Заявка на расчет
Меню Услуги

Операционно – кассовое обслуживание коммерческими банками юридических лиц на примере АО «Газпромбанк»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Теоретические и правовые аспекты операционно – кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческого банка.

1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка.

1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций по обслуживанию корпоративных клиентов коммерческого банка.

1.3   Современные способы и технологии операционно – кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческого банка.

2. Анализ деятельности банка АО «Газпромбанк» (г. Москва) по операционно – кассовому обслуживанию корпоративных клиентов.

2.1 Организационно – экономическая характеристика банка АО «Газпромбанк» (г. Москва).

2.2 Анализ операций операционно — кассового обслуживания корпоративных клиентов в банке АО «Газпромбанк» (г. Москва).

3. Рекомендации по совершенствованию операционно -кассового обслуживания корпоративных клиентов в банке АО «Газпромбанк» (г. Москва).

Введение

В современных условиях важность расчётно-кассового обслуживания сложно переоценить. В первую очередь оно направлено на то, чтобы обеспечить процесс взаимодействия клиентов банка между собой, а также собственно с банком. Будучи традиционной банковской услугой, расчётно-кассовое обслуживание прошло длительный период развития. В его процессе менялись формы и методы обслуживания, используемые технические средства и инструменты. Однако, постоянной оставалась суть – обеспечение перевода денежных средств от одного клиента другому, а также возможности использования имеющихся денежных средств для расчётов.

Актуальность исследования современных аспектов расчётно-кассового обслуживания в российских условиях обуславливается тем, что сейчас наблюдается процесс перехода его в новое качество. Если раньше обязательным условием проведения банковских операций являлось очное присутствие клиента в банке, и обслуживание его сотрудником банка, то в настоящее время весьма популярно удалённое обслуживание, в ходе которого услуги предоставляются в автоматическом режиме. Более того, в связи с широким распространением безналичных форм оплаты товаров и услуг существенно снижается роль наличных в расчётно-кассовом обслуживании, в результате чего формируются предпосылки к переходу на полную автоматизацию процесса предоставления расчётно-кассового обслуживания. Возможности по повышению качества обслуживания в рамках вышеозначенных операций обуславливаются, прежде всего, возможностями программно-аппаратных комплексов, используемых банками. Фактически, можно наблюдать начало процесса перехода к офису, в котором будут отсутствовать персонал, а услуги, необходимые клиенту будут выбираться им самим по мере необходимости.

Немаловажным аспектом предоставления расчётно-кассового обслуживания является удобство обслуживания клиентов. На сегодняшний день в тех случаях, когда обслуживание проводится удалённо, проблема очередей не стоит на повестке дня. Однако, в тех случаях, когда всё же необходим выезд в банк, очереди являются неотъемлемым атрибутом банковского обслуживания, прежде всего, по причине необходимости более полного использования трудовых возможностей персонала. Как показала практика, практически невозможно добиться полного искоренения очередей клиентов, так как это потребует значительного увеличения численности операционных работников банка. Соответственно, на повестку дня выходит необходимость смены парадигмы кассового обслуживания, перехода к его автоматизированным формам.

Изучение расчётно-кассового обслуживания также необходимо проводить и под углом получения доходов от него. Так как данная услуга предоставляется всеми банками, уровень цены на неё невозможно существенно завысить. В результате этого, стоимость операций по расчётно-кассовому обслуживанию обуславливается рыночными и макроэкономическими условиями. Соответственно, получение значительных объёмов прибыли на данном сегменте услуг маловероятно, однако, практически гарантировано. Изменение ситуации возможно только лишь в случае, если клиентам будут предлагаться уникальные возможности, существенно увеличивающие удобство данных услуг, скорость их предоставления или другие. Именно поэтому необходим процесс совершенствования технологии расчётно-кассового обслуживания, внедрения в практику его прогрессивных форм и способов, вовлечение в российскую банковскую практику передового зарубежного опыта, а также активное развитие технических средств, обеспечивающих данное обслуживание.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических и практических аспектов операционно – кассового обслуживания коммерческими банками юридических лиц на примере АО «Газпромбанк» и разработка рекомендаций по совершенствованию операционно-кассового обслуживания корпоративных клиентов.

Поставленная цель определила решение следующих задач:

  • Изучить сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка.
  • Исследовать нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций по обслуживанию корпоративных клиентов коммерческого банка.
  • Выявить   современные способы и технологии операционно – кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческого банка.
  • Дать организационно – экономическую характеристику банка АО «Газпромбанк».
  • Провести анализ операций операционно — кассового обслуживания корпоративных клиентов в банке АО «Газпромбанк».
  • Разработать рекомендации по совершенствованию операционно -кассового обслуживания корпоративных клиентов в банке АО «Газпромбанк».

Предмет исследования – экономические отношения, складывающиеся при расчетно-кассовом обслуживании юридических лиц в АО «Газпромбанк».

Объектом проводимого исследования выпускной квалификационной работы выступает АО «Газпромбанк».

В качестве методологического инструментария в работе выступают методы системного анализа теоретического и практического материала, общенаучные методы и приемы: экономический, логический и сравнительный анализ, группировки, сравнения, обобщения, методы классификации и экспертных оценок.

Вопросы расчетно-кассовой деятельности коммерческих банков отражены в научных трудах таких российских авторов, как: Белоглазова Г.Н., Доруховская Е.В., Жаровня А.Г., Жуков Е.Ф., Коробова Г.Г., Конвисарова Е.В., Костерина Т.М., Королев А.А., Кривошапова С.В., Крилевский Н.А., Кровелицкая Л.П., Лаврушин О.И., Литвин Е.А, Тавасиев А.М. и других.

Несмотря на имеющуюся научную проработку, до настоящего времени проблема оптимизации и совершенствования расчетно-кассового обслуживания в банках является малоизученной и требует дополнительного исследования.

Основными элементами научной новизны работы выступают:

— авторская формулировка сущности коммерческого банка с точки зрения основных аспектов его деятельности;

— авторский подход к анализу расчетно-кассового обслуживания банка во взаимосвязи с основными показателями его финансовой деятельности;

— разработка положений, позволяющих повысить эффективность расчетно-кассовой деятельности коммерческого банка.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания в АО «Газпромбанк».

Информационно-эмпирическую базу работы составили федеральные законодательные акты и нормативные документы Банка России, регулирующие деятельность банков, официальные данные Федеральной службы государственной статистики России, статистические и информационно аналитические данные Банка России, данные публикуемой отчетности коммерческих банков, экспертные мнения представителей руководства крупных российских банков, научные труды ученых-экономистов. В процессе исследования были использованы учебные пособия, монографии, а также опубликованные в научных журналах статьи.

Структура работы выстроена в соответствии с целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

1. Теоретические и правовые аспекты операционно – кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческого банка

1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка

Особенностью термина «расчётно-кассовые операции» в современной российской литературе является весьма небольшое количество определений. В наибольшей степени они сконцентрированы в учебной литературе.

При этом, особенностью таких определений является непременное выделение в них двух неотъемлемых частей таких операций – расчётных и кассовых. Получила значительное распространение точка зрения О.И. Лаврушина, согласно которой «…расчетно-кассовые операции – ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению».

А.М. Тавасиевым высказывалось мнение о том, что понятие расчётно- кассовых операций не является полностью корректным, по причине того, что кассовые операции совмещают в себе признаки расчётных и платёжных операций, в связи с чем существенно более корректно говорить о расчётно- платёжных операциях.

К.Р. Тагирбековым понятие расчётно-кассовых операций не определялось, однако, данным исследователем указано на то, что они являются результатом расчётно-кассового обслуживания, которое, в свою очередь, представляет собой «…открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц». Следует признать данное определение излишне широким, так как согласно ему в состав расчётно-кассового обслуживания попадают, в том числе, и ведение кредитных счетов организаций, что противоречит современной практике предоставления таких услуг.

Точке зрения, объединяющей расчётно-кассовые операции в единый блок, противостоит точка зрения, согласно которой расчётные и кассовые операции необходимо рассматривать как отдельные элементы обслуживания клиентов.

Такой точки зрения придерживаются, например, Л.П. Кроливецкая и Г.Н. Белоглазова. Подобный подход разделяется и другими авторами, среди которых можно выделить таких, как Г.Г. Коробова, Т.М. Костерина. Примечательно, что данную позицию разделяет и О.И. Лаврушин, ввиду существенной разницы между кассовыми и расчётными услугами. Очевидно, что объединительный подход в данном случае, обусловлен практикой обслуживания клиентов, согласно которой инкассация денежных средств в банка сопровождалась предоставлением документов на перечисление средств, а поступление средств на счёт со стороны сопровождалось их получением в виде наличных. Широкое развитие безналичных способов оплаты и снижение доли наличных в обороте приводит к разделению данных групп операций.

Также, анализ учебной и научной литературы позволяет рассматривать следующие определения расчётно-кассового обслуживания как непосредственного результата реализации расчётно-кассовых операций:

  1. расчетно-кассовое обслуживание – услуги, связанные с осуществлением безналичных расчетов, а также приемом и выдачей наличных;
  2. расчетно-кассовое обслуживание – обеспечение взаимных расчетов предприятий, осуществление таких расчетов через банки и другие финансово- кредитные учреждения;
  3. расчетно-кассовым обслуживанием называют систему безналичных и наличных расчетов, проводимую финансовым учреждением (банком) по счету, который открыт с позволения физического лица или юридической фирмы.

Рассматривая расчётно-кассовые операции в целом, можно сделать вывод о том, что, с одной стороны, они являются частью более общего понятия «платёжные операции», а с другой – возможно их рассмотрение как тесно взаимодействующих операций в рамках двух групп – рас чётных и кассовых. При этом, их совмещение обусловлено, прежде всего, требованиями удобства клиентов.

А.М. Тавасиевым, исходя из точки зрения о том, что расчётные и кассовые услуги являются составной частью платёжных услуг, предложена следующая классификация (рисунок 1).

Рисунок 1 – Классификация платёжных операций по А.М. Тавасиеву

Необходимо отметить, что применительно к расчётно-кассовым операциям в контексте работы необходимо относить лишь операции, проводимые исключительно с целью обслуживания клиентов банка, так как банком могут проводиться и операции, нацеленные на удовлетворение собственных потребностей.

Исходя из первого подхода – направленности расчётно-кассовых операций (РКО) на удовлетворение тех или иных потребностей клиентов, может быть предложена следующая структура их комплекса в банке (рисунок 2).

Рисунок 2 – Структура комплекса РКО в банке

Все услуги РКО в банках являются традиционными, предлагаемыми на протяжении длительного периода времени. Фактически, банковское дело начиналось как предоставление именно услуг РКО. В результате этого, уровень из освоенности чрезвычайно широкий, что упрощает их предоставление и удешевляет его для клиентов, а с другой – увеличивает уровень конкуренции на рынке и снижает норму доходности. Увеличение уровня конкурентных пре- имуществ на рынке РКО возможно исключительно за счёт технологических факторов – ускорения и упрощения расчётов.

Исходя из второго подхода, подразумевающего разделение РКО на расчётные и кассовые операции, необходимо сказать, что для этих двух групп характерно наличие различного количества сторон, участвующих в проведении операции. Так, в случае расчётных операций присутствует, как правило, много сторон:

  • сам клиент;
  • банк клиента;
  • РКЦ или держатель корреспондентских счетов банков-корреспондентов;
  • банк отправителя или получателя платежа;
  • клиент-получатель или отправитель.

При предоставлении кассовых услуг в рамках РКО взаимодействуют две стороны – только обслуживающий банк и его клиент. В связи с этим возможно говорить о том, что первый подход более правилен, так как он опирается на практику предоставления банковских услуг, выражающуюся в организационном выделении производственно-технических комплексов для оказания РКО в банках, что позволяет как увеличить уровень качества предоставляемых услуг, так и уменьшить уровень издержек при проведении таких операций.

Ключевой особенностью РКО, которая делает его обязательной услугой для большинства современных банков, является возможность получить дополнительную информацию о клиенте, его контрагентах, объёмах бизнеса, рисках и прочем. Соответственно, увеличение уровня информированности банка о деятельности клиента позволяет развить уровень взаимодействия, что позволяет в дальнейшем предлагать клиенту такие услуги, как кредитование, факторинг, банковские гарантии, международное обслуживание и прочие. При этом, в отличие от РКО, уровень доходности таких услуг, как правило, существенно более высокий.

Необходимость РКО для кредитных организаций обуславливается также и возможностью увеличения финансовых ресурсов банка. Формирование остатков на расчётных счетах обслуживающего банка представляет для последнего вклад до востребования с минимальной или даже нулевой ставкой стоимости, что выгодно отличает их от других видов привлечения – межбанковских кредитов, депозитов предприятий и граждан, долговых ценных бумаг и прочего. В то же время, данные средства являются чрезвычайно подвижными, поэтому, для формирования существенных объёмов финансовых ресурсов необходимы технологии массового обслуживания клиентов.

В процессе реализации РКО банки используют две формы денежных средств – наличные и безналичные средства. При этом, допускается перевод наличных денег в безналичные, и обратно.

По итогам проведённого исследования возможно сделать вывод о том, что РКО, представляющее открытие и ведение счетов клиентов в части, прежде всего, расчётных и кассовых операций, является для банка одним из основных видов деятельности, обеспечивающим как получение доходов, так и формирующим ресурсы. При этом, традиционный характер РКО позволяет эффективно проводить такие операции, что, однако, формирует высокий уровень конкуренции на рынке и снижает уровень доходности по ним.

1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций по обслуживанию корпоративных клиентов коммерческого банка

Анализ нормативно-правового обеспечения РКО в РФ показывает, что юридическое регулирование данных операций проводится раздельно – по расчётным и по кассовым операциям.

Применительно к расчётным операциям в качестве основных документов выступают:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ;

Особенности расчётов в РФ регулируются Главой 46 Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ). Пунктом 2 ст. 861 данного документа установлено, что

Согласно п. 2 ст. 861 ГК РФ, «… расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом».

В соответствии с п. 3 этой же статьи, «… безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов».

Кроме того, ГК РФ в рамках регламентации безналичных расчётов, устанавливаются общие требования к проведению расчётов с использованием платёжных поручений, аккредитивов, инкассо и чеков;

  1. федеральный закон от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»;

Данным законом устанавливаются правовые и организационные основы национальной платёжной системы в РФ. Кроме того, им же регулируются следующие аспекты деятельности в рамках национальной платёжной системы:

  • перевод денежных средств;
  • использование электронных платёжных средств;
  • особенности функционирования субъектов системы.

Кроме того, Законом также устанавливаются требования к организации и деятельности платежных систем, особенности надзора в отношении них, а также прочие требования;

  1. федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным. путём и финансированию терроризма»;

Значимость данного нормативного акта при проведении расчётных операций состоит в том, что банком контролируются операции, проводимые клиентом (как в части зачисления, так и расходования средств со счёта), с целью выявления операций, связанных с легализацией преступных доходов, а также с финансированием терроризма. При этом, в случае, если у банка будут подозрения относительно легальности средств на счёте, либо легальности перечисления средств, операции по счёту могут быть приостановлены;

  1. положение Банка России от 15.10.2015 г. № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Главой 2 данного документа устанавливается порядок идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев и обновления сведений о них. Также, Положением устанавливаются требования к документам, которые предоставляются клиентами в кредитную организацию в процессе идентификации клиентов и их представителей, а также выгодоприобретателей;

  1. положение Банка России от 29.08.2008 г. № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Положение определяет порядок предоставления документов, формируемых кредитными организациями в рамках исполнения требований Федерального закона №115-ФЗ;

  1. положение Банка России от 19.06.2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств». Положение закрепляет порядок перевода денежных средств, а также связанные с этим процедуры:
  • приёма денежных средств;
  • исполнения перевода;
  • отзыва перевода;
  • аннулирования распоряжения на перевод;
  • используемые формы расчётов и особенности их применения;
  • формы платёжных документов;
  • прочие аспекты;
  1. положение Банка России от 27.02.2017 г. № 579-П «О плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения».

Положением устанавливается план счетов бухгалтерского учёта в кредитных организациях РФ, порядок бухгалтерского учёта операций, совершаемых банком, в том числе – расчётных и кассовых;

  1. положение Банка России от 06.07.2017 г. № 595-П «О платёжной системе Банка России».

Данным Положением Банк России устанавливает критерии участия, приостановления и прекращения участия в его платежной системе, порядок взаимодействия между Банком России и участниками платежной системы Банка России, порядок осуществления перевода денежных средств в платежной системе Банка России и применяемые формы безналичных расчетов, порядок осуществления платежного клиринга и расчета, регламент функционирования платежной системы Банка России, порядок взаимодействия платежной системы Банка России с другими платежными системами. В качестве основных документов, регламентирующих порядок проведения операций с наличными денежными средствами в современных российских условиях, выступают:

  1. указание № 3210-У от 11.03.2014 г. «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощённом порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». Положением устанавливаются требования к организации наличного денежного оборота, порядок формирования остатка в кассе, порядок составления отчётности по кассовым операциям, определение лимита кассы, формы применяемых документов при расчётах с помощью наличных денежных средств;
  2. положение № 630-П от 29.01.2018 г. «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

В рамках данного документа регламентирован широкий перечень вопросов, связанных с кассовыми операциями в кредитных организациях. Рассмотрена организация работы по ведению кассовых операций, перевозке, хранению, а также инкассации наличных денежных средств. Установлены требования к операциям приёма и выдачи наличных денежных средств клиентам банка. Регламентированы вопросы перевозки наличных денежных средств и их инкассации.

Установлен порядок организации работы с наличными денежными средствами при использовании автоматических устройств. Регламентированы операции по обработке, формированию и упаковке наличных денег, а также работы с сомнительными и неплатёжеспособными денежными знаками Банка России. Перечислены требования к порядку хранения наличных денежных средств, приведены формы используемых банком документов для проведения кассовых операций.

С целью обеспечения собственных потребностей в наличных денежных средствах, а также потребностей в них клиентов, согласно пункта 1.2 Положения № 630-П устанавливается требование минимального остатка денежных средств в кассе, сохраняемого по итогам операционного дня. Сумма такого остатка устанавливается для каждого подразделения банка, о чём сообщается в территориальное подразделение Банка России в трёхдневный срок. В том случае, если подразделение не осуществляет хранения денежных средств по итогам операционного дня, сумму минимального лимита денежных средств в нём не устанавливают.

Размер суммы минимального остатка наличных денежных средств рассчитывают на основании особенностей организации кассовой работы в конкретном банке, среднедневных оборотов наличных денежных средств. Ключевым требованием к остатку является то, что он должен обеспечить возможности по выдаче наличных денежных средств клиентам в начале операционного дня банка, а следовательно – обеспечивать требование платёжеспособности банка на момент отсутствия оперативной возможности подкрепления денежными средствами в начале дня;

  1. указание Банка России № 2054-У от 14.08.2008 г. «О порядке ведения кассовых операций с иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации». Данным Указанием устанавливается порядок ведения операций банков РФ с иностранной валютой и денежными знаками иностранных государств. Кроме того, руководством кредитной организации могут дополнительно издаваться внутренние нормативные акты, регламентирующие, с учётом действующего законодательства, отдельные вопросы кассовых операций;

Таким образом, возможно сделать следующие выводы, касающиеся нормативно-правового обеспечения расчётно-кассовых операций:

  1. данное регулирование предусматривает раздельное регулирование расчётных и кассовых операций;
  2. ключевой особенностью нормативно-правового регулирования расчётных операций выступает наличие документов, позволяющих ограничить проведение операций, в случае, если у банка возникнут сомнения относительно легальности средств, получаемых клиентом, либо используемых им, либо в случае совершения им операций по финансированию терроризма;
  3. особенностью нормативно-правового регулирования кассовых операций является требование к их соответствующему оформлению, определению минимальных размеров денежных средств в кассе банка и максимального лимита наличных в кассах организаций-клиентов.

1.3 Современные способы и технологии операционно – кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческого банка

И граждане, и индивидуальные предприниматели, и представители среднего и крупного бизнеса нуждаются в услугах расчетно-кассового обслуживания (РКО).  В рамках РКО банк оказывает услуги, которые можно объединить в категории:

  • ведение и обслуживание расчетного счета;
  • безналичные расчеты;
  • кассовые операции (с наличными деньгами).

Безналичные расчеты — самая обширная группа услуг. Это любые процедуры, связанные с движением средств. К ним относятся переводы между счетами, получение денег от клиентов, перечисление зарплат, уплата налогов, социальные и все остальные платежи. Безналичные расчеты удобно проводить, используя интернет-банкинг. С ним платежные поручения формируются онлайн, и лично посещать офис банка клиенту не нужно.

Кассовые операции распространены не столь широко. Тем не менее клиенты часто совершают действия с наличными. Например, иногда необходимо внести деньги на счет в банке либо, наоборот, снять ту или иную сумму. Эти операции проводятся через кассу или банкомат. Чтобы клиент мог снять со счета наличные, банк выдает чековую книжку или выпускает карту, оформленную на юрлицо.

Обслуживание счета — это тоже комплекс операций. В него входят открытие и ведение счета, предоставление выписок по итогам финансовых операций, выдача справок, переоформление документов и т. п.

Это основные операции по РКО для юридических лиц. Кроме них банковский пакет включает ряд дополнительных услуг. Наибольшей популярностью среди них пользуются:

Самоинкассация. Благодаря данной услуге клиенты пополняют расчетный счет при помощи банкомата, а не через кассу. Это быстрее и проще. К тому же самоинкассация может оказаться выгоднее, чем пополнение счета через кассу. Однако это зависит от тарифов РКО в конкретном банке.

Выпуск корпоративной банковской карты. С ее помощью клиент может переводить, снимать или вносить деньги через банкомат. Услуга удобна, например, для тех, кто часто ездит в командировки. На один счет можно оформить несколько банковских карт, чтобы услуга была доступна разным сотрудникам.

Эквайринг. Если деятельность юридического лица связана с торговлей, без этой услуги не обойтись. Суть ее в том, что конечный потребитель оплачивает продукт компании банковской картой через терминал. Переведенные средства поступают на расчетный счет организации. Есть также понятие интернет-эквайринга. Его отличие в том, что оплата происходит не посредством терминала, а через интернет-магазин.

Валютные операции. Некоторые предприятия производят расчеты не только в рублях, но и в валюте других стран. Соответствующая услуга входит в пакет РКО многих кредитных организаций. Банк помогает клиенту — юридическому лицу — проходить валютный контроль при осуществлении переводов и приеме платежей в иностранной валюте.

Система «Банк-клиент». Услуга интернет-банкинга экономит время клиента и труд сотрудника банка. С помощью данной системы можно не только принимать и переводить платежи, но также работать с документами и контролировать состояние счета. Если предприниматель беспокоится о безопасности при совершении онлайн-транзакций, он может запросить дополнительную защиту данных. Некоторые банки предлагают подобную услугу за отдельную плату.

Кредитные операции. Многие банки стараются объединить РКО с кредитованием. Это выгодно обеим сторонам. Когда все расчеты проводятся в одной системе, финансовая организация сокращает риски. Благодаря прозрачности сделок банк может предложить клиенту кредит на более выгодных условиях.

Для осуществления расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов необходим определенный пакет документов. Требования к документам для заключения договора на расчетно-кассовое обслуживание могут незначительно различаться в разных банках. Но состав базового пакета во всех финансовых организациях примерно одинаков. Если юридическое лицо является резидентом РФ, в перечень обязательных документов входят:

  • заявление на открытие расчетного счета с подписью руководителя юрлица и фирменной печатью (оттиск печати клиента на документах может не проставляться, если клиент не использует печать);
  • заявление на заключение Договора комплексного банковского обслуживания юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, заверенное печатью (оттиск печати клиента на документах может не проставляться, если клиент не использует печать);
  • выписка из ЕГРЮЛ, выданная не ранее чем за месяц до предоставления и заверенная налоговым органом (банк также может получить ее самостоятельно);
  • учредительные документы юрлица (устав предприятия, учредительный договор);
  • карточка с нотариально заверенными образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться средствами на расчетном счете, а также с образцом печати;
  • документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица.

Банк принимает документы от клиента в виде их оригиналов либо нотариально удостоверенных копий (в том числе копий, удостоверенных регистрирующим органом или нотариально).

Для юридического лица, не являющегося резидентом РФ, список документов несколько отличается. Если они составлены на иностранном языке, нужно предоставить перевод на русский. При этом личность переводчика должна быть заверена нотариусом. В ряде случаев требуется легализация документов в посольстве РФ.

Каждый банк применяет свою сетку тарифных планов на расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц. Найти идеальные условия вряд ли возможно: например, при бесплатном открытии счета будет выше комиссия за ведение или стоимость отдельных услуг, и наоборот. Поэтому стоит проанализировать сильные и слабые стороны каждого банка, чтобы подобрать удобный тарифный план для вашего предприятия. Основные компоненты тарифного плана — это:

  • плата за открытие счета;
  • ежемесячная комиссия за ведение счета;
  • стоимость подключения и обслуживания интернет-банка;
  • комиссия за переводы между счетами;
  • комиссия за операции с наличными.

Условия и тарифы РКО в разных банках различаются иногда очень существенно. Многие кредитные организации предлагают ассортимент тарифных планов с разным набором опций и, соответственно, различной стоимостью услуг. Одни продукты ориентированы на крупные предприятия, в других максимально учтены потребности малого и среднего бизнеса.

Экономическая ситуация последнего времени поставила российские банки перед необходимостью приоритетного развития безрисковых направлений деятельности — в первую очередь расчетно-кассового обслуживания (РКО).

Банковская система наиболее чутко реагирует на перемену политического климата вне страны и экономического — внутри. Заметное сокращение доступа к источникам зарубежного фондирования привело к снижению темпов роста кредитного портфеля большинства российских банков, что означает вероятность уменьшения доходности банковского бизнеса. Меры, декларированные правительством России для поддержки кредитования отечественного бизнеса, хорошо известны. В этой ситуации практически все банки обратили внимание на другое направление — транзакционный бизнес, под которым чаще всего понимается расчетно-кассовое обслуживание (РКО). В прошлые годы банки постоянно декларировали свой интерес к развитию этого направления, но, только современная ситуация заставит предпринять усилия для вывода РКО на передовые позиции российского банковского бизнеса.

В последнее время на российском рынке наблюдался перегрев кредитной функции, и банки в основном продвигали кредиты. В условиях кризиса, когда продажа кредитных продуктов в значительной степени сокращена, на первый план выходят продукты транзакционного бизнеса как безрисковый, гарантированный инструмент получения дохода. В том, что расчетно-кассовое обслуживание и сопутствующий ему спектр услуг.

Стоит отметить, что РКО включает в себя широкий набор взаимосвязанных продуктов и услуг. Каждая составляющая РКО эволюционирует в соответствии с требованиями конкурентного рынка, и сегодня нет единого стандарта расчетно-кассового обслуживания. У каждого банка есть свои «изюминки», которые он посчитал наиболее востребованными, удобными и эффективными для своих клиентов. Однако при всем внешнем отличии технологий можно уверенно выделить превалирующую тенденцию — переход клиентского обслуживания на дистанционные платформы. Это направление, зародившееся в эпоху модемно-телефонной связи, сейчас демонстрирует достижение высоких скоростей и производительности при совершении клиентских платежей и имеет очень хорошие перспективы дальнейшего развития. При внедрении услуги РКО любой банк старается предоставлять услуги именно через дистанционные каналы, так как это удобно для клиентов и выгодно для банков, расширение номенклатуры устройств, посредством которых клиент может работать с банком — это и стационарные ПК, и планшеты, и телефоны. Еще одно достоинство электронного документооборота — возможность удаленного доступа ко всем счетам, получение полной и прозрачной своей экономической картины, что особенно актуально для холдинговых компаний.

При этом за время существования дистанционных сервисов они завоевали большую популярность у клиентов самых различных кредитных организаций. Большая заслуга в этом всего банковского сообщества — конкурируя в частностях, банки сообща приложили немало усилий для убеждения клиентов в безопасности и эффективности дистанционного обслуживания. Сегодня и банки, и бизнес хорошо поняли, что в направлении использования и развития дистанционных сервисов открывается большая перспектива совместного сотрудничества, в основу которого положена полная конфиденциальность передаваемой информации и недостижимая ранее скорость проведения клиентских операций. Поэтому процент охвата банковских клиентов дистанционными сервисами уже сегодня достаточно велик.

В настоящее время самые разнообразные системы дистанционного обслуживания из простого помощника бухгалтера превращаются в инструмент корпоративного управления и финансового анализа. Они способны предоставлять топ-менеджерам компаний и предприятий максимально оперативную и достоверную информацию и дают возможность столь же оперативно производить необходимые управляющие воздействия.

Стандартным требованием клиента к банку стало обеспечение надежности взаимодействия в онлайн-режиме — сервис «Интернет-Банк» воспринимается как полноценный аналог офису банка для проведения большинства платежей и оперативного контроля состояния счета, чтобы операции совершались максимально оперативно и с максимальной скоростью. Добиться этого позволяет система мгновенных расчетов федерального уровня БЭСП.

Безусловно, разработка и внедрение современных средств расчетно-кассового обслуживания — в первую очередь дистанционных сервисов — достаточно затратный процесс для банков. Здесь большую роль играет возможность практически бесконечного масштабирования продаж электронных продуктов, что позволяет свести к минимальной стоимость разработки и внедрения, отнесенную на одного клиента. Таким образом, активно развивая дистанционные каналы обслуживания, банки, кроме повышения клиентского сервиса и лояльности, наращивают и собственную доходность. Вторым немаловажным положительным эффектом для банков становится сокращение затрат на обслуживающий персонал и повышение качества обслуживания.

При расширении охвата клиентов дистанционными сервисами планируется снижение издержек в операционной работе, сокращение сотрудников фронт-линии и роли человеческого фактора в ошибочных ситуациях, а также расширение возможностей при продаже новых банковских продуктов. Оценка эффективности электронного документооборота оценивается самими клиентами — это отражается на скорости обработки документов, а также экономии времени и бумаги. При этом стоимость использования современных дистанционных сервисов клиентов вполне устраивает, пакеты и формы авансовой оплаты хорошо воспринимаются клиентами и позволяют им существенно экономить на стоимости банковского обслуживания.

Современные дистанционные сервисы в основном охватывают расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Однако значительный прогресс в развитии этих систем вскоре может перейти на другой качественный уровень, и выйти за рамки транзакционного бизнеса. Дистанционные сервисы становятся стандартными инструментами при проведении большинства кредитных, депозитных и валютных сделок. При нормально работающей экономике, при стабильной банковской системе, при наличии высокого уровня защиты банковской и клиентской информации нет никаких препятствий для внедрения электронного документооборота в область кредитных, депозитных, валютных сделок, уверена она. Касаясь электронного документооборота при кредитовании, депозитных и валютных сделках, ведется постоянная работа. Через системы ДБО клиенты могут оформлять заявку на депозит, а некоторые виды депозитных продуктов позволяют самостоятельно зачислять денежные средства на свои депозитные счета без создания заявок.

Переход в максимальной степени на электронный документооборот (скан документов с использованием электронной подписи), исключающий посещение банка и передачу бумажных документов, переход на работу со стационарных компьютеров и ноутбуков на мобильные устройства (планшетники, коммуникаторы), онлайн-режим проведения всех типов операций, включая переводы, конверсию, депозиты и прочее, расширение сервисов со стороны банков по информированию и предупреждению клиентов, а также предзаполнение различных типовых форм документов относятся к современным технологиям расчетно-кассового обслуживания коммерческих банков.

Одной из ключевых задач для банков является перевод как можно большего количества услуг и продуктов на полный цикл продаж и сопровождения в дистанционный канал. планируется существенные доработки программного обеспечения с тем, чтобы дистанционный сервис стал простым, удобным.

В планах коммерческих банков встроить в дистанционный канал возможность подключения клиентом различных услуг, упростить процесс заключения депозитных сделок, подтверждения остатков на счете, акцепта оферты банка по различным услугам и продуктам, контроль доступного лимита овердрафта по счету, проверку обременений по счету и другие.

На сегодняшний день у корпоративных клиентов широко востребованы формы дистанционного обслуживания. Еще недавно, чтобы осуществить перевод своему контрагенту или получить какую-либо дополнительную услугу, клиенту необходимо было приходить в отделение банка, а сегодня предприниматели очень активно используют различные формы дистанционного обслуживания для этих целей.

Доля клиентов, пользующихся системами дистанционного банковского обслуживания, близка к 100 %. Использование дистанционных каналов значительно ускоряет и упрощает получение продукта или услуги. Если говорить о наиболее востребованных услугах, то со стороны предпринимателей всегда наблюдается стабильный спрос на услуги по обеспечению безналичных расчетов. Также широкой популярностью всегда пользуются корпоративная карта и SMS-информирование по расчетному счету или корпоративной карте.


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф