2.2 Анализ материально-технической базы предприятия
Магазин размещен на арендованных торговых площадях, площадь отдела 80 кв.м., в собственности индивидуального предпринимателя находится складское помещение общей площадью 60 кв.м., стоимостью 1000,0 тыс. рублей, перемещение товаров со склада в торговый зал осуществляется на принадлежащем индивидуальному предпринимателю автомобиле, стоимостью 600,0 тыс. рублей.
Увеличение стоимости основных фондов обусловлено приобретением в 2019 году дополнительного торгового оборудования, общая стоимость которого на конец 2019 года составила 750,0 тыс. рублей.
Товарные запасы возросли на 270,0 тыс. рублей, денежные средства на расчетном счете индивидуального предпринимателя и в кассе торгового отдела на конец 2019 года сократились на 180,0 тыс. рублей; эффективная работа по планированию поставок товара позволила сократить дебиторскую задолженность за предоплаченные поставки товара на 130,0 тыс. рублей. Общее сокращение оборотных средств составило 40,0 тыс. рублей.
Условные обозначения:
ТО – товарооборот, тыс. руб.;
Чтоп – численность торгово-оперативного персонала, чел.;
– среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.;
– среднесписочная численность работников предприятия, чел.;
ЧП – чистая прибыль, тыс. руб.
Сокращение товарооборота в 2019 году повлекло снижение фондоотдачи до 1,97 на 1 рубль стоимости основных фондов, фондоемкость соответственно возросла до 0,51 на 1 рубль товарооборота. Сокращение численности персонала обусловило возрастание фондовооруженности и фондооснащенности. Сокращение чистой прибыли привело к снижению фондорентабельности.
– средний размер оборотных средств предприятия, тыс. руб.;
Сокращение среднегодового размера оборотных средств с 5100,0 тыс. рублей в 2018 году до 5030,0 тыс. рублей в 2019 году при одновременном сокращении товарооборота привело к увеличению времени обращения оборотных средств на 54 дня, скорость обращения оборотных средств соответственно сократилась. Сокращение чистой прибыли привело к снижению коэффициента эффективности использования оборотных средств.
Незначительные изменения в структуре и объеме основных и оборотных средств на фоне сокращения товарооборота на 15 % привели к снижению эффективности использования основных и оборотных средств и значительному возрастанию времени обращения. Учитывая достаточную фондовооруженность и фондооснащенность, для увеличения товарооборота необходимо работать над совершенствованием применяемых методов продаж.
2.3 Характеристика основных экономических показателей
Чтобы торговое предприятие успешно функционировало, необходимо проводить глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволяет сделать предприятие устойчиво прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.
Основная функция коммерческой деятельности – получение прибыли от купли и продажи товаров. Величина прибыли в основном зависит от объема их реализации и валового дохода.
Валовой доход определяется как сумма денежных средств, полученных от реализации продукции, за вычетом стоимости ее приобретения у поставщиков. Его величина зависит от закупочной деятельности, ассортиментной структуры товарооборота и суммарной торговой надбавки. Чем меньше расходы на закупку товаров, тем больше валовой доход.
Издержки обращения включают все затраты, вызванные куплей – продажей и доведением товаров до потребителей. Наибольшая доля расходов в структуре издержек приходится на транспортирование товаров, заработную плату персонала, содержание складских и торговых помещений. Периодический анализ издержек обращения товаров позволяет выявить резервы и возможности снижения затрат.
В условиях рыночной экономики основным показателем хозяйственной деятельности торгового предприятия является прибыль. Это связано с тем, что для предприятий, несущих полную материальную ответственность за результаты своей деятельности, основной целью становится получение максимально возможной прибыли. Прибыль – важнейший оценочный показатель деятельности предприятия в области предпринимательства и бизнеса. Прибыль – суммарно – результативный показатель торгового предприятия. Полученный валовой доход от купли и продажи минус издержки обращения выражает прибыль на вложенный капитал. Стратегия прибыли – целенаправленная товарная, закупочная и ценообразующая политика, осуществляемая на коммерческой основе.
Проведем анализ экономической деятельности торгового предприятия. Данные представим в таблице 14.
По данным таблицы 14 можно сказать, что рост товарооборота имеет отрицательную динамику. Снижение на 810 тыс. руб. за год, которое обусловлено неблагоприятной экономической ситуацией и снижением покупательского спроса. Сокращение товарооборота в 2019 году повлекло снижение фондоотдачи до 1,97 на 1 рубль стоимости основных фондов, фондоемкость соответственно возросла до 0,51 на 1 рубль товарооборота. Сокращение чистой прибыли привело к снижению фондорентабельности. Выручка в 2019 году, по сравнению с 2018 годом снизилась на 810 тыс. руб.(-14.9%).Численность персонала в 2019 году, по сравнению с 2018 годом уменьшилась на 1чел. (-14.3%).
Сокращение среднегодового размера оборотных средств с 5100,0 тыс. рублей в 2018 году до 5030,0 тыс. рублей в 2019 году при одновременном сокращении товарооборота привело к увеличению времени обращения оборотных средств на 54 дня, скорость обращения оборотных средств соответственно сократилась. Сокращение чистой прибыли привело к снижению коэффициента эффективности использования оборотных средств.
На основе проведенного анализа основных экономических показателей, можно сделать вывод о снижении практически всех показателей деятельности компании.
Таблица 15 — Анализ влияния цен и физического объема продаж на оборот розничного торгового предприяти
На основании таблицы 15 видно, что оборот розничной торговли в 2019 году в действующих ценах уменьшился на 810 тыс.рублей, в сопоставимых ценах на 950 тыс. рублей, из них абсолютное изменение оборота за счет снижения физического объема продаж составило 950 тыс.рублей и рост товарооборота за счет цен составил 140 тыс.рублей.
Таким образом, незначительный рост уровня цен не компенсировал сокращение товарооборота, связанного с сокращением физического объема продаж, обусловленного снижением покупательского спроса.
Но производительность труда одного работника обслуживающего персонала выросла на 70 тыс. руб./ чел и темп роста за год составил 6,5%. С целью сокращения издержек обращения, которое составило 284 тыс. рублей в год было осуществлено сокращение численности работников на 1 сотрудника торгово-оперативного персонала и сокращение среднемесячной заработной платы одного продавца на 1,5 тыс. рублей в месяц, что позволило сократить годовой фонд заработной платы на 288 тыс. рублей, но данные меры не смогли компенсировать потери от снижения товарооборота. На предприятии значительный уровень фонда заработной платы — 26,4 % в 2018 году и 24,8 % в 2019 году, но дальнейшее сокращение численности торгово-оперативного персонала при действующем режиме работы отдела с учетом требований трудового законодательства и установленным уровнем минимального размера оплаты труда не представляется возможным. Необходимо увеличить товарооборот посредством совершенствования форм и методов продажи товаров ИП Николаев В.А. Валовая прибыль сократилась на 400 тыс. рублей, что составило 14,8 %, учитывая сокращение товарооборота на 14,9 %, уровень валовой прибыли остался практически неизменным — 49,6 %.
На основании данных таблицы 16 можно сделать вывод о незначительном снижении рентабельности продаж(1.5%) и снижении рентабельности предприятия (1,5%). Рентабельность конечной деятельности снизилась незначительно на (1,3%).
Сокращение товарооборота повлекло сокращение рентабельности продаж, частично снизить сокращение рентабельности конечной деятельности позволило сокращение издержек за счет снижения расходов на оплату труда в связи с сокращением одного продавца и снижением средней заработной платы.
Наглядно динамика показателей рентабельности по отношению к обороту розничной торговли показана на рисунке 10.
Рисунок 10 — Динамика рентабельности деятельности по отношению к обороту розничной торговли в 2018-2019 годах, %
Сокращение издержек за счет снижения расходов на оплату труда в связи с сокращением одного продавца и снижением средней заработной платы не позволило компенсировать сокращение рентабельности конечной деятельности вызванной снижением товарооборота.
На основании этой таблицы можно сделать вывод, что всего источников финансовых ресурсов не изменилось, собственный капитал уменьшился незначительно (0,4%), заемный капитал так же уменьшился (2.2%), кредиторская задолженность уменьшилась на (2.2%). В целом показатели остались без значительных изменений.
Индивидуальный предприниматель не пользуется кредитами банков,
но частично использует кредиторскую задолженность. Заемный капитал в размере предприниматель берет по условиям договоров поставок товара у поставщика “ООО Сноу Москва ”.
Часть товаров приобретаются за счет собственных средств, другая часть товаров берется по условиям договоров с отсрочкой платежей. Задолженности перед бюджетом, внебюджетными органами нет, заработная плата выдается вовремя. Собственный капитал за период 2018 по 2019 год не изменился, заемный уменьшился незначительно на 2,2 %. Структура финансовых ресурсов и.п. Николаев В.А. практически осталась прежней.
2.4 Конкурентоспособность торгового предприятия
Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение не только его сильных и слабых сторон, но также и тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию. Фактор – это основной ресурс как на уровне производственной деятельности предприятия, так и в экономике в целом; фактор – это движущая сила экономических, производственных процессов, оказывающих влияние на результат производственной, экономической деятельности.
Факторы конкурентоспособности – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия.
Факторы могут изменить конкурентоспособность предприятия в сторону увеличения и уменьшения. Факторы — это то, что облегчает трансформацию возможностей в реальность. Факторы определяют способы и способы использования резервов конкурентоспособности. Следует отметить, что наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они используются.
К факторам конкурентоспособности относятся: финансовое положение предприятия; Состояние базы для собственных проектов исследований и разработок и уровень затрат на них; Наличие передовых технологий; Высококвалифицированный персонал; Возможность маневрирования продукта и цены; Наличие распределительной сети; Состояние обслуживания; Возможность кредитования; Эффективность рекламных и рекламных инструментов; Доступность информации, платежеспособность основных клиентов.
Конкурентное позиционирование компании — это совокупность конкурентных действий, направленных на изменение или удержание занимаемой конкурентной позиции.
В качестве практической базы проведенного исследования выступила хозяйственная деятельность магазина «Snow” , занимающегося в качестве основного вида деятельности розничной продажей одежды.
В ходе написания данной работы был проведен анализ финансовой отчетности рассматриваемого предприятия, в результате чего:
Анализ эффективности управления коммерческой деятельностью рассматриваемой компании показал следующее.
В течение 2018-2019 гг. сумма выручки от основной деятельности предприятия снизилась на 810 тыс. руб. Сумма прибыли от продаж в течение 2018-2019 гг. снизилась на 12,7%.
Рассчитанные в ходе данного исследования показатели рентабельности деятельности данной компании в целом продемонстрировали незначительного снижение уровня ее финансового состояния в течение 2018-2019 гг.
Магазин «Snow » расположен в торговом центре «ТК на Свободном» на улице Телевизорная 1ст.2 в городе Красноярске. В магазине продается одежда для женщин, мужчин, детей. Магазин ориентирован в основном на средний уровень покупателей, для которых важно соотношение оптимальной цены и приемлемого качества вещей. Что немаловажно, модели отличаются разнообразием, среди них можно подобрать модные и оригинальные экземпляры. Есть выбор нарядной одежды и одежды на каждый день. Кроме того, имеется небольшое количество вещей маленького размера — для девочек старшего возраста и миниатюрных девушек. В магазине периодически проводятся распродажные акции.
Основными поставщиками товаров в магазин являются ООО « Власта», ООО «Snow Москва».
Основными конкурентами магазина являются магазины, расположенные рядом с «Торговым Кварталом на Свободном» такие как: «О Хара», «Магазин Верхней Одежды»., но несмотря на достаточную конкуренцию, магазин достаточно популярен, так как имеет своих постоянных покупателей и свою ценовую политику.
Характеристика методов стимулирования продаж в магазине «Snow”
Стимулирование продаж: представляет собой комплекс мероприятий, направленных на привлечение большего числа покупателей с целью увеличения сбыта товаров.
Выбор применяемых методов стимулирования продаж зависит от того, кто и с какой целью проводит связанные с этим мероприятия, а также от свойств товара, к которому необходимо привлечь внимание покупателей.
При этом предприятие преследует такие цели как:
— повышение интереса покупателей к уже известным им торговым маркам;
— знакомство потребителей с новыми товарами или новыми свойствами популярных товаров;
— увеличение числа приобретаемых одним покупателем хорошо знакомых ему товаров.
Основными целями проведения таких мероприятий в магазине являются:
— увеличение числа покупателей (в том числе постоянных) и количества приобретаемых ими товаров;
— ускорение оборачиваемости товаров;
— устранение излишних товарных запасов;
Основным методом стимулирования продаж в магазине «Snow” продажа товара со скидками. Например, могут быть установлены скидки на сопутствующие товары в случае приобретения основного товара.
Возможно, предоставление покупателю права приобретения со скидкой какого-либо товара при приобретении другого.
Существуют также скидки с определенной суммы покупки: чем больше стоимость приобретенных товаров, тем выше скидка.
- Продажа товаров по сниженным ценам. По сниженным ценам продают в основном товара, который не пользуется спросом, или товар, на котором образовались какие-нибудь незначительные дефекты. Кроме этого, снижение цен может носить сезонный характер (продажа по сниженным ценам зимней в период наименьшего спроса на них и т.п.).
- Так же в магазине существует отдельно отведенное место, где продается товар со скидками 50 и 70 %. Этот товар, вышедший из моды, но имеющий товарный вид, без дефектов, либо товар со значительными дефектами.
У магазина “ Snow ” имеются в данном районе города два основных конкурента : магазин О Хара” и магазин “Дом верхней одежды”, расположенные в соседнем здании по адресу : Телевизорная 1 ст.7, г. Красноярск. Ассортимент этих магазинов очень схожий с магазином и.п.. , магазины расположены в пешей доступности для потребителей .
Конкурентная среда торгового предприятия «Snow” оценивалась по нескольким показателям, система оценки – балльная:
– широта ассортимента товаров;
– уровень цен на товары;
– удобство планировки;
– уровень дополнительных услуг;
– качество обслуживания покупателей;
– режим работы;
– удобство расположения магазина.
Оценка конкурентоспособности торгового предприятия ”представлена в таблице 18.
Таблица 18 – Оценка конкурентоспособности торгового предприятия ”
Оценка конкурентоспособности торгового предприятия «Snow” свидетельствовала о том, что магазин занимает среднее положение среди конкурентов. Его основным конкурентам («О Хара» и «Верхняя Одежда») поставлено следующее общее количество баллов: «Snow” 35 баллов , «О Хара» 38 баллов и «Верхняя Одежда» 33 баллов. Основной конкурент магазина «Snow” является магазин «О Хара», так как это крупная торговая сеть магазинов у которой более широкий ассортимент товаров, более развита система скидок и проводятся лучше рекламные компании.
В отличие от конкурентов магазин «Snow” имеет более удобный режим работы с 10.00 до 22.00 часов , магазин «О Хара» работает с 10.00 до 21.00 часов , магазин «Верхняя Одежда» с 10.00 до 19.00 часов. При этом магазин и.п. Николаева В.А. имеет неширокий ассортимент товаров, так как его торговая площадь является небольшой. В магазинах, по мнению розничных покупателей, достаточно удобной является планировка в магазинах, а количество оказываемых дополнительных услуг – невысокое. Исследуемые магазины удобно расположены, но имеют не вместительные парковки, а качество обслуживания покупателей продавцами в магазинах, по их мнению, оценивается, как хорошее. Качество товаров в магазинах примерно одинаковое .
Многоугольник конкурентоспособности предприятий отмечен на рисунке 11:
Рисунок 11 – Многоугольник конкурентоспособности предприятий
Следовательно, предприятие «Snow” обладает средним уровнем конкурентоспособности, из его сильных сторон:
– приемлемый уровень цен на товары для розничных покупателей;
– достаточно удобная планировка в торговом зале магазина;
– качество обслуживания от продавцов устраивает большую часть розничных покупателей;
– более удобный режим работы;
Из слабых сторон:
– неширокий ассортимент реализуемых товаров;
– малое количество оказываемых дополнительных услуг.
– слабое продвижение товара.
