занятиям плаванием, дать, тем самым, возможность детям почувствовать результаты собственной деятельности, повышая таким образом уровень мотивации.
Разработанная методика опирается на следующие принципы взаимодействия с юными спортсменами:
— изучение индивидуальных психофизических особенностей спортсмена в системе спортивной тренировки;
— объективность;
— динамичность изучения личности;
— диалектность изучения, то есть изучение его в развитии, в различных связях и отношениях;
— принцип педагогического оптимизма;
— принцип обратной связи.
Вышеперечисленные принципы выступают немаловажным условием организации позитивного взаимодействия с юными пловцами, без которого процесс обучения технике плавания вольным стилем будет недостаточно эффективным.
Таким образом, в рамках формирующего этапа экспериментального исследования нами была разработана и реализована методика обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет, где были определены цели, задачи, направления работы с детьми. При разработке и реализации данной методики нами были учтены следующие условия: подбор оптимальных средств и методов обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет; учет направленности учебно-тренировочного процесса во всех его периодах; определение соответствующих допустимым границам индивидуально дозированных физических нагрузок для пловцов 10-11 лет.
2.3 Анализ результатов исследования, их обсуждение
На контрольном этапе нашего исследования непосредственно после внедрения в экспериментальную группу разработанной нами методики, были определены значения показателей техники плавания вольным стилем обеих групп для установления разницы в сформированности элементов техники.
Предложенная нами методика обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет позволила получить следующие результаты, которые приведены в таблице 4, которые проиллюстрированы в приложении 4.
В таблице 5 представлены средние показатели техники плавания вольным стилем у пловцов 10-11 лет после эксперимента, а также прирост в показателях по сравнению с констатирующим этапом экспериментального исследования.
Таблица 5 – Средние показатели техники плавания вольным стилем у пловцов 10-11 лет после эксперимента, прирост в показателях
Показатели техники плавания вольным стилем (средний показатель (х) и среднеквадратичное отклонение (у)) | Контрольная группа (х±у), n=11 | Экспериментальная группа (х±у), n=11 | P (достоверность различий) | ||
Ср. показатель | Тобщ, % | Ср. показатель | Тобщ, % | ||
Фазы гребка, (баллы) | 22,5 ± 1,9 | 2,0 | 24,9 ± 2,0 | 14,1 | p < 0,05 |
Согласование движений рук и ног, (баллы) | 3,7 ± 0,2 | 4,5 | 4,4 ± 0,2 | 30,3 | p < 0,05 |
Старты и повороты, (баллы) | 4,8 ± 0,4 | 2,7 | 5,3 ± 0,3 | 16,2 | p < 0,05 |
По данной таблице видно принципиальное различие в результатах тестирования в пользу испытуемых экспериментальной группы, что подтверждает рисунок 2.
Рисунок 2 – Результаты тестирования показателей техники плавания вольным стилем у пловцов 10-11 лет после эксперимента
Анализ результатов тестирования уровня техники плавания вольным стилем у пловцов 10-11 лет на контрольном этапе:
1) В контрольной группе низкий уровень техники гребков выявлен у 6 пловцов (55%), средний – у 3 спортсменов (27%), высокий – у 2 детей (18%). В экспериментальной группе низкий уровень техники гребков выявлен у 3 пловцов (27%), средний – у 5 спортсменов (46%), высокий – у 3 ребенка (27%).
2) В контрольной группе низкий уровень согласования рук и ног во время плавания вольным стилем выявлен у 5 пловцов (45%), средний – у 4 спортсменов (37%), высокий – у 2 детей (18%). В экспериментальной группе низкий уровень согласования рук и ног во время плавания вольным стилем выявлен у 3 пловцов (28%), средний – у 4 спортсменов (36%), высокий – также у 4 пловцов (36%).
3) В контрольной группе низкий уровень техники стартов и поворотов выявлен у 6 пловцов (55%), средний – у 4 спортсменов (36%), высокий – у 1 спортсмена (9%). В экспериментальной группе низкий уровень техники стартов и поворотов выявлен у 2 пловцов (18%), средний – у 6 спортсменов (55%), высокий – у 3 детей (27%).
Полученные результаты после проведения контрольного этапа исследования показывают, что у большинства детей контрольной группы в большинстве случаев выявлены существенные ошибки в выполнении технических упражнений. Прирост по показателям показателей техники плавания вольным стилем у детей контрольной группы был незначительный (диапазон 2,0-4,5%).
У большинства же детей экспериментальной группы в большинстве случаев выявлены мелкие ошибки, связанные с дыханием и положением рук, в остальных показателях дети показали приемлемый результат. При этом прирост по показателям техники плавания вольным стилем у детей экспериментальной группы был значительный (диапазон 14,1-30,3%).
Также сравним показатели прироста в показателях по сравнению с констатирующим этапом экспериментального исследования (рис. 3).
Рисунок 3 – Результаты прироста показателей техники плавания вольным стилем у пловцов 10-11 лет
Это говорит об эффективности разработанной нами методики обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет, которая предполагала подбор оптимальных средств и методов обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет; учет направленности учебно-тренировочного процесса во всех его периодах; определение соответствующих допустимым границам индивидуально дозированных физических нагрузок для пловцов 10-11 лет.
Таким образом, по проведенному контрольному тестированию (по количественным и качественным результатам, а также анализу показателей прироста техники плавания вольным стилем у обследуемых детей) можно говорить об эффективности разработанной нами методики обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном исследовании была рассмотрена работа об обучении технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет. Актуальность данного исследования обусловлена разрешением противоречия между необходимостью обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет и отсутствием оптимального методического сопровождения.
Нами было рассмотрено определение 1. техника плавания вольным стилем. Проанализировав научно-методическую литературу по проблеме исследования, мы выявили, что во всех современных правилах и классификациях вместо кроля на груди описывается способ «вольный стиль». Это означает, что спортсмен может плыть без ограничений любым удобным для него способом, а также имеет право менять его в любой момент, преодолевая дистанцию. Кроль на груди – самый быстрый в плане скорости стиль плавания, поэтому многие пловцы отдают предпочтение именно этому способу.
- Также нами были изучены психофизиологические особенности детей 10-11 лет, занимающихся плаванием. В у детей 10-11 лет, занимающихся плаванием, происходят значительные психофизиологические изменения в развитии сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, происходит развитие мышечных групп, развитие психических процессов – мышление, восприятие, запоминание, активизируется познавательная сфера. Учебно-тренировочная работа по обучению техники плавания с детьми данного возраста может быть успешной лишь в том случае, если тренер хорошо знает психофизиологические особенности спортсменов и учитывает данные особенности во время занятий.
Помимо этого мы проанализировали этапы, средства и методы обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет. В целом процесс обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет условно можно разделить на три этапа: на первом этапе формируется предварительное представление о навыке плавания вольным стилем, проводится освоение с водной средой и ознакомление с элементами техники данного вида плавания; на втором этапе происходит разучивание элементов, связок и техники способа плавания вольным стилем в целом; на третьем этапе проводится закрепление и совершенствование техники плавания вольным стилем. К средствам обучения относят общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше, подготовительные упражнения для освоения с водой, учебные прыжки в воду, игры и развлечения на воде, упражнения для изучения и совершенствования техники плавания вольным стилем. К методам принято относить наглядные, вербальные и практические.
Кроме того мы экспериментальным путем определили эффективность разработанной методики обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет.
Полученные результаты после проведения констатирующего этапа исследования показывают, уровень развития техники плавания вольным стилем у большинства юных пловцов контрольной и экспериментальной групп находится на недостаточном уровне, что затрудняет быстрое прохождение дистанции. При этом стоит отметить, что между результатами групп есть незначительное преимущество в пользу испытуемых контрольной группы.
В рамках формирующего этапа экспериментального исследования нами была разработана и реализована методика обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет, где были определены цели, задачи, направления работы с детьми. При разработке и реализации данной методики нами были учтены следующие условия: подбор оптимальных средств и методов обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет; учет направленности учебно-тренировочного процесса во всех его периодах; определение соответствующих допустимым границам индивидуально дозированных физических нагрузок для пловцов 10-11 лет.
По проведенному контрольному тестированию (по количественным и качественным результатам, а также анализу показателей прироста техники плавания вольным стилем у обследуемых детей) можно говорить об эффективности разработанной нами методики обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По завершению экспериментального исследования нами были составлены практические рекомендации по обучению технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет:
— использовать в работе тренерского коллектива спортивных школ разработанную нами методику обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет;
— использовать на занятиях по плаванию широкий диапазон средств в виде физических упражнений: упражнения кролем (с доской и без доски), скольжение на груди, на спине и т.д.; упражнения с гантелями, нудлами, мячами и аквапоясом, подвижные игры в воде;
— на занятиях по плаванию с целью обучения детей технике плавания вольным стилем необходимо варьировать режимы тренировочных нагрузок. Следует помнить, что недостаточная или чрезмерная физическая нагрузка создаст предпосылки для отклонений в развитии навыка;
— рекомендуется широко применять вспомогательное оборудование, это способствует лучшей результативности. Водный инвентарь в виде пояса, гантелей, мячей, нудлов дает педагогу возможность разнообразить занятия и сделать их более интересными;
— для наилучшего эффекта обучения детей технике плавания вольным стилем, мы рекомендуем использовать не только строго регламентированные упражнения на воде, но и использовать также в достаточном количестве игровые упражнения. Это придаст занятиям по плаванию увлекательный и эмоционально насыщенный характер, а физическое развитие всесторонним;
— необходимо систематически учитывать направленность учебно-тренировочного процесса во всех его периодах. Исходя из направленности микроциклов учебно-тренировочного процесса, необходимо соблюдать их последовательность и по ним определять средства, методы и режим дозирования нагрузки;
— в своей работе педагог должен знать и учитывать психофизические особенности занимающихся. В виду того, что дети 10-11 отличаются при физических нагрузках быстрым врабатыванием и быстрым восстановлением, физические упражнения на воде необходимо использовать с высокой моторной плотностью в основной части занятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента в плавании : монография / Л. Н. Алексеева. – М. : Спорт, 2014. – 283 с.
- Алик, Т. А. Опыт диагностики и регуляции психосоматического состояния : монография / Т. А. Алик, Л. Д. Гиссен, В. Н. Оксень. – Алма-Ата : Звезда, 2017. – 201 с.
- Андреев, В. И. Методы организации спортивной тренировки в плавании : учебный курс для саморазвития тренера / В. И. Андреев. – Казань : Наука, 2015 – 489 с.
- Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. Н. Н. Маликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 528 с.
- Белоцерковский, З. Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности у пловцов массовых спортивных разрядов / З. Б. Белоцерковский // Научное Обозрение. – 2015. – №4. – 312 с.
- Боген, М. М. Обучение технике плавания детей младшего школьного возраста / М. М. Боген // Физическое воспитание в школе. – 2015. – №11. – С. 89-94.
- Бычков, А. В. Средства и методы обучения плаванию : учебник / А. В. Бычков. – М. : Профильная школа, 2015. – 205 с.
- Виру, А. А. Вариативность технической подготовки в плавании / А. А. Виру // Физическое воспитание в 21 веке. – 2014. – №15. – С. 136-140.
- Волков, В. М. Тренировка и восстановительные процессы в плавании : учебное пособие / В. М. Волков. – Смоленск : Искра, 2014. – 140 с.
- Григорьев, Н. В. О вариативности техники плавания / Н. В. Григорьев, А. С. Семенов // Кислородные режимы организма, работоспособность, утомление при напряженной мышечной деятельности. – 2014. – №13. – С. 49-61.
- Гросс, Н. А. Оптимизация физических нагрузок с учетом функционального состояния детей младшего школьного возраста / Н. А. Гросс // Вестник Новосибирского государственного университета. – 2017. – №11(21). – С. 119-126.
- Дебердеева, Т. Х. Новые ценности оздоровительного процесса в условиях новейших видов спортивной тренировки : монография / Т. Х. Дебердеева. – М. : Владос, 2014. – 249 с.
- Журавин, М. Л. Теория и методика плавания : учебник для ВУЗов / М. Л. Журавин, О. В. Загрядская, О. А. Каминский. – М. : Академия, 2018. – 448 с.
- Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки : учебное пособие / Е. Н. Захаров, А. В. Карасев, А. А. Сафонов. – 2-е изд., стер. – М.: Лептос, 2017. – 403 с.
- Звозиль, А. В. Методические особенности обучения плаванию техникой вольным стилем / А. В. Звозиль, Е. С. Моренко, С. В. Виссарионов, В. В. Умнов // Vedical Sciency. – 2015. – №. 2 – С. 40-46.
- Зязун, И. А. Рекомендации по проведению занятий по плаванию : уч.-метод. пособие / И. А. Зязун. – М. : Просвещение, 2012. – 302 с.
- Иванов, О. Н. Классификация упражнений в плавании : монография / О. Н. Иванов. – М. : ГОЭТАР-Медиа, 2014. – 105 с.
- Ивахин, Е. И. Педагогические условия формирования и развития навыков в плавании : метод. разработки / Е. И. Ивахин, Н. И. Хомутов. – Киев : КГИФК, 2014. – 55 с.
- Игнатьева, В. Я. Исследование технической подготовки пловцов на начальном этапе подготовки / В. Я. Игнатьева, Е. О. Надеждин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2018. – №5. – С. 38-41.
- Ильин, Е. П. Плавание как средство оздоровления населения : учебное пособие / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2008. – 346 с.
- Крысько, О. Р. Спортивная тренировка в схемах и комментариях к ним : уч. пособие / О. Р. Крысько. – М. : Советский спорт, 2013. – 161 с.
- Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки техник плавания : монография / Б. Х. Ланда. – М. : Советский спорт, 2015. – 192 с.
- Лапшин, В. А. Основы обучения плаванию детей младшего школьного возраста : учебное пособие / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанова – М. : Просвещение, 2011. – 112 с.
- Луговцев, В. П. Теория и методика физической культуры : учебное пособие / В. П. Луговцев. – Смоленск : Просветительское агентство «Мир», 2016. – 98 с.
- Макаренко, Л. П. Принципы обучения техникам плавания детей подросткового возраста / Л. П. Макаренко // Спорт высших достижений. – 2016. – №5(3). – С. 91-95.
- Мильруд, В. Р. Программирование процесса формирования и развития навыков : учебное пособие / В. Р. Мильруд – М.: Российское Просветительское Агентство «Мир», 2016. – 83 с.
- Мотылянская, Р. Е. Вопросы тренировки юных пловцов по данным врачебных исследований / Р. Е. Мотылянская. – М. : Физкультура и спорт, 2014. – 37 с.
- Осокина, Т. И. Психофизиологические особенности детей 10-11 лет, занимающихся плаванием / Т. И. Осокина // Научные горизонты. – 2013. – №4. – С. 81-94.
- Полева, Н. В. Модельные характеристики технической подготовленности пловцов различной спортивной квалификации / Н. В. Полева // Вестник Томского государственного университета. – 2016. – №35. – С. 45-49.
- Полонский, Е. Ф. Психофизические особенности пловцов 10-12 лет / Е. Ф. Полонский // Фундаментальные исследования. – 2016. – №6(1). – С. 109-112.
- Смолеусов, Е. М. Специфические законы биологического регулирования / Е. М. Смолеусов, Б. А. Карпов, В. В. Зеленкин. – СПб. : Наука, 2015. – 134 с.
- Семенов, А. С. Физиологические закономерности обучения технике плавания вольным стилем / А. С. Семенов // Медико-физиологические аспекты реабилитации плавсостава: материалы ежегодной конференции. – 2015. – №4(2). – С. 29-32.
- Тарасов, С. С. Семантика системы комплексного контроля как результат осмысления адаптационных процессов при адекватном использовании двигательных режимов в спорте / С. С. Тарасов // Здравоохранение, образование и безопасность. – 2016. – № 1 (5). – С. 58-62.
- Ткачев, Л. О. Новое в управлении тренировочным процессом пловцов / Л. О. Ткачев, М. В. Уваров // Наука и Просвещение. – 2015. – №11(2). – С. 114-119.
- Фирсов, З. П. К вопросу об обучении технике плавания вольным стилем / З. П. Фирсов // Научное Обозрение. – 2014. – №12. – С. 251-254.
- Фольборт, Г. В. Вопросы физиологии процессов утомления и восстановления в плавании / Г. В. Фольборт. – М. : ФВиС, 2015. – 119 с.
- Хухлаев, Д. Б. Биохимические и физиологические изменения при субмаксимальной мощности работы в плавании / Д. Б. Хухлаев. – М. : ГОЭТАР-Медиа, 2015. – 105 с.
- Чертов, Н. В. Методика обучения техникам плавания : учебно-методическое пособие для тренеров по плаванию / Н. В. Чертов. – М. : Физическая культура и спорт, 2016. – 349 с.
- Эрельман, Т. Д. Спортивная физиология : учебное пособие для студентов ВУЗов / Т. Д. Эрельман, В. А. Яшкина. – М. : Физическое воспитание и спорт, 2014. – 351 с.
Яроповец, Е. С. Обучение технике плавания детей на этапе начальной подготовки : монография / Е. С. Яроповец. – Казань : Наука. Просвещение. Здравоохранение, 2014. – 119
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф