ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Анализ деятельности дошкольной образовательной организации по укреплению и сохранению здоровья дошкольников
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 «Юбилейный» (далее МАДОУ №35). Расположено по адресу: Свердловская область, Сысертский район, д. Большое Седельниково, ул. Ленина,35. Руководит детским садом заведующий Сухих Ирина Владимировна на основании Устава утвержденного постановлением Администрации Сысертского городского округа от 23.10.2015 г. № 2936 «Об утверждении Устава муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 35 «Юбилейный»
МАДОУ № 35 находится в центре деревни. В 500 метрах находится МАОУ СОШ № 10, в 100метрах Дом культуры и ФАП д. Большое Седельниково. ДОУ комплектуется детьми, проживающими в д. Большое Седельниково, д. Малое Седельниково и в п. Полевой. В ДОУ сформированы 4 группы, которые формируются по одновозрастному принципу, в соответствии с современными психолого-педагогическими и медицинскими рекомендациями.
В своей деятельности Учреждение руководствуется нормативно-правовыми актами Российской Федерации, организационными и методическими документами, регламентирующими деятельность дошкольных образовательных учреждений, в том числе:
- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Законом Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ (ред. от 17.10.2013) «Об образовании в Свердловской области»;
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Уставом МАДОУ «Детский сад № 35 «Юбилейный»
Одной из главных задач МАДОУ №35 является сохранение и укрепление здоровья детей. Решению этой задачи подчинена вся деятельность ДОУ и её сотрудников. В начале и конце учебного года медицинская сестра и педагоги проводят обследование физического развития детей. Постоянно контролируется выполнение режима, карантинных мероприятий, проводится лечебно-профилактическая работа с детьми. Ведется постоянный контроль, за освещением, температурным режимом в ДОУ, за питанием.
МАДОУ №35 располагает достаточной ресурсной базой и условиями для осуществления качественного образовательного процесса, имеет значительный кадровый потенциал.
Современный образовательный процесс – это такое взаимодействие педагогов и воспитанников, в результате которого происходят позитивные изменения в деятельности, поведении и взаимоотношениях детей. Поэтому личность педагога является одним из ключевых факторов развития интеллекта и личности ребенка дошкольного возраста. Самоочевидно, что рядом с дошкольниками должны находиться педагоги – профессионалы высокого класса, ведь дети, в силу своего нежного возраста, еще не могут сознательно повлиять на качество педагогического взаимодействия. При этом педагог для ребенка дошкольного возраста является авторитетным и значимым человеком, поэтому на него с неизбежностью ложится ответственность за качество взаимодействия с дошкольниками.
Качество дошкольного образования напрямую зависит от качества квалификации воспитателей, их компетентности. Профессионализм работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы образования, является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации. Поэтому сегодня требования к педагогическим работникам не ограничиваются стажем работы и дипломом об образовании. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность. Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог.
Систематическая работа, организованная с педагогами ДОО в условиях образовательного учреждения по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень. Особенностью методической деятельности на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск.
ДОУ укомплектовано кадрами на 100%. Уровень профессионализма обеспечивает качество воспитательно-образовательного процесса, направленного на полноценное физическое и психическое развитие детей. Кадровое обеспечение ДОУ представлено в таблице 1.
Таблица 1 Кадровое обеспечение МАДОУ №35
Педагоги отличаются творческой инициативностью, профессионализмом, высокой мобильностью, отзывчивостью на разумные нововведения.
Для педагогов коллектива характерны: высокая работоспособность, творческая активность, профессионализм. За 2016 — 2018г. прошли курсы повышения квалификации по темам здоровьесбережения детей 6 педагогов.
Система оздоровительных мероприятий в ДОУ определяет целую систему физкультурных, оздоровительных и корректирующих видов деятельности. Физкультурно-оздоровительная работа за 2017-2018 учебный год представлена следующей системой специально-организованных мероприятий (таблица 2):
Таблица 2 Физкультурно-оздоровительная работа
| № | Мероприятия | Срок | Ответственные |
| 1. | Организация двигательной деятельности детей: -физкультурные занятия -музыкальные занятия -подвижные и спортивные игры -физкультурные развлечения -музыкальные развлечения — дыхательная гимнастики А.Н. Стрельниковой -утренняя гимнастика -гимнастика после сна -физ.минутки -физкультурные праздники -самостоятельная деятельность детей в физ. уголках |
В теч. года В теч. года В теч. года 1 раз в мес. 1 раз в мес. 1раз в неделю Ежедневно Ежедневно Ежедневно 3 р. в год постоянно |
Инструктор по ФИЗО Муз.руководитель Воспитатели Инструктор по ФИЗО Муз.руководитель Воспитатели
Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели
|
| 2. | Лечебно – профилактическая работа: -полоскание рта прохладной водой -витаминизация третьего блюда витамином «С» -принятие поливитаминов — санация полости рта — проведение антропометрических измерений — осуществление контроля за состоянием заболеваемости детей в группах | В теч. года В теч. года В теч. года В теч. года В теч. года Сентябрь-май В теч. года | Мед.сестра воспитатели |
| 3. | Закаливание: — «босоножье» -самомассаж -обширное умывание -дыхательная гимнастика | В теч. года | Воспитатели Мед.сестра |
| 5. | Работа с воспитателями: — обновление физ. уголков — индивидуальные консультации по оздоровлению детей. — контроль за прохождением персоналом детского сада мед.осмотра | В теч. года В теч. года В теч. года | Воспитатели Мед.сестра Мед.сестра |
| 6. | Работа с родителями: -беседы с родителями при поступлении ребенка в ДОУ на тему: «Как облегчить адаптацию детей к детскому саду» -наглядная агитация (оформление стенда, памяток) | В теч. года | Мед.сестра Воспитатели |
Созданы условия для различных видов двигательной активности детей, согласно их возрастным и индивидуальным особенностям. На физкультурных занятиях в зале и на свежем воздухе проводятся упражнения на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание тонуса; в игры и занятия включаются: ходьба, бег, лазание, прыжки, метание и упражнения с различным инвентарем.
ФГОС ДО определяет образовательную среду как систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия. Предметно-развивающая среда — система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание его духовного и физического развития. Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить, что она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Таким образом, вышесказанное позволяет подчеркнуть необходимость проектирования образовательной среды. Оригинальный подход к проектированию образовательной среды на основе моделирования ее ведущих типов разработал В.А. Левин. Определяя образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Предметно-развивающая среда в ДОУ с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ по оздоровлению детей на сегодняшний день стоит особо актуально. Необходимо постоянно совершенствовать развивающую среду через приобретение игровых центров, дидактических пособий и прочего оборудования для спортивных занятий, а также оборудование участков на территории детского сада.
Согласно работам В.А. Ананьева, В.И. Бондина, Г.П. Назаровой, Г.И. Глебовой и др. для изучения эффективности работы в области здоровьесбережения детей необходимо учитывать как минимум три критерия: физическое развитие, физическая подготовленность и уровень представлений о здоровом образе жизни.
На подготовительном этапе опытно-поисковой работы с целью обоснования содержания направлений деятельности по организации работы по укреплению и сохранению здоровья дошкольников была выполнена диагностика реальных физических возможностей и уровня представления детей о здоровом образе жизни.
После комплексной оценки физического развития и состояния здоровья детям определялась группа здоровья для каждого ребенка на основе инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей, утв. приказом Минздрава России от 30.12.2003 № 621.
Комплексная оценка состояния здоровья ребенка проводилась специалистами ФБУЗ СГО ЦРБ «Сысертский» и медицинской сестрой МАДОУ №35 по результатам профилактического осмотра и базировалась на 4-важнейших критериях:
— наличие или отсутствие хронических заболеваний (в т.ч. врожденной патологии);
— функциональное состояние основных систем организма;
— резистентность и реактивность организма (степень сопротивляемости организма неблагоприятным факторам);
— уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.
С учетом этих критериев дети по состоянию здоровья подразделяются на 5 групп:
1 группа — здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;
2 группа — здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, отклонения в развитии, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;
3 группа — больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями;
4 группа — больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, со сниженными функциональными возможностями;
5 группа — больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными возможностями.
Результаты распределения детей по группам здоровья представлены в таблице 3.
Таблица 3 Распределение детей по группам здоровья на 01.10.2017г.
Из распределения детей по группам здоровья видно, что дети, посещающие дошкольное учреждение, в основном имеют вторую группу здоровья. Было выявлено, что в физическом развитии детей особенно заметно отражается влияние внешней среды: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, недостаток воздуха, недосыпание, неудовлетворительное питание, особенности климата, неправильный режим дня, ограничения двигательной активности. В связи с этим уровень физического развития является показателем их здоровья, условий жизни и воспитания. На темпы физического развития оказывают влияние наследственные факторы, тип конституции, индивидуальные особенности центральной нервной системы, интенсивность обмена веществ и др. Физическое развитие детей закономерно меняется в течение жизни. В результате анализа данных было выявлено:
— 1 ребенок с недостаточной массой тела;
— 3 ребенка имеют избыточную массу тела;
— 2 ребенка имеют нарушения органов зрения;
-12 детей имеют нарушения, связанные с опорно-двигательным аппаратом: различные степени нарушения осанки и плоскостопия.
По параметру «физическая подготовленность» была проведена оценка уровня владения двигательными навыками, соответствие физического развития ребёнка возрастным нормам. Изучение физической подготовленности детей дошкольного возраста проводилось с применением рекомендаций по реализации Всероссийского общепринятого мониторинга физической подготовленности детей (Постановление правительства Российской Федерации № 916 от 29 декабря 2001 г.). В данном мониторинге принимают участие дети средней, старшей и подготовительной групп. Оцениваются такие физические качества как: быстрота (бег 30 м, сек), выносливость (бег 90 м), сила (подъём туловища в сед, количество раз за 30 сек), скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места, см). Анализ результатов производится с помощью таблицы оценок физической подготовленности детей 4–7 лет в ДОУ для мальчиков (Приложение 1) и девочек (Приложение 2). Тестирование с предварительной разминкой происходит в рамках физкультурного занятия
Полученные данные представлены в таблицах отдельно для мальчиков (таблица 4) и девочек (таблица 5). Общие показатели физической подготовленности даны в таблице 6, и наглядно представлены на рисунках 1,2,3.
Таблица 4 Уровень физической подготовленности детей 4-7 лет (мальчики)
Рис. 1. Уровень физической подготовленности (мальчики 4-7 лет)
Таблица 5 Уровень физической подготовленности детей 4-7 лет (девочки)
Рис. 2. Уровень физической подготовленности (девочки 4-7 лет)
Таблица 6 Общий уровень физической подготовленности детей 4-7 лет (девочки, мальчики)
Рис. 3. Общий уровень физической подготовленности детей 4-7 лет
Из таблиц видно, что высокий уровень физической подготовленности и уровень выше среднего имеют 40% детей, причём девочки на 1 % опережают мальчиков. Девочки показывают лучшие результаты на скорость и выносливость:
во – первых, таков результат связан с тем, что нормативные показатели для мальчиков более высокие, чем для девочек;
во – вторых, следует учесть физиологические особенности обоих полов в дошкольном возрасте.
К подготовительной группе данные показатели с учётом нормативных требований, чаще всего, выравниваются. В целом дети с высокими показателями физической подготовленности характеризуются нормальной массой тела, редко болеют, хорошо усваивают материал в детском саду, а, следовательно, и при выпуске из него.
«Уровень представления о здоровом образе жизни» определялся с помощью опросного метода, который применялся для изучения мнения педагогов, детей и их родителей. Уровень представления о здоровом образе жизни определялся с помощью комплекса диагностических методов, предложенных В.А. Деркунской [8, с.75] (Приложения 3,4).
Большинство ответов на вопросы позволяли детям продемонстрировать знания, умения и навыки здорового образа жизни. Результаты обследования детей в ходе опроса позволили сделать следующие выводы:
- Дети в целом обладают представлениями о здоровье, здоровом образе жизни, гигиене, безопасности жизнедеятельности.
- Высокий и средний уровень представлений ребенка о здоровом образе жизни показали 35% дошкольников. Они отчасти владеют здоровьесберегающей эрудицией, обладают неустойчивым представлением к здоровому образу жизни. В ответах дают комментарии, содержание которых демонстрирует свое нежелание в ряде случаев придерживаться правил ЗОЖ. Иногда ребенок затрудняется отвечать и комментировать сказанное.
- Представления детей не упорядочены в систему, отражающую существенную связь и зависимость между предметами и явлениями:
а) часто дети не могут проанализировать знакомое им явление, опираясь на имеющиеся знания, а в связи с этим отказываются решать предлагаемую им задачу;
б) не всегда могут самостоятельно приходить к правильным выводам, а, сделав их правильно, не могут аргументировать;
в) не в состоянии прогнозировать явления, с которыми они сталкиваются в своей жизненной практике.
Многие воспитанники нуждаются в поддержке педагога, обогащении опыта здоровьесбережения.
Становление культуры здоровья у детей проходит противоречивый путь, порождает противоречия, серьезным из которых становится отсутствие переноса детьми полезных знаний о правилах сбережения жизни и здоровья в повседневную жизнь.
Обобщение данных по изучению представлений детей о здоровом образе жизни представлено в таблице 7 и наглядно показано на рисунке 4
Таблица 7 Результаты изучения представлений детей 5-6 лет о здоровом образе жизни
Рис. 4. Результаты изучения представлений детей 5-6 лет о здоровом образе жизни
В целом в рамках исследования представлений детей о здоровом образе жизни наряду с положительными тенденциями выявлены следующие недостатки: отсутствие самостоятельных проявлений культуры здоровья, не всегда положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания, испытание трудностей в осознании себя, своих желаний и потребностей и проявление валеологической компетентности в разных видах детской деятельности; отсутствие устойчивости любых действий, направленных на ценность здоровья, недостаточная мотивация к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей; не всегда дети осознают себя субъектом здоровья и имеют недостаточный уровень знаний о путях сохранения и укрепления здоровья.
Для того чтобы определить причины сложившегося положения, были разработаны вопросы для анкетирования родителей по проблеме определения источников формирования представлений о физической культуре и здоровом образе жизни и условий для физического развития детей в детском саду и домашних условиях (Приложение 5).
В ходе исследования заполнили анкеты 87% родителей.
Отвечая на вопросы анкеты, 5% родителей ответили, что они занимаются спортом, 25% детей посещают спортивные секции, 20% соблюдают режим дня, 10% выполняют утреннюю гимнастику вместе с детьми, 2% проводят закаливающие мероприятия.
В целом, результаты проведенной диагностики показали, что в образовательном процессе ДОУ есть необходимость организации работы по укреплению здоровья детей.
Таким образом, эмпирические данные, полученные на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, свидетельствуют о необходимости разработки и реализации проекта по укреплению и сохранения здоровья детей с учетом проблем в физическом развитии, физической подготовленности детей дошкольного возраста и недостатков в процессе формирования у них представлений о здоровом образе жизни.
