Скоро защита?
Меню Услуги

Обязательное социальное страхование понятие, сущность и виды. Част 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


 

Глава 2. Виды обязательного социального страхования в Российской Федерации

2.1 Обязательное социальное страхование в РФ

 

Обязательное социальное страхование на территории РФ представлено в виде страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В соответствии с ч.2 ст. 425 НК РФ, тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляет 2,9 % в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов. В случае если речь идет об иностранных гражданах или лицах без гражданства, тариф страховых взносов составляет 1,8 %.

Рассмотрим данные виды социального страхования более детально. Так, особенности социального страхования в указанных случаях, как уже неоднократно отмечалось ранее, регламентируются законом о данном виде страхования, в частности ФЗ № 255-ФЗ. Согласно п.1 ч.2 ст. 1.3 ФЗ № 255-ФЗ, временная нетрудоспособность является страховым случаем по обязательному социальному страхованию, а пособие по временной нетрудоспособности признается видом страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на основании п.1 ч.1 ст. 1.4 ФЗ № 255-ФЗ.

Социальное страхование на случай временной нетрудоспособности представлено соответствующим пособием. Законодатель акцентирует внимание на том, что для получения пособия по временной нетрудоспособности, лицо должно быть застраховано в системе социального страхования, осуществлять работу по трудовому договору, осуществлять служебную или иную деятельность, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Перечень случаев, когда лицо обеспечивается пособием по временной нетрудоспособности, содержится в ч.1 ст. 5 Федерального закона № 255-ФЗ. В соответствии с данным пунктом, застрахованное лицо обеспечивается пособием по временной нетрудоспособности в следующих случаях. Во-первых, при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе, в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения. Данные случаи объединены законодателем в понятие «заболевание или травма». Во-вторых, в случае необходимости ухода за больным членом семьи. В-третьих, в случае карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольную образовательную организацию или другого члена семьи, признанного недееспособным в установленном законом порядке. Стоит отметить, что в связи с распространением коронавирусной инфекции, с 20.03.2020 по 01.07.2020 на территории нашей страны применяются временные правила оформления листков нетрудоспособности, а также назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина. Данное положение установлено Постановлением Правительства РФ от 18.03.2020 года № 294. В-четвертых, лицо обеспечивается анализируемым пособием при осуществлении протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении. И, наконец, в-пятых, пособие выплачивается при долечивании лица в санаторно-курортных учреждениях после оказания медицинской помощи в стационарных условиях. Кроме того, согласно ч.2 ст. 5 ФЗ № 255-ФЗ, пособие по временной нетрудоспособности может выплачиваться в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы или деятельности или в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.

С ч.1 ст. 6 ФЗ № 255-ФЗ, пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности в связи с заболеванием или травмой выплачивается застрахованному лицу на весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности. Исключение составляет случаи, когда застрахованное лицо было признано инвалидом или когда с ним был заключен срочный трудовой договор. Так, согласно ч.3 ст. 6 ФЗ № 255-ФЗ, застрахованному лицу, признанному инвалидом в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 года № 95, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году. Исключением уже из этого правила является случай заболевания лица туберкулезом. Так, при заболевании туберкулезом, пособие по временной нетрудоспособности будет выплачиваться до дня восстановления трудоспособности или со дня пересмотра группы инвалидности на фоне заболевания туберкулезом. Вторым исключением из общего правила, как уже отмечалось ранее, является случай, при котором с застрахованным лицом был заключен срочный трудовой договор или срочный служебный контракт на срок до шести месяцев. Также в качестве особого случая можно признать случай, при котором заболевание или травма застрахованного лица наступили в период со дня заключения трудового договора и до дня его аннулирования. В соответствии с ч.4 ст. 6 ФЗ № 255-ФЗ, пособие по временной нетрудоспособности в данном случае выплачивается не более чем за 75 календарных дней по этому договору. Однако если в данном случае лицо заболело туберкулезом, пособие по временной нетрудоспособности будет выплачиваться до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности). Законодатель акцентирует внимание на том, что застрахованному лицу, у которого заболевание или травма наступили в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается со дня, с которого работник должен был приступить к работе.

Что касается протезирования, то согласно ч.7 ст. 6 ФЗ № 255-ФЗ, пособие по временной нетрудоспособности в случае осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении выплачивается застрахованному лицу за весь период освобождения от работы по данной причине, в том числе, за время проезда к месту протезирования и обратно. В указанных случаях, назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности будет осуществляться страхователем в лице работодателя и территориальным органом ФСС РФ. В случае если работник осуществляет трудовую деятельность по совместительству, назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности будет осуществляться несколькими страхователями (работодателями). Анализируемое пособие назначается и выплачивается страхователем по месту службы, работы или иной деятельности, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности или установления инвалидности, а также окончания периода протезирования. Данная норма содержится в ч.1 ст. 12 ФЗ № 255-ФЗ. Как уже отмечалось ранее, пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы также моет назначаться в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной другой деятельности (ч.3 ст. 13 ФЗ № 255-ФЗ). Пособие по временной нетрудоспособности назначается страхователем в течение 10 календарных дней со дня предоставления листка нетрудоспособности (ч.2 ст. 15 ФЗ № 255-ФЗ). Для назначения пособия по временной нетрудоспособности работнику нередко требуется предоставить не только листок нетрудоспособности, но и справки с места работы о сумме заработка или иных выплат и вознаграждений за два года или их заверенные копии. При отсутствии данной справки пособие должно назначаться на основании сведений и документов, которые были представлены работником и которые имеются у работодателя.

Что касается необходимости осуществления ухода за больным членом семьи (п.2 ч.1 ст. 5 ФЗ № 255-ФЗ), карантина и долечивания лица в санаторно-курортных организациях после лечения в условиях стационара стоит отметить, что выплата пособия по временной нетрудоспособности в данных случаях ограничивается определенными сроками. Например, согласно ч.6 ст. 6 ФЗ № 255-ФЗ, пособие по временной нетрудоспособности в случае карантина, выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство. В данном случае пособие выплачивается за все отстранения лица в связи с карантином. В свою очередь, если карантину подлежат дети, которые не достигли возраста 7 лет и посещающие дошкольные образовательные учреждения или если карантину подлежат другие члены семьи, признанные недееспособными лицами, пособие будет выплачиваться за весь период карантина.

На фоне распространения коронавирусной инфекции на территории страны были утверждены Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина (Постановление Правительства РФ № 294 от 18.03.2020). Особые правила действуют в настоящий момент и в отношении лиц, старше 65 лет. Так, лицам, которые находятся в возрасте 65 лет и старше в случае карантина листки нетрудоспособности оформляются, а пособие назначается и выплачивается в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.04.2020 № 402.

Также стоит рассмотреть особенности назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности при долечивании лица в санаторно-курортных организациях после лечения в условиях стационара (п.5 ч.1 ст. 5 ФЗ № 255-ФЗ). Так, согласно ч.2 ст. 6 ФЗ № 255-ФЗ, при долечивании застрахованного лица в санаторно-курортной организации на территории РФ после оказания медицинской помощи в условиях стационара, пособие по временной нетрудоспособности будет выплачиваться за период пребывания в санаторно-курортной организации не более чем за 24 календарных дня. Исключением из данного правила является долечивание лица в санаторно-курортной организации после оказания медицинской помощи в связи с туберкулезом. В данном случае пособие будет выплачиваться на весь период долечивания.

Размер пособия по временной нетрудоспособности сегодня находится в прямой зависимости от страхового стажа лица и размера его средней заработной платы. Так, согласно ч.1 ст. 7 ФЗ № 255-ФЗ, пособие по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой, при карантине, долечивании и протезировании выплачивается в размерах, зависящих от трудового стажа. Например, застрахованное лицо, имеющее страховой стаж 8 и более лет имеет право на получении 100 процентов среднего заработка. В свою очередь, застрахованное лицо, имеющее страховой стаж от 5 до 8 лет имеет право на пособие в размере 80 процентов среднего заработка. И, наконец, застрахованное лицо, которое имеет страховой стаж до 5 лет, имеет право на получение пособия в размере 60 процентов среднего заработка. Из данной нормы усматривается прямая корреляция между продолжительностью страхового стажа работника и размером пособия по временной нетрудоспособности, которое ему будет выплачено. Одновременно с этим, из данного правила существует одно исключение. Так, согласно п.9 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», установлены льготы при назначении пособия по временной нетрудоспособности. Так, в соответствии с данным пунктом, данным гражданам, пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 100 процентов от среднего заработка вне зависимости от продолжительности страхового стажа. Особый интерес в данном аспекте представляет ситуация, при которой застрахованное лицо имеет страховой стаж в размере менее 6 месяцев. Так, согласно ч.6 ст. 7 ФЗ № 255-ФЗ, застрахованному лицу, которое имеет страховой стаж в размере менее 6 месяцев, пособие по временной нетрудоспособности будет выплачиваться в размере, который не превышает полный календарный месяц МРОТ, установленных федеральным законом.

В завершении стоит отметить, что пособия по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, в том числе, за время работы у других страхователей. В свою очередь, у застрахованных лиц, которые добровольно вступили в правоотношения по обязательному страхованию (адвокаты, нотариусы), средний заработок для  исчисления пособия равен МРОТ. Рассмотрим размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. Так, согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее-ФЗ № 125-ФЗ), пособие по временной нетрудоспособности в данном случае выплачивается за весь период временной нетрудоспособности до оздоровления застрахованного лица. Размер составляет 100 % от среднего заработка, исчисленного в соответствии с ФЗ № 255-ФЗ. Отметим, что несчастным случаем на производстве также признается спортивная травма, если речь идет о труде тренеров и спортсменов. На этом было акцентировано внимание  суда в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2019 года № 10АП-7972/2019 по делу № А41-102408/18. Так, рассматривая материалы дела, суд указал, что к несчастному случаю на производстве, в соответствии со ст. 125-ФЗ, относится спортивная травма.

В ряде случаев размер пособия по временной нетрудоспособности может быть снижен или может быть заявлен отказ в его назначении и выплате.

Отдельный пласт в системе обязательного социального страхования представлен страхованием на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством. Данный сектор представляет собой различные пособия, которые выплачиваются гражданам, имеющим детей. Для граждан, которые имеют детей, законодатель установил достаточно широкий круг пособий, указанных в действующем законодательстве. Представляется, что под пособиями, которые выплачиваются гражданам, имеющим детей, стоит понимать выплаты для родителей или лиц, их заменяющих, назначаемые в связи с рождением и воспитанием детей в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.

Ярким примером такого пособия является пособие женщинам, которые встали на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности. Так, согласно ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее-ФЗ № 81-ФЗ), дополнительно к пособию по беременности и родам, женщины, которые встали на учет в медицинские организации в ранние сроки беременности (до 12 недель) имеют право на соответствующее пособие. Размер данного пособия ранее составлял 300 рублей, однако с 01.02.2020 года на основании Постановления Правительства РФ от 29.01.2020 года № 61 (далее-Постановление № 61) пособие было проиндексировано и его размер в настоящее время составляет 675,15 рублей. Важно отметить, что правом на данное пособие обладают не только работающие женщины, но и безработные женщины, женщины, которые обучаются по очной форме обучения, а также женщины, которые проходят военную службу по контракту. Данное единовременное пособие назначается и выплачивается на основании представленной справки из женской консультации или иной медицинской организации, которая поставила женщину на учет.

Также в качестве пособия для граждан, имеющих детей, выступает единовременное пособие при рождении ребенка. Так, согласно ч.1 ст. 11 ФЗ № 81-ФЗ, право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей или лицо, его заменяющее. При рождении двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка, но не выплачивается при рождении мертвого ребенка. Сумма данного пособия составляет 8000 рублей без учета индексации, так как данное пособие было проиндексировано Постановлением № 61. Так, с 01.02.2020 года размер данного пособия составляет 18004,12 копеек. Отметим, что в текущем году коэффициент составил 1,030, в то время как в прошедшем 2019 году коэффициент индексации был равен 1,043, а размер пособия составлял 17479,73 копейки.

Нельзя не рассмотреть такое пособие, как пособие по беременности и родам (ст. 10 ФЗ № 255-ФЗ). Так, согласно ч.1 ст. 10 ФЗ № 255-ФЗ, пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам, продолжительностью 70 или 84 дня при многоплодной беременности до родов и 70 дней после родов. В случае осложненных родов количество дней увеличивается до 86, а при рождении двух и более детей до 110 дней. Также рассматриваемая норма урегулировала ситуацию, при которой женщина усыновила ребенка или детей в возрасте до трех месяцев. В данном случае, анализируемое пособие выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 дней со дня рождения ребенка (110 дней при усыновлении двух и более детей). Стоит отметить, что в случае, когда мать находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и у нее наступает отпуск по беременности и родам, она может выбрать одного из двух видов пособий, которые выплачиваются в период данных отпусков.

В настоящее время, пособие по беременности и родам будет выплачиваться застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка. Механизм определения среднего заработка не отличается от механизма, действующего в отношении исчисления среднего заработка при назначении пособия по временной нетрудоспособности, рассмотренного выше. Одновременно с этим, как отмечается в ч.3 ст. 11 ФЗ № 255-ФЗ, застрахованная женщина, которая имеет страховой стаж менее 6 месяцев, имеет право на получение пособие по беременности и родам в размере, который не превышает МРОТ за полный календарный месяц с учетом районных коэффициентов. Одновременно с этим, правом на пособие по беременности и родам обладают не только застрахованные женщины, но и следующие категории женщин:

  1. Безработные женщины при определенных условиях;
  2. Женщины, которые обучаются по очной форме обучения;
  3. Женщины, которые проходят военную службу по контракту.

Так, безработные женщины имеют право на получение данного пособия в случае, если ранее они осуществляли трудовую деятельность, но были уволены в связи с ликвидацией организации или по иным уважительным причинам. Размер пособия в данном случае составляет 675,15 копеек. В свою очередь, женщинам, которые обучаются по очной форме обучения, данное пособие устанавливается в размере стипендии и производится по месту учебы. Как отмечается в Письме ФСС РФ от 09.08.2010 года № 02-02-01/08-3930, пособие по беременности и родам в данном случае выплачивается вне зависимости от того, на платной или бесплатной основе осуществлялось обучение. Что касается женщин, которые проходят военную службу, размер данного пособия устанавливается им в размере денежного довольствия. Стоит отметить, что женщины, которые проходят военную службу по контракту в данном случае имеют право на пособие только в виде денежного довольствия, что подтверждается материалами судебной практики, в частности, Апелляционным определением Западно-Сибирского окружного военного суда от 28.06.2019 года № 33-146/2019. Так, расчетный центр Министерства обороны заявил исковые требования о взыскании излишне выплаченных денежных средств. Указал, что ответчице, которая проходит военную службу по контракту, наряду с денежным довольствием было перечислено пособие в связи с нахождением в отпуске по беременности и родам. Впоследствии, ошибочная запись из единой базы данных была удалена, однако образовалось задолженность, подлежащая возврату в государственный бюджет. Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия нашла доводы истца убедительными, в связи с чем, исковые требования были удовлетворены в полном объеме.

Также в данном аспекте стоит рассмотреть такие пособия для граждан, имеющих детей, как ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Так, согласно ст. 11.1 ФЗ № 255-ФЗ, данное пособие выплачивается застрахованному лицу, которое фактически осуществляет уход за ребенком и находится в соответствующем отпуске. Как следствие, правом на данное пособие обладает не только женщина, но и мужчина (отец), если он находится в отпуске по уходу за ребенком. Если уход за ребенком осуществляется несколькими лицами, право на данное пособие возникает только у одного из них. Данное пособие выплачивается на территории нашей страны до достижения ребенком возраста полутора лет. Стоит отметить, что право на данное пособие сохраняется у лица даже в том случае, если оно осуществляет трудовую деятельность на условиях неполного рабочего времени или на дому, при этом фактически осуществляя уход за ребенком. Женщина со дня родов имеет право выбора между пособием по беременности и родам и ежемесячным пособием по уходу за ребенком. Например, целесообразно реализовать данную возможность в случае, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком превышает размер пособия по беременности и родам. Что касается размера анализируемого пособия, стоит отметить, что данное пособие составляет 40 % среднего заработка застрахованного лица, но не может составлять сумму, меньшую установленной Федеральным законом от 19.05.1995 года № 81 (ст. 15 ФЗ № 81-ФЗ). Стоит отметить, что с 01.01.2020 года максимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет для лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию, составляет 27984,66 копеек, что установлено Постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 года № 1426 (далее-Постановление № 1426). В свою очередь, если данное пособие рассчитывается из показателя МРОТ, максимальный размер пособия будет составлять 4852,00 рублей. Льготные категории граждан имеют право на получение данного пособия в двойном размере и до достижения ребенком возраста 3-х лет. В частности, таким правом обладают граждане, которые подверглись радиации вследствие катастрофы н Чернобыльской АЭС или постоянно проживающие на территории зон отчуждения.

Нельзя не рассмотреть такое пособие, как единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Так, согласно ст. 12.1 ФЗ № 81-ФЗ, правом на данное пособие обладает один из усыновителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей. Перечень случаев, при которых ребенок может передаваться на воспитание в семью, содержится в ст. 12.1 ФЗ № 81-ФЗ. Так к таким случаям относят смерть биологических родителей, лишение и ограничение их в родительских правах, признание безвестно отсутствующими и иные ситуации. Согласно ст. 12.2 ФЗ № 81-ФЗ размер данного пособия составляет 8000 рублей и 100000 рублей в случае, если в семью передается ребенок-инвалид или дети, которые являются братьями или сестрами. Однако представляется, что в ФЗ № 81-ФЗ размеры пособий указаны без индексации по состоянию на 2020 год. Так, согласно Постановлению № 61, с 01.02.2020 года размер данного пособия составляет 18004,12 копеек и 137566,14 копеек соответственно.

Все пособия, которые были указаны выше, назначаются на основании ч.1 ст. 17.2 ФЗ № 81-ФЗ, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев с даты, когда наступило события, ставшее основанием для назначения пособия.

Следующее пособие, которое стоит рассмотреть в рамках настоящего исследования  — единовременное пособие беременной жене военнослужащего, который проходит военную службу по контракту. Так, в соответствии со ст. 12.3 ФЗ № 81-ФЗ, правом на данное пособие обладает беременная жена военнослужащего, который проходит военную службу по призыву, если срок беременности не менее 180 дней. Исключением из данного правила являются беременные жены курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования. В настоящее время, размер данного пособия составляет 28511,40 копеек (Постановление № 61). Рассматривая семьи граждан, которые проходят военную службу по призыву также стоит отметить, что им также предоставляется ежемесячное пособие на ребенка. Получателями данного вида пособия будут являться мать ребенка или его опекун (либо другой родственник, который фактически осуществляет уход за ребенком). Согласно ч.1 ст. 12.6 ФЗ № 81-ФЗ, данное пособие выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее начала отцом ребенка прохождения службы. Выплата указанного пособия прекращается по достижении ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву. Размер данного пособия с 01.02.2020 года составляет 12219,17 копеек. Данные пособия назначаются не позднее шести месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призывы (ч.1 ст. 17.2 ФЗ № 81-ФЗ).

В завершении стоит рассмотреть пособие на ребенка, которое выплачивается от 1,5 до 18 лет ребенка и указано в ст. 16 ФЗ № 81-ФЗ. В соответствии с данной статьей, размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, в том числе, условия и периодичность его выплаты, устанавливаются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Важно отметить, что региональные органы власти могут увеличивать всех размеры пособий гражданам, имеющим детей, за счет средств бюджетов субъекта.

 

2.2 Обязательное пенсионное страхование в РФ

 

Определение понятия обязательное пенсионное страхование содержится в ч.1 ст. 3 ФЗ № 167-ФЗ. В соответствии с данным пунктом, под обязательным пенсионным страхованием понимают систему организационных, экономических и правовых мер, которые создаются государством и направлены на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. В свою очередь, под обязательным страховым обеспечением понимают исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая. Данные обязанности исполняются посредством выплаты страховой пенсии и  социального пособия на погребение. Как уже отмечалось выше, средства на пенсионное страхование формируются за счет страховых взносов, размер которых определен ст. 425 НК РФ. В настоящее время, взносы на обязательное пенсионное страхование составляют 22 % в пределах установленной предельной базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования. В случае если имеет место превышение предельной величины, страховые взносы по данному виду страхования будут составлять 10 %.

На сегодняшний день на территории нашей страны существует несколько видов страховых пенсий. Так, это страховая пенсия по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности. Рассмотрим данные виды пенсионных выплат более детально. На сегодняшний день, законодательное определение страховой пенсии дается в ч.1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее-ФЗ № 400-ФЗ). Так, в соответствии с данным пунктом, под страховой пенсией стоит понимать ежемесячную денежную выплату, которая выплачивается в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности. Отмечается, что нетрудоспособность может наступить вследствие старости или инвалидности. В случае потери кормильца, данная выплата назначается нетрудоспособным членам семьи застрахованного лица (кормильца). Также законодателем акцентируется внимание на том, что в перечисленных случаях наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений презюмируется и не требует доказательств.

Очевидно, что понятие «страховая пенсия» является не только первым, но и основным понятием в рамках ФЗ № 400-ФЗ, однако принципиально новым данное понятие не является. Например, страховые пенсии и ранее упоминались в Федеральном законе от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» (далее-ФЗ № 166-ФЗ), однако в данном нормативно-правовом акте указанное понятие не являлось основным, а его законодательная дефиниция отсутствовала. Из определения страховой пенсии, которое сегодня содержится в ФЗ № 400-ФЗ, следует, что по правовой природе данные пенсии не отличаются от иных пенсионных выплат. В частности, можно выделить следующие признаки данных пенсий:

  1. Выплачиваются в денежной форме;
  2. Являются периодическими платежами;
  3. Имеют регулярный характер;
  4. Имеют компенсационный характер.

Круг лиц, имеющих право на страховую пенсию, очерчен в ст. 4 ФЗ № 400-ФЗ. Так, в соответствии с ч.1 ст.4 ФЗ № 400-ФЗ, правом на страховую пенсию обладают граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ. Однако в данном случае должны соблюдаться условия, которые указаны в ФЗ № 167-ФЗ. Такие условия содержатся в ст. 7 ФЗ № 167-ФЗ, в которой законодатель определил круг лиц, являющихся застрахованными лицами и, как следствие, имеющими право на получение страховых пенсий. Так, к таким лицам законодатель отнес следующих субъектов. Во-первых, лиц, работающих по трудовому договору. Во-вторых, лиц, которые самостоятельно обеспечивают себя работой (нотариусы, индивидуальные предприниматели и иные). В-третьих, лиц, которые являются членами крестьянских (фермерских) хозяйств. В-четвертых, лиц, которые работают за пределами РФ, но за которых уплачиваются страховые взносы. В-четвертых, лиц, которые применяют специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход» в случае уплаты страховых взносов. В-пятых, лиц, которые являются членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и которые осуществляют традиционную хозяйственную деятельность. И, наконец, в-шестых, священнослужителей и других лиц, к которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию. Можно заключить, что правом на страховые пенсии обладают граждане РФ, которые являются застрахованными лицами при осуществлении ими деятельности определенного рода. Лицо будет считаться застрахованным лицом только в том случае, если за него уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В соответствии с ч.6 ст. 3 ФЗ № 167-ФЗ, под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимают обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный Фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе, страховых пенсий). Также правом на страховую пенсию могут обладать иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории РФ в случае, если ими соблюдены условия, которые предусмотрены ФЗ № 400-ФЗ. При соблюдении условий для получения страховой пенсии иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации за исключением случаев, которые установлены законодательством (отечественным или международным). Например, согласно ч.1 ст. 167-ФЗ, застрахованными лицами не являются иностранные лица и лица без гражданства, которые являются высококвалифицированными специалистами, которые временно пребывают на территории РФ.

Одной из разновидностей страховых пенсий, согласно ч.1 ст. 6 ФЗ № 400-ФЗ является страховая пенсия по старости. Стоит отметить, что указанные виды страховых пенсий пришли на смену аналогичным видам трудовых пенсий, которые определялись в утратившем силу Федеральном законе о трудовых пенсиях. Так, ранее на территории нашей страны выделяли такие пенсии, как трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Кроме того, в законодательстве, которое действовало на территории нашей страны ранее, содержалось разделение на страховую и накопительную часть пенсии, что на современном этапе развития утратило свою актуальность.

Таким образом, страховая пенсия является ежемесячной денежной выплатой, имеющей компенсационный характер и направленной на компенсацию гражданину утраченного дохода в связи с нетрудоспособностью, обусловленной наступлением страхового случая. Применительно к анализируемому виду страховой пенсии таким случае будет являться старость, выраженной в наступлении определенного возраста, после которого лицо приобретает право на получение пенсионной выплаты.

В 2018 году на территории нашей страны была проведена масштабная пенсионная реформа, основным направлением которой выступило повышение пенсионного возраста. В связи с этим, согласно ч.1 ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, которые достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Однако как отмечается в приложении 6 к ФЗ № 400-ФЗ, лицам, которым в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года исполнится 60 лет (мужчинам) и 55 (женщинам) лет, пенсия назначается на 6 месяцев ранее достижения возраста, указанного в ч.1 ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ. Кроме того, данное правило дополнительно продублировано в Федеральном законе от 03.10.2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее-ФЗ № 350-ФЗ). Так, в соответствии с приложением 6 к ФЗ № 400-ФЗ, в 2020 году лицо приобретает право на страховую пенсию по старости по достижении 60 лет (мужчина) + 24 месяца. Отсюда следует, что в 2020 году мужчины выходят на пенсию в 62 года, а женщины в 57 лет. Данное правило действует в случае, если они не имеют право на досрочную пенсию по старости. В 65 лет и 60 лет соответственно граждане будут выходить на пенсию, начиная с 2023 года и последующие годы соответственно.

Стоит отметить, что ранее, пенсионный возраст на территории нашей страны был равен 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Условия относительно пенсионного возраста выступает в качестве первого условия для назначения страховой пенсии по старости.

Вторым условием назначения страховой пенсии по старости является наличие страхового стажа не менее 15 лет (ч.2 ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ). Отметим, что согласно ч.2 ст. 3 ФЗ № 400-ФЗ, под страховым стажем стоит понимать учитываемую при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ. Также в страховой стаж включаются иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Минимальная продолжительность страхового стажа для застрахованных лиц составляет 15 лет, начиная с 2024 и последующих лет. В 2020 году, данный показатель, согласно приложению 3 к ФЗ № 400-ФЗ, составляет 11 лет. Необходимая продолжительность страхового стажа всегда определяется на день достижения пенсионного возраста.

Заключительным условием для назначения страховой пенсии по старости, на основании ч.3 ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ, является наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. Отметим, что согласно ч.3 ст. 3 ФЗ № 400-ФЗ, индивидуальный пенсионный коэффициент – это параметр, который отражает в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию (далее-ИПК). ИПК формируется на основе начисленных и уплаченных в Пенсионный Фонд России страховых взносов на страховую пенсию. Однако показатель в 30 ИПК является максимальным, так как с 01.01.2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не менее 6,6, с последующим увеличением на 2,4 до достижения величины в 30. В 2020 году величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 18,6. Необходимая величина ИПК, также как и продолжительность страхового стажа, определяется на день достижения пенсионного возраста или на день установления страховой пенсии по старости при ее досрочном назначении.

Для пенсионного коэффициента характерен такой показатель, как стоимость. Согласно ч.4 ст. 3 ФЗ № 400-ФЗ, под стоимостью пенсионного коэффициента понимают стоимостный параметр, который учитывается при определении размера страховой пенсии. Данный параметр отражает соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, которые поступают в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, а также общую сумму индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий.

Из анализа условий получения страховой пенсии по старости следует, что в настоящее время минимизируются возможности для получения гражданами даже минимальной страховой пенсии по старости, что едва ли можно назвать благоприятной тенденцией. Так, с каждым годом тысячи человек лишаются права на страховую пенсию, имея возможность получить только социальную пенсию, которая не только имеет меньший размер, по сравнению со страховыми выплатами, но и назначается на пять лет позднее. Представляется, что число лиц, которые в будущем останутся без страховой пенсии по старости, будет расти в экспоненте, так как данным гражданам не будет хватать страхового стажа или пенсионных баллов. Во многом это обусловлено тем, что требуемое количество баллов и продолжительности стажа, как показало настоящее исследование, неуклонно растет. Так, если в 2018 году требовалось 9 лет стажа, то в 2020 году уже 11 лет. Аналогичное правило действует в отношении пенсионных баллов. Отсюда следует, что если, например, 40-летняя женщина в 2020 году устроится на работу с заработной платой, не превышающей МРОТ, она может не успеть набрать необходимых 30 баллов и, как следствие, не будет иметь права на получение страховой пенсии по старости.

Представляется, что пенсионные баллы находятся в прямой зависимости от уровня заработной платы в связи с тем, что сегодня на территории нашей страны ведется активная борьба с заработными платами «в конверте». Однако установление такой зависимости не всегда оправданно в связи с тем, что сегодня многие работники бюджетной сферы получают относительно невысокий доход в связи с чем, также подвергаются риску не набрать необходимое количество пенсионных баллов. Аналогичным рискам подвергаются индивидуальные предприниматели.

Также в результате рассмотрения условий назначения страховой пенсии по старости достаточно негативно была оценена реформа, направленная на повышение пенсионного возраста. Так, необходимость проведения данной реформы была аргументирована тем, что количество лиц, которые являются получателями пенсионных выплат, сравнимо с количеством работающего населения. Более того было отмечено, что повышение пенсионного возраста на пять лет соответствует общемировой практике, согласиться с чем весьма затруднительно. Действительно, в некоторых странах пенсионный возраст составляет 65 лет, но в данном случае речь идет исключительно о развитых странах, коей Российская Федерация не является. Более того, в данном аспекте стоит учитывать показатели средней продолжительности жизни. Так, если взять страны, где пенсионный возраст сопоставим с возрастом, установленным после пенсионной реформы, становится очевидным, что в указанных государствах несколько иная продолжительность жизни, что видно на рисунке 1.

Рисунок 1. – Средняя продолжительность жизни

Из данного рисунка следует, что в Российской Федерации самая низкая продолжительность жизни по сравнению со странами, в которых установлен аналогичный пенсионный возраст. Более того, из рисунка следует, что средняя продолжительность жизни в РФ у мужчин всего 64 года, что означает, что большинство из них просто не доживут до пенсии.

Таким образом, существующее положение в области определения прав на страховое обеспечение по старости нуждается в кардинальных изменениях.

В свою очередь, страховая пенсия по случаю потери кормильца – это ежемесячная выплата, которая назначается нетрудоспособным иждивенцам умершего или безвестно отсутствующего кормильца, в целях частичной компенсации помощи, которая служила основным средством существования. Члены семьи умершего кормильца, признаются состоявшими на его иждивении в случае, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, выступающей основным средством к существованию. В определенных случаях иждивение не доказывается, так как оно предполагается на законных основаниях. В частности, иждивение детей умершего кормильца не требует каких-либо доказательств. Исключение составляют дети, достигшие возраста 18 лет или признанные полностью дееспособными в результате эмансипации.

В настоящее время можно выделить основную черту страховой пенсии по случаю потери кормильца, которая следует не только из ее определений в юридической литературе, но и определения, содержащего в Федеральном законе № 400 (далее-ФЗ № 400). Такой чертой будет тесная взаимосвязь страховой пенсии по случаю потери кормильца с трудовой деятельностью кормильца. Известно, что если таковая отсутствует, право на страховую пенсию не возникает. Стоит отметить, что с указанным обстоятельством также будет связан и общий порядок определения размера страховой пенсии по случаю потери кормильца, так как он находится в прямой зависимости от дохода лица и, как следствие, полученных индивидуальных пенсионных коэффициентов.

Несмотря на некоторые сходства с иными видами выплат, страховая пенсия по случаю потери кормильца занимает особое место в действующей пенсионной системе РФ. Так, если в качестве субъектов пенсионного обеспечения по инвалидности или старости являются граждане, которые достигли пенсионного возраста или инвалиды, то в случае осуществления пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца, данными субъектами будут являться члены семьи. Очевидно, что это порождает принципиально новые черты, характерные для данного вида пенсии. Следовательно, такой признак, как учет трудового вклада немного видоизменяется, ведь в указанном случае, оценивается трудовой вклад не получателя пенсии, а лица, которое его ранее обеспечивало. Отметим, что социальный фактор в данном случае, не только учитывается наравне с иными видами пенсии, но и непосредственно касается получателей пенсии, которыми являются члены семьи умершего лица.

Можно заключить, что в рамках пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца, речь идет о таких субъектах, как о кормильце, которого нет в живых на момент решения вопроса о назначении пенсионных выплат, либо он безвестно отсутствует и членах семьи умершего лица. Стоит отметить, что такие юридические факты, как условия возникновения права на пенсию, будут относиться как  непосредственно к кормильцу, так и к членам его семьи.

Следующим характерным признаком данного вида пенсионной выплаты является срок, в течение которого она выплачивается. Так, пенсия по случаю потери кормильца назначается на период нетрудоспособности члена семьи, либо выплачивается пожизненно. Также стоит упомянуть и такой признак, как целевое предназначение пенсии. Как уже упоминалось ранее, страховая пенсия по случаю потери кормильца нередко является основным или одним из основных источников дохода для их получателей.

Следующим видом пенсии, которая назначается и выплачивается в рамках обязательного пенсионного страхования, является страховая пенсия по инвалидности (ч.2 ст. 6 ФЗ № 400-ФЗ). Так, согласно ч.1 ст. 9 ФЗ № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, которые признаны инвалидами Ι, ІΙ, или ІΙІ группы. Признание лица инвалидом, а также установление группы инвалидности осуществляется соответствующими учреждениями экспертизы в порядке, который установлен Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее-ФЗ № 181-ФЗ). Законодатель отмечает, что страховая пенсия по инвалидности устанавливается на базе сведений об инвалидности, который содержатся в федеральном реестре инвалидов или на основании документов, которые поступили от учреждений, проводящих медико-социальную экспертизу (далее-МСЭ). На установление страховой пенсии по инвалидности не оказывает влияния причина инвалидности, продолжительность страхового стажа, а также период, в рамках которого наступила инвалидность. Одновременно с этим, стоит учитывать тот факт, что лицо должно обладать хотя бы минимальным страховым стажем, так как в противном случае, он будет иметь право только на социальную пенсию по инвалидности, которая устанавливается на основании ФЗ № 166-ФЗ. В остальной части назначение и выплата страховых пенсий по инвалидности не отличается от механизма, установленного для страховых пенсий по старости и по случаю потери кормильца.

Стоит отметить, что каждая страховая пенсия структурно состоит из основной части и фиксированной выплаты к страховой пенсии. Под фиксированной выплатой к страховой пенсии на основании ч.6 ст. 3 ФЗ № 400-ФЗ понимают обеспечение лиц, которые имеют право на установление страховой пенсии, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии находится в прямой зависимости от конкретной категории получателей выплаты и устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии. Согласно ч.7 ст. 16 ФЗ № 400-ФЗ, ежегодно с 01 апреля Правительство РФ принимает решение относительно дополнительного увеличения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. В основу данного решения закладывается рост доходов Пенсионного фонда РФ. Коэффициент индексации в данном случае устанавливается Правительством РФ.

В завершении анализа обязательного пенсионного страхования стоит рассмотреть социальное пособие на погребение, которое регламентируется Федеральным законом от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее-ФЗ №8-ФЗ) и относится к обязательному пенсионному страхованию. Так, согласно ч.1 ст. 10 ФЗ № 8-ФЗ, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких и иных родственников или законного представителя умершего лица, который принял на себя соответствующие обязательства, им выплачивается социальное пособие на погребение. Размер данного пособия равен стоимости услуг, которые предоставляются согласно гарантированному перечню услуг по погребению (ч.1 ст. 9 ФЗ № 8-ФЗ). Одновременно с этим, размер данного пособия не может превышать 4000 рублей с последующей индексацией один раз в год с 01 февраля текущего года, исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Так, с учетом индексации в 2020 году размер данного пособия составляет 6124,86 копеек (коэффициент индексации 1,030). Представляется вполне естественным, что в районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, размер пособия на погребение определяется с учетом районного коэффициента.

В соответствии с общим правилом, пособие на погребение выплачивается в день обращения на основании справки о смерти лица. В качестве субъектов, которые выплачивают данное пособие, является орган, в котором умершее лицо получало пенсию, работодателем, органом социальной защиты или органом ФСС РФ. Стоит отметить, что социальное пособие на погребение будет выплачиваться в случае, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти лица. В практической деятельности заявителям нередко необоснованно отказывают в выплате пособия по погребение, что едва ли можно признать положительной тенденцией. Ярким примером такой ситуации является Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30.01.2020 года № 88-1284/2020. Так, истец заявил исковые требования о выплате пособия на погребение и взыскании компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований истец указал, что в связи со смертью брата понес расходы на погребение, после чего обратился в ПФ РФ для получения пособия, но получил отказ. Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия установила, что истцу стоит восстановить пропущенный шестимесячный срок обращения за пособием, так как он был пропущен по уважительным причинам.

Таким образом, под обязательным пенсионным страхованием стоит понимать систему мер, которые предпринимаются государством в целях компенсации дохода граждан, который был утрачен им в силу причин, прямо предусмотренных действующим законодательством.

 

2.3 Обязательное медицинское страхование в РФ

 

Обязательное медицинское страхование (далее-ОМС) на территории нашей страны основывается на положениях ст. 41 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно и финансируется за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. В соответствии с ч.1 ст. 3 ФЗ № 326-ФЗ, под обязательным медицинским страхованием понимают вид обязательного социального страхования, который представляет собой совокупность экономических, организационных и правовых мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания медицинской помощи застрахованному лицу. Данная помощь оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. В данном аспекте под базовой программой понимают структурный элемент программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. На 2020 год данная программа утверждена Постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 года № 1610.

Отсюда следует, что обязательное медицинское страхование на территории нашей страны поддерживается государственной программой и является объективной необходимостью для получения бесплатной медицинской помощи. Обязательное медицинское страхование действует на всей территории нашей страны и призвано обеспечивать определенный уровень социальной защиты населения. Цель медицинского страхования заключается в том, чтобы гарантировать гражданам получение медицинской помощи при наступлении страхового случая и финансировать мероприятия профилактического характера.

Субъектный состав правоотношений, возникающих в рамках обязательного медицинского страхования, представлен страхователями, застрахованными лицами и федеральным фондом (ч.1 ст. 9 ФЗ № 326-ФЗ). Так, к застрахованным лицам законодатель относят всех граждан РФ, в том числе, неработающих граждан, а также иностранных лиц и лиц без гражданства, лиц имеющих право на медицинскую помощь в соответствии с законодательством о беженцах. В свою очередь, в качестве страхователей работающих граждан относят организации, индивидуальных предпринимателей, лиц, уплачивающих налог на профессиональный налог. В случае, если речь идет о неработающих гражданах, в качестве страхователей в данном случае будут выступать органы исполнительной власти субъектов РФ и иные организации, определенные Правительством РФ. Данных страхователей традиционно рассматривают через призму плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. И, наконец, страховщиком в данном случае будет выступать Федеральный фонд (далее — ФФОМС). Согласно ч.2 ст. 12 ФЗ № 326-ФЗ, под Федеральным фондом понимают некоммерческую организацию, которая создана Российской Федерацией для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования. Сегодня на территории страны ведется персонифицированный учет в сфере обязательного медицинского страхования, под которым понимают организацию и ведение учета о каждом застрахованном лице в целях практической реализации прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи.

В свою очередь, в качестве участников обязательного медицинского страхования выступают территориальные фонды, страховые медицинские организации и, что представляется вполне естественным, непосредственно медицинские организации. Так, к медицинским организациям относят организации, которые имеют право на осуществление медицинской деятельности и включены в соответствующий реестр медицинских организаций. В свою очередь, к страховым медицинским организациям относят специализированные организации, которые осуществляют отдельные полномочия страховщиков в области ОМС, а также финансовый контроль работы медицинских учреждений. Данные организации осуществляют свою деятельность на основании договоров оказания и оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (ст. 39 ФЗ № 326-ФЗ). В качестве крупнейших страховых организаций на территории нашей страны выступают такие организации, как «СОГАЗ-Мед», «Росгосстрах-медицина» и «ВТБ МС».

Документом, который удостоверяет право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории РФ в пределах базовой программы, является полис обязательного медицинского страхования (ст. 45 ФЗ № 326-ФЗ). Требования к полису обязательного медицинского страхования содержатся в Приказе Минздрава РФ от 28.02.2019 года № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования».

Средства обязательного медицинского страхования формируются сразу из нескольких источников. Во-первых, из доходов от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование. В соответствии с ч.3 ст. 425 НК РФ, тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование по состоянию на 2020 год составляет 5,1 %. Во-вторых, от недоимок по взносам и начисленных пеней и штрафов. Вторым источником являются средства федерального бюджета, а также средства бюджетов субъектов РФ. Кроме того, средства обязательного медицинского страхования формируются за счет доходов от размещения временно свободных средств и иных источников, которые предусмотрены действующим законодательством. В случае, если речь идет о неработающем населении, то тариф на обязательное медицинское страхование устанавливается Федеральным законом от 30.11.2011 года № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» (далее-ФЗ № 354-ФЗ). Так, в соответствии со ст. 1 ФЗ № 354-ФЗ, тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения составляет 18,864,6 рубля.

Медицинская помощь в рамках обязательного медицинского страхования дифференцируется на базовую и территориальную программу. Так, согласно ч.2 ст. 35 ФЗ № 326-ФЗ, базовая программа определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, способы оплаты медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи, а также структура тарифа на оплату медицинской помощи. Кроме того, в базовой программе устанавливаются основные требования к условиям оказания медицинской помощи, а также нормативы затрат и объемов предоставления медицинской помощи. В соответствии с базовой программой, страховое обеспечение населения устанавливается на базе стандартов и порядков оказания медицинской помощи. Например, сегодня существует определенный стандарт скорой медицинской помощи, разработанный приказами Минздрава России. В свою очередь, порядки оказания медицинской помощи утверждается на основании Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее-ФЗ № 323-ФЗ). Так, руководствуясь положениями ФЗ № 323-ФЗ, Минздрав РФ разрабатывает порядки оказания медицинской помощи в зависимости от вида заболевания и половозрастной категории населения. Например, в связи с распространением коронавирусной инфекции на территории страны действует Временный порядок организации медицинских организаций, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 19.03.2020 года № 198н.

В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования населению оказывается следующие виды медицинской помощи (ч.6 ст. 35 ФЗ № 326-ФЗ):

  1. Первичная медико-санитарная помощь;
  2. Скорая медицинская помощь (за исключением авиации);
  3. Специализированная медицинская помощь.

Данные виды помощи оказываются при болезнях, инфекциях, аномалиях, беременности и родах, травмах и нарушениях, перечисленных в ч.6 ст. 35 ФЗ № 326-ФЗ. Одновременно с этим, в условиях чрезвычайной ситуации Правительство РФ имеет право установить отдельные особенности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования. Примером является Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 года № 432 «Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией».

Таким образом, базовая программа обязательного медицинского страхования составляет основу бесплатной медицинской помощи, оказываемой населению, и является единой на всей территории страны. Одновременно с этим, именно базовая программа устанавливает определенные требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования, которые являются разновидностью программ, действующих в рамках обязательного медицинского страхования. Территориальные программы включают в себя виды и условия оказания медицинской помощи, перечень страховых случаев, а также все нормативы, характерные для базовых программ с учетом структуры заболеваемости в том или ином субъекте. Законодатель не запрещает включать в территориальные программы обязательного медицинского страхования дополнительные виды и условия медицинской помощи и перечни страховых случаев. Однако в данном аспекте стоит учитывать тот факт, что согласно ч.11 ст. 36 ФЗ № 326-ФЗ, стоимость утвержденной территориальной программы не должна превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальных программ.

Стоит отметить, что контроль над соблюдением сроков, условий и качества оказания медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования осуществляется на основе Приказа ФФОМС от 28.02.2019 года № 36 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию». Представляется, что контроль данного рода является объективной необходимостью, так как в практической деятельности некачественное оказание медицинской помощи не является редкостью. Примером является Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27.02.2020 года по делу № 88-5845/2020. Так, истец заявил исковые требования о компенсации морального вреда вследствие причинения вреда здоровью некачественной медицинской помощью. В обоснование исковых требований указал, что в результате ненадлежащей медицинской помощи он длительное время лечился стационарно, по его обращению была проведена проверка, в результате которой выявлены нарушения обязательных требований. Медицинская помощь оказывалась в рамках обязательного медицинского страхования по полису страховой компании. Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия нашла доводы истца убедительными и подтвержденными фактическими обстоятельствами дела, в связи с чем, исковые требования были удовлетворены.

Приходим к выводу, что под обязательным медицинским страхованием понимают вид обязательного страхования, который представляет собой совокупность мер, направленных на обеспечение гарантий оказания медицинской помощи при наступлении страхового случая. Данная медицинская помощь оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы медицинского страхования.


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф