Меню Услуги

Организационно-педагогические условия совершенствования качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

 

Введение

1 Анализ образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения на современном этапе

1.1 Цели и задачи образовательной деятельности ДОУ

1.2 Состояние образовательной деятельности детского сада на современном этапе

1.3. Основные подходы к организации образовательной деятельности в детском саду

2 Качество образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

2.1 Требования ФГОС к качеству образовательной деятельности в ДОУ

2.2 Условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствие с требованиями ФГОС ДО

3 Экспериментальное исследование организационно-педагогических условий совершенствования качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

3.1 Опытно-экспериментальное исследование соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС ДО

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

 

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников был введен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее федеральный государственный образовательный стандарт).[2]

Социально-культурная ситуация, сложившаяся в нашей стране, развитие и обновление системы образования обусловливают повышение эффективности работы всех звеньев этой системы, в том числе и дошкольных образовательных учреждений.

В настоящее время в работе дошкольных учреждений используются отечественные программы нового поколения. Многообразие программ обеспечивает педагогам и родителям возможность выбора, что закреплено новым «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности» (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013). [3] Но, как показывает анализ существующей ситуации, выбор программ зачастую проводится случайно, без учета специфики педагогического коллектива, определяющего возможность реализации каждой программы. Поэтому, в целях повышения эффективности педагогического процесса ДОУ, необходима целостная, основанная на системном подходе концепция. Таковой, с нашей точки зрения, является концепция оптимизации, которая позволяет не просто повысить эффективность, а добиться постоянного устойчивого роста эффективности вплоть до максимально возможной (оптимальной) в данных условиях без дополнительных затрат.

Многие специалисты по дошкольному образованию (Р.Б. Стеркина, В.И. Логинова, Н.М. Крылова, С.А. Козлова, У.В. Ульенкова, Е.Е. Шулешко и др.) отмечают, что главная особенность современной ситуации состоит в демократических преобразованиях и изменениях педагогического процесса ДОУ, вызванных реформированием российского дошкольного образования.

Проведенный анализ вышеперечисленных исследований, программ, нормативных документов и практики деятельности дошкольных образовательных учреждений, выявил противоречивую ситуацию: с одной стороны, разработано теоретическое обеспечение различных аспектов совершенствования педагогического процесса детского сада и созданы предпосылки для решения задачи повышения его эффективности; с другой стороны, при решении этих задач в конкретном детском саду возникает необходимость создания механизма совершенствования целостного педагогического процесса, охватывающего все его элементы и условия и позволяющие добиться постоянного устойчивого роста его эффективности вплоть до оптимальной в данных условиях.

Выявленная ситуация помогла обозначить проблему исследования: каким образом следует совершенствовать педагогический процесс дошкольных образовательных учреждений для эффективного решения задачи максимально возможного развития каждого ребенка.

Практическая необходимость решения данной проблемы определила тему нашей дипломной работы: «Организационно-педагогические условия совершенствования качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении»

Цель исследования заключается в определении содержания комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих качество и эффективность образовательной деятельности детского сада .

Объектом исследования является образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия образовательной деятельности в детском саду.

В качестве гипотезы нами выдвинуто предположение, что повышение качества образовательной деятельности детского сада будет обеспечивать реализацию основной цели дошкольного учреждения – развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями только при наличии следующих условий:

— обеспечения целостности педагогического процесса;

— построения предметно-развивающей среды, соответствующей целям и задачам педагогического процесса детского сада;

— оптимального использования личностного и творческого потенциала каждого педагога и педагогического коллектива детского сада в целом;

— обеспечения эффективной управляемости педагогическим процессом.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике и определить теоретические основы организации и совершенствования педагогического процесса дошкольного учреждения.
  2. Выявить организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность образовательной деятельности в дошкольном учреждении.
  3. Провести исследовательский анализ соответствия условий, обеспечивающих качественную образовательную деятельность, требованиям нормативных документов.

В процессе работы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической, методической литературы и нормативных документов по исследуемой проблеме; изучение и анализ опыта практической работы дошкольного учреждения в аспекте изучаемой проблемы.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

 

1 Анализ образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения на современном этапе

1.1 Цели и задачи образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения

 

Миссия дошкольного учреждения состоит в том, чтобы подготовить ребенка к жизни в постоянно меняющемся мире. Для этого процесс обучения и воспитания необходимо строить так, чтобы ребенок научился самостоятельно добывать и перерабатывать информацию. Особенностью организации жизни в детском саду является то, что ребенок в игровой форме усваивает мыслительные операции диалектического характера, последовательность системного мышления и другие формы организации продуктивного мышления.

Основной целью дошкольного учреждения является развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, наиболее полное раскрытие его способностей и задатков.

В настоящее время в практике наблюдаются попытки более современного и эффективного, на наш взгляд, подхода – организация целостного педагогического процесса на основе выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей. В качестве ведущей цели выдвигается воспитательная задача. Ее содержание продиктовано особенностями развития детей на определенном возрастном этапе и конкретными задачами воспитания. От содержания доминирующих целей зависит порядок и взаимодействие разных видов деятельности, многоплановых по содержанию и формам организации и единых по мотивации и цели. [5]

Мы считаем, что основное достоинство данного подхода состоит в том, что меняется зависимость между различными видами деятельности. На первый план выходит деятельность, наиболее оптимальная для реализации доминирующей цели. Вместе с тем, его недостатком является ориентация на возраст при выделении целей. Например, в старшей группе в качестве доминирующей цели может быть выдвинута цель воспитания положительных взаимоотношений между детьми, хотя данная цель должна решаться независимо от возраста.

Цель педагогического процесса можно рассматривать как совокупность требований общества, как социальный заказ. В содержании образования она интерпретируется в связи с учетом уровня развития и возраста воспитанников.

Организация целостного процесса педагогического процесса на основе выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей выдвигает в качестве ведущей цели воспитательную задачу. [23 с.147-161]

Чтобы сформировать разносторонне развитую личность, необходимо решить задачи умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Таким образом, педагогический процесс в новых условиях определяется как целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослого и изменение ребенка в результате его активности при ведущей и обучающей роли педагога.

 

1.2 Состояние (проблемы) образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения

 

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Гуманистический подход в обучении выражен в индивидуализации и дифференциации этого процесса, что предполагает использование индивидуальных нормативов, программ развития в ситуации радости учения, творчества.

Педагогическая технология в дошкольном образовании представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих содержание дошкольного образования, комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, реализующих воспитательно-образовательный процесс. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. В настоящее время в теории и практике работы дошкольных учреждений существуют разные варианты воспитательно-образовательного процесса. Каждый педагог дошкольного учреждения вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети дома и в дошкольном учреждении. Поэтому и считается, что каждая конкретная технология считается авторской.[8]

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.[24 с.18-19]

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Организация игрового пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр детей. Позиция взрослого – исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего социального развития. В социальном развитии акцентируется социальная компетентность или социальная зрелость ребенка в единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени. Игра постепенно уходит из жизни дошкольника, а вместе с ней и уходит само детство.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения. В дошкольных учреждениях функционируют комнаты психологической разгрузки (мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий, музыка), помещение по экологическому развитию дошкольника, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.[21 c. 341.]

Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый – ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий. Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.[13 c.13-26.]

Специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

— постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

— подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

— оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

— заключительная оценка результата – уровень развития дошкольника.

Проведенный нами анализ современного состояния дошкольного воспитания показал наличие значительного числа развивающих и обучающих программ (с одной стороны), и инициативами педагогов, разрабатывающими и внедряющими свои собственные наработки, особенно при чутком реагировании на запросы родителей (с другой стороны).

Вводятся стандарты дошкольного образования, включающие государственные требования к психолого-педагогическим условиям обучения и воспитания. Государственный стандарт призван обеспечить защиту ребенку и его родителей от некомпетентного педагогического вмешательства. При внедрении в практику программ в последнее время появились негативные тенденции, а именно: возрождение диктата программы. Также нарушается целостность педагогического процесса, что недопустимо в работе с детьми.

В итоге налицо весьма примечательный парадокс: с одной стороны амплификация детского развития, перенасыщение программ неспецифическим для дошкольного возраста содержанием приобрело черты массового явления; с другой – доминирующей педагогической тактикой является тактика доступности в формах и способах освоения образовательного содержания. Эта тактика приводит к обеднению, суживанию возможностей ребенка, в результате чего низко падает планка детского развития.

Таким образом, теоретическое исследование проблемы целостного педагогического процесса в детском саду позволило нам определить свои позиции:

— системный подход является основой для решения проблем эффективности и анализа педагогического процесса, так как сам педагогический процесс является системой, что позволяет нам изучать объект под углом зрения внутренних и внешних связей;

— целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие;

— цель является детерминантой педагогического процесса как совокупность требований общества;

— воспитание ребенка не только объектом, но и субъектом педагогического процесса коренным образом изменяет возможности реализации личностных особенностей и ребенка, и педагога.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

 

1.3 Основные подходы к организации образовательного процесса в детском саду

 

Системно – деятельностный подход.

В последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование личности, готовой к саморазвитию. Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются:

— обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;

— формирование личностных качеств – ума, воли, чувств и эмоции, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности;

— формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

Все эти цели и задачи успешно реализуются при деятельностном подходе в обучении, который лежит в основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Реализация деятельностного подхода в практике детских садов возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1 Принцип деятельности – заключается в том, что воспитанник, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.

2 Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3 Принцип целостности – предполагает формирование воспитанниками обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4 Принцип минимакса – заключается в следующем: детский сад должен предложить ребенку возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5 Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6 Принцип вариативности – предполагает формирование способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7 Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение собственного опыта творческой деятельности.[10]

Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие технологии, как:

— информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение);

— технология проблемного обучения, основанная на создании практической ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира);

— технология, основанная на реализации проектной деятельности;

— технология, основанная на уровневой дифференциации обучения;

— технология игровая;

— технология решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера;

— технология экспериментирования;

— технология Е.Е.Шулешко «Социоигровая педагогика».

Таким образом, в условиях применения деятельностного метода отношение дошкольников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю – не знаю», «умею – не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Для того, чтобы знания у детей были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять процессом познания, а не давать эти знания, развивать их познавательную активность – в этом функция педагога [7, с.176]

Дифференцированный подход .

В дошкольном возрасте освоение программного содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных способностей, интеллектуальных умений и навыков мыслительных процессов. При этом детям могут предъявляться задания разные по содержанию, и задания, отличающиеся при общей познавательной цели и общем содержании разной степенью трудности. Трудность – психологическая категория, определяемая сложностью задания, методикой его предъявления и зависящая от индивидуально – психологических особенностях детей.[6, с.192]

Зная индивидуальные особенности детей (уровень подготовленности, особенности мышления, памяти, интересы, склонности), следует обеспечить наиболее целесообразный характер деятельности каждого ребенка в процессе самостоятельной работы.

Для детей с низким уровнем развития важно разрабатывать задания, позволяющие повысить их активность в процессе восприятия, осмысления нового материала, оказывать им первичную помощь при первичном закреплении материала, способствовать систематизации и совершенствовании знаний

Для детей с высоким уровнем развития_ задания, требующие посильного умственного напряжения, больше самостоятельности, творческого поиска правильных способов решения.

При организации дифференцированного подхода к развитию детей в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь педагога каждому нуждающемуся ребенку.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

К формам оказания педагогической поддержки детям в процессе развития относятся:

1 Задания с наличием образца выполнения. В этих заданиях формирование умений и навыков и система упражнений идет от установления общей сущности заданий. Сначала предъявляется образец, передающий основной принцип выполнения работы, затем передающий отдельные детали, элементы работы, и в последнюю очередь несколько образцов с возможными вариантами выполнения задания.

2 Задания с выполнением некоторой части. Детям предлагается задание, содержащее готовое решение отдельных частей учебной задачи. При этом следует давать в готовом виде те части решения, которые представляют на определенной ступени трудности для детей. Задания с выполнением некоторой их части могут быть различных видов. Так в решении может быть дан первый шаг способа действия – дети добавляют остальные, или последний – дети дополняют предыдущее решение, дается все выполненное задание – дети объясняют способ выполнения и.т.д.

3 Задания со вспомогательными вопросами. Дидактическая цель применения вопросов состоит в том, чтобы помочь ребенку воспроизвести знания, необходимые для выполнения задания. Особенно ценны вопросы требующие самостоятельного поиска решения задачи, выявление причинно – следственных связей, самостоятельных обобщений. Особое внимание необходимо уделять вопросам на сравнение.

4 Задания с соответствующими указаниями инструкциями. На первых этапах усвоения материала следует использовать задания с указаниями и советами частного характера, определяющими выбор способа действия, активизирующими внимание.

5 Задания со вспомогательными упражнениями может быть аналогичным основному, но более легким по содержанию

6 Задания с алгоритмическим предписаниями. Под алгоритмом обычно понимают точное общепонятное предписание о выполнении в определенной (в каждом конкретном случае) последовательности любой из задач, принадлежащих некоторому типу или классу. Обязательное условие использование заданий с алгоритмами – наличие у детей знаний, навыков, умений, составляющих алгоритм.

Задания с выбором решения. Это задания, где предлагается учебная задача и варианты ее решения, из которых следует выбрать верный.

Подобные задания могут быть использованы педагогом на всех этапах образовательного процесса: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле знаний и умений. Они могут быть предъявлены на отдельных карточках, в демонстрационном материале педагога, в отдельных самостоятельных заданиях для каждой подгруппы детей при этом возможны удобные для воспитателя и целесообразные для детей виды сочетаний этих форм.[11, с.168-179.]

Таким образом, для того, чтобы мотивом усвоения знаний была собственная потребность ребенка, а не требования со стороны воспитателя, взрослому необходима такая форма обучения, которая:

1 Во – первых, обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания;

2 Во – вторых – дает возможность каждому ребенку участвовать в процессе выполнения задания;

3 В – третьих, включает всех детей в процесс решения задачи;

4 В – четвертых, может быть подвижной и изменяться в зависимости от задач обучения.

Интегративный подход.

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, особое внимание уделяется принципу интеграции обучения. Чтобы устранить барьеры между образовательными областями, их объединяют вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть данную область с разных сторон, раскрыть взаимосвязи. При интеграции образовательные области взаимодействуют, но в то же время остаются самостоятельными и равноправными по содержанию и структуре.

Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Использование интеграции в дошкольном образовании объясняется, прежде всего, биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики: происходит быстрое физическое развитие.

Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, по своей сущности, является личностно ориентированным, так как в нем смещены акценты с формирования знаний, умений и навыков на решение развивающих и воспитательных задач.

Всего выделено пять базовых вариантов или способов интеграции.

1 «Склеивание» наблюдается в тех случаях, когда все компоненты содержания занятия объединяются одной темой, но не связаны между собой способами детской деятельности (они различны) и реализуются последовательно друг за другом, без приоритетов. Формальные цели интегрированного обучения при таком способе практически не выполняются.

2 «Симбиоз» характеризуется равноправным соотношением компонентов содержания, при этом у них есть «интегративное ядро» — общее для всех компонентов представление о чем-либо, художественный образ и т.п., но есть и относительно самостоятельные части содержания, которые решают собственные образовательные задачи.

3 «Размывание» — способ интеграции, характеризующий интегрированные занятия с самым сильным взаимопроникновением компонентов содержания, когда границы между ними «размываются» и они образуют однородное содержание.

4 «Соподчинение» — способ интеграции, который предполагает подчинение одного (вспомогательного) компонента другому (главному, ведущему).

5 «Снятие» — это способ интеграции, когда один компонент – главный, поглощает другой – второстепенный – в какой-либо части занятия. Интегрированные занятия, построенные на этом способе, напоминают обычные традиционные занятия, поскольку главный, ведущий компонент вбирает полностью вспомогательный и подчиняет реализации своих целей и задач. [14]

Преимущества интегрированных занятий заключается в повышении мотивации обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких сторон, формируя познавательный интерес.

Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, интегрированные занятия в детском саду учат получать информацию, мысля нестандартно, сравнивать и обобщать ее, делать выводы. Так как проходят они в легкой, игровой форме, то и переносятся намного легче, чем занятия по отдельным предметам. Дети не перенапрягаются и занимаются с большим интересом.

Цель интегрированной непосредственной организованной деятельности – объединить различные виды детской деятельности в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре, развить способности к освоению и преобразованию окружающего пространства, способствовать развитию познавательных интересов, формирование элементарных математических представлений и так далее. Другими словами, цели непосредственной организованной деятельности будут полностью соответствовать целям и задачам интегрируемых образовательных областей.

Содержание работы планируется исходя из комплексно-тематического планирования, сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно. Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства.

При подготовке к занятиям большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира. [18, с.78]

Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать. Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности (физкультминутки, здоровьесберегающие технологии, релаксационные паузы и т. д) .

Интегрированные занятия имеют отличительные особенности. Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах. Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов. На занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой, и между ними был связующий элемент – образ.

Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности дошкольников.

Таким образом, интегрированный подход является стержневым и отражает осуществление идей взаимосвязи и взаимодействия в любом из компонентов педагогического процесса в соответствии с теми или иными целями и задачами воспитания и развития, что ведет к повышению уровня его целостности.[19]


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3