Меню Услуги

Порядок оказания государственной социальной помощи

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
  • 1.1 Понятие и цели государственной социальной помощи
  • 1.2 Законодательство о государственной социальной помощи
  • 1.3 Виды и размер государственной социальной помощи
  • Глава 2. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
  • 2.1 Получатели государственной социальной помощи
  • 2.2 Порядок предоставления государственной социальной помощи
  • 2.3 Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Социальное обеспечение является важнейшей гарантией стабильного развития общества. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Принципиально важно, что закрепленные в Конституции Российской Федерации гарантии социального обеспечения соответствуют положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[3], конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ). Эти акты ратифицированы СССР, и Россия, как правопреемник последнего, несет обязательства по их реализации.

Так, согласно ст.9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, а согласно ст.11 этого Пакта – право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни.

Также необходимо обратить внимание на положение Европейской социальной хартии (пересмотренной в 1996г.). Согласно положениям этого документа стороны признают целью своей политики достижение условий, при которых были бы эффективно реализованы перечисленные в ней права и принципы. Прямое отношение к социальному обеспечению как части социальной защиты имеют следующие права и принципы, перечисленные в ч.1 Хартии: каждый имеет право на пользование благами, позволяющими обеспечить хорошее состояние здоровья (п.11); все работники и члены их семей имеют право на социальное обеспечение (п.12); каждый, не обладающий необходимыми материальными средствами, имеет право на медицинскую и социальную помощь (п.15); семья как основополагающая ячейка общества имеет право на соответствующую социальную, юридическую и экономическую защиту, призванную обеспечить ее полное развитие (п.16); каждое пожилое лицо имеет право на социальную защиту (п.23); каждый имеет право на защиту от бедности и социального остракизма (п.30).

Одной из важнейших задач России как социального государства является обеспечение социальной защищенности и повышение уровня жизни граждан, в особенности тех слоев населения, которые в силу возраста, состояния здоровья или сложившихся жизненных обстоятельств не в состоянии сами обеспечить себе достойное существование и особо нуждаются в поддержке государства. Основными принципами социальной помощи являются ее правовая законодательная основа, информирование граждан о возможности ее получения, финансовая система социальной помощи, т.е. финансирование указанной помощи из средств соответствующих бюджетов.

Переход Российской Федерации к рыночной экономике отразился на системе социального обеспечения. Процесс обновления законодательства о социальном обеспечении напрямую отражает происходящие в стране коренные преобразования. К ним относятся: становление и функционирование экономики с многообразием форм собственности; изменение взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации; зарождение основ негосударственного социального обеспечения.

В  современных социально-экономических и политических условиях постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают средства существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в поддержке со стороны государства.

В настоящее время особенно важно преодолеть послекризисный спад уровня жизни на основе соответствующего роста ВВП и повышения эффективности производства, создания благоприятных условий для расширения внутреннего спроса, что требует снижение уровня бедности и сокращения дифференциации доходов населения за счет усиления адресности его социальной поддержки, стимулирования роста оплаты труда, обеспечения эффективного уровня занятности трудоспособных граждан. Необходимо качественно повысить эффективность социальной политики по отношению к малоимущим и пожилым людям, усилить ее отдачу, а прежде всего, нужно глубоко проанализировать и скорректировать наше социальное законодательство.

В связи с этим порядок оказания государственной социальной помощи на сегодняшний день является актуальной темой.

Объектом исследования дипломной работы является круг лиц имеющих право на государственную социальную помощь.

Предметом исследования являются нормы законодательства Российской Федерации в сфере социального обеспечения, регулирующие предоставление государственной социальной помощи в виде денежных выплат, предоставления жизненно необходимых товаров, а  также предоставления набора социальных услуг.

Цель данной работы – провести комплексный научный анализ правовых вопросов государственной социальной помощи малоимущим гражданам, выявить недостатки в ее нормативно-правовом регулировании и обосновать предложения по ее совершенствованию.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Определить сущность государственной социальной помощи.
  2. Рассмотреть особенности оказания государственной социальной помощи.
  3. Выявить основания предоставления государственной социальной помощи.
  4. Обозначить круг лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
  5. Изучить и проанализировать механизм предоставления социальной помощи.

При написании данной дипломной работы использовались такие методы как анализ, синтез, дедукция и наблюдение.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые в науке право социального обеспечения на основе системного подхода раскрыто предметное содержание государственной социальной помощи. Теоретические выводы, сделанные в дипломной работе, развивают представления науки право социального обеспечения, в частности, о социальном риске, о социально-экономических правах человека, о правовых механизмах защиты от бедности и

Практическая значимость работы состоит в том, что др.общетеоретические выводы, сформулированные в исследовании, могут использоваться в дальнейшей разработке теоретических проблем, связанных с социальной помощью.

Теоретическая база дипломной работы включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной социальной помощи», другие нормативно-правовые акты, а также учебные пособия по праву социального обеспечения, монографии и журнальные статьи ученых-юристов.

Структура дипломной работы обусловлена предметом, объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

В первой главе анализируются понятие и цели государственной социальной помощи, нормы законодательства Российской Федерации в сфере социального обслуживания, регулирующие предоставление данной помощи.

Вторая глава посвящена порядку и условиям оказания государственной социальной помощи.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются выводы и предложения.

В анализе практики предоставления государственной социальной помощи мне помогла моя преддипломная практика в Центре социальной помощи семье и детям «Семья».

 

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

1.1. Понятие и цели государственной социальной помощи

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» определяет государственную социальную помощь как предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанных в законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Социальная помощь как организационно-правовая форма социального обеспечения, дополняющая обязательное социальное страхование и государственное социальное обеспечение особых субъектов, находится в процессе формирования. Правильное определение государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также ее размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказа в ее назначении).

Особенность социальной помощи состоит в том, что она оказывается вне зависимости от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства государственных бюджетов: федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, в отличие от пенсий, пособий и других видов обеспечения по обязательному социальному страхованию, выплата которых производится из социальных внебюджетных фондов (Пенсионного Фонда России, Фонда социального страхования Российской Федерации, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования), финансирование государственной социальной помощи происходит только за счет бюджетных источников.

Важнейшим принципом социальной защиты является адресность социальных программ (выплат). Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями. Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей.

Под материальным положением имеется в виду:

1) денежные доходы;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

2) натуральное поступление от сада, огорода и т.д.;

3) необходимая помощь других членов семьи, родственников, если это им по силам.

Второй путь адресности основан на определенных показателях, статистически связанных с нуждаемостью.

Третий путь – создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным.

Таким образом, можно утверждать, что определение государственной социальной помощи, закрепленное на законодательном уровне, является необходимой гарантией для реализации гражданами своих конституционных прав. В настоящее время в Российской Федерации за чертой бедности находится большое количество семей и граждан, которые не могут по независящим от них обстоятельствам обеспечить себе прожиточный минимум. Принятие закона о государственной помощи, который законодательно закрепил определение государственной социальной помощи, контингент ее получателей и источников формирования средств на оказание данной помощи является важным этапом развития Российской Федерации как социального государства.

Согласно статье 3 Закона «О государственной социальной помощи» основными целями оказания данного вида помощи является:

  • Поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. «Семьей называются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство». Малообеспеченной признается семья, среднедушевой доход которой не достигает прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. Среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) — это совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.
  • Адресное использование бюджетных средств. Адресность — это принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам (адресатам), нуждающимся в этих услугах. Поскольку государственная социальная помощь оказывается определенным группам населения, которые действительно в ней нуждаются, то перед оказанием помощи происходит проверка материального положения лиц, обратившихся с заявлением об оказании им помощи. Граждане, признанные в установленном законодательством порядке нуждающимися, получают государственную социальную помощь, как правило, по месту своего проживания.
  • Усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан. В Российской Федерации существует система социальных служб. Эта система состоит из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов РФ и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Надо заметить, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.[9] Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.
  • Создание необходимых условий для обеспечения общей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг. Под всеобщей доступностью государственной социальной помощи следует понимать право всех граждан Российской Федерации на получение такой помощи, если в соответствии с законодательством РФ они будут признаны нуждающимися. Нужно помнить, что граждане иностранных государств и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют те же права на получение государственной социальной помощи, которыми обладают граждане Российской Федерации.

Качество социальной услуги — это совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию.

  • Снижение уровня социального неравенства и повышение доходов населения. Социальное неравенство — это специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения социальных и культурных потребностей, своего развития. Таким образом, государственная социальная помощь предназначена для улучшения качества жизни незащищенных слоев населения, предоставления им равных с другими возможностей для удовлетворения своих потребностей.

Для достижения всех этих целей и повышения уровня жизни, прежде всего, потребуется: восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения, стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности, проводить инвестирование и кредитование социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: медицинское обслуживание, получение образования; улучшения жилищных условий, обеспечить взвешенность в политике занятости с тем чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики, усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учёта материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий и оказания помощи.

1.2. Законодательство о государственной социальной помощи

Среди законодательства о государственной социальной помощи особое место занимает Конституция Российской Федерации. В соответствии со статьей 7, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Хотя Конституция непосредственно не регулирует правоотношения в сфере государственной социальной помощи, она устанавливает основные принципы, на которых основывается как данный вид социальной помощи, так и социальное обеспечение в целом. Так статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение в случаях установленных законом. Таким образом, государство предусматривает всем гражданам нашей страны, в случаях определяемых законодательством, государственную поддержку их жизнеобеспечения. На основе принципов, закреплённых в Конституции Российской Федерации и международных договорах, в России принят ряд других законодательных актов, которые регулируют государственную социальную помощь.

Среди нормативных актов, особое место занимает Федеральный закон Российской Федерации «О государственной социальной помощи». Данный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Закон «О государственной социальной помощи» закрепляет понятие государственной социальной помощи, её источники, виды и размер, а также порядок назначения, категорию получателей и другие важные вопросы. Этот важнейший Федеральный закон также выделяет полномочия Российской Федерации в области оказания социальной помощи. В соответствии со статьей 4 данного закона к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:

— принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания гражданам государственной социальной помощи

— разработка и реализация федеральных целевых программ оказания государственной социальной помощи на всей территории Российской Федерации;

— формирование федерального бюджета в части расходов на оказание данного вида помощи;

— установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О государственной социальной помощи», данный закон вступает в силу со дня установления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учёта при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан нашей страны.

Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» регулирует следующие вопросы: назначение прожиточного минимума, определение потребительской корзины, порядок её установления, периодичность её исчисления и порядок установления, а также учёт величины прожиточного минимума при оказании государственной социальной помощи гражданам в субъектах Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостное выражение потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает в себя минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначен для оценки уровня жизни населения при разработке социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования федерального минимума оплаты труда, определения размеров базовой части трудовых пенсий, стипендий пособий и других социальных выплат, устанавливаемых на федеральном уровне, а также формирования федерального бюджета.

Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ публикуются ежеквартально в официальных изданиях Правительства РФ и официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ.

Величина прожиточного минимума за 4 квартал 2015 года установлена в размере: в среднем на душу населения 9452 руб., для трудового населения 10187 руб., для пенсионеров 7781 руб., для детей 9197 руб.

Необходимо также выделить ещё один немаловажный документ, Федеральный закон «О порядке учета и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Данный закон определяет, какие виды доходов должны учитываться при определении среднедушевого дохода, а также как должен рассчитываться среднедушевой доход, для предоставления указанным в законодательстве категориям граждан государственной социальной помощи. Также, этот закон определяет, за какой период должны учитываться доходы, какие именно должны быть эти доходы и как рассчитывать среднедушевой доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего человека за необходимый расчётный период.

Издание этого закона своеобразно дополняет Федеральный закон РФ «О государственной социальной помощи», так как в вышеназванном законе не определялся порядок исчисления среднедушевого дохода. Данный закон вносит необходимую ясность, как для органов социальной защиты населения, так и для граждан, обращающихся в эти органы за необходимой помощью.

Среди нормативных актов необходимо обратить внимание на Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Данный Федеральный закон устанавливает, что потребительская корзина в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется для основных социально-демографических групп населения не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов и утверждаемых Правительством Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается высшими законодательными органами с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

В состав потребительской корзины входит 11 наименований продуктов питания, а также минимальное количество непродовольственных товаров (одежда, обувь, постельное белье, школьно-письменные принадлежности и пр.) и услуг (квартплата и коммунальные услуги, городской транспорт, культура). С 1 января 2013 года вступила в силу новая потребительская корзина, которая будет действовать до 2018 года. Следует отметить, что продукты питания составляют 50% ее стоимости (для сравнения в странах Западной Европы, эта цифра не превышает 20%).

Государственная социальная помощь также регулируется законодательством субъектов Российской Федерации. Почти у трети субъектов Российской Федерации адресная социальная помощь предоставляется в соответствии с постановлениями, распоряжениями и приказами региональной администрации.

В таких субъектах Российской Федерации, как город Москва и город Санкт-Петербург, Смоленская область и Республика Дагестан, нет нормативного правового акта (закона, постановления, распоряжения или указа), который регулировал бы правоотношения по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Социальная поддержка населению, а точнее отдельным категориям граждан, оказывается без учета материального положения семей, в которых они проживают. Исключение составляет социальная помощь в виде детских пособий и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, которая предоставляется с учетом доходов семьи / одиноко проживающего гражданина. Следует отметить, что две столицы отличаются количеством принятых нормативных актов по оказанию социальной поддержки отдельным категориям населения. Так, например, в Москве эта сфера деятельности регулируется 7 законами, Комплексной Программой мер социальной защиты жителей города Москвы, постановлениями Правительства Москвы и распоряжениями Мэра Москвы.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3