ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАРШЕРИНГОВОЙ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ «ДЕЛИМОБИЛЬ»
2.1. Общая характеристика компании «Делимобиль»
Компания «Делимобиль» зарегистрирована в РФ как ООО «Каршеринг Руссия».
Дата регистрации компании 01.04.2015 года.
Юридический адрес: г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 27, стр. 1а.
Основной вид деятельности: 77.11 аренда и лизинг легковых автомобилей и легковых автотранспортных средств.
На рисунке 4 приведем организационную структуру ООО «Каршеринг Руссия».

Рисунок 4 — Организационная структура компании ООО «Каршеринг Руссия»
На основании приведенных структур можно сделать вывод, что данная компания имеет линейно-функциональную структуру управления и в целом организационную структуру.
Руководство деятельностью ООО «Каршеринг Руссия» осуществляется единоличным исполнительным органом – генеральным директором.
Для того, чтобы оценить хозяйственную деятельность предприятия проведем анализ статей актива и пассива. Анализ статей актива баланса ООО «Каршеринг Руссия» представлен в таб. 5 Таблица составлена на основании бухгалтерского баланса и финансовой отчетности ООО «Каршеринг Руссия». (Приложение 2).
Таблица 5- Анализ статей актива баланса ООО «Каршеринг Руссия»
| Показатели | Удельный вес, % | Изменение абсолютной величины, тыс.руб | Изменение удельного веса, % | Темп роста, % | |||||
| 2020 | 2019 | 2018 | 2020/2019 | 2019/2018 | 2020/2019 | 2019/2018 | 2020/2019 | 2019/2018 | |
| Нематериальные активы | 0,0016 | 0 | 0,0008 | 78 | -5 | 0,0016 | -0,00008 | 0 | -100 |
| Основные средства | 2,328 | 1,702 | 1,483 | 32738 | -7472 | 0,63 | 0,218 | 40,16 | -8,4 |
| Отложенные налоговые активы | 0 | 0,00002 | 0,00006 | -1 | -6 | 0,628 | 0,218 | 0 | -85,71 |
| Итого по разделу 1 | 2,33 | 1,70 | 1,49 | 32860 | -7483 | 0,63 | 0,219 | 40,25 | -8,4 |
| Запасы | 6,69 | 11,9 | 9,3 | -240764 | 12517 | -5,2 | 2,6 | -42,3 | 2,25 |
| Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 0 | 0 | 0,023 | 0 | -1364 | 0 | -0,23 | 0 | -100 |
| Дебиторская задолженность | 43,5 | 28,08 | 22,34 | 792952 | 5133 | 15,47 | 5,74 | 58,9 | 0,38 |
| Денежные средства и денежные эквиваленты | 0,15 | 0,35 | 0,204 | -9476 | 4376 | -0,201 | 0,143 | -57 | 35,7 |
| Прочие оборотные активы | 47,3 | 57,4 | 66,7 | -429310 | -1253050 | -10,09 | -9,3 | -15,6 | -31,3 |
| Итого по разделу 2 | 97,7 | 97,7 | 98,5 | 113402 | -1232388 | -0,003 | -0,843 | 2,42 | -20,9 |
| Баланс | 100 | 100 | 100 | 146262 | -1239871 | 0,0625 | -0,0625 | 3,07 | -20,6 |
По данным таблицы 5 видно, что общая сумма активов в 2020 году выросла на 146262 тыс. руб. или на 3,0677%. руб. или на 3,0677%. Удельный вес активов на 2020 год составил 50%. Большую часть их них составляют прочие оборотные активы – 23,6475%. Прочие оборотные активы по сравнению с 2018 годом уменьшились на 9,6971%. Это указывает нам на проблемы предприятия. Наименьшую долю удельного веса в 2020 году занимают нематериальные активы и составляют 0,00079%, а в 2018 году отложенные налоговые активы, они составляют 0,00005826%Доля дебиторской задолженности в 2020 году составляет 21,774%. По сравнению с 2018 годом доля дебиторской задолженности увеличилась на 10,606%. Это приводит к отвлечению оборотных средств из оборота компании и увеличению кредиторского долга. Что отрицательно влияет на платежеспособность предприятия.
Анализ статей пассива баланса ООО «Каршеринг Руссия» представлен в таблице 6.
Таблица 6- Анализ статей пассива баланса ООО «Каршеринг Руссия»
| Показатели | Удельный вес, % | Изменение абсолютной величины, тыс.руб | Изменение удельного веса, % | Темп роста, % | |||||
| 2020 | 2019 | 2018 | 2020/2019 | 2019/2018 | 2020/2019 | 2019/2018 | 2020/2019 | 2019/2018 | |
| Уставной капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) | 0,00031 | 0,00031264 | 0,00025 | 0 | 0 | -0,000003 | 0,000063 | 0 | 0 |
| Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 31,59 | 27,29 | 18,83 | 242722 | 178023 | 4,294 | 8,45 | 18,536 | 15,734 |
| Итого по разделу 3 | 31,6 | 27,29 | 18,83 | 242722 | 178023 | 4,294 | 8,45 | 18,536 | 17,734 |
| Отложенные налоговые обязательства | 0,036 | 0,023 | 0,026 | 683 | -445 | 0,01335 | -0,0028 | 62,1474 | -28,82 |
| Итого по разделу 4 | 0,036 | 0,023 | 0,026 | 683 | -445 | 0,01335 | -0,0028 | 62,1474 | -28,82 |
| Заемные средства | 0,026 | 0,0031 | 3,228 | 1134 | -193750 | 0,023 | -3,224 | 756 | -99,923 |
| Кредиторская задолженность | 68,35 | 72,056 | 77,914 | -98277 | -1223699 | -3,705 | -5,858 | -2,843 | -26,143 |
| Итого по разделу 5 | 68,378 | 72,06 | 81,14 | -97143 | -1417449 | -3,68 | -9,082 | -2,8098 | -29,0774 |
| Итого | 100 | 100 | 100 | 116262 | -1209871 | 0 | 0 | 2,423 | -20,14 |
Из данных таблицы 6 можно увидеть, что удельный вес нераспределенной прибыли увеличился по сравнению с 2018 годом на 6,377%. Это говори нам о том, что полученная за отчетный период прибыль остается в обороте, увеличивая ресурсы организации. Удельный вес кредиторской задолженности в 2020 году уменьшился на 4,7812% по сравнению в 2018 годом. Из этого можно сделать вывод о снижении объема выпуска продукции в данном случае, и, соответственно, уменьшении активов фирмы.
Основные показатели деятельность ООО «Каршеринг Руссия» в динамике представлены в таблице 7.
Таблица 7- «Основные показатели деятельность ООО «Каршеринг Руссия»
| Показатели | 2020 | 2019 | 2018 | Изменение, тыс.руб | Темп роста, % | ||
| 2020/2019 | 2019/2018 | 2020/2019 | 2019/2018 | ||||
| Выручка | 5807857 | 4417843 | 5528983 | 1390014 | (1111140) | 31,47 | -20,1 |
| Себестоимость продаж | (4971484) | (3391750) | (5025082) | (1579734) | 1633332 | 46,6 | (32,51) |
| Валовая прибыль | 836373 | 1026093 | 503901 | (189720) | 522192 | (18,5) | 103,63 |
| Чистая прибыль | 353432 | 312558 | 105755 | 40874 | 206803 | 13,08 | 195,6 |
По данным таблицы 7 можно увидеть, что выручка продаж в 2020 году возросла на 278874 тыс. руб. по сравнению с 2018 годом. Себестоимость реализации продукции возросла на 1579734 тыс. руб. по сравнению с 2019 годом и уменьшилась на 53598 тыс. руб. по сравнению с 2018 годом. Валовая прибыль в 2020 году уменьшилась на 189720 тыс. руб. по сравнению с 2019 годом и увеличилась на 332472 тыс. руб. по сравнению с 2018 годом. Это показывает нам снижение уровня рентабельности производства, падении уровня эффективности труда или применении неправильной логистики. Чистая прибыль в 2020 году увечились на 40874 тыс. руб. по сравнению с 2019 годом и на 247677 тыс. руб. по сравнению с 2018 годом.
Таблица 8- Анализ коэффициентов финансовой устойчивости ООО «Каршеринг Руссия»
| Показатели | 2020 | 2019 | 2018 | Изменение | Норматив | |
| 2020/2019 | 2019/2018 | |||||
| Коэффициент финансовой зависимости | 0,68 | 0,72 | 0,81 | -0,037 | -0,09 | <0,7-0,8 |
| Коэффициент финансовой устойчивости | 0,32 | 0,27 | 0,19 | 0,045 | 0,08 | 0,8-0,9 |
| Коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования | 0,32 | 0,28 | 0,19 | 0,043 | 0,0883 | >0,1 |
| Коэффициент автономии | 0,32 | 0,27 | 0,19 | 0,045 | 0,08 | >0,5 |
По расчетам таблицы 8 можно увидеть положительную тенденцию показателей коэффициента финансовой зависимости, это говорит нам о том, что финансовая устойчивость предприятия улучшалась.
Коэффициент финансовой устойчивости по трем годам соответствует значению ниже нормативного значения. Это говорит нам о том, что предприятие зависит от внешних источников финансирования и у него имеется риск хронической неплатежеспособности. Но значения данного показателя имеют положительную тенденцию.
Коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования имеет нормативное значение >0,1. Из данных таблице 8 можно увидеть, что данный показатель по трем годам находится выше нормативного значения и имеет положительную тенденцию с каждым годом. Это говорит нам о улучшении финансового состояния предприятия.
Рассчитанный коэффициент автономии по трем годам не соответствует показателю нормативного значения и имеет значение ниже нормы. Но присутствует положительная динамика с каждым годом, что показывает нам стабильное финансовое состояние предприятия.
Таблица 9- Анализ показателей ликвидности ООО «Каршеринг Руссия»
| Показатели | 2020 | 2019 | 2018 | Изменение | Норматив | |
| 2020/2019 | 2019/2018 | |||||
| Коэффициент текущей ликвидности | 1,43 | 1,36 | 1,21 | 0,073 | 0,141 | >2 |
| Коэффициент быстрой ликвидности | 0,69 | 0,80 | 0,82 | -0,11 | 0,02 | >1 |
| Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,002 | 0,005 | 0,003 | -0,003 | 0,002 | >0,2 |
Рассчитанный коэффициент текущей ликвидности по трем годам соответствует показателям ниже нормы нормативного значения, что говорит нам о существовании трудностей в покрытии текущих обязательств. Необходимо сокращать кредиторскую задолженность и снижать оборотные активы. Так же прослеживается положительная тенденция с каждым годом.
Рассчитанный коэффициент быстрой ликвидности по трем годам соответствует показателям ниже нормы нормативного значения, что говорит нам о том, что ликвидные активы не покрывают краткосрочные обязательства, а значит существует риск потери платежеспособности, что является негативным сигналом для инвесторов.
Рассчитанный коэффициент абсолютной ликвидности по трем годам соответствует показателям ниже нормы нормативного значения, что говорит нам о том, что предприятие не в состоянии оплатить немедленно обязательства за счет денежных средств всех видов, а также средств, полученных от реализации ценных бумаг. Необходим дополнительный анализ платежеспособности.
Таблица 10- Анализ коэффициентов рентабельности ООО «Каршеринг Руссия»
| Показатели | 2020 | 2019 | 2018 | Изменение | Норматив | |
| 2020/2019 | 2019/2018 | |||||
| Рентабельность продаж, % | 73,2 | 79,4 | 52,01 | -6,2 | 27,39 | — |
| Рентабельность затрат, % | 8,97 | 12,42 | 3,23 | -3,45 | 9,19 | — |
| Чистая рентабельность, % | 6,09 | 7,07 | 1,91 | -0,98 | 5,16 | — |
| Рентабельность активов | 0,072 | 0,066 | 0,018 | 0,006 | 0,048 | — |
Коэффициент рентабельности продаж показывает сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. При оценке необходимо заметить, что динамика зависит не только от эффективности использования ресурсов. Коэффициент рентабельности продаж на 2020 год упал на 6,2% по сравнению с 2019 годом. А в 2019 году рентабельность продаж увеличилась на 27,39% по сравнению с 2018 годом.
Коэффициент рентабельности затрат показывает сколько предприятие получает прибыли с каждой единицы затрат (каждого рубля). Увеличение этого показателя в динамике при неизменной величине затрат говорит о повышении объема товарооборота, следовательно, об увеличении прибыли, и наоборот. Коэффициент рентабельности затрат на 2020 год уменьшился на 3,45% по сравнению с 2019 годом. Это говорит нам о увеличении себестоимости продукции и снижение прибыли от реализации продукции и услуг. А в 2019 году увеличился на 9,19% по сравнению с 2018 годом.
Коэффициент чистой рентабельности показывает величину чистой прибыли, которую получит организация на единицу выручки. Чем выше данный показатель, тем успешнее функционирует предприятие и тем доход больше. Коэффициент чистой рентабельности на 2020 год уменьшился на 0,98% по сравнению с 2019 годом. А в 2019 году увеличился на 5,16% по сравнению с 2018 годом.
Коэффициент рентабельности активов показывает сколько денег приходится на единицу активов, имеющихся у предприятия. Рентабельность активов на 2020 год увеличился на 0,006% по сравнению с 2019 годом. А в 2019 году увеличился на 0,048% по сравнению с 2018 годом. Так как значения за три года имеют значение больше 0, можно сделать вывод о том, что предприятие работает эффективно.
2.2. Анализ взаимодействия персонала и клиентов при оказании услуг
При заказе транспортного средства в ООО «Каршеринг Руссия» клиент автоматически заключает договор с компанией, которая реализует данный проект. В обязанности клиента входят:
— своевременная оплата выбранного транспортного средства или нескольких транспортных средств;
— обеспечение сохранности и целостности транспортного средства;
— возврат транспортного средства на специальные парковки;
— при использовании электромобиля, при его возвратности обязательна установка на зарядку.
Посадка клиента будет осуществляться после заключения договора – заказа транспортного средства и внесения оплаты. Посадка клиента осуществляться либо на специализированной парковке для транспортных средств ООО «Каршеринг Руссия», либо по месту нахождения клиента, при условии доставки транспортного средства по месту нахождения клиента.
Высадка клиента осуществляется исключительно на специализированных парковка и автозарядочных станциях. После высадки клиента в мобильном приложении ООО «Каршеринг Руссия» приходит сообщение об оценке оказанных услуг и удобства использования транспорта. Данное мероприятие позволит устранить все недостатки проекта уже в процессе его реализации.
Ниже на рисунке 5 приведем обобщенную схему взаимодействия клиента и оператора компании.
Рисунок 5 – Обобщенная схема взаимодействия клиента и оператора компании
Низкие тарифы на каршеринг, привилегии пользователям (льготные парковочные места, возможность передвигаться по выделенным полосам для автобусов и такси) постепенно трансформируют рынок такси и общественного транспорта в новый сегмент городских перевозок. Освободившиеся от паркингов места могут быть использованы для организации пешеходных зон и велосипедных маршрутов. Улучшится экологическая ситуация в крупных городах.
Далее на рисунке 6 представим результаты исследования потребительского сегмента для рынка краткосрочной аренды транспортных средств. Мы выяснили, что всего потребители данного рынка разделены на 4 основных вида. Основными факторами, определяющими разделение потребителей, то есть их сегментацию стали:
— любовь к вождению, машинам;
-любовь к инновациям.
| Любовь к вождению, машинам | Скептики (24%) Любовь к вождению ограничивает их интерес к автономным транспортным средствам. Мужчины, жители городов и пригородов. | Энтузиасты (32%) Обожают автомобили, технологии и их сочетание. Готовы первыми перейти на новые автомобильные технологии. Мужчины, городские жители с высоким уровнем доходов. |
| Противники (23%) Не являются фанатами машин или технологий: вряд ли будут использовать автомобильные технологии по собственному желанию. Женщины старшего поколения, сельские жители. | Сторонники (21%) Автомобильные технологии их привлекают, потому что они не любят водить. Женщины, жители городов и пригородов. | |
| Любовь к инновациям | ||
Рисунок 6 – Сегментация потребителей для ООО «Каршеринг Руссия»
На основании данного рисунка в таблице 2.1 представим уровень заинтересованности в различных категориях автомобильных технологий. Выделяют три уровня заинтересованности: высокий, средний и низкий. В отношении факторов заинтересованности выделяют 4 фактора:
— автономное вождение
— совместные поездки, или райдшеринг
— совместное использование автомобилей, или каршеринг
— встроенные в автомобиль технологии
На основании проведенной сегментации потребителей предлагаемого проекта можно сделать вывод, что к данному проекту будут относится в большей степени лояльно молодые люди, которые являются приверженцами инновационных технологий и нововведений.
Далее в таблице 11 представим данные по уровню заинтересованности выделенных сегментов потребителей в предлагаемом проекте на основании различных критериев. Данные факторы покажут отношение заинтересованности потребителей в целом к рынку краткосрочной аренды.
Таблица 11- Уровень заинтересованности в различных категориях автомобильных технологий
| Энтузиасты | Сторонники | Скептики | Противники | |
| Автономное вождение | Высокий | Высокий | Низкий | Низкий |
| Совместные поездки, или райдшеринг | Высокий | Высокий | Низкий | Низкий |
| Совместное использование автомобилей, или каршеринг | Высокий | Средний | Низкий | Низкий |
| Встроенные в автомобиль технологии | Высокий | Высокий | Высокий | Средний |
Ниже приведена более подробная информация о потребителях каждого сегмента.
Энтузиасты:
— 32% участников исследования;
— вероятно, первыми перейдут на новые технологии ввиду позитивного отношения к ним;
— в четыре раза более заинтересованы в тест-драйве автономного транспортного средства, чем противники;
— с демографической точки зрения энтузиасты, как правило, – это мужчины поколений X или Y с хорошим образованием и уровнем доходов выше среднего.
Сторонники:
— 21% участников исследования;
— отличаются ярко выраженной неприязнью к вождению;
— наиболее заинтересованы в технологиях, которые сведут к минимуму необходимость самим садиться за руль и управлять своим автомобилем;
— с демографической точки зрения принадлежат к самой молодой группе респондентов;
— среди сторонников больше всего женщин.
Скептики:
— 24% участников исследования;
— любят водить и полностью управлять своим автомобилем;
— прохладно относятся к самоуправляемым автомобилям, каршерингу, райдшерингу и встроенным в автомобиль технологиям, способствующим повышению уровня автономности транспортных средств;
— с демографической точки зрения в основном представлены мужчинами и образуют самый старший по возрасту участников сегмент.
Противники:
— 23% участников исследования;
— не любят водить и боятся как автомобильных технологий, так и использования каких- либо иных транспортных средств кроме собственного автомобиля;
— наименее восприимчивы к инновационным автомобильным технологиям и услугам;
— с демографической точки зрения в основном представлены женщинами, преимущественно старшего возраста.
2.3. Анализ процесса оказания каршеринговых услуг
Чтобы начать пользоваться сервисом каршеринга клиент устанавливает мобильное приложение на смартфон, регистрируется в сервисе и авторизуется в мобильном приложении: вводит свой контактный номер мобильного телефона и направляет документы, необходимые для его идентификации:
— сфотографированные на фоне лица клиента и направленных при помощи мобильного приложения, в том числе паспорт (основной разворот — страница 2 и 3, а также страница с данными об актуальном адресе регистрации),
— водительское удостоверение с лицевой и оборотной стороны,
— лицевая сторона действующей банковской карты, оформленной на имя клиента. Фото лицевой стороны банковской карты направляется с частично либо полностью закрытыми сведениями о номере карты.
В случае соответствия клиента требованиям, предусмотренным договором каршеринга, оператор предоставляет до- ступ к пользованию сервисом.
Оператор каршеринга предоставляет автомобиль лично клиенту за пла ту во временное владение и пользование, без оказания услуг по управлению автомобилем. Клиент принимает автомобиль и оплачивает арендную плату и стоимость других предоставленных оператором услуг. Договором устанавливает ограничения в отношении использования каршерингового автомобиля: клиенту запрещается оказывать услуги такси и частного извоза, перевозку взрывоопасных, горючих, габаритных, тяжелых и ядовитых грузов, участвовать в автогонках и т.д.
Клиент с помощью мобильного приложения определяет местоположение доступных для бронирования автомобилей. Забронировав автомобиль, клиент проверяет наличие в автомобиле документов (свидетельства о регистрации транспортного средства, страхового полиса ОСАГО), запасного колеса, домкрата, баллонного ключа, аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки. До начала использования автомобиля клиент производит осмотр автомобиля снаружи и внутри для установления отсутствия повреждений, загрязнений, а также комплектности. При обнаружении недостатков (внешних повреждений или внутри салона и/или загрязнений и/или несоответствий по комплектности) до начала использования автомобиля клиент сообщает об этом оператору путем отправки фотографий через мобильное приложение и отказывается от бронирования автомобиля.
В момент нажатия в мобильном приложении кнопки «Открыть», клиент подтверждает прием выбранного автомобиля. Для завершения аренды автомобиля клиент глушит двигатель, выходит из автомобиля и нажимает в мобильном приложении кнопку «Завершить аренду». Клиенту приходит сообщение от оператора каршеринга в мобильном приложении с указанием стоимости аренды с учетом времени поездки. Стоимость пользования каршерингом списывается с банковской карты клиента.
