Сессия под ключ!
Меню Услуги

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО- РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ. ЧАСТЬ 3

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

1 2 3


2.3. Проведение экскурсий по экологической тропе с детьми старшего дошкольного возраста

Экологическая тропа — наиболее «молодая» разновидность организованного маршрута на местности, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность воспитанников в природном окружении.

Существует общий подход в создании экологических троп, которое происходит поэтапно.

Первый этап — подготовительный. Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят – организаторов и помощников воспитателя. Это могут быть объединенные общими интересами члены кружка, или дети одной возрастной группы. На этом этапе большую роль играет постановка общественно значимой цели перед небольшим коллективом определенных задач и объема работы, раскрытие перспектив и определение места каждого человека в предстоящем деле. Многое зависит от эмоционального настроя группы. Организаторы становятся авангардом, вовлекающим в работу все большее число людей. Они выявляют желающих принять участие в общем деле. С их помощью, исходя из интересов и возможностей, дети делятся на подгруппы — «бригады». Командирами бригад становится члены группы организаторов. После того как выявлен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе, организуется конкурс команд детей и родителей на лучший проект каждого сооружения. В нем участвуют дети старшего возраста. Специально создается жюри для оценки проектов, куда входят педагоги, родители, шефы. В торжественной обстановке, объявляются лучшие проекты, а их авторы поощряются. Впоследствии по этим проектам на занятиях изготовляют и соответствующие изделия. К созданию отдельных крупных объектов привлекаются шефы, родители.

Для организации работы на экологической тропинке нужно разработать специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема — для педагогов, вторая — простая — для детей. А также разрабатывается ее схема .

Карта – схема экологической тропинки составляется с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов. Могут быть составлены карты-схемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов, например, нарисовать в кружках бабочку, цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для ознакомления детей на свежем воздухе в зависимости от возраста детей. В разное время года можно посещать различные точки .

В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав, мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, микроландшафты разных природных сообществ -луга, леса, клумбы, отдельные красиво цветущие растения, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т. п.

Объектом может стать и старое поваленное дерево, особенно если оно расположено в затененном месте. Под бревном найдут прибежище многие насекомые, улитки.При возможности можно создать небольшой водоем с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения. На тропинке целесообразно сделать небольшие повышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками.Традиционно в дошкольных учреждениях выделяются участки для пищевых и лекарственных растений.

По возможности создаются условия и для выращивания растений, подлежащих охране на территории страны. В состав растений тропинки могут также войти растения-часы и растения-барометры (клумбы «цветочные часы», «цветочные барометры»).Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение сезона одни цветы сменяли другие, т.е. создать клумбу «непрерывного цветения». Если сорные растения не мешают выращивать другие растения, не нужно их уничтожать: они также войдут в состав тропинки как одна из видовых точек.

На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества.

С этой целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. В качестве дополнительной точки экологической тропинки создаетсянебольшая метеоплощадка. На высоком металлическом шесте закреплен флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Здесь же размещен и указатель направления ветра: полосатый мешок-труба из легкого материала с отверстиями с обеих сторон. Невдалеке от флюгера — большой деревянный столб с кормушками для птиц. Для измерения осадков из пластиковых бутылок сделаны дождемеры: эти нехитрые приборы можно размещать в разных точках тропинки (например, на открытом месте и под кронами разных деревьев), чтобы сравнивать, где больше выпадает осадков, и выяснить почему.

Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием, например «Точка Дуб». Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов –можно использовать символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые вы составите вместе с детьми во время занятий. При оформлении табличек для некоторых объектов можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного — в зеленый, пищевого — в синий. Можно сделать легкие переносимые таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, можно брать таблички только тех объектов, которые нужно посетить.

Вдоль тропы или вблизи от нее можно:

  1. Возле хвойных деревьев, если такие имеются на участке, посадить новые виды — в комплексе дети смогут увидеть и сравнить обычную и голубую ели, обычную и сибирскую сосны, кедр, пихту.
  2. Особый интерес для дошкольников представляет лиственница, имеющая сходство и с лиственными, и с хвойными деревьями. Можно посадить 2-3 дерева.
  3. Посадить экзотическое (не характерное для данной местности) древесное растение: каштан, белую акацию, пирамидальный тополь, тую и т. д.
  4. Посадить редкие, исчезающие или охраняемые растения, занесенные в Красную книгу.
  5. Создать альпийскую горку — одну из интереснейших видовых точек экологической тропы. Каменистая или альпийская горка, альпинарий, рокарий — все это название цветника, в котором прихотливо сочетаются камни и растения. Камень, с его полной неподвижностью, неизменной во все времена года, служит прекрасным фоном для переменчивой прелести растений. Даже на небольшом участке можно создать миниатюрную альпийскую горку с десятками видов растений, которые будут радовать своим цветением с ранней весны до поздней осени.
  6. Овощной огород. Эта видовая точка представляет собой сюжетный овощной, огород на открытом, хорошо освещенном пространстве и аптекарский огород (с лекарственными травами). На первом произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений.

Хорошо, когда на экологической тропе наряду с растениями есть еще и объекты животного мира. Необходимо выявлять и учитывать, кто, где и когда появляется на участке детского сада. Это могут быть различные объекты, например:

  1. Под березой или сосновый в земле может быть муравейник. Отсутствие наземной части муравейника делает его незаметным. Необходимо организовать это место и пометить его на картосхеме.
  2. На лужайке или клумбе теплое время года будут разнообразные насекомые — пчелы, осы, бабочки, шмели и другие, это тоже объект для наблюдения детей. Один — два больших камня станут прибежищем жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу или другого жука.
  3. В почве живут дождевые черви. Их норки под приподнятыми кусочками земли, но обнаружить на лугу, среди посадок деревьев. Эти место можно пометить на картосхеме.
  4. Хорошим объектом экологической тропы являются места, посещаемые птицами: деревья, на которых птицы свили гнезда или заселили скворечники; просматриваемые участки зданий, где устраивают гнезда и выводят птенцов голуби и воробьи. «Птичий столб» привлекает птиц круглый год: в зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся в домике от непогоды, летом посещают водопой, который сделан у его основания. Иногда участок посещают белки, на огороде живет жаба, встречаются следы мышей все эти явления, если они постоянны, могут быть включены в экологическую тропу. Это же относится и к домашним животным, если они есть на участке детского сада.

Помимо объектов растительного и животного мира на тропе могут быть места, предназначенные для какой-либо деятельности детей и взрослых:

  1. Избушка Айболита (станция «скорой помощи») — место хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за растениями участка (лейки, секатор, вар и др.).
  2. Площадка для отдыха — последний объект тропы, оборудованная таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесами за столами. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала, изодеятельностью.

Информационные щиты, которые, как правило, сопровождают учебную тропу, на территории детского сада необязательны. Намного важнее иметь паспорт: описание тропы и каждого объекта, а также экскурсоводов из числа педагогов и старших дошкольников, которые могут провести по тропе гостей детского сада.

Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада. В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех образовательных деятельностей, проводимых в детском саду. Педагоги часто используют экскурсию как форму занятия. Для каждой экскурсии определяют тему и цель, выбирают объект, учитывая возрастные и физические возможности детей. Педагог заранее проходит по маршруту, уточняет его, находит нужные объекты, планирует последовательность наблюдений, содержание и объём знаний, которые должны получить дети; определяет место самостоятельной деятельности детей.

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки» — сказочного героя Боровичка, Лесовичка, Дядюшку-Ау, Бабочку-капустницу и т.д. Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит на роль «хозяина тропинки» наиболее интересного сказочного героя, который будет помогать проводить занятия. Его можно изобразить на всех табличках или хотя бы в начале маршрута, где он встречает детей и в конце, где он прощается с ними.

Периодически этот персонаж может посылать детям письма-задания, участвовать в театрализованных праздниках. Можно вырезать цветную фигурку сказочного героя (например, Боровичка) из плотной бумаги, оставив по бокам фигуры довольно широкие и длинные полосы, а спереди приделать большой карман к его одежде. При помощи полосок легко закрепить Боровичка на дереве, обхватив полосами ствол и закрепив их концы, например, с помощью скрепки или липкой бумаги. В карман сказочного человечка заранее положите задание для детей — просьба Боровичка, которые они будут выполнять. За оказанную помощь, удачно выполненные задания-загадки сказочный персонаж периодически будет оставлять на тропинке сюрпризы — конфеты, орехи на деревьях, кустарниках или в своем кармане.

Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, дидактические игры.

Следующий этап — открытие тропы. Это торжественный и волнующий акт, который ежегодно происходит весной и становится праздником не только для тех, кто ее создавал, но и для всего ДОУ. На торжество приходят родители, дети всех возрастных групп и педагоги.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических экскурсий и одновременно для ознакомления детей на свежем воздухе в зависимости от возраста детей.

Во время экскурсии – проходит коллективное наблюдение, практическая деятельность, в ходе которых решаются основные её задачи. Взрослые помогают детям увидеть основные признаки предметов и явлений, установить необходимые экологические связи. При помощи вопросов и заданий педагог побуждает детей внимательно рассмотреть объекты, сравнить их, найти связь между явлениями природы.

Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки.

Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников .

В конце основной части детям дается время для самостоятельного наблюдения и сбора природоведческого материала. При этом педагог поддерживает инициативу детей, приобщает менее активных детей к совместной деятельности. Он следит за сбором материала, строго ограничивает его количество, решая задачи бережного отношения к природе.

Затем дети в дидактических и малоподвижных играх, таких как «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «С какой ветки детки?» и т.п., закрепляют свои знания, запоминают названия растений или животных и их частей. В заключительной части экскурсии ещё раз внимание детей обращают на общую картину природы, учат видеть прекрасное в обычном.

После экскурсии дети расширяют, уточняют и обогащают полученные знания в играх и наблюдениях за объектами на территории детского сада. Педагог рассматривает с ребятами репродукции картин известных художников, читает художественную литературу, сочиняет экологические сказки, проводит дидактические игры, занятия по изобразительной деятельности, способствующие реализации впечатлений детей от общения с природой.

В заключение работы по какой-либо теме проводится обобщающая беседа, в ходе которой, используя систему вопросов, восстанавливают в памяти детей наиболее важные для осознания связей факты, стараясь вызвать переживания и соответствующее позитивное отношение к природе.

Особенностью работы на экологической тропе является возможность проводить экскурсии круглый год. Дети наблюдают одни и те же объекты в разные времена года, видят сезонные изменения, происходящие в природе, принимают активное участие в благоустройстве территории детского сада. Они очень эмоционально и живо реагируют на встречу с прекрасным и удивительным.

И задача педагогов – направить эмоциональную непосредственность ребенка в нужное русло, побудить детей все удивительное рассмотреть, обследовать со всех сторон, охарактеризовать и сохранить в первозданном виде.

Дети становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети ведут и большую пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада.

Проводятся праздники, досуги, походы в природу, где у детей формируются широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, вызывающие яркий эмоциональный отклик .

Таким образом, на экологической тропе можно проводить наблюдения, игры, различного вида занятия и экскурсии необходимо помнить при этом об интегрированном подходе. На тропинке с детьми занимается педагог эколог или воспитатель, но свои впечатления об увиденном они затем выражают в разных видах деятельности .

Вывод по главе 2

Содержанием экологической культуры детей дошкольного возраста являются знания природоведческого характера, а формирование положительного отношения у дошкольников к природе — это важное направление экологического воспитания, оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем.

При формировании экологической культуры дошкольников используются большое разнообразие средств и методов экологического воспитания при условии их целенаправленного выбора.

Создание развивающей экологической среды в ДОУ имеет большое значение для экологического воспитания дошкольников, а именно для формирования представлений знаний и умений, и развития психологических процессов, привычек и поступков, так как создает условие для рационального использования различных методов при организации процесса — взаимодействия ребенка с окружающей его природой. Дает возможность для получения информации об объекте природы всеми органами чувств, что накладывает положительный отпечаток на сознание ребенка о наблюдаемом и изучаемом объекте.

Любая деятельность дошкольника, соприкасающаяся с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе ее дети узнают новые знания, осваивают различные умения и навыки осознают значимость того или иного действия, его место и роль в природе.

На сегодняшний день проблема формирования экологической культуры дошкольников остается наиболее активное — следует учесть, что одним из основных условий осуществления данного процесса является контакт ребенка с природой, непосредственное общение с ней. А это возможно лишь в условиях развивающей экологической среды ДОУ, неотъемлемой частью которой является экологическая тропа. Но не сама по себе тропа, а правильная ее организация. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми, просветительской работы с сотрудниками дошкольного учреждения и родителями детей.

В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропе можно проводить наблюдения, игры, экскурсии.

Заключение

Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.

Вопросами экологического воспитания дошкольников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании.

Проблема экологического воспитания существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.

Именно в дошкольном возрасте ребёнок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания.

Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массо-вость, стабильность, умение применять экологические знания.

Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении дошкольниками общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы. Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие.

Формирование экологического сознания – важнейшая задача педагогики. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом помогают занятия не традиционной формы: например игры. На таких занятиях можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционном занятии: активного участия детей в подготовке занятия, заинтересованности в том, чтобы занятие прошло хорошо. Нетрадиционные занятия, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы занятий особенно важны для формирования экологического сознания у дошкольников.

Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром. Уяснение правил и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету для потомков.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На совре-менном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относится к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

В данной работе рассматривалось экологическое воспитание детей дошкольного возраста, методические основы обучения различным видам экологического общения на занятиях. Проанализировав, экологическую литературу мы изложили теоретический материал по проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста.

В работе была рассмотрена организация эколого-развивающей среды в ДОУ, в частности организацию экологической тропы.

Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, формированию нравственных качеств, формированию экологически грамотного поведения, экологизации различных видов детской деятельности.

Экспериментальная деятельность способствует интеллектуально-личностному, творческому развитию детей. В ходе опытно-экспериментальной работы было выполнено следующее: разработано планирование экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста; созданы условия для развития экспериментальной деятельности в группе — экологический центр и детская экспериментальная лаборатория, которая была оснащена измерительными приборами, лупами, весами воронками, градусниками, образцами семян растений, образцами различных материалов, колбами, пробирками, различными емкостями для проведения экспериментов, собран природный, бросовый материал; образцы различных тканей и т.д.; разработаны методические пособия по экспериментированию и проведению занимательных опытов. Для закрепления знаний детей о растениях, природных явлениях созданы альбомы, гербарии собраны дидактические, настольно-печатные игры, макеты природных зон. Организована работа кружка «Юные исследователи» .

Мониторинг познавательного интереса у детей дошкольного возраста показал, что в процессе деятельности у детей совершенствовались способности сравнивать, анализировать, формулировать определения понятий, дети научились использовать различные символы. Дети научились составлять схемы, карты и использовать свои знания и умения в самостоятельной деятельности. Дошкольники стали внимательнее друг к другу и к себе, проявляли сотрудничество, пытались находить причину своих удач или ошибок, а также стали проявлять большую самостоятельность при проведении опытов, могут рассуждать по поводу перспектив своей деятельности и предполагаемых результатов.

В ходе опытно-экспериментальной работы определено, что для повышения эффективности экологического воспитания дошкольников необходимо систематически проводить работу не только на занятиях, но и в повседневной жизни, посредством эколого-развивающей среды в ДОУ.

Результатом явилось то, что повысился уровень экологического воспитания детей, что и подтвердило гипотезу.

Список литературы

  1. Бабаева Т.И. Методические советы к программе «Детство». Дошкольное образование, для специалистов ДОУ- СПб. Детство-Пресс, 2011 г.
  2. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др. «Детство»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.
  3. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми5-6 лет»: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2012 г.
  4. Веракса Н.Е. «Развитие ребенка в дошкольном детстве»: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
  5. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 г.
  6. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ»: Дошкольник – Волгоград: Учитель, 2011 г.
  7. Дыбина О. В., Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом»: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников — М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.
  8. Дыбина О. В. «Творим, изменяем, преобразуем»: занятия с дошкольниками. М., 2012 г.
  9. Дыбина О.В. «Что было до…»: Игры – путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2014 г.
  10. Егоренков Л.И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников»: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальной школы / Л.И. Егоренков АРКТИ, 2010 г.
  11. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка – М., 2012 г.
  12. Зебзеева В.А. «Теория и методика экологического образования детей»: учебное пособие – М.: Сфера, 2009 г.
  13. Зубкова Н.М. «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» — Санкт-Петербург 2010 г.
  14. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2013 г.
  15. Иванова А.И. «Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ»: Приложение к журналу «Управление ДОУ», М.: Сфера, 2011г.
  16. Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения»: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2013 г.
  17. Ковинько Л. «Секреты природы – это так интересно!» – М: Линка-Пресс, 2012 г.
  18. Козлова С.А. «Нравственное и трудовое воспитание дошкольников»: Учеб. Пособие для студентов фак. дошк. оборазованиявысш. пед. учеб.заведений — М.: Академия, 2012 г.
  19. Кондратьева Н.Н. и др. «Мы» Программа экологического образования детей. СПБ: Детство – Пресс, 2010 г.
  20. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду» — М. 2011г.
  21. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст». — М.: Педагогическое общество России, 2013 г.
  22. Лазарева Л.В. «Ступенька в будущее»: Экологический информационно – методический бюллетень. Чита. №2, весна,2010 г.
  23. Лампман В.Е. «Лаборатория педагогического мастерства». Волгоград: Учитель, 2012 г.
  24. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно — экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий Волгоград: Учитель,2011 г.
  25. Маханёва М.Д. «Система экологического развития детей». – Управление ДОУ: научно практический журнал. №2, 2012 г.
  26. Менщикова Л.Н. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет»- Волгоград:2009г.
  27. Михайлова З.А. «План-программа педагогического процесса в детском саду»: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В.Гончарова и др., -2-е изд. СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 г.
  28. Назарова Л.Д. «Экология души: формирование нравственной позиции человека по отношению к миру». – Управление ДОУ: научно практический журнал. №2, 2012 г.
  29. Николаева С.Н. «Тория и методика экологического образования детей»: учебное пособие – М., 2012 г.
  30. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». – М.: Педагогическое общество России, 2013 г.
  31. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.– М., 2011 г.
  32. Николаева С.Н. Эколог в детском саду – М., 2013 г.
  33. Павлов Л. «Экологическое воспитание»: Практическая деятельность детей. // Ребёнок в детском саду, 2010 г.
  34. Поддьяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом — черным ящиком» // Вопросы психологии, 2011 г.
  35. Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста». Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, №1, 2012 г.
  36. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира» // Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2014 г.
  37. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М.:2013г.
  38. Рыжова П. «Игры с водой и песком» // Обруч, 2011 г. — № 2.
  39. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной» // Обруч, 2012 г. — № 2.
  40. Ремизова Н.И. «Учебная экологическая тропа на пришкольном участке». // «Биология в школе» №6, 2010 г.
  41. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения дошкольников». – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010 г.
  42. Серебрякова Т. А. «Экологическое образование в дошкольном возрасте» : учеб.пособие для студ. Вузов. Педагогика / Серебрякова Татьяна Александровна — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2012 г.
  43. Соломенкова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика – Синтез, 2011 г.
  44. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» — Киев: 2013 г.
  45. Токмакова И.В.«Земля наш дом родной».// Дошкольное воспитание №7, 2010 г.
  46. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста» // Дошкольная педагогика, 2011 г. — № 1.
  47. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» С.П.2012г

1 2 3

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф