Меню Услуги

Управление охраной природы и рациональным природопользованием Чувашской Республики

Страницы:   1   2   3


Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы системы управления охраной природы и рационального природопользования
  • 1.1.Законодательная и нормативно-правовая база
  • 1.2 Финансирование охраны окружающей среды
  • Глава 2. Анализ деятельности министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
  • 2.1 Географическое положение и природные ресурсы Чувашии
  • 2.2. Управление природопользованием на примере министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
  • 2.3. Совершенствование системы контроля распределения бюджетных средств на примере средств направленных на лесовосстановительные работы . Всероссийская акция «Живи лес!»
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема пригодности окружающей среды для существования встала перед человечеством сравнительно недавно. Уже в 20 веке, когда истощение природных ресурсов превысило все мыслимые границы, огромное количество вредных выбросов в гидросферу и атмосферу, уничтожение лесов и множество прочих факторов, усугубляющих экологическую ситуацию не отдельных стран, но на всей нашей планете, приблизили угрозу катастрофы к реальности. “Озоновая дыра”, утечка и выбросы радиоактивных веществ, изменение климатических условий отдельных регионов планеты, воздух, которым дышат жители мегаполисов наглядно –эти и многие другие факторы не позволяют разумному человеку оставаться в позиции наблюдателя. От нашей активности в сфере охраны окружающей среды зависит решение вопроса о выживании человека как вида, сохранение здоровья людей и создание нормальных условий их жизнедеятельности. От активной позиции каждого жителя планеты. Но какими должны быть основы этой активной позиции? Какими инструментами регулируются взаимодействия между субъектами и объектами природопользования. Какими методами происходит управление природопользованием, как государство может влиять на экологическую обстановку в регионе и в мире в целом, на качество ресурса, потребляемого гражданами данного государства? Автор данной работы предлагает исследовать некоторые правовые аспекты управления природопользованием на примере функционирования министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.  Природопользование – это одно из самых сложных объектов управления. Термин “охрана окружающей среды” не в полной мере отражает смысл деятельности соответствующих органов: под ним понимаются экономические, правовые, социально-политические и организационно-хозяйственные механизмы, которые бы привели нагрузку на окружающую среду в соответствие с “пределом прочности” этой среды. И здесь в равной степени актуальными являются и законодательная база государства и соблюдение экономических интересов региона, а так же соблюдение экологических  законов для решения проблемы. В самом деле, плакаты и  призывы — “не сорить” не могут возыметь действия подкрепления комплексом мер воздействия на тех, кто эти призывы игнорирует, в том числе экономических. Об охране экологии в век бизнеса, нельзя говорить без включения мер экономических категорий. И в то же время, возвращаясь к экономическим рычагам регулирования взаимодействия  промышленного кластера с  окружающей средой:  развитие промышленности р масштабах государства до условий устойчивого экономического развития возможно не только при условии создания грамотного управления современным экологически безопасным производством, а неполучение прибыли любой ценой.Надо отметить, что без достаточно внушительных инвестиций в переоборудование всех видов производств, которые бы предусматривали переработку и самих отходов от основной деятельности, подобная система управления не может быть осуществлена.Из всего, сказанного выше автор работы предлагает сделать еще один небольшой экскурс: в сферу экологического образования, или, скорее, в сферу ликвидации экологической безграмотности как должностных лиц, работающих в отдельных видах производства, так и широких масс населения, являющихся, по сути, «потребителями конечного продукта» -сложившейся вокруг нас определенной среды обитаний, со всеми ее факторами воздействия. Ведь именно с точки зрения простого жителя республики Чувашия становится актуальной работа,  информирующая о мерах, применяемых для сохранения природных ресурсов в нашей республике.

Объектом исследования в данной работе является управление ресурсом на примере деятельности министерства экологии и природопользования Чувашской Республики. Предметом –организация системы управления по направлениям деятельности бюджетного учреждения. Здесь же рассмотрена проблема оптимизации управленческих решений с точки зрения экологии и ответственности за эти решения. А также представлены примеры проведения реальных акций и мероприятий, способствующих распространению экологических знаний среди населения и способствующих изменению экологической ситуации в республике.

Цель работы – раскрытие методологических основ управления, изучение целей, задач и методов управления природопользования, а также специфики формирования информационной базы для управления природопользованием. Для достижения данной цели автором работы в период прохождения преддипломной практики был выполнены следующие задачи:

  1. собрать материал, способный в некоторой степени представить механизм обеспечения конституционных прав граждан республики на безопасную среду обитания; даны определения основным понятиям;
  2. выполнить экономический анализ деятельности министерства экологии за 3 года;
  3. провести исследование социальных и экономических результатов реализации одного из проектов, проводимых министерством экологии и природопользования Чувашии совместно с некоммерческими организациями в рамках исследуемого периода деятельности министерства.

Согласно гипотезе автора работы проведение акций, имеющих своей целью вовлечение населения республики в деятельность, способствующую реальному решению экологических задач, способствует снижению числа экологических правонарушений.

Для выполнения работы автором использовались следующие методы:

  • анализ литературы;
  • анализ нормативно-правовой документации по заданной теме;
  • изучение и обобщение отечественной и зарубежной (иногородней) практики;
  • интервьюирование представителей НКО и министерства экологии;
  • моделирование экологической ситуации в соответствии с высказанной гипотезой;
  • синтеза, чтобы охарактеризовать отдельные признаки усугубления экологической ситуации;

Новизна работы в сравнении исследуемого материала, полученного от министерства экологии и некоммерческих экологических организаций республики.

 

Глава 1. Теоретические основы системы управления охраной природы и рационального природопользования

1.1. Законодательная и нормативно-правовая база

В процессе эволюции сложилось так, что человек, как вид, обосновался во всех слоях географической оболочки Земли, взаимодействуя со всеми ее элементами, подпадая под их влияние и влияя на них в свою очередь. Что же представляет собой географическая оболочка? Какими могут быть последствия бесконтрольного воздействия на нее? Как и где происходит взаимное влияние человечества и среды его обитания?  Рассмотрим несколько определений:

Географическая оболочка (ГО) – это область непосредственного соприкосновения, всестороннего и глубокого взаимодействия и сопряженного развития приповерхностных сфер Земли. ГО характеризуется наличием органической жизни,  состоит из тропосферы, гидросферы, земной коры и биосферы, отличается сложностью своего состава. В ее пределах вещество находится в трех агрегатных состояниях, где тесно взаимодействуют все природные компоненты, а процессы происходят под воздействием космических и земных источников энергии.

Среда – совокупность объектов живой и неживой природы, естественных, значительно и незначительно измененных в следствии антропогенного воздействия, а так же объектов, созданные человеком, окружающие живой организм, явления природы и космоса, оказывающие влияние на организм, и процессы, в которые живой организм вовлечен.

Географическая среда – это  живая и неживая природа Земли, включенная на данном историческом этапе в сферу антропогенной деятельности и составляющая необходимое условие существования и развития общества (однако, по мнению ряда ученых, географическая среда –  это лишь среда географической оболочки).

В то же время, природная среда – это совокупность абиотических и биотических естественных, а так же незначительно измененных деятельностью человека естественных факторов, влияющих на человека (это среда, окружающая человека, природная, вне зависимости от непосредственных контактов с человеком). Природная среда может рассматриваться так же по отношению к животным, растениям. Природная среда, рассматриваемая по отношению к человеку, входит в понятие окружающей среды, т.е. это часть среды обитания и производственной деятельности человечества.

Таблица 1. Функции окружающей среды

функции Характеристика Задача природоохраны Негативные последствия нарушения
1 Ресурсо-воспроизводящие Способность природных систем воспроизводить природные ресурсы, использованные человеческим обществом Сохранение этой функции по отношению к возобновимым ресурсам обеспечивает их неисчерпаемость Нарушение этой функции превращает неисчерпаемые ресурсы в исчерпаемые.
2 Средо-воспроизводящие Способность природных систем сохранять в определенном интервале значений параметры окружающей среды, существенные для человечества или ресурсовоспроизводства Контроль качества среды, С сохранением этой функции связаны экологические проблемы исчерпания ресурса, а так же чистоты потребляемого ресурса
3 Природоохранные Сохранение механизмов регулирования связей между природными компонентами, сохранение структуры природных комплексов. Необходимое условие средо-воспроизводства Нарушение  данной функции влечет за собой необратимую гибель природных комплексов, тем самым изменяя среду обитания человечества
4 Медико-географические,

санитарно-гигиенические, эстетико-психологические  функции

Характеризующие    пригодность,  безопасность, привлекательность  среды  для  жизни  и  деятельности  человека. Требует формирование экономических и правовых предпосылок сохранения качества ресурса Ухудшение качества данной функции влечет за собой ухудшение эпидемиологической обстановки города, региона.

 

Элементами природной среды, или природными ресурсами   являются все естественные явления и объекты, используемые человечеством для прямого и непрямого потребления, способствующие созданию материальных богатств, воспроизводству трудовых ресурсов, поддержанию условий существования человечества и создаваемых человечеством систем,несущие ресурсные, рекреационные и эстетические функции в том числе, и повышающие уровень качества жизни (качество жизни – соответствие среды жизни человека его потребностям).

Таблица 2. Природные ресурсы используются в качестве:

  Область применения Ресурсы Явления Объекты
  Средства  труда Почвенные, водные ресурсы   Водные пути,
  Источники энергии Гидроэнергия, атомное топливо, Энергия ветра и света, энергия атома, Запасы горючих ископаемых
  Сырье и материалы Водные и воздушные бассейны планеты, Химические реакции, характерные для данной формы жизни Полезные ископаемые,  леса и почвы
  В качестве предметов потребления Ресурсы гидросферы и атмосферы Свет, Дикорастущие растения, грибы, животные объекты, ресурсы акватории мирового океана
  Рекреации Природные комплексы, уникальные природные условия отдельных зон планеты Климатические условия отдельных зон планеты, оказывающие оздоровительное и лечебное воздействие Природные объекты, существование которых лимитируется условиями определенных климатических зон и определенных геологических условий
  Банка генетического фонда     Любые объекты живой природы, по мере востребованности
  Источников информации об окружающем мире Природные комплексы, уникальные природные условия отдельных зон планеты Любые явления нано-, микро-, макро- и космо-сферы Любые объекты живой и неживой природы, по мере востребованности (заповедники – эталоны природы, биоиндикаторы и др.)

 

 

Невозможно разграничить природные условия и природные ресурсы. Один и тот же природный компонент, выступающий в качестве природных условий, в то же время может являться природным ресурсом. Некоторым образом можно упростить понимание, приняв, что природные условия – это  тела и силы природы, оказывающие существенное влияние на жизнь и хозяйственной деятельности общества, но непосредственно не участвующие в материальной, производственной и непроизводственной деятельности людей. И в этом случае, под природопользованием  будет пониматься совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению с использованием природных ресурсов в совокупности воздействия всего человечества в целом на географическую оболочку, охрану природы.

Понятие природопользование подразумевает наличие объекта и субъекта пользования. И в качестве объекта выступают географическая оболочка, биосфера, геосистемы, ландшафты. Они рассматриваются как природные условия, вместилища или продуценты природных ресурсов, приемники и редуценты отходов хозяйственно-бытовой деятельности человека. Субъектом пользования являются, на разных уровнях, -человечество, государство, предприятия, отдельные лица.

Понятие «охраны природы» с момента своего возникновения претерпело значительное изменение: почти до середины 20 века было распространено мнение, что основной целью охраны природы является сохранение растительного и животного разнообразия планеты (в основном путем создания заповедников). И исследования в области охраны природы возлагались на биологов. Только второй половине 20 века человечество стало осознавать многоаспектность проблемы охраны природы.

На современном этапе развития человечества это понятие все более и более внедряется в экономическую и правовую сферу, в настоящий момент охрана природы – это совокупность международных, государственных, региональных и локальных, административно-хозяйственных, технологических и других мероприятий, направленных на сохранение, рациональное использование и воспроизводство природы Земли и ближайшего к ней космического пространства.

Таблица 3. Формы охраны окружающей среды

Формы охраны окружающей среды Даты возникновения Объекты Цель и задачи
  Народная охрана Зародилась  в первобытно-общинном строе и существует в слаборазвитых странах. Любые объекты живой природы Сохранение ресурсов, обеспечивающих выживание этноса, государства.
  Государственная форма Возникла  в период рабовладельческого строя. В настоящее время является основной форма охраны природы в большинстве государств. Изначально –сохранение территорий, объектов живой и неживой природы, природных комплексов.

В современном мире –так же сохранение ресурса среды.

Сохранение и приумножение ресурсной базы.

В современном мире: сохранение функций среды обитания, соблюдение конституционных прав граждан

  Общественная форма Образована  в 20 веке в эпоху капитализма как важное дополнение к государственной. Природная среда, условия и ресурсы конкретной местности, позднее произошло увеличение сферы влияние Урегулирование экономических отношений в вопросах природопользования. Некий экологический ликбез
  Международная охрана Возникла в 20 веке и ставит своей целью сохранение природных ресурсов на территории нескольких государств или регионов.реализуется межгосударственными соглашениями и находится под контролем международного сообщества Природная среда, условия, ресурсы и функции в глобальном масштабе с учетом интереса всего человечества Урегулирование экономических отношений в вопросах природопользования. Создание и контроль за соблюдением правовых норм в данной сфере

 

Проблемы  охраны природы не могут рассматриваться только с точки зрения потребления ресурса, и при изучении правовых основ природопользования мы должны осветить и некоммерческие аспекты данной темы:

  • Философский аспект охраны природы заключается в выяснении противоречий между природой и обществом и возможностей их преодоления.
  • Социальный аспект проявляется в различном подходе к использованию природных ресурсов и охране в государствах с различным социальным строем.
  • Экономический аспект охраны природы заключается в экономической оценке использования природных ресурсов, определении ущерба, нанесенного их истощением и загрязнением окружающей среды, выявлении эффективности природоохранных мероприятий. С экономикой природопользования тесно связан технологический аспект.
  • Технологический аспект – это разработка экологически безвредных технологий, способов очистки биосферы от загрязнения, методов утилизации отходов.
  • Медико-гигиенический аспект проблемы охраны природы заключается в выяснении воздействия различных загрязняющих веществ на биосферу и организм человека, установлении предельно допустимых концентраций вредных примесей в воде, воздухе, почве.
  • Естественнонаучный аспект заключается в выработке научных основ рационального природопользования и преобразования природы, а также управления процессами природопользования.
  • Воспитательный аспект охраны природы заключается в необходимости воспитания людей в духе бережного отношения к природе.

Как бы мы не старались оградить исследовательскую задаче областью биологии или экономики, ни одна отдельно взятая наука не в состоянии решить все задачи охраны природы: изучением природы занимается как отраслевая физическая география (геология, почвоведение, гидрология, климатология, геоботаника), так и комплексная  физическая география (ландшафтоведение и др.). Большой вклад в решении вопросов охраны природы вносят экология, геоэкология  и другие науки.

В данной работе мы будем рассматривать экономический аспект охраны природы.

В широком смысле под управлением понимается руководство чем-либо (или кем-либо). Управление природопользованием — это урегулированная норма права деятельность государственных, муниципальных и иных управленческих структур (в том числе частных организаций), должностных лиц по осуществлению природоохранительных функций, направленная на сохранение, воспроизводство, обеспечение рационального природопользования, оздоровления окружающей природной среды и экологическую безопасность человека. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Экологическое право – отрасль права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Природоохранное законодательство- установление юридических (правовых) норм и правил, а также ответственности за их нарушение в сфере охраны природы

Закон юридический в природопользовании — свод основных юридических норм, которые регулируют использование определенных природных ресурсов.

Рис.1. Схематическая демонстрация взаимодействия объектов экологического права

 

Правонарушением считаются загрязнение, засорение, истощение природных компонентов, либо изменение природных свойств среды, если они повлекли существенный вред животному и растительному миру.

Правонарушение представляет собой юридический факт, порождающий охранительное правоотношение.

Системы управления природопользованием различных стран развивались под воздействием исторических, этнокультурных, политических и других факторов, поэтому в разных странах используются различные инструменты (методы) управления природоохранной деятельностью.

Принято выделять три основные группы методов управления природопользованием:

Таблица 4. Методы управления природопользованием

  Методы управления природопользованием Функционал Инструменты и механизмы
1 Административные методы Регулирование правовой базы природопользования Введение соответствующих нормативных стандартов и ограничений, регламентирующих природопользование; а также лицензирования природопользования
2 Экономические методы (экономические стимулы). Формирование экономических рычагов природопользования и  усилению роли · Стимулы в виде финансовой помощи предприятиям;

· гранты;

· льготные кредиты;

· налоговые льготы;

· принудительные стимулы (штрафы).

3 Рыночные методы Формирования рыночные отношения между предприятиями для соблюдения норм выбросов: политика «облака», «банк выбросов», принцип «пузыря» Данный подход создает внешние стимула такого рода как:

1) для фирм, представляющих права на продажу, фактически можно получать компенсацию у других фирм за достигнутые результаты в очистке

2) фирмы, у которых издержки на утилизацию отходов очень велики, могут достигнуть стандарта покупая права, не делая инвестиции в природоохранное оборудование, которое им может быть не по средствам.

3) за счет нескольких предприятий одной промзоны можно достигнуть больших положи­тельных результатов при сокращении вредных выбросов, что в значительной степени улучшит состояние окружающей среды

Данный подход создает внешние стимула такого рода как:

1) для фирм, представляющих права на продажу, фактически можно получать компенсацию у других фирм за достигнутые результаты в очистке

2) фирмы, у которых издержки на утилизацию отходов очень велики, могут достигнуть стандарта покупая права, не делая инвестиции в природоохранное оборудование, которое им может быть не по средствам.

3) за счет нескольких предприятий одной промзоны можно достигнуть больших положи­тельных результатов при сокращении вредных выбросов, что в значительной степени улучшит состояние окружающей среды

 

Как и во всем мире, в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации существует три уровня правового регулирования и управления: федеральный, субъектов Федерации и местного самоуправления. Высшую юридическую силу имеют федеральные законы.

Таблица 5. Система экологического законодательства на федеральном и региональном уровнях

Российская Федерация Субъекты Российской Федерации
Федеральные законы, определяющие правовое регулирование на территории Российской Федерации, Конституция РФ от12.12 1993 г., международные договоры Законы субъектов Российской Федерации
Указы Президента РФ, Постановления Государственной Думы Российской Федерации, Постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации Постановления (распоряжения) органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Система государственных стандартов (ГОСТы) и строительных норм и правил (СНиП) Система региональных стандартов и нормативов, межведомственной и ведомственной нормативно- методической документации органов субъектов Российской Федерации
Система отраслевых стандартов
Система межведомственной и ведомственной нормативно-  методической документации (приказы, Положения, инструкции и пр.) федеральных органов исполнительной власти

 

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Он является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации. В 2016 году закон вышел в новой редакции (03.07.2016), а в 2017 претерпел ряд изменений и получил дополнения (01.03.2017)

В развитие федеральных законов и по отдельным аспектам природоохранной деятельности только Правительством Российской Федерации выпущены постановления и распоряжения, перечень которых насчитывает сотни наименований. Список только основных федеральных законов, насчитывает четыре федеральных закона:

  1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
  2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (с изменениями от 15.04.98).
  3. Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ.

Далее следуют группы федеральных законопроектов, направленные на регулирование правовых вопросов различных сфер:

  • Блок законопроектов по экологической безопасности.
  • Блок законопроектов по радиационной безопасности населения.
  • Блок законопроектов по природным ресурсам.

Под экономическим механизмом природоохраны понимается совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Основы правового регулирования экономического механизма охраны окружающей среды установлены разд. III Закона «Об охране окружающей природной среды». Его основными элементами в соответствии с Законом являются:

а) планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

б) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов;

в) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

г) предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

д) возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Наряду с названными мерами охраны окружающей среды в разделе об экономическом механизме предусматривается ведение кадастров природных ресурсов, заключение договоров и предоставление лицензий на комплексное природопользование, экологическое страхование. Но это аспект природоохранных отношений, так же как и планирование природоохранных мероприятий одновременно относится и к правовой и к экономической части регулирования отношений. С одной стороны, планирование выступает в качестве одной из функций управления охраной окружающей среды, в том числе государственного. И соответственно правовые основы планирования должны рассматриваться применительно к управлению. Но с другой стороны, планирование является, по сути, экономической мерой охраны природной среды. Поэтому планирование будет правильнее выделить в раздел экономического механизма природопользования.

Таким образом, к элементам экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды относятся прежде всего:

  • планирование природопользования и охраны окружающей среды;
  • финансирование мероприятий, направленных на охрану окружающей среды;
  • платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды;
  • внебюджетные экологические фонды, правовое регулирование их формирования и использования;
  • экологическое страхование;
  • налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере природопользования и охраны природы.

В некоторых источниках сюда же относят возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека, но мы считаем, что возмещение экологического вреда осуществляется в порядке применения имущественной ответственности и должно рассматриваться, как правонарушение.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3