Заявка на расчет
Меню Услуги

Организационное обеспечение реализации конституционных прав граждан в системе социального обеспечения с учетом регионального аспекта. Часть 4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3 4


3.2. Анализ судебной практики о нарушениях прав граждан на социальное обеспечение в Орловской области

А.А. Ходусов определяет конституционное право на судебную защиту, как гарантированную Конституцией РФ и обеспеченную государством универсальную возможность каждого восстановить свои нарушенные или оспариваемые права и свободы путем обращения в суд в целях вынесения и исполнения судебного решения, а также предотвратить необоснованное и незаконное ограничение конституционных прав и свобод в законодательно закрепленной процедуре судебного разбирательства, которая характеризуется отсутствием инициативы защищаемого субъекта [39, с. 52].

Статья 11 Гражданского кодекса РФ уточняет конституционную регламентацию права на судебную защиту, устанавливая, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Кроме того, часть вторая указанной нормы права указывает, что защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Таким образом, государственной гарантией прав и свобод человека и гражданина является судебная защита.   Защита социальных прав возможна посредством судов общей юрисдикции, конституционных судов субъектов или Конституционного суда РФ.

Гражданский процессуальный кодекс РФ устанавливает в случаях, предусмотренных законом, право органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (статья 46 ГПК РФ).

Исходя из статьи 131 ГПК РФ, предъявляющей требование к содержанию искового заявления, мы видим, что для подачи заявления необходимо указать «в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования» (п. 4 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ).

В суде общей юрисдикции предусмотрено рассмотрение заявлений в порядке следующих производств: исковое производство, приказное производство, особое производство.

Социальные права, подлежат защите в рамках искового производства. Так, в рамках искового производства будет рассматриваться иск о предоставлении жилого помещения сироте, которая стоит на очереди (реализация конституционного права, установленного частью 3 статьи 40 Конституции РФ), требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц может рассматриваться в приказном порядке (конституционные права защиты института семьи и детства) [13, с. 12].

Приведём пример из судебной практики.  Так, Прокурор Покровского района Орловской области обратился в Покровский районный суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Зубковой О.Е. к администрации Покровского района Орловской области об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование исковых требований указано, что при проведении проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения жильем детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Зубкова О.Е. относится к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Зубковой О.Е.: мать Зубкова Ю.А. признана решением суда от 30.08.2013 года безвестно отсутствующей, отец – Зубков Е.П. умер в 2014 году. Жилых помещений в собственности на территории Покровского района Орловской области Зубкова О.Е. не имеет. Она включена в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения. До настоящего времени Зубкова О.Е. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не обеспечена. Просит суд обязать администрацию Покровского района Орловской области предоставить Зубковой О.Е. жилое помещение на территории Покровского района Орловской области по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 м2., а в случае отсутствия жилых помещений общей площадью не менее 33 м2 из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома, общей площадью жилого помещения не меньше 28 и не больше 45 м2, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, в черте границ Покровского района Орловской области [7].

В случае вынесения государственным органом незаконного решения (например, об отказе в признании семьи многодетной), препятствующего реализации конституционных социальных прав, сторона имеет право обратиться в суд за защитой нарушенных прав, а рассмотрение заявления будут осуществляться посредством производства по делам, возникающих из публичных правоотношений.

Приведем пример из судебной практики. Так, Попов А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации — Кузбасса (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии. Свои исковые требования мотивирует тем, что  он обратился в Управление пенсионного фонда с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст. 30 ФЗ от №400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ». Свое право на назначение трудовой пенсии он подтверждал документами, выданными филиалом ОАО УК «Кузбассразрезуголь» «Бачатский угольный разрез». Ему была предоставлена справка, уточняющая особый характер работы и условий труда.  Решением Управления ПФР в назначении досрочной страховой пенсии ему было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При рассмотрении его заявления Пенсионный фонд указал, что у него имеется специальный стаж на предприятиях угольной промышленности по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, по п. 1 ч. 1 ст. 30 его специальный стаж составляет 7 лет 10 мес. 7 дней, что менее требуемых 10 лет. Из стажа работы, дающего право на назначение досрочной пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», были исключены следующие периоды: в качестве машиниста бульдозера, водителя погрузчика тракторно-бульдозерного участка «Бачатского угольного разреза», в связи с отсутствием документального подтверждения занятости на работах с вредными условиями труда в разрезе, достигшем глубины 150 метров и ниже, а также в связи с тем, что сведения представлены работодателем Списком №  [8].

Таким образом, для защиты и восстановления нарушенных социальных прав граждане могут обращаться в различные органы, в том числе в международные, по защите прав и свобод человека в тех случаях, когда уже были исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты.

Таким образом, наиболее действенной формой защиты прав по социальному обеспечению является именно судебная защита. Именно суд вправе обязать государство и его органы выполнить свои обязательства перед человеком и возместить ему ущерб. Полномочия, предоставленные суду, превращают его в мощную стабилизирующую силу, способную защищать права и свободы граждан, оберегать общество от разрушительных социальных конфликтов. Основную роль в механизме защиты права на социальное обеспечение в условиях современной России выполняют, прежде всего, государственные органы.  Из всех  перечисленных государственных органов гражданам чаще всего приходится обращаться за защитой своего права в суд,  а также к прокурору.  Прокуроры активно защищают права граждан, обращаясь в суды с исками в интересах заявителей.  Однако проверки по обращениям граждан в государственные органы, и в частности в органы прокуратуры, нередко проводятся необоснованно долго.

Сокращение сроков проведения таких проверок позволит реализовать государственную задачу по оперативной защите  прав обратившихся граждан. Срок рассмотрения жалоб о нарушении права на социальное обеспечение может быть  сокращен с 30 до 15 дней.

В связи с этим предлагается внести соответствующие дополнения  в ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», сократив срок рассмотрения письменных обращений, поступивших по вопросам защиты права на социальное обеспечение до 15 дней  [13, с. 12].

Аналогичным изменениям может быть подвергнут и п. 5.2. «Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генерального прокурора России от 30 января 2013 № 45.  Суды, более чем другие государственные органы, включены в процесс разрешения обращений граждан с заявлениями о защите их права на социальное обеспечение.

Также считаем необходимым предложить введение специализации в судах общей юрисдикции судей, рассматривающих дела в районных судах и судах субъектов РФ по спорам, возникающим в связи с социальным обеспечением. Такая специализация позволит отдельным судьям более глубоко изучить законодательство о социальном обеспечении, практику его применения и положительно скажется на качестве принимаемых решений и  защите прав заявителей.

При этом активное использование судьями такого правомочия, как направление в адрес органов, осуществляющих социальное обеспечение граждан, частных определений о нарушении прав граждан либо требований закона, с учетом того, что адресаты должны будут в обязательном порядке реагировать на них, позволит в будущем избежать аналогичных нарушений со стороны этих органов. Учитывая, что иски о защите пенсионных прав граждан (ст. 29 ГПК РФ) могут быть предъявлены в суд по месту жительства истца, такое же альтернативное правило территориальной подсудности следует распространить и в целом на иски о защите права на социальное обеспечение, тем более что значительное число таких заявителей составляют нетрудоспособные, а также лица,  обремененные детьми. Как отмечали выше, механизмы защиты права со стороны публичной власти муниципального образования незаметны.

Вместе с тем власти муниципального образования должны более широко вовлекаться в вопросы реализации и защиты прав граждан в указанной области. Связано это, прежде всего, с тем, что на местах такая защита с учетом территориальных особенностей может быть оказана индивидуально и адресно. Представляется необходимым отнести к компетенции органов местного самоуправления обязанность обеспечения доступности для инвалидов среды жизнедеятельности, для чего ввести в Закон о социальной защите инвалидов новую ст. 5.2 «Участие органов местного самоуправления в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов», где предусмотреть, что «органы местного самоуправления в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов  обязаны в соответствии с настоящим Федеральным  законом обеспечивать доступность для инвалидов среды жизнедеятельности», закрепив среди полномочий органов местного самоуправления право осуществления за счет средств бюджета органа местного самоуправления деятельности  по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. [20, с. 15].

Передача ряда полномочий в области социального обеспечения на уровень местного самоуправления и соответствующего финансирования в этой области позволит гражданам обращаться за защитой своего права непосредственно в орган местного самоуправления, который осуществляет социальное обеспечение, что может упростить и ускорить разрешение возникающих споров. Защита рассматриваемого права общественными организациями в праве  на социальное обеспечение носит преимущественно декларативный характер. Вместе с тем законодательное предоставление более широких полномочий общественным объединениям и организациям позволяет совершенствовать и более эффективно использовать механизмы защиты рассматриваемых прав граждан.

Так, согласно ст. 22 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюзы вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в сфере социального страхования, охраны здоровья, социального обеспечения. Законодательство о социальном обеспечении в ряде нормативных актов  представляет профсоюзам в основном контрольные полномочия.

Вместе  с тем установленного порядка, процедуры осуществления контроля со стороны профсоюзов законодательство РФ не содержит.  Представляется, что в Закон о профсоюзах целесообразно включить положение, аналогичное ч. 2 ст. 370 ТК РФ, но распространяющееся не только на работодателей, но и на субъектов социально-обеспечительных отношений, которые не выполняют своих обязанностей по отношению к получателям выплат и услуг по социальному обеспечению.

В связи с этим считаем целесообразным ст. 22 Закона о профсоюзах, определяющую права профсоюзов на социальную защиту работников, дополнить ч. 3, в которой предусмотреть, что «профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями, органами социального обеспечения  нормативных правовых актов о социальном обеспечении [3, с. 155].

Работодатели, органы социального обеспечения  обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах». Расширение неюрисдикционных форм защиты прав граждан в случае их обращения в общественные организации (в профсоюзный орган, Всероссийское общество инвалидов, его региональные организации) и последующее отстаивание такими общественными организациями интересов заявителей в судах либо прокуратуре позволит применить комбинированный способ защиты прав граждан, когда обращение последних в общественную организацию приведет в действие механизмы государственной защиты права.

Итак, эффективное функционирование правозащитного механизма предполагает четкую и слаженную работу всех правозащитных органов государства. Поэтому совершенствование механизмов защиты прав человека и гражданина должно, в первую очередь, идти в направлении совершенствования социального законодательства, реформирования исполнительной власти, ответственной за реализацию социальных обязательств государства, развития законодательства о судебной системе, судопроизводстве, повышении моральных качеств и профессиональной правовой культуры представителей судейского корпуса и прокуратуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета — это система материального обеспечения и социального обслуживания отдельных категорий граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию, и предоставления отдельных видов социального обеспечения всему населению вне зависимости от принадлежности к определенным категориям граждан за счет бюджетных ассигнований.

За счет бюджетных ассигнований осуществляется пенсионное обеспечение лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов Министерства обороны Российской Федерации и некоторых иных категорий лиц за выслугу лет, по инвалидности, а их семья — по случаю потери кормильца. Им же выдаются различные виды социальных пособий, установленные законодательством. За счет средств государственного бюджета производятся выплаты некоторых пособий гражданам как членам общества, например: единовременные пособия при рождении ребенка неработающим гражданам; социальное пособие на погребение; компенсационные выплаты учащимся на питание; пособия беженцам и вынужденным переселенцам.

Помимо этого, за счет указанных средств в учреждениях социального обслуживания предоставляются многие виды социальных услуг; профессиональное обучение и реабилитация инвалидов и другое.

Социальную помощь, как форму социального обеспечения населения РФ, целесообразно разделить по следующим критериям:

1) по целевому назначению: на компенсацию утраченной части дохода (пособие по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и т. д); на полную замену среднемесячного дохода, который гражданин по независящим от него причинам не в состоянии получать (помощь инвалидам с детства и детям-инвалидам и т. д); на погребение; на доплату к основному доходу, если такой доход ниже установленного законодательством прожиточного минимума (помощь малообеспеченным семьям и т. п.);

2) в зависимости от правового основания возникновения права на социальную помощь: попадание лица в сложную жизненную ситуацию, с которой не возможен самостоятельный выход (помощь инвалидам с детства и детям-инвалидам и т. п.); попадание лица под влияние других обстоятельств, признанных государством социально значимыми и вследствие которых снижается способность к обеспечению (помощь при рождении ребенка, пособие при усыновлении ребенка и т. п);

3) по форме назначения и выплаты: единовременная денежная выплата (пособие на погребение) и периодические платежи (большинство видов социальной помощи);

4) по категории граждан, которым назначается социальная помощь: социальная помощь инвалидам и другим лицам, которые не имеют права на пенсию; помощь инвалидам с детства и детям инвалидам; помощь малообеспеченным семьям; помощь семьям с детьми и тому подобное.

Разнообразие видов социальной помощи обусловлена тем, что законодатель при их определении учитывает большинство жизненных ситуаций, при которых может возникнуть право на социальную помощь.  При этом законодательство позволяет органам местного самоуправления устанавливать дополнительные виды социальной помощи в своем регионе.

Понятие материального обеспечения определено как система нормативно-закрепленных социально-экономических мер, гарантирующих и обеспечивают удовлетворение материальных потребностей личности. Правоотношения, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу материального обеспечения являются имущественными, поскольку их предметом является предоставление определенных материальных благ в виде имущества, заработной платы, жилья, пенсий, льгот и компенсации, льготного лечения или оздоровления.

Содержанием этих правоотношений являются права и обязанности их сторон (субъектов), которые предусмотрены правовыми нормами, находятся в тесной взаимосвязи, то есть взаимосвязаны и обеспечиваются государством. Под юридическими фактами в ракурсе нашего исследования мы понимаем жизненные обстоятельства, которые обусловливают возникновение, изменение или прекращение материального обеспечения.

Существуют следующие виды материального обеспечения: компенсации, субсидии, социальные пособия и другие выплаты.  Социальное пособие — это предоставление на безвозмездной основе определенной денежной суммы гражданам за счет выделенных из бюджета средств.  Субсидия — целевое назначение оплаты материальных благ, предоставляемых гражданам, или оказываемых услуг. Компенсационные выплаты – это денежные выплаты, адресованные лицам, имеющим необходимость социальной помощи по происшествиям, никак не зависящим от воли получателя.

Наиболее действенной формой защиты прав по социальному обеспечению является именно судебная защита. Именно суд вправе обязать государство и его органы выполнить свои обязательства перед человеком и возместить ему ущерб. Полномочия, предоставленные суду, превращают его в мощную стабилизирующую силу, способную защищать права и свободы граждан, оберегать общество от разрушительных социальных конфликтов.

В связи с этим предлагается внести соответствующие дополнения  в ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», сократив срок рассмотрения письменных обращений, поступивших по вопросам защиты права на социальное обеспечение до 15 дней.

Принимая во внимание, что законодательство, регулирующее вопросы социального обеспечения граждан РФ обширно, как и судебная практика применения таких норм, законы страдают дефектами, пробелами и коллизиями.  Считаем необходимым предложить введение специализации в судах общей юрисдикции судей, рассматривающих дела в районных судах и судах субъектов РФ по спорам, возникающим в связи с социальным обеспечением. Такая специализация позволит отдельным судьям более глубоко изучить законодательство о социальном обеспечении, практику его применения и положительно скажется на качестве принимаемых решений и  защите прав заявителей.

При этом активное использование судьями такого правомочия, как направление в адрес органов, осуществляющих социальное обеспечение граждан, частных определений о нарушении прав граждан либо требований закона, с учетом того, что адресаты должны будут в обязательном порядке реагировать на них, позволит в будущем избежать аналогичных нарушений со стороны этих органов.

Учитывая, что иски о защите пенсионных прав граждан (ст. 29 ГПК РФ) могут быть предъявлены в суд по месту жительства истца, такое же альтернативное правило территориальной подсудности следует распространить и в целом на иски о защите права на социальное обеспечение, тем более что значительное число таких заявителей составляют нетрудоспособные, а также лица,  обремененные детьми. Как отмечали выше, механизмы защиты права со стороны публичной власти муниципального образования незаметны.

Вместе с тем власти муниципального образования должны более широко вовлекаться в вопросы реализации и защиты прав граждан в указанной области. Связано это, прежде всего, с тем, что на местах такая защита с учетом территориальных особенностей может быть оказана индивидуально и адресно.

Представляется необходимым отнести к компетенции органов местного самоуправления обязанность обеспечения доступности для инвалидов среды жизнедеятельности, для чего ввести в Закон о социальной защите инвалидов новую ст. 5.2 «Участие органов местного самоуправления в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов», где предусмотреть, что «органы местного самоуправления в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов  обязаны в соответствии с настоящим Федеральным  законом обеспечивать доступность для инвалидов среды жизнедеятельности», закрепив среди полномочий органов местного самоуправления право осуществления за счет средств бюджета органа местного самоуправления деятельности  по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.

Эффективное функционирование правозащитного механизма предполагает четкую и слаженную работу всех правозащитных органов государства. Поэтому совершенствование механизмов защиты прав человека и гражданина должно, в первую очередь, идти в направлении совершенствования социального законодательства, реформирования исполнительной власти, ответственной за реализацию социальных обязательств государства, развития законодательства о судебной системе, судопроизводстве, повышении моральных качеств и профессиональной правовой культуры представителей судейского корпуса и прокуратуры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. —  — № 11. — ст. 1416.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019)// Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.
  3. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 01.03.2020) // Собрание законодательства РФ.  — 1999. — № 29. — Ст. 3699.
  4. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ.  — 1995.  — № 21. — Ст. 1929.
  5. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2018. —  № 53 (часть I). — Ст. 8454.
  6. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. 08.12.2020) // Собрании законодательства РФ. — 1995. — N 48. — ст. 4563

Материалы судебной практики

  1. Решение № 2-189/2020 2-189/2020~М-168/2020 М-168/2020 от 2 ноября 2020 г. по делу № 2-189/2020 // Архив Покровского районного суда (Орловская область)
  2. Решение № 2-2194/2020 2-2194/2020~М-1807/2020 М-1807/2020 от 24 ноября 2020 г. по делу № 2-2194/2020 // Архив Покровского районного суда (Орловская область)

Учебная и научная литература

  1. Абалтусова, А.А. Социальное страхование в системе социальной защиты населения [Текст] / А.А. Абалтусова  // Экономика и социум. — 2015. — № 2-1 (15). — С. 78-84.
  2. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей // Журнал российского права. — 2013. — № 3. — С. 21-32.
  3. Алиева Р.М. Развитие человеческого потенциала работников социальной защиты населения как условие реализации социальной политики государства//В сборнике: Время перемен: проблемы общества — ответы социологии материалы Международной научно-практической конференции «III Северо-Кавказские социологические чтения». ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет». — 2015. — С. 11-13.
  4. Алифанова С.Е. Проблемы, задачи, приоритеты Фонда социального страхования в реализации социальной политики региона//В сборнике: Aграрная наука — основа успешного развития АПК и сохранения экосистем: материалы Международной научно-практической конференции. — 2012. — С. 110-114.
  5. Бакулина Д.А. Социальное обеспечение населения // Крымский Академический вестник. — 2020. — № 13. — С. 12-16.
  6. Батищев Д.А. Проблемы защиты прав граждан РФ в сфере социального обеспечения и пути их решения // В сборнике: Современные проблемы социально-гуманитарных и юридических наук: теория, методология, практика Материалы международной научно-практической конференции. — Под общей редакцией Е.В. Королюк.  — 2017. —  С. 29-32.
  7. Бусел О.М. Становление и развитие социального обеспечения многодетных семей // Крымский Академический вестник. — 2021. — № 17. — С. 31-37.
  8. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — 8-е изд. — М.: Академия, 2014.  – 398 с.
  9. Гусев  А.Ю. Развитие способов защиты права российских граждан на социальное обеспечение // Черные дыры в Российском законодательстве. — 2018. —  № 4.  — С. 41-43.
  10. Давыдов С.А. Социально-экономические факторы формирования и реализации институтов социальной защиты//В сборнике: Экономика, право, организация и управление в социальной работе сборник научных трудов ежегодного городского научно-практического семинара. — Под редакцией К.М. Оганяна. — 2016. — С. 25-29.
  11. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения. Краткий курс лекций. Учебное пособие. — М.: Норма, 2012. – 309 с.
  12. Дрепин М.А. Региональные аспекты социальной защиты населения в условиях экономической нестабильности // В сборнике: Актуальные концепции развития гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые, аспекты материалы международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 15-18.
  13. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. — М.: «БЕК», 2001. – 428 с.
  14. Землячева О.А. Социальное страхование как основной элемент социальной защиты населения // В сборнике: Анализ, моделирование, управление, развитие социально-экономических систем Сборник научных трудов IX Международной школы-симпозиума АМУР-2015. — 2015. — С. 142-144.
  15. Идаятова С.А. Социальные гарантии как средство обеспечения личной свободы человека // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 197-199.
  16. Каргинова Е.В. Социальная защита населения в современной России//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. —    — № 9-1. — С. 259-266.
  17. Кончугов А.В. Социальное обеспечение и социальная защита: некоторые вопросы теории и практики // Власть.  — 2017. —  № 4.  — С. 117–122.
  18. Костюков  А.А. О некоторых проблемах защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: 4 шага к их разрешению // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 566-568.
  19. Кудряшова Е.А. Судебная защита конституционного права граждан на социальное обеспечение Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. — 2017. —  № 11 (75).  — С. 17.
  20. Лаврова Д.И., Учайкин Ю.Н., Иванов С.В., Першина Т.Л. Социальная политика, социальная защита, социальные стандарты и социальные гарантии//Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. — 2015. — № 1. — С. 86-91.
  21. Лебедзевич Я.В. Система социальной защиты: эволюция и взаимосвязь категорий //Финансы и кредит. — 2014. — № 23 (599). — С. 48-55.
  22. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. — М.. Юрайт, 2014. – 498 с.
  23. Овчаренко С.А., Джуринская Д.Н., Мелкумян Н.В. Социальное право в системе социальной защиты населения Российской Федерации//В сборнике: Экономика, право, организация и управление в социальной работе сборник научных трудов ежегодного городского научно-практического семинара. — Под редакцией К.М. Оганяна. — 2016. — С. 24-25.
  24. Плешакова И.Н. Социальная защита и социальное обеспечение в России: современное состояние//В сборнике: Государство и право в условиях гражданского общества. —  Ответственный редактор: Сукиасян А. А. —  — С. 85-88.
  25. Подколзина И.М., Ясницкая А.О., Данильченко К.А. Социальное страхование в России и за рубежом//В сборнике: Социально-экономическое развитие, правовая система и современное государство: новый взгляд: сборник научных статей. — Пенза, 2018. — С. 35-43.
  26. Солодков Н.С. Многодетные семьи как субъект права социального обеспечения // Крымский Академический вестник. — 2021. — № 17. — С. 217-223.
  27. Тарент И.Г. Система социальной защиты населения в Российской Федерации: Учебное пособие. — Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2015. – 398 с.
  28. Тепина И.Н. К вопросу о социально-экономической политике и социальной защите населения//Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 2-1. С. 105.
  29. Тепина И.Н. К вопросу о социально-экономической политике и социальной защите населения//Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 2-1. — С. 105.
  30. Тюстина Е.А. К вопросу о предоставлении социальных услуг и государственных услуг Фондом социального страхования Российской Федерации//В сборнике: Сборник конференций. Сборник материалов международных научно-практических конференций. — Под редакцией А.А. Коротких. — 2018. — С. 374-381.
  31. Ходусов  А.А. Конституционная защита социальных прав и свобод // Евразийская адвокатура. —  — № 2 (27). — С. 52-56.
  32. Шайхатдинов В. О. Право социального обеспечения. — М.: Юрист, 2014. – 403 с.
  33. Шафиков А.М. Право на социальную защиту: конституционно-правовой аспект// в сборнике: НАУКА ЮУрГУ материалы 66-й научной конференции (Электронный ресурс). Министерство образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский государственный университет; ответственный за выпуск: Ваулин С.Д.  — 2014.  — С. 1146-1148.
  34. Шумилин А.П. Региональная система социальной защиты — формирующийся социальный институт // Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы. — 2015. — № 1 (4). — С. 103-111.

Электронные ресурсы

  1. Размеры пособий и компенсаций в 2021 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn—-jtbeshedqe3c.xn--p1ai/razmpos/2020.php

 


1 2 3 4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф